Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи в воспоминаниях Подольян Л.Н.


Дзержинский район
С.Нижний Танай
МОУ Нижнетанайская СОШ

Выполнил: Гузенков Юрий
Ученик 11 класса
Руководитель: Бурмакина З.Н. – учитель истории.

Мой рассказ о себе был бы не полным, если бы я не написалf о своей родословной, (предки мои с Урала) особенно своей бабушки (по материнской линии) Анне Петровне (1895 года рождения ), по судьбе которой можно изучать историю нашей родины. Её отец (мой прадед) работал то лесником, то на мельнице, то плотником, шил кожаную обувь. Он знал грамоту, вероятно, окончил начальную школу. Мать бабушки научилась читать лишь под старость. Она ходила на поденную работу жать и косить с утра до ночи за 20коп. в день. У бабушки были два брата, погибшие во время гражданской войны, оба были коммунистами. Однажды в дом прадеда ворвались белые, искали оружие, его сыновей и, не найдя его, дали прадеду 25 розг. Отец бабушки коммунистом не был, но принимал участие в маёвках. Анна Петровна окончила с начала 3-х классную женскую школу. Одно время (из-за бедности) она жила в семье своего дяди, более обеспеченного, который работал уставщиком по мельницам, торговал галантереей и пивом. Он содержал конюха и стряпуху. Его детей к поступлению 4-х классное городское училище готовил приходящий учитель. Он и заметил Анюту, хорошо соображавшую, стал и с ней заниматься. В училище она поступила сразу и училась хорошо. На следующий год после окончания училища держала экзамен на аттестат учительницы. Сначала она работала в начальных школах, а в 1935году стала работать в средней семилетней школе учителем – предметником – русский язык, ботаника, работала и завучем.


Бабушке - 18 лет,
Она уже учительница.
21 декабря 1913года.

Была у бабушки и общественная нагрузка: заседатель народного суда, делегат сельского Совета (тоже что депутат), член ревизионной комиссии сельского потребительского общества, руководитель методического объединения учителей района. Участвовала в ликвидации безграмотности населения, в коллективизации и даже в постановке небольших спектаклей, делала доклады для колхозников на разные темы. Дома сидеть было некогда да вдобавок еще пятеро детей и хозяйство. Бабушка умела жать, косить, обрабатывать лен, прясть и ткать холст. За свой учительский труд моя бабушка бала награждена двумя похвальными грамотами и тремя медалями.

Муж бабушки – мой дед – сын бедной крестьянки. По – видимому, он был то ли подкидышем, то ли незаконнорожденным, т.к. его назвали редким именем в Пермской области – Абрамом, что из книги имен «Святцы» это и обозначало. Абрам Иванович на свои казенные деньги выучился на учителя. Был очень начитан, развит. Выписывал журналы, газеты, книги (в основном, из серии «Домашняя библиотека»), которые сам и переплетал . У полиции был на заметке как неблагонадежный, любил критиковать. В 1918 году был членом земской управы. Два раза ездил в Москву, видел В.И. Ленина. Дедушка был директором той семилетней школы, где работала и бабушка. Его очень уважали. В 1938 году дед был арестован и осужден как враг народа. Дома был обыск. Малограмотные милиционеры бросали в костер книги, посчитавших за религиозную пропаганду, среди которых были мифы Древней Греции. Одну из них бабушке удалось спасти. Книга эта, как семейная – реликвия хранится до сих пор у меня. По славами бабушки, одной из причин ареста было то, что дед построил школу в низине, гораздо ниже церкви, а он же учитывал при строительстве школы направление ветров. Школа стояла на том же самом месте 50-х и в начало 70–х годов. Позже деда реабилитировали, восстановили в правах. Несмотря на все это, относился к советской власти хорошо, радовался наступившей хорошей жизни, восхищался, когда впервые появился на колхозных полях трактор. Всего в школе Абрам Иванович проработал 43 года.


Мои бабушка и дедушка. 1914 год.

Бабушка с дедушкой вырастили и воспитали хорошими людьми пятеро детей, дали им образование. Старшая дочь работала начальником отдела кадров, старший сын – директором одного из Омских заводов, средняя дочь директором школы, построенной ее отцом, математик. Младший сын тоже был директором школы, но другой. О маме я напишу ниже.


Май 1947 года.

Спустя два года после войны. Старшая дочь бабушки – моя тетя – в первом ряду в центре.

Ее муж тоже учитель.

Моя мама Галина Абрамовна пошла по стопам своих родителей: окончила учительский институт. Сначала 7 классов в своем родном селе, затем десятилетка в районном центре, до которого надо было добираться пешком, зимой же на лыжах, а зимы на Урале почти такие, как в Сибири. Мама активно занималась спортом, принимала участие в областных (Пермская область) соревнованиях, была членом ОСОАВИАХИМА, прыгала с парашютом, получила свидетельство «укладчица парашютов».


г. Молотово, 1946 год.
Областные соревнования Мама вторая слева в среднем ряду.

В 1948 году была членом пленума РКВЛКСМ как активная комсомолка.


1948 год
Члены пленума РК ВЛКСМ


Первый учительский коллектив Мама – первая слева в верхнем ряду.
В нижнем ряду – дядя, дед (по отцовской линии) бабушка Анна Петровна,
с края – тетя.

Всего год мама проработала в родной школе – школе своих родителей, т.к вышла замуж за военного. Родители моего отца тоже были учителями и работали в одной школе с родителями мамы.


1915 год
Дед + Тимофей Савельевич + и бабушка Татьяна Ивановна.


Мои родители
Николай Тимофеевич
и
Галина Абрамовна
в молодости.

Началась кочевая жизнь по гарнизонам. Работы учительской для мамы не было, но она окончила курсы машинисток и курсы кройки и шитья (последнее ей в позже жизни пригодилось). В основном, мы жили на Украине, большую часть детства я провела на западе Украины. Помню разрушенные во время войны дома, находящиеся буквально через дорогу от военного городка, ведь это было спустя 12 – 13 лет после войны. Я с братом и с дворовыми ребятишками часто убегала туда «искать клад». Офицерские жены были очень дружны, недаром на фотографиях мама всегда в окружении подруг они всегда были заняты каким – то рукоделием: вышивкой, вязанием, делали модные в то время искусственные цветы. Мебели своей не было, все казенное, но уютное благодаря маминым золотым рукам. Я помню, как мы ликовали, узнав о полете Юрия Гагарина в космос, а позже о Валентине Терешковой. (Отец много лет спустя, работая старшим штурманом Красноярского аэропорта, здоровался с ней за руку. Это было яркое событие в нашей семье) но пришло время проститься с белой акацией, цветущими каштанами, горной карпатской речкой: отца перевели в Красноярск, где «Ходят по городу медведи, а овощи мороженые». Красноярск встретил нас жарой и пыльными тополями, обилием апельсинов и невиданными до этого бананами, огромными очередями за хлебом. И Енисеем! Он меня с братом сразу покорил, мы еще никогда не видели такой могучей реки.

Мама устроилась на работу в ателье товароведом, а позже стала работать закройщицей. Со временем у нее сложился круг постоянных заказчиц. К ней приезжали заказчицы из Дивногорска и даже из Норильска. Конечно же, в первую очередь, их привлекало мастерство мамы, но, я думаю, что и мамино личное обоняние играло не последнюю роль. С ней советовались, с ней откровенничали, и мама всегда находила доброе слово каждой женщине, в любую минуту готова протянуть руку помощи. За свой труд маму наградили Знаком «Победитель социалистического соревнования» в разные годы, Почетными грамотами, юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».


Удостоверение к медали.


В 1979 году мама получила звание «Ударник коммунистического труда».
Удостоверение ударника.

Удостоверение к знаку «победитель социалистического соревнования»

Вспоминала ли мама школу? Иногда она говорила, что опять приснился урок, во время которого она не могла ответить на вопросы учеников. Но у мамы были уже другие ученики практиканты, на все их вопросы она отвечала обстоятельно, как и положено профессионалу.

Мои жизненные «ступеньки » очень похожи на судьбы многих женщин – ровесниц. Октябренок, пионерка, комсомолка… Радость и гордость от впервые повязанного пионерского галстука и получения комсомольского билета, преклонение перед идеалами: пионерами – героями. Зоей Космодемьянской, Александром Матросовым и другими. И огромная вера в то, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Мы с братом росли в дружной, доброй семье. Родители всегда были в курсе наших дел, с уважением относились ко всем нашим увлечением.

Все время мы с братом что-то собирали: фантики от конфет, картинки с почтовых конвертов, этикетки от спичечных коробков. Тогда выпускались наборы спичек, посвященные комсомолу, космосу и другие. Потом пришло более серьезное увлечение - марки, которые покупали, обменивали, отклеивали с конвертов. Для этой цели нам купили кляссеры, пинцет и лупу, чему мы были несказанно рады. Отец учил нас складывать из бумаги разные фигурки (об оригами мы тогда и слыхом не слыхивали) и выпиливать лобзиком разные вещи. Но, пожалуй, особенно нас увлекало фотографирование. У нас дома была даже небольшая фотолаборатория, а на кухне постоянно висели сохнувшие фотографии.

Родители прививали любовь к «братьям нашим меньшим». На балконе летом у нас жила галка, которую мы безуспешно учили говорить. Позже появились экзотическая черепаха и ежиха, ждущая приплода. Причем мы не только поили – кормили своих подопечных, но и изучали литературу по их уходу. Долгое время у нас жила овчарка. Тут в ход пошли книги по дрессировке и занятия в школе служебного собаководства.

Постепенно мы привыкнем и к сибирским морозам, и к знойному лету. Вот тогда–то я поняла, что такое резко – континентальный климат.

Зимой ходили на лыжах, катались на санках с горы. Спортзала в Зеленой Роще Красноярска еще не было, а стоял маленький вагончик, в котором можно было взять коньки напрокат, не оставляя при этом что–либо в качестве залога, лишь уплатив, кажется 30 копеек. Можно было там переобуваться ми оставлять свою обувь. Не помню случая, чтобы когда – то что-нибудь пропало.

У нас была читающая семья в те времена было сложно купить хорошую книгу. Приходилось стоять в больших очередях, сдавать макулатуру в обмен на книгу. Родители выписывали большое количество газет и журналов, в основном, ориентируясь на наши с братом интересы: «Пионерскую правду», «Вокруг света», «Науку к жизни», «Юный натуралист», «Юность», «Роман-газету» и другие…

«Детство, детство, ты куда ушло?...» это было мое счастливое детство.

Я взрослела, интересы менялись. Начались походы на Столбы, но выше «Бегемотика» из-за страха я не поднималась. Красноярские театры: драмтеатр, им. Пушкина, музкомедия, ТЮЗ. Больше всего я любила ТЮЗ. Сейчас редко показывают фильмы с участием Олялина и Малеванной, а я этих актеров видела «вживую»- на сцене ТЮЗа.

Мое пионерское детство получило свой отголосок. Через два года после окончания школы я работала в красноярском пионерском лагере им. Ю. Гагарина пионер вожатой. Все 3 сезона! Вероятно, все – таки сказались гены родственников-учителей. Это были непросто 3 сезона, а каждый день лета-день творчества, фантазии, общения с детьми.

Большой наградой для меня было то, что на 3-й сезон приехали почти все дети из моего отряда.

У нас служился дружный, творческий коллектив. «Мозгом» творческого лагеря была женщина в годах, увы, не помню ее имени. Имея техническое образование, она была врожденным педагогом-организатором. С ее помощью мы одевали детей в национальные костюмы разных народов, используя только бумагу: юбки, шляпы, жилеты, банты, накидки-все из бумаги. По ее чертежам во время сезона «Космический» строили ракету. Во всем пионерском лагере не осталось ни одной мыльницы, все они ушли на «топливо» для пуска ракеты.

Конечно же, ракета не взлетела, но эффект от дыма был потрясающий. Многому я научилась в пионерском лагере. Это была своеобразная стартовая площадка для моей педагогической работы.


Эту птицу Луниту я «вырастила» в месте со своими пионерами во время «Космического» сезона.

Позже я работала в школе-интернате воспитателем. Что-то нравилось мне в своей работе, что-то не очень. Но дети нравились всегда – непоседливые, тихие, шумные, задумчивые, одним словом, разные. Временно вела уроки русского языка и литературы.


Мои первые ученики-пятиклассники. Счастливое детство.


А это уже года через три.

Я любила путешествовать. Была в Эвенкии, на Байкале, а Крыму, на Кавказе. Сначала с родителями, потом с подругами. В Горах в одном доме вместе с нами отдыхали грузинская и армянская семьи, семья из Ашхабада. Все вместе ходили обедать в абхазскую столовую. По вечерам с нашего двора разносились песни на разных языках. Никакой неприязни к людям другой национальности и в помине не было. Это было настоящее, как говорили тогда, братство народов. А через несколько лет я слышу по телевидению: в районе Нового Афона (туда мы ездили на экскурсию) идут бои. Совсем не хотела касаться политики, но ведь она тоже странички моей жизни.

Южная природа, конечно же, роскошна, но какая-то картинная. Когда я стала сравнивать ее с сибирской то поняла, откуда это «как на картинке» , просто я ощутила себя настоящей сибирячкой.

В 1977 году вышла замуж. Муж –Юрий Николаевич - тоже учитель – учитель физкультуры, тренер по футболу и хоккею. Из Красноярска мы переехали в Черногорск, где обещали дать квартиру. Вот ирония судьбы – родилась в Белогорске (Амурская область), стала жить в Черногорске. Муж работал а техникум, я до рождения дочери – в детском саду воспитателем. Родилась дочь, но климат ей не подошел. Так мы оказались в Дзержинском. Работала я заведующей районным архивом. Бумажная работа, скажу сейчас откровенно, была не по мне, мне нужно было активное общение с людьми. Со мной в кабинете работала удивительная женщина, о которой я не могу написать хоть несколько слов.

Ульяна Егорова Фроленко. Это имя знакомо многим жителям района.

Сейчас ей 77 лет но она по – прежнему энергична, занимается общественной работой, входит в совет ветеранов.

Из Дзержинска мы переехали в Нижний Танай. В Нижнем Танае родился наш сын. Я стала работать в школе лаборантом и библиотекарем. Из работы библиотекаря мне больше всего нравилось проводить мероприятия с детьми: праздники, конкурсы.


«Книжкины именины».

Позже стала вожатой. И это стало моим любимым делом.

Дети во время подготовки мероприятия совсем другие, чем на уроках – более раскованные, более искренние, этому способствует неформальная обстановка. Школа не большая, поэтому в мероприятиях участвуют почти все. Иногда удивляешься: вроде бы мероприятие не обещает быть каким – то особенным, но дети так развернутся, что диву даешься от их просто безграничной фантазии. Есть дети активные и не очень, но равнодушных никогда не бывает. Случается, что какой-нибудь талант ребенка проявляется лишь к 10 – 11 классу, вот тут – то и ловишь себя на мысли: проморгали.

Я уже написала, что мне везет на хороших людей. Много лет я работала в паре с Аверьяновой А.А. – энергичным, неуемным организатором. Последние несколько лет у нас сложился неплохой «тандем» с Егоренко А.П. я думаю, что мы хорошо дополнили друг друга. С одной стороны – педагогический опыт, с другой – молодость и свежая струя в организации внеклассной работы.


Закончен «Гусарский бал»

Некоторое время вела уроки русского языка и литературы. Всегда удивлялась: ну почему такая безграмотность? А ответ прост – дети мало читают, катастрофически мало. Работала социальным педагогом. Эта работа морально тяжелая. Проще найти общий язык с ребенком, чем с его родителями. Нелегко объяснить некоторым родителем, что соц педагог выполняет не какую – то «карательную» функцию , а стремится к тому, чтобы ребенок жил в чистоте, ел досыта, чтобы не видел пьянства в семье, чтобы в семье соблюдались нравственные нормы, и в итоге ребенок вырос порядочным человеком.

Время лечит незаметно. У меня теперь другой статус – пенсионерка. Свой педагогический опыт я применяю уже в своей семье. Научила дочь и сына отмечать дни рождения с «изюминкой»: розыгрыши, конкурсы, обязательная стенгазета, посвященная имениннику. Внуку во время летних каникул устраиваю небольшой праздник, на который приглашаются его деревенские друзья.

Время от времени прихожу в школу, ставшую для меня поистине родной. При это меня охватывают какое – то волнение: от радушия учителей, от нахлынувших воспоминаний, и, конечно же, от детского гомона.

Используемый материал: Семейный архив Подольян Л.Н.
Приложение: видеоролик «Семейные реликвии»


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»