Красноярский край Мотыгинский район
п.Мотыгино
МОУ МСОШ №1
Учебно – исследовательская работа
«Человек в истории.Россия 20 век».
Авторы:
Учащиеся 10а класса :База Татьяна,
Дюрлюкова Анна,
Потапова Инна.
Руководитель:
Жигалова Светлана Вильямовна
учитель физики.
Цель работы:
Содействовать формированию духовно-нравственной личности учащихся,
осознающей свои корни, историю и культуру родного поселка.
Задачи:
- Развивать потребность к познанию о жизни, истории района, поселка
- Расширить знания об интересных людях нашего поселка
- Привить любовь к родному краю, его традициям и обычаям.
- Воспитывать гордость за свой район, свой поселок
1. Введение.
2.Биография.
3.Из воспоминаний Евгении Александровны Брюхановой
4 . И это все о нем…(воспоминания о брате)
5.Жизнь района в 50-60 годах
6.Из воспоминаний учеников и педагогов
Мы живем в Мотыгинском районе,который расположен в нижнем течении одной из красивейших рек Сибири Ангары.
История нашего района неотделима от истории нашей страны. Все что происходило в России, всегда сказывалось и отзывалось на нашей малой родине. Не исключением стали и сталинские массовые политические репрессии прошлого века.
Не прошла бесследно и Великая Отечественная война. Из Мотыгинского (Удирейского )района на фронт ушли 8359 солдат,1437 похоронок пришло в наш район.
Много в нашем районе известных людей. Известны они стали по разным причинам. Некоторые воевали и защищали Родину во время Великой Отечественной Войны, другие создавали и создают прекрасные картины.
В нашей школе на почетном месте висят портреты директоров, за все годы Мотыгинской средней общеобразовательной школы №1 . На одном из портретов изображена очаровательная женщина Брюханова Евгения Александровна. Эту милую женщину знают все в нашем посёлке и за его пределами, ее невозможно не знать потому, что всю свою жизнь она посвятила школе и детям (своим ученикам).
Годы | Жизнь |
1937-1940 | Красноярское педучилище им. А.М. Горького. Аттестат отличный. |
1940-1942 | Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. Команда связи МПВО. Медаль за «Оборону Ленинграда». |
III-IV-1942 | Эвакуация по «Дороге жизни» в Кисловодск». |
IX–1942–I–1943 | Северный Кавказ, жизнь в оккупации. |
VI-1943–VIII–1948 | Учитель МСШ |
1948-1950 | Красноярский пединститут. Член общества «Знание». |
1950-1954 | Инспектор и заведующий Удерейским РОНО. |
1954-1964 | Завуч Ю.Енисейской школы. Делегат IV краевого съезда учителей. |
1964-1978 | Директор Мотыгинской школы №1. Депутат райсовета. Орден Трудового Красного знамени. |
1978-1984 | Завуч, учитель, воспитатель интерната ЧПД. Делегат II-го съезда женщин края. |
1984-1991 | Руководитель краеведческого музея МСШ№1. Делегат учредительной конференции краеведов. |
1991-1996 | Директор Мотыгинского народного музея. Секретарь районного совета ветеранов |
1996… | Лектор-экскурсовод Мотыгинского краеведческого музея. |
2010 | Похоронена в Москве. |
Родилась Евгения Александровна в 1923 году в Богучанском районе, совсем маленькой переехала в Мотыгино. В 1937 году окончила Мотыгинскую школу и поступила в Красноярское педагогическое училище им.Горького.
В 1940 году я с отличием закончила Красноярское педучилище и была направлена для продолжения образования в Ленинградский пединститут имени А.И.Герцена. С 1940 по 1942 годы училась в Ленинградском педагогическом институте им. А.Герцена.
День 22 июня 1941 застал меня в публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова- Щедрина. В читальный зал вошел человек в морской форме и сказал, что в 12 часов дня В.М. Молотов объявил по радио начало войны.
В первые месяцы немецкого наступления всем студентам пришлось выехать на рытьё противотанковых окопов. Вместо трех дней, как обещали, нам пришлось трудится 21 день. Полуголодные ребята и девчата знали, что врага можно остановить только сообща. Когда отцы и братья стреляют по врагу, в тылу льют пули, готовят снаряды, делают танки и самолеты, а молодежь, оставшаяся в городе, тоже должна вложить силы в общее дело.
Как все Ленинградские студенты, в течение десяти месяцев я получила военную специальность связиста и до эвакуации в марте 1942,была командиром отделения связи (местной противовоздушной обороны). 9 сентября 1941 года началась блокада, которую сняли только 27 января 1944 года.
Во время воздушной тревоги ,если наше отделение было дежурным , мы поднимались на крышу главного корпуса, где был пост №1 и передавали в штаб, где упали зажигательные и фугасные бомбы, тушили или сбрасывали с крыши зажигалки.
Весь Ленинград был у них, как на ладони. Всю зиму студенты продолжали занятия, несмотря на то, что многие умирали от голода и болезней. Умер на улице ректор института, отказавшийся от первоочередной эвакуации, так как не мог бросить студентов. Умер от голода декан педагогического факультета. Какая же сила духа была у тех людей, что в немыслимых на сегодняшний день условиях они продолжали учить и учиться, верили в победу, верили в будущее. Когда замкнулось кольцо блокады, и погибли в огне Бадаевские продовольственные склады, в городе начался голод, была введена суточная норма – 125 граммов хлеба. Тем, кто принимал участие в оборонных мероприятиях, выдавали дополнительный паек- плитку жмыха и плитку столярного клея, из которого умельцы варили студень, по осени в столовой ели суп из хряпы ( листья овощей) и дуранды (жмых).Евгения Александровна говорит, что ничего вкуснее того студня в жизни она не ела.
Воду приносили из Мойки, не было света, не работала канализация, общежитие не отапливалось.
Так как я ехала из Сибири, мама положила мне (несмотря на мое сопротивление) в чемодан валенки, в которых мы по очереди стояли, чтобы отоварить карточки на хлеб, снег так за ночь на них и не растаивал. Зима была суровая, мороз -350С, теперь в это трудно даже поверить.
Несмотря на трудности, нам читали лекции в своих аудиториях. Мы сдали сессию 1942 года и стали готовиться к эвакуации. К тому времени, когда сообщили о том, что студентов будут эвакуировать, некоторые подруги Жени уже умерли с голоду. Но были и счастливые случаи. Студентку Тасю Жук, как вспоминает Евгения Александровна, посчитали умершей и оставили в общежитии, чтобы потом забрали санитары. Но первым Тасю обнаружил её друг, который вывез подругу в военный госпиталь и таким образом спас. Каково же было удивление Евгении, когда она получила от Таси письмо из Казахстана и узнала, что девушка осталась жива. При росте 1,7 метра Женя весила 41 килограммов.
18 марта 1942 года вывезли нас полуживых по Дороге жизни через Ладогу на автобусе. Начался очередной артобстрел, и идущий впереди автобус на глазах у остальных провалился под лед и затонул вместе с ребятами из медицинского вуза. В хороших теплых вагонах студентов отправили в сторону Кавказа, в Кисловодск. Ехали почти месяц, по дороге нас кормили, оказывали медицинскую помощь и снимали с поезда тех, кто заболел сыпным тифом.
Там, в санатории НКВД, стали кормить понемногу, так как при дистрофии сразу много давать пищи нельзя. У Евгении было крепкое сибирское здоровье, и она скоро поправилась. Впрочем, девчата были молоды, организм их быстро преодолевал все трудности. Чтобы как-то заработать себе на еду (уже после санатория), стали работать в колхозе. А тут пришли немцы, началась оккупация. На квартиру, где жили девочки, поселился немецкий офицер Алоис (фамилию не помнит). Вроде бы не притеснял, но однажды сказал: «В Ленинграде вы всех кошек и собак поели, вот и выжили…» Одна из девчат, Ира, закричала, что это неправда. Тогда Алоис стукнул своим стеком (плетка со свинцовым наконечником) по столу. Девочки испугались, что немец разозлился, и потом долго не пускали Иру на работу, чтобы она не показывалась фашисту на глаза. Оккупанты стали отбирать у советских жителей паспорта и обменивать их на немецкие аусвайсы. Но девчата решили ни за что не отдавать свои паспорта. Очередь к коменданту вставали в конец её, и когда подходил их черед, они не успевали сделать обмен, но им давали справку, что они на обмене были. Однажды на рынке в Кисловодске, куда девочки ходили продавать собранные в мешки сучья (на дрова), немцы сделали облаву. Построили узкий коридор и стали пропускать людей по одному, проверяя есть ли аусвайсы. Спас девчат один из кавказцев, который быстро подъехал к ним на большой телеге, крикнул, чтобы прыгали к нему, а потом на всем скаку проехал мимо поста (кавказцев немцы не проверяли).
Еще был случай, который запомнился Евгении Александровне на всю жизнь. Шли они по полю, и вдруг над головами появилась немецкая «рама» (самолет-разведчик). Девчонки бросились к ближайшему лесочку укрыться. «Рама» улетела. Они снова пошли, и снова появился самолет, как будто немецкий ас решил поиграть в «кошки-мышки». Тогда комсомолки гордо встали посреди поля, чтобы достойно встретить фашистские пули. Но удивительно, летчик отчего-то не нажал на гашетку. Покрутился над замерзшими в страхе девчатами, и им даже показалось, что качнул крылом. Самолет был так близко, что Женя успела разглядеть белокурые волнистые волосы, огромные очки летчика и краги на руках. Видимо, Бог им помог, так считает, Евгения Александровна.
Потом довелось Евгении и ее подруге встречать наши войска. Первыми, в городок
где они жили, вошли советские танки. И все самое лучшее, что могло быть у
ограбленных оккупантами жителей, поставили на стол для наших воинов. Девчата
дали родным телеграммы и вскоре поехали домой. Конечно, то, что они были в
оккупации, хоть и сохранили паспорта при строгом тогдашнем военном режиме,
наложило отпечаток на их дальнейшую судьбу. Но подруга Евгении Александровны
Людмила Олишевская после войны вернулась в Ленинград, окончила институт, начала
работать.
В июне 1943 года я вернулась домой и начала свое педагогическую деятельность,
которая продолжалась до 1999 года. Награждена орденом трудового Красного
знамени, ветеран войны и труда, медалями: «За оборону Ленинграда», « 60-летия
снятия блокады» и др.
В истории нашего государства были и такие события – как трагедия моего брата…
Известно, что заселение Нижнего Приангарья началось в 17 веке, но Ангарцев не призывали в армию: первый призыв был в 1922 году и призывниками были мой отец Пономарев Александр Дмитриевич. А брат Николай был в последнем призыве на войну юношей 1926 года рождения в мае 1944 года. Они написали экзаменационное сочинение 20 мая, а 24 мая их баржу- катер «Раздольстрой» увозил в Красноярск, в это же время ехали парни из Богучанского и Кежемского районов.
Перед глазами такая картина. Мальчишки стоят на барже и поют «Прощай, любимый город…», а на берегу, в основном женщины: «Куда же вас таких молоденьких увозят…». В Красноярске они жили в палатках, строили понтонный мост через Енисей, так и решалась судьба, куда их определить: брата определили в авиацию, о которой он мечтал с 12 лет. Как это было?
Первый гидросамолет совершил посадку весной 1938 года на Ангаре в районе Раздолинской пристани. Ученики из здания старой школы почти скатились с горы и оказались у «диковины» - самолет видели впервые и , как вспоминает брат, впервые попробовали виноград. Так зародилась мечта стать летчиком. Кстати, первый аэропорт был на месте теперешнего пляжа , на якоре была привязана бочка, к которой швартовали гидросамолет, была запруда, в которую заводили самолет, если он оставался на ночь. На берегу был выложен знак- полотенце буквой Т, на Красной горке, на столбе висел длинный мешок, который надувался ветром и указывал гидросамолету, с какой стороны заходить на посадку: контора авиапорта была на месте автобусной остановки, когда поднимаешься от «Зари» на берег, на берегу была избушка для сторожа и небольшой слад горючего. После 9 класса брат летом работал сторожем и еще больше влюбился в самолет.
После службы в авиации с 1944- 1950 годы он закончил три летных учебных заведения: Ленинградскую школу пилотов, эвакуированную в Иссык – Куль Омской области, где впервые в 18 лет самостоятельно поднял в небо самолет У- 2 , который в войну ласково называли «кукурузник» - ночной бомбардировщик. Потом было Сталинградское авиационное училище, эвакуированное в Кустанай, затем Омское авиационное училище бомбардировщиков. Здесь он освоил самолет УТ- 2; СБ (скоростной бомбардировщик) и ПЕ – 2 (конструктор Петляров) - пикирующий бомбардировщик- главный бомбардир Великой Отечественной войны.
Есть у брата фото, на котором 82 курсанта в лейтенантской форме , в центре начальник училища генерал- полковник Пристром, но звания брату не присвоили, и еще на год службы в пехоту, тогда стройбат не называли, это была страшная трагедия, спас его командир части, куда его направили дослуживать. Герой Советского союза Кибель Иван Андреевич 1922 года рождения, уроженец Иссык – Куля, он по-отечески опекал его, хотя он работал на строительстве радиостанции и рытье котлованов для прокладки кабеля.
Брат рассказывал: «Я посадил самолет, получил оценку «хорошо», подходит ко мне начальник штаба и приглашает назавтра на беседу. Всю ночь я не спал, думал, в чем же провинился? И утром разговор: «Вы скрыли свое происхождение, ваши родители, дед, дядя были раскулачены». Изумлению моему не было конца. Я никогда ни про какое раскулачивание не слышал». Старшее поколнение помнит, что в те далекие времена не только говорить об этом никто не смел, но даже думать. В Богучаны направили лейтенанта, и он, действительно, подтвердил факт раскулачивания. А брат – то тут причем?! Что по жизни он помнил и знал? В год раскулачивания ему было три года, он был с мамой на поселении в Чунаяре, потом семья оказалась на фактории Горбылек уже в Удерейском- Мотыгинском районе, помнит только, что тунгус (эвенк) возил его на олене. Затем семья оказалась в Южно- Енисейске на Конном дворе, а с 1934года наша семья жила в Мотыгино, отца перевели на сенной склад, где прессовали сено для лошадей, которые перевозили дрова к паровым драгам- фабрикам золота. С квартирами тогда в Мотыгино было туго, и мы сначала жили в прирубе у Садобоких, потом оборудовали освободившуюся стайку, у Андреевых и, когда в ней поставили второй пол, брат, восьмилетний мальчик, приплясывая, напевал: «Отжила Марусина корова, теперь мы будем жить». Так мы и жили, пока не приобрели дом на ул. Советской, один столб ворот еще жив. Так и жил он, никуда не выезжая из Мотыгино до призыва в армию. Но что самое поразительное в этой трагедии – эта формулировка причины отчисления из училища: «Курсанта Брюханова Николая Александровича 5 классного отделения 3 авиаполка отчислить по социально-политическому несоответствию! Можно это логически осмыслить? Конечно, нет! Отец- бывший «кулак», четырежды раненый, гордился. что мечта сына сбылась, а его за «сокрытие» социального происхождения отчислили от мечты.
24 мая 2009 года брату будет 83 года, но он теперь при разговоре и воспоминаниях об этой трагедии уже по-старчески плачет. Дальнейшая судьба его сложилась успешно. Москву он завоевал: живет в ней с 1950 года. Сначала закончил Московский политехнический с дипломом техник – энергетик; потом Московский энергетический институт- инженер – электрик. Работал зам. начальника производственно- технической службы «Мосэнерго». С 1969- 1676 годы – директор Московского завода «Физэлектроприбор». Когда завод освоил производство лингафонных кабинетов, то по разнарядке министерства просвещения в Красноярский край направлено 5 кабинетов, по его личной просьбе добавили еще один кабинет, который через главенпрос, был направлен через Крайоно адресно в Мотыгинскую СШ №1, в которой он учился, а я в те времена была директором.
После объединения заводов он был заместителем генерального директора Московского промышленного объединения «Мосэлектроаппарат» по кадрам и быту, Гордится: в это время был построен дом для квартир 85.
После выхода на пенсию работал в охране института им. Склифосовского. Служил
России Верой и правдой с 1944 по 2006 годы-62 года. Историю делают люди- не
боги, и память о них мы должны сохранять!
Наша Мудрая мама уже много лет спустя , кода в Москве у брата все сложилось:
карьера, семья, квартира, машина, дача и сын, говорила: «Хорошо, что тебя из
летчиков исключили, а то может теперь бы уж погиб где–нибудь». Как потом
выяснилось, что именно многих выпускников училища направили служить на
Курильские острова, ближе к Америке в бомбардировочную авиацию дальнего
действия, и многие из них погибли. Мама утверждала, что все в воле Божьей, все,
что не делается, все к лучшему, только не сразу это видно, еще она подсчитала,
что он подряд учился 23 года, 10 лет- школа, 2 года- техникум, 6 лет- институт,
5 лет- летные учебные заведения.
Среди своих наград брат особенно ценит: «Медаль за победу над Германией», «800-
летие Москвы», знак «Отличник народного просвещения», которую он получил в 30-
летнюю годовщину завода.
Я очень люблю своего брата и благодарю Господа, что он сподобил нас вместе с
сестрой в старости жить в столице нашей Родины- Москве и иметь возможность
каждое утро слышать его голос, а если позволяет здоровье, и встречаться.
Москва. Май 2009 года.Е.Брюханова.
Давно известно, что молодость живет надеждами, а старость -воспоминаниями. Мне захотелось перелистать несколько страниц истории нашего района - 50-е годы, когда в социальной сфере руководителями были женщины, вспомнить о них, что они сделали для района, что вошло в жизнь с их подачи. Им было за 30, были они молоды, красивы, умны и успешны. Сначала о том, что было в экономике? Это был период стабильного развития промышленности и сельского хозяйства в районе. 22 драги - плавучие фабрики золота - успешно пополняли золотой запас государства; единственный в стране Раздолинский комбинат, плавил сурьму – стратегическое сырье; Первомайская сплавная контора была ведущим лесным предприятием Красноярского края; геологи Ангарской экспедиции вели активную разведку полезных ископаемых не только в своем районе, крае, но и за рубежом.
Совхоз «Решающий» и приангарские колхозы сеяли пшеницу, ячмень, овёс, а на островах был высокий урожай овощей, поголовье крупного рогатого скота, птицы и свинофермы. Помощь в уборке урожая оказывали учащиеся старших классов средних школ Ю-Енисейска, Раздольного и Мотыгино. Были еще две особенности в жизни района: строительство объектов соцкультбыта и участие в жизни района ссыльных, которые прибыли на поселение без срока после тюрем и сталинских лагерей.
Они работали в здравоохранении, образовании, культуре.Руководили художественной самодеятельностью и сами выступали как артисты, а академик В. Я Вовси с девятиклассниками Ю. Енисейской школы впервые познакомил жителей посёлка с двумя видами капусты: брюссельской и кольраби, которые они вырастили на территории техснаба.
Что было построено в эти годы?
Строительство велось по большей части и методом «народной стройки», в организации которой и выступали женщины, как вдохновительницы школы: Первомайская средняя с кабинетной системой преподавания; семилетки и восьмилетки: Мотыгинская АГРЭ, Нижнеангарская(Усово), Попутнинская, Кукуйская, Подкаменная, Бельская; начальные школы: Листвяжинская, Татарская ГРП, Бурновская; школьные интернаты в Мотыгино и Ю-Енисейске, в которых в последствии проживали до 120 учащихся из поселков золотой тайги и деревень Нижнего Приангарья.
Раздолинский Дом Культуры с паркетным полом в танцевальном зале, духовым оркестром, вход в фойе украшала картина до потолка «Теркин на привале» написанная Акциновым Аркадием Всеволодовичем, выпускником Парижской академии художеств, прибывшем на поселение с семьёй, он преподавал рисование в школе и во многих семьях в районе остались картины и портреты, выполненные им и его женой, поэтессой и художницей. После реабилитации они доживали в Чебоксарах и уже оттуда передали в наш музей материалы и картины в дар, оба получили звание народных художников.
В Раздолинском Доме Культуры проходили районные смотры художественной самодеятельности. Вспомнились смотры 1954г, на котором коллектив Нижнеангарска представил оперу «Наталка-Полтавка», а Ю.С Одинокина солировала в женском ансамбле песней «Вы слыхали, как поют дрозды?»
В мартовские каникулы здесь проводились слёты десятиклассников, перед которыми выступали представители разных профессий с целью профориентации, а сами десятиклассники соревновались на лыжне, волейбольной и баскетбольной площадках, самодеятельности. В заключение-бал, обязательным танцем – вальс, чудесная картина: юноши в строгих костюмах, девушки в парадной форме тех лет: коричневое шерстяное платье и белый фартук, плыли, как лебедушки.
Спортом увлекались все, особенно любили лыжи и футбол. Были построены стадионы в Южно-Енисейске(Зенин.Г.И-начальник милиции), Раздольном( Мамелов А.В-директор комбината), Мотыгино( Каверзин Н.С-председатель поссовета) я назвала эти фамилии не только потому, что они руководили этими стройками, а потому ,что они лично подборными лопатами выровняли футбольное поле, будучи сами заядлыми футболистами. В район баскетбол впервые внедрил в Раздольном Булатов А.А, актёр из Латвии. Проводились районные соревнования школьников по зимним и летним видам спорта, районные слёты пионеров, тимуровцы помогали пенсионерам и ветеранам. На высоком берегу, красавицы Ангары был построен пионерский лагерь «Гребень», где ребята отдыхали два сезона, проводилась военно-спортивная игра «Орлёнок».
Многие женщины и те, о которых пойдет рассказ, начинали свою творчески-профессиональную деятельности в 50-е годы, много лет проработали в районе, некоторые и до пенсии и даже ушли в мир иной здесь же, они заслужили любовь и уважение, труд их был оценен и наградами.
В 1989г в районе отмечали 150 лет золотодобыче. В специальном буклете были помещены воспоминания заслуженного врача РСФСР Юлии Серафимовны Одинокой, с цитатой из этого плаката я начну свой рассказ о женщинах 50-х.
«Суровым был январь 1952года. Морозы доходили до -50градусов, я после специализации была направлена в Удерийский район врачом-окулистом. Транспорта не было, поэтому до райцентра Ю-Енисейска пришлось добираться грузовой машиной, это в -45 градусов. Меня устроили в кабину, а человек 20 ссыльных - в кузов. Коллектив районной больницы в основном состоял из ссыльных врачей, грамотные, прекрасные специалисты, они учили нас, двух врачей, только что окончивших институт,- институту жизни. Главным учителем был хирург Саид Ибрагимович Гулиев, впервые самостоятельно оперировать я стала с ним. Он дал мне скальпель в руки, говоря, что этот острый инструмент не должен ранить больных, а только лечить. И этот завет я помню всегда. Для оказания медицинской помощи выезжали на лошадях: летом верхом, зимой на санях.
Трудное было время, но молодые люди ходили в клуб, устраивали вечера, принимали активное участие в художественной самодеятельности, занимались в театральной студии. Молодость прошла среди людей смелых, творческих, трудолюбивых».
Районный педиатр Гожева Мария Андреевна была награждена Орденом Ленина за то, что в районе совсем не было детской смертности. Заслугой зав.Роно Брюхановой Е.А. признавались безусловное выполнение закона о всеобуче: все дети школьного возраста сидели за партами, а школ было 42. На базе Ю-Енисейской школы был открыт филиал Черногорского горного техникума, начал свою работу совет РОНО, методическая работа осуществилась через КМО (кустовые методические объединения) при средних школах работали университеты для родителей, проработала в просвещении и культуре 55 лет, награждена Орденом Трудового Красного знамени, почетный гражданин района.
Стеблева Анастасия Тимофеевна вместе с геологом Глазыриным Ю.А открыли Горевское свинцово-цинковое месторождение. Герой социалистического труда , почетный гражданин района.
Неверова Екатерина Семёновна – райздравотделом ,организовала выезды бригад врачей перед началом учебного года по населенным пунктам с целью диспансеризации детского и взрослого населения.
Перфильева Зоя Иннокентьевна – руководила в районе комсомолом и спортом.
Анна Александровна Шиманоковская заведовала отделом культуры.
Потапова Августа Васильевна – зубной врач, много времени проводила в командировках, по графику оказывая помощь всем, кто в ней нуждался.
Самотик Нина Сергеевна – управляющий Госбанком, всегда с пониманием относилась к просьбам и оформлению банковских документов.
Черепанова Лидия Ильинична – главный ветеринарный врач в районе, участница сталинградской битвы, по-военному организовала эту службу, объезжая объекты верхом на лошади или в санях, а иногда и пешком.
Как вспоминала Юлия Серафимовна, что пассажирского транспорта не было, поэтому в командировки по контролю и оказанию помощи работникам просвещения, здравоохранения, приходилось ездить на лошадях, ходить пешком, ездить в кузовах грузовых машин. Зимой для таких поездок выдавали специальный набор одежды и обуви. Поверх зимней одежды одевали доху из собачьих шкур или тулуп из овчины длинный до пола, с большим воротником; на валенки-тараи – стеганные на вате бахилы. Непросто было в такой амуниции забраться в кузов. Святая память и вечный покой ушедшим в мир иной ,живущим – такие стихи:
Если нет от старости лекарства
И её нельзя заговорить,
Научись и каждой каплей жизни дорожить.
Давайте освоим ещё и эту науку.
Храни вас Господь!
Москва. Февраль 2007г Е. Брюханова.
В музее мы обнаружили интервью комсомольцев МОУ МСОШ №1 с Евгенией Александровной.
- Представьтесь пожалуйста.
- Брюханова Евгения Александровна секретарь партийной организации школы, ветеран труда.
- С какого кода Вы член КПСС?
- С 1967 года.
- Имеете ли Вы награды?
- Награждена орденом Красного знамени.
- Какие черты характера в человеке вы считаете определяющими?
- Доброта, принципиальность, целеустремленность, порядочность.
- Ваше представление о счастье.
- Быть нужным людям.
- Ваше любимое занятие.
- Чтение книг.
- Что вам не нравится в современной молодежи? Каким должен быть молодой человек Ваш современник?
- Равнодушие, необязательность, увлечения модной одеждой и иностранной музыкой (значение слов которых не понимают). Современник должен быть: идейно убежденным, знающим своё дело, любящим труд, заботящимся о родителях, горячо любящим свою Родину.
- Содержание каких книг, по Вашему мнению, должен обязательно знать молодой человек?
- «Овод» (Войнич); «Как закалялась сталь?» (Островский); «Война и мир» (Толстой).
- Кто является вашим идеалом? С кого Вы взяли пример в жизни?
- Моим идеалом является В.И. Ленин, примером для меня были мои учителя: Садовский Дмитрий Вениаминович, Михалковская Клавдия Францевна, - которые привили любовь профессии учителя и научили работать.
- Какие недостатки в работе комитета комсомола школы вы видите?
- Комитет и в целом комсомольцы школы не являются хозяевами школы. Для оживления комсомольской работы и самоуправления школы надо: дать каждому общественное поручение по его силам и возможностям, научить выполнять общественное поручение, отчитываться о работе перед комитетом комсомола.
- Какие пожелания пионерам и комсомольцам школы у Вас имеются?
- Пожелание: Оправдывать звание юного ленинца, работать над девизом «Революционный держим шаг». Стать достойным уважения социалистической Родины.
Совсем еще молодой девушкой Евгения Александровна вернулась в п. Мотыгино. С 1943 по 1948 годы преподавала в средней школе. Работая учителем русского языка и литературы, она сразу обратила на себя внимание. Ребята запомнили её как мастера своего дела. Своими интересными рассказами она уводила всех в страну литературных героев. Ученики так и вспоминают, что не хотелось уходить с уроков, а хотелось сидеть и слушать её ровный, мягкий голос.
С 1948 по 1950годы Евгения Александровна училась в Красноярском педагогическом институте. С 1950 по 1954 годы работала инспектором, а затем и заведующем Удирейским РОНО. С 1954 по 1964 годы Евгения Александровна была завучем Южно- Енисейской средней школы. Была делегатом краевого съезда учителей.
Вряд ли найдется такой человек, который так или иначе не был бы связан с ней. Это и коллеги по работе, общественной жизни, ученики, их родители, соседи, друзья. И все они могут вспомнить о Евгении Александровне только хорошее. Таким замечательным человеком она была.
Как человек она была талантлива, с добрым, чутким сердцем. Умела хорошо петь, знала наизусть многие поэмы, лихо плясала «Цыганочку». Сейчас многие жители нашего района вспоминают ее житейскую мудрость и нужные советы в трудной ситуации.
С 1964-1978годы Евгения Александровна была директором Мотыгинской средней школы №1. Ее отличали твердость и настойчивость, умение видеть работу каждого учителя, каждого ученика, бесконечная увлеченность работой, умение отстоять интересы коллектива, если складывалась трудная ситуация. Все ниточки школьной жизни сходились в ее руках. У нее можно было научиться многому: умению общаться с человеком, интеллигентности, материнской заботе о каждом. Для нее школа была больше, чем жизнь. Умение мыслить масштабно делало ее решения весомыми для всего поселка и района.
Это она создала в Мотыгино музей и 1991-1996годы работала директором Мотыгинского народного музея. Про каждый экспонат она могла говорить часами, так как жизнь знала не поверхностно, а изнутри. Сама садилась за ткацкий станок и свободно ткала половик. Ангарский диалект знала в совершенстве, и если надо было заговорить с земляками о прежней жизни, использовала знакомую для них речь. Это приводило в неописуемый восторг старых людей.
А сколько у нее было друзей, всех трудно перечесть. Каждому находила нужное
слово, чтобы подбодрить или утвердить в каком-то решении.
Евгения Александровна за свою жизнь получила большое количество наград: орден
Трудового Красного знамени, медали, Почетные грамоты. По всей стране разъехались
ее бывшие ученики, которые с трогательной благодарностью вспоминают ее.
Выйдя на заслуженный отдых, Евгения Александровна уехала в Москву, но почти ежегодно она приезжала в Мотыгино. Она скучала по родным местам, по друзьям. В каждый приезд с любовью обходила дорогие сердцу уголки родного поселка, обязательно купалась в Ангаре. Два года назад в свой последний приезд в Мотыгино, как будто чувствуя, она прощалась со всеми, побывала в Южно – Енисейске, в Раздолинске, в Решающем. Обошла всех друзей , побывала в школах ,в музее и, уже отъезжая, вышла из машины на Красной горке и поклонилась на все четыре стороны.
Мы, ее коллеги, всегда чувствовали ее заботу, ее присутствие в любом начинании, и эта потеря для нас безмерна
Память о светлом Человеке, Брюхановой Евгении Александровне, останется навсегда в наших сердцах.
Коллектив Мотыгинской средней школы №1
Евгения Александровна всю свою трудовую жизнь посвятила образованию детей в Мотыгино. И работала так, что стала образцом трудолюбия, жизнестойкости для мотыгинцев.
Это очень важно, когда человек помнит историю - своей семьи, своего рода, своей страны. Не только светлые , счастливые моменты, но и печальные, порой трагические . Ведь именно на таких трагических примерах понимаешь, как много было сделано до нас, какой ценой, подчас ценою крови и жизни, достигалось величие и единство большой территории под именем Россия.
Мы можем видеть события, происходящие сейчас в стране по телевизору: это и война в Чечне, и трагедии терактов. Великая Отечественная война была давно, но это тоже незабываемая трагедия для всего народа и для каждого человека. Слезы и жалобы на судьбу тогда мало могли помочь. В то время нужно было всем советским людям встать стеной против общего врага. И люди стояли: старики, дети, женщины – в тылу, а бойцы – на фронте Мы считаем что молодежь не должна забывать о прошлом ,чтобы такое больше не повторилось.
Ученики 10 а класса МОУ МСОШ №1
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»