Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Политические репрессии 20 - 30-х годов в судьбе моей семьи


Управление образования Шушенского района
муниципальное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа №1

Исследовательская работа

Выполнила: Попадьина Людмила Юрьевна,
ученица 10«А» класса муниципального общеобразовательного учреждения
Шушенская общеобразовательная средняя школа №1

Руководитель: Фисунов Сергей Семенович,
учитель истории муниципального образовательного учреждения
Шушенская средняя общеобразовательная школа №1

Шушенское, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация
2. Введение
3. Основное содержание
• История вопроса
• Биография
• Раскулачивание Михаила Дмитриевича
• Жизнь после раскулачивания
• Хозяйство Михаила Дмитриевича до раскулачивания
• Последствия для потомков
4. Заключение
5. Библиографический список
6. Приложения

АННОТАЦИЯ

Изучая историю своей семьи, я узнала, что репрессии не обошли мою семью стороной. Отец моего прадеда был подвергнут раскулачиванию: он был лишён избирательных прав, своего имущества и отправлен в ссылку.

И нам очень захотелось исследовать этот вопрос, проявить участие в судьбе моей семьи, понять, как это впоследствии отразилось на современной жизни. Ведь изучение самих репрессий, жизни общества в то время, причин, побудивших власть проводить такую политику, - это не только стремление поучаствовать в жизни моих родственников, но и рассказать всем заинтересованным этой проблемой людям о трагичности и неизбежности ликвидации зажиточного крестьянства как класса. Результатом нашей работы стало составление семейного древа.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность нашей работы заключается в том, что история одного из самых жутких периодов в России остается в памяти нынешнего поколения и споры о нем не утихают до сей поры. И когда мы узнаём, что наша семья пострадала от такой политики, хочется заступиться за семью и разобраться в этом вопросе. История репрессий никогда не потеряет свою значимость, потому что сейчас во всём мире происходит становление демократического политического режима, который исключает какие-либо насильственные действия. А сталинские репрессии служат самым ярким примером насильственных мер и уроком для будущих поколений.
Постановка проблемы: отсутствие систематизированной полной информации по истории раскулачивания нашей семьи.

Разработанность исследуемой проблемы: вопросу истории репрессий посвящено много литературы (Л.Д. Троцкий «Сталин», т. II (под редакцией Ю.Фельштинского); Аркадий Ваксберг «Царица доказательств. Вышинский и его жертвы»; «Есть всюду свет…»(человек в тоталитарном обществе) Хрестоматия для старшеклассников, составитель С.С. Виленский; «Возвращенные имена» Сборник публицистических статей в 2-х книгах, составитель А. Проскурин). Впервые информация по этой теме открыто появилась в историко-аналитических книгах: «Историки спорят», «Суд даёт история» и т.д. Но существует не достаточно, на наш взгляд, описанных примеров по раскулачиванию при Енисейской губернии, хотя благодаря обществу «Мемориал» выходит целая серия материалов, посвящённых репрессиям.

Цель научной работы: создать биографию Михаила Дмитриевича Баландина, как одну из страниц истории репрессий, и выяснить, каким образом раскулачивание повлияло на судьбу крестьянской семьи в России.

Задачи:
1. Изучить историю вопроса, расширив поиск информации о сталинских репрессиях.
2. Описать биографию Михаила Дмитриевича Баландина.
3. Выяснить, как раскулачивание повлияло на дальнейшую жизнь семьи, показать влияние репрессий на судьбу детей М.Д. Баландина.
4. Определить влияние репрессий на ход истории.
Методы исследования (по А.М. Новикову):
1. Хронологический метод
2. Метод интервьюирования
3. Изучение документов
4. Структурное объяснение
5. Исторический метод

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Репрессии – это карательные меры, применяемые государственными органами, государством. В работе речь идёт о сталинских репрессиях - массовых репрессиях, начавшихся в СССР в конце 1920-х и проходивших до 1950-х годов включительно, и обычно связываемых с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.[14]

Репрессии, которые применялись к крестьянам – это меры по коллективизации хозяйства и раскулачивание. Эти меры взаимосвязаны, так как имущество раскулаченных крестьян служило материальной базой для коллективных хозяйств.

30 января 1930 года Политбюро утвердило подготовленный им текст постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Поводом к составлению этого постановления послужило провозглашение Сталиным перехода от политики ограничения эксплуататорских тенденций «кулаков» к ликвидации кулачества как класса. Выработка конкретных мер и способов осуществления этой политики была поручена специальной комиссии Политбюро под председательством В.М. Молотова.

Доктор исторических наук В.П. Данилов и старший научный сотрудник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС кандидат экономических наук Н.В. Тепцов утверждают, что раскулачиваемые делились на три категории:

1. Контрреволюционный кулацкий актив – участники антисоветских и антиколхозных выступлений. Они сами подлежали аресту (а в случае вооружённого сопротивления, расценивающегося как контрреволюционное выступление, - и смертная казнь), а их семьи – выселению в отдалённые районы страны.
2. Крупные «кулаки» и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации, а также потенциально являющиеся сверхэксплуататорами. Их выселяли вместе с семьями в отдалённые районы.
3. Лояльные к режиму (остальная часть «кулаков»). Они подлежали расселению специальными посёлками в пределах района своего прежнего проживания.[1],c.165

Д.А. Ванюков и И.В. Суслов заявляют, что лишённые сельскохозяйственный инвентарь и имущество «кулаков» направлялись в неделимые фонды колхозов в качестве взноса за бедняков и батраков (за исключением той части, которая шла на погашение долгов кулацких хозяйств государству и кооперации). Конфискованные жилые постройки передавались на общественные нужды сельсоветов и колхозов.
Списки крестьянских дворов, подлежащих раскулачиванию, составлялись местными властями, принимались сельскими сходами и утверждались районными руководителями. Судьбу крестьянской семьи, попавшей в список, решала «тройка» (чрезвычайный орган, появившейся именно в годы коллективизации) в составе первого секретаря райкома партии, председателя райисполкома и начальника районного ОГПУ.

Преимущественно высылали в Казахстан, Урал, Алтай, Сибирь.[2],c.39-41.
Постановление определяло, что число раскулачиваемых по районам не должно превышать 3-5% всех крестьянских хозяйств. Однако к зиме 1930 года сохранилось намного меньше кулацких хозяйств.[1],с.165.

В книге памяти жертв политических репрессий Красноярского края сказано, что по Красноярскому округу в 20-30-е гг. было раскулачено 1497 хозяйств, в результате чего в колхозы было передано: лошадей – 3503, коров – 3300, овец – 7290, свиней – 1457.

Ссыльные потоки можно разделить на 2 категории:
1. Крестьяне енисейского левобережья ссылались преимущественно на правобережье среднего и нижнего Чулыма, на гарь, в Нарымский край.
2. Крестьяне с правобережья ссылались в Приангарье и на енисейский Север.

Часть раскулаченных южных районов края направлялась на Саралинские рудники, или, например, в Артёмовский район на золотые прииски.

Так, Красноярский край по общему количеству ссыльных занимал третье место в Советском Союзе, а по числу ссыльных-повторников – первое.[3],с.17-18.

Но стоит задуматься о том, как жили раскулаченные семьи, могли ли они устроить свою жизнь вновь, или ярлык «кулака», наложенный на них, преследовал их до конца дней. Во многих источниках говорится, что раскулаченные семьи в спецпоселениях жили чуть лучше, чем арестованные в концлагерях. Но не стоит забывать о том, что «кулаки» высылались вместе с семьями, значит, страдали и дети, на которых раскулачивание влияло на протяжении всей жизни. Раскулачивание – это самый настоящий террор, который применялся к мирным жителям деревни. При наличии плановой экономики государство опасалось, что зажиточные крестьяне, которые могут обеспечить себя сами и помочь другим, потеряет свой авторитет и не сможет получать доход с деревень, а также проводить меры по коллективизации. Сотни тысяч голов пострадали от рук тирании.

И правые, и виноватые гибли или становились жертвами злодейской политики.

Мы предлагаем рассмотреть жизнь раскулаченного человека на примере нашего прапрадеда.

БИОГРАФИЯ

Наш прапрадед, Баландин Михаил Дмитриевич, родился в 1884 году в Самарской губернии, в деревне Павловка. В детстве окончил церковно-приходскую школу. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905гг., воевал в городе Дальнем, в районе Порта-Артура, где получил контузию. Его семья была небольшой для того времени (четверо детей). В семье царили взаимопонимание и дружеские отношения. Семья Баландиных отличалась крепостью своих уз. Дети всегда приходили на помощь родителям, помогали своим братьям и сёстрам. По отношению к окружающим члены нашей семьи всегда были дружелюбны и отзывчивы. Наш прапрадед вырос в условиях, которые сыграли положительную роль в формировании его характера. А через полгода в России начала претворяться в жизнь аграрная реформа П.А. Столыпина, под действие которой попала семья нашего прапрадеда, сутью которой являлось создание широкого слоя мелких собственников и переселение крестьян за Урал, в Сибирь, с целью освоения новой территории. Аграрная реформа начала своё действие с 24 августа 1906 года, когда в России происходило обострение революционных взглядов, и крестьяне активно поддерживали революционеров. Для того, чтобы крестьяне не представляли угрозы российскому правительству, была проведена данная реформа, которая отвлекала крестьян, занимающихся устройством нового хозяйства, от революционных настроений.

Это реформа обеспечивала новые хорошие условия жизни для крестьян. Переселенцам устанавливались многочисленные льготы: освобождение на 5 лет от налогов, получение в собственность земли, равной 15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи, и денежное пособие в размере 200 рублей на семью, а мужчин освобождали от воинской повинности.[4]-с.49.

Отец нашего прапрадеда Баландин Дмитрий Дмитриевич вместе со своей семьёй попал под действие этой реформы и был переселён в одну из сибирских глубинок, которая впоследствии получила название село Иджа. В с.Иджа Шушенского района (ранее Ермаковского района) семья Баландиных быстро освоилась, сумела обзавестись большим количеством друзей и приятелей. Этому способствовало открытое отношение к людям, готовность прийти на помощь и оптимистический настрой на жизнь. У Дмитрия Дмитриевича и его жены Марии было четверо детей - Александра, Фрол, Евдокия и Михаил. Семья была работящей и в скором времени нажила себе небольшое хозяйство исключительно честным трудом. Семья Баландиных стала известной в своём населённом пункте. По рассказам жителей с. Иджа, Баландины были очень мирными соседями.

Старшие дети, которые уже давно обзавелись семьёй, проживали отдельно от родителей. Но семья строго соблюдала традиции, и пожилые родители жили на попечении у младшего ребёнка – Михаила (см. приложение 1), у которого была жена Дроболова Мария Тарасовна (приложение 2) и шестеро детей: Александра – 1907 года рождения, Валерьян (Аверьян) - 1914, Ефим – 1918, Яков – 1922, Иван – 1923 и Фрося (приложение 3). При этом семья нашей прапрабабушки Дроболовой Марии Тарасовны была многодетной (семеро детей: Михаил, Фёдор, Егор, Ульяна, Татьяна, Елена и Мария), что характерно для тех лет. Баландин Михаил Дмитриевич помогал родственникам своей жены, они регулярно собирались вместе на так называемые «семейные вечера». Проживали в селе Иджа до 1930 года, когда и были раскулачены и отправлены в ссылку в селение Ольховку (ныне Артёмовск) (приложение 4), где сумели адаптироваться, пользовались уважением местного населения. Умер Михаил Дмитриевич Баландин 15 мая 1980 года в городе Майкопе, где проживал последние годы жизни.

РАСКУЛАЧИВАНИЕ МИХАИЛА ДМИТРИЕВИЧА

Наш прапрародитель был лишён избирательных прав в 1928 году, раскулачен в 1930 и выслан в Ольховку в 1931 (1930?) году. В выписке из документов исполкома Ермаковского райсовета, выданной Минусинским государственным архивом сказано, что Михаил был лишён избирательных прав как владелец маслобойного завода и за применение наёмного труда (приложение 5).

При разговоре с родственницей нашей семьи – Верой Баландиной (приложение 6) , которая была юной девушкой во время раскулачивания, мы узнали, что из многодетных семей детей отдавали на содержание в семьи, которые были чуть богаче. Эти дети в приёмной семье помогали в работе, но при этом они питались вместе с семьёй, спали в хозяйском доме и пользовались теми же благами, что и хозяйские дети. В бедных семьях свой ребенок часто был «лишним ртом» и зажиточные семьи, по сути, проявляли милосердие по отношению к малоимущим согражданам. Но власти не разбирались в этих «тонкостях жизни», тут налицо была эксплуатация человека человеком. Для верхушки общества не было важно, что наёмные работники были как свои в хозяйской семье, что так они жили в лучших условиях, нежели в своей семье.

Ещё в древности наши предки обменивались натуральными продуктами между собой. Это нормальное условие существования людей. То же самое происходило и в деревне в 20 веке. Если кто-то имел маслобойный завод и мог изготавливать различные масла, то другой мог в обмен на масло помочь другим продуктом, например, картофелем, который у первого был в дефиците. Это нормальное явление – обмен. Но власти были недовольны таким ходом события потому, что в России на тот период была командно-плановая экономика, и только правительственный аппарат должен был решать, что, как, кому и в каком количестве потреблять. И для того, чтобы и в деревне понимали, что всё решает руководство, проводилось раскулачивание под видом уничтожения главной преграды на пути к коммунизму – уничтожение всякой эксплуатации. От этого страдали люди, которые действительно обладали любовью к земле и способностью к труду.

Наша родственница рассказала, что в селе Иджа проживала семья, которая владела таким же имуществом, что и семья Михаила Баландина, но раскулачена не была, так как глава семьи был хорошо знаком с первым секретарём райкома партии, который входил в «тройку». Это говорит о том, что и во времена социализма, где было всё по справедливости, существовала коррупция. Однако известно, что та семья не была трудолюбивой и действительно использовала труд наёмных работников, которых не ценила и эксплуатировала.

В семье Михаила был всего один «наёмный работник», который, как уже выше было сказано, жил в семье как свой, и его за наёмного работника не считали. Когда было принято решение о раскулачивании моего прапрадеда и его высылке, он предпринял попытку ехать вместе с Баландиными. Но это было запрещено.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАСКУЛАЧИВАНИЯ

Михаил относился к «кулакам» третьей категории и был выслан сравнительно недалёко – в Курагинский район, в Ольховку, на золотодобывающий рудник. Всем известно, что Курагинский район лежит в таёжной зоне. На месте, где возникла Ольховка, была непроходимая тайга и болота, но ссыльные сумели создать там населённый пункт и устроить свои хозяйства.

Семья Михаила была очень работящей, и она без денег, без качественного строительного материала сумела выстроить дом и вновь развить хозяйство. Это говорит о том, что если люди были трудолюбивыми, они могли выжить в любых условиях. Они доказали, что и без «наёмного труда» и «богатого имущества» можно жить, трудиться и воспитывать детей. В скором времени Михаил без какой-либо финансовой и материальной помощи обустроил своё хозяйство так, что оно стало лучшим во всей Ольховке: у него единственного был сад и пасека (приложение 7). Этот дом сохранился и по сей день, но в нем сейчас живут другие люди. В дальнейшем Михаил устроился на работу на золотообрабатывающий завод кучером.

На этом заводе, который в народе называли «американка» (приложение 8), из-за того, что на нём было установлено новейшее американское оборудование (драга), мой прапрадед сумел устроиться кучером при начальстве (Смирнов и Гофман).

Выходит, что и при такой психологической нагрузке, как лишение имущества, лишение избирательных прав, отдалённость от родных мест можно устроиться в жизни, если захотеть. Михаил Дмитриевич развозил известных гостей города Артёмовска. Среди них был музыкант - баянист Маланин.

Баландин Михаил имел репутацию очень хорошего человека. В спецпоселении его все уважали и любили. Об этом мы узнали от жителей, которые и по сей день живут в Артемовске, ныне уже небольшой деревушке. Эти жители были детьми, когда наш прадед с семьёй жил в г. Артёмовске. Они рассказали нам о том, что Михаил был добрым человеком, постоянно угощал детей яблоками из своего сада, относился приветливо ко всем жителям, приходил в случае беды на помощь.

Да, дом, в котором жили наши родственники, крепко стоит на сибирской земле (приложение 9). Люди, владеющие им, знают о прежнем хозяине и вспоминают тепло об этом человеке. А ведь чтобы оставить после себя такую память, нужно быть человеком замечательным, смелым, обладать сильным характером и железной волей. Мы считаем, что человек, который преднамеренно и жестоко эксплуатирует других людей, не может обладать данными характеристиками.

ХОЗЯЙСТВО МИХАИЛА ДМИТРИЕВИЧА ДО РАСКУЛАЧИВАНИЯ

1. Дом 1
2. Амбар
3. Маслобойный завод
4. Баня
5. Хлев
6. Конюшня
7. Лошади 3
8. Жеребёнок 1
9. Корова 1
10. Молотилка 1
11. Мялка железная
12. Сортовка
13. Телеги 2
14. Сани кованные 2
15. Плуг 2
16. Бороны 2
17. Хомуты 3
18. Кровати 2
19. Столы 2
20. Картошки 30 пудов
21. Хлеб: овса 3 пуда, пшеницы 3 пуда, конопли 1 пуд (приложение 5).

На первый взгляд может показаться, что это владение обычного человека, который живет только за счёт своего сельского хозяйства. Однако в советское время это было хозяйство зажиточного крестьянина. Власть стремилась настроить крестьян середняков и бедняков против «кулаков», обуславливая это тем, что коммунистическое общество должно быть построено на равенстве и справедливости, что у всех должно быть равное имущество и равные права. При этом верхушка общества жила куда как лучше и богаче в отличие от «кулаков», не говоря уже о середняках и бедняках. Но данное противоречие И.В. Сталин и его правительство умело скрывали за лозунгами и различными программами.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКУЛАЧИВАНИЯ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Нам, живущим в 21 веке, хотелось бы лучше разобраться в событиях классовой борьбы предыдущих поколений. Ведь во время раскулачивания страдали не только зажиточные крестьяне, но и их семьи, особенно дети. Для детей это была тяжелая психологическая травма, которая сказывалась на их дальнейшей жизни. Во время раскулачивания дети не понимали, за что им выпали такие страдания. Однако воспитанные в трудолюбивой и правильной семье, они, как и родители, ожидали справедливого разрешения жестокой жизненной ситуации. Судьбы детей прапрадеда сложились по-разному.

Когда семью М.Д. Баландина раскулачили, нашему прадеду Баландину Валерьяну Михайловичу было 16 лет, следовательно, на становление его жизненных взглядов, несомненно, повлияло раскулачивание.

Он, как и его отец, рос работящим человеком, помогал ему по хозяйству. Уже в Артёмовске, во время болезни отца, исполнял его работу и развозил начальство. В дальнейшем стал отменным кузнецом (приложение 10). После Великой Отечественной войны он как работник тыла был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Это свидетельствует о его трудовом героизме во время военного лихолетья (приложение 11).

Мой прадед в 1947 году уехал из Артёмовска со своей семьей на сплавной участок в деревню Чихачево, а затем в село Казанцево, где и прожил всю свою жизнь (приложение 12).

Но раскулачивание оставило незабываемый след в жизни Валерьяна. Он не хотел строить свой личный дом. Всю жизнь он и его семья жили в различных бараках. Это не значит, что он был ленивым и не желающим нормальной жизни для своей семьи. Просто он на уровне подсознания, боялся участи, которая постигла его отца и всю семью: прадед не хотел быть лишённым имущества и избирательных прав, он не хотел расставаться со своим домом и со своим любимым делом. Но самое главное, он не хотел, чтобы его дети были изгоями в обществе. С юношества прадед понял, что в жизни можно надеяться только на себя, так и жил, стремясь к успеху в жизни. Но собственный дом все же появился. Его построил для прадеда наш дедушка.

Второй сын Михаила Ефим и дочь Александра были тружениками тыла. А в грозные годы войны два других сына Яков и Иван сражались на фронте. Иван пал смертью храбрых в 1942 году в Смоленской области. Яков пришел с победой, награжденный многими медалями и орденами.

Как же странно устроена наша жизнь! В свое время наши родственники были раскулачены, лишены избирательных прав и сосланы в глушь. А потом правительству и руководителю страны понадобились и трудящиеся, и защитники, и даже их жизни…Мы гордимся тем, что являемся частичкой такой семьи. Наше семейное дерево (приложение 17) живет и расцветает с каждым новым поколением.

Пятнадцать лет назад третий сын Михаила Дмитриевича Яков Михайлович Баландин добился компенсации за раскулаченное хозяйство. Имеются документы в виде справки и заявлений, подтверждающие этот факт (приложение 13). Но его действия были направлены не на возможность получить материальную компенсацию; им владело желание восстановить справедливость и реабилитировать своего отца и свою семью. Мы считаем, что ему это удалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, прошлое нашего государства требует пристального внимания к своим урокам. Жизнь во всех исторических эпохах полна противоречий, страстных споров, способствует появлению незаурядных личностей. И всё это волнует наше поколение, служит способом познания нынешней действительности, помогает разрешить социальные вопросы, выдвигаемые новой эпохой.

Количество жертв политических репрессий очень велико. Этих людей вся страна будет помнить вечно, ведь они пострадали от жестокого политического режима, который прочно вошёл в историю и никогда и никем не будет забыт. Тридцать первое октября стало днём памяти жертв политических репрессий. Каждый год в этот день люди собираются в своих населённых пунктах перед памятниками, установленными в честь жертв репрессий, или в местах, каким либо образом связанных с ними, и вспоминают не только с горечью и состраданием, но с теплотой и любовью своих дедушек, бабушек, родственников или просто соотечественников, которые были лишены нормальной и достойной жизни из-за правительственной программы И.В. Сталина и его сторонников.

Мы доказали, что осуществление непродуманных реформ и указов правительства И.В.Сталина стало причиной уничтожения крепкой крестьянской семьи как трудового субъекта СССР на примере семьи Михаила Дмитриевича Баландина.

Так судьба одной крестьянской семьи, нашего прапрадеда, раскрыла для нас ту далёкую, сложную ступень общественного развития России. Нам удалось описать жизненный путь Баландина Михаила Дмитриевича, выяснить, как раскулачивание повлияло на его жизнь, жизнь его семьи. Мы доказали, что человек сам способен выстраивать свою судьбу даже в тяжёлых жизненных обстоятельствах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В.Г. Афанасьева, Г.Л. Смирнова «Урок даёт история»; М.: Изд. «Политиздат», 1989 год.
2. Д.А. Ванюков, И.В. Суслов «Годы репрессий»; М.: Изд. «Издательство Мир книги», 2007 год.
3. «Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края А-Б»; Красноярск: Изд. «Издательские проекты», 2004 год.
4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России 20-начало 21 века»; М.: Изд. «Просвещение», 2005 год.
5. «Есть всюду свет…»(человек в тоталитарном обществе) Хрестоматия для старшеклассников, составитель С.С. Виленский; М.: Изд. «Возвращение», 2000 год.
6. «Возвращенные имена» Сборник публицистических статей в 2-х книгах, составитель А. Проскурин, М.: Изд. «Агенства печати Новости», 1989 год.
7. А. Ваксберг «Царица доказательств. Вышинский и его жертвы»; М.: Изд. «АО Книга и бизнес», 1992 год, 351 с.
8. Л.Д. Троцкий «Сталин», т. II (под редакцией Ю.Фельштинского); М.: Изд. «Терра-Теrra - Политиздат», 1990 год, 286 с.
9. Сведения государственных архивов:
• Администрация города Минусинска Красноярского края городской государственный архив: Ф.Р.173; оп.3; д.1088, л.24; д.1084, л.5, 1; д.129, л.1, 44; д.178, л.6.
• Администрация Ермаковского района Красноярского края архив: Ф.Р.1; оп.3; д.549, л. 19, 21, 34.
10. Газета «Ленинская искра», 1988 год, №15.
11. Личные воспоминания Баландиной Веры Васильевны.
12. Личный фотоархив Баландина Василия Валерьяновича и Кореневской Натальи Яковлевны.
13. СD – диск красноярского общества «Мемориал»
14. Интернет-ресурсы:
• HTTPS://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинские_репрессии;
• HTTPS://memorial.krsk.ru/.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Верхний ряд: Баландин Яков Михайлович, Баландина (Харина) Анна Дмитриевна, его жена.
В центре: Баландин Михаил Дмитриевич.
1945 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Верхний ряд: Баландина (Реутова) Соломея Григорьевна
Нижний ряд слева направо: Баландин Михаил Дмитриевич,
Баландин Валерьян Михайлович; Дроболова Мария Тарасовна.
1938 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Верхний ряд слева направо: Иван Михайлович Баландин, Валерьян Михайлович.
Нижний ряд слева направо: Яков Михайлович, Ефим Михайлович
Стоит: Ефросинья Михайловна Баландина.
1940 – 1946 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Артёмовск в настоящее время
2010 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Архивная справка
1995 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Баландина Вера Васильевна
2010 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Бывший сад Михаила Дмитриевича
2010 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Артёмовский золотообрабатывающий завод
2010 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Дом Михаила Дмитриевича Баландина
2010 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 10




Трудовая книжка Валерьяна Михайловича Баландина
1963 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11


Удостоверения о получении медалей
1947, 1970 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12


Производственная характеристика, выданная перед отъездом в д. Чихачево
1947 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13


Заявление
1992 год.


Заявление
1992 год.


Заявление
1993 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14


Место, где стоял барак, в котором семья спецпереселенца Баландина М.Д.
жила после изгнания из родных мест
2010 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 15


Похвальный отзыв
1925 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 16



Заявление о восстановлении в избирательных правах
1929 год.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»