Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»
Автор работы:
Кучеренко Анастасия Павловна, 14 лет
Секция НОУ «Краеведение»
Туруханский ЦДТ «Аист»
Научный руководитель:
Зубова Светлана Сергеевна
Педагог дополнительного образования
высшей категории
С. Туруханск Красноярского края
2010 г
Ни одно живое существо не хоронит подобных себе, кроме человека. Человек наделён разумом и верит в вечную жизнь после смерти. Во всех древних культурах человек считал, что у него есть душа, и она бессмертна. Душа умершего освобождается для иной жизни. Но тело и душа едины, поэтому люди берегут останки умершего. После воскресения и Страшного Суда воссоединятся душа и тело, восстановится их единство, и жизнь продолжится в теле: умершие оживут. Поэтому у христиан есть исконные традиции культуры погребения и памяти.
Некрополь – дословно «город мёртвых» (греч. nekros мёртвый и polis город) – это большое кладбище, расположенное на окраине древних городов, с гробницами и каменными надгробиями. Слово «некрополь» в русском языке имеет синонимы – слова «погост» и «кладбище». Слово «погост» мне кажется более благозвучным. Оно означает, что все люди – гости на Земле, а настоящая жизнь начнётся после воскресения. Благовест – это сигнал к воскресению. Кладбище – это клад надежды на бесконечную жизнь. У православных верующих есть даже христианский праздник поминовения усопших – Радоница. «Радоница» - от слова «радость». Для неверующих любой погост печален. А для верующих в этот день душа с душою говорит.
Почему я выбрала эту тему? Мой руководитель Светлана Сергеевна Зубова была в командировке в Москве. Их возили на экскурсию на Новодевичье кладбище. Она привезла фотографии памятников, которые установлены на могилах известных людей. Конечно, в Туруханске на кладбищах похоронены обычные люди – жители села. Но ведь и на их могилах могут быть какие-то интересные памятники. Вот я и выбрала тему «В ожидании благовеста» о Туруханском некрополе. Такой мотив был изначальным. К тому же я понимала, что описание истории Туруханского погоста – это новая страничка в историю нашего района, ведь никто не занимался подобным исследованием.
Цель работы: исследовать историю Туруханского погоста.
Задачи:
1. Найти связь между культурой погоста и жизнью общества в разные исторические
периоды.
2. Изучить, как лишения и испытания ХХ века отразились на судьбах людей,
похороненных в туруханской земле.
3. Определить особенности сельского погоста.
Большое внимание мы уделили работе с устными источниками. Порою только устные
воспоминания помогли установить факт исчезнувших погостов в Туруханске. Основные
информанты работы: 1. Канаева (Самойлова) Калиса Петровна, 1936 г.р.,
пенсионерка, проживает в с. Туруханске. 2. Самойлова (Еремеева) Вера Федуловна,
1932 г.р., пенсионерка, проживает в с.Туруханске. 3. Кучеренко Павел Павлович,
1951 г.р., работает крановщиком в МУП Туруханскэнерго с. Туруханска. 4. Муравей
Юрий Сергеевич, 1956 г.р., сторож Туруханскэнерго с. Туруханска.
Описание захоронений проведено в хронологическом порядке – от самых первых до
современного. Всё лето мы с моим руководителем проводили фотосъёмку на погостах.
Эти фотографии размещены в приложениях. Они иллюстрируют работу, содержат факты
и, надеюсь, хоть в какой-то степени передают и те чувства, которые мы
испытывали.
Известно, что по христианской традиции кладбища были при церквах и монастырях. В оградах церквей хоронили священнослужителей и церковных старост. Кладбища для прихожан располагались к востоку от церкви. Так было во всех сёлах Туруханского края, где были церкви. В оградах монастырей покоились все игумены. Причём монахов хоронили в колодах, выдолбленных из дерева, об этом рассказал игумен Агафангел (Дайнеко), Благочинный церквей Свято- Троицкого округа, Наместник Туруханского Свято- Троицкого монастыря. Этот обычай сохранили до сих пор старообрядцы, которые живут в Туруханском районе. Только они хоронят в кедровых колодах всех старообрядцев, а священников у них нет, они – «беспоповцы». У старообрядцев на простых деревянных крестах нет надписи и даты, написано просто: «Раб божий». Об этом мне стало известно из рассказа старообрядца Андрияна Буракова. Он живёт в старообрядческом поселении Захребетный на юге Туруханского района. Старообрядцы считают, что Господь и так ведает, чья душа под каким крестом ждёт воскресения. Такая могила – как камера хранения до будущего Воскресения. А шифр от нее знает Бог. Все верующие, не только старообрядцы, считают, что смерть – это дверь в вечную жизнь.
В Туруханске есть Туруханский Свято-Троицкий монастырь и при нём церковь. Монастырь был основан в 1660 году. Его построили на берегу Нижней Тунгуски, а её берег постоянно осыпался. Поэтому здание церкви переносилось несколько раз, и здание церкви – пятое по счёту. Конечно, захоронения в церковной ограде сохраниться не могли. Разрушения кладбища в монастырской ограде видел летом 1862 года епископ Енисейский и Красноярский Никодим: «Тунгуска омывает южную сторону монастыря. Он осыпается. Я видел гроб, вполовину уже оттаявший (22 июня) и подмытый рекою» (Дневник епископа Никодима. // Маяк Севера.- 1994.- 3 марта. С. 4 ). Даже в 70-е годы XX века туруханские мальчишки во время игр на берегу находили вымытые кости и черепа. Об этом рассказал старожил Туруханска Юрий Сергеевич Муравей. Он сам находил такие кости.
В ограде церкви был похоронен основатель монастыря иеромонах Тихон (в 1682 или 1688 году). Над его могилой была установлена восьмигранная деревянная часовня, в ней служили панихиды. Часовню сожгли во время разгрома церкви, и могила была утрачена. Приблизительно на этом месте сейчас находится здание радиотелевизионного ретранслятора (приложение 1). Сейчас во дворе церкви установлены два креста. Под ними перезахоронены человеческие останки, которые обнаружили во время благоустройства территории храма (приложение 1). Возможно, среди них и останки иеромонаха Тихона.
Самое старое сохранившееся захоронение находится в деревне Селиванихе в 12 километрах от Туруханска. Сейчас это территория Туруханского сельского совета, а раньше там был свой сельсовет. И этот сельсовет сумел сохранить старое захоронение 1910 года. Могила окружена аккуратной оградкой и стоит вне кладбища, хотя и рядом (приложение 2, лист 1). Просто кладбище появилось позднее. Нам её показала жительница Селиванихи Любовь Юрьевна Мехайнеджидис (Лукиди). Захоронение представляет собой могилу с надгробной плитой. Могильного холмика уже нет, а плита находится вровень с землёй. Очень трудно было прочесть надпись, потому что многие буквы стёрлись от времени. Мы помыли плиту, но это не помогло. Тогда мы приехали ещё раз и привезли с собой цветной мел. Мы закрасили буквы цветным мелом, и тогда надпись стала понятной (приложение 2, лист 2). Оказалось, что здесь похоронен политический ссыльный Абрам Леках, замёрзший по пути в ссылку 6 декабря 1910 года. Ему был 21 год. Местный житель Печёных Борис Георгиевич рассказал со слов деда, что плиту установили друзья Лекаха, такие же ссыльные. Через несколько лет после смерти А.Лекаха они речным путём доставили в Селиваниху надмогильную плиту и установили её. Для того времени это было нелегко. Я просто поражена такой верной дружбой.
Туруханский край был местом вечной ссылки до 50-х годов ХХ века. Сначала сюда ссылали, в основном, уголовников. Но в начале ХХ века ссылка стала политической. Особенно много сослали в Туруханский край после революции 1905 – 1907 годов (Ситников В. Туруханка (политическая ссылка).// Маяк Севера.- 1993.- 30 октября. С.8.). Ссыльные относились к разным политическим партиям: социал-демократы (большевики и меньшевики), анархисты и др. К какой политической партии принадлежал Абрам Леках – неизвестно.
Советская власть уважала только ту историю, что после Октябрьской революции 1917 года или то, что имеет к ней отношение, например, деятельность революционеров. Поэтому в самом Туруханске самое старое сохранившееся захоронение - это братская могила (приложение 3, лист 1). Братская – это значит общая, в ней похоронены несколько человек. Они были расстреляны в 1918 году. Могила находится вблизи берега Нижней Тунгуски и Свято- Троицкой церкви. В ней похоронены члены Красноярского губернского исполкома и красногвардейцы. Они назывались красными и большевиками. А расстреляли их белые - враги красных.
Когда белые захватили власть в Красноярске, то около 500 исполкомовцев и красногвардейцев эвакуировалась на флотилии из девяти пароходов и девяти барж. Они хотели проплыть по Енисею, выйти в Карское море и Северным морским путем попасть в Архангельск. Они не подумали о погоне и доплыли до самого Монастырского (так раньше назывался наш Туруханск. Это 1.500 километров от Красноярска). Катер «Стрела» выставили в дозор, а на пароходе «Обь» спустили пар и промывали котлы. А в это время подоспела погоня – это была карательная экспедиция полковника Мальчевского (Нальняев, В. Гибель флотилии. // Маяк Севера.- 1987.- №84-88.).
Многие красные здесь и были убиты. В «Справке о братской могиле с. Туруханска», которую составили работники краеведческого музея в 70-е годы XX века, написано: «Без суда и следствия на берегу Нижней Тунгуски было расстреляно около 30 большевиков» (Справка о братской могиле с. Туруханска.// Мемориальный музей Я.М.Свердлова и С.С.Спандаряна. Туруханск. 1976.) . Это было недалеко от церкви, всего 150 метров.
Другие большевики ушли в тайгу. Их сразу не преследовали. Почему? Да потому, что в тайге в июле много комаров и там не выдержать. Беглецы выходили на берег Нижней Тунгуски, чтобы спастись в воде от комаров. А тут их и арестовывали. Пленных посадили в трюм железного лихтера № 6 и увезли в Красноярск (Кублицкий, Г. Уходит река к океану.- Красноярское кн. изд-во, 1971.- С.363.). Но не всех. Старожилы Туруханска рассказывают историю, услышанную от старших родственников. В этой истории говорится о том, что большевиков расстреляли на Смерть-скале или сбросили с самой низкой её части. Высота скалы – 70 метров (приложение 3, лист 2). Она находится в 12 километрах от Туруханска на Нижней Тунгуске. Скалу стали называть Смерть-скалой после того, как на ней расправились с большевиками.
Я сначала думала, что это – легенда. Зачем везти на лодке из Туруханска за 12 километров, гнать наверх на скалы, а потом расстреливать? Но потом я внимательно прочла всё, что написано об этой трагедии, и поняла, что на скале могли и в самом деле расстрелять тех, кого выловили на берегу Нижней Тунгуски. Зачем хлопотать везти их в Туруханск?
Я думаю, что события тех дней для жителей Монастырского были очень страшными. В Туруханской Свято-Троицкой церкви хранится Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. По низу иконы идёт надпись: «Сия икона приобретена в честь спасения обители и жителей села от погрома междоусобной брани с 25-го по 26 июля 1918 года» (приложение 3, лист 3). Конечно, историю этой надписи мы уже никогда не узнаем. Эта надпись говорит о том, что в селе могла развернуться настоящая гражданская война. Но то ли белые ушли, то ли красные, и столкновения не произошло.
Когда в Монастырском снова установилась советская власть, на месте расстрела недалеко от церкви устроили братскую могилу. В ней перезахоронены останки 6 человек. 30 апреля 1952 года рядом с могильным холмом был установлен обелиск (приложение 3, лист 4). На фотографии видно, что могильный холм был высоким. Мой руководитель помнит, что в 60-е годы ХХ века она сама во время пионерского слёта возлагала цветы на высокий холм.
7 ноября 1990 года обелиск был заменён, поставили памятник из серого гранита. Жители села предложили несколько эскизов, и один из них выбрали. Выполнил памятник Саяногорский кооператив «Гранит». Холм исчез. Сейчас могила представляет большой огороженный прямоугольник, поросший травой, рядом с обелиском. Это видно на фотографии из приложения 3, лист 1. В это же время на берегу Нижней Тунгуски установили памятную стелу (приложение 3, лист 4). Надпись на обелиске не совсем точная по отношению к одному из захороненных (приложение 3, лист 1). Мой руководитель ещё в 1988 году со своими учениками из клуба «Поиск» (приложение 3, лист 5) выяснили, что Окулов вовсе не рядовой красногвардеец, как написано на могильной плите. Владимир Иванович Окулов был членом Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, делегатом на I съезд Советов Средней Сибири, входил в состав земельного отдела исполкома и был комиссаром телеграфа. То есть он был видным партийным и советским работником, так говорили в советское время о таких людях. Мой руководитель Зубова (Зеленюк) С.С. написала об этом статью в местную газету «Маяк Севера» (Зеленюк С.С. Боец революции.// Маяк Севера.-1989.- 4 марта.). Почему не изменили надпись на памятнике? Не знаю почему. Но потом пришла перестройка, и это для всех стало неважно.
От могилы к берегу Нижней Тунгуски ведёт дорожка из бетонных плит. Она закончена стелой (приложение 3, лист 4). На лицевой стороне стелы есть дата – «1918 год». Здесь на угор (так называют старожилы высокий берег) карабкались красные, спасаясь от выстрелов с вражеской флотилии. Далеко с реки видно и стелу, и церковь. Раньше были враги, а теперь они – рядом.
В годы Советской власти к братской могиле в праздники ветераны, молодежь и школьники возлагали цветы. Теперь цветы возлагают только члены КПРФ. Прошло то время, когда эта братская могила была музейно-политическим атрибутом, теперь это – просто сохранившаяся могила почти столетней давности, как и могила А. Лекаха.
В то время, когда были перезахоронены останки в братской могиле, жителей Монастырского хоронили на кладбище, которого сейчас нет. Оно располагалось на углу нынешних улиц Почтовой и Крестьянской (за домом Пономарёвых). Сейчас это место застроено домами (приложение 4). Старожилы указывают, что двухэтажный «райсоюзовский» дом (дом для работников правления районного потребительского союза) построен на месте кладбища. На фотографии в приложении 4 он отмечен крестиком.
Об этом кладбище нам рассказали старожилы Канаева (Самойлова) Калиса Петровна и Самойлова (Еремеева) Вера Федуловна. В 1918 году на этом кладбище был похоронен дед Калисы Петровны. Она говорит, что на этом кладбище хоронили до 40-х годов ХХ века. Затем кладбище оказалось в окружении домов, и на нем перестали хоронить.
В 60-е годы ХХ века рядом с кладбищем (восточнее) был колхозный конный двор. Затем колхоз из Туруханска был переведён в соседнюю деревню Селиваниху, и конный двор в Туруханске стал не нужен. Освободившееся место и территорию кладбища застроили домами.
Через дорогу от братской могилы находятся остатки заброшенного кладбища. Граница территории Туруханского Свято-Троицкого монастыря достигала нынешних улиц Рабочей и Октябрьской. С ними с востока граничит кладбище. Это было кладбище для прихожан, ему столько же лет, сколько селу Монастырскому (ныне – Туруханску), то есть не менее 300 лет. Следовательно, кладбище было очень значительным. Уцелевшие остатки кладбища занимают небольшую площадь: два участка на восток, один длиной 40 метров, другой - 45 метров, их разрезала дорога шириной 13 метров. На север каждый из этих участков протянулся всего на 40 метров. После второго участка на север по территории кладбища пролегла вторая дорога. Вплотную к кладбищу на расстоянии 10-15 метров построены дома. Это тоже была территория кладбища. Со стороны кладбище представляет собой еловый лес.
Роковую роль в судьбе кладбища сыграло его месторасположение. Калиса Петровна Канаева (Самойлова) нам рассказала, что кладбище было большое, а потом через него проложила две дороги на север к своей территории Южно-Пясинская нефтегазоразведочная экспедиция (приложение 5, лист 1). Им нужна была короткая дорога к своей производственной базе, чтобы во время навигации возить груз с берега. Калиса Петровна говорит: «Конечно, кладбище рано закрыли. Грех большой. Все могилы были ещё такие, что за ними ухаживали родственники. И сейчас в Туруханске много родственников осталось». Вера Федуловна Самойлова (Еремеева) рассказала, что её отец умер 1 сентября 1941 года и был похоронен на том месте, через которое проложили дорогу. Почему-то люди не протестовали. Может, боялись властей? Или терпение – народная черта? Никому не было предложено перезахоронить могилы. Судьба и власть оказались немилостивы к могилам. На этом кладбище похоронено много участников Великой Отечественной войны. О них Калиса Петровна сказала: «Они были покалеченные войной, они долго не прожили».
Еще на этом кладбище хоронили репрессированных. Разговоры о сталинских репрессиях стали привычными. Кому-то они могут показаться пустыми словами. Но совсем другое дело, когда сталкиваешься с конкретными человеческими судьбами. Наше село стало местом расправы для сотен жертв сталинского режима. Например, сюда ссылали с 1948 года на бессрочное поселение «повторников». Они были осуждены повторно за то же самое «преступление» по 58-й статье Уголовного кодекса. Получается, что за одно и тоже их наказали дважды да ещё без конкретного срока наказания. По этой статье они были «особо опасными государственными преступниками». Калиса Петровна не знает фамилий похороненных ссыльных. Она говорит, что «хоронили пачками. Так много умирало от голода, холода и болезней». Мы думаем, что именно на этом кладбище похоронен отец известного актера Савелия Крамарова Виктор Савельевич Крамаров. Он работал в Московской областной коллегии защитников при Мособлсуде, с 1931 г. – юрисконсульт. Он был осужден по статье 58-10-11 (пропаганда и агитация к свержению советской власти, участие в контрреволюционной эсеровской организации). В краеведческом музее Туруханского района есть сведения о том, что В.С. Крамаров прибыл в Туруханск 28 августа 1950 г. Он покончил жизнь самоубийством 28 марта 1951 года. В свидетельстве о смерти написано: «Смерть через удушение» (приложение 5, лист 2). В это время ещё хоронили на кладбище по улице Лесной, поэтому он мог быть там похоронен.
Советское государство осуществляло свою власть не только над живыми, но и над мёртвыми. В 1918 году вышел Декрет Совнаркома, уравнявший в правах… покойных. Похороны должны быть одинаковыми, памятники – тоже одинаковыми. Сохранившиеся могилы с именами на кладбище по улице Лесной – 1949 и 1953 года (приложение 5, лист 3). Одна могила- с табличкой, а другая - единственная могила с крестом. Женщина родилась ещё в 1880 году, поэтому, конечно, её в церкви покрестили. Это могила Бурцевой В.А. В этом году навестить могилу и привести её в порядок приезжала из Парижа её родственница Н. Бурцева, которая десять лет назад уехала во Францию. Меня поразило то, что люди приезжают из Франции ухаживать за могилой своего родственника, а жители Туруханска забрасывают свои могилы. На других сохранившихся могилах стоят деревянные столбики. В то время было запрещено креститься в церкви, поэтому на могилах советского времени не было крестов. На столбики прикрепляли таблички с фамилией и датами жизни и смерти человека. На тех столбиках, которые сохранились, нет даже таблички. Может быть, это могилы ссыльных. Позднее местные жители стали прикреплять на столбики фотографии умерших родственников. Заказать фотографии на памятник до сих пор можно только в краевом центре, в Красноярске. Поэтому на старых могилах или вообще нет фотографий, или их прикрепили гораздо позднее.
За несколькими могилами ухаживают родственники. Все могилы, за которыми ухаживают, находятся на краю кладбища. Кладбище очень старое, поэтому в оградах выросли большие деревья. Но большая часть могил находится в запустении (приложение 5, лист 4). Это могилы беспризорные, безымянные. Полное забвение…
На меня кладбище произвело очень тяжёлое впечатление. Через кладбище проложены дороги. Многие могилы разрушились от времени. Мы всё время боялись наступить на могильные холмики. Окрестные дома построены на территории, отнятой у кладбища… Но с этим уже ничего нельзя поделать, это дело прошлое. Меня оскорбило то, что жители соседних домов постепенно превращают кладбище в свалку мусора. Ещё год назад западная часть кладбища была ограждена оградой из штакетника. Сейчас этого штакетника вообще нет, а на его месте перевёрнутая ржавая машина. Кто-то выбросил на кладбище дырявые железные бочки. А с северной стороны кладбища просто свалка бытовых отходов рядом с сохранившимися могильными оградками.
Конечно, любое кладбище не вечно. Но кладбище должно умирать своей смертью. А
здесь кладбище уничтожают на глазах у детей и внуков умерших.
Кто-то помнит о своих предках, даже если могила не сохранилась. Мы нашли букет
цветов на могиле, от которой остался крошечный холмик, а рядом упавший сгнивший
столбик без таблички. Может быть, этот букетик (приложение 5, лист 4) положен не
конкретному человеку, а в память обо всех, кто покоится на заброшенном
кладбище?..
Старое кладбище находится в северной части Туруханска. Дорога к нему проходила по улице Северной (ныне улица Шадрина). Старожилы вспоминают, что про умершего человека раньше так и говорили: «Увезли по Северной».
Кладбище было открыто в 50-х годах ХХ века. Калиса Петровна Канаева помнит, что в 1957 году там уже хоронили. Кладбище располагалось за пределами Туруханска на поле. Это место зимой сильно заносило снегом и пройти к кладбищу было трудно. Дороги не было, её переметало снегом. Если родительский день перед Пасхой приходился на вторую половину апреля, то подтаявший снег проваливался, и люди с трудом проходили друг за другом по следам. Вход на кладбище располагался не там, где сейчас, а с противоположной стороны. Калиса Петровна рассказала, что именно там (со стороны улицы Московской) ссыльный Роланд Берландович Калнозолс и его жена Мирдза Карловна похоронили отца Роланда Берландовича и родственника Мирдзы Карловны. Их могилы Мирдза Карловна перед отъездом на родину после реабилитации окружила живой изгородью из многих ёлок в форме квадрата (приложение 6). Но однажды зимой для кого-то рыли могилу. Срубили одну ёлку и проложили тропинку между могилами отца Р.Б.Калнозолс и его родственником. Так и до сих пор. На одной из могил жестяная табличка совсем уже не читается. Только Калиса Петровна помнит, кто похоронен в этой могиле.
Эти ссыльные – не «повторники». Они были высланы в годы Великой Отечественной войны по национальному признаку, т.е. депортированы. Оказывается, целые народы были депортированы «за коллективное сотрудничество с оккупантами» (Переселение народов / Энциклопедия для детей. История России ХХ век. Т.5 ч.3.- Аванта+М., 1995. С. 569.). В Туруханский район были депортированы советские немцы, финны, калмыки, греки, жители Прибалтики. Но ведь не могут целые народы быть предателями! Это было настоящее варварство со стороны сталинского режима.
Депортированных расселили по территории района и принудительно заставили стать колхозниками. Проходили годы, уходила молодость, а они всё ждали и надеялись. И только во второй половине 50-х годов они были реабилитированы, могли покинуть колхозы и переехать из деревень района в районный центр. Не все из них дождались освобождения из ссылки, не успели уехать на родину и умерли в Туруханске. Судьба их была трагичной, и смерть уложила их в чужую землю. За могилами некому было ухаживать, и могилы умерших ссыльных утрачены (приложение 6).
В 90-х годах ХХ века кладбище оказалось в окружении домов. Кладбище большое, а аллея всего одна. Зимой снега очень много, закрывает полностью памятники. Когда человек умирает, то неизвестно, где можно рыть могилу. Конечно, примерное место укажет человек, который от сельского совета заведует кладбищем. Понятно, что где-то с краю, но где именно? Бывают случаи, когда снег разгребут, а там уже есть могила. Тогда роют в другом месте. Поэтому могилы расположены бессистемно. Не ведётся учёт, где чья могила. Очень трудно рыть могилы зимой. Земля промерзает, и её отогревают кострами. Роют два дня, а на третий перед похоронами докапывают. Наверно, это такой обычай, потому что летом роют могилу так же, только костры не разводят.
Из-за того, что могилы вырыты бессистемно, очень трудно бывает пройти к старым могилам в центре кладбища. Тропки прокладывают между оградками. Иногда оградки стоят вплотную друг к другу, так что приходится искать проход. Искать чью-то конкретную могилу вообще бесполезно, если нет никаких ориентиров. Кроме того, от снега и воды старые памятники и деревянные ограды разрушаются, и если их не подновлять, то они быстро исчезнут с лица земли. Вот пример. В 2002 году мой руководитель видела в левом углу старой части кладбища могилу мусульманина с татарской фамилией. На деревянном столбике был полумесяц и табличка с именем, оградки не было. Могила имела заброшенный вид. Интересно, что на православном кладбище могила мусульманина. Мы решили сделать снимок. Нам не удалось найти эту могилу. Видимо, табличку и полумесяц сбило снегом и ветром, и она исчезла под слоем старых листьев и травы. Такая же судьба постигла многие могилы.
Достопримечательностью старого кладбища является могила погибших в авиакатастрофе (приложение 7, лист 1). 20 июля 1982 года на вертолете работники экспедиции совершали аварийный вылет на Ермаки, чтобы снять запчасти с закрытой буровой вышки. Экипаж вертолёта - Федоров А.Н. (командир), Архипов Л.И., Григорьев В. Д. Когда вертолет возвращался к аэродрому и пролетал над Енисеем, с ним что – то случилось, и он камнем упал в воду недалеко от берега. Все погибли. Погибшие работники экспедиции похоронены все рядом на старом кладбище. Им воздвигнут памятник в виде стены с именами: Касьянов М.М., Андрусенко В.Ф., Сибов Н.Н., Прибытков С.П. (начальник механического цеха), Кособукин С.И., Ковалёв А.А. Тела погибших лётчиков увезли хоронить на родину, а в аэропорту, на берегу Енисея, напротив того места, где упал вертолет, поставили им памятник (приложение 7, лист 1).
На старом кладбище есть ещё один пример того, что человек похоронен на кладбище, а памятник ему стоит на месте аварии. Это могила шофёра Иванова Игоря. Он разбился на дороге в Селиваниху, на крутом повороте. В машине оказались какие-то неисправности. Машину занесло, по какой-то причине дверь кабины открылась, и шофёр вылетел из неё. Машина перевернулась, и шофёр оказался под ней. На месте аварии установлен памятник (приложение 7, лист 2). Водитель похоронен на старом кладбище. Об этом мне рассказал мой папа – Кучеренко Павел Павлович.
Часть могил – без оградок и имён. Может быть, это могилы ссыльных, а может, в них похоронены жители деревень района, умершие в районной больнице в Туруханске. Эти могилы полуразрушены, многие просто холмики. Тропки между оградами проложены вплотную к ним, и скоро эти могилы будут затоптаны. Бывают и случаи надругательства над надгробиями. Это настоящее варварство, потому что попираются самые святые человеческие чувства и нормы поведения.
Кладбище закрыто, но там, где возле могил было свободное место, родственники оградили его оградой для своих будущих захоронений. Это будут могилы одного рода. Таких мест несколько. Одно из таких мест – захоронения моих родственников Кучеренко: прадедушки, прабабушки, дедушки, брата (приложение 7, лист 3). А род Чалкиных имеет две большие общие ограды. В одной ограде мы насчитали 12 могил, одна с крестом в виде домика. Даже фотографию невозможно сделать, не входит в объектив огромная ограда.
На старом кладбище большая часть могил – с деревянными или металлическими столбиками-обелисками. На одних – звезда, на более поздних – крест. Например, в приложении 7, лист 4 памятники на могилах мужа и жены Муравей Сергея Дмитриевича и Муравей Розы Ивановны. Разница в датах смерти – 20 лет. Муж похоронен в советское время – и на могиле памятник со звездой. Жена – в постсоветское время, и на памятнике православный крест.
Все старые могилы очень скромные. Фотографии есть везде, где могилы огорожены оградками. Старые оградки деревянные, более поздние сварены из металлической арматуры. Гранитных надгробий почти нет. В оградках непременно стоят скамейки и столики для того, чтобы было удобно приходить помянуть умерших едой и питьём. Чем-то такие оградки напоминают двор сибирской усадьбы. Кажется, что могила в такой оградке – временный дом для умершего, а надгробие – как дверь в этот дом, только без ручки. Снаружи не войдёшь, а изнутри из дома в будущий день воскресения выйти можно. Это символика дома. Я видела на кладбище, что над могильным крестом стоит двускатная крыша (приложение 8, лист 3). Наверно, это был такой обычай. Это ещё больше напоминает крышу сельского дома. А в доме всегда были иконы. Наверно, изначально в такой оградке молились о прощении грехов тому, кто здесь похоронен. Ведь если Бог не простит грехи, то вечной жизни усопшему не будет. Сейчас не молятся об этом, а просто поминают, вспоминают, каким был при жизни этот человек. Вспоминают только добрым словом. За годы советской власти большинство людей перестали верить в Бога и в вечную жизнь, а традиция поминания умерших сохранилась. Поэтому поминают, как умеют, к Богу не обращаются, а желают усопшему «Пусть земля тебе пухом будет» и ни о какой вечной жизни не говорят. Получается, что раньше человек мог быть бессмертным потому, что его помнит Бог. Это христианская философия кладбища.
На этом кладбище кроме обычных мы нашли необычные надгробия (приложение 7, лист 4). На одном вместо фотографии вставлена цветная картинка с изображением сохатого (лося). На другой могиле поставлена миниатюрная буровая вышка. Скорее всего в этих могилах похоронены приезжие работники экспедиции. Родственников здесь не было, поэтому фотографий не оказалось. Оригинальные надгробия показывают или профессию умершего (буровая вышка) или любимое увлечение (охота). Ещё одно необычное надгробие напоминает этажерку с фотографией. Такие надгробия говорят нам о том, что это было время , когда люди были безбожниками, не верили в воскресение души, поэтому могилу просто украшали чем-нибудь. Пусть и не верили, время было такое, но как можно вместо фотографии повесить картинку с лосем?! Значит, ни о каких традициях захоронения люди не знали.
Когда старое кладбище со всех сторон обступили дома, оно было закрыто. В 90-х
годах ХХ века было открыто новое кладбище под прежним названием. При входе на
кладбище построена часовня (приложение 8, лист 1).
Одним из первых на этом кладбище был похоронен ветеран революции 1917 года
Нахимовский С. Т.
Ничем особенным кладбище не выделяется среди прочих современных погостов. На новом кладбище внешне сохраняется символика дома для усопшего: оградки, скамейки, столики… Большинство могил – со скромными гранитными надгробиями с фотографиями и датами жизни. Они все - поточного производства, встречаются даже одинаковые надгробия (приложение 8, лист 2). Нет никаких памятников, удивительных по исполнению. Это понятно. Ведь под надгробиями лежат простые люди.
Но есть изменения в символике могил. Надгробие превратилось из двери или крыши дома в камень, на котором можно писать всё, что угодно. Появились надгробия с эпитафиями. Эпитафии не сочинены для конкретного человека, а тоже типовые. Они должны показать скорбь близких и предназначены для того, чтобы на них смотрели другие люди. Такую же функцию несут надписи на венках. Неверующие люди стали считать, что если вечной жизни нет, то долг памяти они должны взять на себя. Здесь мы чётко видим советскую философию кладбища: человек бессмертен, потому что его помнят люди. Конечно, это благородно. А чтобы это ещё и не было безнадёжно (ведь родственники тоже не вечны), стали сочинять эпитафии и ставить помпезные памятники (приложение 8, лист 2).
И на новом кладбище могилы не нумеруются и не регистрируются. Выходит, они уже изначально безымянны? Это от недостатков ритуальной службы? Не знаю. Наверно, это вопрос нравственности общества. Исчезла культура ожидания Благовеста. Для близких хотят не Благовеста, а долговечного памятника на земле.
В заключение нашей работы мы приводим несколько фотографий кладбищ в сёлах района, потому что каждое кладбище имеет свои особенности.
Кладбище в деревне Селиванихе отличается своими оградами. Большая часть оград сделана из металлических прутьев, украшенных дисками сцепления от грузовых машин (приложение 9). В Селиванихе был колхоз, затем – совхоз, много техники. Вот жители и украшали ограды тем, что было под рукой. На здешнем погосте много могил спецпоселенцев.
В Старо – Туруханске на кладбище обнаружен надмогильный крест 1910 года. Его нашли в июне 2002 года во время краеведческой экспедиции кружковцы Центра «Аист» (приложение 9). Старо-Туруханск раньше был городом Ново-Мангазеей и Туруханском. Он основан в 1607 году. Конечно, там было интересное кладбище, но за 400 лет старых могил не осталось, и, возможно, этот крест говорит о самом старом захоронении на кладбище.
Говорят, было очень интересное старинное кладбище в Мироедихе. Это давно уже заброшенная деревня. Кладбище заросло деревьями и травами, могилы исчезли.
Начиная работу, я предполагала, что история погостов будет интересна с какой-то дизайнерской точки зрения: какие надгробия были раньше, почему они изменялись, работа сохранит для людей память об уважаемых тружениках, которые покоятся на кладбище. Думала, что это будет картина вечного покоя в соответствии с вековыми представлениями людей о связи души и тела. А потом я поняла, что историю страны можно изучать и по истории кладбищ, потому что в ней конкретные судьбы людей. Кладбище учит ценить важность жизни каждого человека. А я столкнулась и с варварством, и с пренебрежением к вековым традициям культуры погостов, и с равнодушием живых к судьбе «отеческих гробов». Я предполагала увидеть на кладбищах воплощение христианской традиции отношения к душе и телу. Но в процессе работы произошло переосмысление.
Порой мне было и стыдно, и больно, и горько. Я испытала сострадание, училась понимать окружающий мир с новой точки зрения. И тогда в часовне у нового кладбища я поставила свечу за упокой души всех, кто покоится в безымянных и заброшенных могилах.
Совершенно неожиданно для меня скромные туруханские погосты отразили многие страницы истории. Очень трудно было сформулировать выводы. Мой руководитель помогла мне обобщить собранный материал. В результате работы я пришла к следующим выводам.
1.Связь между культурой погоста и жизнью общества в разные исторические периоды видна в символике могил. В досоветское время могилы на погосте были символом дома. Этот дом мог быть безымянным (как у старообрядцев) или с указанием, кто здесь похоронен. В том и другом случае могила была проявлением заботы о возможности будущего Воскресения. Такой была христианская традиция. Советские времена заставили людей отойти от традиций, накопленных веками, которые передавались из поколения в поколение. Тем самым люди стали слабее в нравственном и духовном плане. Символика досоветская была утрачена. Взамен неё появилась гражданская символика (деревянные обелиски со звездой, венки и гирлянды с надписями). Иногда убранство могил стало подчёркнуто атеистическим, отражающим профессию или любимое занятие. Ни о каком ожидании Благовеста символика могил уже не говорила. В постперестроечное время свобода выбора коснулась и традиций захоронения. Вернулась символика дома, но её истинный смысл утрачен. Теперь она направлена не на заботу о душе, а на публичное выполнение долга памяти (надписи на венках и гирляндах). Происходит смешение христианской традиции (кресты) и советской гражданской символики. При этом надгробные памятники в современном обществе потребления не имеют индивидуальности (типовые надгробия и эпитафии). Культура погоста начала отражать неравенство людей в обществе (появление помпезных памятников в среде обеспеченных людей).
2. Лишения и тяготы ХХ века сполна отразились на судьбах людей, похороненных в земле Туруханска. Советское государство осуществляло свою власть над живыми и мёртвыми. Кладбища стали местом упокоения не только местных жителей, но и людей, насильственно доставленных в Туруханск. Это сотни жертв сталинского режима. Суровые условия ссылки погубили многих из них. Их могилы на двух кладбищах в чужой земле - в большинстве безымянные и заброшенные, за ними некому ухаживать. Но и судьба могил местных жителей не всегда благополучна. Советская власть внимательно относилась только к музейно-политическим захоронениям (братская могила, могила политссыльного в Селиванихе). Кладбище с могилами не только спецпоселенцев, но и участников Великой Отечественной войны (ул. Лесная) было принесено в жертву производственной необходимости. Продолжением этого беспредела является свалка бытовых отходов по окраинам старейшего кладбища, ещё более уменьшающая его территорию. Безнравственность советской власти взрастила безнравственность людей, устроивших эту свалку.
3. Особенностью туруханского погоста являются семейные захоронения в единой
ограде. Эта возможно потому, что отсутствует система регистрации участков. Это
преимущество сельской местности. Такие захоронения помогают сохранить связи
между членами одного рода разных поколений.
Я очень благодарна тем, кто помог мне написать работу. Это мой руководитель
Светлана Сергеевна Зубова и информанты, особенно Калиса Петровна Канаева.
1 Зеленюк С.С. Боец революции.// Маяк Севера.-1989.- 4 марта.
2 Кублицкий, Г. Уходит река к океану.- Красноярское кн. изд-во, 1971.- С.363
3. Нальняев, В. Гибель флотилии. // Маяк Севера.- 1987.- №84-88.
4 Переселение народов / Энциклопедия для детей. История России ХХ век. Т.5 ч.3.-
Аванта+М., 1995. С. 569.
5 Ситников В. Туруханка (политическая ссылка).// Маяк Севера.- 1993.- 30
октября. С.8.
Источники исследования
1. Устные рассказы старожилов
2. Справка о братской могиле с. Туруханска.// Мемориальный музей Я.М.Свердлова и
С.С.Спандаряна. Туруханск. 1976.
3. Дневник епископа Никодима. // Маяк Севера.- 1994.- 3 марта. С. 4
4. Фотографии погостов.
Здание радиотелевизионного ретранслятора на месте бывшей часовни,
располагавшейся над могилой блаженного Тихона-основателя Туруханского мужского
монастыря.
Захоронения останков во дворе Свято-Троицкой церкви.
С. Туруханск
Август 2010 года
Могила (1910 г.) политического ссыльного А. Лекаха
Л.Ю. Мехайнеджидис показывает могилу А. Лекаха
Д. Селиваниха
Туруханского района
Август 2010 г.
Надгробная плита
Так выглядит могила А. Лекаха
Д. Селиваниха
Туруханского района Август 2009 г.
Обелиск, установленный
В память о большевиках, погибших в с. Монастырском в 1918 г.
Плита на обелиске
С.Туруханск 2010 г.
Место расстрела большевиков в 1918 г.
Смерть – скала
Р. Нижняя Тунгуска 2010 г.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
«Сия икона приобретена в честь спасения обители и жителей села от погрома междоусобной брани с 25-го по 26 июля 1918 года»
Первый памятник на братской могиле
Комсомольский субботник.
Посадка деревьев на братской могиле.
С. Туруханск 1952 г.
Источник: личный архив Зубовой С.С.
Возложение венков на братской могиле
Источник: личный архив Зубовой С.С.
Стела на месте расстрела С. Туруханск 1978 г.
большевиков в 1918 г. Берег Нижней Тунгуски 2010 г.
Уточнение надписи на обелиске
С.Туруханск
2010 год
С.Туруханск 80-е годы ХХ века
Источник: Личный архив Зубовой С.С.
Заброшенное кладбище по улице Лесной
Дорога, проложенная через кладбище
С.Туруханск
Июль 2010 г.
Виктор Савельевич Крамаров
Источник: Фонд краеведческого музея администрации Туруханского района
Сохранившиеся могилы на кладбище по улице Лесной
С. Туруханск
Июль 2010 г.
Утраченные могилы на кладбище по улице Лесной
Могилы спецпоселенцев на Северном (старом) кладбище
К.П.Канаева показывает могилы спецпоселенцев
Могила спецпоселенца Б. Калнозолса
Могила спецпоселенца Н.К Муйжнека
Умер в марте 1957 года
Безымянные могилы ссыльных
С.Туруханск
2010 г
Могила погибших в авиакатастрофе
Памятник на месте дорожной аварии
Место аварии по дороге в Селиваниху
С.Туруханск
2010 г.
Семейные захоронения на Северном (старом) кладбище
Род Кучеренко
Род Чалкиных
Старый крест в форме домика в одном из семейных захоронений
С. Туруханск
2010 г.
Надгробия на Северном (старом) кладбище
С. Туруханск 2010 г.
Северное (новое) кладбище
Часовня на кладбище
Я соприкасаюсь с прошлым
С. Туруханск
2010 год
Надгробия на Северном (новом) кладбище
С. Туруханск 2010 год
На кладбище в Селиванихе
2010 г.
На кладбище в Старо – Туруханске
2002 г.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»