Петров Антон Александрович, Павленко Олег Юрьевич
МБОУ Шалоболинская СОШ № 18 Курагинского района, 9 класс,
научно-краеведческое объединение «Моя Малая Родина» при МУ «Централизованный
Шалоболинский сельский Дом культуры».
Руководитель Семочкина Валентина Федоровна, руководитель объединения.
История – это не только то, что происходило 50 -1000 и более лет. Она происходит и сейчас, и те, кто живет сейчас – это тоже история. Цель нашей работы – обратить внимание на то, как постепенно может из-за невнимания к данной проблеме может исчезнуть духовное богатство нашего села. А это один из ручейков, из которого складывается духовное богатство района, края, страны. Наша работа посвящена истории нашего музея, нашего краеведческого объединения. Она рассказывает о вкладе ветеранов войны в создание музея, как формировалось на базе краеведения несколько поколения ребят. Рассказывается в работе и о наших достижениях, о наших проблемах. Основная проблема – бедственное существование нашего музея. Мы рассказываем, как мы пытаемся с этим справиться. Эта тема актуальна, так как, сколько таких музеев, влачащих жалкое состояние и находящихся на грани исчезновения. Работа построена в основном на архивах нашего музея, где собрано много материала о нашем селе, о его людях, в ней прослеживается история нескольких поколений краеведов.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
II. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН
1. СЕМЁН АЛЕКСАНДРОВИЧ РАЧЕВ
2. СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО МУЗЕЯ В ШАЛОБОЛИНО
3. РОЖДЕНИЕ НОВОГО МУЗЕЯ. ПЕРВЫЕ КРАЕВЕДЫ
4. ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ КРАЕВЕДОВ
5. ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ КРАЕВЕДОВ
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV БИБЛИОГРАФИЯ
Светлой памяти Дмитрия Александровича Стрелецкого посвящается
Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. (Д.С. Лихачёв.)
Шалоболино – село старинное ему - 290 лет. У него богатая интересная история. Интересны и судьбы людей. Собрать материал о селе, о людях, которые жили в нем – это значит сохранить духовное богатство села.
Тема нашей работы «И дым Отечества нам сладок и приятен». Она рассказывает о краеведах, тех, кто на протяжении многих лет собирал материал о нашем селе, о его людях. Он посвящен ветеранам войны, которые много сделали для создания музея в селе. Благодаря им память о нашем селе, о его людях сохраняется и стала достоянием нашего села.
История нашего краеведческого музея очень сложная. Несколько раз его оставляли без помещения, без средств к существованию, а он возрождался снова. Тема актуальна и проблематична, так как существует много таких музеев, краеведческих объединений, которые держатся только на энтузиазме, влача жалкое материальное состояние. А ведь это наша культура, наше духовное наследие.
В своей работе мы использовали архивы нашего музея, семейные архивы. В основном она написана на местном материале.
В своей работе мы использовали следующие методы: а) теоретические, где мы выявляем основные факты в соответствии с теми задачами, которые мы поставили перед собой, ставим проблему, показываем, как мы ее решаем и собираемся решать. В работе мы сравниваем психологические характеристики краеведов различных поколений, методы и формы их деятельности. б) Эмпирические методы – беседы, интервью, встречи, работа в ИНТЕРНЕТе.
Затем мы работаем с собранным материалом, составляем план, определяем форму построения работы, вывод, к которому мы должны придти.
Работа носит практический характер, так как сохранение духовного богатства, которое собрано за десятилетия – важная задача. Материалы нашего музея используются на уроках истории, классных часах, при проведении экскурсий, вечеров, музейных встреч. Написана работа на материалах архива нашего музея. Для этого мы изучили документы, фотографии, заметки газет, познакомились с работами старших краеведов. Многих мы знаем, поэтому взяли у них интервью, о других мы побеседовали с теми, кто их знал, поэтому наша работа построена на реальных материалах.
Цели нашей работы:
Задачи:
Краеведению в Шалоболино уделяли внимание давно, и интерес к истории села среди местного населения был всегда. Так чабан Дунайцев Владимир в 60-е годы под Белым Яром нашел скелет бизона у Белого яра и привез его в школу, он же нашел фрагменты мамонта и тоже доставил в школу. К тому времени уже имелись, хоть и нечеткие, черно- белые фотографии рисунков писаницы, которые кто-то принес в школу.
Но начало развития краеведения, а затем музея связано с именем Рачева Семена Александровича, влюбленного в свой край, в свое село. Много времени и сил он отдал краеведению, открытию музея. Родился Семен Александрович 7-го сентября 1919 года. Окончил среднюю школу п. Курагино и начал педагогическую деятельность. Работал учителем начальных классов в деревне Петровка Курагинского района
В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Начало службы проходило на Дальнем Востоке в школе младших командиров. По окончании школы было присвоено звание младшего лейтенанта. Командовал взводом, а вскоре началась война. Воевал на юго-западном фронте, затем на Сталинградском направлении, где был дважды ранен и контужен. Имеет боевые награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны I степени. Медали: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», 7 юбилейных медалей.
С 1944 года работал военруком в Шалоболинской школе. С 1962 году – учитель черчения и рисования. Семен Александрович часто выступал на классных часах и комсомольских собраниях, на митингах, посвященных 9 Мая, на площади у памятника погибшим в годы войны землякам. С 60-х годов Семён Александрович - организатор геолого-туристических походов по Курагинскому, Идринскому и Краснотуранскому районам.
Семен Александрович Рачёв
За десять лет ребята собрали коллекцию минералов, ее они представляли в Красноярске на Слете юных геологов, а затем вместе с ребятами Семен Александрович был на Всесоюзном слете юных геологов в Златоусте, где они были награждены грамотами и ценными подарками. Всегда с ними в походы ходил друг Семена Александровича - Казимир Иосифович Новолинский. Собранные материалы были переданы в Красноярское геологическое управление. Геологическая экспедиция подтвердила наличие урановых руд на горе Детловская Бесь, а также наличие некоторых полезных ископаемых. Показал Казимир Иосифович ребятам многие травы, рассказал об их свойствах. Ребята собрали уникальный гербарий. Несколько раз они ходили в поход по партизанским тропам времён гражданской войны, встречались с участниками войны. Так было положено начало сбора материала о гражданской войне в наших местах. Уже дедушками и бабушками стали ребята, но с теплом они вспоминают эти походы, Семена Александровича. И хотя прошло немало лет, помнят они и песню, что пели на слете вечерами у Уральских гор.
Ясной солнечной погодой
Встретил нас Седой Урал,
Но седым туманом липким
Нас повсюду провожал.
Эге - гей, ребята,
Мы пробежали кое-как,
А эстонская команда
Затерялася в кустах.
Было здесь на юном слете
Дорогих 500 гостей,
Много дядей, много тетей
И немножечко детей.
Эге - гей, ребята,
Разогнали б вы гостей,
И оставили б на свете
Вы одних только детей.1
В 70-е годы была первая попытка создать при школе музей. Связано это с именем Алексея Васильевича Червякова, учителя истории. Он до войны жил в Сталинграде. Там при бомбардировке погибли его дочь и жена. Сам участник Сталинградской битвы, где был ранен. Музею Алексей Васильевич отдал много сил. После его отъезда работу продолжил молодой историк Моторин Евгений Васильевич. Ими был собран богатый об участниках Великой Отечественной войны.
Учитель истории Червяков А.В.
Вот что об этом музее пишет Иван Федорович Еськин, руководитель Курагинского районного музея: «В специально отведённой комнате в Шалоболинской средней школы помещается музей. Работа краеведов известна всей школе и отражается в красочно оформленном уголке «Школьному краеведу». В этом музее собрана богатейшая коллекция минералов, все минералы привезли из туристических походов учащиеся школы.
В этом году пополнилась коллекция костей древних животных, уже имевшихся в музее: это бивень, зубная челюсть и другие кости мамонта, которые были найдены в обвале у скалы, учащимися 6 класса во время экскурсии в 1977 году. Пополнилась также коллекция нумизматики, учащиеся собрали около 120 денежных знаков, многие из них были в обращение в селе до Октябрьской революции, в частности деньги богатого крестьянина Попова, которые были обнаружены при ломке продовольственного склада, принадлежавшего когда-то ему.
Особенно объёмной работой в этом году был сбор предметов быта у односельчан: экспонаты музея пополнились самоваром с шестью мировыми медалями выпуска 1890 года, старинными утюгами, наборами глиняных изделий, маковкой с церкви, несколькими иконами, несколькими учебниками Закона божьего и другими предметами домашнего обихода» 2
В 1979 году при грозе молния ударила в колокольню храма, начался пожар, и крест с колокольни упал. Учащиеся 7 класса: Сёмочкин Саша, Морозов Юра, Соломин Сергей, Казюрин Женя и другие ребята принесли крест в музей. Всех поразила красота этого изделия. Но просуществовал этот музей недолго, в 1980 году во время отпуска учителей все экспонаты были выброшены в коридор, т.к. школе потребовалось помещение для столовой. Несколько лет всё это хранилась в кладовках, частично в кабинетах, естественно, что при таком отношении много экспонатов пропало. Крест был отдан в переплавку, пропала мраморная плита с могилы дочери священника, найденной возле храма. Музей перестал существовать.
В середине 80-х годов страна готовилась к встрече 40-летия Победы над фашистской Германией. Были выделены деньги для открытия музеев, памятников, для фотографирования участников войны.
Ветераны войны: Николай Дмитриевич Вознесенский,
Дмитрий Прокопьевич
Грищенко, Петр Васильевич Андреев -
основатели Шалоболинского музея. 7
Именно ветераны войны вложили много сил в создание музея. Грищенко Дмитрий Прокопьевич и Доценко Даниил Максимович оформили и подарили музею мемориальную доску о погибших на войне жителей Ильинки. Андреев Петр Васильевич заказал за свой счет мемориальную доску в память о погибших воинах У-Шушь. Рачев С.А. перепроверил списки участников войны Шалоболинского сельсовета. Много сил вложил Н.Д. Вознесенский и многие другие участники войны. В бывшем интернате Шалоболинской школы была выделена площадь в 66 квадратных метров, и работники школы (Шевелёв Владимир Иванович, Гилёв Сергей Степанович), участники войны начали ремонт помещения. До 9-го Мая 85-го года оставалось 2,5 месяца, работа предстояла очень большая, и они с этим справились. Музеем ветераны войны очень гордились. Они всегда приходили в музей на встречи, просто помочь, проверить, а работают ли краеведы. Зародилась традиция, после смерти их фото, медали, ордена многие родственники приносили в музей. Неменьшая «задача» и трудности стояли перед первыми краеведами. Именно в это время сформировался состав первого поколения краеведов: Дима Стрелецкий, Оксана Мезерова, Таня Ролдугина, Лариса Комарова, Володя Пушкарев и другие. Им предстояло изучить все имеющиеся документы, собрать новый материал, оформить стенды, составить тексты экскурсий. В то время в сёлах Шалоболинского сельсовета проживало 132 участника войны: надо было с каждым побеседовать. 9 Мая 1985 года. Все село присутствовало на этом празднике, сначала был митинг, потом концерт, награждение, которое растянулось на 4 часа. А затем все присутствовали на открытии музея. Вот что пишет Оксана Мезерова об этом: «Помню, как я учила свою первую экскурсию по музею к 9 Мая 1985 года, как у меня дрожали коленки, когда я ее проводила». 3
Первое поколение краеведов – это оригинальные, нестандартные ребята, каждый из них личность. Дима Стрелецкий вырос в очень образованной учительской семье: мать Тамара Александровна – литератор, отец Александр Алексеевич - физик. Их называют «ходячие энциклопедии». Дима много читал. Это была увлекающаяся, яркая личность. Чем только он не увлекался: химией, медициной, эсперанто, философией, и все всерьез. Дима – лидер, авторитет которого беспрекословен. Именно он стал бессменным директором музея в 14 лет.
Первые краеведы в музее: Оксана Мезерова, Лариса Комарова, Володя Пушкарев,
Дима Стрелецкий и Таня Ролдугина. 7
Таня Ролдугина - очень умная, инициативная девочка. Она серьезно болела, много пропускала. Единственная дочь, внучка. «Свет в окне» для своей семьи. В ней сформировались некоторые черты, из-за которых ей первое время было трудно с ребятами общаться. Это эгоизм, неумение уступать, обидчивость. Но когда она втянулась в работу краеведа, когда полюбила ее, ей пришлось много над собой работать. Лучше ее никто не мог составить сценарии мероприятий, которые краеведам приходилась проводить и для села, и для района, и для края. Таня человек эмоциональный, поэтому, чтобы она ни делала, она делала с воодушевлением, если это ее увлекало. Умница, начитанная, с ней интересно было общаться. Работает учителем истории в городе Красноярске.
Оксана Мезерова – личность целеустремленная, дотошная, ищущая, стремящаяся к духовности, увлекающаяся, круг ее интересов широк. Она и сейчас не изменилась. Вот что она пишет об этих годах в своей книге «Биография»: «Рядом со школой находилось здание школьной мастерской, часть которого занимал музей. Я не помню, как впервые пришла туда, кто пригласил, но я сразу сдружилась с ребятами в музее….Руководила музеем Семочкина Валентина Федоровна. За нами: Таней Ролдугиной, Димой Стрелецким, Вовой Пушкаревым, Ларисой Комаровой, прочно закрепилось звание «краеведы», и мы этим очень гордились.… Помню, как спорили с краеведами из первой школы о роли нашего земляка Заверткина Ионнакия Ивановича в венчании В.И Ленина и Н.К. Крупской. А сколько мы потратили сил, чтобы убедить районного краеведа А.Г. Шароватова в некоторых неточностях в описании им Шалоболинского боя в гражданскую войну. Помню, как автобусами с плакатами мы ездили в Курагино на конференции, чтения.
Димка всегда казался очень умным, я всегда удивлялась, откуда он все знает, но больше всего меня восхищала его коллекция пластинок классической музыки. Он с гордостью выдавал мне некоторые пластинки послушать, записывая их в журнал, где указывал дату возврата, просил расписаться. Все было очень серьезно!
Татьяна поражала нас своей библиотекой, умением организовать праздники. Очень
трогательно отмечались в музее Дни рождения: неизменный капустник, веселые
приколы и подарки, сделанные самими ребятами.
Вовка Пушкарев жил со мной по соседству, но потом он переехал в другой город. Мы
ему устроили шикарные проводы. Димка долго вел с ним «мужской» разговор с
наставлениями. Потом Вовка нам долго писал письма.
Лариса Комарова всегда гордилась своими старшими братьями и всегда знала, что
они ее защитят…
Мы вместе учились, вместе работали». 3
А учиться им, первым краеведам, приходилось многому. С помощью ветеранов войны завязалась переписка со многими земляками или их родственниками, и это помогло собрать огромный материал. Директор музея Стрелецкий завел строгое правило: каждое письмо - регистрировать и обязательно отвечать. Доставалось тем краеведам, которые тянули с ответом. Велась документация. Молодой директор строго следил за ведением документации, и каждый знал, что новый экспонат, документ надо зарегистрировать и поставить на него штамп музея с регистрационным номером»3.
Велась активная переписка со многими музеями, архивами края, Москвы, с архивами Шушенского, Мартьяновского, Курагинского музеев. Эта переписка сохранилась до сих пор и используется как для новых рефератов, экскурсий, так и для стендов. Нужно было научиться работать в архивах: отбирать из многого – нужное, все это переработать. Самое сложное – это интервью: составить вопросы и, переборов свою нерешительность, провести беседу. Научились и этому. Трудно было и с оформлением стендов. Компьютеров в селе тогда не было, денег для найма оформителей не выделялось, писать красиво из краеведов никто не умел. Тогда Дима достал где-то печатную машинку, нашел инструкцию, восстановил ее, это помогло оформлению стендов. Печатать на машинке должны были уметь все, а так как все этого хотели, то проблем не возникло. Каждый стенд обсуждали, порой много спорили, но друг другу помогали. Каждый выбрал тему для работы, которую должен разработать и проводить по ней экскурсию.
Валентина Федоровна Семочкина в своей работе «Краеведение как способ формирование личности. Историко-просветительная работа с молодежью» пишет: «Музей стал центром краеведческой работы. Это был практически детский клуб, куда порой собиралось до 25 человек. Здесь с самого начала закладывались принципы свободы личности, творчества, что особенно ценилось. У каждого своя тема, свой план работы, никто никого не понукал. Это развивало самостоятельность, трудолюбие и уважительное отношение друг к другу. Каждый здесь находил дело по себе. Кто-то занимался исследовательской работой, кто-то перепечатывал готовый текст, кто-то писал письма, кто-то регистрировал экспонаты. Были и такие, которые просто работали в музее, создавали условия для встреч. Они протирали пыль, мыли полы. Им нравилось общение. Обстановка в коллективе сложилась дружеская, творческая, много юмора, что привлекало ребят. Постепенно выработались правила: никаких разборок, учиться убеждать в своей правоте, никакой грубости, уважать друг друга». 6
Музей активно действовал. Имена краеведов были известны в районе. Большую помощь в организации нашего музея оказал Еськин Иван Федорович, директор Курагинского музея. Именно благодаря ему ребята съездили на краевые чтения, которые состоялись в краевом Доме пионеров. Сотрудничали краеведы и с учеными пединститута. В книге «Памятники истории и культуры Красноярского края», составленной Быконей Г.Ф., есть упоминание о нашем музее и сделана сноска на наш материал. 5
В музее проводились вечера, открытые мероприятия, встречи. Работа ребят отображена в «Книге отзывов посетителей». Для первых краеведов характерна любовь к книге, все они были очень начитанные, любознательные, умели радоваться каждой публикации, каждому документу, найденному в архиве; каждому письму, пришедшему в адрес музея.
«Многолетняя работа в музее сформировала мыслящих, инициативных, раскрепощенных людей, много умеющих. Все они разные: по характеру, воспитанию, способностям, но из этого разнообразия создался уникальный коллектив. Очень трудно таким ярким личностям стало работать, когда они сформировались, поэтому возникла кризисная ситуация: смогут ли они работать дальше. Денег на содержание не выделялось ни копейки, все краеведы покупали на свои деньги, благо, что все стоило дешево. Не было денег и на поездки, чтобы пообщаться с ровесниками, где-то выступить за пределами района, края, чтобы реализовать свой потенциал. Но благоразумие, привычка быть вместе, увлеченность краеведением взяли вверх, и они работали вместе до окончания школы», - вспоминает В.Ф. Семочкина.6
Все навыки, приобретенные в музее, пригодились им в жизни. Они все оказались востребованные жизнью. И куда бы их судьба не бросала, они и там проявляли свои лидерские качества. Все получили высшее образование. Дима закончил Красноярский пединститут, стал преподавателем русского языка и литературы. Он работал в канцелярии Красноярского Владыки Антония, преподавателем русского языка и литературы, а также учителем информатики в нашей школе. И как когда-то в музее кабинет информатики стал детским клубом, и, несмотря на строгие правила, заведенные им, там всегда было много детей. Затем он работал в ресурсном центре района, оставив после себя в школе учеников, владеющих информационными технологиями. Именно с этими ребятами руководителю краеведческого объединения пришлось создавать мультимудийный фильм «Люди Земли Шалоболинской». И они с этим справились. Об этом фильме много писали в газетах. Последнее время Дмитрий Александрович работал ведущим специалистом в Управлении образования по информационным технологиям. Он прекрасно вел важные районные концерты, мероприятия.
17 июля 2009 года Дмитрий Александрович Стрелецкий трагически погиб. Это была очень большая потеря для района, для села. Только сейчас многие понимают, как много он значил для них.
Оксана после окончания школы 2 года работала в родной школе старшей пионервожатой и руководила краеведческим кружком. Потом окончила Ачинское педагогическое училище. Занималась в театральной студии училища, которой руководила Заслуженная артистка России Альбина Валерьяновна Гусельников, и в то время Оксана открыла для себя мир театра, который любит до сих пор. В этом театре она и играла. В 1996 году закончила Лесосибирский педагогический институт, филологический факультет. С переездом в 2003 году в Москву поступила в Московский гуманитарный педагогический институт. С этого же времени работает в НПО «Школа самоопределения», которая является участником международных проектов, Членом Международной Ассоциации демократических школ.
Краеведение навсегда вошло в жизнь Оксаны. В мае 2004 года она стала руководителем (координатором) международного проекта «Школьники помогают бывшим узникам фашистских лагерей и другим жертвам нацизма в СНГ», по инициативе и финансировании немецкого благотворительного общества «КОНТАКТЫ-KONTAKTE». Вместе с ребятами они создали буклеты: «Школьники помогают бывшим узникам фашистских лагерей и другим жертвам нацизма в СНГ, «Наше детство было без игрушек», «Судьба- жить». С июня 2007 года по настоящее время руководит международным волонтерским лагерем в Бутово Московской области, где проводились массовые расстрелы в годы репрессий. Сюда приезжают волонтеры с Германии, с разных концов России.
За это в ноябре 2008 награждена «Знаком за заслуги в развитии партнерских связей между Москвой и Берлином» Правительства Москвы и Бургомистра Берлина.
Лариса Комарова - молчаливая, спокойная, исполнительная. Она добросовестно выполняла все, что ей поручали. Надежная, стойкая. Закончила Абаканский пединститут, работает организатором воспитательной работы в одной из школ г. Минусинска.
Любимец и баловень всех краеведов Володя Пушкарев. Он был младше всех, поэтому к нему относились очень тепло. Красивый, обаятельный. Они с Ларисой Комаровой ездили в Красноярск на краевые чтения. У Ларисы была тема «Коммуна им. Карла Маркса в с. Шалоболино», над которой она тогда работала, а у Володи своей темы еще не было, но второй участник должен быть его возраста. Краеведы все вместе на основе имеющихся документов составили ему реферат о нашем земляке Ионнакии Ивановиче Заверткине, который был поручителем на венчании в Шушенском В.И. Ленина (Ульянова) и Н.К. Крупской. Как они его тренировали! И Володя успешно защитил свой реферат и вполне сносно ответил на вопросы, хотя от волнения не мог даже слово произнести.
После окончания школы ребята разъехались, руководитель музея перешла на работу в другую школу, музей возглавляла Оксана Мезерова. Опытный краевед, она продолжала традиции, заложенные когда-то ими. После ее отъезда в музее работали Кузьмина Любовь Михайловна, Оксана Николаевна Рачева, Акулова Лада Клементьевна. Музей жил.
В 1998 году в здании, где находился музей, возник пожар. Сам музей не пострадал, но было отключено отопление, электричество. Музей остался бесхозным, помещение отдали под склады. Все, что было собрано краеведами, находилось в ужасном состоянии: разбитые витрины, валявшиеся на полу документы, грязь. Казалось, что здесь никогда не существовал один из духовных центров села. Исчезла уникальная коллекция самоваров, одному из которых было 150 лет, плуг 1870 г., привезенный из Германии, коллекция монет, а самое главное - ордена и медали ветеранов Великой Отечественной войны.
Только через два года с возвращением в школу руководителя музея, встал вопрос о его возрождении. Выделили музею в школе помещение в 12 кв. м., в нем начало работать новое поколение краеведов, которым пришлось начинать все с нуля, так как были прерваны все связи. В то время достигнуть высокого уровня развития музею не удалось: тесное помещение, исчезновение многих экспонатов, полное отсутствие средств. И хотя школьники, а порой и взрослые, приносили новые экспонаты, но разместить их часто было негде. Но тем не менее началось формироваться новое поколение краеведов: Бобылевы Таня и Лена, Белоногова Лена, Дайлидов Володя, Колесникова Таня. Они увлеклись краеведением, но все уже учились в старших классах, поэтому хорошей школы краеведов они просто не успели пройти. Им пришлось много работать над собой.
Новый музей в школе. 7
На основе рефератов краеведов первого поколения они составили свои, дополнив их новыми документами. Таня Бобылева продолжила работу Володи Пушкарева о И.И. Заверткине, Дайлидов Володя объединил рефераты Стрелецкого и Ролдугиной и написал реферат «Село Шалоболино в огне революционных боев» и занял на районной НПК III место. Это была первая победа. Таня Колесникова написала работу «По следам древних мифов», а Лена Бобылева сделала замечательную работу о женщинах - труженицах Великой Отечественной войны. Интересной была работа Лены Белоноговой «Община виссарионовцев в с. Шалоболино». Вот что она вспоминает: « Учитель истории предложила заниматься в краеведческом кружке и дала на выбор несколько тем…Я выбрала тему «Община виссарионовцев в с. Шалоболино». Тогда их много появилось в нашем селе. Необычные наряды, питание, мировоззрение…Они вызывали в селе интерес, много пересудов, среди них было много ярких личностей, с которыми мы сталкивались в ДК, в школе учились их дети. Начали собирать материал. Конечно, глубоко осмыслить все не хватило времени, т.к. это уже был 11 класс. Но время работы в краеведении это творческое время, оно мне много дало, я многому научилась. А мой материал пригодился младшим краеведам»8
Так началась возрождаться исследовательская работа, которая стала основным направлением в работе краеведов. И хотя в музее проводились экскурсии, но на такой площади это было сложно. Уходя из школы, эти ребята кое-чему научились, что пригодилось им в студенчестве. Все они закончили институты, либо колледжи. Володя Дайлидов работает преподавателем физкультуры в Курагино, Лена Бобылева - банковский работник, ее сестра Таня – биолог, Лена Белоногова работает воспитателем в нашей школе. Они способствовали возрождению краеведческой работы.
Расцвет исследовательской работы падает на период 2002-2008 года. За это время краеведы создали много интересных, глубоких работ. Они выходят со своими работами за пределы района, края. Их работы «крутятся» в Интернете, напечатаны в сборниках, труды ребят находят признание. В это время краеведы заводят дружбу с учеными Заико А.Л., Дроздовым Н. И., которые работают на Шалоболинской писанице. Работа Аплошкиной Марины называется «Археологический памятник «Шалоболинская писаница». В то время ученые только начинают свою работу на писанице, интерес к ней был большой, к тому же с ней связывали будущее Шалоболино и Ильинки. Марина сама работала на писанице, вместе с руководителем объединения они изучили много литературы. Ей много помогала ее мама. Умница, умеющая отдаваться делу, добросовестная. На районной НКК, в регионе, в крае она блестяще защитила свою работу, заняв первые места.
Марина Аплошкина7
В 2009 году Марина окончила с отличием СФУ социальный факультет.
От ребят-краеведов требовалось уже владение компьютерными технологиями: напечатать и отформатировать текст, составить презентацию. Это было сложно для краеведов, так как собственных компьютеров тогда в селе почти ни у кого не было. Работали на школьных, часто до позднего вечера. Здесь большую помощь оказал Дмитрий Александрович Стрелецкий, преподаватель русского языка и информатики нашей школы.
В центре с. Шалоболино на искусственно возведенным крестьянами холме в 1851 г. был построен уникальный Свято-Троицкий храм. Это архитектурная жемчужина, духовный центр юга края был осквернен в 1933 году. Несколько поколений атеистов выросло в селе, ничего не зная о храме, безобразничали в нем. Здесь уже побывали и поработали по его очистке от мусора ребята из США. Архитектор А. Блохин, руководитель этой группы, вынашивал идею о его реставрации.
За сбор материала и составление реферата о Свято-Троицком храме взялись учащиеся 9 класса Ольга Чебокчинова, решительная, трудолюбивая, и Таня Глызина, тихая, исполнительная. Сколько они потратили сил и времени в Курагинском архиве, добывая документы. Еще больше времени потребовалось для изучения метрических книг. Большая работа проведена ими была и в Минусинском архиве. Материала набралось очень много. В помощь им были привлечены учащиеся школы, которые по созданной девушками анкете, опросили жителей села. Кое-кто из жителей помнил храм, некоторые крестились в нем, а кто-то помнил рассказы родственников. Собраны были интересные факты, документы, фотографии. Была восстановлена связь с американскими ребятами, которые работали в Шалоболино.
Работа получилась интересная. Сложность заключалась в том, как перебороть волнение при защите его. Но с этим справились, хотя выступать и пришлось на разных уровнях. На НПК в районе, на чтениях в Красноярске, посвященных 70-летию Красноярского края; на российском конкурсе. Эта работа напечатана в православном журнале, она была отправлена Владыке Антонию, когда решался вопрос о реставрации храма.
Глызина Т. и Чебокчинова О. на региональных чтениях в г. Минусинске7
Работа была прочитана во всех классах, проведена беседа с ребятами, и безобразие в храме прекратилось.
В настоящее время ею заинтересовалось духовенство, которое обслуживает наш восстанавливаемый храм. Очень красивая, впечатляющая получилась презентация, которую помог составить Дмитрий Александрович Стрелецкий. Она сопровождалась колокольным звоном и производила сильное впечатление. После школы Оля поступила в аграрный, хотя ей очень хотелось на истфак, а Таня закончила юридический колледж, сейчас она учится заочно на экономическом факультете
Именно в это время решено было на основе краеведческого материала и информационных технологий создать сайт «Село родное». Работа оказалась настолько интересной, что захватила и краеведов вместе с их руководителем, а также информатиков вместе с Дмитрием Александровичем и его учениками Иваном Мазикиным и Дмитрием Долгушиным. Какая творческая обстановка создалась в этом маленьком коллективе! До глубокой ночи светились окна кабинета информатики, собирались и по воскресеньям. Сайт занял II место в районе, и авторы были награждены грамотами и цифровым фотоаппаратом. Сейчас Иван Мазикин, проживающий в Москве, информатик по образованию, в память о своем учителе продолжает работать над сайтом и предложил нам сотрудничество.
Свою работу «Да разве об этом расскажешь» Семочкин Александр посвящает 60-летию Победы. Он пишет о своей прабабушке, труженице тыла. Она была вначале прочитана во всех классах. Некоторые учащиеся потом говорили, что обычный человек, а как интересно о ее судьбе слушать. Работа заняла I место на чтениях при краевом архиве, награждена грамотой и ценным подарком и оставлена в числе 6 лучших работ на хранение в краевом архиве. Саше работа в краеведческом объединении дала очень много. Он был настолько застенчив, настолько трудно ему давалось общение, а тут первое выступление на таком форуме. Все прошло хорошо, и Саша как-то стал себя чувствовать увереннее.
В 2006 году краеведческий кружок был переименован в объединение «Моя Малая Родина». Оно к этому времени пополнилось новым составом. Это Дима Величко, Павел Петров, Денис Бочкарев, Илья Николаев, Саша Коржов, Саша Крашениникова. Это был костяк объединения. А вокруг них «крутилось» много ребят, которые не занимались исследовательской работой, но помогали в организации вечеров, праздников, убирали в музее. Эти годы были очень продуктивны. Это уже совсем другие ребята, они сильно отличаются от краеведов первого поколения. Они мало читают, рано повзрослели. Они реалисты, знают - чего хотят. Все владеют компьютерными технологиями, у всех личные компьютеры. Много времени проводят в Интернете.
Дима Величко и Паша Петров, изучив имеющийся в архивах музея материал, выбрали тему для реферата о людях нашего села. Они его так и назвали «Люди Земли Шалоболинской». Работая в архивах Курагино, Минусинска, школьного музея, собрали новый материал о наших земляках, которыми гордилось село. Это интересные, своеобразные ребята.
П.Петров и Д. Величко на Бутовском полигоне. г. Москва.7
Паша много знающий, увлеченный компьютером, всегда что-то ищущий. Он не очень общительный, но с ним всегда интересно. Дима – это человек, который еще оставался ребенком, не смотря на свои 15 лет. Он еще не осознавал как много сил и трудолюбия требует краеведение, поэтому он часто не выполнял то, что от него требовалось. Работа в объединении стала для него школой возмужания. Они были первые в районе, которым разрешили выступить на НПК с 8 класса, где они были самые юные. Вместе с учениками Дмитрия Александровича Стрелецкого, который уже работал в ресурсном центре, Иваном Акуловым, Иваном Конради к реферату ребят был создан мультимедийный фильм «Люди Земли Шалоболинской». Озвучивали фильм Алена Акулова и Паша Петров. Паша обладает красивым голосом и умеет красиво читать стихи. Работа увлекла ребят.
Фильм сопровождался музыкой, он получился теплым, его неоднократно показывали на районных и региональных презентациях, за Круглым столом у Главы администрации района, а также на многих праздниках села. Паша с Димой успешно выступали со своим рефератом на всех уровнях. Их работа везде была отмечена.
Саша Коржов – лидер по характеру, имеющий большое влияние как в классе, в школе, так и в краеведении. Хозяйственный, самостоятельный. Он накопил много материала в своем компьютере: это могли быть презентации со школьных вечеров, уроков, чьих – то рефератов, различные фото. «А вдруг пригодится», - говорил он. Краеведы прозвали его « кулак», но материалы его неоднократно использовались ими.
Он не любит работать в коллективе, работал самостоятельно. Сколько свежих идей, новейших компьютерных технологий внес он в работу объединения. Вместе с Денисом Бочкаревым, Ильей Николаевым они написали реферат «Село Шалоболино в 1917- 20 годах» Они за основу взяли работы Димы Стрелецкого «Установление советской власти» и Тани Ролдугиной «Гражданская война на юге края». Ребята провели огромную работу по опросу жителей Ильинки (в гражданскую войну линия фронта шла через Ильинку), изучили новые документы, литературу. Перед защитой реферата на НПК района Саша вдруг заявил, что будет только презентацию показывать, так как речью он не владеет и выступать стесняется. Им была составлена интересная презентация. После защиты реферата Бочкаревым и Николаевым посыпалось много вопросов, Саша не выдержал, стал с ребятами отвечать на вопросы. Все вместе они блестяще защитили свою работу и заняли первое место. Отмечена эта работа и на всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия ХХ век», на краеведческой конференции «Кто мы? Откуда?» и на краевом конкурсе «Молодежь и наука».
Краевед с. Шалоболино Коржов Александр вручает подарки
Елене Борисовне Жемковой. г. Москва7
Илья сейчас в армии, Денис в Ильинке по причине болезни, Саша учится на строительном факультете в СФУ.
В 2008 году по приглашению Оксаны Мезеровой (теперь Оксаны Валерьяновны) ребята – краеведы поехали в Москву в Бутово (место расстрела более 20000 репрессированных с 1937 по 1953 годы) и две недели помогали облагораживанию этого страшного места. Эта был российско-германский проект «Акция искупления – дело службы мира». Как-то по-другому стали смотреть на события 37 года. Во время работы на полигоне к ним подходили родственники расстрелянных и со слезами на глазах благодарили их за эту работу. Посещение «Мемориала», встреча в Правительстве Москвы очень повлияли на них. Общение с молодежью Германии, делегациями других регионов страны много им дало. Ребята привозили в Москву работы своего объединения, а так же работы краеведов Курагинского района. Везде, где они выступали с ними, отмечено высокое качество работ, а главное, что они из сибирского села, которого и на карте нет. Краеведам приходилось давать много интервью различным СМИ и ТВ.
На приеме в Правительстве Москвы7
Запомнилась встреча в «Мемориале», где руководителю краеведческого объединения Семочкиной В.Ф. была вручена «Благодарность за активную деятельность в деле развития краеведения и сохранения исторической памяти». Запомнилась экскурсия на кладбище Донского монастыря, которую проводил Рогинский Арсений Борисович, один из руководителей Международного общества «Мемориал». Интересна прошла встреча в Правительстве Москвы. Живо прошла беседа о назначении краеведения, об отношении к событиям 1937 года. Ребята были награждены ценными подарками.
30 октября 2008 года, в День памяти репрессированных, используя материалы Бутово, они приняли участие в мероприятии районного музея, рассказав о своей волонтерской работе.
Саша Крашениникова пришла в объединение в 6 классе, не умея ничего. Это яркая личность. Ее мама работала организатором в школе, Саша практически выросла на сцене. Она прекрасно читает стихи, поет, танцует, обладает образной речью. Но Саша увлекалась очень многим: она хотела все познать, все увидеть, везде участвовать, поэтому она просто не успевала везде. Свою работу «Церковь Последнего Завета. Люди и судьбы» Саша делала 4 года. Много времени было потрачено на изучение документов районного архива, изучение судеб последователей, знакомство с видеофильмами, на прослушивание аудиокассет. Запоминающей была поездка в Петропавловку - духовный центр «виссарионовцев». Здесь были посещены мастерские, им показали многие изделия мастеров Земли Обетованной. Самое главное - надо было дать объективную оценку этому религиозному направлению, т.к. в то время все СМИ писали обо всем только негативно. На районной НПК Сашину работу распушили в пух и прах, обвинив ее и руководителя в сектантстве. Но на региональных чтениях в Минусинске, на конкурсе «ВЫСОт», на Мартьяновских чтениях работа была отмечена Грамотами, на конкурсе «ВЫСОт» Саша много спорила с профессором, который тоже изучал эту тему. Кое в чем они пришли к единому мнению, кое в чем разошлись, но Саше очень понравилась и запомнилась эта работа. Сейчас она студентка II курса СФУ, учится на факультете культурологии и искусствоведения, обучаясь музейному делу.
С мая 2008 года краеведческое объединение «Моя Малая Родина» работает на базе МУ «Централизованный Шалоболинский сельский Дом Культуры», где директором работает Копытина Любовь Викторовна, человек разносторонний, увлеченный. Основная цель стала – возрождение музея на базе ДК. К тому времени школе потребовалось помещение для класса коррекции, и накопленный годами материал был выброшен из помещения. Несколько месяцев он лежал в кабинете истории. К тому же на содержание музея и на исследовательскую работу не выделялось ни копейки. Экспонаты были перевезены в ДК, где тоже плохо с площадями Сделано много, чтобы открыть музей, хотя это оказалось намного сложней, чем предполагалось. Алена Акулова и Наташа Ганенко защитили на региональном уровне проект «Наследие», где доказывали необходимость открытия музея в селе на базе ДК. Обращались краеведы и в «Единую Россию» и к местным властям, к главе администрации района Марченко Л.А.. Вместе с работниками ДК был составлен грантовый проект, деньги от которого должны были пойти на музей. Почему-то духовное богатство села, накопленное десятилетиями, оказалось ненужным.
Но объединение «Моя Малая Родина», продолжая исследовательскую работу, уже стало известно в районе, ребята участвуют в Круглом столе при Главе администрации района Турчанове Е.Г., который пообещал нам денег на пристройку, 55 тысяч обещала Родина. Но денег мы не получили и проблема так и не решается. В это время укрепляются связи с Мартьяновских музеем. Руководитель объединения 3 года уже выступает на Мартьяновских чтениях со своими исследованиями. Музей награжден музеем им. Мартьянова Дипломом в номинации «Музей – наставник» и упоминается в справочнике «Музеи юга Красноярского края». За 25 лет краеведческой работы через объединение прошли десятки ребят, которые своим трудом пополняли материала музея, многому научились.
На базе Дома Культуры появились новые формы работы - музейные встречи. Используя возможности ДК - музыка, профессиональные кадры, их опыт в организации мероприятий – были проведены следующие встречи: «Село родное», «Предметы быта сибиряков», «Нам 25», где отмечалась 25-летие краеведческого движения в Шалоболино. В этот день в ДК собрались учащиеся, жители села, где им были показаны презентации. Выступали не только краеведы, но и учителя, учащиеся со своими исследованиями.
Но работы с открытием музея еще много. Трудно найти средства. Бедственное существование музея, равнодушие чиновников местных и районных может со временем привести к утрате духовного наследия села. А пока мы собираем материал, пишем исследовательские работы, участвуем в конкурсах, проводим мероприятия в селе.
В 2009 году объединение «Моя Малая Родина сделало свой первый выпуск на базе ДК. Паша Петров, Дима Величко, Саша Коржов, Алена Акулова, Наташа Ганенко - студенты различных университетов, а Илья Николаев в армии, весной он демобилизуется и тоже будет поступать в ВУЗ.
Выпускники научно-краеведческого объединения
«Моя Малая Родина». 20097
Несмотря ни на какие трудности матерьялы музея востребованы. Они используются в школе на уроках истории края, на классных часах, краеведческих конкурсах. Их используют учащиеся для составления своих проектов. Многие из учащихся в своих сочинениях отмечают, что их заинтересовала история нашего села. Находятся они и в сельской библиотеке, где востребованы местными жителями. Знакомясь с ними, жители села узнают много о своем селе, о судьбах его людей. Стали приносить экспонаты, охотно рассказывать о себе, о своем времени. Напечатанные в различных сборниках, они представляют интерес и для жителей края.
А в краеведение пришли новые ребята, это мы: Антон Петров, Олег Павленко, Лёня
Чебан, Саша Никонов, Люда Кулёва, Маша и Ваня Беловы.
Самый « опытный» из нас - Лёня, ему 13 лет. Он уже выступал в Минусинске на
региональных чтениях со своей работой «Глина», которая напечатана в сборнике
«Кто мы? Откуда?». Сейчас он работает над темой «Игры и забавы сибиряков». Им
собран большой материал по данной теме, и он уверен, что хорошо его защитит.
Леня недостаточно организованный человек, с ним бывает трудно. Он всегда
куда-нибудь «попадает». Но он много читает, увлекается историей, любит историю
своего села.
Саша Никонов - его одноклассник. Это нестандартный человек. Тоже много читает. Уже много сделал для работы в будущем музее. Работает над темой «Хозяйственная деятельность сибиряков», для чего он изучил литературу, побеседовал с жителями, но работа пока не завершена.
Маша и Ваня Беловы живут в соседнем селе Пойлово. Они заинтересовались военной темой. Маша решила к 65-летию написать реферат о своих родственниках участниках войны и тружениках тыла. Ваня собирает материал о своем прадедушке, участнике войны.
Люда Кулева учится в 8 классе. У нее удивительные способности находить экспонаты для музея. Никто столько не принес их – сколько принесла Люда. Она собирает материал о знахарях и колдунах, о реферате пока не думает, готовится быть экскурсоводом.
Антон Петров и Олег Павленко7
Маша Белова7
Все мы владеем компьютерами, выходим в Интернет. Мы, Антон Петров и Олег Павленко, изучив архивы музея и общаясь со многими бывшими краеведами, написали свою исследовательскую работу «И дым Отечества нам сладок и приятен». Работа нас очень увлекла, так как это живая история нашего краеведческого объединения. Это история о тех, кто собирал материал о нашем селе, о судьбах людей. Некоторых из краеведов мы знаем, о некоторых слышали, а о других узнали, работая над рефератом. Мы все не имеем опыта работы. Всем нам еще много над собой работать, многому учиться. Что из этого получится - покажет время. Но традиции - заложенные первыми краеведами - живы. Мы поддерживаем с ними связь, и они нам помогают, чем могут.
Мы стремимся создать на базе ДК сельский музей, куда, как в 80-годы, будут приходить жители села, гости села. Уже есть ребята, которые могли бы на базе имеющего материала проводить экскурсии, а пока они проводятся к определенной дате: достаются из хранилища экспонаты, которые необходимы для экскурсии, а затем убираются обратно.
Возрождение музея, который снова оказался без помещения, без средств к существованию, - это основная цель нашего поколения краеведов. Мы делаем все, зависящее от нас для открытия музея. Музей как духовный центр - необходим селу.
За годы существования краеведческого движения в нашем селе краеведами разных поколений был собран огромный матерьял об истории нашего села, о судьбах его жителей. Было собрано много документов, фотографий, среди них есть уникальные экспонаты. Большой вклад в создание музея внесли ветераны войны. Музей был известен далеко за пределами села. А сейчас накануне 65-летия Победы над фашистской Германией музей остался без помещения, без средств к существованию. Мало сейчас в Шалоболино ветеранов, все они уже преклонного возраста. Они не могут уже чем-то нам помочь, как ветераны войны в 1985 году, поэтому наша задача – сохранить все, что собрано краеведами всех поколений.
На базе музея сформировалось не одно поколение краеведов, которые многому научились, и все оказались востребованы жизнью, за что наш музей в мае 2009 года в номинации «Музей-наставник» награжден Мартьяновским музеем Дипломом.
Как так получилось, что он оказался в бедственном положении? Почему нас никто не слышит? Не только хлебом единым живут люди. Пройдут трудные времена, люди повернутся к духовности, но многое может исчезнуть навсегда к тому времени.
А мы продолжаем работать: собираем новый материал для будущих работ и новые экспонаты для будущего музея, пробуем защитить грант, пишем исследовательские работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Есть страна такая. Под редакцией А.И. Бурмага. Абакан. 2004 год.
2 Еськин И.Ф. Отчет о работе музеев Курагинского музея. 1977 год. Архивы
Курагинского музея. Ф.1.о.4 д. 132 с. 9.
3 Мезерова О.В. Биография. Москва. НПО «Школа самоопределения». 2007 год.
4 Мезерова О.В. Международный проект в России. Бутово. Москва. 2009 год.
5 Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярское книжное
издательство. Т. III. С. 130.
6 Семочкина В.Ф. Роль краеведение в формировании личности.
Историко-просветительская работа с молодежью. Конкурс на получение денежного
поощрение лучших учителей. 2008 год.
7 Фотографии музея. Ф. 1. о 2 д. № 2-5, 19-21, 26-29, 34-38. 41-44.
8 Архивы музея. С. Шалоболино. Ф. 1 о 1 д. № 14-24, 27-29.
9 Семочкина В.Ф. Минусинский край. № 3-4, апрель-май 2009. «И дым Отечества нам
сладок и приятен», с. 7.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»