Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Холокост: "жертвы ненависти" (гетто на территории СССР)


Министерство образования и науки Республики Хакасия
МОУ «Средняя Общеобразовательная Школа №20»

Выполнила:
Русина Наталья
Учащаяся 9 класса

Научный руководитель:
Якушкин Игорь Станиславович
Учитель истории, обществознания, права

Абакан 2009

Содержание

Введение
1.Евреи. Общие сведения
2.Гитлер. Начало пути
3.Организация гетто
4.Разновидности гетто
4.1 Гетто в Молдавии
4.2 Гетто в Украине
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Вашему вниманию предоставляется работа, раскрывшая полностью понятие «Жертвы ненависти». История еврейского народа – это сотни лет боли и веры, это радость созидательного труда и трагедия страшных испытаний, не раз ставивших еврейский народ на грань физического истребления.

В современной научной литературе и публицистике Холокост -обозначает политику нацисткой Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933 – 1945 гг. впервые был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 г. одноимённого американского многосерийного телевизионного фильма термин ”Холокост” активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров.

В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА (Shoax), обозначающий ”Катастрофа европейского еврейства” в указанных выше хронологических рамках.

Цель работы: формирование, совершенствование, функционирование созданной нацистским режимом системы тотального вытеснения евреев из всех сфер политической, общественной, экономической и культурной жизни. Идея создания моей работы появилась после того, как я нашла в нашем городе Еврейскую Общину. Появилась возможность изучить «изнутри» эту тему по документальным свидетельствам самих вдохновителей, организаторов и исполнителей нацистской государственной программы «окончательного решения еврейского вопроса».

По отношению общества к Холокосту можно судить о его морали, здоровье и интеллекте, о его желании и умении искоренять любые проявления экстремизма, шовинизма, ксенофобии, религиозной и национальной нетерпимости, вырабатывая в себе иммунитет от проникновения и распространения этих смертельно опасных болезней.

Комплексное исследование проблемы меня очень увлекло.

Задачи:
- проанализировать систему тотального контроля над евреями;
- изучить влияние изменений произошедших в результате Холокоста.
Методы:
- сравнение сопоставление сходных характеристик;
- анализ расчленение познаваемого объекта на составные части, познание объекта;
- исторический метод – исследование, возникновение и развитие объектов в хронологической последовательности

1.Евреи. Общие сведения

ЕВРЕИ – самоназвание и общее этническое название (на русском языке) народов, живущих в разных странах, но ведущих своё происхождение от древнееврейской народности; верующие евреи исповедуют иудаизм. В 13 – 12 вв. до н.э. древнееврейские скотоводнические племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с хараанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое государство (около 1000 лет назад до н.э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Около 935 лет назад до н.э. это государство распалось на два: северное – Израильское и южное Иудейское царство. В 586 году до н.э. последнее было завоёвано – Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению евреев по странам мира (т.н. диаспоры). Основные массы евреев возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 году до н.э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания евреев против Рима, Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много евреев было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за её пределами. В 132 – 135 годах н.э. произошло последнее крупное восстание евреев Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы.

В эпоху раннего средневековья евреи жили главным образом в странах Западной Европы, где в отношении евреев издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землёй. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремёслами и торговлей, а более богатые – ростовщичеством. Евреи не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых евреев присваивалось феодалами, бюргерами и католической церковью, насаждавшей вражду к ”врагам христовым”. Тысячи евреев пали жертвами инквизиции. В ряде случаев евреи поголовно изгонялись из некоторых стран (из Англии в 13 во., Франции 14 в., Испании и Португалии в конце 15-го в. И т.д.). Основной причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и еврейских купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования евреев уже в средние века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против евреев. Еврейская беднота, помимо национальной дискриминации, подверглась экономическому и культурно-бытовому гнету со стороны еврейской общины (когол, кагал), и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду евреев к христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри еврейской общины привели к громадной смертности и пауперизму евреев. Периодически среди евреев возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения, выражавшие в религиозной форме протест масс против социального и национального гнета. В результате буржуазной революции 17-19 вв. в Западной Европе ограничения евреев были отменены. Но, подобно другим буржуазным реформам, равноправие евреев на практике было урезанным. Свирепый средний век антисемитизм был заменён более мягкими формами религий и расовой дискриминации в государственной и общественной жизни и в быту. Буржуазный строй не мог коренным образом разрешить еврейский вопрос.

В конце 18-го века большинство евреев жило в Польском государстве и при разделах Польши значительная часть их перешла под власть Российской империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения евреев. Царское правительство с целью отвлечения народных масс от революционного движения натравливало на евреев самые отсталые и невежественные элементы населения, учинявшии евреям погромы. Классовый и национальный гнет в России привёл к тому, что в конце 19 века от 25% до 38% евреев в ряде городов жили за счёт благотворительности, многие (главным образом еврейская беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и другие страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди евреев, значительно вырос ремесленный отчасти фабричный пролетариат, возникла промышленная буржуазия; происходило приобщение евреев к демократической русской культуре и революционному движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих евреев к общероссийскому социал-демократическому рабочему движению, против националистического мелкобуржуазного Бунда, за уничтожение бесправия евреев (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с национальной принадлежностью, был внесён большевиками в 1914 году в 4-ю государственную думу), против погромов и т.д. октябрьская социалистическая революция и последовавшие после 2-ой мировой войны революции в Польше, Венгрии и др. странах полностью уничтожили вековое бесправие и в этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистических, экономических и общественных отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющие социалистические страны, и ликвидировали социальную почву для национальной дискриминации вообще и для социальной дискриминации евреев в частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов – основа национальной политики социалистических государств. В этих странах ведётся борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества евреев вместе со всеми народами СССР и других социалистических стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 году в СССР была образована Еврейская автономная область.

Буржуазия в период общего кризиса капитализма всё чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в т.ч. к антисемитизму – распространению вражды к евреям, правовым их ограничениям, изгнаниям, погромами и т.п. в руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократической и революционной борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоёв трудящихся расистских и националистических предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждавшие антисемитизм, опираются главным образом на неустойчивые в идеологическом и моральном отношениях мелкобуржуазные элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами; в 1935 году гитлеровское производство издало так называемые ”Нюрнбергские законы”, по которым евреи в Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 году по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-ой мировой войне истребили миллионы евреев в самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднён в результате шовинистической антисемитской пропаганды, дискриминации евреев и некоторых других народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри евреев, причём эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части евреев, которая вынуждена была эмигрировать из фашисткой Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 году еврейского государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования еврейской буржуазной нации в Израиле по пути возрождения архаических еврейских обычаев.

К началу 20-го века во всём мире было около 10 миллионов евреев и из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 году число евреев увеличилось до 16,7 миллионов человек, из которых около 57% жило в Европе и 33% в странах Америки (главным образом в США). В результате зверского уничтожения 6 миллионов евреев значительно уменьшилось и в 1959 составляло 12,8 миллионов человек; из них в США – 5,8 миллионов человек, СССР – 2268 тысяч человек, Израиле – 1,8 миллиона человек, Великобритании – 450 тысяч, Бразилии – 130 тысяч, Румынии – 100 тысяч евреев, проживающие в той или иной стране, живут общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на языке этого населения. Значительная часть евреев стран Восточной Европы и Америки говорит на языке идиш (близком к немецкому языку). В СССР, согласно переписи 1959, 21,1% евреев назвали идиш родным языком. Часть евреев на Балканах и Ближнем Востоке – потомки выходцев из Испании, говорит на языке испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть евреев говорит на языке иврит (получивший значительное развитие в литературе и обиходной речи древнееврейский язык, относящийся к семито-хамитской семье языков). Верующие евреи пользуются им как языком культа. Среди евреев СССР имеются небольшие группы горских евреев (в Дагестане), говорящих на татском языке, грузинских евреев (в районе Тбилиси), говорящих на грузинском языке, среднеазиатские евреи (в районе Бухары), говорящих на таджикском языке, и так называемых крымчаков – крымских евреев, частично ещё говорящих на татарском языке.

2. Гитлер. Начало пути.

На пути к власти Гитлер не раз обещал: «Как только я встану у руля государства – покатятся головы врагов нации”. И головы покатились. Сначала коммунисты, обвинённые в поджоге рейхстага, затем социал-демократы и буржуазные демократы оказались кто в тюрьмах и концентрационных лагерях, кто в изгнании. Многие из них были зверски замучены. Все политические партии, кроме НСДАП, все общественные организации, кроме нацистских, были запрещены. Полиция и служба безопасности жёстко преследовали всех инакомыслящих. В стране царили тотальная слежка и террор.

Вслед за ”красными” и ”демократами” настала очередь ещё одних ”врагов нации” – евреев. Гитлер издал целый ряд законов, ограничивавших их права: евреям запрещалось состоять на государственной службе, посещать общественные заведения; еврейские дети не допускались в школы; собственность евреев (заводы, банки, магазины) подлежала ”аризации”, т.е. передаче промышленникам немецкой национальности или нацистскому государству. 9 -10 ноября 1938 г. По г. По в июля сей Германии были организованны еврейские погромы, вошедшие в историю под названием ”Хрустальной ночи”. Позднее, в годы войны, гитлеровцы начали массовое планомерное уничтожение евреев, загнанных в концентрационные лагеря и гетто.

Но разгром “внутренних врагов” и ”расовое очищение” Германии являлись лишь первой частью политической программы Гитлера. Вторую часть составляли планы установления мирового господства германской нации.

Очищение Германии от ”еврейского засилья” было одной из основных программных установок Гитлера. Антисемитизм нацистов вырастал из старых националистических предрассудков, а также условий политической борьбы конца XIX – первой трети XX в. В это время еврейское национальное движение начало превращаться во влиятельный фактор международной жизни, а многие евреи стали играть важную роль в буржуазно-демократических, социал-демократических и коммунистических партиях. Они выступили по сути дела в роли ниспровергателей старых порядков, т.е. оказались в лагере противников консервативных, традиционных сил. Враждебное отношение к евреям со стороны НСДАП усугублялось ещё и тем, что еврейский капитал, игравший видную роль в банковском деле, торговле и промышленности Германии, составлял подчас серьёзную конкуренцию, немецкому национальному капиталу, и тот, как и правые политические круги Германии, был заинтересован в устранение соперников.

Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германской государственности и основ экономической жизни германской нации. Широкие международные связи еврейского капитала, а также политиков еврейской национальности, в том числе с промышленными и политическими кругами стран, которые нацисты объявляли исконными врагами Германии, давали Гитлеру и его окружению повод для широкой пропаганды тезиса о ”всемирном жидомасонском заговоре”, преследующем якобы цель установить над человечеством еврейское господство. ”Мировому еврейству” национал-социалисты противопоставляли ”арийскую идею” – идею общности германских и родственных им по крови народов, принадлежащих к ”нордической расе”. Именно эти народы (”сверхлюди”), а не евреи и другие ”недочеловеке”, заявляли нацисты, призваны править миром. Рассматривая национальный вопрос сквозь призму примитивного социал-дарвинизма, Гитлер и его сторонники переносили законы борьбы видов, присущие животному миру, на общественную жизнь и этим обосновали свою политику геноцида в отношении евреев и других народов, объявленных ими ”неполноценными”.

Еврейскому вопросу нацисты отводили важную роль в манипулировании сознанием широких масс немцев. Создавая в лице евреев образ ”внутреннего врага” и объявляя их источником всех бед нации, Гитлер и его окружение уводили людей от понимания подлинных причин тех трудностей, которые переживала Германия.

Во второй половине 30-х гг. антиеврейская политика в нацисткой Германии проводилась последовательно и всё более жёстко. Однако для массового еврейского погрома требовался повод. Он нашёлся, когда Йозеф Геббельс получил сообщение, что 7 ноября 1938 г. в Париже 17-летний польский еврей Гершель Грюншпан убил советника германского посольства Эрнста фон Рата. Машина нацисткой пропаганды пришла в действие, и в ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по Германии прокатилась волна еврейских погромов. Всё выглядело как стихийный всплеск народного гнева. Было разрушено и уничтожено 267 синагог, 815 небольших и 29 крупных магазинов , 171 жилой дом. Между тем один из руководителей СС Рейнхард Гейдрих заметил :”…действительные размеры разрушений, по-видимому, во много раз превосходят приведённые цифры”.

Власти арестовали почти 20 тыс. евреев; погибли 36 человек, ещё 36 получили тяжёлые ранения. Ущерб от погрома составил 25 млн. марок, в том числе 5 млн. марок стоили разбитые витрины. Улицы Берлина были усыпаны битым стеклом, что и дало погрому название ”хрустальная ночь”.

3. Организация гетто

В комплексе антиеврейских мероприятий оккупированных властей изоляция евреев от остального населения занимала особое место. При организации гетто на оккупированной советской территории нацисты активно использовали «польский опыт» - они создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог. Туда также переселяли уцелевших после акций уничтожения евреев из сельской местности (чаще всего – лишь специалистов-ремесленников с их семьями.

Исследователи не всегда проводят чёткие разграничения между различными вариантами мест принудительного содержания: пребыванием евреев в том или ином населённом пункте в течение определённого времени после оккупации и до расстрела; наличием «открытого» и «закрытого» гетто; местами принудительного содержания евреев перед расстрелом; транзитными гетто; рабочими и концентрационными лагерями. Это замечание является ключевым для понимания столь впечатляющего разброса в историографии цифр о количестве гетто.

На мой взгляд, можно говорить о следующих «минимальных признаках» гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение)или отделение его от окружающих; изоляция путём ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания.

В отличие от рабочих лагерей, в гетто узники содержались независимо от степени их пригодности к труду и семейного положения. Срок проживания и выполнение трудовых функций важен для разграничения понятий «гетто» от иных форм принудительного содержания узников.

Все гетто условно можно разделить на два основных типа: «открытое» и «закрытое». Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер – до уничтожения либо переселения в «закрытое» гетто, депортации, отправки в трудовые лагеря.

Узники «открытого» гетто чаще всего оставались в своих домах или кварталах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населённого пункта. Туда же иногда переселяли евреев из других, как правило небольших по численности еврейского населения, населённых пунктов.

Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты. С их участием обычно проводились регистрация, взимание контрибуции, направление определённого количества людей для ежедневных принудительных работ. Другим важнейшим признаком данного типа гетто являлась частичная изоляция еврейского населения. Она выражалась в ограничение свободы передвижения в пределах населённого пункта по сравнению с другим населениям, вплоть до запрета покидать место проживания, если целью передвижения не являлось выполнение приказов властей.

Способом, обеспечивающим эту изоляцию, являлось визуальное обозначение евреев (отметки в документах, ношение опознавательных знаков, маркировка их домов и квартир). В данном случае эти меры носили конкретно превентивный характер именно в целях изоляции еврейского населения и контроля над ним.

4. Разновидности гетто

4.1 Гетто в Молдавии

Весьма активно политику так называемой «геттоизации» проводили оккупационные власти Румынии, под контролем которой оказалось около 25% всех гетто на территории СССР.

Процесс создания и практически полной ликвидации гетто первым был завершён на территории Молдавии. Накануне войны здесь проживало от 230 до 300 тысяч евреев, включая около 50 тысяч беженцев из Румынии.

Не менее 30 – 40 тысяч (по другим данным, 75 – 80 тысяч) покинули республику, пытаясь эвакуироваться в глубь СССР (многие из них смогли достигнуть лишь Одессы).

24 июля 1941 года губернатор провинции «Бессарабия» Вакулеску издал приказ о концентрации евреев в сельской местности в специальных лагерях. Одним из первых на оккупированной территории СССР было создано гетто Кишинёва. Приказ о его создании был подписан 25 июля румынским комендантом. В действительности оно возникло по инициативе руководства айнзатцкоманды-11а, входившей в состав айнзатцгруппы «D». Особенностью управления этим гетто было то, что оно находилось в двойном подчинении – румынской и немецкой комендатур.

Кроме того, с территории гетто не были выселены местные жители-христиане, получившие специальные пропуска на вход и выход из гетто.

Гетто находилось в нижней части города. На переселение тысяч людей было отведено два дня. В первый день после переселения евреев несколько часов держали на площади, не разрешая оправиться, без еды и воды в палящий зной. Вечером оккупанты имитировали расстрел, продолжая издевательства над людьми. По разным оценкам, в гетто оказалось от 9 до 13 тысяч человек.

Деревянное ограждение гетто по периметру составляло 4 километра. Согласно румынским источникам, здесь вначале (19 августа) находилось 10578 евреев (в том числе 3117 мужчин, 5261 женщина, 1160 девочек и 1040 мальчиков). В середине сентября в гетто оказалось почти на тысячу человек больше. Из 11525 узников было 4148 мужчин; 4476 женщин и 2901 ребёнок. Увеличение численности населения объясняется тем, что в кишинёвское гетто были собраны и евреи из окружающих местечек. Начиная с 8 октября и до конца октября 1941 года оккупантами (после ликвидации части узников) была осуществлена их депортация. Она проводилась в несколько этапов. Сначала людей гнали в основном пешком – на 2500 человек было выделено 100 повод. Лишь последние партии отправлялись на подводах. Отчаянные попытки еврейской общины Румынии предотвратить депортацию успехом не увенчались.

Министр внутренних дел Румынии Михай Антонеску осенью 1941 года согласился на то, чтобы оставить в Кишиневе хотя бы известных общественных деятелей, но в итоге была достигнута договорённость об оставлении лишь 100 выкрестов.

Тем не менее к концу 1941 года в Кишинёвском уезде оставалось 215 евреев. В середине марта 1942 года в воссозданной оккупационными властями провинции «Бессарабия» находилось всего 425 евреев. В основном это были люди, состоявшие в браке с христианами, принявшие христианскую веру или имевшие личные заслуги перед Румынией. Среди них была и только что родившаяся девочка, получившая имя по месту рождения – Гетто. В мае 1942 года все евреи Кишинёва 9за исключением 2 человек) были депортированы.
Сведения о взятках администрации, в результате чего около 20 евреев сумели покинуть гетто (вскоре они были арестованы), и жалобы румынской еврейской общины на жестокое обращение с узниками привели к созданию в декабре 1941 года по приказу Антонеску специальной комиссии «по расследованию злоупотреблений в кишинёвском гетто». Никаких положительных последствий для евреев Молдавии деятельность этой комиссии не имела.

На территории Молдавии были созданы около 20 гетто. Они находились в следующих уездах провинции «Бессарабия»: Рыбницком – 6, Тираспольском – 3, а также в Дубоссарах и некоторых других местах.
После серии акций уничтожения и депортации к 1 сентября 1941 года на территории провинции «Бессарабия» в гетто и концлагерях, согласно данным румынской переписи, находилось 72625 евреев.
На заседании правительства Румынии 6 октября 1941 года маршал Йон Антонеску заявил:

«В Бессарабии остаётся ещё около 10000 евреев. Я принял необходимые меры, чтобы в течение нескольких дней все они были выселены и отправлены за Днестр».

Обычно евреи сгонялись в гетто сразу же после оккупации городов и местечек (в Оргееве, Сороках, Дубоссарах, Тичине, Маркулешты, Ратужень, Единцы и другие). В Бельцах (современные Бельцы), согласно отчётам айнзатцгруппы от 17 июля 1941 года, к этому времени не только был создан юденрат, но и произведён расстрел его членов за невыполнение приказа.

Румынские оккупационные власти в начале осени 1941 года получили приказ о «заключении городских евреев в гетто». В результате произошла повсеместная концентрация городского еврейского населения в местах временного содержания, которые фактически стали транзитными в гетто (люди проводили в них лишь несколько недель). Так, свыше 20000 евреев было согнано в местечки Вертюжень и Секурень. В Единицах оказалось 13000 узников. Ещё в 8 населённых пунктах оказалось сконцентрированными от 1500 (Фэлешт) до 5500 евреев (Рубленица).

Узников практически не кормили; они подвергались грабежу, издевательствам, избиениям. Типичными были массовые изнасилования женщин и девушек. Житель города Оргеева фронтовик П. Задунайский свидетельствовал, что узники находились в гетто 4 месяца за колючей проволокой, с внешней стороны находились румынские полицейские:

«Многие молодых женщин изнасиловали, в том числе мою жену и жительницу города Оргеева по фамилии Гаджи. Это сделал капитан Константинеску, комендант Оргеевского горизонта, которого судили после войны в Румынии».

Узники этих гетто были уничтожены или депортированы за пределы Молдавии. Так, евреев Оргеева погнали сначала в Рыбницу, а затем в концлагерь в совхозе Сахарова Голтского уезда. Гетто в Рыбнице было создано в начале сентября 1941 года. На улицу Шолом-Алейхема согнали всех евреев, которые были расселены по 12 – 15 человек в одной комнате. Людей не кормили; молодёжь использовалась на принудительных работах. Гетто огорожено не было, но любой выход за его пределы и попытки приобрести продукты у местных жителей карались расстрелом.

После уничтожения нескольких сот евреев в конце июля 1941 года было создано гетто в Каменке, просуществовавшее до зимы 1941/42 года.
После решения румынских властей об изгнании «всех евреев – за Прут», официально евреи Бессарабии обязаны были покинуть её территорию. Однако в некоторых гетто после расстрелов и депортаций было оставлено сравнительно небольшое количество квалифицированных ремесленников.
В некоторых городах Молдавии, например в Тирасполе, гетто вновь возникают летом 1942 года. Сначала здесь было 100 узников, а к весне 1944 года их число составило 821 человек.

Таким образом, создание гетто на территории Молдавии (в провинции «Бессарабия») преследовало главную цель – концентрацию еврейского населения с целью его дальнейшей депортации в Транснистрию. Так был реализован приказ маршала Антонеску, провозглашённый им 8 июля 1941 года на заседании Совета министров Румынии:

«Я высказываюсь за принудительное переселение всего еврейского элемента Бессарабии и Буковины, который нужно выбросить за границу».

4.2 Гетто в Украине

Наибольшее количество гетто было создано на территории Украины. В опубликованном в 2000 году на украинском и немецком языках «Справочнике о лагерях, тюрьмах и гетто на оккупированной территории Украины (1941 – 1944)», подготовленном Государственным комитетом архивов Украины и Украинским национальным фондом «Взаимопонимание и примирение» при Кабинете министров Украины, упомянуты свыше 300 гетто.

Эти сведения, а также данные о датах их существования нуждаются в уточнении, ибо составители не всегда проводили чёткое различие между «гетто» и «лагерями», отмеченное выше. Кроме того, они опирались лишь на официальные советские документ, хранящиеся в государственных архивах Украины.

Одними из первых в Украине – не менее чем в 10 населённых пунктах – были созданы гетто в Буковине, которая вновь стала одной из провинций Румынии.

Первые их них создаются уже в июле-августе 1941 года. Как и на территории Молдавии, здесь преобладали пункты временного содержания, предназначенные для депортации на территорию Транснистрии. Так, в местечке Сторожинец гетто было создано уже в июле. К 24 августа 1941 года здесь, в помещении школы, было сконцентрировано 1320 человек, отправленных затем в Транснистрию.

В Черновицком уезде (без областного центра) на 10 октября 1941 года проживало 12414 евреев; в Сторжинце – 31; в Хотине – 97; Дорохе – 12238.

До конца 1941 года в Буковине сохранилось лишь несколько гетто, в том числе в Сучаве (9000 человек), Садагоре (6500 узников), Заставне (3000), Кицмане (2800). Оставшиеся евреи Буковины были переселены специальные кварталы; деятельностью гетто руководили еврейские общины.

Крупнейшее гетто Буковины – в Черновицах (с 1944 года – Черновцы) – было создано лишь 11 октября 1941 года. Здесь находилось около 20000 узников, 2000 из которых были высланы в Транснистрию вскоре после создания гетто. Очевидно, что власти действовали здесь по той же схеме, что и в Кишинёве, - гетто превращалось лишь в место концентрации перед депортацией. Однако дальнейшую депортацию удалось временно приостановить до июня 1942 года, когда согласно приказу властей от 21 мая 1942 года был составлен список на переселение 4471 человек. Всего же в течение четырёх дней (7, 11, 15 и 29 июня) было выслано в Транснистрию соответственно 76, 308, 1151 (в том числе 12 из провинции) и 1100 человек. Общее число депортированных составило 4094 человека.

Черновицкое гетто было одним из самых многочисленных среди находившихся в румынской зоне оккупации. Именно в этом гетто наибольшее число узников на оккупированной территории СССР дожило до освобождения Красной Армией.

Приказ, определяющий порядок создания и деятельность гетто на территории Транснистрии, был издан её губернатором за №22 от 11 ноября 1941 года. По степени подробности регламентации жизни евреев этот приказ сопоставим с «временными правилами» для евреев в рейхскомиссариате «Остланд». Он касался как депортированных евреев, так и местных. С момента его принятия решение вопросов о выборе места еврейских поселений и предоставлении квартир возлагалось на Инспектора жандармерии Транснистрии. Примечательно, что вместо термина «гетто» в приказе используются иные дефиниции: «поселение», «колония» и «община». Именно последний термин получит впоследствии распространение в официальной документации. В данном же приказе чаще всего используется слово "колония".

Специальным пунктом определялся порядок регистрации жителей «колонии»:

«Все евреи, входящие в состав такого поселения или общины, должны быть занесены в особый список, где указываются фамилия, имя, национальность, религия, возраст, местность, откуда прибыл. Каждому еврею будет выдан соответствующий документ с перечислением всех приведённых данных».

Одним из важнейших положений приказа №22 являлся пункт, запрещающий евреям покидать места проживания с предупреждением, что нарушитель будет «рассматриваться как шпион».

Первая попытка создания гетто в Одессе – в районе Красной слободки – была предпринята оккупантами вскоре после захвата города, а ноябре 1941 года. Однако она не удалась. 10 января 1942 года уцелевшим евреям вновь было предписано в течение 3 дней переселиться на эту городскую окраину. По румынским источникам, численность еврейского населения Одессы в январе 1942 года составляла около 40000 человек. Причём несколько тысяч из них скрывались в катакомбах либо жили по поддельным документам. По приказу губернатора Транснистрии уже с 12 января 1942 года одесских евреев начали вывозить в лагерь Берёзовка. В течение 43 дней (по 23 февраля) туда в товарных вагонах, по 120 – 150 в каждом, было вывезено 19582 человека.

Часть евреев находилось в гетто Одессы до конца июня 1942 года. Из-за скучённости, отсутствия продовольствия и медикаментов многие узники погибли от голода и тифа. Уцелевшие были депортированы на территорию Одесской области.

Наибольшее число гетто в Украине было организованно в Винницкой области, на территории которой оказалось подавляющее число евреев, депортированных в Транснистрию. Гетто здесь оказались как в румынской, так и немецкой рейхскомиссариат «Украина») зонах оккупации.

Особенностью гетто Транснистрии был смешанный состав населения, где большинство узников были не местные жители, а депортированные. Они не имели связей с местным населением и, как правило, не владели украинским или русским языком. Депортированные прибывали обессиленные, оборванные и ограбленные (за исключением части евреев Черновиц, которые были в 1942 году доставлены в Транснистрию по железной дороге).

С другой стороны, им было легче (по языку и менталитету) общаться с румынскими и немецкими властями, вследствие чего многие должности в составе и во главе еврейских советов («общин») заняли именно депортированные.

Анализ численности евреев в Могилевском уезде, где к сентябрю 1943 года было 53 гетто, показывает, что в двадцати шести из них (т.е. почти в половине) число узников было менее 150 человек. В пятнадцати гетто было до 300 узников; в пяти – до 500; в двух – до 1000; в пяти – свыше 1000 (самое крупное еврейской население было в Шаргороде – 2971 человек). Наконец в самом Могилеве-Подольском накануне освобождения проживало около 14000 узников. В «винницкой части» округа Балта выделим гетто в Бершади, где проживал в этот период 5261 депортированный.

Одним из самых крупных и известных гетто в Винницкой области было жмеринское. Находясь на самой границе с немецкой зоной оккупации, оно служило последней надеждой для тех, кто пытался спасти свою жизнь и перейти в румынскую зону.

Гетто Транснистрии имели чёткую структуру управления во главе с «президентом общины». В них существовали хорошо развитые социальные службы и кустарное производство. С начала 1942 года узники гетто Транснистрии, депортированные из Бессарабии и Буковины, стали получать регулярную финансовую и продовольственную помощь еврейской общины Румынии, а с 1943 года – и международных европейских организаций. Это было одной из главных особенностей этих гетто, что помогло выжить многим узникам.

Под румынским контролем на территории Украины в Черновицкой, Винницкой, Николаевской и Одесской областях находилось 175-180 гетто, в которых уцелело подавляющее большинство всех жертв Холокоста на оккупированной территории СССР.

Если в румынской зоне оккупации гетто возникают одними из первых, то гражданские власти на остальной территории Украины этот процесс не форсировали.

Как минимум 78 гетто были организованы на территории Западной Украины (Ивано-Франковска (в тот период – Станиславская), Львовская (ныне включающая Дрогобычскую) и Тернопольская области), вошедшей в дистрикт «Галиция».

Эту часть программы фюрер рассчитывал осуществить поэтапно. Он подчёркивал: сначала Германия должна вернуть себе всё то, что потеряла в Первую мировую войну, и объединить всех немцев в одно государство – Великогерманский рейх. Затем следует разгромить Россию – источник ”большевистской опасности” для всего мира – и за её счёт обеспечить германской нации ”новое жизненное пространство”, откуда она сможет в неограниченном объёме черпать сырьё и продовольствие. После этого можно будет приступить к решению главной задачи: к войне против ”западных демократий” – Англии, Франции и США – и установлению “нового (национал-социалистического) порядка” в мировом масштабе.

В еврейском гетто с 7 сентября 1941 г. свыше 133000 человек было замучено и расстреляно. В Львове и Львовской области истребили около 700000 граждан СССР, включая 70 деятелей науки и искусства, а также граждан США, Англии, Франции, Нидерландов и Югославии, доставленных в эту область из других концентрационных лагерей. В Литве имели место массовые убийства советских граждан, а именно: в Панорах – 100000 человек, в Каунасе – больше 70000, в Алитусе – около 60000, в Пренаях – свыше 3000, в Вильямполе – около8000, в Мариамполе – около 7000 и в соседних городах – 37640 человек. В Эстонии было расстреляно множество мирных жителей. В один только день 19 сентября 1944 г. в лагере Клого немцы расстреляли 2000 мирных граждан, их трупы были сожжены на кострах. В Латвии было убито 577000 человек. В Ленинграде – 172000 человек, включая свыше 20000 человек, которые погибли от голода, холода и бомбёжек. В Краснодаре около 6700 человек гражданского населения было убито путём отравления газом в ”душегубках” или нашли свою смерть от мучений и незаконных расстрелов. После изгнания немцев из Сталинградской области было найдено более 40000 трупов, которые были изуродованы с изощренной жестокостью. В Орле погибло 5000 человек. Новгород и Минск потеряли несколько десятков тысяч. В Крыму немцы потопили мирных жителей в море, посадив их на баржи. Их было порядка 144000 человек. Украина тоже понесла чудовищные утраты. Всем известен Бабий Яр, где было расстреляно свыше 100000 человек. В Киеве погибло свыше 195000 человек. Ровенская область понесла человеческие потери в количестве 100000 человек. Такая же ситуация была и в Одессе – 200000 человек убитых. Пострадал и Харьков. Там нашли убитыми, удушенными в ”душегубках” и замученными около 195000 человек.

Нацисты не жалели не только взрослых, но и детей. Проходили расстрелы детей и вместе с родителями, и группами, и поодиночке. Нацисты расстреливали детей в детских домах, в больницах. Не гнушались заживо хоронить их в могилах, бросать в огонь, отравлять различными газами. Над детьми производились опыты, у них бралась кровь для немецких солдат. Множество детей погибло в тюрьмах, гестаповских камерах пыток и концентрационных лагерях, где их морили голодом, пытали и заражали различными смертельными вирусами.

Никто теперь не знает точных цифр, потому что уже с июня 1943 г. нацисты, чтобы скрыть следы своих преступлений, уничтожали документы и всё то, что могло рассказать об их жестокостях.

Заключение

На оккупированной территории Советского Союза нацисты начали свой чудовищный эксперемент по физическому, экономическому, духовному геноциду миллионов людей. Жертвами «окончательного решения» стали шесть миллионов евреев Европы. Холокост евреев СССР может быть понят только в контексте тщательно спланированной нацистами «тотальной войны», которую они вели с первых дней нападения на СССР. Еврейское население являлось особой категорией жертв нацистов, подвергшейся тотальному преследованию и уничтожению. Нацистский оккупационный режим представлял потенциальную угрозу для жизни всего без исключения мирного населения. Все евреи СССР были объявлены «политическими» и расовыми противниками нацистского режима, подлежащими полному уничтожению.

Именно на советских евреях нацисты отрабатывали тактику массовых убийств и сокрытия следов преступлений. В ходе борьбы с партизанами тактика карателей применительно к населению так называемых партизанских зон будет весьма близка к методам уничтожения еврейского населения. Таким образом, универсальность Холокоста впервые проявилась в массовом уничтожении нацистами других категорий советского населения, особенно в 1942 – 1944 годах. Особенно велики потери в процентном отношении – уцелело менее 4% от числа оказавшихся на оккупированной территории.

Моя работа отнюдь не исчерпывает все аспекты представленной темы и не претендует на окончательные выводы. Я надеюсь, что поставленные и частично решённые мной вопросы привлекут ваше внимание и найдут своё продолжение в новых работах о Холокосте на территории СССР и России.

Список используемой литературы

1) И.А. Альтман. Холокост в СССР 1941 – 1945гг. (ФОНД «КОВЧЕГ» КОЛЛЕКЦИЯ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» Москва 2002)
2) И.А. Альтман. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР, Москва 2002
3) И.А. Альтман. «Отрицание Холокоста: история и современные тенденции» М.; 2001
4) Э.В. Белик, Т.И. Водолазская, О.В. Завязкин. Сборник лучших рефератов (история), изд. «Бао-пресс», «Рипол классик». Москва 2006
5) Всемирная история, изд. «Аванта» М.; 2002
6) В. Захаров и В. Кулишов. Германия 1933 – 1939гг. (ФОНД «КОВЧЕГ» КОЛЛЕКЦИЯ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» Москва 2003)
7) История XX века. Зарубежные страны, изд. «Аванта» М.; 2002.
8) Г.В. Клокова. «История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)»: Пособие для учителя. – М.; 1995
9) Советская историческая энциклопедия, изд. «Советская энциклопедия». Москва 1964
10) WWW.holofond.ru
11) WWW.yadvashem.org


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»