Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История церкви Рыбинский Спас на Ангаре


XI ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК»

Историческая исследовательская работа

Исполнитель Антипенко Наталья,
ученица 9 Б класса МОУ МСОШ № 2
Мотыгинский район,
п. Мотыгино,

Руководитель Антипенко Ольга Владимировна, зав. методико-библиографическим отделом Межпоселенческой центральной библиотеки

 

Накануне Светлого праздника Пасхи, в апреле 2009 года жители Мотыгино прочитали в газете «Ангарский рабочий» объявление, приглашающее на выставку одного экспоната «макет Рыбинской церкви» в Мотыгинский районный краеведческий музей.

Я, мои одноклассники, да и все посетители, пришедшие на выставку, долго стояли перед витриной, искренне восхищаясь удивительным творением рук человеческих. Макет Рыбинской церкви изготовил Владимир Иванович Петров, коренной житель села Рыбного, собиратель и хранитель его истории. Экскурсовод поведал нам о былом величии и трагедии Рыбинского Спаса на Ангаре.

И когда в нашей школе объявили о всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников я решила, что рассказ о церкви села Рыбное обязательно должен там прозвучать. В поисках документальных и иллюстративных источников, в оформлении библиографического списка, редактировании работы мне помогала моя мама Антипенко Ольга Владимировна.

История освоения русскими Нижнего Приангарья начинается с 1628 года, когда енисейский воевода Василий Аргамаков посылал служилых людей для сбора ясака «в дальние новые землицы и по Тунгуске вверх на Рыбную ловлю, где збираются ясачные люди, Петра Бекетова с служилыми людьми, потому что тунгусские люди под государеву высокою царскою рукою ещё не укрепились и ясаку с себя дают мало, и то с подарки, а не с окладом, а иные ничево не дают и служилых людей побивают.. .и велел ему тут острожек поставить, и Петр Бекетов с служилыми с промышленными людьми острожек поставили, и призвав в острожек тунгусских людей и аманатов у них, и под тех аманатов ясак взяли перед прежним с прибылью». С этого момента ведёт свое начало история, культура, религия новых переселенцев - основателей нашего района. В год построения острога была поставлена часовенка, где казаки обращались со своими молитвами к богу.

В последующие годы численность жителей острога пополнилась за счёт пашенных крестьян - переселенцев, посаженных енисейским воеводой на новое место поселения - Рыбинскую землицу, для обеспечения рыбинских казаков хлебом. А в этом случае, невозможно представить себе быт русского крестьянина без молитвы в церкви и без посещения церковной службы.

Когда именно была построена в Рыбинском остроге первая церковь, неизвестно, но это произошло не позднее 1683 -1684 гг. В деле о «новоселидебных землях» по р. Тунгуске за эти годы имеется карта Енисейского уезда, на которой изображён Рыбинский острог, а в нем одноглавая церковь.

Известно, что в 1719 г. попом Спасской церкви Рыбинского острога был Андрей Кузьмин, сын Свешников, сорока одного года. У него были дети Петр, шести лет, и Исаак, четырех лет. При церкви тогда состояли дьячком Василий Юдин, сын Столов, 50-ти лет, у которого был сын Константин трех лет, и бездворный пономарь Данила Романов, 25-ти лет, у которого были дети Григорий, девяти лет, Алексей, пяти лет, и Савва, трех лет.

В 1735 г., Герард Фридрих Миллер (Фёдор Иванович Миллер) историк, географ, картограф, путешественник, журналист, популяризатор научных знаний, исследователь Сибири, российский академик, почетный член ученых обществ ряда европейских стран, член – корреспондент Парижской АН вместе с И. Гмелиным участвовал в экспедиции по изучению Сибири. Cобрал следующие сведения о Спасской церкви: «В Рыбинском остроге - церковь во имя Нерукотворного Образа Господня, и в прошлых годех оная церковь згорела и построена вновь зо имя тож», Тот же Миллер в своих путевых записях оставил информацию о том, что «к этому острогу (Рыбинскому ) относятся 34 деревни, которые расположены на реках Тунгуске, Тасеевой и Муре. Среди них имеются две деревни с церквами».

В архивных материалах Енисейского государственного краеведческого музея есть такая запись за 1738 год: «Рыбинский острог круглый, к речной стороне открытый, на юго-западной стороне башня. В остроге церковь, три хлебных амбара, частный дом. За острогом правление и 16 жилых изб».

До 1850 года на Рыбинском утёсе стояла церковь в деревянном исполнении. Несколько раз за это время она горела, восстанавливали. Этому свидетельствуют архивные документы. Документов же о дате постройки церкви Миллеру не удалось найти; очевидно, они погибли при пожаре. Данные о постройке каменной церкви в селе Рыбное в документальных источниках разные: в «Кратком описании приходов Енисейской епархии» - 1801 год, в путевых заметках его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, епископа Енисейского и Красноярского – 1810, по данным Мотыгинского краеведческого музея – 1855.

В 1855 году начинает действовать вновь восстановленная после пожара уже каменная церковь Рыбинского Спаса на Ангаре. Не случайно построение каменной церкви относиться к середине 19 века. На это время приходится расцвет золотодобычи Южно - Енисейской тайги. Рыбное было перевалочным пунктом между приисками Южно-Енисейской тайги и внешним миром, здесь сходились дороги из Канска, Енисейска и Красноярска. Естественно, что в Рыбном активно развивалась экономическая жизнь. По воспоминаниям старожилов в Рыбном было 18 питейных заведений, около десяти двухэтажных домов состоятельных рыбинцев, купцов. Именно этот социальный слой рыбинцев и выступали меценатами. Благодаря им были собраны средства для строительства каменной церкви. Она строилась около десяти лет. Стиль, в котором выполнено каменное здание церкви, относится к сибирскому барокко. В этом стиле выполнено большинство храмов и церквей Енисейска. Богучанская церковь, которая была построена в это же время, была близнецом Рыбинского Спаса на Ангаре.

Эта церковь стала символом благополучия и стабильности Приангарья. Она собирала под своими сводами жителей близлежащих деревень Бельска, Зайцева, Пашино, Денисове, Сметанино, а по большим праздникам и мотыгинцев. Жизнь каждого прихожанина начиналась и заканчивалась в церкви.

Из путевых записок его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Енисейского и Красноярского 1891 год: «…31 июля отправились в путь в 5-м часу утра, а прибыли в село Рыбенское в 9 часов, прямо к литургии. Рыбенская церковь каменная, построена в 1810 году, на месте ветхой деревянной церкви. Престолов два; в главном храме во имя Нерукотворного образа Христа спасителя, а в приделе - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Самое село расположено на правом берегу реки… Приход раскинулся на 137 верст.

В местном храме Господь сподобил совершить Божественную литургию, на малом входе за которой благочинный о. Александр Масленников удостоен камилавки - Синодальной награды, а после причастного стиха местный священник о. Александр Поротов сказал краткое поучение на текст: «Блажены слышащие слово Божие». При благословении Архипастырем народа по литургии раздаваемы были Троицкие Листки и ведена была Архипастырем беседа с народом по поводу редкого посещения храма мущинами за недосугом, при чем раскрыта была мысль о главной цели жизни на земле».

С 1880 по 1917 год «золотой век» храма. В эти годы к зданию церкви пристроили дополнительное помещение. Установили еще две маковки. Покрыли крышу кровельным железом. Общее количество колоколов довели до 10. Теперь колокольный звон белостеннной красавицы распространялся далеко по водной глади Ангары. Старожилы говорили, что в безветренную погоду колокольный звон можно было услышать даже в деревне Кокуй, что выше села Рыбного, по Ангаре на 20 с лишним километров. Церковь окружена железной оградой, во дворе была зелень. Во дворе церкви было также кладбище с надгробиями. В церкви служил старый поп Поротов Александр. С ним служил дьяк Устин.

Как указано в «Кратком описании приходов Енисейской епархии», изданном в 1916 году: «Церковь в с. Рыбинском каменная, двухпрестольная с приделом во имя ап. Петра и Павла, построена в 1801 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Библиотека при церкви небольшая. Летопись ведется с 1855 года. В церковном архиве имеются две грамоты митрополита Павла Тобольского от 1760 и 1763 г. и две грамоты архиепископа Тобольскою Варлаама от 1797 и 1801 г. В д. Мотыгиной имеется молитвенный дом с алтарем, построен в 1882 г.. а в д. Пашенной - часовня, построена в 1914 году. Церковные школы имеются в с. Рыбинском и в д. Мотыгиной». К приходу относилось «семь деревень: Бельская в 4 в., Мотыгина в 12 в., Кокуй в 37 в., Зайцево в 12 в., Пашенная в 7 в., Денисова в 3 в., Сметанина в 12 в.» По данным на 1916 год, в церкви служил священник, получавший жалованье в размере 300 рублей, и псаломщик с жалованьем в 100 рублей. Имелся дом для священника и 55 десятин сенокосной земли.

Стоять бы обителям веры ещё не один год, воспитывая в душах прихожан добро, смирение, духовность. Если бы не события после 1918 г.

После революции судьба церквей нашего района была одинакова. С приходом к власти большевиков начинается борьба с религией, церковью, «опиум народа» стал уничтожаться во всех его проявлениях. И самой извращенной формой борьбы с религией стало разрушение храмов по всей стране.

Последним попом, служившим в церкви, был молодой поп Успенский Семен Алексеевич. Во время гражданской войны партизаны его расстреляли около д. Пашино.

Жизнь этого красивейшего здания закончилась в 20 веке. В 1928 году почти в одно и то же время состоялись собрания жителей деревень Рыбного, Мотыгино, Герфед, на которых было принято решение о закрытии церквей и прекращении проведения церковной службы. В каждой деревне нашлись активисты, которые выносили церковные убранства, иконы. Некоторые иконы из церкви смогли унести жители. Иконы прятали, иногда даже закапывали е землю, подальше от глаз. Что стало с библиотекой при церкви - неизвестно.

Одна из местных легенд рассказывает о том, что все золотая церковная утварь Рыбинского Спаса была собрана в мешок, и брошена в прорубь на середины реки Ангары, где глубина достигает более 10 метров. Колокола разбиты, кресты сбиты....

В народе существует поверье: и то место, где находилась церковь, и осколки церковных кирпичей обладают чудотворной силой, могут исцелить, очистить, если к ним прикоснуться рукой, или хранить кусочек у себя. И напротив, те, кто разрушали святыни: разоряли храм, сжигали иконы, били колокола, срывали кресты, могут узнать оборотную силу святости - кару божью.

По местной легенде же, те активисты, кто разоряли Рыбинскую церковь в 1928 году, умерли в разное время от мучительных недугов и болезней.

« А потом эту церковь давай рушить, иконы ломать…А церковь – то кака красива была! Все стены, кресты поизломали, колокола все посносили. И вот кто ломал – то, их уже нет в живых, их Бог наказал…Один, говорит, койку сделал с икон, и дети, говорит, родятся и помирают, родятся и помирают, никак не стояли…А один, говорит, стулья из икон сделал: и вот, говорит, жена его в грозу сидела, пряла на этим стуле, и молния через неё прошла… Церковь разрушили – глу – у – ухо стало. Колокола – то уронили, глухо стало. А то как начнут этот благовест – то, ой! Зальются эти колокола!»

В опустошенном храме был устроен сельский клуб, затем зернохранилище. В 30-х годах встал вопрос о строительстве телятника, естественно, что сразу же решили разобрать церковь, где кирпич был очень хорошего качества. Но как, ни старались местные активисты, закладывали взрывчатку под фундамент, расшатывали стены трактором, церковь оставалась непоколебимой. Древние строители знали секреты прочной кладки. При строительстве церкви в раствор, которым скрепляли кладку, добавляли яичный желток. Сколько всего куриных яиц было использовано при строительстве церкви в Рыбном история умалчивает. Но телятник так и не построили. Не потому, что кирпича не добыли, а потому что ни одного целого из развалин церкви не удалось извлечь.

Некогда прекрасный храм, который украшал ангарские окрестности и своими белоснежными стенами, и позолоченными куполами, и колокольным звоном, который в безветренную погоду разносился по водной глади на десятки километров, так же медленно исчезал, как и строился. Через десять лет после начала варварского похода иконоборцев последние развалины были сброшены с утеса трактором в Ангару. До сих пор весной, после ледохода, когда уровень воды в реке падает, под Рыбинским утёсом можно увидеть остатки кирпичей и массивных гипсовых плит с церковного кладбища.

Одна из легенд о церкви повествует, о том, что до сих пор в глубине утёса сохранился подземный ход, который был сделан строителями церкви, и ведёт он от западного берега Ангары до ближайшего леса, за деревней. Как туда проникнуть, знали все служившие в церкви священники. Но тайну эту, к сожалению, унесли собой, в мир иной.

Долгое время разрушался не только храм, уничтожалась вера в душах людей. Но естественно, что не все жители приветствовали такое деяние, можно предположить, что в момент, когда сброшенный колокол издавал свой прощальный стон, с уст многих рыбинцев произносились вместе с молитвами и слова гнева в адрес богоборцев. Нескольким женщинам удалось вынести целыми иконы, в течение долгих лет они были сохранены в домах, в укромных местах, и когда в Мотыгино открывали церковь Святого Георгия, прихожане из Рыбного отдали сюда сохранённые реликвии, несколько очень старых икон.

1931 год – разрушили окончательно верхнюю часть церкви до стен, а вместо этого сделали двускатную крышу из теса. В этом же году снесли и ограду.

До 1945 года здание церкви использовали как склад под зерно. Какое – то время там располагалось училище ФЗУ. Пришлось храму «послужить» и клубом.

С 1946 по 1959 гг. разрушали и скидывали со скалы надгробия с церковного кладбища.

С 1946 по 1964 год здание церкви не использовали. Оно постепенно ветшало. Окончательно разрушили здание в 1965 году. Несколько дней подряд с утра до вечера методично рушили трактором, сталкивая под скалу кирпич. Так окончательно был «поставлен» крест на памяти наших замечательных известных и неизвестных предков.

Не только мы, но и наши родители никогда не просыпались под звон колоколов. Мы ни во что не верим. А между тем нас может спасти только вера. Вера в духовность, в красоту, в культурные ценности. Сиротлив человек без памяти. Верно, говорят: без прошлого нет и будущего.

Сейчас рассматривая макет Рыбинской церкви, начинаешь думать о том, как неразумно поступали наши предки, и что нам нужно бережно относиться ко всему, что нас окружает, к нашей истории, к нашим духовным ценностям.

Библиография

1. Анонен В.П. История освоения и культуры Нижнего Приангарья // Ангарский рабочий. – 2003. – 29 мая, с.3; 21 июня, с. 6; 24 июня, с.6
2. Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири: в 20 т. – Санкт-Петербург: Наука, 2007. – Т.1. – илл.42
3. Захарцов М. Ангара православная. – Ангарский рабочий. – 2009. – 14 авг. – с. 5-6.
4. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть 3. – Красноярск: Платина, 2008. – с.386.
5. Краткое описание приходов Енисей¬ской епархии. Репринтное воспроизве¬дение издания 1916 г. – Красноярск: КО РФК, ХТО «Краевед», 1995. – с.218
6. Путешествие по Ангаре. Поездка его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Енисейского и Красноярского в Ангарский край, для обозрения церквей (1891 год). (из путевых записок) // Ангарский рабочий. – 2009. – 9 окт. – с. 11.
7. Сибирь XVIII века в путевых описаниях Г. Ф. Миллера. – Новосибирск:
«Сибирский хронограф», 1996. – («История Сибири. Первоисточники»).
8. Фотоархив Мотыгинского краеведческого музея
9. Воспоминания старожилов с.Рыбное (собранные Петровым В.И., жителем
с.Рыбное)


Реконструкция Рыбинского острога по описанию Миллера


Дьяк Устин, жена Ольга, мать


Вид на Рыбинскую церковь с реки Ангара (реконструкция)


Кирпич из кладки церкви. Фрагмент колонны Рыбинской церкви.


Крест, возведенный на месте разрушенной церкви (река Ангара)
Село Рыбное Мотыгинского района Красноярского края


Фрагмент макета Рыбинской церкви


Фрагмент макета Рыбинской церкви


Фрагмент макета Рыбинской церкви

 

из «Книги отзывов Мотыгинского районного краеведческого музея»

***

Слышала, что церковь парила над Ангарой, как белый ангел. Посмотрев на экспонат «Макет Рыбинской церкви», убедилась в её красоте. Хочется смотреть, любоваться и не уходить. Спасибо вам. Владимир Иванович за то, что мы можем прикоснуться к святой старине.
Аристова В.И.

***

« .. .не след, не портрет, не имя оставить!
Все, что сделано руками моими - Пусть
бьющимся сердцем станет...»

Владимир Иванович!
Только в музее Ваше творчество оставит память для потомков на долгие годы. Пока живет Ваше творчество - будет и жить в людях память о своем земляке.

Будьте благоразумны, оставьте о себе память на долгие годы в изделии рук Ваших.
С уважением и почитанием ваш земляк Функ А.А.

***

В вашем музее побывала впервые, очень поражена увиденным. Сколько всего прекрасного, вот так живешь и не знаешь, и очутиться в далеких временах. А Рыбинская церковь, сделанная Петровым В.И.,- это просто чудо.
Федосеева О.

* **

Владимир Иванович!
Большое спасибо за изумительный макет церкви, за прикосновение к нашей истории. Хочется, чтобы Ваше творение осталось в музее.
Бобылева, Тихонова, Губич.

* * *

Восхищена работой мастера. Владимир Иванович! Ваша церковь должна находиться в музее. Спасибо Вам за память, за веру и за труд.
Учитель Рубайло Т.Г.

***

Я считаю, что эта работа великого мастера и эта церковь должна стоять в музее. Всем гостям она должна очень нравиться.
Антоневич Петр , 9 лет.

***

Я посмотрел экспонат « Макет Рыбинская церковь» и стал думать о своих поступках. И решил, что люди Рыбного верят в Господа Бога. И я надеюсь, что мы и наша Родина верят в веру православных людей.
Аникин Егор.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»