Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Ею гордится наша семья


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беллыкская средняя общеобразовательная школа

Красикова Татьяна. Беллыкская СОШ, 10 класс,
Красноярский край, Краснотуранский район, с. Беллык,

Руководитель: Красикова Галина Владимировна, учитель химии и биологии МОУ Беллыкской СОШ

Беллык 2010 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена изучению жизненного пути старейшины нашей семьи – Реун Александры Васильевны. О жизни бабушки можно написать целую книгу, потому что в ней, как в зеркале, отразилась судьба целого поколения - людей, детство и юность которых пришлись на годы Великой Отечественной войны. Они стали очень взрослыми, когда были маленькими. Пожалуй, ни на одно поколение не выпало столько горя, утрат и вдохновенных свершений, как на то, к которому они принадлежат. Именно о них написал следующие строки ленинградский поэт, бывший мальчик – блокадник, Юрий Воронов: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта». Они пережили бомбежки, голод, холод, сиротство и непосильный труд, но им досталась и небывалое счастье: узнать, что такое Победа. 9 мая 1945 года так же принадлежит детям войны, как их отцам и матерям. Они – последнее поколение, которое вправе сказать: это наша Победа. К сожалению, их остается все меньше. Это обстоятельство подтверждает актуальность выбранной мною темы.

анявшись в процессе написания работы сбором и оценкой исторических материалов (устных свидетельств, разного рода документов) о близком и дорогом мне человеке, я с удивлением обнаружила, как много «живой истории» находится рядом, а я даже не догадывалась о ее существовании. Оказалось, что бабушка является свидетелем и участником грандиозных исторических событий прошедшего века, который стал одним из самых драматических в истории России. Познакомившись ближе с ее судьбой, мне очень захотелось понять, как могли люди ее поколения не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство в тех экстремальных условиях. Каким непостижимым образом смогли победить они собственные страх, боль, усталость? Откуда они брали силы дружить, любить друг друга, воспитывать детей?

Цель работы: отразить судьбу поколения «детей войны» через жизненный путь конкретного человека.

Гипотеза исследования: судьбы простых людей, которые тихо и незаметно живут рядом с нами, работают на совесть и о себе из лишней скромности говорить не любят, не менее интересны и значимы для истории, чем жизнь великих людей. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. В ней история страны отражается зачастую даже более ярко, чем в жизни выдающихся личностей, условия жизни которых нередко отличаются от условий существования большинства.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить исторические источники: устные свидетельства, семейные фотоархивы, воспоминания, статьи и т. д.
2. Собрать, зафиксировать и попытаться оценить исторические материалы, связанные с судьбой бабушки.
3. Соотнести частное существование человека с ходом исторических событий.
4. Расширить собственные знания по истории нашей семьи.

Объект исследования: жизненный путь моей бабушки Реун Александры Васильевны. Предмет исследования: связь жизненного пути конкретного человека с судьбой страны.

Практическая значимость: представленная информация может быть интересна, прежде всего, членам нашей семьи, учителям и учащимся МОУ Беллыкской СОШ, жителям Краснотуранского района, а также тем, кто занимается краеведческими исследованиями. Собранные материалы были использованы при проведении классного часа «С чего начинается Родина…», общешкольного мероприятия «Село мое, тебе храню я верность», а также при праздновании 40-летия Беллыкской средней общеобразовательной школы.

В исследовании использованы методы: теоретический анализ литературных и Интернет - источников; изучение документов семейного, школьного архивов, Краснотуранского историко-этнографического музея, архивного отдела администрации Краснотуранского района; интервьюирование.

ДЕТСТВО

Малая Родина моей бабушки - деревня Лисицынская Каргопольского района Архангельской области. Эта небольшая, окруженная лесами и болотами деревенька расположена в километре от центральной усадьбы сельского совета – села Печниково и в девятнадцати километрах от районного центра – старинного русского города Каргополя, который считается почти ровесником Москвы .

Саша Пастухова родилась 31 марта 1931 года в семье колхозников Пастуховых Евдокии Васильевны и Василия Николаевича. Когда девочка была еще совсем маленькой, родители расстались, и мать повторно вышла замуж за вдовца Богданова Макара Богдановича, который воспитывал сына и дочь от первого брака. За период совместной жизни у них родились еще более десяти совместных детей, из которых выжили только пятеро. Дело в том, что тогда детская смертность в северных деревнях была очень высокой, поэтому много ребятишек умирали еще в младенчестве. Основными причинами этого явления были почти полное отсутствие медицинского обслуживания, тяжелый физический труд женщин, в том числе в период беременности, распространенность инфекционных заболеваний.


Д. Лисыцинская

Детство Саши, как и у всех деревенских ребятишек, было беззаботное и босоногое. Росла она в большой, многодетной семье, в которой была старшей из детей. Времени для игр оставалось мало, так как приходилось нянчить сестер и братьев, помогать матери по хозяйству. Родительской ласки ей доставалось мало, и она очень благодарна своему дедушке Васе, отцу матери, который жил в соседнем селе. Шура любила бывать у деда, который был добрым и веселым человеком, знал много интересных историй, жалел ее и старался угостить чем-нибудь вкусненьким.

В восемь с половиной лет девочка стала школьницей. В таком возрасте деревенские ребятишки уже трудились в поле. В колхозе был сортоучасток, на котором они пололи сорняки, рыхлили землю. Во время занятий работали после обеда. Школа находилась в Печникове, ее посещали дети из четырех деревень, расположенных поблизости. Занималась Саша хорошо, так как читать и писать умела еще до школы. Знания давались легко, только времени на подготовку к урокам было очень мало.

ВОЙНА

22 июня 1941 года - страшная дата в жизни всей нашей страны, когда беда ворвалась непрошенной гостьей в каждый дом, каждую семью.

На всю жизнь бабушка запомнила этот июньский день, потому что он был чрезвычайно насыщен трагичными и радостными событиями. В этот день семья хоронила дедушку Василия, самого дорогого и близкого для Саши человека. Идя с кладбища, услышали они горькую весть о начале войны. От всего пережитого у Евдокии Васильевны, которая ждала ребенка, начались роды, и на свет появилась еще одна дочка – Зина.

Тем летом закончилось детство Шуры, как и миллионов советских детей. В десять лет она стала взрослой. В нелегкий поход за свободу Родины ушли все, кто мог держать оружие, в том числе многие из близких родственников бабушки: братья матери Дебины Илья Васильевич и Александр Васильевич, родной отец девочки Пастухов Василий Николаевич, его братья Григорий Николаевич и Алексей Николаевич, отчим Богданов Макар Богданович и его брат Александр Богданович… По официальным данным администрации Архангельской области накануне войны на территории региона проживало 1 миллион 109 тысяч человек. Из них было мобилизовано свыше 270 тысяч человек, или четверть всего населения. Северяне сражались на всех участках огромного фронта. В области было сформировано более 120 различных воинских подразделений, в том числе 3 стрелковые дивизии, 5 отдельных стрелковых и лыжных бригад, столько же отдельных полков, 105 подразделений обслуживания и т. д. [VI].

Города и села опустели, фабрики и заводы, колхозы и совхозы оказались без сильных рабочих рук, семьи осиротели. Остались лишь женщины, старики и дети, на плечи которых легла непосильная ноша - не только выжить самим, но и обеспечить фронт всем необходимым.

Выполнение военных заказов, решение всех сложных проблем происходили в обстановке, когда люди жили впроголодь. Напомним, что 22 августа 1941 г. в области были введены карточки на мясо, крупу и другие товары. Нормы выдачи хлеба в отдельные дни едва превышали минимальную норму блокадного Ленинграда: рабочие и служащие получали 800 граммов хлеба в сутки, иждивенцы и дети — 400 граммов. Но и эти нормы часто не отоваривались [VI].

Война круто изменила жизнь северной деревни. За военные годы труженики сел Архангельской области сдали государству около 90 тысяч тонн зерна, 180 тысяч тонн картофеля, более 27 тысяч тонн мяса, свыше 180 тысяч тонн молока [III].

По воспоминаниям бабушки, в то нелегкое время в деревне не было практически никакой техники: ни машин, ни тракторов, даже лучших лошадей, которых и так было немного, забрали на фронт. Но живые думали о жизни. Дети работали в поле и дома наравне с взрослыми. Женщины пахали землю на оставшихся лошадях, быках и даже на коровах. Сеяли хлеб руками, разбрасывая зерно по полю из лукошек. Выращивали в основном рожь, ячмень (озимые), овес, немного пшеницы. На совести ребят был лен, который они обрабатывали и убирали, а уж перерабатывали его женщины. Убирали хлеб тоже почти вручную: была в колхозе только одна конная косилка, поэтому большую часть урожая срезали серпами, завязывая в снопы, складывали в суслоны по пять – семь штук. После этого снопы возили на лошадях с поля в гумна, затем сушили в овинах и обмолачивали. Была у них конная молотилка, на которой работал кто-то из взрослых. Этот же человек следил и за ребятами, которые погоняли лошадей, подавали и резали снопы, убирали солому, зерно, затем вручную пропускали через веялку. Это был очень тяжелый труд. Обмолот зерна заканчивали уже зимой. Большую часть зерна сдавали государству, часть засыпали на семена, а остатки раздавали на трудодни.

Кроме того, летом дети работали на сенокосе. В Архангельской области нет сибирских просторов, сено приходилось косить по берегам речек, лесным полянкам и опушкам. Работали три бригады, в разных местах стояли три избушки, где жили ребята во главе с бригадиром, который точил косы, будил ребят по утрам, так как косить приходилось только рано утром и поздно вечером. Днем из деревни приходили женщины, приносили еду, помогали убирать сено. Все работы выполнялись вручную. Ребятишки носили сено на носилках, подгребали, а взрослые складывали его в небольшие стожки. Вечером матери уходили домой, а подростки с бригадиром снова косили, пока хватало сил. А ведь нужно было еще наготовить сена на зиму для своей коровы. Это тоже было обязанностью ребятни. Серпами скашивалась каждая травинка на межах, вдоль дорог и канав, возле построек. Траву корзинами носили домой, сушили во дворе и складывали в сараи.

Питание было очень скудным. Большого подсобного хозяйства не держали, только корова и куры, потому что кормов не было – север. От голода спасали дикоросы. Дети летом собирали ягоды: малину, чернику, особенно много было брусники, которую заготавливали целыми кадками. На болоте брали морошку, а по первому заморозку - клюкву. Собирали много грибов: рыжиков, груздей, обабков…. Их солили и сушили. Запасались на зиму рыбой, которую солили, вялили, сушили. Хлеба практически не было. На огороде сеяли овес, из него делали блины и тесто, которое было тогда традиционным блюдом.

Учеба отошла на второй план. Учебный год начинался в октябре, а заканчивался в середине мая. Из воспоминаний бабушки: «Учились мы, как могли, старались, хотя это было не просто. На несколько человек была только одна книга, тетрадей не было – писали на старых книгах и газетах чернилами из сажи. Некоторым ребятам пришлось бросить учебу, потому что не в чем было ходить в школу. Ведь преодолеть расстояние около километра до школы в студеную пору мог не каждый: одежонка была старенькая, ветхая, родительские валенки застревали в снегу.

Тяжело вспоминать, как мы жили. Не было самого необходимого: соли, спичек, мыла. Одежду не стирали, а жарили в банях на жердочках, стараясь избавиться от насекомых. Начались страшные болезни: тиф, оспа, скарлатина… Заболевших не лечили: в деревне не было даже больницы. Просто весили на дом табличку с указанием заболевания, и туда никто не ходил, чтобы не заразиться. В те годы умерли очень многие. Всем, чем могли, те, кто остался в тылу, старались помочь фронту. В первые месяцы войны в области начался сбор средств в Фонд обороны страны и теплых вещей для воинов Красной Армии. Всей деревней собирали посылки, девочки шили платочки и кисеты, а женщины вязали носки и перчатки».

Жили они в тылу, но фронт был рядом. Каргополье в военные годы было ближайшим тылом Красной Армии, приняв на себя прифронтовые тяготы больше, чем какой-либо другой район Архангельской области. В непосредственной близости проходили Северный, а позднее Карельский фронты (23 августа 1941 г. по решению Ставки Верховного Главнокомандования СССР Северный фронт был разделен на Ленинградский и Карельский).

Первые две зимы в Печникове и соседних деревнях стояли воинские части, солдаты жили в домах вместе с местными жителями. В глубоком снегу солдаты рыли окопы, проводили учения. Конечно, тесновато было, но ребятам на руку. Пожилые солдаты видели, как они жили, иногда делились кусочком сахара, ломтиком хлеба. Когда повар бил в железку, приглашая их к обеду, все солдаты со своими котелками и фляжками бежали к нему, а ребята подпевали им: «Бери ложку, бери бак, хлеба нету, лопай так». Даже сейчас, спустя много лет, бабушка помнит слова этой песенки из ее военного детства.

Необходимо отметить еще один немаловажный момент – расположение на территории района Северной железной дороги, Пудожского и Ленинградского трактов, которые имели важное стратегическое значение. По ним шел непрерывный поток грузов для фронта, поступало продовольствие в прифронтовую зону. Зимой 1941-1942гг. тракты неоднократно бомбили и обстреливали немецкие и финские самолеты. Все жители деревни, и мал, и стар, могли определить по звуку, какой самолёт летит: наш или немецкий. И всегда ликовали, когда советский «ястребок» гнал, а иногда сбивал врага. Силами военного пехотного училища, расположенного в районном центре, и бойцов каргопольских истребительных отрядов, были отбиты многочисленные попытки фашистских диверсантов перерезать эти транспортные артерии, чтобы сорвать доставку военных грузов [VII].

А в противоположном от фронта направлении шел поток эвакуированных, в том числе из Ленинграда, блокада которого немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками длилась с 1941 по 1944 год. Из воспоминаний бабушки: «…Мимо нашего села по Пудожскому тракту шли беженцы из Ленинграда. Уставшие, истощенные, замерзшие ленинградцы везли на саночках свои пожитки, несли детей, которых не смогли или не захотели вовремя эвакуировать подальше от города. За ночлег и кусок хлеба они были готовы отдать всё. Многие из них, не выдержав тягот этого нелегкого пути, умирали прямо на дороге. Местные жители собирали трупы, складывали в колхозном сарае, а потом хоронили в общей могиле. Сколько таких бедолаг навеки осталось в нашей земле!».

Позже, когда фашистов погнали с нашей земли, солдат уже не было в северных деревнях. Но память о них осталась у Саши на долгие годы. Любимыми ее предметами в школе, а затем и в педучилище были математика и физкультура. Особенно она любила кататься на лыжах. Она участвовала в школьных, районных, областных соревнованиях по этому виду спорта. Когда командир полка, который жил у них в доме, узнал об этом ее увлечении, то подарил ей свои лыжи. Это была мечта любого лыжника, таких лыж не было ни у кого в деревне. Много лет, катаясь на них, Саша с благодарностью вспоминала этого доброго человека и его замечательный подарок.

Когда с фронта стали возвращаться раненые солдаты, жить в деревне стало легче. После ранения вернулся и Шурин отчим, который вскоре стал председателем колхоза имени Сталина. В то далекое время особенно ярко проявилось одно из главных свойств бабушкиного характера: человеколюбие, чувство сострадания к ближнему. Из воспоминаний бабушки: «В семье, наконец-то, появилось вдоволь хлеба, тогда как другие продолжали голодать. И я стала воровать дома хлеб – то горбушку от буханки отрежу, то кусочки, оставшиеся от обеда, с тарелки соберу и в сумку спрячу вместо книг. Все добытое относила в школу и отдавала тем, кому есть было нечего. Если дома замечали пропажу, то мне здорово доставалось. Позже, спустя много лет, одноклассники часто вспоминали, как я подкармливала их, и мама очень этим гордилась, хотя тогда наказывала и ругала меня».

Дорогую цену заплатил наш народ за Победу. По уточненным данным, список потерь только Архангельской области составляет 117980 человек, в том числе 4600 каргопольцев [VI]. Скорбный список жертв увековечен в областной «Книге Памяти», изданной к 50-летию Победы. Имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны и в фашистских застенках заполняют 13 томов. Среди них значатся наши родственники по линии бабушки: Дебин И. В., Пастухов Г. Н.

ЮНОСТЬ. ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

В 1945 году ужасы войны остались, наконец, позади. В послевоенные годы обстановка в стране и в области оставалась трудной: были разрушены многие предприятия, сократились посевные площади, упали до критического уровня урожайность и поголовье скота, не хватало техники... До конца 1947 года действовала карточная система на все продукты питания. В магазинах отсутствовали товары массового спроса: мануфактура, одежда, обувь, мыло и многое другое.

И, тем не менее, во всех городах и селах происходили долгожданные перемены. Из армии возвращались демобилизованные воины. Многие семьи вздохнули с облегчением: пришедшие домой кормильцы взяли на себя груз - поднятие разрушенного войной хозяйства. Энтузиазм народа, направленный в годы войны на помощь фронту, без снижения переключился на восстановление страны.

Я вглядываюсь в единственную сохранившуюся фотографию семьи Богдановых, сделанную в суровом послевоенном 1946 году (весь семейный архив сгорел в 1953 году). На ней изображены мама Евдокия Васильевна, отчим Макар Богданович, тетя Настя и сестры бабушки Шуры: Зина, Галя и Нюра. К сожалению, сама она ушла в это время с ребятами в лес за ягодами, поэтому на фотографии ее нет. В первую очередь мне бросились в глаза мозолистые, привыкшие к тяжелому физическому труду руки моих предков. Прадеду тогда было 56 лет, а прабабушке 39, но выглядят они, особенно Евдокия Васильевна, старше своего возраста, очевидно, что жилось им нелегко. Мы никогда не встречались с прабабушкой Дусей, оказывается, они удивительно похожи с бабулей. Фотографы приезжали в деревню очень редко, поэтому по такому случаю, Богдановы принарядились во все лучшее, хотя одеты все очень скромно. У прадеда – костюм, сапоги, светлая вышитая рубашка, у прабабушки - длинное темное платье с белым кружевным воротником, на ногах высокие шнурованные ботинки. Девочки в платьицах, сшитых руками Евдокии Васильевны, покупной одежды в деревнях тогда практически не было. А вот с обувью, очевидно, было совсем плохо, так как даже для съемки не смогли найти обувь Гале, поэтому она сидит босая. И это притом, что они были одной из самых обеспеченных семей в деревне, ведь Макар Богданович работал председателем колхоза. Каково же тогда было материальное положение простых колхозников?

После окончания школы в 1946 году Александра поступила в Каргопольское педучилище. Выбор учебного заведения для получения среднего образования был достаточно прост: либо старшие классы школы, где обучение тогда было платным, либо педучилище, в котором учеба была бесплатной, выдавали стипендию и продовольственные карточки. Естественно, что она выбрала второе.

Работая над данным исследованием, мы посетили официальные сайты Архангельского педагогического колледжа [IV] и Каргопольского высшего педагогического училища (педагогического колледжа), которое за 90 лет выпустило более 7,5 тысяч учителей начальных классов [I]. Оказалось, что в послевоенные годы значительно увеличился набор во все педагогические училища области. Конкурсы в течение десяти послевоенных лет составляли в среднем до 6 человек на место. Это позволяло отбирать в учебное заведение сильных, хорошо подготовленных абитуриентов.

Тяга к учебе во многом объяснялась тем, что с 1946 - 1947 учебного года значительно увеличились стипендиальные фонды училищ. Большинство учащихся были освобождены от платы за обучение, самые нуждающиеся получали в течение года денежную помощь. Студенты проживали в общежитиях, либо снимали квартиры, для оплаты которых выделялись специальные средства – по 30 рублей на человека в месяц. Учащиеся пользовались и другими льготами. Ежегодно училищам выделяли фонды на крайне дефицитные в то время товары: обувь, куртки, фуфайки, брюки, мыло, которые распределялись среди студентов. Удавалось кое-что сделать и для улучшения питания учащихся. Так, например, как большое достижение директор Архангельского училища отметил в своем отчете за 1946 - 1947 учебный год: “В качестве дополнительного питания учащиеся два раза получали тюлений жир в количестве 400 кг и тюленье мясо – 1000 кг. Три раза выдавалось мыло (по 300 граммов на человека в год)” [IV].

Каждую неделю ходили Александра с однокурсницами за двадцать километров домой, чтобы принести продуктов на неделю: немного картошки, буханку хлеба и бутыль молока. А карточки на хлеб они еще умудрялись иногда продавать, чтобы сходить на вырученные деньги в кино. Жизнь казалась естественной и вполне нормальной. Иной жизни они – дети великой народной войны – просто не знали.

Несмотря на трудности послевоенного времени, училась Шура успешно. Подтверждением этому является ее диплом, в котором преобладают хорошие и отличные оценки (Приложение №2). В перечне изученных предметов мы обнаружили помимо методик предметов начальной школы также методики преподавания географии, истории, естествознания. Судя по всему, изначально предполагалось, что в связи с нехваткой педагогических кадров, учителям начальных классов придется работать и в старших классах тоже. Большой интерес вызвал у меня предмет «Конституция СССР». По моему мнению, он совсем не помешал бы в современной школе, причем с обязательной сдачей экзамена.

ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА СИБИРЬ!

В 1950 году весь Сашин выпуск отправили в Сибирь, где катастрофически не хватало учителей. Если в 60-е и 70-е годы «учительские десанты» ехали в наш край добровольно «за туманом и за запахом тайги», то в 50-х желания молодых специалистов никто не спрашивал. Им было жестко сказано, что государство затратило на их обучение немалые средства, которые теперь нужно отработать. Слушая рассказ бабушки, я поинтересовалась, почему они не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать. Ее ответ меня очень удивил: оказывается, им даже в голову этого не приходило, потому что подобное было нормой, так жила вся страна.

И вот девятнадцатилетние ребята и девчонки отправились через тысячи километров навстречу своей судьбе. Из воспоминаний бабушки: «Конечно, было очень страшно, но и интересно. Везли нас через Москву. В столице, в первую очередь, всех пропустили через санпропускник: заставили вымыться самих, чем-то обработали одежду и личные вещи, как будто мы были заразными. В городе прожили целую неделю в 310 мужской школе в Мало-Козловском переулке, но Москвы практически не видели.

До Красноярска ехали поездом, там распределили по районам, мы попали в Краснотуранский. Сибирь поразила великолепной природой, невероятными просторами и расстояниями. У нас деревушки располагались рядом друг с другом, между ними километр – два, а здесь можно проехать десятки километров и не встретить ни одного населенного пункта. Очень удивила многонациональность населения района. В каждой деревне жили люди самых разных национальностей: русские, немцы, эстонцы, украинцы…. У них были разные обычаи, традиции, национальная кухня, но это не мешало им вместе работать, общаться, дружить. В Сибири мы впервые попробовали помидоры, соленое свиное сало, пельмени. Все это было новым и непривычным для нас.

По приезде в Краснотуранск, молодых учителей стали распределять по сёлам. Всем хотелось попасть в одну школу вдвоём или втроем, ведь всё вокруг было незнакомым, непривычным. Мы с Л.А. Ершовой оказались в Метихово. Все мои вещи помещались в одном ящичке, сбитом отчимом из фанеры на скорую руку. Встретили нас настороженно. Поселили на квартире у местных жителей. Жилье состояло из просторной кухни, в которой проживала семья из трех человек и крохотной спальни, в которой разместили нас. Село небольшое, школа начальная. Ребят училось небольшое количество, почему-то очень много было ребят – переростков, которые по разным причинам не пошли вовремя в школу.

В Метихово я проработала всего год, следующим летом нас отправили в Красноярск на переподготовку, так как не хватало учителей в старших классах. Когда вернулись назад, сразу же получили направление в другую школу. Меня назначили в Сарушку, где открылась семилетняя школа. Я преподавала русский язык и литературу. Ученики были из Узы, Ивановки, Буровки, Сарушки. И вновь среди них много оказалось таких, которые были совсем немного младше меня. Трудно было работать, не хватало предметных знаний, умений работать со старшеклассниками. Но дисциплина на уроках была отличная, отношения между учителем и учащимися очень доверительные, уважительные. Плохо было с квартирой, пришлось жить в тесноте, поэтому почти всё время я проводила в школе. С трудом привыкали к самостоятельной жизни, так как своего не было практически ничего, а надо было питаться и одеваться в то непростое время.

Летом я решила съездить домой, повидать родных, а если повезёт, то и остаться. Но не повезло. Документы остались к Краснотуранске, а без них никуда на работу не взяли, так как надо было отработать еще год. Пришлось возвращаться. Занятия уже начались, и меня отправили в Кортуз в детдом. За очень маленькую зарплату (45 рублей в месяц) работали от подъёма до отбоя детей: провожали в школу, готовили с ними уроки, следили за внешним видом воспитанников, проводили беседы индивидуальные и групповые, готовили концерты художественной самостоятельности. Через год детский дом расформировали, и я оказалась в Тубинской начальной школе фермы № 2, так как там не было учителя».

На найденной в семейном архиве фотографии, сделанной в 1957 году, мы видим учеников школы и их учительниц. В очень худой и уставшей женщине, сидящей во втором ряду слева, я с большим трудом узнала бабушку, которой было в ту пору всего 26 лет. Большинство ребят одеты очень бедненько, на лицах – толи испуг, то ли удивление. Судя по всему, появление в деревне настоящего фотографа было редкостью и произвело на них большое впечатление.

Сначала она работала одна, занималась с ребятами и в две, и в три смены, причем, за одну зарплату. Через год прислали еще одного учителя. Работали много, совмещала должности педагога и заведующей, пропадала в школе с утра до позднего вечера, старалась, чтобы результаты ребят были не хуже, чем в других учебных заведениях района.

В 1960 году Александра Васильевна приехала в Беллык, который стал ее второй родиной. Беллык – одно из старейших поселений района, возникшее в 1726 году в результате освоения Хакаско - Минусинской котловины русскими казаками. Кстати, по данным исследований, проведенных учащимися нашей школы, среди первых жителей Беллыка по записям земской избы Абаканского острога числились Красиковы – предки моего папы [1]. Село произвело на молодую учительницу неприятное впечатление: «старые деревянные избы, крытые тесом и соломой, узкие кривые улочки, почти полное отсутствие зелени, цветов и садов, весной и осенью – непролазная грязь».


С. Беллык.
60- е годы

В архиве школьного музея нам удалось отыскать несколько фотографий Беллыка и его окрестностей, сделанных в конце 50-х, начале 60-х годов. Честно говоря, на мой взгляд, село, действительно, выглядело малопривлекательным, хотя колхоз «им. Жданова», существовавший в нем в тот период, считался одним из богатых [2].


Здание сельского совета
60-е годы

В Беллыке существовали магазин, работала почта, участковая больница, позже провели телефон. Впрочем, изучив другие фотодокументы, мы отметили, что большинство населенных пунктов Краснотуранского района в те годы выглядело аналогично. Причины этому очевидны: совсем недалеко ушла в историю Великая Отечественная война, хозяйства района еще полностью не восстановились после военного лихолетья, жизненный уровень населения сибирской глубинки был очень низким.

Но люди, несмотря на все трудности, жили дружно, умели и работать хорошо, и отдыхать весело. Активно участвовали в художественной самодеятельности, совместно отмечали праздники, дни рождения. Телевизоров не было, все слушали радио, активно обсуждали новости и радиопостановки. Самый популярный вид культурного отдыха - просмотр кинофильмов в сельском клубе. Собиралось большое количество народа, многие приходили семьями.

В Беллыке Александре Васильевне вновь довелось работать не только в школе, но и в детском доме, который существовал в селе с февраля 1943 года. Сначала в школе не было нагрузки в начальных классах, поэтому пришлось трудиться библиотекарем, воспитателем группы продленного дня, вести русский язык и литературу в 4-5 классах, и лишь после ухода на пенсию учителей начальных классов она получила класс и стала работать по специальности.

ТАМ, ГДЕ РОЖДАЛОСЬ МОРЕ…

60-ые годы XX века явились для Краснотуранского района и его жителей судьбоносными. В этот период произошли события, которые коренным образом изменили облик, структуру и даже ландшафт территории района; иным стал и уклад жизни многих его жителей. К этим событиям относится переселение более трети населенных пунктов, в том числе и села Беллыка в новые места в связи с затоплением их водохранилищем Красноярской ГЭС.

19 июля 1960 года Совет министров РСФСР издал постановление за № 1090 «О мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места строений и сооружений в связи со строительством Красноярской гидроэлектростанции». На переселение были отведены крайне сжатые сроки: с 1962 по 1968 год, которые диктовались пуском первой очереди ГЭС, назначенным Правительством СССР на май 1969 года. Это было грандиозное мероприятие, которое требовало огромных физических и моральных сил как организаторов, так и населения. Ведь в зону затопления вошли земли 7 районов (Советского, Даурского, Новоселовского, Боградского, Усть-Абаканского, Краснотуранского, Минусинского).

В Краснотуранском районе в зоне затопления оказалось 20 населенных пунктов, 7800 га пашни и 9200 га естественных сенокосов на островах Енисея. Для очистки ложа водохранилища необходимо было не просто выселить и снести 20 сел и деревень, располагавшихся на берегах Енисея и Сыды, но и построить новые и переселить туда людей. Помимо этого, требовалось убрать скотные дворы с отходами их жизнедеятельности, кладбища, скотомогильники, зачистить жилые территории и многое, многое другое[3].

Из воспоминаний бабушки: «В первое время как-то не верилось, что большую часть территории района займет рукотворное море. Казалось, подобные метаморфозы - из области фантастики, не может такого быть в реальной жизни. Надеялись, что все окажется дурной шуткой. Но события стали развиваться стремительно, и вскоре стало понятно, что все очень серьезно. Некоторые пытались протестовать, писали жалобы в различные инстанции, многие не захотели селиться там, где планировалось построить новые села, и вообще уехали из района».

С 1961 по 1967 годы проводились непосредственные мероприятия по переселению. Было организовано взаимодействие нескольких ведомств, отделов и комитетов, создано большое количество оценочных комиссий, разъяснительных пунктов, строительных управлений, контролирующих органов. Почти два года велись подготовительные работы. За это время были произведены техническая инвентаризация подлежащих переносу строений и сооружений, составлены сметно-финансовые расчеты, определены порядок и сроки переселения, отведены территории, организованы структуры, разграничены обязанности.

Жителей всех сносимых населенных пунктов было решено переселить в 6 крупных сел. В связи с этим, Исполком краевого Совета депутатов трудящихся своим решением №888 от 30.12.1965г. снял с учета административно-территориального деления края населенные пункты Беллыкского сельсовета: д. Байкалово, д. Быскар, д. Малая Ирджа и пос. Усть-Уяр. В следующем году Крайисполкомом было зарегистрировано вновь построенное с. Беллык [3].


Новая улица в Беллыке
1966г.

Что такое переселение с обжитых мест? Это не только потеря родового гнезда, но и ухоженного приусадебного участка – важного источника существования, утрата прибрежных земельных и сенокосных угодий, нарушение привычного уклада жизни и огромный труд благоустройства на новом месте, где все надо начинать с самого начала. Говорят, что любой переезд равносилен пожару. В данном случае переселялась не одна семья, а целые населенные пункты. Поэтому массовый переезд на неподготовленное новое место, по-видимому, было гораздо страшнее пожара.

Строительство новых населенных пунктов велось по проектам, разработанным Институтом Красноярсккрайгорпроект. По свидетельствам очевидцев, первые дома на новом месте беллыкцы стали строить в 1963 году. За частные постройки хозяевам выплачивалась денежная компенсация в размере от 160 до 1200 рублей. Если семья переходила в государственную квартиру, то ей компенсацию не выплачивали. Буквально на глазах рождались новые улицы Беллыка. Часто можно видеть как полностью дом на сваях «переезжает» на новое место. Гражданам разрешалось в ближайших лесосеках в зоне затопления производить заготовку деловой древесины в количестве до 40 м3 на двор для индивидуального строительства и до 15 м3 на колхозный двор, для строительства общественных помещений. Было организовано производство срубов строений для продажи населению.


Строители Красноярской ГЭС на строительстве домов. Бригада Н.Смелко

Помимо переноса жилого фонда были запланированы мероприятия по благоустройству, электрификации и телефонизации сел.

Но, как и во всяком деле, не обошлось без трудностей. Уже в первые годы переселения вскрылись недостатки планирования и организации этого мероприятия. Позже появились проблемы и с финансированием. Уже в 1965 году стало ясно, что выделенных средств не хватит даже на половину намеченных работ. Поэтому остальные расходы легли на плечи переселяемых, но и они не все могли выполнить своими силами, в результате значительная часть намеченных работ осталось невыполненной.

Из воспоминаний бабушки: «Мы, учителя, у которых не было собственного жилья, переселялись последними, так как для строительства нам отдали школьные здания, а в них шли занятия, продолжавшиеся до июня 1966 года. Мне выделили здание спального корпуса детского дома, которое несколько лет назад перевезли из Быскара. Только после того, как школьники сдали выпускные экзамены, педагоги приступили к строительству своих домов, которое завершилось в рекордные сроки: новоселье отпраздновали уже 7 ноября. В то время как все остальные строились в течение 2-3 лет. Особенно тяжело было осенью, когда начались занятия уже в Н-Беллыке. Как только наступила распутица, детей перестали возить из Старого Беллыка, они жили у знакомых и родственников, которые уже переселились. Мы, учителя, ежедневно ходили на работу пешком за шесть километров. Бывало, из-за бездорожья приходили в школу все мокрые и грязные, с трудом удавалось привести себя в порядок, хоть немного просушить одежду и обувь. После уроков до самой ночи строили жилье, а ночью снова шли домой. Легче было тем, у кого были мотоциклы (о личных автомобилях тогда еще никто и не мечтал).

Обвязку дома нам делал Иван Батурин, а сруб ставили отец и сын Пермяковы. Отделочные работы выполняли после работы приезжие строители Федор и Николай, которые брали почасовую оплату. В результате такого ритма жизни у меня отнялись руки, врачи отправили лечиться на курорт. После возвращения крыли крышу, дранковали и мазали дом. Очень тяжелое было время!»

По словам очевидцев, население в своем большинстве было недовольно как переселением, так и его спешкой. Генпланы новых населенных пунктов были разработаны в 1963 году без выезда на место, без учета уже застроенной части поселков. Люди не хотели селиться на возвышенных, песчаных и безводных местах. Наши предки продуманно выбирали места для заселения, оценивая их всесторонне. Для поселения они находили место в низине, защищенное от ветров, вблизи водоемов, так как наличие воды всегда являлось основным житейским требованием. Большинство новых сел расположено на возвышенностях, подвергаются размыванию паводковыми водами. Много на этот счет было жалоб, но маховик строительства ГЭС был запушен, и остановить его уже было нельзя.

В этой работе мы не ставили перед собой задачу проанализировать последствия и значение затопления и образования Красноярского водохранилища для села и района. Эта тема требует большого кропотливого труда, исследования и поиска. Но нельзя не отметить очевидное: для населения района это строительство обернулось многими бедами. Помимо переселения жителей прибрежных сел и деревень и обустройства их на новых местах, были затоплены тысячи гектаров лучшей пашни и сенокосных угодий, приусадебные и садовые участки. Утрату таких угодий восполнить невозможно. Некачественно было подготовлено ложе водохранилища: не все кладбища и скотомогильники были перенесены, не полностью очищены скотные дворы и жилые территории, не снесены многие постройки… В результате все оставшееся ушло под воду, которая в водохранилище в настоящее время является экологически небезопасной.

А как оценить урон, который был нанесен природе нашей местности? «…Удивительная, неповторимая по своей красоте, местами девственная, никем не тронутая природа навсегда ушла от людских глаз под воду. Край причудливых гранитных и мраморных скал, поступающих к многоводной, могучей, своенравной великой реке с зелеными островами, чистой прозрачной водой. Енисей радовал местных жителей изобилием флоры и фауны», - так описывает Альберт Сморгов в своей книге «Там, где рождалось море…» приенисейские берега накануне образования Красноярского водохранилища [4].

Разговаривая с бабушкой, работая с документами, я вместе со старшим поколением переживала боль по потерянным местам, в которые нельзя возвратиться, пройтись по знакомым улицам, постоять у дерева, где назначались свидания, посидеть на любимом месте у реки.

НЕ ПРОФЕССИЯ ЭТО – СУДЬБА

Советское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имели ряд особенностей в различные временные периоды трудовой деятельности бабушки.

В пятидесятые годы, по ее воспоминаниям, было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование, 11-летний срок обучения в полной средней школе (оказывается, это уже было!), окончательно восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек.


Учителя Беллыкской
школы 1968г.
А. В. Реун во
втором ряду справа

Шестидесятые годы: возврат к 10-летнему обучению и введение всеобщего среднего образования, что на тот момент в масштабах страны было, на наш взгляд, совершенно бессмысленно. В августе 1964 года был расформирован Беллыкский детский дом, а в сентябре 1968 года была открыта Беллыкская средняя школа и сдано в эксплуатацию просторное трехэтажное здание школы-новостройки, рассчитанное более чем на 500 учеников, в строительство которой внес свой вклад весь педагогический коллектив. О такой школе они даже не мечтали.

В семидесятые годы предпринимались попытки соединить общее образование с профессиональным, ввести всеобщее начальное образование с 6 лет. Огромное влияние на педагогическую общественность имели идеи В. А. Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе гуманистической педагогики. Беллыкская школа в этот период являлась лидером среди ОУ района, ее ежегодно отмечали на августовских конференциях учителей. В селе открылся школьный интернат, в котором проживало более 100 учащихся, в кабинетах появились первые средства ТСО: видеопроектор и фильмоскопы

В восьмидесятые годы широкую популярность получили Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин и др. – педагоги-экспериментаторы, противопоставившие свои педагогические убеждения, методы и находки догмам официальной педагогики. В год 40-летия Победы в нашей школе открылся музей Боевой славы, работали летний трудовой лагерь и школьная животноводческая бригада, учащиеся регулярно ездили в туристические поездки по городам СССР: Москва, Минск, Волгоград, Рига, Алма-Ата…

Мне трудно оценить все плюсы и минусы системы образования в советское время, да мы и не ставила перед собой такую цель, но совершенно очевидно, что во все времена, при любой власти есть люди, которые трудятся творчески, с полной самоотдачей.

Двадцать шесть лет проработала бабушка в Беллыкской средней школе. Десятки ребят она научила читать и писать, решать примеры и задачи, различать добро и зло, преодолевать жизненные трудности. В ее классах всегда было много учеников, некоторые родители отправляли своих ребятишек в школу на год раньше, чтобы они попали в класс именно к Александре Васильевне. Она сочетала в себе строгость и требовательность с добротой и сердечностью. Это создавало такую атмосферу в классе, которая исключала безделье, скуку, пассивность и безразличие.

Ее любили и уважали дети, родители и коллеги—учителя. Она и сейчас одна из самых уважаемых жителей нашего села. Вот, например, что рассказывает о ней Шевелева Нина Степановна, учитель русского языка и литературы, завуч школы: «В 1961 году я приехала работать в Беллыкскую восьмилетнюю школу завучем. Знакомясь с коллективом учителей, я обратила внимание на стройную, красивую женщину с приятной улыбкой. От директора школы узнала, что это Александра Васильевна Реун, одна из лучших учителей начальных классов. Посещая её уроки, я убедилась в том, что это настоящий профессионал, поэтому мы многому учились у неё. В ее классах всегда было более 30 человек, но при этом отличная дисциплина. Каждое занятие было продумано до мельчайших деталей. Детям интересно на уроке узнавать что-то новое. Учительница кропотливо работает с каждым учеником индивидуально. Сколько времени и труда вкладывала в каждого, добиваясь результатов! У Александры Васильевны красивый, правильный каллиграфический почерк. Она и детей учила красиво писать, тщательно отрабатывая каждый элемент. Требовательная к ученикам, доброжелательная, она давала им глубокие знания, что и отличали учителя старших классов».

По глубокому убеждению бабушки, главная функция учителя заключается в формировании духовного мира ребенка, в определении правил и убеждений, общежитии человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.


Александра Васильевна
с учениками
1983 год

Помимо основной работы у учителей в советский период было очень много общественных нагрузок. Например, они часто ходили с ребятами на ферму, где в комнате отдыха беседовали с доярками, телятницами, пастухами на определенную тему. Иногда учащиеся ставили небольшие сценки, пели песни, читали стихи. Раз в неделю кто-нибудь из педагогов выступал по местному радио с лекцией для жителей села. Часто вместе с работниками клуба готовили концерты, выступления агитбригады для тружеников сельского хозяйства. В обязательном порядке педагоги участвовали в подготовке и проведении выборов в органы власти различного уровня.

Вот что вспоминает о своем детстве моя мама: «Если попытаться сформулировать одной фразой мои детские ощущения, то получится следующее – мама на работе. Она, действительно, от темна до темна, пропадала в школе: уроки, продленка, педсоветы, родительские собрания, репетиции… А потом, на скорую руку переделав домашнюю работу, до самой ночи ей еще приходилось проверять тетради и писать планы.

С одной стороны, мне ее очень не хватало, хотелось, чтобы мама всегда была рядом, чтобы в доме, как у большинства моих одноклассников, было тепло, уютно, приготовлено что-нибудь вкусненькое. С другой стороны, я рано стала самостоятельной, что мне очень пригодилось, когда мама заболела и почти на год попала в больницу».

В 1986 году Александра Васильевна ушла на заслуженный отдых. Тридцать шесть лет отдала она детям. Из восьми учителей, приехавших в далеком 1950 году в Краснотуранск из Архангельской области, только она по-прежнему является жительницей нашего района. За долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Красноярского Краевого Совета народных депутатов от 20.06.1985г. бабушка награждена медалью «Ветеран труда» (Приложение № 4).

Я вглядываюсь в записи Трудовой книжки бабушки (Приложение №3). За стандартными формулировками «Назначена…», «Переведена…», «Уволена…» скрыта целая жизнь, отданная делу и ученикам.

В нашей семье существует целая педагогическая династия. Моя прабабушка, Богданова Евдокия Васильевна, была неграмотной. Рано потеряв мужа, она одна вырастила пятерых детей, из которых трое стали педагогами. Две ее дочери закончили педучилище, одна из них, моя бабушка, – учитель начальных классов, другая, Галина Макаровна, всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Третья дочь, Зинаида Макаровна, окончив педагогический институт, преподавала английский язык, много лет была директором школы. Традиции старшего поколения продолжила моя мама, которая работает учителем химии и биологии и является директором в нашей школе. Общий педагогический стаж семьи составляет на данный момент около 150 лет. Как знать, может быть, и я когда-нибудь внесу свой вклад в общее дело.

Меня очень заинтересовала одна мысль о парадоксальности педагогической профессии. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, личность педагога по своей сложности, пожалуй, уникальна. С другой стороны, эта профессия самая массовая на земле. И в этом ее удивительный парадокс. Нужно много учителей, но каждый из них должен быть крупной незаурядной личностью. Увы, к сожалению, это невозможно. Поэтому, мне думается, если человек стал учителем, он должен делать все возможное, чтобы постоянно духовно расти, обогащать свое сердце и свой ум, этого требует его профессия. Если человек способен на это, он станет настоящим большим учителем и для ученика он станет незабываемым.

Судьба не была благосклонна к бабушке. Трудным, полным невзгод и лишений был ее жизненный путь. Бывали такие моменты, которые она до сих пор не может вспоминать без слез. К сожалению, личная жизнь ее не сложилась, поэтому надеяться могла только на себя, свои силы. Всю жизнь работала, не щадя себя, чтобы хоть как-то свести концы с концами, прокормить семью, дать образование детям. За самоотверженный труд в годы войны она удостоена звания ветерана Великой Отечественной войны, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.» и тремя юбилейными медалями (Приложение №5).

В 2011году бабушке исполнится восемьдесят лет, но она не сдается годам, и сейчас эта неутомимая труженица не сидит на месте – всегда занята делом. Много лет она является членом совета ветеранов, клуба «Рябинушка», участницей художественной самодеятельности села. Мы все восхищаемся ее активной жизненной позицией, энергией, оптимизмом. Я очень люблю мою дорогую бабулю. Она очень многое сделала для нашей семьи, для меня. Когда я болею, бабушка переживает и жалеет меня больше всех. Я от всей души желаю ей здоровья и долгих – долгих лет жизни. Низкий поклон тебе, бабуля, за подвижнический труд, энтузиазм и искреннюю любовь к людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги проделанной работе. Собирая материал, опрашивая очевидцев, я поняла, что тема, над которой работаю, обширна и многогранна. С интересом, пробудившимся во мне, я начала закрашивать белые пятна в собственных познаниях истории семьи.

Жизненный путь моей бабушки, простой русской женщины, прожившей жизнь, полную трудностей и испытаний, но выстоявшей и не сломавшейся, сохранившей душевное тепло, любовь к людям и оптимизм, типична для советских людей. В ней, как в зеркале, отразилась судьба целого поколения - людей, детство и юность которых пришлись на годы Великой Отечественной войны. Только сила духа, вера и любовь помогали им выживать вопреки тоталитарному режиму и войне, разрухе и голоду, разлукам и потерям. Причем, не только выжить, но и сохранить человеческое достоинство, лучшие душевные качества. В хронике жизненного пути близкого мне человека прослеживаются все значительные этапы и трагические события истории страны с 30-х годов 20 века до начала века 21: война, восстановление разрушенного хозяйства, ударный труд послевоенных пятилеток, укрупнение колхозов и совхозов, болезнь «гигантизма» в период «развитого социализма», перестройка, распад империи.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают предположение о том, что жизненный путь каждого человека неразрывно связан с судьбой страны. В судьбах простых людей история страны отражается, зачастую, даже более ярко, чем в жизни выдающихся личностей, условия жизни которых нередко отличаются от условий существования большинства. Поэтому очень важно сделать все возможное, чтобы то, что хранят в памяти наши близкие, было зафиксировано, стало историческими документами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Список литературы:

1. Сахнова К., Скорб С. История и судьбы: Деревенька моя, сборник исследовательских материалов по краеведению Краснотуранского района.
2. Гавриков В. Надо знать прошлое, чтобы помнить настоящее. / В. Гавриков // Эхо Турана. - 2006. - № 133-135
3. Субботин В. А. Абаканский острог – форпост России на юге Сибири (эссе). / В. А. Субботин // Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2007.-320с.
4. Сморгов А.В. Там, где рождалось море. Часть 1-2. / А.В. Сморгов // – Абакан: ООО «Журналист», 2002.

Интернет-ресурсы:

I. avpu.pomorsu.ru/proect/cev_zap/2_chast.htm
II. ru.wikipedia.org
III. sevska.net/index.php?option=com_content&task=view
IV. www.avpu.ru
V. www.demoscope.ru/weekly/2006/0255/analit03.php
VI. www.dvinaland.ru/65let/spravka/
VII. www.nordveter.ru/news/2010/kargopol_slava.html

Устные источники:

• Красикова (Реун) Галина Владимировна;
• Реун (Пастухова) Александра Васильевна;
• Шевелева Нина Степановна

Фотографии и документы:

• домашних архивов семей Реун и Красиковых;
• школьного историко-краеведческого музея МОУ Беллыкской СОШ;
• Краснотуранского историко-этнографического музея;
• архивного отдела администрации Краснотуранского района.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»