МОУ Изыхская СОШ
Автор:
Сергиенко Артём Викторович.
Ученик 9 класса,
Руководитель:
Гайдукова Татьяна Геннадьевна,
учитель истории.
Республика Хакасия, Алтайский район, п. Изыхские Копи
2010 г
Введение
1 Основная часть
1.1 Связь истории страны с историей жизни предков
2 Экспериментальная часть
Быт, работа и судьба моих предков по линии мамы
2.1 Вековая история жизни моей прабабушки
2.2 Детство, юность и трудовая история жизни моей бабушки и деда
2.3 Наша семья
Вывод
Библиография
Приложения.
Однажды, перелистывая семейный альбом, я вновь обратил внимание на старую фотографию, на которой запечатлена большая и дружная семья Лупеевых. Я и раньше видел её, но на этот раз она заинтересовала меня особенно. Как часто слышим мы слова: «дом», «семья», иногда не придавая им никакого значения. Чем взрослее мы становимся, тем больше задумываемся над значением этих слов и, не заглядывая в толковый словарь, пытаемся дать свое определение. Мы не задумываемся, но постепенно понятия «дома» и «семьи» становятся одним общим, почти неразделимым словосочетанием. Я думаю, что чем больше традиций в доме, тем крепче семья.
Новизна данного исследования заключается в самом названии, отсюда и актуальность, которая определяется значимостью знания истории своих предков в современной жизни российского общества.
Ведь в одну большую семью входят бабушки и дедушки, тети и дяди, многочисленные племянники. Всех их объединяют родственные отношения, желание общаться друг с другом, делиться радостями и вместе переживать неудачи. Поэтому интерес к семье Лупеевых у меня не угас, а только усилился, и с 2008 года я стал по крупицам собирать материал, беседуя с многочисленными родственниками, непосредственными участниками тех событий, которые легли в основу данной работы. Помогла мне в этом моя бабушка Кузнецова Нина Дмитриевна.
Предметом исследования является исследование истории жизни моих предков.
В качестве объекта исследования выступила История Отечества.
Отсюда целью исследования является:
1. Проследить связь истории моей семьи с историей Родины.
2. Изучить истоки моей семьи.
Гипотеза исследования:
Говорить о возрождении России невозможно без понимания необходимости воссоздания
исторической родовой памяти. И возрождение России каждый должен начинать со
своей семьи, со своего рода.
Задачи исследования:
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были выдвинуты следующие
задачи:
- проследить, как связана история моей семьи с историей Отечества;
- понять роль или значимость жизни этих людей для следующих поколений;
- опытно – экспериментальным путём проверить гипотезу исследования.
В работе использовались следующие методы:
- описательный, с приёмами наблюдения исторических явлений;
- аналитический метод;
- приём систематизации и классификации.
Практическую значимость хочется выразить фразой австрийского писателя Густава
Майринка: «Не случайно и не ради красного словца назвал человек череду поколений
своих предков родословным древом. Это действительно – ствол древа, которое после
долгого зимнего сна, всякий раз одеваясь все новой листвой, дает побеги по
образу и подобию прежних… И каждый день на молодых ветвях старого дерева
взбухали новые почки, новые и все же древние, как назначено природой
родословному древу: любовь и кровь слились в единое неразделимое понятие…»
Структура работы: Введение, 2 главы, 4 параграфов, вывод, приложения,
библиография.
Знаменитый род умирает и прекращается в нас,
как только мы наследуем одно имя,
не унаследовав прославивших его добродетелей.
Ж. Массильон.
История нашего Отечества, как огромное панно, складывается из историй отдельных городов, сел и деревень, родов и семей. Она полна глобальных перемен, исторических коллизий, и мощных катаклизмов.
Однако есть еще и малая история, история локальная, та, без которой нельзя правильно понять историю большую. Вот так мировая история складывается из истории мира, историй страны, историй отдельных людей и отдельных мест.
История каждого края полна важнейшими и разнообразнейшими историческими событиями, и трепет охватывает при мысли, что наши предки были непосредственными участниками всех этих событий – создателями истории. Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связующая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил сотни, тысячи лет назад. Они, наши предки, сражались за Отечество, отстаивали его рубежи, занимались государственным строительством, пахали землю, учились сами и учили детей, открывали новые земли, торговали с дальними странами.
Изучая историю своего рода, мы видим, что и в трудную, и в славную, и в
значительную минуту для Отечества, наши предки были единым народом, единой
страной и служили на благо Отечества. А главное – они любили свою Родину, землю
на которой родились, выросли, возмужали, продолжили свой род в надежде на
достойное будущее. И начинать изучение России, приобщение к ее мистической силе,
нужно с познания своей малой родины, своего рода и своей семьи.
Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал,
что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само
выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И
как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший
родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению.
На Руси испокон веку чтили своих предков. Древние славяне почитали своих пращуров, преклонялись перед ними, обращались к ним за помощью, как к богам. Пращуры хранили род, но могли и осерчать, наказать. Поэтому отношение к ним всегда было уважительное, трепетное. У восточных славян интерес к своему роду, к своей семье был постоянным.
Трепетное отношение к заветам предков, к их памяти, почитанию вырабатывалось тысячелетиями. Именно поэтому семейный быт нашего народа до совсем недавнего времени отличался особой цепкостью по отношению к родовым преданиям, крепкой родословной традицией. Характерная для русского уклада общинность, понятие «мира» (вспомним такое выражение как «возьмемся всем миром») выросла именно отсюда. Для русских людей всегда было характерно это чувство особой общности, жизни «всем миром», «на миру». «На миру и смерть красна» - как глубоко характеризует эта поговорка русского человека!
Ныне не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось.
В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями.
Говорить о возрождении России невозможно без понимания необходимости воссоздания исторической родовой памяти. И возрождение России каждый должен начинать со своей семьи, со своего рода. К сожалению, эту задачу не каждый может решить самостоятельно. Для восстановления родовой цепи часто нужна помощь архива.
Я ещё не обращался в архив, а попытался проследить историю нашего рода по линии мамы, так как только начал этим интересоваться. Думаю, что в дальнейшем восстановлю родословную по линии папы, а уже потом, возможно, воспользуюсь архивами.
Из рассказов моей бабушки, и мамы я много узнал о жизни своей прабабушки Елены Ефремовны, которая прожила почти век. Родословную по маминой линии удалось проследить с начала 1900 годов. Начало 20-го века – это время модернизации России, время внедрения новых преобразований. Россия перед Первой мировой войной имела устойчивое экономическое положение. Для многих российских семей это было время стабильности. Это касалось и моей семьи. Родителей моей прабабушки звали – Ульяна и Ефрем. В их семье родились три девочки – Мария, Елена и Софья. Моя прабабушка была вторым ребёнком в семье. Прапрадед Ефрем работал на железнодорожной станции станционным смотрителем, а прапрабабушка Ульяна занималась домашним хозяйством.
Моя прабабушка Елена на руках у своей мамы Ульяны,
её старшая сестра Мария на руках у отца Ефрема.
Рядом с прапрадедом Ефремом его брат с женой.
К сожалению, о них мы ничего не знаем.
К сожалению, в нашей семье очень мало сведений о них, так как после продолжительной болезни прапрадед и прапрабабушка умерли, оставив совсем маленьких дочерей сиротами. Девочек удочерили, но все они попали в разные семьи. Прабабушка Елена и её старшая сестра Мария поддерживали связь между собой, а Софью увезли из деревни в город ещё младенцем, поэтому связь потерялась. Но через 50 лет, после продолжительных поисков сёстрам всё-же удалось найти друг друга. Как оказалось, все они жили недалеко друг от друга: Мария – в городе Ачинск, Елена на станции Чернореченская Красноярского края, а Софья в городе Решёты.
Моя прабабушка Елена родилась в 1906 году 21 мая. В возрасте 3-х лет, после смерти родителей её удочерила семья зажиточных крестьян. В хозяйстве у них были – коровы, лошади, птица, сенокосные угодья, так что работать приходилось всем членам семьи. События этих лет напрямую отразились на моих родственниках. Гражданская война как катком прошлась по многим семьям и разъединила родственников. Будучи подростком, моя прабабушка была свидетелем отступления белогвардейских войск. В 14 лет прабабушка заболела тифом, болезнь протекала долго и сложно, но всё-таки она выжила. В 17 лет Елену Ефремовну отдали замуж за Грищенко Самуила, которого до замужества она ни разу не видела. Жили они у родителей мужа, у кторого было ещё 2 женатых брата, так что в одном доме проживали 4 семьи. После рождения дочери прабабушкин муж скоропостижно скончался, и ей пришлось уйти из семьи и переехать на станцию Чернореченская Красноярского края к родственникам, где она встретила моего прадеда Кузьмина Дмитрия Григорьевича. У Елены была одна дочь, а у Дмитрия дочь и сын, в совместном браке у них родились ещё двое детей – сын и дочь. Моя бабушка Нина пятый ребёнок в семье.
Перед самой войной прадед Дмитрий умер и прабабушка Елена осталась одна с пятью детьми. В 1941 году началась Великая Отечественная Война. Елена Ефремовна работала в совхозе, а когда на станции развернули госпиталь, ушла туда санитаркой. Отработав смену санитаркой, она брала домой грязные халаты врачей и медицинских сестёр, ночью стирала их, сушила, а на следующий день несла назад в госпиталь. Чтобы прокормить детей прабабушка Елена ходила пешком до станции Копьёво, меняла вещи на продукты, а затем шла обратно. Пережив тяжёлые военные годы, подросли старшие дети, стали помогать по хозяйству, хоть живности в семье и не было, зато был огород. В это время так жили многие семьи. Страна восстанавливала свое хозяйство после войны. В послевоенные годы Елена Ефремовна устроилась на работу в сельский магазин, проработала там 5 лет и перешла в детский сад поваром. Все дети выучились в школе, и все пятеро связали свою трудовую деятельность с железной дорогой.
В 70-х годах прабабушка тяжело заболела – воспаление тройничного нерва, долго лежала в больнице в городе Красноярск, а после смерти её старшей дочери и среднего сына моя бабушка Нина (младшая дочь) забрала прабабушку к себе в город Абакан. Моя прабабушка Елена прожила 94 года, умерла в 2000 году, когда мне было 5 лет. Но я её помню, у нас осталось много фотографий.
Я на руках у прабабушки Елены, а рядом мой дядя Виктор (мамин брат).
Я считаю, что она прожила нелёгкую, но интересную жизнь. Ведь начинала она жить ещё при лучине, затем появились керосиновые лампы, электрические лампочки, первый телевизор, автомобили, электровозы, самолёты, даже на иномарках она успела поездить. Мама рассказывала мне, что прабабушка всегда очень интересно рассказывала про все технические новинки, которые появлялись из года в год. И было очень необычно слышать, что человек прошёл такой интересный путь. Можно сказать, прожил жизнь вместе с вековыми достижениями науки и техники нашей Родины.
Мой дед Кузнецов Александр Алексеевич родился в 1940 году 4 августа в деревне Боровка Самарской области. В семье было пятеро детей, мой дед – самый младший. Когда дедушке не было и года, началась война. Всех мужчин забрали на фронт, женщины и дети постарше всю мужскую работу взвалили на свои плечи. Вскоре в семье получили письмо о том, что их отец Алексей пропал без вести. Не легко приходилось моей прабабушке Татьяне, нужно было и одеть, и прокормить пятерых детей. Послевоенные годы были тоже не лёгкими. Старшие дети подросли, разъехались, а дед остался с мамой. Окончив школу, он уехал в Самару (Куйбышев), окончил техникум по специальности электрик и уехал в Сибирь, в г. Красноярск. Затем по распределению попал на станцию Чернореченская на железную дорогу. Здесь он и встретил мою бабушку Кузьмину Нину Дмитриевну. Когда им исполнилось по 19 лет, они поженились.
Мой дед Кузнецов Александр Алексеевич и моя бабушка Кузнецова Нина Дмитриевна –
1960 год.
В 1961 и 1963 годах в семье родились мальчики, мои дяди – Виктор и Сергей. А в 1965 году дедушку с семьёй перевели в город Абакан на электрификацию дороги Абакан Тайшет. В 1967 году в семье родилась девочка – Марина (моя мама).
Всю свою жизнь дед Саша отработал в энергоучастке электромехаником контактной сети. Был и председателем местного комитета, и начальником цеха. Имеет Орден «Трудового Красного Знамени» - за электрификацию дороги Абакан – Тайшет; Звание «Ветеран труда»; Знак за электрификацию железной дороги Москва – Байкал; Знак «Лучший рационализатор сети железных дорог»; Юбилейную Медаль к Дню энергетика к 110 летию Красноярской железной дороги.
В железнодорожном музее в городе Абакан фото моего деда и копии всех его наград находятся на доске почёта. Сейчас деду Саше 70 лет, но он до сих пор работает сторожем, говорит, что не может сидеть дома без дела.
Кузнецов Александр Алексеевич
А ещё мой дед знатный садовод. С того времени, как живёт в Абакане, имеет 2 дачи, на которых много ягодных кустарников, сливы, яблок, абрикосов и груш. Причём он сам прививает нужные сорта – это его хобби.
Вот такие абрикосы у деда на даче.
Моя бабушка Нина Дмитриевна родилась тоже в 1940 году, и тоже была младшей из пяти детей в семье. Семья жила в большой нужде, хоть и работали много. Мама и две старшие сестры научили бабушку Нину всему, что умели сами, будучи подростком, она помогала по хозяйству, бегала к прабабушке на работу в детский сад, помогала чистить картофель, мыть посуду, полы. Окончив школу, пошла работать, мечтая учиться дальше. В 19 лет вышла замуж за деда Сашу. А учиться продолжила, будучи мамой троих детей. Когда семья деда и бабы переехала в Абакан, вот тогда только бабушка и пошла учиться, закончила вечернюю школу, затем железнодорожный техникум в городе Улан-Удэ и проработала до пенсии в Абаканском отделении дороги энерго-диспетчером. Бабушка имеет звание Ветерана труда, знаки и грамоты как «Победитель социалистического соревнования» и «Ударник пятилетки».
У бабушки сейчас слабое здоровье, больные ноги (варикозное расширение вен), но она не может сидеть на месте. Моя бабушка организатор отдыха на природе. Мы ездим в лес в любое время года, катаемся на санках, играем в снежки, а летом едем к воде поближе. А ещё моя бабушка печёт очень вкусные пироги, блины, булочки и оладьи. У бабушки и деда трое детей и 7 внуков. Все мы любим собираться у них дома большой и дружной семьёй. Бабушка очень любит цветы, но выращивает она их не только на даче, но и во дворе дома под окном (живёт на 1-ом этаже). Бабушка говорит, что хоть и называют те времена застойными, но люди были добрее, сплочённее, никто цветы не рвал, не топтал. Все соседи большого дома жили дружно и благоустраивали свой двор своими силами, а сейчас каждый себе, да и труд других не уважают и не берегут.
Моя бабушка – Кузнецова Нина Дмитриевна.
Заканчивая свой реферат, я напишу о своей семье.
Мой папа Сергиенко Виктор Иванович родился в 1962 году, а мама, в детстве Кузнецова Марина Александровна, родилась в 1967 году.
И мама и папа жили в городе Абакан, учились в одной школе, но друг друга не знали, так как разница в возрасте 5 лет. Папа окончил 8 классов, получил специальность слесаря КИП и в 18 лет ушёл в армию на дальний Восток. Вернувшись, некоторое время работал водителем на КАМАЗе, а затем выучился на машиниста тепловоза. Папа начинал работать в Локомотивном депо города Абакан, затем перешёл на разрез Изыхский. Во времена перестройки, когда не платили заработную плату, ему пришлось искать другую работу, так как надо было кормить семью. Но всё-таки он остался верен любимому делу, и вскоре вернулся на железную дорогу, где и работает до сих пор.
Мама Кузнецова Марина Александровна окончила 10 классов, поступила в Абаканский
Государственный Педагогический Институт на факультет иностранных языков. Мама
работает учителем уже 18 лет, выпускники бывшего маминого класса всегда дарят ей
цветы на день учителя, приходят в гости, звонят. Сейчас мама классный
руководитель и у меня в 9 классе, мы тоже её очень любим и уважаем.
В нашей семье трое детей и все сыновья. Мой старший брат Евгений родился в 1989
году, младший в 2004, а я в 1995 году. Наша семья очень дружная. Несмотря на то,
что мои родители городские, в 1995 году они переехали в посёлок Изыхские Копи,
где мы сейчас и живём.
Старший брат Женя уже два года живёт в Новосибирске, учится в Университете Экономики и Управления. Мы очень скучаем без него, и радуемся, когда наша семья собирается вместе. У нас в Хакасии восхитительная природа. И с детства мы привыкли выезжать семьёй на природу с ночёвками, рыбалкой, ухой, ночными посиделками у костра, играми в волейбол, футбол, бадминтон и тд. Мы очень любим спорт, Женя учится и подрабатывает в тренажёрном зале инструктором, я играю в баскетбол и футбол в школьной команде. Нашему младшему брату 6 лет, он только на следующий год пойдёт в школу. Но уже сейчас он с нами подтягивается на турнике, качает пресс на тренажёре. Мы стараемся во всём помогать своим родителям, мы их очень любим и стараемся быть достойными детьми.
Я постарался рассказать о жизни нескольких поколений моей семьи по линии мамы. Считаю, что гипотезу своего исследования я подтвердил - каждый человек должен знать историю своего Отечества, а она неотделима от истории его семьи. Особенно наглядно это видно по длинному жизненному пути моей прабабушки Елены, прожившей почти век.
В недавние времена о многих событиях семейных историй люди предпочитали, вернее, боялись вспоминать. Мне стала интересно проследить историю жизни моих предков, поэтому я поднял огромный материал о моих близких. О многих событиях я раньше не знал.
Слушая рассказы родственников, я узнавал много интересного. Думаю, что продолжу собирать материал о своих предках по линии папы.
Куда бы ни раскидывала судьба наших родственников, мы со всеми стараемся поддерживать связь через письма, интернет, телефон. Всех родных мы знаем, любим и помним.
Всё то, что я узнал, я расскажу младшему брату, когда он подрастёт, а затем и своим детям!
1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России 20 – начало 21 века: М,
«Просвещение», 2009, 384 с.
2. Новейшая история, 1939-1992 В. К. Фураев: М, 1993, 228 с.
3. Островский В. П., Уткин А. И. История России. XX век. 11 кл.
Дрофа, 1995, 512с
4. www.countrumen.ru/index.php…
5. устные свидетельства моих родственников.
6. Фотографии
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»