Автор: Раицкая Ксения Сергеевна,
11 класс. Парнинская Средняя Общеобразовательная школа № 5.
Научный руководитель: Сенють Павел Альбинович
Должность: Учитель истории Холмогорской Средней общеобразовательной школы,
Шарыповского района, Красноярского края.
Преподаватель истории районной интенсивной школы для одаренных детей «Эрудит»
« Чем страшнее бич войны охватывающий все бедствия и все преступления,
тем
сильнее должна быть наша благодарность к тем мужественным
соотечественникам ,
которые погибли , что бы дать нам счастливый мир.»
Проблема: Каждый год 9 мая мы отмечаем одну из самых важных, если не самую важную дату в нашем праздничном календаре- День Победы над фашисткой Германией. Каждый год в этот день мы идем к памятнику павшим односельчанам в центре села на праздничный митинг. Звучат проникновенные слова, стихи, песни . Минута молчания…
Всё это- для нас, сегодняшних. Чтобы мы помнили, не забывали, какой ценой нашему народу достался мир, свобода и Победа.
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло более шестидесяти лет , за это время практически всё выяснено, но белых пятен много: сколько безымянных могил разбросанно по белу свету? сколько пропало без вести солдат, о судьбах которых мы мало чего знаем? Многие не знают историю своей малой родины. Однако в истории села как в капле воды отражается жизнь не только страны, но и каждого отдельного человека. Со временем забываются события тех страшных лет, мы должны сохранить светлую память о этой войне, о людях ,подаривших нам мирную жизнь.
Для того чтобы исполнить свой долг перед потомками- передать память поколении , каждому человеку необходимо знать судьбу предков. Но сложность заключается в том, что большая честь информации стерта временем. Многие факты из жизни предков утеряны за прошедшие годы. И с каждым потерянным годом мы теряем частичку истории.
Цель: Узнать судьбы прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Для решения своей цели я поставила перед собой задачи:
1) Собрать материал об ушедших на фронт
2) Отобрать и систематизировать материал.
3) Оформить работу.
4) Проанализировать проделанную работу.
План моей работы:
1) Подготовительный этап(выбор темы, разработка целей и задач, определение
способов и методов исследования, изучение проблемы).
2) Конструирующий этап( подготовка материала к презентации)
3) Коректирующии ( формирование выводов)
4) Контрольный этап (систематизация ,проверка всего материала)
Метод исследования: анализ литературных источников (Для этого я изучу
литературу на заданную тему, проведу интервью с родителями, бабушками ,
дедушкой)
Я уверена, все граждане нашей страны должны бережно хранить в сердце память о героях войны, потому что народ без памяти не народ , а попросту население. Для того чтобы не стать населением, у которого отсутствует сила единства, каждый человек обязан знать о подвигах своих родных дедов.
И пусть подвиг простого солдата, возможно, рассматривается кем-то как простой поступок, не более того, мы все же должны знать судьбы жертв войны, ведь эти люди ценой своей жизни подарили нам мир.
Высокая миссия на земле - служить своей Родине и защищать её. Во все времена в России защита Отечества считалась священным долгом мужчины, каждого гражданина.
Я считаю, что Победа- это заслуга не только генералов, но в первую очередь простых рядовых солдат. Это они, не жалея себя, своих жизней, шли в атаку, бросались на амбразуру, гибли в концлагерях, оставались безымянными лежать на поле боя.
Мой прадедушка Раицкий Егор Степанович родился в Парной. Юношей работал в Хакассии на лесоповале, там и встретил будущую жену Бикасову Аграфену Васильевну.
Пришло время служить Родине. Проходил срочную службу на Советско- Финляндской войне .Сколько же беспокойных дней и ночей провела молодая жена! Вернулся! Живой! Месяц пробыл дома, а потом снова на поля сражений. А жена опять осталась наедине со страхом, печалью, тоской … Долгое время не было ни весточки от любимого. Все её письма оставались без ответа. Только потом она узнала страшную причину этого… С фронта пришел сослуживец мужа и поведал, приводящий в ужас, рассказ. Солдат из их полка взяли в плен фашисты, погнали на работы. Жуткие картины издевательств… товарищ показал, как немцы вырезали на его спине ремень! Всё тело его было в звездах , вырезанных врагами –так издевались.
«Слабых солдат оставляли прямо на дороге живыми, потому что считали, что не стоит тратить патроны ,люди погибнут и так»-рассказывал сослуживец деда. Вспоминал солдат о том, что русские войны жили на зло недругу!
Муж Груни оказался в числе здоровых солдат… С одной стороны это означало, что возможно он жив, но с другой сжималось сердце. Мысли о плене пугали сознание со страшной силой. Аграфена в это время уже родила сына Раицкого Владимира Егоровича. Отцу не суждено было увидеть своего ребенка. Он так и не вернулся… Сколько бы она не выглядывала в окно, до последних дней она не могла смириться с мрачной мыслью, до последнего вздоха она ждала своего Егора.
Наша семья- семья, в которой, как в капле воды отразилась вся история страны, войны. В неразделимое целое в ней соединились русские и немецкие корни. Жестокий удел ждал семью моей мамы.
Мой прадед Роот Александр родился в 1920 году в Саратовской области.
Женился на Марии Левиновне, в 1939 году у них родилась дочь Катя, моя бабушка. Сразу же после начала войны Саша был мобилизован и направлен на фронт танкистом. А жена и маленькая дочь были депортированы в Казахстан. Подальше от центра страны. Власти государства опасались, что немцы, проживающие в России, окажут помощь Гитлеру. С болью, со слезами бабушка рассказывает, что когда их привезли в назначенное место, дети местных жителей забрасывали их камнями, рисовали их рогатыми с длинными когтями. Такова была ненависть к врагу. Но Они были не враги вовсе! Они никогда не были на стороне фашистов. И когда Мария Левиновна объясняла людям, что её муж воюет в Красной Армии, ей не верили, называли её обманщицей. Сколько унижения выпало на их долю? Мария работала весь осенний сезон на уборке урожая у одной местной женщины, заплатила эта женщина за труд ведром самого мелкого картофеля.
Потом взяли работать дояркой в колхоз. Было очень голодно, холодно. А еще сложнее было пережить ненависть, равнодушие окружающих людей. Болела, страдала душа о муже.. Редкие письма с фронта вселяли надежду, но однажды они перестали приходить…
Похоронки не было. В семье никто не верил и не хотел верить в то, что любимого мужа, заботливого отца, внимательного сына уже нет. Все надеялись и верили в возвращение. Но он не вернулся… Страшно подумать сколько бессонных ночей, сколько слез, сколько страдании принесла война !
Простые судьбы, а какая трагедия.
Оба моих деда ушли в бессмертие. О таких мужественных людях, подаривших нам мирную жизнь ценой своей жизни, отдавших все силы на защиту своего Отечества, звонит вечным набатом колокол памяти. И пока мы слышим его память будет жить.
Устные источники
1) Воспоминания. Летр Е.А. 1939 г.р. проживающая с.Парная.
2) Воспоминания . Раицкий В.Е. 1940 г.р. проживающий с.Парная.
3) Воспоминания. Раицкая Г.И. 1942 г.р. проживающая с.Парная.
4) Личные знания Раицкий С.В. 1971 г.р. проживающий в с. Парная
Приложения:
1) Раицкий Егор Степанович
2) Роот Александр Александрович
3) Раицкий Владимир Егорович
4) Летр Екатерина Александровна
5)Роот Мария Левиновна
6) Ответ на письмо Роот Марии Левиновны в Управление по учету погибшего и
пропавшего без вести рядового и сержантского состава.
7) Свидетельство о рождении прадеда Роот А.А.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»