Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Браженская средняя общеобразовательная школа»
реферативно-исследовательская работа
Выполнил: Атаджанов К.О.,
ученик 9 «а» класса
Проверила: З.В.Жиганова,
учитель истории
с. Бражное
2010
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Храм святых апостолов Петра и Павла в селе Бражном
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Я живу в селе Бражное Канского района. Село имеет вековую историю. Оно известно своими 22 Героями Социалистического труда. Село и сегодня развивается, его жители сохранили и преумножают традиции. В нашей школе создан музей. Ребята нашей школы ведут исследования по истории села. Собирают все доступные документы. Одна из экспозиций будет посвящена православному наследию.
Сегодня в обществе возникла потребность в возрождении духовной и православной культуры, желание больше узнать о православии, его истоках и развитии. Всё большее значение церковь приобретает в жизни нашего государства. Красноярский край имеет свою вековую историю храмовой культуры. В 2005 году в селе был построен новый храм.
История его возникновения интересна.
Святыми славными и всехвальными апостолами называет православная церковь подвижников веры Петра и Павла. Важнейшие события их жизни описаны в Евангелии и Апостольских деяниях, а правила христианской веры изложены ими в Посланиях. Эти послания написаны ими по вдохновению Святого Духа и так высоко почитаются православной церковью, что читаются на Божественной литургии.
Разными путями пришли они к постижению Истины и поверили во Христа, но вера их была так глубока и всеобъемлюща, а раскаянья в прошлом неверии так высоки и искренни, что сам Христос простил и позвал на служение. Трудным был путь Петра и Павла в этом служении, и оба они знали, что им назначено в конце за проповеди, ведь в Римской империи христианство жестоко преследовалось. Летоисчисление наше введется от Рождества Христова, но великие жертвы принесли Апостолы и простые христиане для того, чтобы на земле взошла эра Христа. И нет поколения в эти две тысячи лет в любой христианской стране, которые бы силы тьмы не пытались испытывать и искушать. Пример верности учению Христа и Его заповедям явили нам святые учителя Петр и Павел.
Свою исследовательскую работу я посвятил изучению причин возрождения духовной и православной жизни в нашем селе.
Объект моего исследования - духовная и православная жизнь жителей в селе Бражное
Предмет исследования – возрождение православной культуры в нашем селе.
Цель моего исследования узнать причины возрождения духовной и православной жизни
в нашем селе.
Задачи моего исследования:
- исследовать причины возрождения православной и духовной культуры в нашем селе
- познакомиться с особенностями храмовой культурой Красноярского края
В 2006 году вышла книга «Канск Православный», автор Любовь Фирсанкова, где нашел достойное место наш храм. Более двадцати лет в нашей школе работал учителем истории, талантливый и увлеченный краеведением человек В.А.Крамной, который написал две книги: «История Канского района» и «Хмельное название - завидная судьба», в которых использовал множество архивных материалов и статистических данных о развитии села, проследил судьбы земляков. Поэтому автор отсылает читателя к этим книгам.
Листая страницы книг, я узнал, что в 2004 году ученица школы Аня Мыцикова готовя реферат по истории храма, встречалась со старожилами Бражного и записала воспоминания односельчанок А.А. Самойловой, З.О. Хариной и своего дедушки В.Ф.Мыцикова. По воспоминаниям старожилов, церковь была небольшая, одноэтажная, с большими сводообразными окнами, куполом и двумя колоколами, большим и малым. Рядом стояла часовня и сторожка, где жил сторож, он же и звонарь. Церковь была окружена пышными елями. Браженский приход имел и хороший дом для священника, который отличался от других архитектурой и размерами. Это был лучший дом села.
В справочнике «Краткое описание приходов Енисейской епархии» сказано: «Браженский Петро-Павловский приход открыт в 1864 году, выделился из Градо-Канского Спасского собора. Место холмистое, степное и здоровое. Церковь в приходе одна, деревянная, выстроена в 1865 году, однопрестольная во имя святых апостолов Петра и Павла». Это можно было бы принять за основу, но сборник «Список населенных мест Российской империи. Енисейская губерния» (Санкт-Петербург, 1864 г.) приводит статистические данные по Бражному: «Дворов - 101, мужчин 408, женщин 339. Часовня православная». Значит, до постройки храма была часовня, просто- при- составлении «Краткого описания приходов» это было упущено, а, возможно, к 1916 году сведений о часовне в селе уже и не сохранилось. В 2009 году приходу исполняется 145 лет.
Как утверждает автор, православная вера цементировала жизнь всего села, воспитывала характер сибиряков. Добрые дела здесь были не для демонстрации, а для общей пользы. И свой храм браженцы любили. В июне-июле 1893 года село посетил епископ Енисейский и Красноярский Алексий во время своей поездки по Канскому уезду. Вместе с сельскими батюшками отслужил молебен святым апостолам Петру и Павлу. «Енисейские Епархиальные ведомости» (№5, 1894 г.) так прокомментировали остановку епископа в Бражном: «Церковь деревянная, маленькая, но очень чистенькая. Внутри выкрашена. Делается новый иконостас. Вокруг церкви решетчатая новая ограда, сделанная прихожанами за счет пожертвований. Школьное здание - новое на две половины - для учащихся и учащего. Учительница - дочь священника, окончившая курсы в Красноярском женском епархиальном училище. Учеников - 20 человек».
Школьное здание построил на свои деньги купец 2-й гильдии Владимир Мельников. Священником в тот год был о. Илья Шангин. Видимо, отношения священника с прихожанами были взаимоуважительными и даже дружескими, потому люди отзывались на его проповеди и просьбы. В 1894 году пожертвовали на нужды храма 370 рублей, за что в 1895 году епископ благословил прихожан. Да и сам священник о. Илья Шангин был жертвователем. Документы доносят, что он оставил закладной лист Государственного Дворянского Банка на 100 рублей для устройства приютской церкви для прокаженных в Якутии в 1892 году, еще 2,55 рубля - на лампаду к раке св. Иоанна Тобольского и устройство приюта им. И. Тобольского для увечных воинов в 1917 году.
Существовал Браженский храм до 1930 года, пока не был закрыт, а затем и разрушен. Старожилы вспоминают, что строительный материал, полученный от церкви, использовали на постройке токарного цеха. Во время разрушения были сняты колокола, а иконы жгли на костре. Местные жители сумели унести часть икон по домам.
От прежнего храма на сегодняшний день не осталось и следа. На его месте - жилые дома согласно новой планировке. Но надо отдать должное руководителям тридцатых годов. По хронологической таблице, составленной В.А.Крамным, можно проследить общий подъем культуры в год закрытия храма: массово открывались в селах и деревнях школы, клубы, библиотеки, киноустановки. Культуру внедряли активно, подчас воинственно... Но культура в том ее понимании не заменила народу поиска духовности. И по селу бродил ветер будущего... Кто знает, когда впитали браженские ребята это чувство истории, почуяли личную ответственность за порушенную Веру и сельский храм, как преломились в сознании и душе события последних непростых и неспокойных лет, но только пришло озарение, сменившееся осознанием - НАДО СТРОИТЬ ХРАМ.
Хроника новейших событий такова: в начале 2000 года А.Н. Коновальцев, А.И. Жуков и С.Н. Никитин обратились к епископу Красноярско-Енисейской епархии Антонию с просьбой на разрешение строить храм в своем родном селе. 21 марта владыка издал распоряжение: «В связи с предстоящим строительством каменного храма (название следует определить) в селе Бражном Канского района благочинному Канского благочиния священноиерею Вячеславу Бачину благословляется курировать вопросы землеотвода, проектирования и строительства храма по инициативе доброхотов, намеренных его финансировать».
24 марта 2000 года в Бражном узнали, что будет строиться храм. Землеотвод к тому времени состоялся. Решено было возводить храм на взгорке за селом. Вообще надо сказать, что районные власти очень быстро и четко все организовали, выбрав самое удачное место. В тот день состоялся и первый молебен, который отслужили о. Вячеслав Бачин и о. Владимир Гашков. С названием будущего храма определились сразу - будет Петро-Павловский, как и прежний.
Были на молебне и сами доброхоты: Александр Николаевич Коновальцев, Сергей Никифорович Никитин, Александр Иванович Жуков и Сергей Владимирович Петров, выпускники Браженской школы 1960-х годов. Очень быстро был заказан проект и подготовлена документация. И эскиз будущей церкви с пятью золочеными куполами и колокольней был выставлен в кабинете главы Браженской администрации А.И. Качаева. 15 июля 2000 года с визитом в Бражное прибыл Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний и совершил молебен на основание храма. С того дня и началось строительство.
Привезли из Екатеринбурга купола на специально оборудованных автомобилях - событие, построили колокольню и установили колокола - событие, завершили внутреннюю отделку и установили иконостас - тоже событие. Собственно говоря, 2004-й и первая половина 2005 года были временем таких событий.
12 июля 2005 года в праздник святых апостолов Петра и Павла владыка Антоний освятил новый Петро-Павловский храм. Огромное количество народа церковь не вместила, на крыльце и во дворе оставались многие и многие люди из Бражного, окрестных сел, Канска и Красноярска. Все понимали огромную духовную и историческую важность этого дня. Бражное стало первым селом Канского района, которое дождалось возвращения истины. «Бог поругаем, не бывает», - гласит православная мудрость.
Новый храм, будто весь из света: светло-беленый снаружи, с пятью золочеными куполами, гармонирует с природой. Если еще точнее - он вписан в ландшафт: дальше за ним веселые зеленые холмы с перелесками и темно-зеленые, отдающие синевой, вековые леса за Каном. Он радует глаз и согревает душу.
Владыка решил освящать новую церковь в храмовый праздник. Все сделали так, чтобы не стыдно было ни перед Богом, ни перед людьми.
Слушая рассказы женщин об этой работе, которая была всем в радость, автор вспоминает заметку из «Епархиальных ведомостей» 1894 года, когда владыка Алексий благодарил браженцев за труд для святого храма. Прошло сто с лишним лет, но люди сохранили Веру.
Церковный православный приход не может существовать без священника.
Как оказалась драматичной судьба церкви, так и драматичной оказалась судьба
последнего священника Г.Н. Галина. Закончил Минскую семинарию, начал служение
аса ломщиком в храме Уяра, затем служил в Тасеевском Богоявленском и Бакчетском
Троицком храмах. Браженский Петро-Павловский храм, где он прослужил больше
двадцати лет, был для него главным, и, как оказалось, - последним. Говорят, у
батюшки не заладились отношения с местными властями. 24 октября 1928 года
батюшка был арестован, а 14 января 1929 года ему предложили отказаться от сана
публично и подписать свой отказ в окружной газете «Труд пахаря». Не нам его
судить, но он подписал все, что принесли на подпись. На следующий день его
сослали.
Настоятелем нового храма был назначен о. Роман Гашков, сын о. Вла-димира,
который сослужил на первом молебне в марте 2000 года. Когда служили первый
молебен, о.Роман еще был семинаристом в Томской семинарии. Затем отец Роман уже
настоятель. За короткий срок в храме создан хор, который прекрасно выступил на
фестивале духовной музыки в Канске в январе 2006 года. Сегодня настоятель
церкви - .священноиерей Евгений Анатольевич Разумный, который был рукоположен в
сан за Божественной литургией 2 апреля с.г. в Св. – Покровском кафедральном
соборе г. Красноярска.
Действует воскресная школа, в которой обучается 27 ребят от 5 до 14 лет. Отец Евгений частый гость в школе, в больнице, в сельсовете. Ежедневно проходит таинство крещения, в отдельные дни креститься приходят до 15 человек. Храм становится необходимым, по праздничным дням сюда идет поток машин из Канска и округи.
Я провел небольшое исследование среди прихожан нашего храма святых апостолов Петра и Павла. Были заданы вопросы:
Вопрос/ люди |
1) Для чего вы приходите в храм? | 2) Что изменилось в вашей жизни с появлением храма в селе? |
ученики воскресной школы (20 человек) | Чтобы учиться | Стали лучше учиться и развиваться |
взрослые прихожане (20 человек). | чтобы узнать православную культуру | посещение храма позволило им избавиться от вредных привычек. |
Исследование показало, что более 50% опрошенных приняли самостоятельное решение прийти в храм, чтобы узнать православную культуру. 40% опрошенных ответили, что посещение храма позволило им избавиться от вредных привычек.
Глава Браженского сельсовета А.И.Качаев говорит, что с открытием храма стали заметны перемены в людях: многие пересматривают свою жизнь, идут в храм за духовной поддержкой.
Как в любом молодом храме, здесь еще предстоит много дел. Но люди радуются, что есть возможность приложить силы и внести пожертвования на святое дело. Сейчас церковь немного изменилась. Появилась воскресная школа для взрослых. В воскресной школе появились новые учителя. Мы с воскресной школой ездим в Канск (в храмы), показываем выступления и пьём чай. В нашем храме появились новые иконы:
1.Пресвятая Троица
2.Пресвятая Богородица Неупитываемая чаша
3.Святой Преподобный Серафим Саровский
4.Святой Первоверховный Апостол Петр
5.Святой Первоверховный Апостол Павел
6. Пресвятая Богородица Казанская
7. Георгий Победоносец
8. Святой епископ Иннокентий Иркутский и др.
Анализируя историю храмовой культуры Красноярского края, возрождения православия в нашем селе, я сделал вывод, что причинами возрождения православной и духовной культуры в нашем селе являются:
- возрождение православия в России в целом;
- потребность жителей села в знании истории православной культуры;
- желание избавиться от вредных привычек;
1) «Канск Православный» Любовь Фирсанкова Издательство ООО «Версо»,
2006-164с.
2) Памятники истории и культуры Красноярского края, Красноярское книжное
издание, 1989 г.1707
3) Архив храма «СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА»
4) Личный архив настоятеля храма.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»