Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В поиске своих корней


XII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Выполнила: Чабуркина Кристина
Ученица 11 «А» класса
МОУ Тасеевская СОШ №1

Руководитель: Чабуркина Т.В.
Учитель географии
МОУ Тасеевская СОШ №1

Тасеево 2010

Аннотация

Чабуркина Кристина

С.Тасеево, МОУ Тасеевская средняя общеобразовательная школа № 1, 11 класс

«В поиске своих корней»

Руководитель: Чабуркина Татьяна Владимировна, МОУ ТСОШ № 1, учитель географии

Цель научной работы: изучение истории одной семьи.

Методы: исследовательский.

Основные результаты научного исследования (научные, практические): воссоздан временной промежуток истории одной семьи, определена связь истории семьи и истории страны.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение
2. История родословной на Руси
3. Моя родословная
4. Две жизни, две судьбы
5. Заключение
6. Библиографический список
7. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

«Проходят годы, сменяются поколения, и память уходит из людского сердца».
Передача «Автограф» ИКС - регион

Поводом для написания этой работы послужило домашнее задание по краеведению (Приложение № 1). На вопрос: «Знаешь ли ты имена своих родственников?» ребята отвечали с трудом. Имена своих прабабушек и прадедушек не знали почти все. Так домашнее задание переросло в совместную работу всей семьи.

Оказывается, сколько интересного в нашей собственной семье. Никуда не надо ехать за новыми впечатлениями, достаточно выяснить, кто мои родственники и как они творили историю нашей великой страны.

Слушая воспоминания близких, изучая истории жизни своих предков, я поняла, что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью многих других людей, с жизнью всей страны. Я решила, что смогу воссоздать некоторую, хоть совсем маленькую, часть этой жизни, чтобы и другие родственники, другие поколения нашей семьи, могли вспомнить или узнать о том, что было когда-то.

Актуальность работы, на мой взгляд, состоит в том, жизнь и судьба моих родственников похожа на судьбы тысяч наших граждан. Судьба каждой семьи – это частичка Отчизны. Много еще сменится поколений, и мои потомки будут интересоваться своим происхождением: откуда идут наши корни, кто их предки, какие это были люди? И я рада, что оставлю свой след во времени.

Тема данной работы предполагает достижение следующей цели: изучить историю своей семьи.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить глубину моей родословной;
2. Установить какие события в стране, и каким образом повлияли на жизнь моих предков;
3. Изучая историю своей семьи, расширить и пополнить свои знания об истории края и Отечества.

ИСТОРИЯ РОДОСЛОВНОЙ НА РУСИ

« …это нужно не мертвым, - это нужно живым».
Р. Рождественский

Человек всегда чтил своих предков. Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Например, у древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков, которым они поклонялись. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза смысл жизни представителей этой семьи.

Со временем знание и сохранение родословной стало привилегией элиты общества: нужно было подтверждать права наследования. Однако существовала и другая, народная генеалогия. Прочные родовые связи в деревнях являлись опорой благополучия рода. Старшие представители рода хранили устные предания о своих предках и передавали их молодым. Эти имена читались каждодневно на общих утренних молитвах.

«Семья имеет большое значение в нашей жизни. Она для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой. Семья – источник наших взглядов, ценностей и традиций. Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной». [5]

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Мой отец, Чабуркин Вячеслав Валерьевич – родился в г. Горьком, потом жил в д. Сосновка Дзержинского района, Усть-Панакачет Абанского района. В 1983г. они с семьей переехали в Тасеево, где он пришел на учебу в 9 класс ТСШ № 2 и там познакомился с моей мамой. Они дружили 5 лет и после того, как папа отслужил в армии – поженились 1 июля 1989г (свидетельство о браке III – БА №407424). Они построили свой дом, посадили на участке много деревьев и родили двух дочек: Анастасию и Кристину.

Дом родители построили на ул. Молодежная, почти рядом с родителями отца. Так и появились в округе семья старых Чабуркиных да семья молодых.

У каждого человека на земле есть свое неповторимое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Оно является его оберегом, порой определяет его характер, манеру поведения. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию - наследственное семейное именование. Кто дал начало нашей фамилии? Почему моих предков стали называть именно так, а никак иначе? Какие фамилии есть в нашем роду? Каждая фамилия - своего рода загадка, и разгадать ее непросто. В поиске ответов задаюсь большим количеством вопросов. В нашем селе есть только одна семья с такой фамилией. Но по рассказам прабабушки, которой уже нет в живых, на западе России, были целые деревни с фамилией Чабуркины.

I

Чабуркина Кристина Вячеславовна

II Чабуркина (Гоппе) Татьяна Владимировна – родилась 10.08.1968г в с. Тасеево
 (Приложение № 2, фото 11)
Чабуркин Вячеслав Валерьевич – родился 23.07.1968г в г. Горьком
(Приложение № 2, фото 1)
III 1. Гоппе (Лялюга) Валентина Степановна – родилась 5.05.1938г в д. Шигашет Тасеевского района.
2. Гоппе Владимир (Вальтер) Оттович (Приложение № 2, фото 2) родился 14.06.1932 г на р. Волга в г. К - Марксштадт (Приложение № 9 свид-во).
1. Чабуркина (Зубова) Екатерина Павловна - родилась 24.09.1947 г. в д. Налим. (Приложение № 2, фото 3)
2.Чабуркин Валерий Павлович – родился 24.10.1944 г. на Украине (Киевская обл. Таращанский район, с. Чапаевск).
IV 1. Колесникова – Лялюга – СОЛОВЬЁВ а Александра Романовна – умерла в 1985 г.
2. Лялюга Степан Демьянович – родился в 1899г. в д. Фаначет, расстрелян в 1938 г.
3. Гоппе (Шмидт) Амалия Федоровна (Фридриховна) – родилась 8.11.1905г., умерла 1993г.
4. Гоппе Отто Густавович – родился 10.08.1905* г. умер в 15.09.42г.
1. Зубова (Мельникова) Надежда Ильинична– родилась 14.01.1924г. в д. Налим Дзернского района. 2
.Зубов Павел Игнатьевич – родился 27.09.1927г., умер12.12.97г. (Приложение № 2, фото 6)
3. Чабуркина (Граждан) Валентина Терентьевна – родилась 1.01.1913 г. умерла 21.02.1996 г.
4. Чабуркин Павел Степанович – родился в Самаре 1912 г, умер 5.11.1979г. (Приложение № 2, фото 5, 8)
V 1. Гоппе Мария (урожденная Шпенглер)*. 2.Гоппе Густав ( Готтлих )*. 3.Шмидт Фридрих. 4.Лялюга Демьян. 5. Колесников Роман. 1. Мельникова (Крапивкина) София Ивановна – родилась ?, умерла 28.05.1983г. (от сердечной недостаточности).**
2. Мельников Илья Федорович – родился ?, умер от туберкулеза 26.10.1962г.** (Приложение №2 фото 4,10).
3. Зубова (Юденкова) Елена Терентьевна
4. Зубов Игнат Егорович (Приложение № 2фото № 7)
5. Граждан Терентий ? - ?, умер 2.02. 1920 г. в г. Воронеже ***.
6. Граждан М.И. - ? ***.7. Чабуркин Степан
VI Гоппе Готлих 1. Мельников Федор.
2. Крапивкин Иван.
3. Зубов Егор.
4. Юденков Терентий
VII ? ?

* - из свидетельства о рождении прадеда
** - из свидетельств о смерти
*** - с оборота фотографии (Приложение № 2, фото № 9)

Проанализировав воспоминания родственников, пришла к выводу, что корни нашей семьи, как и многих других, находятся на западе России. По линии матери из Витебской области и с Волги, по линии отца Псковская и Минская область, сейчас это даже территория сопредельных государств: Белоруссия и Украина. Прабабушка, Гоппе Амалия Фридриховна, с акцентом говорила просто: «Мы из Расеи».

Из воспоминаний прабабушки – Зубовой Надежды Ильиничны:

«Мой отец был из большой семьи (8 братьев и одна сестра). Приехали из Белоруссии. В первую мировую войну отец был в германском плену (пас гусей). У моей мамы так же была большая семья, четыре сестры: Варвара, Соня, Федора, Лена и три брата. Приехали в Сибирь из Минска. Когда маме было 6 лет, то ее мама (моя бабушка) умерла.

В нашей семье было четыре сестры и брат, до старости дожили только двое (я и сестра Нина). Детей у Нины нет, а у меня два сына и две дочери. Сестра Люся умерла от родов в 20 лет, остался первый мальчик (стал военным летчиком). Совсем недавно мы узнали, что Иван умер, а в сентябре этого года к нам приезжал его сын, который живет и работает в г.Тамбов в военной академии.

Сестра Леля была заведующей мельницей во время войны. Когда на мельницу пришли дезертиры, то она выскочила в легкой одежде и в таком виде ранней весной бежала до д. Колон. Застыла и умерла от воспаления легких в 18 лет.

Братик Саша умер от менингита в 6 лет.

Свекр (Зубов И.Е.) скобарь со Псковщины, был вдовцом, имел двух сыновей: Федора и Тимофея, работал мельником. Поженились со свекровкой еще на Псковщине, там и родился мой муж. Свекровка была из зажиточной семьи, брат работал на заводе, а она ухаживала за его детьми. Когда перебрались в Сибирь, то обосновались в д. Колон Дзержинского района».

ДВЕ ЖИЗНИ, ДВЕ СУДЬБЫ

Многие сведения для нас уже утеряны безвозвратно, они останутся в нашей семейной истории «белыми пятнами». Из того, что ближе к нам по времени, меня заинтересовала судьба двух моих прадедов по материнской линии.

Из воспоминаний моей мамы, Чабуркиной Татьяны Владимировны:

«Сибирская деревня и село в Поволжье; русский и немец; крестьянские избы; мужчины в расцвете сил. Что может их объединить? Два совершенно разных человека, две судьбы, но одна эпоха, одна страна, одно Отечество. Речь идет о двух моих дедах. Ни тот, ни другой не совершали никаких героических поступков, не «творили историю» Они и их дети просто жили в своем Отечестве…. Они пахали землю, создавали семьи, растили детей.

У моих сверстников были дедушки, и я им завидовала. В том возрасте мне тяжело было понять, что это значит «враги народа», в нашей семье об этом старались не говорить. Все вокруг было пропитано военной тематикой и до сих пор это моя любимая тема в просмотре фильмов и прочтении книг, но мои деды не были героями этих боев, а моего отца иногда называли фашистом. Когда у меня спрашивали « на кого ты похожа?», чтоб его не обидеть, отвечала: « Раз по-русски говорю, значит, голова русская, а ноги немецкие».

Намного позже поняла, что объединяет моих дедов. Это их судьба. Их жизнь в эпоху, которую впоследствии назовут сталинской. Мне сейчас 39 лет, я старше своих дедов».


Лялюга Степан Демьянович.

Родился в 1899 в с. Тасеево Тасеевской волости Канского уезда Енисейской губернии. Русский, малограмотный. Проживал в с. Фаначет Тасеевского р-на КК. Работал в сельском хозяйстве. Арестован 11.02.1930. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Осужден 22.03.1930 особой тройкой ПП ОГПУ СК. Дело прекращено 01.03.1930 Канским окротделом ОГПУ за недостаточностью улик по реабилитирующим обстоятельствам. Рабочий на лесозаготовительном участке Шигашет Тасеевского леспромхоза. Арестован 25.02.1938. Обвинение в КРА. Осужден 08.03.1938 тройкой УНКВД КК. Расстрелян 17.03.1938 в г. Канске. Реабилитирован 17.09.1960 Красноярским крайсудом (П-12494, П-13575). [10]

Из воспоминаний бабушки, Гоппе Валентины Степановны: «Первая жена моего отца умерла, на его руках осталась дочка Лида. В те времена было принято брать замуж следующую дочь, и папа посватался к младшей сестре своей жены (к моей маме Колесниковой А.Р.). Жил он хорошо, зажиточно, но тогда были другие времена. Проходила политика коллективизации, а он не хотел вступать в колхоз, и его объявили кулаком и отобрали имущество.

Родилась дочь Таисия. Они уехали жить в д. Шигашет, где отец устроился работать пчеловодом. Нужно было жене оформить паспорт, за этим он и пошел в Тасеево, там его и арестовали по приговору тройки НКВД. Нам сказали, что он отправлен на Новые Земли без права переписки на 10 лет. В 60-ые нам сказали, что он там умер, и дали за него по отрезу на платье. Его забрали в феврале, а я родилась в мае (Приложение №3). Когда в 90-ые годы начался процесс реабилитации, вот тогда-то мы и узнали, что после ареста он сразу был расстрелян в г. Канске за контрреволюционную агитацию. Мама до этого не дожила, умерла в 1985г. Но она нам рассказывала, что он был малограмотный и стеснительный, если что-нибудь нужно было у соседей попросить, то всегда отправлял маму».

Моей бабушке и ее сестре за дом выплатили деньги, они теперь знают, что отец был невиновен. От отца осталась только фотография с плохим изображением да воспоминания о том, как, закончив всего 7 классов, ей пришлось идти работать в няньки.

В Тасеевском архиве находятся документы, относящиеся к 30м годам, в числе которых и папка «лишенца Лялюги С.Д.». Из описи имущества (Приложение № 5) видно, кого называли «кулаком». По нашему времени его бы считали бедняком. В д. Фаначет стоит бывший дом прадеда, сейчас в нем располагается почта.

В книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края только в Т.5 (Л-М) [7] написано о 71 нашем земляке. Кого расстреляли, как прадеда, кого осудили на разное количество лет.

В фондах музея мы нашли сведения о репрессированных Тасеевского района, которые были расстреляны. Список большой – 81 человек, 81 загубленная судьба. Все эти люди за отсутствием состава преступления реабилитированы посмертно.

На сайте общества «Мемориал» находятся документы. [6]

«а) Принять предложение НКВД СССР об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии бывших кулаков, уголовников и активного антисоветского элемента, по следующим краям, областям и республикам:

14)Красноярский край - 1500 - - 500

б) Предложить НКВД СССР всю операцию по указанным в областям, краям и республикам закончить не позднее 15 марта 1938 года, а по ДВК не позднее 1-го апреля 1938 года».

Решение Политбюро ЦК ВКП (б) № П51/94 от 2 июля 1937 г.

«ЦК ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке».

СЕКРЕТАРЬ ЦК И. СТАЛИН

Эти документы и решили судьбу моего прадеда.

«Проводилась чудовищная, поистине изуверская политика. Количество приговоренных к расстрелу «врагов народа» вовсе не зависело от числа рассмотренных дел, судебных разбирательств, доказанности вины того или иного человека. Просто из Москвы давалась общая «установка», своеобразный лимит на расстрел. И власти на местах в порыве угодить, показать свое усердие в борьбе с «врагами народа» нередко даже просили увеличить этот «лимит». [1]


Прадед - Гоппе Отто Густавович – родился 10 августа 1905 г. умер в июне 1942 г.
Семья моего прадеда, на которой он (крайний слева) еще подросток.

По свидетельству о рождении мы узнали, что моя мама родилась в этот же день 10 августа, узнали имена его родителей и девичью фамилию его матери (это может пригодиться в дальнейшем поиске).

«Предки так называемых «российских» немцев прибыли в Россию более двух веков назад, по приглашению императрицы Екатерины. Они присягали на служение Российскому государству и, несмотря на то, что жили обособленно, говорили на родном немецком языке, привыкли считать себя гражданами большой России. До самой Великой Отечественной многонациональная Россия также не отказывалась от своих немецких граждан. Ей это было невыгодно: хотя бы потому, что немцы всегда умели и любили работать на благо свое и Отечества». [8]

Переселившиеся по приглашению Екатерины Великой из Пруссии в южные районы России, они ехали возделывать необжитые земли и, даже в страшном сне, не могли себе представить, что станется в этой стране с их потомками.

«...Немецкие деревни располагались на берегах Волги. Жили в них общиной, занимались земледелием и производством необходимой крестьянской утвари. Обязательно ходили в церковь, уважали пастора. Школы тоже были при церквях, обучение велось на родном языке. Спускаясь вниз по течению реки, можно было видеть живописно разбросанные на берегах аккуратные домики, кресты возвышающихся церквей, крылья ветряных мельниц. Те, кто имели мельницы, были позажиточнее, а в основном все жили средне, своим трудом и хозяйством, сохраняя при этом национальный язык, традиции и культуру немецкого народа». [8]

«Боаро, немецкая колония Екатериненштадтской волости, Николаевского уезда, Самарской губернии (до октября 1918 года), в 323 верстах от города Самары, в 168 верстах к юго-западу от уездного города по торговому тракту из г. Николаевска в г. Саратов и в 8 верстах от волостного села Екатериненштадт. Расстояние до ближайшей железно-дорожной станции Покровская - 58 версты. Расположена под 46°52' вост. долготы и 51°40' сев. широты, на р. Караман. Колония основана 7 июня 1767 г. вызывателем бароном Борегардом». [8]

Именно в этой деревне проживала семья моего прадеда.

После образования трудовой коммуны (автономной области) немцев Поволжья и до ликвидации АССР НП в 1941 , село Боаро - административный центр Боарского сельского совета Марксштадтского кантона республики немцев Поволжья. Сейчас – это село Бородаевка Марксовского района Саратовской области.

В 1918 году Ленин даже подписал декрет об образовании трудовой коммуны среди немцев Поволжья, в трудные годы становления советского государства немцы отдали немало средств, а вернее, практически все, чтобы снабжать хлебом рабочих Петрограда и Москвы. В 1924 году на территории Поволжья была создана немецкая Автономная Советская Социалистическая Республика. Столица Немецкой Поволжской республики располагалась в городе Марксе, недалеко от Саратова. Здесь же находилось и ее правительство.

«…Август 1941-го года выдался в Поволжье на редкость урожайным. Хлеба стояли высокие, колос звенел в прогретом воздухе спелым зерном, гнулись ветки фруктовых деревьев от налитых солнцем плодов. Сколько было картофеля и других корнеплодов! Крестьяне, убирая урожай, удовлетворенно говорили о том, что голод им нынешней зимой не грозит, что смогут они существенно помочь продуктами и фронту». [8]

26 августа вышел Указ Комитета Обороны о депортации немецкого народа из районов Поволжья. Указ потом будут называть, как и все остальные акты, просто Сталинским.

«Постановление СНК СССР и ЦК ВКП/б/ от 26.VIII.1941 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют:1. Переселить всех немцев из республики Немцев Поволжья и из Саратовской и Сталинградской области общей численностью 479841 человек в следующие края и области:

Красноярский край - 75000 чел.
Алтайский край - 95000
Омская область – 85000
Новосибирская область – 100000
Казахская ССР - 125000
в том числе:
Семипалатинская область – 18000
Акмолинская область – 25000….

Переселению подлежат все без исключения немцы, как жители городов, так и сельских местностей, в том числе члены ВКП (б) и ВЛКСМ. [6]

«Одно за другим осенью 1941-го года принимались Постановления Государственного комитета обороны СССР о переселении немцев с Поволжья, Москвы и Московской области, Краснодарского края, Украины, Воронежской области, Кавказа и так далее, далее, далее... Постановления содержали огульные обвинения в пособничестве фашистским захватчикам и приказ о насильственном выселении в Сибирь, Казахстан, на Урал...

Правительство Немецкой республики выслали из Маркса в одни сутки, обосновав это тем, что оно заняло предательскую позицию, якобы призывая к сопротивлению Советской власти.

7 сентября 1941-го года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административном устройстве территории бывшей Республики Немцев Поволжья».[8]

Из воспоминаний двоюродной бабушки, Гончарук Эльмы Оттовны:

«На Волге мы жили очень хорошо, отец моей мамы имел двухэтажный дом, на первом этаже был магазин. Арестовали его за пособничество немцам, т.к. в магазине у него был приемник, и кто-то донес, что он слушал Германию. Он был из бывших офицеров, отслужил в армии 25 лет.

В сентябре 1941г приехал уполномоченный в деревню. Зачитал указ, приказал собираться. Наутро нас уже погрузили на подводы...». Во время депортации Гончарук Э.О. было всего 2 года, т.к. родилась она 04.12.1938г. , но именно с младшей дочкой прожила оставшуюся жизнь моя прабабушка Амалия.

Из воспоминаний деда, Гоппе Владимира Оттовича:

«Отец был очень хорошим трактористом, работал в колхозе в д.Боаро, что в 60 км от г.Саратова. Трактор ЧТЗ знал как свои 5 пальцев, стоило трактору проехать по улице, как отец мог сказать, что нужно делать, чтобы его отремонтировать. Это он определял только по звуку.

Сначала арестовали деда (отца матери), он отсидел 1,5года, а потом его осудили еще на 6 лет. В июне началась война, а в сентябре 1941 года нас, поволжских немцев, вывезли (депортировали) в Сибирь. Больше про деда мы ничего не слышали».

«– 24 часа, и Республики Немцев Поволжья не стало. До войны немецкое население в России составляло 1,5 миллиона, после – осталось 700 тысяч. Остальные были истреблены.

Это только кажется, что Волга – широкая река, а Россия – страна необъятная. За несколько суток, опустели немецкие деревни, тысячи эшелонов потянулись на восток страны – в Сибирь, на Урал, в Казахстан. Потрясенные происходящим люди, прижимая к себе детей, с удивлением смотрели на чужие для них края. Не зная русского языка, они не понимали, что им говорят и чего от них требуют. Не понимали, но чувствовали – напряженность, враждебность. За что? Почему?.. Десятилетия будут они задавать себе эти вопросы. Те, кто выживут». [7]

Из воспоминаний деда, Гоппе Владимира Оттовича:

« Сначала нас везли на пароме через Волгу, потом погрузили в вагоны, где было очень много людей, мест не хватало, выходить из вагонов было нельзя. Привезли нас (бабушку, отца, маму и семеро детей) в д. Фаначет, Тасеевского района, Красноярского края, а вскоре отца забрали в «трудармию». Больше о нем мы не слышали. Маму с Волги вывозили прямо из роддома, двойняшки после переезда были очень слабенькие и вскоре умерли».

Из воспоминаний двоюродной бабушки, Гончарук Эльмы Оттовны:

«Когда отца забрали в « трудармию», маму на работу никуда не брали, языка не знали, мы были чужие. Есть, было, нечего. Приехала и жила с нами в деревне мамина сестра т. Соня с мальчиком, после освобождения она уехала в г. Кокчетав (Казахстан). Там жила еще одна их сестра. Сначала мы переписывались, а потом связь оборвалась»

«В решении Совета Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 26 августа 1941 года переселение немцев Поволжья выглядит почти невинно: на новом месте им должны предоставить жилплощадь или дать возможность отстроиться самим, их описанное имущество, в том числе домашний скот, подлежит восстановлению и возврату, главное - сохранить квитанции». Однако на деле все вышло совсем иначе.[8]

Из воспоминаний деда, Гоппе Владимира Оттовича:

« Есть было нечего, весной меня 11-летнего пацана отправили пахать поле и вот иду я за плугом, который выворачивает землю, а там «перезимовавшая» картошка, я бросился ее собирать. Бригадир отхлестал меня кнутом».

Из воспоминаний двоюродной бабушки Гончарук Эльмы Оттовны:

«Не успели обустроиться на новом месте, как отца призвали в «трудармию». Писем от него мы не получали, но до нас дошли сведения, что находится он в Свердловской области. В июне 1942г ночи были теплые, спали с открытой дверью. Рано утром в дом зашла черная курица и начала кукарекать, а днем принесли сообщение о смерти нашего отца».

«Понятие "трудармия" осталось с военного времени, когда за колючую проволоку попали представители народностей, лишенных политических прав по национальному признаку.

"трудовая армия" - это лагеря принудительного труда, где советским немцам (и не только им) пришлось пройти суровые испытания.

Трудармеец — это вроде, как и не заключенный, а мобилизованный на труд армеец, так получилось, что в роли трудармейцев оказались этнические немцы, депортированные с Поволжья». [7]

Мне только приходится догадываться, как тяжело было моему прадеду, свидетельств его жизни за колючей проволокой мы не нашли. Зато в других источниках есть сведения тех, кто выжил.

«Зима в Сибири наступает рано, и очень скоро заключенные почувствовали на себе ее жестокость. Холод и голод – самые живучие воспоминания тех лет. Но страшнее страданий физических – нравственные. Унижения и всякое бесправие - вот что было самым страшным.

Это медленное истязание души. Физическую смерть воспринимали как избавление от нечеловеческих мук. Истощенные, измученные люди, выбиваясь из последних сил, долбили киркой скалу, грузили лопатой тачки, вручную вывозили землю из котлованов, работали на лесоповалах. Падали, умирали, на их место привозили других». [7]

Сколько немцев погибло в трудармии, в шахтах и на лесоповалах – точно не скажут даже архивы. Их отправляли на самые трудные работы, а содержание и кормежка были хуже, чем у зеков. Из лагерных «трудармейских» зон освободили поволжских немцев (тех, кто там выжил) в 1946 году. «Освобождение» выражалось в том, что их отправляли в другие места ссылки.

Из воспоминаний Гоппе Владимира Оттовича:

«Освободили нас как «спецпоселенцев», через много лет после войны.

Все депортированные с Волги должны были ежемесячно отмечаться в комендатуре. До 1956 года нам не разрешалось выезжать далее, чем за 25 км от места поселения. Даже если кто-то заболевал, а ближайшая больница была дальше этих 25км, требовалось разрешение НКВД».

Ссыльных из АССР НП (как и всех других ссыльных, числившихся немцами) освободили из ссылки в январе-марте 1956 года, но «без права возвращения» на родину. Реабилитировали только в 1991г.

«Первая волна реабилитации, начатая после 20 съезда КПСС, сняла ярлыки “врагов народа” с сотен тысяч безвинных жертв. Но она только приоткрыла чудовищную картину репрессий. Постепенно реабилитация затормозилась. С 1961 года пересмотр дел велся лишь по личным заявлениям репрессированных или их родственников. В 1987 году процесс реабилитации под давлением общественности возобновился. 26 апреля 1991 года был подписан Закон РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”. В нем признается существовавшая ранее политика произвола и беззакония. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозгласил отмену всех незаконных актов и принял настоящий закон о реабилитации народов.

А чуть позже, 18 октября 1991 года был подписан Закон “О реабилитации жертв политических репрессий”. Целью этого закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального и морального ущерба». [6]

Начало Великой Отечественной войны и национальность немец повлияли на судьбу моего прадеда и на мою судьбу, ведь если бы моего деда не сослали в Сибирь по национальному признаку, то не родились бы мы с сестрой. Но это «положительная сторона медали», этот же национальный признак повлиял не только на судьбу моей семьи, но еще многих семей поволжских немцев, которые были сосланы в Сибирь, Казахстан. Много их было в нашем крае и в нашем районе.

Справки о реабилитации пришли нам из УВД Саратовской области, семья долгое время думала, что умер прадед в Свердловской области и только в 2007г при поиске материала в Интернете мы нашли сведения о нем на сайте.

«Списки реабилитированных с 01.01.1991г. по 31.12.1994г. по статье 3 п. "в" Закона РФ от 18.10.91г. "О реабилитации жертв политических репрессий"

470. ГОППЕ ОТТО ГУСТАВОВИЧ 1903 с. БОАРО МАРХШТТАТСКОГО КОНТОНА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ УВД МАГАДАНСКАЯ 19.07.1994 28580»[9]

В этой коротенькой информации нас заинтересовало несоответствие «Магаданская область» и мы продолжили поиск информации:

Из переписки с Красноярским отделением общества «Мемориал»

«Для нас тоже загадка, почему Магадан. Возможно, это ДРУГОЙ Гоппе Отто Густавович. Этот - 1903 г.р. А вот есть ещё Гоппе Отто Густавович 1905 г.р., тоже с.Боаро, призванный 28.02.42 Тасеевским военкоматом Красноярского края, умер 15.09.42 в Богословлаге (Урал). Вот этот, наверняка, Ваш. Эту информацию я взял из книги памяти Богословлага.»

Мы нашли информацию об этом лагере:

«За все время существования Тагиллага (1941-1953 гг.) через него прошло 114709 заключенных, а также 6,5 тыс. советских немцев. Вторым по численности лагерем Свердловской области был Богословлаг. Однако труд советских немцев в нем использовали более широко — картотека этого лагеря насчитывает около 21 тыс. учетных карточек трудармейцев.

Тысячи советских немцев погибли от истощения и непосильного труда. Работа была тяжелейшей, питание скудным. Вот, например, свидетельство А. Бауэра: «В Тагиле я работал на песчаном карьере, в основном на Монзино, грузчиком. Грузили песок в вагоны для тагильского бетонного завода. За одни сутки мне приходилось грузить 36,5 кубометров, в каждом кубометре 1800 кг., всего почти 66 тонн. А на весь день давали 300 граммов хлеба и миску гороха». Такое количество хлеба в лагерях ГУЛАГа давали тем, кто отказывался работать. Немцы же трудились на совесть, и эти 300 граммов были для них равносильны беспощадному приговору. Тагиллаг занимал в 1942 г. первое место в регионе по абсолютной смертности заключенных (умерло 10640 чел. или 32% от среднесписочной численности). Богословлаг стоял впереди по уровню смертности в процентном отношении среди всех лагерей Главпромстроя — 41,8%. [11]

Из архива г. Нижний Тагил нам прислали учетную карточку моего прадеда.

Из телефонного разговора с заведующей архива Рейнбольд В.А.: « Какая фотография? Какое личное дело? У меня у самой свекор немец, личное дело заводилось только на тех, кто сидел в тюрьме. Немцы были не заключенными, все что на них заводилось – это учетная карточка, где с их слов были записаны фамилии, часто с ошибками, т.к. многие из них не говорили по- русски».

Теперь вся наша семья ждет диск по этому лагерю, который создан исторической лабораторией hislab@ntspi.ru, под руководством Кириллова В.М.

Проблема же восстановления территориальной автономии поволжских немцев остаётся нерешённой и поныне, вопреки закону о восстановлении прав репрессированных народов.

«Существует мнение, что пока не восстановлены все законные (а тем более - установленные законом) права жертв геноцида, отказ в их восстановлении может рассматриваться как продолжение этого геноцида».
Общество «Мемориал»

Российские немцы. О них почти никогда не вспоминают при праздновании Дня Победы. Несмотря на то, что в годы Великой Отечественной они в нечеловеческих условиях трудились на благо Родины, приближая этот день, вместо медалей им на долгие годы выдали забвение.

В начале войны нелепо и неправильно смешали два в принципе разных понятия - «фашист» и «немец». Мой дед, его братья и сестра никогда не жаловались на судьбу. Просто работали и тому же учили своих детей.

В 90-ые годы много немецких семей уехало в Германию.

-Уехал бы в Германию? - спросили мы у деда.

- Моя Родина здесь, в России. Я бы уехал к себе домой, в Поволжье,- ответил он и заплакал.

Было ему во время депортации всего 9 лет(Приложение №4).

«Каждый конец есть только начало
чего-то более значительного и прекрасного».
Н. Рерих

Работа написана, кажется можно поставить точку, многое безвозвратно потеряно.

Из воспоминаний моей мамы Чабуркиной Т.В.

«Как жаль, что многое мы понимаем с возрастом, не вернуть те дни, когда я маленькой девочкой приходила к своей бабушке играла с двоюродными сестрами и бабушку замечали, только тогда, когда сильно шумели и она на смеси немецких и русских слов, пыталась нас вразумить. Она очень красиво вязала и в то время мои сестры красовались в связанных ею кофточках. Тогда я не понимала, почему ее пища это корочка хлеба, размоченная в молоке, кружка всегда стояла на печке. Просто после голодных лет она не могла принимать другую пищу. В своих паспортах мы записывали национальность – русские и стыдились того, что бабушка плохо говорит по-русски. Мы не спрашивали ее ни о чем, а она никогда не пыталась нам о чем-то рассказать. Сейчас бабушки нет, но я бы многое отдала за один разговор с ней о том, что мы с дочерью пытаемся восстановить».

Но лето 2010г было в наших поисках, приятным подарком. Мы разместили на сайте «Одноклассники» информацию о Гоппе О.Г.

Elisabeth/Лиза/ Hоppе /Протопопова

«Здравствуйте, Татьяна!! Считайте, что вы нашли родственников вашего деда. Моего деда звали Гоппе Рихард Густавович, родом из Боаро. У него были братья Отто/в Красноярском крае где-то/,Густав/с его детьми мы всегда имели контакт , а его внук Виктор Гоппе у меня в друзьях/....Было у них еще 4сестры:Эльма,Лиза,Аделат,Арейле. Внучка Арейли у меня в друзьях: Райфикестр Татьяна. Нашла ее также через "Одноклассники", оказывается они тоже все здесь в Германии. Дочь и внуки Аделат тоже здесь в Германии. Мой отец Гоппе Отто Рихардович,78 лет живет в нашем городе, он все это знает ,он и поддерживает со всеми контакты: с Гоппе Густав Густавовичем, с Гоппе Валдер Густавовичем...../Имена говорят сами за себя..../».

Конечно же, были некоторые сомнения, но обмен семейной реликвией - фотографией расставил все по своим местам. Она оказалась одинаковой, теперь мы знаем, кто на ней изображен.

Из воспоминаний двоюродной бабушки, Гончарук Эльмы Оттовны:

« Мама говорила, что у отца большая семья, называла их имена, да такие имена были, они жили на хуторах, и она вспоминала, как они ездили в гости».

Два брата и мужья сестер моего прадеда тоже не вернулись из трудармии, их семьи были депортированы в Алтайский край и Казахстан. Алтайский край не так далеко от нас, но это расстояние мы прошли за 70 лет. Теперь в нашем доме раздаются телефонные звонки из Германии.

Мой дед, поговорил по телефону со своим двоюродным братом, рассмотрел учетную карточку, фотографии д. Боаро (где в сельском магазине узнал свою школу), сказал: «Спасибо, внучка за весточку про моего отца» и заплакал. Сейчас ему 78 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе использовала воспоминания живущих ныне родственников, фотографии из семейных альбомов, документы, архивные источники, данные районного музея, информацию из Интернета.

В процессе работы мне многое было непонятно, неизвестно: где брать материал, как опрашивать родственников, записывать их воспоминания, работать с компьютером. В этом мне оказывала огромную помощь моя семья. И то, что мы сделали, оказалось малой частью той работы, которую еще предстоит сделать. Еще многому нужно учиться, а главное - вокруг еще много интересного и примечательного.

Судьба страны отражается в судьбах людей. Жизнь многих прервала или перевернула война. Многих же - тридцатые годы.

Память о предках служит основой для создания истории рода. Ведь именно через биографии близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нас, современную молодежь, отделяют многие десятилетия.
Моя исследовательская работа позволила мне изучить историю своей семьи, до определенного колена определить родословную, установить события, которые повлияли на судьбу моих прадедов, узнать, что такое «политические репрессии». Теперь я знаю, что это – одна из самых трагических страниц истории страны и края. Репрессии – это исковерканные судьбы многих людей, это – горечь обиды, это не всегда реализованные жизненные планы.

Судьба распорядилась так, что нашими родственниками являются потомки бригадира (который бил моего деда кнутом), а в родословной отца есть фамилия Крапивкин – это одна из фамилий тройки НКВД, что осудила моего прадеда Степана Лялюгу.

Считаю, что обязательно следует знать и рассказывать о том, что действительно было в истории России, потому что «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». В.О. Ключевский

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Газета «Красноярский рабочий» № 27 2004г.
2. Данные Тасеевского музея
3. Документы из Тасеевского архива
4. Журнал «Юный краевед» № 4 2006г. стр. 4
5. Журнал «Юный краевед» № 6 2008г. стр.28
6. HTTPS://memorial.krsk.ru
7. HTTPS://stepslive.narod.ru
8. HTTPS://rdhaus.rtime.ru
9. HTTPS://www.kolyma.ru/gulag/
10. Книга Памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 5 (Л-М) – Красноярск: ОАО «ПИК «Офсет», 2007. - 169стр.
11. HTTPS://www.rusdeutsch.ru/?tagil=2&put=tagil/Book/1_1.htm

Приложение № 1

Задание: Что вы знаете о своем ближайшем окружении – родителях, их родителях, родителях их родителей? Говорят, человек должен знать своих предков до седьмого колена. До какого колена знаете вы? Колена считают так:
1 колено (поколение) – я
2 колено – мои родители
3 колено – два дедушки, две бабушки
4 колено – четыре (кого? Не буду подсказывать)
5 колено – восемь----------//--------------
6 колено – шестнадцать-----------------//-----------
7 колено - -------------//-------------------

Приложение № 2


Фото № 1


Фото № 2


Фото № 3


Фото № 4


Фото № 5


Фото № 6


Фото № 7


Фото № 8


Фото № 9


Оборот фото № 9


Фото № 10


Фото № 11

Приложение № 3

Приложение № 4


Свидетельство о рождении моего деда Гоппе Владимира(Вальтера) Оттовича

Приложение № 5

Приложение № 6


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»