Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Оставить добрый след


“Человек в истории. Россия – ХХ век”

Человек и малая родина

Выполнила: Созорова Анна,
Хакасская Национальная гимназия – интернат им.Н.Ф. Катанова;
10 Б класс;

Руководитель:
Сунчугашева  Ольга Петровна (воспитатель)

Абакан - 2010

Содержание:

Введение
Глава 1. Участие в ВОВ Мохова А.Н.
1.1 Детские годы
Глава 2. Годы работы в национальной гимназии
2.1 Годы становления гимназии
2.2 Годы работы директором
Глава 3. Научная деятельность Антона Николаевича
Заключение
Список литературы

Введение

В школе, которой я учусь, есть кабинет, на двери которого висит таблица с названием «Музей». В этом музее собранны исторические материалы о нашей гимназии. Музеем заведует Анна Алексеевна Белянкина очень добрый отзывчивый человек. Здесь можно получить любую информацию, которая тебя интересует. В музее можно увидеть стенды с фотографиями учителей, выпускников. Главной гордостью нашей гимназии являются работающие в ней люди. Моё внимание привлек один из стендов. Там висел китель с орденами и медалями. Я поинтересовалась и спросила: «Чей это китель? И чьи эти ордена? И каким образом всё это оказалось в школьном музее?» Мне пояснила Анна Алексеевна, что эти вещи принадлежат Мохову Антону Николаевичу. Он с 1957 по 1959 года работал директором в национальной школе. Его дочь Лариса Антоновна Мохова, передала в фонд музея боевые ордена и китель, по его завещанию. Анна Алексеевна Белянкина как раз в эти годы была ученицей и очень хорошо его помнит. Меня это очень заинтересовало, и я решила, как можно больше узнать об этом человеке. Какой же след он оставил в нашей гимназии? Я провела опрос среди учеников гимназии, и оказалось, что большинство ребят ничего не знают об этом человеке. Поэтому я твердо решила, что начну заниматься поисками его жизни.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что работники гимназии своим примером в работе, в отношениях с коллегами, с воспитанниками являются предметом подражания и гордостью.

Цель: на примере жизни и деятельности А.Н. Мохова показать судьбу обыкновенного человека, достигшего своим трудом и целеустремленностью в жизни признания и являющегося национальной гордостью хакасского народа.

Задачи:
- анализ деятельности (педагогической, научной, жизненной) А.Н.Мохова;
- показ жизненного пути обыкновенного человека;
- воспитание в подрастающем поколении на примере жизни и деятельности А.Н.Мохова творческого начала, жизнелюбия и целеустремленности в жизни.

Предмет исследования: деятельность и жизненный путь А.Н. Мохова.
Новизна: впервые рассматривается жизненный путь и творческая научная деятельность бывшего директора (с 1957 по 1959 гг.) областной национальной школы.

1. Детские годы

Мохов Антон Николаевич родился 23 мая 1913 года в селе Усть – Нинск, Усть–Абаканского района, Красноярского края (республики Хакасия) в семье батрака.

Родители трёх сыновей, Павла, Виктора и Антона, очень рано ушли из жизни, поэтому воспитанием мальчиков занимался дедушка. Старшие братья Павел и Виктор не вернулись с Великой Отечественной войны, пропавши безвести. С раннего детства Антон познал труд, помогая деду чабанить. Ему приходилось много работать физически, но он проявлял огромную тягу к учению. В свободное время проводил за чтением книг. В школе был активным учеником, добровольно вступил в ряды комсомола, участвовал в создании первых колхозов в Хакасии (1920 г.). Свой трудовой стаж Антон Николаевич начал в 1934 году - учителем, позднее (1938 – 1941 гг.), заведовал Казановской начальной школой Аскизского района.

2. Антон Николаевич Мохов в годы Великой Отечественной войны

В 1941 году началось тяжелейшее испытание для любого народа. Кровопролитная Великая Отечественная война коснулась тяжёлой рукой каждой республики, области, города, деревни, ворвалась в каждую семью, где бы она ни жила – на Украине или на Дальнем Востоке, на Северном Урале или в Средней Азии, когда каждый человек – от партийного и государственного руководителя, ученого, инженера до рабочего и колхозника – так или иначе, трудился для фронта, для Победы, для защиты нашего народа…. Война пришла в семью Моховых, и Антон Николаевич был призван так же, как все, воевать на фронт. Свои боевые действия начинал на Дальнем Востоке, в танковом полку. В феврале 1943 года, после окончания курсов усовершенствования командного состава, Мохову присвоили звание лейтенанта и направили в действующую армию. Под Курском вступил в первый бой. Позднее был командиром танковой роты.

Как вспоминает Антон Николаевич: «Под Белгородом моя танковая рота Т-70 выполняла особое поручение командования Воронежского фронта по дезориентации командования немецких войск в Курском сражении. Во время выполнения этого задания рота находилась в распоряжении генерала Новикова, командующего БТМБ 38-й Армии. После освобождения Сумы-Прилуки мою роту передали в состав 39 танкового полка. В составе 39-го танкового полка моя рота Т-70 продвигалась в боевом охранении полка, уничтожая немецкие войска, которые еще не успели переправиться через реку Днепр. Напротив деревни Лютяж форсировали вброд реку Десну. Мы сосредоточились в сосновом бору, готовые в любую минуту форсировать великий Днепр и ждали понтонную переправу. Наконец, прошло несколько дней, и подвезли понтон, на который заехал танк Т-34. Немцы нас обстреливали.

А утром 8 октября 1943 года, перед нами была поставлена задача - наступать, разгромить тыловые части немцев и закрепиться. В это время шальная пуля от рикошета впилась мне в правое бедро. Меня быстро затащили в окоп и оказали первую помощь. Командирам танков я приказал пригнать танки на позицию наступления. Когда танки пригнали на исходную позицию, немецкий снайпер убил командира первого танкового взвода старшего лейтенанта Александра Васильева. Это был смелый командир, на его груди было два ордена «Красного Знамени». И эта смелость его подвела».

Потеряв любимого и молодого командира, танкисты разозлились и начали наступление, однако силы были не равные, и немцам с трудом удалось взять роту российских танков.

Боевые товарищи Мохова А.Н. сохранили память о нем и помнят его как мужественного, смелого, отважного командира, воина. Из воспоминаний С. Пушкарева (бывший командир 39 – го Киевского танкового полка РГК подполковника, Героя Советского Союза гвардии генерал-майора танковых войск в отставке), Н.Кузнецова (бывший заместитель командира 465 стрелкового полка по политической части майора, Героя Советского полковника в отставке):

«Танковая рота Мохова А.Н. после освобождения г. Прилуки, на всем протяжении до реки Днепр, выполняла боевую задачу, действуя с автоматчиками на борту танков, в боевом охранении 39 танкового полка.
На подходе к реке Десна рота настигла колону фашистов, и атаковала противника. В результате скоротечного боя 50 вражеских солдат было убито, два орудия размяты гусеницами танков, шесть исправных орудий взяты с мехтягой, около ста вражеских солдат пленено. В роте сгорел один танк с экипажем».

Рота Антона Николаевича выполняла наисложнейшие задачи боевого охранения, форсировала реку Десна, Днепр.

«С 9 октября 1943 года, рота лейтенанта Мохова, переданная стрелковому батальону 465 стрелкового полка, действовала в разведке противника. Через некоторое время, немцы, поддерживаемые огнем самоходок, силами до двух батальонов, действуя с фронта и флангов, перешли в контратаку. Стрелковый батальон получил задачу на отход.

Танковая рота лейтенанта Мохова, оставаясь на занимаемых позициях, обеспечила отход стрелкового батальона. Отвлекшись боем, командир роты не заметил, как немцы обошли роту с флангов и отрезали пути отхода. Рота, организовав круговую оборону, успешно отражала пулеметным и артиллерийским огнем атаки немцев, нанося им ощутимые потери.

Командир 39 полка предложил роте отойти в район позиций наших войск. Лейтенант Мохов сказал «есть» и скрылся в ночной мгле, где был сильно ранен. Через большой отрезок времени, в 1975 году, мы с радостью узнали, что лейтенант Мохов жив, живет в столице Киргизии и работает преподавателем в университете города Фрунзе».

(С 12.07.1943 по 10.10.1943 – А.Н. Мохов командир танковой роты 39 отдельного танкового полка 1 Украинского фронта;
с 10.1943 по 12.1943 – эвакогоспиталь, лечение ранения;
с12.1943 по 04.1944 – 93 отдельная дивизия 1 Украинского фронта;
с 04.1944 по 06.1944 – резерв 1 Украинского фронта;
с 08.1944 по 01.1945 – госпиталь, г. Красноярск).

В 1944 году А.Н. Мохов служил в 55-й гвардейской танковой бригаде, которой командовал полковник (впоследствии генерал -полковник танковых войск) дважды Герой Советского Союза Д.А. Драгунский. В этой бригаде Мохов командовал ротой в батальоне Петра Еремеевича Федорова. Из книги Д.А. Драгунского «Годы в броне» (1975 г.): «Это было в августе 1944 года на территории Польши. Командующий 3-й гвардейской танковой армии маршал П.С. Рыбалко направил 55-ю танковую бригаду на разведку. Командир бригады назначил батальон П.Е. Федорова в головную походную заставу. Под покровом ночи батальон двинулся вперед. Вскоре он овладел селением Лагув, перерезал магистраль на Кельце. Танкисты с ходу разгромили вражескую роту, разогнали обозы и, не встретив сопротивления, двинулись на север. Продолжая стремительно наступать, батальон Федорова подошел к станции Островец. На станции в то утро разгружали эшелон с танками. Наши танкисты открыли ураганный огонь. Паника началась невероятная. Горели танки, вагоны, машины, метались солдаты. На площади Мохов А.Н. увидел вражеских солдат, выстроившихся с котелками у походной кухни. Об этом он сообщил по радио комбату, через полчаса вражеский гарнизон был разрушен».

С 20.01.1945 по 09.05.1945 – Антон Николаевич командир 110 танковой бригады 18 танкового корпуса.

Принимал участие в освобождении Украины, Польши, Румынии, Венгрии, Австрии. Войну закончил в 1945 году в австрийском городе Амштетене. До 1946 года находился в резерве главного Управления бронетанковых и механизированных войск Советской Армии. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Днепр, командир танковой роты лейтенант Антон Николаевич Мохов удостоился ордена Отечественной войны первой степени. Кроме того, был награжден орденом «Красной Звезды», медалями « За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

3. Годы работы в «Хакасской национальной школе»

После войны Мохова А.Н. хотели направить на учебу в военную академию, но он тянулся к детям в школу. В 1946 году Антон Николаевич вернулся в родную Хакасию и сразу был принят на работу в Хакасскую национальную школу сначала воспитателем, а затем учителем хакасского языка. Хакасскую национальную школу открыли в самый тяжелый период для страны. Еще в 1944 году Совет народных комиссаров принял постановление об организации во многих национальных областях школ с интернатом и полным пансионом для детей коренной национальности. Осенью 1945 года впервые со всех уголков Хакасии в Абакане собрали детей-сирот, полусирот и детей из многодетных семей, детей скотников и чабанов. Антон Николаевич вспоминает: «Сначала работал воспитателем юношей старших классов». Именно его ордена, медали, офицерская военная форма оказали воспитательное влияние на детей. В это время школа ещё находилась на стадии становления.

«Учащиеся были плохо одеты, спали на деревянных скамьях. Ф.И. Мартыновский решил командировать меня в Москву, в Министерство просвещения, чтобы достать одежду для учащихся. В Москве приняли меня холодно, предложили обратиться в крайоно. Тогда я решил обратиться в ЦК ВКП(б). В школьном отделе ЦК я встретил знакомого - бывшего редактора фронтовой газеты. Как фронтовой товарищ, он внимательно выслушал и, позвонив в Минпрос, попросил оказать мне помощь.

Теперь уже отношение совершенно изменилось, обеспечили меня даже машиной для поездки по складам Минпроса. Так я сумел приобрести все необходимое для 330 воспитанников школы-интерната». По словам Антона Николаевича, приобретенные необходимые вещи, достались нелегко. Даже отношение со стороны верхней власти поначалу было плохим. Благодаря фронтовому товарищу, все приобретенные вещи Антон Николаевич смог привезти нуждающимся детям. «В первые годы учителей с высшим образованием было совсем немного. Ольга Ананьевна Казанакова, учитель биологии и химии. Ее отец, Казанаков Ананий Тимофеевич, был учителем хакасского языка в совпартшколе и одним из первых авторов учебников хакасского языка для старших классов.

С высшим образованием была и учительница истории Клавдия Федоровна Стенькина, прекрасно владевшая методикой преподавания своего предмета, и Алевтина Васильевна Староторжская, учительница географии. Прекрасными учителями истории и немецкого языка были супруги Вигель, Генрих Давыдович и Мария Ивановна».

В 1945 году Антон Николаевич поступает в Абаканский педагогический институт, который заканчивает в 1950 году.

После окончания института работает методистом литературы в Хакасском областном институте усовершенствования учителей.

Параллельно Мохов А.Н. активно занимался научно-исследовательской и методической работой. В 1949 г. в Хакасском областном национальном издательстве вышел его «Букварь» для обучения чтению и письму в подготовительном классе хакасской школы. Его работы публикуются в центральных и республиканских изданиях.

В 1951 г. поступает в аспирантуру при кафедре педагогики «Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова», по завершении которой успешно защищает кандидатскую диссертацию, став первым в Хакасии кандидатом педагогических наук.

С 1954 по 1957 гг. работает старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии Абаканского пединститута, а в 1957 г. его назначают директором Хакасской национальной школы в городе Абакане. Вот что вспоминает об этом Антон Николаевич:

«Директором я был назначен в 1957 году. Педагогический коллектив к тому времени был уже окрепшим, все учителя были с высшим образованием и имели опыт работы.

До меня директором работал Алексей Прохорович Чучалин, ушедший на партийную работу. Наиболее подготовленной кандидатурой на должность завуча был высокообразованный, опытный и широко эрудированный учитель Иван Николаевич Белендир. Но он отказался, потому что был спецпереселенцем и опасался недовольства местных властей. Но я смог согласовать его кандидатуру, и Иван Николаевич приступил к работе.

Педагогический коллектив работал слаженно и все более совершенствовал учебно-методическую работу под его руководством. Организацией и проведением воспитательной работы руководил физик Дорин Г.Н., который был неплохим организатором хозяйственной деятельности коллектива. Учащихся надо было одевать, обеспечивать питанием, необходимым инвентарем, санитарно-гигиеническими условиями: душ, баня, умывальники и т.п.. Со всем этим Г.Н. Дорин справлялся успешно».

А.Н. Мохов считал, что главным в обучении и воспитании детей является трудовое воспитание. Активизировал работу ученического самоуправления по методу А.С. Макаренко. Он вспоминает: «Для совершенствования воспитательной работы коллектив школы разработал «Единые требования педагогического коллектива к учащимся». В них были предусмотрены определенные нормы поведения учащихся в школе, общежитии, на улице, начиная с подъема и до отбоя. Ученический совет разрабатывал свои нормы и правила поведения, учащихся и проверял их выполнение, т.е. сами учащиеся вырабатывали демократические принципы своего воспитания. Постепенно наши «Единые требования к учащимся», построенные на принципе авторитаризма, уступили место демократическому принципу ученического коллектива. Это стало и основой трудового воспитания:труд по интересам, самовоспитание трудом и самоорганизацией».

Антон Николаевич пришел в школу одержимый идеями сделать её образцовой и родной для детей, много внимания уделял эстетическому воспитанию. При нем в спальных комнатах появились пикейные покрывала на кроватях, подушки из куриных перьев, вместо соломенных. В столовой исчезла железная посуда, а на каждом столе стоял фарфоровый сервиз на четыре персоны. Хлеб и сахар впервые после военного пайка дети ели без ограничения. Со слов А.А. Белянкиной: «Он был очень добрый, внимательный, всегда мечтал улучшить жизнь воспитанников. Однажды его вызвали в обком партии по поводу жалобы о том, что плохо кормят детей. Он показал меню, которое состояло из красной рыбы, халвы, сыра, киселя. Мы, дети военных лет не были приучены к таким продуктам. Нам хотелось каждый день есть «ÿгре», которое варили наши родители. Наверное, там, в обкоме над нами посмеялись».

Выпускница 1958 года З. Адыгаева-Тыгдымаева вспоминает: “Мне много пришлось работать в разных местах, но родную школу, где обучалась, я всегда помню с теплотой. С нею связано мое детство. Никогда не забуду свой выпускной вечер. Наш директор А.Н. Мохов подарил нам выпускницам красивые брошки. Мы потом позже узнали, что он и его супруга, Галина Антоновна, эти подарки купили на свои деньги. Он часто тратил свои заработанные деньги на нужды школы”.

Он уделял большое внимание развитию художественной самодеятельности и музыкальному воспитанию детей. Ему, прежде всего, хотелось научить их слушать и понимать музыку, выявить музыкально одаренных детей, которые могли бы со временем стать певцами, музыкантами, артистами, а может, и композиторами. В те годы еще не было хакасских композиторов, хороших музыкантов-исполнителей, в театре было мало национальных артистов. Между тем, хакасская народная музыка нуждалась в развитии и возрождении. В школе существовал духовой оркестр, руководил которым А.К. Шахов. Он очень любил детей-оркестрантов, занятия проводил только с желающими играть. Вот, что об этом вспоминает Антон Николаевич: «Ребят мы одели в единую морскую форму, чтобы выглядели прилично. Во время праздников они гордо шли впереди школьной колонны. Руководил оркестром специалист с музыкальным образованием Алексей Семенович Страхов. Это дало возможность приобщить к музыке большое количество учеников. Кроме этого организовали хореографический кружок, которым руководила молодая танцовщица В.А. Даугердене».


В Национальной школе на празднике ветеранов.

Период работы Мохова А.Н. директором совпало с 250 - летием присоединения Хакасии к России. Школа приняла активное участие в подготовке этого праздника. В дни празднования даты присоединения Хакасии к России девочки (Табастаева И., Нагрузова А., Кучендаева Н.) из школы в национальных костюмах верхом на лошадях встречали и приветствовали всех гостей, о чем было много публикаций в местной печати.

4. Научная деятельность

В 1960 году Мохова А.Н. командируют в распоряжение Киргизского государственного университета, где он проработал первоначально старшим преподавателем, а затем доцентом кафедры педагогики вплоть до выхода на пенсию в 1989 году. Написал ряд работ по проблемам воспитания подрастающего поколения, по разработке теоретических основ экономики «Планирование воспитательной работы классного руководителя».

В Киргизии Мохов был ведущим ученым в области педагогики, являлся членом Совета по защите кандидатских диссертаций, руководил работой аспирантов, оппонировал диссертации. Он подготовил пять кандидатов педагогических наук, в числе которых – Мария Алексеевна Барашкова, выпускница областной национальной школы, впоследствии долгое время проработала заведующим кафедрой педагогики и психологии Абаканского государственного педагогического института. Будучи активным и деятельным человеком, Антон Николаевич занимался общественной деятельностью. Много лет он был председателем комиссии Советского комитета ветеранов войны, где проводил работу среди иностранной молодежи, обучающихся в учебных заведениях г. Фрунзе (ныне Бишкек).

Проводя большую работу на общественных началах, он активно участвовал в распространении и пропаганде педагогических знаний, как декан факультета повышения педагогического мастерства молодых преподавателей, и как заместитель председателя методического объединения киргизского общества «Знание».

Везде, где бы он ни работал, его отличали целеустремленность, настойчивость, стремление постоянно развиваться. Он был работоспособным и инициативным человеком. Много времени уделял деятельности по воспитанию молодежи. Его очень высоко ценили и уважали. Выпускники Киргизского государственного университета благодарны ему за педагогическую подготовку, которую он им дал. Не одна тысяча его выпускников трудится в различных образовательных учреждениях г. Абакана, Киргизии и за ее пределами.


В Киргизии на переговорах. (Мохов А.Н. крайний справа)

Педагогическая деятельность Антона Николаевича в Киргизии была высоко оценена, ему было присвоено звание «Отличник народного образования Киргизской ССР», неоднократно награждался различными грамотами.
Среди ученых – педагогов, учителей, учеников Киргизии и Хакасии Мохов А.Н. пользовался заслуженным уважением и почетом.
Итогом его многолетней педагогической и методической деятельности стала теоретическая работа (совместно с его дочерью, Ларисой Антоновной, которая пошла по его стопам, в настоящее время является кандидатом педагогических наук, работает на кафедре педагогики в Хакасском Государственном Университете им. Н.Ф. Катанова), выпущенная после его ухода из жизни в 2009 году «Краткие очерки истории народного образования Хакасии».

Заключение

Жизнь Антона Николаевича Мохова, как зеркало, отражает историю страны и Хакасии. Многие исторические события, происходившие в стране, тесно связаны с его судьбой. Рано оставшись без родителей, он многого достиг самостоятельно. Его целеустремленность, воля к жизни, настойчивость, стремление постоянно развиваться, помогать другим людям помогало во многих жизненных ситуациях. Боевые товарищи помнят его, как смелого, отважного человека. Коллеги и воспитанники отмечают в нем интеллигентность, эрудированность, воспитанность, большую внутреннюю культуру и такт. Он обладал огромным авторитетом среди учителей и учащихся. Это человек, всегда занимавшийся общественной работой, и после выхода на пенсию не замкнулся в домашних проблемах.

Примечание
Инициатором создания школьного музея был Куприян Иванович Шалгинов. Сбором материала и оформлением занималась его ученица, а ныне преподаватель Анна Алексеевна Белянкина. Анна Алексеевна до сих пор заведует школьным музеем и ведет экскурсии, приносящие воспитанникам гимназии интересную и познавательную информацию.

ПЕРЕЧЕНЬ НАГРАД МОХОВА А.Н., ПЕРЕДАННЫХ В МУЗЕЙ ХАКАССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ.

ВОЕНЫЕ НАГРАДЫ

ОРДЕНА:
Красной звезды,
Отечественной войны 1 степени.


(второй ряд, справа налево Антон Николаевич третий)

МЕДАЛИ:
За взятие Будапешта,
За взятие Вены,
За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.

ЮБИЛЕЙНЫЕ МЕДАЛИ:
20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.
30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.
50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.
60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.
Медаль Жукова.
50 лет Вооруженных сил СССР.
60 лет Вооруженных сил СССР.
60 лет Курской битвы.

МЕДАЛЬ
«Ветеран труда».

НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ:
Фронтовик 1941 -1945 гг.
В память сорокапятилетия обороны Киева – 1941 г.
25 лет победы в войне 1941 -1945 гг.
Нагрудный знак СКВВ (Советский комитет ветеранов войны).
Юбилейный памятный знак СКВВ в честь сорокалетия победы.
25 лет СКВВ.
30 лет СКВВ.
За успехи в научно-исследовательской работе студентов.
Отличник народного образования Киргизской ССР.
За активную работу в республиканском обществе «Знание».
200 лет МГУ.
50 лет в КПСС.

Список литературы

1. «По следам алыпа» Хакасское книжное издательство. Абакан-2005г.
2. «Книга памяти», Хакасское книжное издательство «Айра», Абакан- 1995г.
3. «Годы в броне», Д.А.Драгунский, 1975г.
4. Интервью работника музея и воспитанницы А.Н.Мохова, А.А.Белянкиной.
5. Архив школьного музея.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»