Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Влияние государства на мировоззрение советского народа через средства массовой информации в период Великой Отечественной войны (на примере газеты «Енисейская правда 1941-1944 гг.)


Конкурс исследовательских работ:
«Человек в истории. Россия – ХХ век».

Енисейский район с.Озерное

Авторы: ученик 11 класса Семенов Алексей
Руководитель: Горбач Светлана Петровна учитель истории
МОУ СОШ № 47 с. Озерное

1. Введение

История осмысливается не сразу. Даже если старательно учить даты и события это не значит, что она раскроет перед тобой всю сложность и неоднозначность времени. Что важнее для человека? Знать даты войны и названия операций, прочувствовать историю через субъективную оценку участников или через пожелтевшие страницы архивных документов? Наверное, важно все, но еще важнее понять, зачем и почему именно так, а не иначе поступал участник событий, государство или политический лидер. Без понимания нарушается причинно-следственная нить, раскрывающая нам многогранность исторической палитры. Свое исследование я посвятил не отдельной личности, а системе государственной агитации в период Великой Отечественной войны.

Объектом моей работы стал газетный материал нашей городской газеты «Енисейская правда». Меня заинтересовала не судьба отдельной личности или события, а государственный подход, который естественно отражался в средствах массовой информации как общегосударственного, так и общего масштаба.

Актуальность темы определяется особой значимостью государственной политики по мобилизации духовно-нравственных сил и культурных традиций нации в переломные периоды ее существования. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. продемонстрировала беспрецедентный потенциал советского народа в деле обороны страны от захватчиков, победы над фашизмом, восстановлении разрушенного народного хозяйства. Очевидные успехи на данном направлении в немалой степени определялись особым характером советской партийно-государственной политики в сфере идеологии, образования и культурного строительства. Несмотря на известную закрытость СССР и идейно-политическую ограниченность советской массовой агитации, пропагандистская система страны обладала серьезным мобилизующим потенциалом, который не может быть оценен однозначно. В современных условиях очередной переоценки советского прошлого необходимо сформировать целостное научное представление о содержании и первоочередных задачах государственной политики СССР в области идеологии, культуры и образования в переломные годы борьбы с фашизмом. Современное российское общество остро нуждалось в героических примерах преодоления общенационального кризиса. В данной связи особое значение имеет накопленный за годы Великой Отечественной войны богатый опыт работы советского информационно-пропагандистского аппарата, который может быть полезен в деле патриотического воспитания современного подрастающего поколения и в формировании положительного чувства к Родине в целом у всего населения страны.

Постановка проблемы: как государство в условиях командно-аминистративной системы, подавлении личности и индивидуализма сумело сформировать высокое чуство патриотизма и мобилизовало население страны на беспрецендентные трудовые подвиги в период войны.
Территориальные и хронологические рамки ограничены периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. За годы сопротивления фашизму в системе идеологии, культуры и образования произошли значительные изменения, которые серьезно отразились на общей стратегии развития страны. В этот период было обновлено содержание массовой пропаганды и агитации, произошли принципиальные перемены в системе образования, особенно гуманитарном секторе, заметно изменилась направленность культурно-просветительной работы, советское искусство стало ближе к жизни, что сыграло позитивную роль в дальнейшем развитии страны.

Разработанность исследуемой проблемы. Знания, которые были положены в основу моей работы, были изучены через книгу И.А. Токарева «Особенности разработки и реализации политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» и его же статью «Нападение фашистской Германии на СССР и изменение агитационно-пропагандистских задач советского государства». Просмотрев данные этих изданий, мне стало интересно, можно ли просмотреть процессы, описываемые в книге и статье через прессу местного уровня. Заинтересовавшись данным вопросом, я провел сравнительное исследование текстов И.А.Токарева и материалов газеты «Енисейская правда» с 1941-1944 гг. Этот процесс и стал основой моего исследования.

Цель:
1.Как государство в условиях командно-аминистративной системы, в условиях подавления личности сумело сформировать высокое чувство патриотизма и мобилизовало население страны на беспрецендентные задачи.

Цель:
2.Как изменилась советская пропаганда в период военного времени, каковы ее основные акценты.

Задачи:
1) изучить литературу по поставленному вопросу и выделить основные отличия пропаганды в военное и довоенное время;
2) исследовать тематику пропаганды государства через местную газету и сравнить данные местной газеты исследуемого периода и данные изученной литературы сделать выводы.

Методы решения основных задач.

Для разрешения поставленных задач я использовал различные методы исследования. В первую очередь это анализ литературы и архивной прессы в результате, которого я изучил, обобщил и систематизировал полученные мной первичные данные. С помощью аналитической работы я выдвинул гипотезу о том, что пропаганда в Советском Союзе играла ключевую роль и эта роль возросла в период Великой Отечественной войны, что нашло отражение и в прессе местного уровня. Работая над своим исследованием, я применил на практике метод индукции, т.е. обобщения основанного на часто повторяющихся фактах. Свою гипотезу я проверял, используя метод дедукции, т.е. я, выдвинул гипотезу, а затем сравнил ее с действительно существовавшим явлением и сделал на основе всего изученного логический вывод. Кроме перечисленных универсальных методов научного познания я использовал эмпирические методы - описание и систематизацию.

Результаты исследования.
1. Изучив теоретическую литературу по исследуемому вопросу, я проследил основные методы агитационной пропаганды в прессе СССР. Эти методы были следующими: массированная агитация через прессу по государственному заказу, призывы к выполнению и перевыполнению директив партии и правительства, самый, на мой взгляд, иллюстративный прием это примеры труда и воинской славы земляков, восхваление и Красной Армии ее успехов, принижение образа врага в прессе.
2. Изучив материалы газеты «Енисейская правда» я пришел к выводу, что государственная идеология оказывала свое давления на прессу любого масштаба и в ней достаточно ярко отразились все установки советского государства в военный период. Первый тематический блок, который я выделил из просмотренных мною газет это реакция населения нашего города и района на вторжение гитлеровской Германии на территорию нашей Родины и ее отражение в прессе.

В первую очередь это гневные письма в газету с возмущением трудящихся района и города о «зверском нападении бандита Гитлера и его фашистской шайки» в первые месяцы войны. Письма эти от колхозников енисейского района, работников учреждений (кусткомбината, служащих ЖКХ и т.п.) и предприятий города Енисейска (лесозавода, технического участка и т.п.). Гитлера в этих письмах называют «разбойником с большой дороги,… бандитом…, кровожадным хищником…, истребителем людей…» и т. п. Здесь же пишется о принятии резолюций на выполнение повышенных трудовых обязательств колхозников, работников, рабочих, учителей в ответ на фашистское вторжение. Во всех колхозах Енисейского района и на каждом предприятии города прошли митинги с протестами на вторжение Германии. Многие митинги нашли свое отражение на страницах «Енисейской правды».

В период войны практически в каждой газете печатаются примеры героической защиты рубежей нашей Родины. Акценты смещены на благородство, мужество, профессионализм советского воина, защитника Советского союза. В связи с этим в газете пропагандируется положительное отношение к семьям фронтовиков, печатаются письма земляков с фронта, с призывами к труду на благо Родины, «…укрепляйте колхозную дисциплину, боритесь за сохранность общественного скота, помните, что от вашего честного труда зависит наша победа!». Данный пример очень наглядно демонстрирует пропаганду государства и реализацию важнейших задач в тылу в годы войны, и таких примеров на страницах газеты много. Постоянно в газете печатают списки воинов-земляков, которые получили государственные воинские награды, например: «…Иващенко П.А. награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью за Отвагу за оборону Сталинграда, Лапшин п. награжден орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени, медалью за Отвагу, Турпанов В.И. кавалер орденов Славы III степени получил лично благодарность от тов. Сталина…» и т.д. Образ положительного солдата, воина-героя формируется прессой на протяжении всей войны. Напротив, образ немецких солдат, который описывает газета, имеет две стороны: немцы предстают перед читателями или страшными агрессорами или жалкими трусами, впадающими в уныние. Из газет видно, что многие трудящиеся добровольно вступают в ряды Красной Армии. «…мы с радостью уезжаем на фронт и с честью встанем в ряды Красной Армии… мы, призываем девушек и женщин Енисейского района, овладевать медицинскими знаниями…». Из газет также можно сделать вывод, что власти помогают семьям красноармейцев и осуждают не внимательное отношение к этой категории населения. «…жене красноармейца Худышкина выдали ордер на получение жилья в доме № 67 по улице Кирова, но жильцы этого дома ее не пустили, и она ходит, с грудным ребенком не зная, где бы приютится. А власти исполкома ордер выдали, а проверить не проверили, поселилась ли женщина с ребенком в новое жилье. Такое бездушное отношение к семье красноармейца просто не допустимо». Нужно отметить, что в первые годы войны, а особенно в 1941 году большую часть всей информации в «Енисейской правде» занимает информация с фронта, по сравнению с 1943 и 1944 годами. В тему моего исследования не входило анализировать достоверность фактов представляемых о положении на фронтах войны, но я хотел бы обратить внимание на то, что через газеты происходило формирование того представления о войне, которое было нужно советскому государству. Образ врага, заведомо показывался или агрессивным, или жалким в зависимости от обстоятельств военных событий. Приведу пример. В газете от 18. 08. 1941 г. печатается информация о том, что «…спустя полтора месяца после начала войны, враг уже чувствует усталость и упадок моральных сил. При захвате нашими войсками города В. Захваченные в плен фашисты со слезами на глазах умоляли наших солдат простить их, они твердили: «Мы не хотели нападать на Советский Союз! Нас заставил Гитлер! Мы не хотим воевать против Сталина и готовы перейти на сторону СССР»! Эта информация была напечатана через полтора месяца после начала Великой Отечественной войны, когда Германия быстрыми темпами захватывала наши территории. На данном этапе войны такая информация вряд ли могла быть достоверной, но государство не могло позволить, чтобы население страны осознала всю трагедию гитлеровского вторжения. В связи с неблагоприятными обстоятельствами, в которых оказался СССР в начале войны в Енисейской правде печатается Указ Правительства и Верховного Совета СССР «об ответственности за распространение в военное время ложных слухов возбуждающих тревогу у населения». За нарушение этого Указа можно было получить наказание от 2 до 5 лет лишения свободы, если информация не привела к тяжелым последствиям. Естественно в таких жестких условиях не возможно было распространять правдивую информацию, о реальном положении дел. Много примеров печатается о боевых действиях, через сводки совинформбюро.

Отдельно я выделил информацию о трудовой деятельности населения в тылу. Достаточно часто в газете печатаются обращения стахановцев к жителям своего города и района. Вот обращение табельщицы Енисейского лесозавода Решетниковой С.И. «…Могу ли я сидеть, дома сложа руки? Решила, что буду работать до последнего дня родов и как только окрепну, сразу вернусь на работу. Пусть мой скромный труд будет полезен народу».

Советская система пропаганды зарождалась в мирное время, но была нацелена на воспитание патриотических чувств и любви к отечеству. Созданные в СССР пропагандистские органы за относительно короткий промежуток времени сумели сделать главное — посеять в сознании людей непримиримое отношение к чуждым концепциям, варварскому образу мышления. В совокупности с проявлениями воинской доблести и мужества идейная убежденность в правоте своего дела стала определяющим фактором победы, которой история уготовила место постоянно жить в сердцах миллионов людей. Кроме стахановского труда газеты пропагандируют комсомольские воскресники по уборке зерна, угля с барж, пилению дров, водосточных канав, окучивание картофеля и пр. Главное место в теме труда в Енисейском районе отводиться сельскохозяйственным работам. Самое важное для енисейцев, сдача хлеба государству вовремя и сверх плана. Хлебозаготовки занимают одно из важных мест на страницах «Енисейской правды» всего периода войны. За срыв поставок хлеба, приписки, фиктивные квитанции руководителей колхозов и парторганизаций исключали из партии, лишали должностей, как например это произошло в Плотбище, Погодаево и Шадриной. В газетах можно прочесть о нуждах колхозников в период сева и уборки хлеба: «…нехватка лошадей, вожжей, перетяг; качество посевных семян; проблема с местными удобрениями (навоз, птичий помет, зола); вопросы о правилах агротехники, которые систематически нарушаются колхозами»(10).

В газете широко пропагандируется труд колхозников. Например «…конюх д. Усть-Пит колхоза «Вторая пятилетка» Середкина Е.В. в 1943 году заработала 525 трудодней и получила за это: 29 пудов хлеба, 1,748 рублей и 1 пуд меда». На таких селян призывают ровняться и опережать их в труде.

Особенно интересной мне показалась информация о поощрениях передовиков труда. В нашем районе существовала районная Доска Почета, и власть пропагандировала опыт стахановской работы на страницах газеты. Чаще всего это были трактористы и колхозники. Например: «…Ямщикова Ф.Ф… за 12 рабочих смен вспахала на тракторе СТЗ (колесный) 41 га сэкономив 150 кг горючего»(11). За особые трудовые успехи передовиков премировали. Я с интересом узнал, что работников поощряли: «…пуховой шалью, шерстенной юбкой, шелковым отрезом на платье, рубашкой, отрезом на брюки…», или промтоварами на определенную сумму, например на 100 рублей.

На страницах газет широко агитируется социалистическое соревнование. Трудящиеся района и города постоянно принимают обязательства на повышение производительности труда и объемом производства. Состязания проводятся между сетевязальщицами, пахарями, конюхами, работниками различных сфер школьниками, студентами и т.д. Читая «Енисейскую правду» я понял, что социалистическому соревнованию власть предавала значение, поэтому и агитация и пропаганда такой формы труда была на высоком уровне. Из всего этого можно сделать вывод, что в прессе достаточно ярко пропагандировался труд сверх нормы, это был один из достаточно эффективных способов внеэкономического принуждения населения весь военный период. Для того, чтобы пропаганда была более эффективной государство приводило в пример не только людей трудоспособных и политически сознательных, но и примеры слабых, больных, стариков и детей. Постоянно пропагандируя стахановские методы работы через прессу, государство воздействовало как на взрослое, так и на детское сознание, формируя образ героя труда в тылу.

Третий тематический блок эта информация о непосредственной агитации, через специально обученных людей – агитаторов. Они должны были «развертывать шире политическую агитацию».

Для этого в городах, поселках и деревнях создавались агитпункты для проведения разъяснительной работы с населением. Власти города и района организовывают справочные столы при сельских, городских советах, домах культуры, избы-читальни в деревнях например в Ялани и Плотбище. Это была одна из форм массово-разъяснительной работы с населением. В газете от 20.07. 1941года читаю: «… агитатор Патюков выехал на колхозные поля. В перерывах между уборкой сена, он прочитал сведения с фронта и обсудил с колхозниками письмо стахановца Зайцева. После проведенной беседы косцы значительно повысили производительность труда». Особенно активно агитационная работа велась накануне социалистических праздников «…к 24-ой годовщине Октября агитпункт разработал доклады и беседы, которые будут проведены накануне праздника в учреждениях города и колхозах района…». Для проведения таких мероприятий готовили специальных лекторов. Темы докладов и лекций были такие: «Ленин и Сталин – вожди и организаторы Октябрьской революции», «Ленин и Сталин – вожди и организаторы красной Армии», «Больше организованность, выше бдительность» «Шпионаж и диверсии иностранной разведки» и др. В целях повышения идейно-политической грамотности партийные организации предприятий и учреждений организовывали «изучение истории ВКП (б)» (2). В течение всех лет войны агитацией очень активно занимаются уличные комитеты. Чаще всего возглавляли эти комитеты женщины с активной жизненной позицией, например депутаты городского или районного Совета. Они работали с населением по вопросам сбора денег и вещей на нужды фронта и т.п. Судя по информации из газеты «Енисейская правда» уличные комитеты работали достаточно активно и осуществляли существенную поддержку фронту, городу и району. Читая информацию из газеты от 8.03.1944 г. узнаю что, «при Енисейском горисполкоме создано уже 24 уличных комитета состоящих из женщин домохозяек…».

Четвертый блок – сбор денежных средств у населения. С самого начала и до конца войны в прессе постоянно ведется массированная агитация сбора денежных средств на нужды фронта. В 1941 году собираются деньги, в «фонд обороны» «…за 15 дней войны собрано средств на 35 тысяч рублей. От коллектива связи поступило 900 рублей, от общепита 1525 рублей, от лесозавода 7650 рублей, от Погадаевского сельского совета 425 рублей» (15). Сбор денег проводят также уличные комитеты и домохозяйки, которые «…ходят по домам и проводят агитацию среди населения».

Осуществляется сбор вещей для воинов Красной Армии «…работники Леспродторга собрали… валенок 12 пар телогреек 5 шт., теплого белья 4 пары, носки 10 пар…», « от судоремонтной мастерской одежды на 5 тысяч рублей..» (15). В фонд обороны сдавали также ценные вещи, вот интересный пример «…ученик средней школы № 1 Секерин сдал серебряное кольцо и 5 рублей банковского серебра, он сказал, что «если бы все ученики Союза внесут 5 рублей серебром, сколько пуль нальем, всем фашистам хватит!». Страницы газеты призывают к досрочному погашению займов, практически в каждом выпуске газеты ведется пропаганда по данному вопросу, и осуждаются коллективы, которые не сдают денежные средства или сдают мало на нужды фронта. Население перечисляет средства за один трудодень, зарплату одного дня или какой-либо процент от месячной зарплаты, погашают досрочно облигации государственного займа. В 1944 году сбор денег осуществлялся на строительство танковой колонны «Енисейский комсомолец». Вот некоторые данные о сдаче средств «…ремонтники Полярной МТС в количестве 40 человек сдали 12 тысяч…», «…колхоз «Возрождении» д. Анциферово сдал средств на 7 тысяч рублей, лично колхозники 5 тысяч. Рабочие и служащие села 2 тысячи, ветфелдшер Рычкова 30% от месячной заработной платы, председатель колхоза 50% от месячной заработной платы», «…старушка из баженовского колхоза Баженова Пелагея Макаровна сдала на строительство колонны «Енисейский комсомолец» 320 рублей». Пятый информативный блок это культурно – общественная жизнь. Уже после первых недель войны в газете появляется призыв к молодежи о занятии спортом, так как «молодежь - это резерв Красной армии». К молодым людям со страниц газеты обращалось государство «в эти грозные для страны дни, надо отречься от благодушия, беспечности, успокоенности, которая к нашему стыду еще имеется у некоторых руководителей физкультуры, спорта и профсоюзов… …главную роль в организации молодежи должен играть комсомол».

В городе не переставали проводить спортивные состязания. Я узнал, что в 40-е годы городской стадион назывался «Динамо». Соревнования между трудовыми коллективами включали в себя бег, метание ядра и копья, прыжки, езду на велосипеде. Кроме этого на реке Енисей летом проводились соревнования по плаванию, в июле 1941 года в нем приняли участие 10 команд. Война внесла серьезные изменения в деятельность и структуру учреждений культуры, многие заведения оказались в эвакуации, часть из них оказалась закрыта. Большие трудности испытывали центры культуры в провинции. Велика была текучесть кадров. Положение осложнялось тем, что многие работники учреждений культуры были призваны в ряды действующей армии, вступили в народное ополчение, дежурили в госпиталях, участвовали в оборонных работах. Их сменили во многих случаях люди без специальной подготовки, не имевшие творческого опыта и практики работы в культурной сфере.

В директиве Наркомпроса «О мероприятиях по улучшению работы музеев» излагались конкретные задачи, стоявшие перед работниками этих учреждений в военное время, в числе которых отмечались сохранение музей-ных фондов и развитие экспозиционной деятельности. Музейные работники должны были разъяснять справедливый и освободительный характер Отечественной войны, воспитывать мужество и стойкость, готовность к подвигу во имя Родины, сообщать населению своевременную информацию о событиях на фронте, вносить посильный вклад в мобилизацию трудящихся на выполнение и перевыполнение производственных планов, оказывать помощь в обучении военному делу. Я нашел подтверждение этой директиве в «Енисейской правде», от 1942 г. в которой, писалось о том, что «…в Енисейском краеведческом музее организована выставка «Отечественная война…. ...работники музея систематически проводят экскурсии по экспозиции…». В 1941 году информация о культурных мероприятиях в городе встречается редко, но в 1944 году количество постановок, смотров, конкурсов увеличивается. В январе 1944 года прошел смотр художественной самодеятельности в рамках декады самодеятельного искусства «…танцы, акробатика, джаз-оркестр технического участка, драмкружок лесозавода Чехов «Юбилей» и др. Всего приняло участие 11 творческих коллективов (счетно-финансовый техникум, педагогическое училище, школы № 2, № 3, детский сад № 1, коллектив детского дома)». Осуществляются постановки пьес, например К.Симонова «Жди меня» творческой группой школы № 1. Ян По, корреспондент «Енисейской правды» отмечает «наивность декораций, слабость игры, разницу возраста героев пьесы и актеров, но главная мысль и образ произведения был передан актерами творческой группы». В апреле этого же года местная газета от 27.04.44 г. пишет «…осуществлена постановка пьесы Д.В.Аверкиева «Каширская старина», в статье анализируется игра актеров, представлены положительные отзывы об игре артистов Львова Л.Г., Ф.Н.Сафроновой и Горелова, неудачно сыграл роль артист Марков. В целом спектакль хорош, особенно вызывает положительные эмоции музыкальное оформление»(13).

Таким образом, чем ближе был конец войны, тем возрастала активность культурно-массовой работы в городе и районе.

Шестой блок – работа органов просвещения. Деятельность партийно-государственного руководства по обеспечению воспитательного процесса в тяжелых условиях Великой Отечественной войны отличалась четкой организацией и результативностью. Несмотря на трудности военного времени, образовательная сфера оставалась приоритетным направлением политики советского правительства. На протяжении всего исследуемого периода в государственной образовательной политике основное внимание уделялось вопросам порядка и укрепления сознательности и дисциплины среди школьников и учителей. В подтверждение этой мысли могу привести пример из нашей местной газеты. Заведующая РАЙОНО Горбунова А.М. выступила с речью, в которой говорилось о снижении успеваемости в средних и неполных средних школах района (успеваемость в них составляла от 87% до 93 %). Причин, по которым происходит понижение несколько: во-первых «…нет школе света, нет отопления, во-вторых, нет методического обеспечения и в третьих учителя не повышают свой идейно-политический уровень…».

Для пропаганды качественной и прилежной учебы в прессе освещаются слеты отличников, которые проходят с концертами, на которых отличники в учебе получают благодарности, поют, танцуют(17). Большое внимание в военное время уделяется всеобучу. Ежегодно газета освещает результаты полугодовых проверочных испытаний школьников. Например, газета от 25.05.1944 г. пишет, что у учеников в средней школе № 1 хорошие знания в 10 классе по химии, в 7 классе по зоологии, хорошо написали диктант ученики 4 класса. Прочитав газеты, я узнал, что школьники с 4 класса сдавали экзамены с 4 класса и каждый год до выпускного класса. К примеру, школьники в 7 классе сдавали экзамены по 9 предметам, а в 10 классе по 12 предметам.

Кроме усиленного патриотического воспитания, изучения российских традиций, не ослабевало художественное воспитание детей и юношества. Несмотря на трудности военного времени, по-прежнему издавались классики художественной литературы, по радио звучала классическая музыка, издавались грампластинки, работали кружки художественной самодеятельности. Правительство понимало, что целостное развитие личности гражданина и работника невозможно без приобщения молодежи к искусству. Газета «Енисейская правда" от 18.01.1942 года сообщает что «…воспитанники детского дома № 2 инсценировали отрывки из пьес «Шпион» и «Рыбачка с побережья», также дети с энтузиазмом читали стихи и пели частушки». «Енисейская правда» от 6.01.44 пишет о том, что «пионеры и школьники города в период зимних каникул вышли на лыжи, просмотрели фильм «Разбудите Леночку», занимаются художественной самодеятельностью в ДК». В этой же газете информация о том, что «школа № 1организовала концерт для трудящихся Енисейска. В программе: танцы, хор, песни о Сталине, чтение стихов Пушкина, произведений Гоголя, Горького, особо хотелось бы выделить «Турецкий танец» в исполнении Кузнецовой Катерины"». Школьники систематически участвуют в смотрах художественной самодеятельности наравне с трудовыми коллективами енисейских предприятий.

Трудовые и патриотические задачи решала система советского образования в годы войны. Школьники постоянно привлекались к трудовым работам в колхозах в периоды посевных и уборочных работ, во время сенокоса и т.д. «Енисейская правда» от 7.07.1941г. пишет: «Сорок два пионера находясь в пионерском лагере отдыха, участвуют в полевых работах колхоза «Хлебороб», а также работают на «прополке ячменя и картошки с 10 до 18 часов» (от 30. 06. 1941 г.). Еще один пример, «…за 5 дней школьники с. Ярцево на сенокосе вместе со взрослыми колхозниками собрали 360 копен сена». Внимание уделяется и тимуровской работе информация по этой тематике печатается под заголовками «Дела тимуровцев». Вот пример из «Енисейской правды» от 16.01.1943 г. «…пионеры 4 класса средней школы № 1 работают по плану в школе, классе, а также систематически оказывают помощь семьям военнослужащих, убирают снег, чинят одежду…».

В связи с военным положением во всех школах систематически проводятся военно-тактические игры в школах и детских домах, летом в пионерских лагерях работают оборонные кружки.

В профессиональном образовании резко увеличилось количество обученных рабочих, мастеров массовых профессий. Немалое значение придавалось повышению квалификации и переквалификации работников. На базе школ открывают курсы медицинских сестер, в Енисейске впускает специалистов финансово-счетный техникум. Из газеты от 18.03.1942 г. узнаю, что открывается ремесленное училище по подготовке судоводителей и мотористов, а в школах с 7 по 10 класс вводится обучение учащихся сельхозработам и обязательная производственная практика в колхозах, совхозах для работы на сельхозмашинах. То была необходимость военного времени, так как рабочих рук не хватало, то государство решало эту проблему за счет молодого поколения.

Заключение

Изучив литературу по теме и исследовав газету «Енисейская правда» я нашел много общего в целом между прессой СССР и нашей местной газетой. Все установки партии и правительства, которые печатались в центральной пресс, переносились в нашу «Енисейскую правду». Существенное различие я увидел только в том, что в «Енисейской правде» большую часть занимает информация местного значения, но эта информация вторит всем резолюциям, обращениям и установкам государства. Например, если печатается постановление правительства о выпуске облигаций военного займа, то в течении определенного времени в нашей газете печатается агитация о покупке облигаций и ее результатах в городе и районе. Приводятся в пример фамилии работников, колхозников исполняющих с чувством долга постановления партии правительства.

В целом, реализуя первую цель моей исследовательской работы, могу сделать следующий вывод. Советский Союз в тяжелейших условиях военного времени реализовывал воздействие на граждан страны четко продуманной и целенаправленной агитацией и пропагандой. Именно в условиях командно-административной системы эта задача и могла быть реализована наиболее эффективно. Государство контролировало все СМИ и именно через них, а особенно через прессу осуществляло психологическое и моральное воздействие на население страны. Именно в условиях военного времени, когда от чувства патриотизма каждого и в целом всего народа зависела судьба страны, я считаю методы воздействия оправданными и необходимыми. Противостоять военному и идейно-психологическому натиску фашизма можно было только адекватными мерами. Советская система пропаганды зарождалась в мирное время, но была нацелена на воспитание патриотических чувств и любви к отечеству. Созданные в СССР пропагандистские органы за относительно короткий промежуток времени сумели сделать главное — посеять в сознании людей непримиримое отношение к чуждым концепциям, варварскому образу мышления. В совокупности с проявлениями воинской доблести и мужества идейная убежденность в правоте своего дела стала определяющим фактором победы, которой история уготовила место постоянно жить в сердцах миллионов людей.

Вторая цель моего исследования состояла в том, чтобы увидеть отличие пропаганды военного и довоенного времени. Эту цель я реализовал через задачи, обозначенные выше, и пришел к следующим результатам. Изучив литературу и материалы местной газеты, я выделил следующие отличительные черты пропаганды военного времени: если до войны основа пропагандистской работы была направлена на образ социалистического общества и его успешное построение. После начала войны акценты смещаются на более близкие людям образы. В СМИ обращение к населению ведется через понятия защиты Родины, дома, пропагандируются положительные образы солдат, которыми должны гордиться семьи и т.п., то есть образы пропаганды стали ближе к народу к его душе.

На страницах газеты печатаются достижения военнослужащих на фронтах, печатаются благодарности матерям и семьям солдат отличившихся в боях, постоянно перечисляются енисейцы получившие награды на полях сражений. Кроме этого пропагандируется образ человека-труженика в тылу и достижения труда восхваляются и приводятся в пример жителям города и района. Сравнив исследуемую литературу и местную газету я нашел много общего с той лишь разницей, что в местной газете в большинстве пропагандируется образ труженика в тылу, печатаются фотографии работников и работниц. Акценты государства смещены на образы конкретных людей живущих рядом.

В целом работая над своей темой я пришел к выводу о том, что если государство заинтересованно какой –либо идеей оно реализует и насаждает ее в первую очередь через СМИ, как это было в военное время так и сегодня. Но есть существенная разница в идеи пропаганды и агитации. В СССР несмотря на все перегибы власти государство сумело сохранить высокое чувство патриотизма, чувство долг к собственной стране. Это несомненный плюс агитационной работы СССР. В современном российском обществе, в политике государства именно сегодня не хватает той беспрецедентной любви к Родине которая была у старшего поколения. Моя тема может служить примерм того, как можно формировать гражданское самосознание в сегодняшнем современном обществе.

Список литературы.

1. Авдеев И.А. , «Высокие награды»// «Енисейская правда» от 5.11.1943 г.
2. Васильев А.И., «Письмо с фронта»// «Енисейская правда» от 23.02.1944 г.
3. «Враг в смятении» // «Енисейская правда» от 18.08.1941 г.
4. Дмитричев С.А., «Январское совещание учителей»// «Енисейская правда» от 13.01.1944 г.
5. «Зверское нападение» //«Енисейская правда» от 24.06.1941 г.
6. Иванова М.И. «Бездушное отношение» //«Енисейская правда» от 2.07.1941 г.
7. Игнатова А.П., «В ряды Красной Армии» // «Енисейская правда» от 20.07.1941 г.
8. Игнатова М.И., «Равняться на ударников труда» // «Енисейская правда» от 17.08.1943 г.
9. Игнатова А.П. «Повышать свой уровень» // «Енисейская правда» от 18.09.1944 г.
10.Патюкова С.П., «Работаем на благо Родины» // «Енисейская правда» от 8.03.1944 г.
11. Патюков «Помогаем любимой Родине» // «Енисейская правда» от 12.08.1944 г.
12. Решетникова С.И. «Приносить пользу» //«Енисейская правда» от 22.09.1942 г.
13. Савичев В.С.,«Поможем фронту»// «Енисейская правда» от 9.03.1944 г.
14. Смирнов В.Д., «Мероприятия к празднику»// «Енисейская правда» от 3.11.1942 г
15.Смирнов В.А., «Срыв поставок хлеба» // «Енисейская правда» от 24.12.1943 г.
16. Токарев И.А. Особенности разработки и реализации политики СССР в сфере идеологии, культуры и образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М.: «Сокол», 2006.
17.Токарев И.А. Нападение фашистской Германии на СССР и изменение агитационно-пропагандистских задач советского государства // Общест¬венно-политические преобразования в России: страницы истории. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. С. 79-86.
18. .«Указ Президиума и Верховного Совета СССР»//«Енисейская правда» от 9.07.1941 г.
19. Ян По «Слет отличников» // «Енисейская правда» от 6.01.1944 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»