Ниводничева Ольга
п. Машуковка,
МОУ Машуковская СОШ, 10 класс
Руководитель: Захарцов
Михаил Георгиевич
учитель истории
Наш Красноярский край стал единственным регионом за Уралом, где шли боевые действия.
Таймыр вошел в историю Великой Отечественной войны как самая восточная территория страны, где произошел бой с немецко-фашистскими захватчиками.
В мае 1942 года немцы издали приказ о разработке плана военной операции по
установлению контроля над Северным морским путем. В нем немцы предусмотрели, что
главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические
условия Заполярья.
Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».
Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен ¬Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по Северный морской путь (СМП)— кратчайшему морскому пути между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходившему по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово), как минимум до 1943 года.
По великой арктической магистрали шли с востока на запад караваны судов с военными грузами для фронта.
Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила название Wunderland — «Страна чудес». Началась 8 августа.
В Карское море перешла немецкая подводная лодка U 601. Ее задача было разведать
советские морские коммуникации и ледовую обстановку.
16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начал поход к базам Северного морского пути.
21, 22 августа «Адмирал Шеер» ждал караван, который так и не появился, так как самолет разведчик не правильно определил направление каравана. Немецкий крейсер не смог преследовать караван из-за потока плотного поток льда и тумана. 24 августа вблизи острова Русский ледокол «Шеер» попал в ледяной плен
Утром 25 августа капитан «Адмирала Шеера» повернул крейсер в обратном направлении — на запад, к Диксону. В 11 часов тяжелый корабль прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к району острова Белуха.
Здесь «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков».
Командовал ледоколом 32-¬летний капитан Анатолий Алексеевич Качараве носивший воинское звание старший лейтенант.
Бой начался 25 августа 1942 года в 13 часов 45 минут. В первые же минуты боя на своем посту был убит третий штурман Павел Иванов, смертельно ранен самый юный моряк, ученик машиниста Юрий Прошин, до последней возможности вел огонь из носового орудия комендор Василий Дунаев. После того как тяжело раненый командир потерял сознание, командованием корабля взял на себя комиссар З.А. Элимелах. Когда изрешеченный снарядами, объятый пожаром «А. Сибиряков» стал медленно кренится на правый борт, старший механик Н.Г. Бочурко, выполняя приказ командира, открыл кингстоны. В 15 часов «полярный «Варяг» - «А. Сибиряков» ушел на дно. Многие моряки предпочли смерть фашистскому плену. Кочегар Николай Матвеев, например, запустил топором в подошедшего на катере немецкого офицера и тут же упал на дно шлюпки, прошитый автоматной очередью.
Оставшиеся в живых члены экипажа «Сибирякова» вместе с полярниками до конца оставались на судне, лишь немногие оказались в единственной уцелевшей шлюпке. Немцы отправили за ними катер. Всего удалось подобрать 22 из 104 человек, находившихся на борту ледокола. Капитан Качарава был также подобран — раненый, он потерял сознание и попал в плен. Он выжил и вернулся оттуда в 1945 году.
Еще в годы войны сложилась традиция: советские корабли, проходя мимо острова Белуха, приспускают флаги и салютуют гудками. Северные мореходы отдают честь своим товарищам, погибшим в неравном бою, отдают честь «Сибирякову».
В районе Диксона есть пролив Сибиряковцев, а также острова Бочурко, Элимелаха, Дунаева, Никифоренко, Иванова, Матвеева, Прошина, и других. Среди них есть также остров Вавилова. Кочегар Павел Иванович Вавилов, именем которого он назван, единственный из уцелевших сибиряковцев, не попавших в плен. С большим трудом ему удалось добраться до острова Белуха. Здесь, на необитаемом острове, он провел месяц, прежде чем его снял летчик И.И. Черевичный. От Вавилова впервые стали известны подробности подвига арктического «Варяга». Уже в мирные годы за самоотверженный труд он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Экипаж «Сибирякова» сделал главное — заставил командование советского ВМФ поверить в присутствие немецкого корабля в Карском море, на Северном морском пути. Информация о рейдере была разослана по всем военным базам, на все суда, находившиеся в Арктике. Тем самым были спасены тысячи человеческих жизней, ценные грузы, подготовлена оборона советских портов.
Немцы узнали о том, что обнаружены,25 августа в 15 часов 45 минут, перехватив советскую радиограмму. К этому моменту рейдер уже устремился на северо-запад от места боя, так как рассчитывал перехватить советские суда на не существующей в реальности линии «Мыс Желания — Диксон».
Так и не найдя караванов судов, капитан германского крейсера принимает решение совершить нападение на один из портов. Самым удобным для пиратского рейда портом мог стать Диксон. Именно там немцы рассчитывали найти корабли с грузом, добыть сведения о маршрутах Северного морского пути, информацию о погоде и состоянии льдов. Тем более что Диксон был удален от советских авиационных и морских баз, следовательно, самолеты и корабли придут к нему на помощь нескоро.
С «Адмирала Шеера» готовились высадить десант в 180 моряков. Для этого крейсеру надо было подойти к берегу на максимально близкое расстояние.
Капитан Вильгельм Меендсен ¬Болькен планировал захватить и остров, и порт Диксон.
Бой начался 27 августа в 1 час 5 минут. Немцы открыли огонь сразу, рассчитывая быстро потопить советские корабли и войти в гавань. В течение 10 минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль СКР¬19 (сторожевой корабль) 150¬миллиметровыми снарядами.
В корпусе СКР ¬19 «Дежнев» образовались две большие пробоины, погибли шесть моряков, еще 21 получил ранение. В 01:46 сторожевой корабль сумел выбраться из сектора обстрела, однако полученные повреждения привели к тому, что он сел на грунт в мелком месте. Около 1:50 «Шеер» перенес огонь на «Революционера». Пароход получил два прямых попадания. В этот момент заговорила береговая батарея № 569. От высадки десанта пришлось отказаться
Капитан Меендсен-Болькен приказал прекратить огонь и отойти назад, около двух часов ночи «Шеер» исчез за полуостровом Наковальня. Всего крейсер выпустил по советским судам 78 снарядов.
В 2 часа 31 минуту «Адмирал Шеер» начал главную атаку. Обходя остров Новый Диксон, крейсер нанес удар 280 ¬миллиметровыми орудиями по порту Диксон и радиоцентру. Врагу отвечали СКР ¬19 и батарея № 569. В 2:48 «Шеер» обстрелял жилой городок Диксона. Выпустив еще около 80 снарядов, рейдер прекратил огонь
Посчитав задачу выполненной, тяжелый корабль ушел на северо-запад.
От десанта на «Шеере» отказались. Немцам не удалось потопить ни одного судна. СКР ¬19 и «Революционер» ремонтировались всего несколько дней. Через пару суток заработала и радиостанция Диксона. Несмотря на то, что потерь немцы не понесли, его итогом была безоговорочная победа защитников порта — моряков, красноармейцев, бойцов НКВД и гражданских ополченцев. Операция «Вундерланд» потерпела провал. Ни одну из заявленных ее целей выполнить не удалось. Немцы не смогли вскрыть маршруты движения судов по Северному морскому пути, определить его главные базы.
Теперь в центре Диксона возвышается памятник морякам - дежневцам, павшим в этом бою. Имена старшины I статьи П.П. Ульянова, старшин 2 статьи В.И. Давыдова и А.М. Карагаева, старшего краснофлотца Г.И. Майсюка, краснофлотцев Ф. Хайрулина и В.И. Суслова не только выгравированы на этом памятнике, но ими также названы прилегающие к Диксону острова.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»