XI ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»
Направление исследовательской работы:
«История семьи на фоне Российской истории XX века»
МОУ «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В. П. Астафьева»
Участники исследовательской работы: Лиханова Инна
Руководители исследовательской работы:
Моршнёв Александр Михайлович, учитель истории,
Селина Елена Владимировна учитель технологии, педагог ДО,
Чичковская Ольга Валерьевна, учитель физики
с. Верхний Кужебар
2010 год
1. Воспоминания членов семьи.
2. Семейный фотоархив.
3. «Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края», «Издательские
проекты», Красноярск 2004г.
4. «Красноярский край в истории отечества», книги третья 1941-1943гг. книга 4
1954-1985гг. А.А. Григорьев и др., Красноярское книжное издательство, 2000г.
1. «Чтобы помнили…»
2. Юность.
3. Годы войны.
4. Жизнь после войны.
5. Неразрывная нить поколений.
«Не зная прошлого – не узнаешь будущего» - звучит крылатый афоризм Сантаяны. С этим трудно не согласиться. Любой человек, биография каждого постоянно на стыке былого и того, что будет. Воспоминания моей бабушки, Шестаковой Людмилы Романовны, и моих старших родственников лежат в основе моей работы. Я не помню своего дедушку (родилась через год после его смерти). Но, слушая воспоминания близких, разглядывая фотографии семейного архива, как будто чувствовала, как жилось ему в то нелёгкое время. Каким мужеством и стойкостью нужно было обладать, чтобы сохранить в себе всё человеческое и до конца дней своих быть всегда нужным и полезным людям.
Мой дедушка, Шестаков Валерий Иванович, родился 21 июля 1923 г. В деревне
Пийня (пильня?) Бийского района в семье бондаря Шестакова Ивана.
От отца сын унаследовал «золотые руки». Он и столяр, и плотник, из рук которого
выходят одинаково успешно и предметы мебели, и дома, и даже лодки. Он и
музыкант, которому покорились не только балалайка и аккордеон, но и капризная
скрипка, и мандолина.
Учился в Анзасе, Таштыпский район. Закончил 9 классов, 10 не пришлось. Началась война…
В июле 1942 года ему исполнилось 18 лет, а в августе он был призван в армию. Короткое обучение азам военного искусства в Киевском пехотном училище - и на фронт. Молодой боец был зачислен в 18 отдельный механико-сапёрный батальон на должность разведчика. На фронте происходило становление характера и жизненных принципов, которые оставили отпечаток на всю последующую жизнь.
Для успешной разработки отдельных операций командованию постоянно требовалась свежая информация. Это могло обеспечиваться во фронтовых условиях только ведением постоянной разведки. Во многих таких операциях участвовал мой дедушка. На фронте получил ранение. Это случилось, когда их группа возвращалась из разведки, попали под обстрел. К счастью рана оказалась лёгкая, и несколько дней лечения в медсанбате быстро вернули в строй солдата.
На фронте встретился со своим отцом, Иваном Дмитриевичем, который воевал в 1007 лёгком артиллерийском ордена Кутузова, Богдана Хмельницкого краснознаменном полку. В октябре 1944 года в этот же полк был переведён и сын. Так и служили они до конца войны: отец-артиллеристом, сын – разведчиком.
С боями прошёл Валерий Иванович от Брянска до Берлина. Участвовал в битвах на Курской дуге, в форсировании Днепра, участвовал в освобождении Варшавы, брал Берлин. После победы в 1945 году два года служил в армии в послевоенной Германии. Награды говорят сами за себя - служил неплохо.
С очень большим сожалением вспоминал, что не оставил на стенах рейхстага своего имени.И вот в 1947 году мой дедушка, вернувшись домой в свою большую семью, сам стал задумываться о создании своей семьи. Вспомнил добрую и трудолюбивую Людмилу, мою бабушку. Увидев её первый раз в маленькой алтайской деревне Мыльниково, уверенный дембель заявил «Моя будет».
Поженились в этой же деревне, Мыльниково. На этом месте жили недолго, молодой муж работал столяром.
Летом 1948 года молодая семья переехала в Хакасию, обосновались в Абазе. Жизнь текла со своими взлётами и падениями, радостями и печалями. Делали всё своими руками: шили одежду для детей, строили дом, обзаводились хозяйством. Сначала дедушка работал столяром. Потом несколько лет работал учителем черчения в абазинской средней школе. Не пропали даром и музыкальные способности. После работы в школе его переводят воспитателем и учителем музыки в санаторный детский дом. В этой же деревне он построил свой первый дом, на продажу. На полученные деньги семья купила корову и костюм для работы в школе, да и кое-что по мелочи.
Здесь же, в Абазе, у молодой семьи родилось четыре ребёнка. Два мальчика: Юра и Саша и две девочки: Маша и Оля.
Прожив в Абазе семь лет, они переезжают в Шушенский район в деревню Голубая. Дедушка устраивается в местную столярку, но проработал недолго, почти сразу отправляется на поиски нового места жительства. Здесь же родился их пятый ребенок-Олег.
И вот в 1959 году Валерий Иванович приплыл на лодке по реке Амыл в село Верхний Кужебар. Семья на время осталась на прежнем месте. Село очень ему понравилась. Да и как оно могла не понравиться рыбаку, охотнику и человеку, который любит природу? Село было довольно большое и красивое. Наутро следующего дня путник устроился на работу в Каратузский зверомпромхоз на летне-осенний период, чтобы заработать на покупку дома. Отработав до зимы и выбрав дом для покупки, у реки, он отправляется к своей большой семье, чтобы ранней весной перевезти их на новое место, в Верхний Кужебар, в котором они и остались навсегда.
Старожилы самобытного села сразу заметили новосёла. Да и как было не заметить, ведь вместе с ним в селе появилась первая тесовая лодка. Постепенно это изобретение завоевало амыльские воды. К тому же, новый житель оказался мастером-лодочником. Одна за другой хорошие, лёгкие лодки выходили из рук мастера. Появились и ученики, которым открыл он секрет мастерства. Одним из таких учеников стал Селин Иван Дионисович, живший по соседству и занимавшийся бондарничеством.
В этом же селе родился их шестой ребенок-Елена. «Три мальчика, три девочки» - гордились родители. Все имена детям давал дедушка, бабушка, Людмила Романовна, даже не спорила. Например, дочь Олю назвали в честь сестры В.И. Ленина. Записывал тоже сам.
Семья стала больше на одного человека, и купленный дом стал маленький для такой большой семьи. И в 1966 году Валерий Иванович решил построить новый большой дом. Как минимум в 4 комнаты (9 на 9). Строили дом всей семьёй от старшего сына до младшей дочери. Во время стройки постоянно советовался со своей доброй и трудолюбивой женой, которая во всём ему помогала. К тому времени он имел большой опыт строительства. Свой первый дом он построил сразу после свадьбы. Этот был уже четвёртый. Дом был построен за одно лето. Соорудив ворот для подъёма брёвен, который крутить нравилось всем детям, строитель практически без посторонней помощи построил дом. Через год возле дома раскинулся фруктовый сад, в котором зрели яблоки, рос маньчжурский орех и китайский лимонник, много других диковин. Жили небогато, но дружно. Делали всё своими руками, находя в этом радость и удовольствие, не стремясь к обогащению.
Непродолжительное время он работал в колхозе имени Ленина, на строительстве жилья для колхозников. А в 1967 году устроился работать наблюдателем водомерного поста села В-Кужебар. С этой работой связанно 20 лет его кужебарской жизни.
Имея всего 9 классов образования, дедушка имел огромное любопытство ко всему новому. Им был придуман новый станок для изготовления стружки для выпуска корзин и сит в Каратузском ДОКе, разработано дополнительно устройство станка для производства плечиков для одежды. Разработав технологию изготовления этих изделий, он обучил бригаду рабочих. Новая продукция ДОКа хорошо раскупалась, принося ощутимую прибыль предприятию. Его неоднократно приглашали на постоянную работу в ДОК на должность инженера, но производственные рамки его тяготили и он, наладив производство, продолжает работать гидрометеонаблюдателем водомерного поста. Эта работа была ещё одной его любовью. Она давала возможность близко общаться с природой, вспоминать прошлое, строить планы на будущее, а также заниматься рыбалкой и охотой.
Одним из его последних изобретений была косилка. Использовав двигатель от мотоцикла «ИЖ», он превратил конную косилку в самоходную, управляемую одним человеком. Односельчане с интересом взирали на такое «чудо».
А сколько им починено часов и лодочных моторов и не счесть.
А что же музыка? Она всегда с ним! Он был в составе ансамбля народных инструментов. Выступает на сельской клубной сцене, участвует в раёонном конкурсе художественной самодеятельности. Он – желанный гость деревенских праздников, когда душа просит песни и пляски.
Ещё одной его страстью была фотография. В большинстве случаев фотографировал детей и природу. Фотоопарат был всегда с ним. Проявлял снимки в домашних условиях, помогала бабушка, подросли и дети.
Неразрывная нить связывает поколения. Все сыновья прошли школу жизни, отслужив положенное в рядах вооруженных сил. Старший Юрий - в ракетных войсках в Германии, средний Александр - в пограничных войсках на Дальнем востоке, младший Олег - на Тихоокеанском флоте подводником. Многое взяли они от отца. Так же разнообразны их жизненные интересы. Старший сын перенял любовь к охоте и рыбалке. Отцовское умение работы по дереву теперь оттачивает Александр, он же продолжил работу на водомерном посту, после выхода отца на пенсию. Олег, работая судьёй, в свободное время занимается строительством. Дочери работают: Мария – художественным руководителем в ДК, Ольга – учителем физики в школе, Елена - начальником почты, все имеют семьи.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»