Управление образования
Администрации Шушенского районного
муниципальное общеобразовательное учреждение
Синеборская средняя общеобразовательная школа.
Авторы: учащийся 10 класса
Кайков Иван
ученица 8»Б» класса
Ермакова Наталья
Руководитель: учитель истории
Котенок Любовь Дмитриевна
п. Синеборск
2009 год
1. Вырванные с корнем.
2. На севере дальнем.
3. Ах, война, война, война.
4. На ниве мирного труда.
5. Приложение.
Наша работа раскрывает судьбу семьи , пережившей ,как тысячи других , историческое событие страны – раскулачивание.
Семья Бахарева Ивана Даниловича попала в список кулаков , подлежащих высылки с места жительства и конфискации всего имущества в пользу колхоза.
Мы расскажем о том как на далеком и чужом севере семье удалось выжить , сохранить любовь к труду и людям, найти силы вырастить 7 детей , достойно их воспитать , дать образование и не потерять веру в людей.
Актуальность. Состоит в том , что изучая историю страны невозможно без знаний судеб своих земляков , своего рода.
Я, Кайков Иван , 3-й из семьи Кузнецовых вхожу в краеведческую группу «Поиск при Синеборском историко-краеведческом музее, где у истоков создания стояла моя тетя , эстафету приняла моя мама и я стал их продолжателем. Дома я часто слышал имя воспитателя пришкольного интерната Марии Ивановны Ермаковой, как очень внимательной , заботливой, доброй, мудрой, требовательной и умной. Сегодня данного заведения уже при школе нет и воспитатель на заслуженном отдыхе. Просматривая музейные материалы я вновь встретился с любимицей нашей семьи, меня заинтересовала ее судьба о чем я сказал нашему руководителю Котенок Л Д, она организовала нашу встречу. Узнав историю семьи Марии Ивановны , я решил написать исследование, но я живу в 18 км. от Синеборска и набранного материала не доставало, появлялись вопросы. При очередной встрече я познакомился с ее внучкой Наташей , которая приехала на каникулы к своей бабушке и мы с ней договорились о совместной работе, которую и представляем на ваш суд.
Проблема:. Семья Бахарева Ивана Даниловича стала малой песчинкой в решении государственной задачи индустриализации страны за счет деревни, которая уверенно вставала на ноги, благодаря реализации политики НЭП . Первая пятилетка терпела крах и для ее спасения и ускорения индустриализации страны нужны были деньги, а их можно было выкачать из деревни путем коллективизации крестьянских хозяйств. Кто не хотел вступать добровольно- попадал под общегосударственный каток раскулачивания. Лишенные, униженные, раздавленные они оказывались на чужбине. Мужицкая хватка, смекалка, трудолюбие, родительская ответственность, православное терпение и несгибаемость духа не дала сгинуть семье Бахарева И.Д.
Разработанность Тему « Коллективизации сельского хозяйства» просмотрели по:
1.Журнал Отечественная история №2 с.105-111 Москва 1994 г.
2. Урок дает история .Москва 1989 г.Статья с. 138 Коллективизация : как это было
. В. Данилов, А. Ильин, Н. Тепцов
3. Очерки истории Красноярской партийной организации т.2
Завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов
с.81 Красноярское книжное издательство 1970 г.
4. История Красноярского края с. 195 Красноярск 1967 г.
5. Главным источником для нашей работы стали воспоминания Марии Ивановны, ее
сестры Веры Ивановны, ими предоставленные фотографии и документы.
6. Воспоминания Кузнецовой Н В , Рузавиной ГВ, Кайковой НВ.
7. Памяти детства посвящается. Книга по истории школы с 1937 года. Абакан 2008
год с. 123.
Цель: исследовать жизненный путь сибирской семьи крестьянина Бахарева Ивана Даниловича в период коллективизации в сибирском краю. Показать основные ценности семьи , которые помогли не только выжить , но стать уважаемыми людьми .
Задача:
Летом 2009 года я отдыхала у бабушки с дедушкой в селе Синеборске, Шушенского района, Красноярского края. Лето было очень дождливое, поэтому мы много время проводили дома и вот однажды приехал Ваня Кайков для того ,чтобы добрать материал и задать моей бабушке вопросы по написанию работы из моей родословной. Мне даже стало обидно и я предложила сделать работу совместной - на том мы и порешили. Бабушка показала фотографии из своего детства. И когда она открыла альбом, на первой страничке я увидела фото с изображением дома.
И спросила у бабушки:
-«Чьи это «хоромы»?»
И бабушка ответила: «Это дом моего дедушки и бабушки, в котором прошло моё детство! На севере Красноярского края».( приложение - 2)
«Так они, что, коренные северяне?»-спросила я!
«Нет, Наташа! Попали они туда не по своей воле, а по великой ……..!»-грустно ответила бабушка.
Когда она рассказывала про это, глаза ее запеленили слезы, «но рассказать тебе это надо, чтобы вы знали свои корни. А история эта, Наталья, очень печальная!»
Из книг , предложенных Любовь Дмитриевной , по истории страны я узнала, что в стране был взят курс на индустриализацию государства- создание своих заводов и фабрик по выпуску тракторов , машин, станков. Индустриализация, развернувшаяся с 1925г., требовала много средств.
В декабре 1927 года XV съезда ВКП (б) принял решение о необходимости поставить в качестве первоочередной задача на основе дальнейшего кооперирования крестьянства постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства (коллективная обработка земли на основе машинизации земледелия) всемерно поддерживая и поощряя ростки общественного сельскохозяйственного труда .
Массовый характер выселения крестьянских семей началось после Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 года «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районы сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» .
Нажим на крестьян в период хлебозаготовок усилился после октябрьского (1931г) Пленума ЦК ВКП(б), на закрытом заседании которого был рассмотрен вопрос о ходе хлебозаготовок. Микоян подводя итоги обсуждения по данному вопросу, заявил: «Вопрос не в нормах, сколько останется на еду, а главное заключается в том, чтобы сдать колхозникам в первую очередь план»».
Вскоре после этого Пленума Сталина и Молотов направили по райкомам и обкомам партии телеграмму, в которой потребовали применения по отношению к колхозам, не выполнявшим план хлебозаготовок, таких репрессированных мер, как досрочное взыскание всех кредитов, прекращение обслуживания МТС, продажа государству всех натуральных фондов плоть до семенных и других.
Точно так же решение съезда о переходе к политике наступления на кулачество имело в виду последовательное ограничение эксплуататорских возможностей и устремление кулацких хозяйств, их активное вытеснение экономическими методами, а не методами разорения или принудительной ликвидации. Местные власти старались угодить в передовые по коллективизации и не хватало им времени на убеждение каждого. Сработала еще человеческая зависть: кто-то ест кусок сладще чем он, не хотели видеть каким трудом и потом он доставался семье. Вот и попала моя семья под статью раскулачивания.
Мой дедушка Бахарев Иван Данилович 1883 года рождения и моя бабушка Корякина-Бахарева Анастасия Максимовна 1883 года рождения, до 1930 года жили в д.Ельник, Березовского района, Красноярского края. У них было 7 детей, в том числе мой отец Бахарев Иван Иванович. (приложение - 1)
Был рубленый дом из круглого дерева, большая усадьба, занимались хозяйством единолично. У них имелось 11,64 десяток посева, покоса 8 десятин, лошадей 6, коров 5, овец 10, свиней 3, с/х машины: молотилка, жатка, сенокосилка, сепаратор, мельница, маслобойка, крупорушка.
Всей семьей работали по хозяйству, работников не было. ( документ 1) К дедушке обращались за помощью жители д. Ельник: смолоть зерно, крупу рушить, масло давить, выполнял кузнечные работы. Ну и соответственно дедушка брал какую-то плату за выполнение работы. Семья была большая, дружная, работящая.
И вот 30 мая 1930 Бахарев Иван Данилович с семьёй выслан из Ачинского округа как кулак, по решению местных властей, хозяйство конфисковали,
Определили новое место жительства, слава богу хоть всей семье- не разлучили, - на север по адресу : Красноярский край, Ярцевский район, деревня Нижне - Шадрино. ( приложение-3)
Прощание с родным обжитым гнездом было тяжелым : хозяин почернел лицом, дети с растерянностью и ужасом смотрели как с их двора утаскивают бороны, ведра . кадочки, мешки с мукой и крупой, подушки, деревянные вилы и грабли, уводят скота и озорных телят односельчане на колхозный двор или … Хозяйка ,с невидящими от слез глазами, прижимала к груди старую иконку и что-то беззвучно шептала. Ветер ласкал нагретую весеннюю травку, прыгали птички по вспаханному и засаженному уже огороду. Деревенские издали кто с : любопытством, сожалением, страхом, печалью, но без злобы и ненависти смотрели на приговоренных. А семья с узелками в руках стояла , как окаменевшая прощалась со своей малой Родиной. Раздался грубый окрик : « Пошли!» Отец строго взглянул на своих домочадцев и они с поднятой головой покинули отчий край, шагнув в полную неизвестность.
Сосланных погрузили на пароход и поплыли вниз по Енисею. Люди семейные занимали укромные углы и держались вместе, а одиночки из разъединенных семей: тыкались из угла в угол, кто потихоньку выл, кто молился , а кто как зверь в запертой клети метался ,не находя себе места.
Но охрана не позволяла вольностей, но и сама не вольничала- узлы не проверяла и ничего не забирали. Люди говорили мало, Больше молчали и тупо смотрели на мимо проплывающие цветущие по- весеннему берега. И видимо, сила и дух великого богатыря Енисея врачевали печаль и безысходность, вселяя надежду на будущее. Взгляды становились ясными, вдумчивыми, серьезными.
Деревня расположена на берегу Енисея. Кругом тайга, болото. . Основные жители – чалдоны. Много было таких как они сами. Отец, осмотрев новое место жительства , сделал вывод : люди и тут живут , если есть голова и руки – выживем и мы, и он это доказал всей последующей жизнью. Часто говаривал : «Русский Иван в воде не тонет и в огне не горит! На Иванах да Марьях держится наша земля!»
Купили дом, который состоял из горницы, прихожей и кухни. Была русская печь сбитая из глины, плита и железная печка. Отапливали дровами. Климат суровый , зимой морозы достигали -53 градуса. Воробьи на лету замерзали, снега было очень много. Летом было тепло и день очень длинный.
Ясно, что было трудно обживаться на пустом месте. Когда организовался колхоз, дедушка стал работать кузнецом, мой отец в рыболовецкой бригаде. Завели хозяйство: было три коровы, куры, свиньи, овцы, телята.
Дедушка кроме кузнеца, ёще работал мельником. В колхозе была ветряная мельница, когда дул северный ветер жители свозили зерно, черемуху и дедушка молол. Порой он сутками оттуда не выходил(конечно это было летом) мы, дети, носили ему туда еду.
Дедушка был молчаливым, теперь я понимаю, что ему было очень тяжело пережить все это, что с ними произошло. Он мастером был на все руки: кузнец, мельник, сапожник, портной. Он сам выливал алюминиевые ложки, варил олифу из семян льна и конопли, которую выращивали сами - сделал маслобойку.
К дедушке часто обращались за помощью кержаки (коренные жители тайги). Они всегда приходили из тайги ночью так как боялись попадаться на глаза местным властям. За работу ему приносили мед и орехи, рыбу, мясо диких животных.
Дедушка вел здоровый образ жизни не пил, не курил. Бани у нас своей не было, мылись в колхозной бане. Он очень любил париться, по 3 раза ходил в парилку, а после этого выскакивал на улицу и катался в снегу и это на севере при таких-то морозах. А дома бабушка ему готовила редьку с квасом..
А в другой посуде она натирала на терке редьку и ставила на русскую печь, чтобы она была тёплая, когда он приходил из бани, то этой редькой натирал руки.
Дедушка был очень сдержанным человеком, спокойным, приветливым и строгим, но однажды он шел от нас к себе домой (это он когда уже не жил с нами) мимо деревенского клуба и зашел туда. Раньше он там ни разу не был, шел какой-то праздник и соответственно люди веселились. Он запел песню «Распрягайте, хлопцы, кони» и пустился в пляс- это было целое событие. Все потом долго в деревне говорили, что дедушка Бахарев так в клубе пел и плясал, что дух захватывало и все кругом пустились в пляс . Больше он там никогда не было.
Бабушка была хорошей огородницей. Садили много картошки, выращивали брюкву, капусту, репу, свеклу красную и сахарную, лен, коноплю, морковь, помидоры, лук, чеснок, табак, горох, бобы.
У неё всегда у первой были свежие огурцы. Она их выращивала на навозной грядке. По Енисею проходили пароходы, баржи, катера. И останавливались около нашей деревни. Шли в деревню и все спрашивали Максимовну, так все звали нашу бабушку. Огурцы она меняла на рыбу, сахар, чай- один раз произошел такой случай. Выменяла бабушка чай. Утром дедушка управился со скотом и лег на кровать , ждал, когда в русской печи в чугуне вскипит вода, чтобы заварить чай. И когда заварили, то он оказался уже использованным. Я до сих пор помню выражение его лица, он был очень спокойный, ни когда не ругался. Но с тех пор с этой баржи Максимовну никто не искал.
Бабушка была глубоко верующим человеком. Она обладала даром целительницы. К ней
шли люди, она лечила детей от испуга, от заикания, конечно, все это делала
вечером и тайно, чтобы не узнали местные власти.
Бабушка была искусной кулинаркой. Варила очень вкусные щи, борщи, пекла пышные
вкусные блины из кислого теста, вкусный хлеб в русской печи на поду. Было
сделано помело из веток кедра, его насаживали на длинную палку. Когда дрова
прогорали в печи их выгребали и этим помелом, предварительно намочив его в воде,
под в печи выметали тщательно и потом садили булки. Я до сих пор помня запах
этого хлеба. Калачи она пекла на железных листах. Потом их вешала на палку и
выносила в кладовку и вечерами пили чай с морожеными калачами. Варили очень
вкусный овсяный кисель. Сейчас его едят с целью оздоровления, а тогда им нас
кормили с целью выживания. Делали очень вкусные паренки (брюква, репа, свекла
красная, свекла сахарная, морковь) все это нарезали крупными кусками, клали в
большой чугун и закрывали его сковородой . ставили в русскую печь, после того
как вытаскивали хлеб. Доставали они чугун уже ближе к вечеру и мы, как галчата
садились около него и ели. Всё было такое вкусное!
Она всегда солила огурцы с красной свеклой. Этим рецептом я пользуюсь до сих пор. На зиму всегда заготавливали очень много варенья. Варили его без сахара, потому что его не было. Заливали в берестяные туески (их делал сам дедушка) сверху заливали бараньим жиром и так его хранили в погребе. Клюкву, бруснику морозили на зиму . Росла там очень вкусная ягода – морошка. Она когда зеленая – была красная, а спелая - желтая. На зиму заготавливали много кедровых орехов. Длинными зимними вечерами всей семьёй щелкали орехи, при свете от железной печи. На зиму заготавливали много хмеля, он рос в тайге. Бабушка варила дрожжи, которые использовала для выпечки хлеба и варила брагу. Готовила она очень вкусные котлеты из рыбы и холодец . А уха из головы осетра и визиги, что за уха, да как жирна, как будто янтарем подернулась она!
К бабушке часто приходили местные старушки. Они пили чай с сахаром -вприкуску. Выпивали по целому самовару с одним кусочком сахара.
Приходили не с пустыми руками : кто с вышиванием, рефечением, прядением, вязанием на спицах и крючком, чесанием пакли и льна. До -поздна мы слышали рассказы об их судьбах, деревенские новости, а сколько песен было перепето - не счесть. Бабушка с любовью и терпением учила и нас своему мастерству, за что мы ей очень благодарны.
В 1931 году в Нижне-Шадрино приехала моя мать – Харламенко Улита Евдокимова 1910 года рождения, в гости к своей сродной сестре и стала работать в больнице санитаркой. А в 1932 году мой отец и мать поженились.( приложение-5) В этом доме остались жить дедушка, бабушка, мой отец и мать. Дочь Нюра вышла замуж и уехала жить в Игарку ( приложение -4), дочь Даша тоже вышла замуж за местного парня и стала жить отдельно, а Вера выйдя замуж , уехала в деревню Лугавку – это недалеко от нашей деревне, Надя и Наташа уехали в Красноярск. Наташа так и осталась жить в Красноярске, а Надя уехала в Копьева, там она и обрела свою семью. Самый младший сын Митя вел разгульный образ жизни. Он был молод и никак не мог смириться с тем, что с ними произошло. Он стал выпивать, воровать лошадей в колхозе, работать на кого-то не хотел. Он был по натуре очень весёлым человеком, хорошо играл на мандолине. И в конце концов он исчез из деревни в неизвестном направлении. Потом каким-то образом узнали, что он на Дальнем Востоке.
Нас у отца с матерью было пятеро: четыре дочери и сын. И вот, когда мой брат в 60-х годах служили в Морфлоте на острове Шикотан, и в очередной раз был в увольнении во Владивостоке- гулял по городу и на здании цирка увидел яркую, красочную афишу : там крупными буквами было написано «Бахарев Д». Брат постоял ,посмотрел, а в цирк побоялся зайти и узнать кому принадлежит эта фамилия. Мы все постоянно боялись, чтоб никому не навредить. Бабушка всегда говорила о нём, как о живом. Мандолину она очень долго хранила, а потом у нас в деревне появился бродячий музыкант и она ему подарила. Я пять лет тому назад писала в передачу «Жди меня» с просьбой найти его, но ответа не получила. Так мы никто не знаем, как сложилась его судьба.
Очень часто у нас появлялись люди в белых полушубках, в шапках со звездочкой и с кобурой на широком ремне. Теперь я думаю, что это были представители НКВД, это была очередная проверка переселенцев.
И вот началась война. Папку и других таких же мужчин сразу на фронт не брали, как врагов народа. Призвали его 1 октября 1942 года. Я очень хорошо помню как его провожали. Шло очень много народу по улице. На телеге везли вещи, папка нес меня на руках, потом посадил в телегу, так мы доехали до пристани. Откуда их и увезли. Я до сих пор помню то место, и сейчас бы его безошибочно нашла. В апреле 1943 года папка был ранен в поясничный отдел позвоночника с выходом пули через легкое, что и послужило причиной его смерти в старости.
Мама осталось беременная четвертым ребенком. Нас к тому времени было три дочери. 28 марта 1943 года родился мой брат. Бабушка нарекла его Алексеем. Мы с сестрами плакали и просили, чтобы она ему это имя не давала. А причина была такая: у нас в деревне был мальчик, ему было уже много лет, а он был маленький и с большим животом и его звали Алеша. Все его дразнили Алешка-«толстопузый карась». Вот мы и не хотели, чтобы нашего брата тоже дразнили. И назвали брата Иваном в честь отца. Но по жизни он остался Алексеем – божьим человеком. Теперь-то я понимаю, что этот мальчик Алеша был рахит- северные климатические условия сказались на его развитии. В военные будни дети жили заботами взрослых: помогали мамам на работе, следили за домом и хозяйством- труднее было тем у кого не было бабушек. Все с нетерпением и страхом ждали катера с почтой, бежали за почтальонкой желая получить долгожданный треугольник от живого солдата и с ужасом и воплем бежали с известием в чей дом принесли казенный конверт с похоронкой на погибшего. Поминали и оплакивали всем миром - местный ли он был или ссыльный .
Дедушка так и работал в кузнице, а мама работала в колхозе серпом жала хлеба и вязала снопы. Я помню, какие у неё были руки, все в трещинах. Мы ходили в лес собирали пихтовую смолу. Вечером она парила руки в сковородке и потом смолой замазывала трещины. Шила напальчники и одевала на большие пальцы.
У нас были овцы. Дети теребили шерсть, мама и бабушка пряли (самопряху сделал сам дедушка). Вязали носки, варежки нам всем и собирали посылки на фронт. Мама искусно шила кисеты, а мы вышивали, мелко рубили табак и отправляли на фронт. Благодаря деду у нас была коровушка-кормилица , излишек не было , но всегда старались немного отнести в семьи с малыми детьми и больным, немощным.
С каждой коровы надо было сдать определенное количество масла (вот сколько я не помню). С каждой свиньи надо было сдать полторы шкуры (вот это меня до сих пор сильно удивляет)
Помню в войну был очень хороший урожай зерна. Зерна были такие полновесные, большие. Таких я больше никогда не видела. Может это детское воображение. Мы, дети, жарили зерна пшеницы на сковороде и ели, как лакомство. Я, Бахарева Мария Ивановна, пошла в школу в 1945 году, очень хорошо помню свою школу, класс, где я сидела за первой партой. Помню свою первою учительницу Клавдию Васильевну Мишарину. У неё на войне погиб муж, она осталась одна с детьми. В то время она была еще молодой, но выглядела старухой. Очень часто болела. Когда я училась в старших классах, она уехала куда-то к родственникам.
Много семей привозили немцев с Волги . Расселяли их где могли : в бараках, банях, подселяли в семьи, ремонтировали старые домишки . Недалеко от нас поселили мать с дочерью , которая стала работать медсестрой в больнице, а мать настолько была убита пережитым, что если еле-еле ходила и разговаривала. Она часто была у нас, бабушка её отпаивала парным молоком. Женщина очень хорошо вязала. Научила маму вязать шали из овечьей шерсти с каймой и с кистями. Научила по новому вывязывать пятну в носках, так мы до сих пор эту пятку зовем немецкой. Надо отдать должное, какие немцы умные и трудолюбивые люди. Привозили много литовцев, эстонцев, латышей. Их всех отправили на «Плодбище» - на лесоповал. А дети учились и жили у нас в интернате. В школе царил дух уважения, понимания, не было вражды и в этом огромная заслуга наших учителей, они-то понимали что мы дети одной судьбы. В числе переселенцев был Ботвич ( маленький , худенький, напуганный , чуть старше меня. Учился хорошо, потом они уехали.) Леонид Фролович - и мы с ним встретились уже в Синеборске, в предвыборную компанию в 90-е годы - он меня узнал, детские северные воспоминания нахлынули и утонили глаза в слезах. Леонид Фролович получил высшее образование, был выдвинут на партийную работу и много лет в Шушенском районе выбирался 1-м секретарем КПСС.
Летом мы, дети, работали в колхозе на прополке посевов, стояла такая жара, что мы одетые в плотную одежду, в накомарниках (была масса комаров и мошек) с утра и до вечера работали не разгибаясь - ни кто не мог даже хныкнуть, что тяжело или устал. Вот где «ковался» характер и чувство ответственности!!!
Когда папку провожали на фронт, то бабушка положила ему в карман листок бумаги с молитвой (с какой не помню). И вот когда папка пришел с войны, то рассказал такой случай: на привале им меняли обмундирование. Папка снял гимнастёрку и положил в общую кучу, а потом хватился, что бумажка с молитвой осталась в старой гимнастерке. И ему пришлось перебрать весь этот ворох, но он ее нашел.
И когда он пришел домой, от той бумажке в кармане у него была труха. С войны он принес германскую палатку. Мама нам нашила из неё платьев. Ой, сколько было радости! Папка был награжден двумя медалями «За отвагу», согласно Удостоверению к медали В № 768028 , выданное 14 сентября 1948 года - медали за № 692503, № 851599.
Вернулся он с войны 14.10.1945года. (Приложение-6,7,8)
После войны многие ссыльные фронтовики добились разрешения выехать с севера в другие районы страны, а мы пока решили не трогаться с уже обжитого места.
Папка стал работать в колхозе бригадиром рыболовецкой бригады. Рыбы в Енисее в то время было очень много: осетры, стерлядь, таймень, налим, щука и тугун. Это такая рыбка длиной 20 см. весом 90 гр. А какая вкусная! Её когда потрошили, то брюшко не вспарывали, а пальцем надрывали нижнюю часть головы и вырывали сразу внутренности и жабры. Что интересно рыбу на севере не жарили, её как бы тушили в сковороде, может потому, что она была очень жирная. Я до сих пор вижу как папка идет с рыбалки. Одет в плащ, в рыбацкие резиновые сапоги и на плече несет осетра. Голова осетра достает до колен, а хвост бьет по пяткам. А у папки рост был 1м.76см.( приложение-9,10)
Не прошла даром фронтовая кухня, северный климат и тяжелая работа - открылась язва желудка. Лежал в больнице у нас в деревне, в райцентре. И однажды его тяжело больного увезли на вертолете в Красноярскую больницу.
Мы все плакали не думали, что он останется жив. Ему предложили делать операцию, но он отказался. Когда приехал домой, то первое , что он сделал бросил курить. И бабушка его стала лечить домашними средствами :сковородка с яйцом, рыбий жир это хорошо прожаривала и кормила на голодный желудок, а потом давала пить какие- то травы. Так он и залечил язву и вновь возглавил свою рыболоведческую бригаду.
Папа дважды избирался депутатом в Ярцевский районный Совет депутатов. 4 раза был избран односельчанами депутатом в Нижне - Шадринский Совет.( приложение-11,12)
16 сентября 1948 года ему предложили должность председателя Н-Шадринского сельского Совета. Они с дедом долго советовались –все таки он сын раскулаченных ? На следующее утро все сомнения сняло районное начальство. Иван Иванович Бахарев работал честно , ответственно.
А 22 января 1951 года был избран председателем укрупненного колхоза. Я до сих пор удивляюсь, как это в такой маленькой деревне было два колхоза. Один «имени Кирова », другой «Новый путь». Когда их объединили, дали название «Победа». В колхозе «Новый путь» жизнь вроде бы текла нормально, там в основном были все враги народа – бывшие крепкие хозяева . работать умели. В колхозе «имени Кирова » было местное население, там была сплошная беднота и нищета. Помню, около нашей усадьбы была какая-то сторожка ,и там были ручные жернова и вот жители колхоза «им. Кирова » ходили туда с чашечками, в которых было немного зерна и вручную мололи. А потом крылышком сметали все до пылинки, чтобы хоть испечь лепешки.
Работать председателем колхоза отцу было нелегко.
Во время войны в колхозе всю работу выполняли старики, женщины и дети. Но у всех была надежда на победу, на то, что все мужчины вернуться домой. Но вернулось очень мало. Вот тут-то и отпустились руки и силы покинули. Но, как-то смогли организовать работу, что наш колхоз получил красное переходящее знамя в Социалистических соревнованиях .(приложение-13)
После войны к нам был сослан из Москвы профессор медицинских наук Баев Александр Александрович с семьей: жена молодая, двое детей и прислуга. Он стал работать у нас в больнице врачом. В деревне жил пчеловод – дедушка Александров, у него были полипы в носу, он совсем не мог дышать, задыхался . Баев сделал ему операцию в тех примитивных простых условиях успешно. Как все удивлялись и восторгались им . Он вывел нашу больничку в число лучших по району и тоже получил переходящее Красное знамя. Довольно быстро он уехал с севера – все очень сожалели о нем .
Летом мы, дети, работали в колхозе на прополке посевов, осенью собирали колоски, стояла такая жара, что мы одеты в плотную одежду, в накомарниках (была масса комаров и мошек) с утра и до вечера работали не разгибаясь ни кто не мог даже хныкнуть, что тяжело или устал. Вот где «ковался» характер и чувство ответственности!!!
Дедушка с бабушкой выехали с Севера в 1955 году в г.Ачинск, к тому времени там уже жила их дочь Нюра, которая выехала из Игарки.
Дочь Даша с семьей выехали в 1959 году в г.Енисейск. ( приложение- 14)
Сын Иван Иванович Бахарев с Улитой Евдокимовной выехали с Севера в 1958 году в Кемеровскую область. А в 1970 году приехали в п.Синеборск. Были они мало-грамотными, но изо всех сил старались учить своих детей., которых было 5. ( приложение -17) Иван Иванович не мог сидеть без дела и на новом местожительстве помогал в совхозе на конном дворе, активно работал в Совете Ветеранов ( приложение -20)
Старшая дочь окончила Красноярский экономический техникум и проработала 35 лет в госбанке, вторая дочь окончила Минский сельхоз институт по специальности инженер по переработке молока, 20 лет отработала на городском молочном заводе в г.Магнитогорске, самая младшая дочь окончила училище по специальности мастер холодильных установок и до пенсии работала на гормолзаводе в Магнитогорске.
Сын – Иван Иванович Бахарев ( Иван-3-й) окончил политехнический институт по специальности инженер – энергетик. Работал на горно - металлургическом заводе в г. Магнитогорске
В 70-е годы его , как лучшего специалиста включили в список для поездки в Индию
помогать строить электрокомплекс. Целый год оформлялись документы, родственники
боялись, чтобы прошлое предков ему не повредило. И когда он сообщил, что
зачислен в эту группу , то все убедились , что имя деда действительно
реабилитировано. По окончании командировки ему сразу дали двухкомнатную квартиру
и машину « Москвич». Внуки Ивана Даниловича все получили достойное образование,
унаследовали от своего деда трудолюбие, честность, не растеряли любовь и
уважение к людям.
Дочь Мария вспоминает :
«Я не была в пионерах, нас из семей переселенцев не принимали, училась я очень старательно и 7-летнюю школу закончила на «4» и «5». В комсомол я вступила в 19 лет на Шушенской земле. В 1953 году мне разрешили выехать с севера и я поступила учиться в Шушенский сельскохозяйственный техникум имени Н.К. Крупской на агрономическое отделение.» ( приложение-15)
После окончания техникума в 1957 году , Мария по направлению приехала на работу в Ермаковский молмяссовхоз- 255, ранее д. Пробуждение.
В школьном краеведческом музее узнаем, что деревня была небольшая, школа новая семилетняя в деревянном здании. Хозяйство было крепкое . дороги грунтовые, после дождя – грязь непролазная. Поля плодородные растянулись на 30 километров. Молодая агрономша проявила дедовское трудолюбие и упорство. 14 лет Мария Ивановна работала на совхозных полях , пользовалась уважением начальства и любовью жителей села. Создала свою семью и стала не Бахаревой , а Ермаковой.
В 1961 году Марию Ивановну пригласили вести биологию. Директором школы был Добряков Василий Иванович, а завучем Тиронова Антонина Васильевна. Она и дала путевку на педагогическое поприще. В книге « Памяти детства посвящается» есть строки благодарности бывшему завучу школы от благодарных коллег, встреча которых произошла на 35 –летие средней школы. В школьном музее в экспозиции размещено Свидетельство участника ВДНХ от 1968 года , выданное восьмилетней школе совхоза « Сибирь» ( произошло переименование сельхозпредприятия). Мы узнали историю данного документа: школе был выделен земельный участок 0,5 га. Ребята со своим учителем биологии были увлечены опытной работой по повышению урожайности сельхоз культур. Главный агроном совхоза Гиндельберг Иван Давыдович ( из числа поволжских немцев) оказывал большую помощь: снабжал элитными семенами, удобрением и помогал в постановке опытов
На выставку в Москву отправили очень большую желтую тыкву 87 кг., кукурузу весом 1 кг.350 гр. и высотой 2 метра 10 сантиметров- закатывали на телегу 2 мужчин по доскам, а вырастили ее юннаты Полежаев Вова и Какаулин Коля.
Силами учителей, родителей, учеников была построена теплица, где выращивали
огурцы, лук, редис, помидоры. К работе в теплице допускались ученики, которые
учились на «4»и «5». Это было вознаграждение. .
А на смотре художественной самодеятельности в Шушенском пели частушку:
Мы построили теплицу
И вложили там свой труд.
Лук, редиска, помидоры
Там зимой у нас растут.
Постоянно участвовали в районных выставках. В архиве музея нашли дневники наблюдения за отлетом, прилетом птиц, нерестом рыб , сменой погоды , а по окончанию месяца видны адреса отправки отчета – г. Красноярск , станция юннатов. Среди наград школы увидели Почетные Грамоты в адрес юннатов от краевого центра.
В 1964 году семилетняя школа была реорганизована в восьмилетнюю
С 1969 года восьмилетнюю реорганизовали в среднюю школу.
При школе был организован интернат для детей из села Дубенское, Верхняя Коя, Веселые Ключи, Лыткино. С 1976 до 1992 года Мария Ивановна была бессменным старшим воспитателем. В музее хранятся альбомы с историей жизни интерната, где масса поздравительных открыток, писем со словами благодарности любимому воспитателю. О многом можно судить и по этим стихам , посвященным внучке раскулаченного Ивана Даниловича :
Мария Ивановна добрых слов заслуживает чашу
За свой честный благородный труд-
Не боясь дежурной фразы нашей:
По труду и честь Вам воздают.
В интернате было все спокойно,
Воспитатель каждого встречал.
Если в школе день прошел достойно,
Добрым словом, лаской награждал.
Были Вы советчицей и мамой
Строгою, суровою, подчас,
Шли детишки с радостью и раной,
И с хорошей новостью для Вас.
Любят Вас ребята – это точно,
Пишут письма , телеграммы шлют,
Да и не могло же быть иначе
От Вас – тепло и мудрость в жизнь несут!
Дети Марии Ивановны –успешные люди : дочь Вера Евгеньевна микробиолог с высшим образованием, сын Николай Евгеньевич – штурман гражданской полярной авиации работает в г. Норильске. В книге « Памяти детства» в главе « Интересные люди- выпускники школы» под №17 читаем, что Коля был участником Всероссийской широтной экспедиции « Северный полюс-2000».
Внучки Ивана Даниловича приложили труда для восстановления справедливости честного имени своего деда и отца. Вера Ивановна, будучи Почетным гражданином г. Магнитогорска и председателем Совета Ветеранов, добилась получения справок по реабилитации. ( приложение-18,19)
Мы представители 4-го поколения раскулаченных, только по курсу истории что-то знали , слышали о данном отрезке времени, а благодаря знакомству с судьбой семьи любимого учителя моих родственников, а моего пра-прадеда - мы прикоснулись душой к прошедшим событиям.
История семьи Бахарева Ивана Даниловича - трагична как и тысячи крестьянских семей периода коллективизации в СССР. Прошла лишения, унижения, но не сломалась , не погибла в пучине времени, не растеряла любви и уважения к близким, не озлобилась к окружающим людям, осталась верной своей Родине. Благодаря сибирскому характеру, крестьянскому трудолюбию, православному терпению Иван Данилович и Анастасия Максимовна сохранили и укрепили, передали лучшие традиции своего рода детям, внукам . Все они состоялись профессионально, заслужили уважение и почет сограждан, создали благополучные семьи. Главной отличительной чертой представителей потомков Ивана Даниловича является любовь к родной земле, ее людям , доброта, внимательность и благородство.
Благодаря таким людям жива еще наша Россия и наша миссия – помнить, сохранить и приумножить все дорогое . что донесли до нас наши родные люди. И не выкинуть слов из песни : « Иванами да Марьями Ты славишься земля..»
С уважением Ермакова Наташа, Кайков Иван.
Декабрь 2009 года Синеборск.
Приложение-1 архивная справка.
Приложение 2- фото домик в Шадрино.
Приложение 3 -фото Иван Данилович
с Анастасией Максимовной
Приложение -4- фото. На крыльце родного дома
с дочерью Анной и внуком баба Настя. 1949 г.
Приложение -5 фото Иван Иванович с семьей.
приложение 6 – фото участника Великой Отечественной войны 1941-1945 года И.И.
Бахарева.
Приложение-7- военный билет, 8- орденская книжка
Приложение – 9 –фото на реке Енисей под Шадрино.
Приложение- 10 фото- это северный улов.
Приложение -11,12,13- удостоверения депутата.
Приложение -14 фото ударники труда у Переходящего Красного
Знамени во главе с
председателем Бахаревым И.И.
Приложение -15 фото Иван Данилович с внучками.
Приложение-16 фото Мария Ивановна Бахарева
на крылечке сельхозтехникума п. Шушенское .
Приложение -17 удостоверение к медали материнства Улиты Евдокимовны.
Приложение -18, 19 справки о реабилитации Ивана Даниловича, Ивана Ивановича Бахаревых.
Приложение -20 – Бахарев И.И. среди ветеранов Великой отечественной войны п.
Синеборск.( 7-й в ряду)
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»