Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Белорусы в Ораках


Неустрова Елена.  Красноярский край, Шарыповский.р-н, с.Ораки, ООШ №15.
 Руководитель. Буркина Елена Васильевна

Много сел есть на земле:
Мне одно лишь снилось.
Пол-России для меня
В том селе вместилось.

Это исследование посвящено белорусам более 70 лет назад приехавшим на запад Красноярского края в село Ораки Шарыповского района.

Историческая справка.

Ораки – одно из старинных сел Шарыповского района Красноярского края. Территория, на которой пролегли улицы села, обитаема тысячи лет. Доказательством тому являются сотни курганных насыпей, петроглифы горы Кедровой – Кизехтаг, россыпи фрагментов керамики древних культур, начиная от афанасьевской. Здесь жили андроновцы, тагарцы, таштыкцы, енисейские кыргызы…

В русских письменных источниках село именуется как инородческий улус Урак. В начале двадцатого веков за ним закрепилось имя Ораки. В 1890 году здесь было 71 хозяйство, 190 мужчин и 167 женщин. В 1911 году в улусе проживало 494 человека, из них русских всего тринадцать человек. В девятнадцатом веке совет уракских коренных народов возглавляли Тюндешевы, Аглагачевы, Угужаковы, Кулаковы, Шушеначевы, Ильчугачевы и другие зажиточные сибиряки - хакасы. С 1930 по 1960 год в селе действовал передовой в районе колхоз «Большевик». В 1933 году в селе открывается Оракская МТС. Тогда были построены целые улицы. В село приехали русские, белорусы, украинцы, переселенцы из Псковской, Курской и других областей. На базе МТС действовали курсы трактористов. В селе была хорошая школа.

Как и у всякого давно обитаемого места, у села Ораки есть свои плюсы и свои минусы. В 1956 году проживало 1245 человек, сегодня 360. Уменьшилось и состарилось население. На примере одного села можно изучить живую историю с древности до наших дней. Это смелое утверждение имеет много доказательств. На территории села Ораки оставлены следы понимания жизни древними людьми в топонимах, легендах и преданиях. Этот пласт древности заставляет говорит о том, что окружающая жизнь представляет место, где веками концентрировались понятия добра и зла, света и тьмы, черного и белого, низкого и высокого.

Интересен и такой факт. Не прошло и ста лет, как из чисто хакасского улуса Урак родилось новое село Ораки, а коренное население ассимилировалось, и сейчас Ораки - типичная сибирская деревенька, в которой основное население - 83% – русские. И топоним новый (Урак - Ораки) родился, и люди живут других национальностей. В Ораках никогда не было межнациональных конфликтов. В классах учились и по сей день учатся дети разных национальностей. Половина класса дети хакасов, плохо владеющие русским языком, половина других национальностей. В 1941 году в школе появились дети ссыльных немцев. Понятно, что в таком многоликом и разноязыком коллективе воспитание в духе взаимопонимания и терпимости приобретает особое значение.

В колхозе «Большевик», в Оракской МТС, на других производственных участках работали люди разных национальностей. Опыт всех людей был задействован: пасека давала мед, свиноферма мясо, птичник яйцо и курятину, мини маслозавод изготавливал сыр и масло сливочное. Работали родители, и все острые углы семейных и национальных взаимоотношений сглаживались постоянной занятостью подростков и взрослых. Учащиеся активно включались во взрослую жизнь, формируя свою личность, осваивая жизнь. Их жизненная ориентация зависела от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Если жизнь их в чем-то не устраивала, старались ее изменить. Позиция терпимости и доверия - это основа для формирования взаимопонимания и мирного сосуществования людей разных конфессий и национальностей. Выработка такой позиции требовала серьезной работы. Благодаря педагогическому коллективу, учащиеся школы не испытывали эмоционального дискомфорта из-за того, что рядом с ними за партой сидят дети иной национальности. И большинство совершенно нормально относились к возможности совместной деятельности друг с другом.

Плюсы продолжают свое рождение: сегодня село Ораки после глубокой разрухи ( банкротства Оракского совхоза в 1992 году, полного запущения полей, хозяйства, человеческих душ ), с нуля возродило свое сельское хозяйство. СПХК «Оракский» засевает поля, работает лучшая в районе ферма, строятся дома. Может, этому способствует тот факт, что из года в год пишется удивительная история села, ни одна страница прошлого не забывается.

Одна из страниц истории села - «Белорусы в Ораках»

1929 год. Одновременно с севера Белоруссии из Витебской области Ложеской волости, из деревень Зайцево и Пущевые выехали семьи Сороко и Рудченко. До станции Июс Ширинского района Республики Хакасия ехали в одном поезде. Почему поехали? Места в Зайцево и Пустоши болотистые, земли мало, неурожайными были два последних года, но самое главное граница рядом. После двух войн 1914г., 1917-1921г в селе не осталось коней, народ был разорен. Все помнили, как в 1914 году немцы взорвали железнодорожный мост, земля содрогнулась. Но главной причиной была все-таки надвигающаяся насильственная коллективизация, 1929 году начали создавать колхозы. Страшно было жить: и колхозов , и войны боялись. В Сибири жила сестра Кореневского Ануфрия, которая писала, что в Сибири жить можно, земли много, люди живут хорошо. На семейном совете решили: надо ехать за лучшей долей. Все распродали и с ручной кладью отправились за тысячи верст. И не зря уехали, деревню фашисты в 1941 году сожгли дотла, жителей расстреляли. После войны один из родственников побывал на пепелище- осталось два деревца покалеченных и колодец.

У Андрея Михайловича (1815 -1919) и Лукерьи Сороко было в семье девять детей. По словам внучки Екатерины Окуневой, Андрей Михайлович прожил 105 лет, в молодые годы познал крепостничество, много приходилось работать на богатых панов. Стали рождаться дети, он сам построил дом, сложил печь с трубой, в остальных домах топились по-черному, дым шел через окна и двери. Дожил Андрей в трудах и заботах до глубокой старости и похоронен в Белоруссии. В Сибирь отправилась его дочь Анна Андреевна (1864-1962), с двумя сыновьями и пятью дочерьми. Достоинств у этой женщины много: и то, что родину сменила в 66 лет, научившись жить в Сибири, и то, что прожила почти сто лет, и то, что всегда работала до последних лет жизни. Ее муж Григорий Васеич был обходчиком путей на железной дороге , семья не голодала, потому что родители трудились рук не покладая, умер он 1921 году. Дети Анны и Григория были , кроме младшей Екатерины, семейными: Антон, Игнат, Мария -1905, Софья -1889, Таня, Ольга - 1896 Катя – 1912. В Сибирь также поехал сын Андрея Сороко Николай с четырьмя детьми. Николай уехал назад, а дети его остались в Сибири. Остальные родственники Анны Андреевны продолжали жить в Белоруссии и погибли в годы Великой Отечественной войны.

В Июсе перезимовали, не понравилось, отправили ходоков искать лучшие места, им приглянулись Ораки. Говорили, что в хакасском улусе Ораки не будут создавать колхоз. Вот они всем табаром, а их было семь семей со стороны Сороко и большая семья Павла Рудченко переселились в хакасский улус. Это Окунев Игнат Григорьевич с семьей, Окунев Антон Григорьевич с семьей. Абраменко Федос Иудович, Кореневский Ануфрий, Анна Андреевна с дочерью Екатериной Григорьевной. И позже приехали Галузо Матвей Наумович с семью детьми. Сначала все жили в одном доме на улице Кукуй (теперь Белорусская). В этом купленном доме у Ивана Прутовых сени были плетеные, крыши нет.

Всей огромной семьей – почти 40 человек – расселились и жили два года в двух маленьких комнатках. Тяжело было. Еду на печке варили целый день, не переставая. Спать укладывались, где кто мог, дети на палатях, весь дом был занят постелью. Но быстро сумели купить себе дома на этой же улице, у всех было много детей, жили дружно, много было земли, бери бесплатно, сей, паши и живи. А белорусы работы не боялись, быстро стали обживаться. Большая семья Рудченко Павла Лаврентьевича сначала обосновалась в заселке Окуневка, что в 2 км от Ораков, позже купили дом в селе на Набережной, поселились и всю жизнь прожили в нем. Двоюродная сестра жены Павла Рудченко Храповицкая Анна Михайловна осталась жить в Июсе. Там у нее родилось четверо детей.

Наступила коллективизация, в первую волну белорусы не пошли в коммуну, как она тогда называлась, она быстро распалась, а вот после выступления Сталина ( «Головокружение от успехов"») собрались и на семейном совете решили , что теперь пора вступать в колхоз, увели лошадей, коров. В войну 1941г. и после в колхозе «Большевик» лошадей так и звали «Храповичиха», «Кореневчиха».

Процесс вживания

Оракские белорусы прибыли в Сибирь самовольно в 1929 году, тем самым, представляя собой наиболее мобильную часть белорусского крестьянства, не побоявшегося проехать, пройти тысячи километров тяжелого, подчас полного лишений пути в поисках лучшей доли. Переселялись они из центральной густонаселенной Витебской губернии и были среди них, главным образом, предприимчивые крестьяне среднего и малого достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях белорусской общины не могли улучшить свое положение. Самыми трудными, по их словам, были первые два года: не просто заново обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай. Рассказы белорусов о себе, записи бесед представляют материал, который дает возможность проследить ценностные ориентации глазами людей того времени: информант расставляет акценты, дает оценки событиям и фактам, приводит мнение родных и просто людей, оказавшихся на тот момент в контакте с ним. Белорусы вынуждены были мигрировать в Сибирь по причине “малоземелья”. О тех далеких годах народный поэт Белоруссии Янко Купала писал с грустью: «Убогой сохою пески подымают, слезами, тоскою поля засевают». Во всяком случае, потомки рассуждают так: «Если б там хорошо жили, сюда бы не приехали. Моим родителям в Сибири понравилось, что лесу много, хлеб хороший родится». ( Из воспоминаний Н.И. Синявской).

Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство — устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через два года. Люди приехали сильные, трудолюбивые, они образовали тот человеческий потенциал, который вдохнул новую жизнь в деревню Ораки, начинающую строить колхозную жизнь. Переселенцы одной национальности – около 60 человек - сохраняли свою культуру, быт, обычаи.

Переходный период освоения сибирских земель, по признанию белорусов, сопровождался сильными стрессами прежде всего для людей старшего поколения, причиной чего было расставание с этнической территорий («родной землей»«батьковщиной»), приспособление к новым природно-климатическим условиям, вживание в новую социально-экономическую и этническую среду. Из рода Сороко приехали брат с сестрой Николай и Анна, дети Николая остались в Ораках, а он уехал на родину, все ему казалось чужим. Их брат Александр Николаевич остался в Белоруссии, в годы войны 1941-1945 он сам и его дети погибли. А уже второе, третье поколение постепенно становилось сибиряками, приобретали черты, порожденные сложностями жизни в этом достаточно суровом краю, который вырабатывал у них сибирский характер. «Что значит сибирский белорус? Вопрос действительно интересный. Во втором, в третьем поколении язык утрачивается. Я уточню: белорусского языка, чисто белорусского нет. Это видоизмененный, я бы сказала, два искаженных языка: русский и польский. Я немного помню белорусский язык, четвертый класс окончила в Белоруссии. Грамматика простая: «Як слышицца, так и пишиццаа: карова, сабака, адияла и т.д.» (Из воспоминаний А.М. Галузо-Бугаевой)

Земельные просторы, хорошие естественные кормовые угодья и наличие водопоев оказались весьма благоприятными для развития хозяйства. Все семьи белорусов купили коров, завели коней, свиней.

Среди опрошенных белорусов, подавляющее большинство которых моложе шестидесяти лет, ответили, что, зная о своем белорусском происхождении, они ничего не могут рассказать о традициях своих предков, так как эти знания оказались окончательно утраченными с уходом из жизни хранивших их представителей старших поколений. «И что удивительно, дед с бабой (Григорий и Софья Галузо) мешали белорусский язык с русским. А все мы – тётя Маня, тётя Нина, тётя Аня, потом я – стали учительницами русского языка. И тоже, как будто от природы, мои тётки, отец – светлая им память – и я говорили на правильном, богатом русском языке. Только у тёти Мани сохранился этот твёрдый «Ч», как в белорусском языке». (Из воспоминаний Н.Г.Дмитриевой).

Главный хранитель рода белорусов - Кореневская Мария Григорьевна (1908-1998)
Если решался важный семейный вопрос в роду белорусов, последнее слово оставалось за Марией Григорьевной Кореневской. Она приехала в Сибирь, будучи замужем и имея одну дочь. Сына Леню родила после смерти мужа, застреленного из охотничьего ружья недалеко от Ораков хакасами, решившими ограбить Ануфрия, но поживились только тремя мешками ржи, которые были на телеге. Рано лишилась дочери, сын Леонид вырос заботливым и хорошим сыном. Мария Григорьевна рассказывала:

"Ко времени создания колхозов, мы купили двух жеребцов, двух коров, весь прицепной инвентарь, плуг двуконный — с большой горечью все в колхоз сдали.

Работала на пашне, хлеб веяла, молотила, потом на отделении молоко принимала, поставили кладовщиком. В 1935 году в селе начали арестовывать врагов народа. Не обошла эта участь и меня. 26 августа 1935 г. я была арестована вместе с родственником Храповицким Александром Ивановичем за вредительство в народном хозяйстве. Нас привезли под конвоем на ст. Шира и допрашивали. Дома остались двое маленьких детей. Не признавая себя виновной, сумела убедить прокурора, и он отпустил меня домой, взяв подписку о невыезде. Допрошенные по нашему делу свидетели показали, что я как обвиняемая и как кладовщик в колхозе работаю честно и вредительства не причиняла. Храповицкого отправили в Минусинскую тюрьму, но 30 октября 1935г. наше дело было закрыто, и он вернулся в Ораки. Я сразу же ушла с кладовщиков.

В компартию вступила в 1938г., училась девять месяцев на курсах на комбайнера. Два года была комбайнером и год трактористкой. После войны училась на председателя сельпо. Будучи председателем сельпо, сама водила машину и ездила за товаром в Шира, Красноярск, Абакан. Труднее всего было работать агентом по сбору налогообложения. Присылали распоряжения, обязывали выполнять: была на дворе корова – сдай 230л. молока, если корова -первотелок – 115л., свинью растишь - шкуру сдай, овца есть – шерсть, шкуру сдай. Кто не подчинялся, предупреждали, могли конфисковать за неуплату налогов теленка. Люди были бедные, а план выполнять надо. В колхозе жизнь была трудная, платили за рабочий день 10-20 коп., а если засуха, то и с голоду помирали. Перед уходом на пенсию работала продавцом". Рассказ дополняют воспоминания Тархановой Н.В. (1927 года рождения), соседки Кореневской М.Г.:

"Да, жизнь у нее довольна непростая, но любви, терпения у Марии Григорьевны хватало для всех, душа у нее совсем не злая, с людьми жила дружно, без проблем. Помню, в 1940 году в феврале месяце повредила ногу, когда заводила трактор, так сильно, что осталась хромой на всю оставшуюся жизнь, на пенсии ходила с тросточкой: нога покоя не давала. Одна из первых купила в Ораках мотоцикл «козлик», везде ездила на нем: в Ужур, Шарыпово, Родники, на покос с сестрой. Позже приобрела новый мотоцикл «Урал» и разъезжала на нем. Обладала сильным, проницательным умом. На пенсии развела сад и огромную пасеку. А в доме много цветов от фикуса до самых редких. Первой в селе вырастила настоящую розу, соседи приходили любовались. Любила во всем красоту, вышивала ковры, ажурными занавесками в стиле ришелье украшала дом, это кропотливая работа, при которой основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, после чего ткань вокруг узора вырезается. Молодой работала зимой на тракторе ЧТЗ «Сталинец» возила дрова из Солбата, осенью хлеб убирала на комбайне. Мария Григорьевна была спокойная, рассудительная, скромная женщина. Этот человек никогда не сидел без дела: то самопряха в центре комнаты- прядет, потом носки вяжет, то праздник подходит, купит целую стопку открыток и всей родне подпишет. Состояла в партии, всегда посещала все собрания, была в курсе всех происходящих дел в селе и районе и к ее мнению все прислушивались. И она не проходила мимо беспорядков. Муж с женой ругаются, дерутся, дети плачут. Она будет говорить наедине сначала с ней, потом с ним, и мир в семье наступает.

Колоссально трудолюбива, самоорганизована, человек, в котором нет границ в таланте, очень добрая, преданная своей деревеньке, ставшей для нее родной.
Все в деревне знали, что Мария Григорьевна любит читать по ночам роман-газеты, она их выписывала ежегодно, по номерам и годам раскладывала и хранила в двух шкафах.

Весь большой огород засажен картошкой, полола на рассвете, по холодку, как она говорила. На покосе траву с сестрой Екатериной руками косили, убирали сами. До старости корову держала. Хочется извиниться перед этой светлой женщиной за оракцев, которые в 90-годы ночами разоряли ее пчел, разобрали мотоцикл и вообще не давали спокойно жить".

От души можно позавидовать такой жизни, простая белорусская женщина, приехавшая в хакасский улус, потеряв мужа и дочь, сумела преодолеть это несчастье и принимала этот мир таким, какой он есть с радостью и благодарностью, была счастлива. Мы видим, что зрелые, положительно настроенные индивидуумы, чаще берут на себя ответственность за решение проблем, справляясь с ними лучше, чем те, кто склонен хмуро смотреть на мир. Нужно заметить: она никогда не жаловалась на жизнь, всегда действовала, не давала жизни пройти мимо нее и вела за собой других.

Такая же позиция была у ее сестры Софьи Григорьевны Галузо. О ней и ее семье рассказывает внучка Нина Геннадьевна Дмитриева, директор Локшинской школы Ужурского района: «Софья была замечательной женщиной. Не такой, как все наши оракские, как я теперь понимаю. При всей её относительной малограмотности она обладала природным умом и приобретённой за всю её трудную жизнь мудростью.

Читала баба Софья запоем. В тесной комнате дома, где все сразу жили –6 человек- кровати стояли с проходом узким, только боком можно было пройти. Моя люлька висела на крюке, и баба Софья по обыкновению вечерами при лампе читала и ногой за верёвочку качала люльку. Да так один раз увлеклась чтением, что опрокинула эту висячую колыбель. О шраме от этого случая всегда говорю с гордостью и всегда знаю, откуда пошла это моя любовь к книгам. Надо сказать, что читать любили все Галузо: отец мой, Геннадий Матвеевич, тётя Маня – Мария Матвеевна, все мои тётки – тетя Аня и тетя Нина. Все дети моих бабы Софьи и деда Матвея Галузо, а это была по нынешним меркам огромная семья, «вышли в люди»: Григорий Матвеевич Галузо был военным, прошёл войну, жил потом в Евпатории, имел чин полковника, Нина Матвеевна Галузо– Черемнова была учителем, заведующей гороно в г. Дивногорске, Анна Матвеевна Галузо – Бугаева была учительницей, Мария Матвеевна Галузо, оставшись вдовой в 26 лет, больше всех проработала учительницей в Ораках, потом в Арабкаево. Младшим из детей Софьи Григорьевны и Матвея Наумовича был Гена. Геннадий Матвеевич Галузо – мой отец.

Геннадий Матвеевич Галузо хоть и не получил высшего образования, но тоже от природы обладал острым умом, имел широкий кругозор и мог дать фору многим инженерам с образованием. Работал механиком, потом бригадиром, когда в 1967 году приехал в Ужур, был главным инженером, проработал в ПМК – 6 «Водстрое». Пытливым и любознательным был даже в старости.

Но вернусь пока к бабе Софье, какой я её помню. У неё была большая добрая душа. Одевались бедно, и часто зимой одни валенки надевал кто-то первый, и уже остальные ждали своей очереди.

А баба Софья весной чуть ли ещё не по снегу ходила босиком. Её ноги большие, в шишках казались уже и не вмещались ни в какую обувь. Собирала она по первой травке «унуков» и шли «у поле, у лес…». Она любила всех нас, а её незамысловатые рассказы, когда выводила всех, всегда помню, а пуще того ту ровную интонацию, с какой она говорила, и этот её говор – наполовину белорусский.

При всем великодушии мы, Галузо, ещё и очень своенравные люди. Все. И это тоже у нас от бабы Софьи. Деда Матвея, своего мужа, она держала в строгости.
Были у них между собой целые баталии. Но оба до самозабвения любили своих детей и особенно потом внуков. Мы чувствовали, как они любовались и гордились нами.

Их сын, Геннадий Матвеевич Галузо, родился 9 мая 1930 года в селе Пущевые Сиротинского района Витебской области. Когда Гене исполнилось 4 года, Галузо приехали из Белоруссии в село Ораки. Началась война, Геннадию было полных одиннадцать лет.

С одиннадцати лет он и начал работать, ему не было ещё 12, когда он сел за трактор, пахал, боронил. В День Победы, 9 мая 1945г, он тоже пахал поле за деревней. Работали с двоюродным братом своим – Кореневским Леонидом. Прискакал на коне кто-то из оракских обрадовать, что война кончилась, и говорит: «Идите, ребятишки, домой!» Не пошли – продолжили пахать – что дома делать, поесть все равно было нечего. Голодали страшно, всю войну. В этот день Геннадию Галузо исполнилось 15 лет. А он уже 4 года работал на тракторе! Сохранилась медаль отца «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг»

Женился в 20 лет на Шилкиной Валентине Фёдоровне. В сентябре 50-го года призвался в армию. Служил в Приморском крае, в армии стал шофёром. 5 сентября 1953 года был уволен в запас.

С 9 ноября принят слесарем-трактористом в Оракскую МТС. Август 1954 года – бригадир трактористов. В 1958 году в связи с реорганизацией МТС переведён в колхоз. В 1961 году назначен механиком в Оракский зерносовхоз, на отделение № 4. В 1968 году принят главным инженером машинно-мелиоративной станции.
В 1970 году в связи с реорганизацией треста «Мелиоводстрой», созданы на базе Балахтинской и Шарыповской ММС прорабские участки. Назначен механиком мастерских Ужурской ПМК – 6. В 1974 году назначен главным инженером ПМК – 6. В 1979 году - старший прораб ПМП – 6 «Водстрой». В 1996 году – мастер «Ужурводострой».Член КПСС с 1956 года. Своей принадлежностью к Коммунистической партии гордился.По характеру был лидером. Помню из детства – если садился в уборочную на комбайн, то обязательно был победителем соревнования. Работал всю сознательную жизнь.

У отца было какое- то благоговейное отношение к хлебу. Он говорил:
« Как это есть нечего, если есть хлеб!» Ел хлеба много всегда, когда уже и поесть было что. Не могу без слез петь и слушать песню «Хлеб – всему голова!» Она о моем отце, большую часть жизни проработавшем на земле.Умер 20 апреля 2005 года, не дожив до своего 75-летнего юбилея – до 9 мая".

Каждая семья сама определяет траекторию своего развития, сообразуясь со своими целями, желаниями и установками. В семье Галузо 7 детей, 13 внуков, 13 правнуков есть и праправнуки. Из воспоминаний мы видим, что дети и внуки вместе с родителями учились выстраивать свою жизнь с самых азов. Семейное гнездо помогало расти талантам, прививало трудолюбие, раскрывало дремлющий потенциал подростков, воспитывало самоуважение. Уважающий себя человек способен не только жить в социуме, но и построить здоровые отношения с другими людьми. Из семьи Галузо больше всех учителей взросло, о них рассказ в следующей главе.

Интеллигенция

До 1930 года в Ораках была четырехклассная школа, и она располагалась в одном доме. Вскоре открылся 5, 6 класс, заняли под школу еще два близлежащих дома. Из семьи Галузо учительницами стали три сестры Мария Матвеевна, Анна Матвеевна, Нина Матвеевна. Их двоюродная сестра Абраменко Варвара Федоровна стала вести химию, некоторое время работала в школе двоюродная сестра Мигачева Антонина. Русский язык вела жена Абраменко А.Ф. - Фаина Михайловна. Вспоминает Галузо-Бугаева А.М.: «Я работала в Оракской школе с 1948 по 1964 годы. В своих воспоминаниях я охвачу только послевоенные годы. Это были очень трудные годы. Здание школы было ветхое, старое, тесное. В каждой классной комнате стояла печь, топили сырыми дровами, которые ежедневно привозили из леса женщины-технички на конях. Были дни, когда некому было ехать в лес, тогда дети приносили дрова из дома. Технички проявляли настоящий героизм. Они приходили на работу очень рано. Сами пилили, кололи, заносили дрова, топили печи, делали уборку, приносили воду из колодца. И не жаловались, не роптали, работали без замечаний и добросовестно. Трудное время было и для учителей и для учащихся. Осенью, после уроков мы все ежедневно ходили на сушилку работать. Механизации не было. Вручную крутили веялки. Это был очень тяжелый труд. Но к урокам готовились, успеваемость была хорошая. В летние каникулы работали в колхозе. Несмотря на неимоверные трудности, я вспоминаю о тех годах, как о самых лучших годах моей жизни, потому что это было время, когда страна заново рождалась из руин, каждый год понижались цены на продукты и товары, их в магазинах становилось все больше, жить становилось легче и веселее. Проработала в Оракской школе 16 лет. Дети учились охотно, физически работали добросовестно. Большинство - активные, инициативные ребята. Жили весело: часто выступали с концертами, интересно проводили пионерские сборы. Все делали увлеченно. Это была единая дружная многонациональная семья. В школе учились русские, хакасы, татары, белорусы, ссыльные немцы. Все были равноправны, никто никого не обижал. Традицией в школе было помогать старикам и больным. И не от случая к случаю, а постоянно, еженедельно. Мыли полы, посуду, готовили еду. Ходили в магазин. Уличные работы делали сюрпризом. Ложатся спать старики с заботой на душе: у одних дрова не распилены, у других забор упал, у третьих картофель не обработан. Утром выходят: у одних дрова в поленницу сложены, у других забор починен, у третьих картофель обработан. Радость неописуемая. Очень уважали люди учителей и учеников. Мы кипели в жизни села, вечерами допоздна шли репетиции. До сих пор вспоминают жители, какие коллектив школы по инициативе учительниц - белорусок ставил спектакли по пьесам Островского "Бедность — не порок», «Гроза, «Женитьба», как декорации искали (ковры, мебель для купеческой квартиры) по всему селу. В клуб на представление набивалось народу – яблоку упасть негде.

А какие люди были в то время. Вежливые, заботливые, внимательные, дружные, работящие. Такими же были их дети – наши ученики. С ними очень легко и интересно было работать. Их не надо было принуждать, заставлять. Учились охотно, физически работали добросовестно. Большинство активных, инициативных ребят.

Что было свойственно белорусской интеллигенции? Особая доброта, оптимизм, трудолюбие, умение найти выход из любой ситуации. Вот так, приехав в Сибирь, мы, молодые белоруски, будучи на ступеньку образованней своих сверстников, выводили на свет оракских девчонок и мальчишек".

Анна Матвеевна в годы войны по комсомольской путевке уехала в Енисейский район село Ярцево, где ее, белоруску, назначили редактором газеты «Знамя Победы». Она в 1943 году стала членом партии. Газета издавалась один раз в месяц по четвергам, тиражом 400 экземпляров. В 1944 году было выпущено 48 газет. Условий для работы не было создано, одна печатная машинка «бостонка». В 1946 году приехал друг юности, будущий муж Бугаев, с которым они, создав новую семью, отправились, в Магадан. Родился сын Леня, постоянно болел, врачи рекомендовали сменить климат, Бугаевы вернулись в Ораки. Анна Матвеевна стала учить немецкому языку и биологии, муж работал в МТС.

Вырастили с мужем пятерых детей. Леонид 1947 г.р., окончив сельхозинститут работал главным инженером Беллыкского совхоза. Александр 1949г.р. - инженер по технике безопасности Беллыкского совхоза, Тамара – киномеханик в г. Шарыпово и Нина – киномеханик в поселке Дубинино - дочери- близнецы с 1951 г.р. , сын Николай работал в г. Шарыпово ГАИ, погиб 1985г.

Что мы наблюдаем? Анна Матвеевна, выросшая в семье с реальными действиями и достойными результатами, сама создает такую семью, где пятеро детей. Позитивно настроенные люди никогда не уходят от ответственности. Чаще они смело "бросаются в бой", прибегают к неординарным решениям. А иначе и быть и не могло. Во - первых, в ее семье положительно настроенные дети энергично берутся за решение самых сложных проблем для того, чтобы защитить оптимистичный взгляд на жизнь. Точно так же Анна Матвеевна воспитывает и чужих детей в школе. Во-вторых, часто для того, чтобы приступить к решению трудных задач, в первую очередь, требуется положительное отношение к жизни. А оно было сформировано в детях из рода Галузо.

Такую позицию доказала своей жизнью и ее сестра Галузо Мария Матвеевна, родившаяся в 1917 году ( по мнению родственников, в 1913 году) в Белоруссии в большой крестьянской семье, была старшей дочерью. Приехала в Сибирь взрослым человеком в 1937 году, окончив на родине школу и педагогический техникум. Это уникальный человек. Молоденькой 20 - летней девушкой пришла она в Оракскую школу работать пионервожатой, образование получала заочно. Документы, привезенные с Белоруссии, не понравились районному руководству, пришлось переучиваться, поступила на 2 курс Абаканского педтехникума, с успехом закончила его. И тут же сдала экзамены в Абаканский учительский институт на факультет русского языка и литературы. Работала учительницей в школах Шарыповского района с 1937 – 1969 годы. В Парнинской школе вела русский язык и литературу, была директором Оракской и Ивановской школ. В Оракской школе проработала 22 года. А всего учительский стаж равен 50 годам. Красавец муж Марии погиб на войне, дочь выросла, подарила ей двух внуков.

Умерла в возрасте 94 лет в сентябре 2007 года, похоронена в Красноярске. Вот строки из ее письма от 19.11.1990г. оракским школьникам : «В Ораках работала с радостью. У нас был замечательный коллектив. В школе отличная дисциплина, нас, учителей, с учениками объединяла большая дружба. Всю жизнь любила детей, школу считаю святым местом, на уроки иду как на праздник. Мне 73 года продолжаю работать в Арабкаевской школе Ужурского района, веду всего 13 часов в неделю». Только в 82 года покинула школьные стены. Вот еще строки из ее письма: «Лучшим орудием воспитания является сам учитель. От того, какой он, учитель, зависит судьба его учеников». Это правило Мария Матвеевна воплощала в жизнь всегда, на каждом шагу своей долгой учительской жизни. Она воспитывала и учила детей ежедневно, кропотливо, по крупицам всему: она заводила девочек-учениц в дом брошенной больной старушки, носила воду, убиралась в комнате, мыла в ванне саму бабушку, стирала вместе с ученицами грязные вещи. Раз в неделю меняла книги в библиотеке, читала постоянно. Посещала все киносеансы, у нее было свое место в клубе и никто не занимал его. Потом спрашивала школьников о впечатлениях по просмотренному фильму. Никогда ни на кого не повысила голос, на всех хватало у нее добрых слов. Пример честности, справедливости, трудолюбия, человечности показывала Мария Матвеевна. Ее помнят благодарные ученики.

Учительницей стала племянница Марии Матвеевны Александренко Светлана Яковлевна, родившаяся перед началом войны 4 мая 1941 в г. Абакане. Ее родители Галузо Анастасия Матвеевна и Александренко Яков Федорович были замечательной семейной парой. Мать умерла, когда Свете было 4 года, в семье была еще младшая сестра Валентина. Сестры по матери Анна и Мария были учителями, поэтому Света после школы окончила пединститут, в 1964 г. и приехала учительницей русского языка и литературы в Парнинскую среднюю школу (20 км. от Ораков).

Она была очень красивой женщиной, в школе считали, что она похожа на Ларису Голубкину. Искрящиеся глаза, обворожительная улыбка на лице, приятный голос сразу располагали к себе. Что бы ни случилось, она производила впечатление абсолютно счастливого человека и к ней тянулись дети. Село небольшое, все семьи на виду, она знала особенности каждого ученика, его интересы и способности и всегда во всем помогала.

Имела множество грамот, в 1976 году награждена знаком «Ударник пятилетки, в 1978 г. грамотой Министерства просвещения за добросовестное обучение и воспитание подрастающего поколения. Она носила звание «Отличник народного просвещения» и «Ветеран труда». Она умела с достоинством выйти из любой ситуации, умела пошутить и с юмором посмотреть на происходящее, хорошо знала и любила свой предмет, умела доступно объяснить трудные моменты и передать любовь к своему предмету детям, умела направить активность учеников в нужное русло, находила общий язык с любым человеком...

В 1980 году была избрана секретарем Парнинского сельского совета, работала в этой должности два года, затем опять вернулась в школу. В школе два года была организатором и одновременно вела уроки русского языка. Ученики очень любили свою учительницу, до сих пор на вечерах встречи ее вспоминают с теплотой и благодарностью.

К сожалению, по состоянию здоровья Светлана Яковлевна ушла на пенсию по выслуге лет в 1992 году, и очень рано умерла 7 ноября 1993г. У Светланы две дочери Марина и Лена, два внука и внучка. Елена — секретарь Парнинского сельсовета, а Марина работает в ЗАГСе г. Шарыпово. В ткань ее жизни вплетено множество нитей: любовь, приключения, работа, удача, успех - но самой яркой и прочной нитью через всю жизнь проходит опять же жизненный настрой. Света выросла без матери, родственники согревали ее душу, и она достойнейшим образом оправдала их надежды.

А вот еще одна учительница - высокая, стройная Варвара Федоровна Абраменко (1922-2010). Молоденькой девчонкой открыла впервые двери школы и более 40 лет каждое утро торопилась на встречу с оракской детворой, вначале была учительницей начальных классов, затем преподавала химию, а также была завучем. Строгая, но справедливая, она всегда выслушает, и если потребуется помощь – всегда поможет. Талантливый педагог, умелый организатор, бессменный завуч школы. Её энергия и желание сделать все с душой, наверное, самое отличительное качество. Верой и правдой несколько десятков лет служила школе . Все праздники, торжества, работа классных коллективов на плечах этой энергичной, волевой женщины. С любым вопросом можно обратиться к ней и, поверьте, исчерпывающий ответ вам обеспечен. Обаятельная и тактичная женщина, «беда и выручка» и учителей и учащихся. Был у этого человека талант – не повышая голоса, доброжелательно улыбаясь, расположить к себе неугомонную детвору. Добрая, знающая психологию детей, научила химии и жизни много поколений оракцев. Учителя, работающие с ней, рассказывают, как она помогала начинающим молодым специалистам осваивать нелегкое дело – обучение детей, как по-умному давала советы по проведению уроков и простому способу разрешения любого конфликта.

Вместе с мужем Иваном Кузьмичом Леонтьевым вырастили и воспитали троих дочерей, они получили высшее образование и работают в Красноярске и Иркутской области. Умерла в Красноярске, где в последнее время проживала у дочери, 15 ноября 2010 г., там же и погребена. На этом династия белорусский учителей не заканчивается. Всю жизнь учителем математики была Татьяна Александровна Храповицкая (по мужу Рукосуева), ее племянница Наталья также стала математиком.. Из рода Рудченко педагогом стала Валентина Михайловна Ющенко.

Вот и получились отдельные зарисовки нашей школы, только вместо красок – слова, они и являются отдельными штрихами к портрету, а все вместе составляют образ Учителя школы из рода белорусов. Это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям, безграничной верностью к педагогическому делу. Они не признавали работы «от» и «до», а отдавали ей все свои силы и время. И труд этих, обычно скромных людей, как правило, отличался завидной эффективностью. В чем же главный секрет успешной жизни? Все дело в настрое. Они искали положительное во всем: в людях, в работе, в окружающей обстановке, в муже и детях. Жизнь слишком коротка, чтобы распыляться на неприятности. Если человек научиться полноценно проживать каждый день, он обретает устойчивый положительный настрой, а жизнь становится насыщенной и интересной.

Война

Не ошиблись белорусы, выбрав гостеприимное село. Ораки начинали строить новую социалистическую жизнь, работы было много, а белорусы не боялись никакой работы. Семьи у белорусов были большими, в каждой от 3-8 детей. Росли дети, учились в школе, играли свадьбы, жизнь потихоньку налаживалась, сибирская сторонка родной становилась. Но грянула война. Стали приходить повестки. На фронт ушли все мужчины-белорусы, кроме стариков. Боевое братство всех народов, входящих в состав СССР и, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, исключительный героизм и великое самопожертвование принесли нам общую победу над врагом. Яркое тому свидетельство – 471 воин СССР был удостоен высшего звания – Героя Советского Союза за освобождение Белорусии от врага, из которых 40 % составляли сибиряки.

В Ораках не знала земля
Грохота мин и снарядов,
Но скольких своих детей
Село проводило в солдаты…

Вот печальный список погибших белорусов из села Ораки:
Галузо Леонид Матвеевич (1924- 1942)
Абраменко Василий Федорович (1925- 1944)
Ющенко Василий Иванович (1924-1943)
Воробьёв Федор Ефимович (1907- 1942 )
Рудченко Дмитрий Георгиевич (1921- 1944 )
Рудченко Григорий Павлович (1910 -1941)
Храповицкий Георгий Александрович (1919-1941)
Храповицкий Иван Александрович (1924 - 1943)

Воевали и вернулись:
Рудченко Александр Павлович 1905г.р.
Рудченко Александр Павлович 1912г.р.
Галузо Григорий Матвеевич (1917-1989)
Сороко Иван Николаевич
Храповицкий Дмитрий Федорович 1925 г.р.
Ющенко Павел Иванович
Галузо Матвей Наумович 1887 г.р. - трудармия
Воробьёв Иван Ефимович

Из села Ораки на фронт призвано около 254 человека. Из них погибли 140 человек, в том числе молодые, ничего не успевшие в своей жизни. До войны эти самые обыкновенные мальчики и девочки учились, взрослели, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Много работали вместе со взрослыми на полях и фермах. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать мальчишеское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Вот Леня Галузо из большой дружной семьи. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере юноши. После девятого класса отправили учиться на шофера. В то время не спрашивали, хочет ли он учиться этой профессии. Говорили: «Доучишься после войны». Но мало кто их них вернулся. Леонид был очень добрым парнем, часто возился с ребятней. Он любил жизнь, Родину, был активным комсомольцем. В одном из писем он писал родственникам: «Воинская часть, куда попал служить, попала в окружение. С большими трудностями вышли из него, не сдались врагу. Я остался жив». Война безжалостна, один бой следовал за другим, и Леонид погиб в 1942 году.

Какою мерою измерить страдание матери Ольги Григорьевны Храповицкой на двух сыновей похоронки получившей. В селе было принято похоронки отдавать председателю сельсовета, ее вызвали в сельсовет. Она, будучи неграмотной, слушала, как председатель сельсовета читал сообщение о гибели старшего Гоши, потеряла сознание… Все подумали, что она умерла, такой глубокий был обморок. Оплакав старшего, получила похоронку на младшего. Ванечка, уважительный, добрый, какой- то очень самостоятельный. Собираясь на войну, Ваня собрал ящик с книгами для 10 класса, замок приделал, наказал: «Береги, мама, книги, приеду, закончу 10 класс». Не приехал, умер в плену от ран 22 января 1943 года. А ведь какие парни были! Георгий Александрович – старший сын родился в Белоруссии 1919 году. Подростком приехал с родными в Ораки. Окончив сельскую школу, уехал в Томск в железнодорожное училище. В 1941 году приезжал в Ораки, проститься с родными. Отправлен был на кратковременные курсы в Тюмень, затем на фронт. Рассказывает сестра Георгия Татьяна: «Однажды утром прибегает тетя - Татьяна Григорьевна Абраменко и говорит о том, что по радио слышала, как говорили про Храповицкого. У них было радио, а у нас нет. Мы, думаем, да мало ли Храповицких. Вечером вся семья собралась у Абраменко, новости повторялись. Мы слушаем: "Лейтенант – сибиряк Храповицкий Георгий всегда впереди своих подчиненных, отличается храбростью и смелостью". Мы не сомневались, да это наш Гоша, он всегда таким был. Через некоторое время получаем письмо, написанное его рукой. Сообщает, что ранен в живот простой, не разрывной пулей, поэтому выздоровеет». А вскоре пришло извещение, что 8 августа скончался в госпитале №1159 в г. Брянске-2. А потом пришла посылка из госпиталя с личными вещами: обшитый тканью чемодан, в нем фотографии, деньги, планшет, пилотка, наволочки, простыни- все Гошино, все дошло"…

Абраменко Василий Федорович в 1942 окончил 10 классов, мечтал учиться, но шла война, и мальчишка со школьной скамьи не имел права выбирать свою судьбу. Было приказано освоить технику при Оракской МТС, Василий стал трактористом. Едва исполнилось 18 лет, пришла повестка. Учился в Тюменском военном училище. Не закончив его, был отправлен на фронт. Родным успел написать два письма. Пропал без вести 5 августа 1944 года.

Ющенко Василий был веселым, красивым парнем. Ему жить больше всего хотелось, счастливым быть, но у жизни свои права, и погибнуть ему суждено было в 19 лет, в 1943 году. В памяти людей он остался человеком, готовым совершить доброе, благородное дело, протянуть руку помощи. Самый обаятельный, жизнерадостный, честный, просто замечательный парень. Смотрит он со старой предвоенной фотографии в школьном музее так серьезно и задумчиво, как бы спрашивая, озабоченно: «Как живете? Какими растете? Только хорошие поступки совершаете?» Мне хочется сказать, что мы стараемся быть достойными их памяти. Мы все сделаем, чтобы сохранились для людей образы беспокойных, жизнерадостных, непоседливых молодых оракцев необыкновенной чистоты, павших в боях за Родину. Список погибших продолжается:
Воробьёв Федор Ефимович - уроженец Белоруссии – 1907 года рождения. Пропал без вести 1 сентября 1942 года.

Рудченко Дмитрий Георгиевич родился в Белоруссии в 1921 году. Погиб в бою 16 января 1944 года. Похоронку прислали в Ораки его деду Павлу Лаврентьевичу, к которому он приехал погостить и был призван на войну.

Рудченко Григорий Павлович. Родился в 1910 году в Белоруссии. Был мастеровым человеком. Призван в Армию накануне войны. Уходя на войну, имел двух детей, которые выросли без отца. Погиб в 1941 году.

Рудченко Александр Павлович. В 1929 году вместе с родителями приехал в Ораки 12-летним мальчиком. На войну призван из Ораков. Остался жив, пройдя военные дороги, и стал кадровым офицером.

Пусть те, кто нынче
Только в путь выходят,
Кого дороги верности ведут,
В разведках мирных,
В дальних переходах
На верность павшим присягнут.

Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека – залог его величия», – сказал А.С.Пушкин.

Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика.

Сельское хозяйство. Доярки. Личности.

Из приехавших белорусов выделена группа учителей, окавшая большое влияние прежде всего на подрастающее поколение. Большая часть белорусов работала в сельском хозяйстве на всех участках. Храповицкий Александр заведовал свинофермой, когда был призван в трудармию, на его место поставили жену. Воробьёв Иван был бригадиром, управляющим. Сестры Мария и Екатерина Окуневы работали на тракторах и комбайнах. Старожилы свидетельствуют: куда бы ни отправляли белорусов, везде они справлялись с работой успешно.

Павел Лаврентьевич Рудченко приехал в Сибирь в возрасте 60 лет. Без дела не сидел. Трудился в колхозе «Большевик». До переезда прошел германскую войну 1914г., был отменным шорником, умел детские болезни заговаривать, его во многие дома приглашали детей лечить, взрослым от укуса змеи помогал. Вступил в колхоз, был разнорабочим. Колхозники не получали заработную плату, подсчитывали трудодни и производили расчет.

По отчетам на 2 декабря 1951г. Выработано трудодней:

Ганченко Тихон Иванович – 654
Живоркова Татьяна Васильевна- 560
Сагалова Анна – 790
Рудченко Павел Лаврентьевич – 452
Барсугачев Терентий Иванович – 411

Четыре дочери Павла Татьяна, Аксинья, Фекла, Мария — работали доярками. У каждой была семья. Рукодельницы, добрые труженицы. В период становления колхоза «Большевик» в 1930-50 годы работать дояркой было непросто. Их руки не знали отдыха и не отказывались ни от какой работы. В те годы коров доили вручную, а у каждой доярки было около 20 животных. Тогда не было теплых ферм, зимой и летом доили под открытым небом, коровы стояли круглый год в загонах. Забота о кормах лежала тоже на плечах доярок. Женщины сами руками косили траву, чистили ямы под силос и закладывали его тоже сами. Летом весь день на покосе, а вечером - коров доить. В 1941 году к тяжелой трудовой животноводческой жизни присоединилась из рода белорусов Ольга Николаевна Сороко. Женщина она была трудолюбивая, честно и добросовестно любую работу выполняющая. И вскоре ее назначили старшей дояркой. Быть старшей дояркой – это работать круглые сутки. Доярка - главная фигура в производстве молока. Именно от ее умения и добросовестности в немалой степени зависит, сколько молока даст корова. Еще одна белоруска - Софья Григорьевна Галузо тоже стала работать дояркой. Доила 18 коров, была и телятницей, а муж Матвей Наумович – бригадиром строителей дорог, мостов. Летом сушильщиком.

Трудно понять, когда эти, не знающие ни выходных, ни праздников, ни просто перекуров, женщины успевали вести домашнее хозяйство, растить детей. Дети были у каждой. У Петровой Аксиньи Павловны детей было восемь. Семья - это островок стабильности, нежности, надежды, за который можно зацепиться, чтобы тебя не снесло бурным потоком. Вот такой островок создала Аксинья Павловна со своим мужем Александром. Эта семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. Одна из ее дочерей - Петрова Надежда Александровна тоже стала дояркой, заменила на ферме мать. Надежда Александровна Петрова родилась в Ораках в 1938 году. Старшая дочь в семье, где росло восемь детей. Тихая, молчаливая девочка не очень уверенно отвечала учителям, решили ее в 6 классе оставить на второй год. Отец, узнав об этом, заявил: «Не можешь учиться, иди доить коров». И она пошла. В 1956 году доярке полагалось доить 12 коров. Она, девочка-подросток, не знала, с какой стороны подходить к корове. Заведующий животноводческой фермой Зеленин и доярки обучали ее совместно. Чуть подросла, доить нужно было вручную 24 коровы. Никакой механизации. Сливали надоенное молоко во фляги, везли на молоканку. Стала Надежда Александровна мастером, равной ей не было в Оракском совхозе. Так как работала Петрова Н.А., до сих пор никто не работает. Была награждена 6 сентября 1973 года орденом Знак Почета и высшей наградой СССР – орденом Ленина 29 августа 1986 году Указам Президиума Верховного Совета. Имеет медаль «За трудовую доблесть» в 1966г. , «Ветеран труда» в 1991г. Знак «Победитель социалистического соревнования» вручался в 1973, 1978, 1975, 1977. «Ударник девятой пятилетки», «Ударник десятой пятилетки», избиралась депутатом Шарыповского района и депутатом Красноярского края.

В заметке районной газеты «Огни Сибири» в 1991 году о ней писали: "Ежегодно получает она от каждой коровы более трех тысяч килограммов молока. А в недавно довела продуктивность до четырех тысяч. Такое постоянство нельзя объяснить только удачей, хотя было бы правомерным сбрасывать со счета это слагаемое достижений. В любом труде нужен еще талант, необходимы определенные способности. Без этих качеств работа у человека валится из рук. У Надежды Александровны они усилены трудолюбием и мастерством. С ранней молодости доярка трудится на ферме. За десятки лет она накопила большие знания по животноводству, которые умело применяет на практике».

Не зря так много было доярок из белорусов, весь их опыт сконцентрировался в Надежде Александровне. Она – личность, уважаемая в селе, скоромная сибирячка с белорусскими корнями, умеющая трудиться как никто.

Вывод

Белорусы обрусели, расселились по всему краю, их количество увеличилось в пять раз, т.е. стало около 300 человек. Свой след они оставили в памяти жителей как трудолюбивые и очень толерантные люди, также оставили название улицы в Ораках – Белорусская. Белорусы миролюбивы. Для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Можно отметить такие качества белорусов, как: гостеприимность, рассудительность, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, трудолюбие, хозяйственность, патриотизм - действительно свойственны оракским белорусам. Подтвердилась гипотеза: приехавшие в Ораки белорусы способствовали ускорению культурно-экономического развития села, колхоз «Большевик» всегда был передовым. Появление белорусов повлияло на изменение национального состава Ораков, ускорило процесс перерождения хакасского улуса в русское село.

Судьба человека - судьба родины. Все события, происходящие в стране, отражаются на ее гражданах. Для меня очень важно идти в ногу с историей моей родины. Считаю, подобная работа способствует не только сохранению исторической памяти, но и развитию этнокультурного самосознания. Приобщаясь к истории путем ее осознания и запоминания, как бы поднимаешься на высокую вершину, с которой становится виднее не только прошлое и не только настоящее, но в какой-то мере и грядущее. Результат исследования: открыта еще одна страница в истории села Ораки, собран материал для экспозиций и классных часов школьного музея и для проведения белорусского праздника на Оракской земле, который состоялся 15 мая 2010г. в 12-00 час в Оракском СДК в рамках проекта «Село как собеседник». Приглашались все желающие. В программе были рассказы о белорусах, слайдовая презентация, много фотографий, концертные номера. Пришли проживающие в селе, приехали гости с белорусскими корнями.

С каждым годом количество старожилов - носителей этнического и исторического самосознания белорусов стремительно уменьшается, потому что большинство из них являются людьми, перешагнувшими семидесятилетний рубеж. Еще одним фактором, способствующим разрушению культуры белорусов, являются характерные для всей Сибири процессы упадка и вымирания малых деревень. Большинство белорусов из неперспективной деревни перебрались в город, жить остаются только представители старших поколений, дети которых, не имея работы, желая жить в более цивилизованных условиях, покидают родное село. Оракские белорусы разъехались: веточка Абраменко обосновалась в Красноярске, там же выходцы рода Галузо. Живут наши земляки в Абакане, Новосибирске, Евпатории, Экибастузе, в Поволжье, Санкт-Петербурге. Можно их встретить поближе: в Шарыпово, Балахте, Ужурском, Пировском районе – география расселения обширна. Продолжают свое существование белорусы и в Ораках.

Список литературы

1. Архивы и фонды школьного историко-краеведческого музея МКОУ Оракской ООШ № 15
2. Воспоминания жителей села Синявской Н. И., Ананиной А. Е., Дмитриевой Н. Г., Храповицкой Т.А. и др
3. HTTPS://by.ethnology.ru/win/belinreg.htm - Белорусы в регионах России
4. HTTPS://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-32.html -оБелорусы: становление этноса и национальная идея


Фото 1941 года..  Храповицкий Георгий Александрович,  погиб


Фото 1953 года   На фото Леонтьев И К.,  Окунева Е.Г., Окунева Анна  Андреевна (1864-1962), 
Галузо В., Галузо М.М., Кореневская М.Г.,  Галузо Софья Григорьевна, Храповицкая Т.А


Фото 1939 г.  Александренко Яков Федорович и его жена Галузо Анастасия Матвеевна


Фото 1967 г. Семья Галузо Анны Матвеевны: муж Бугаев, 
Сыновья Алексей,    Александр, Николай,  дочери — двойняшки   Нина и Тамара


Фото 1970г.   Из рода Рудченко Петрова Аксинья Лаврентьевна


Братья Окуневы Антон и Игнат Григорьевичи.  Фото 1925 г.


1973 год.   Кореневская М.Г.  на   покос  отправилась   на  мотоцикле


Коллаж:   верхние фото — хакасы, нижние - белорусы


1925 г.   Окунева Екатерина Григорьевна


Рудченко Григорий Павлович  (1910 -1941)


Фото 1964 г.  В центре Рудченко Павел Лаврентьевич,  дочь Мария и ее муж Воробьёв Иван Ефимович


Фото — слайд Рудченко П.Л.


Фото 1933 г.  Семья Храповицких  Ольга Григорьевна с мужем и детьми: Иван, Гоша, Вася


Родословная от Лаврентия Рудченко


Коллаж   Семья Храповицких


Кореневская М.Г


Галузо Мария Матвеевна


Петрова Надежда Александровна


Родословная Сороко


Фото  1955 год    Софья Григорьевна Галузо в белом платке, рядом ее мать Анна, 
сыновья Григорий и Геннадий, дочери Анна, Мария, Нина, невестка Валя


Справка из Белоруссии  1932г.


Справка  от 1930г.


Удостоверение комбайнера


Фото 1940 г.   Храповицкий Иван Александрович


Белорусы  - 2010 — ученики  Оракской  школы на белорусском празднике


Обряд белорусов «Багач»


Белорусы  - 2010 — ученики  Оракской  школы на белорусском празднике


Письмо с фронта


Письмо с фронта Храповицкого Ивана


Конверт  письма с войны


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»