Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письма с фронта


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 19

Исследовательская работа

Авторы:
Шкодина Виктория 11 кл.
Сунгуров Евгений 9 класс

Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Народный музей «Память»

Руководитель:
Аксельрод Серафима Семёновна
Заведующая народным музеем «Память»

Красноярск, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение
II. Письма с фронта
1. Солдатское письмо – живой источник
2. «Письма во власть»
3. Частная переписка
III. Что подскажет почта полевая
Заключение
Список используемых источников
Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления мест гибели воинов.

Значимость рассматриваемой темы определяется большим количеством обращений в наш музей родственников участников войны для установления судьбы.

Нам интересно было работать с фронтовыми письмами, когда мы помогали Серафиме Семёновне Аксельрод – заведующей музеем «Память» нашей школы, собирать материал для 10 тома книги «Никто не забыт…».

Цель работы: исследовать фронтовые письма воинов-красноярцев и выпускников школы № 19 - участников Великой Отечественной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Методы: анализ и синтез, логический, описательный, сравнительно-сопоставительный.

Ожидаемы результаты:
- фронтовые письма являются документом военной эпохи;
- фронтовые письма являются источниками информации о воинских частях, по которым можно найти место гибели бойца,
- фронтовые письма могут составить базу для изучения динамики изменения политического сознания солдат в годы войны и особенностей «диалога» между властью и обществом.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг.

Сюжеты военной повседневности, отраженные в письмах с фронта, достаточно обстоятельно рассматривались в работах Т. А. Булыгиной. (5) По мнению Т.А. Булыгиной, долгое время ценность фронтовых писем как источников для понимания человека на войне, для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны определена не была, и в этой связи фронтовые письма оказывались невостребованными и недоизученными. Т. А. Булыгина считает, что специфические формы прочтения и анализа фронтовых писем нуждаются в более детальной разработке.

Фронтовые письма наших земляков, которые хранятся в фондах Государственного архива Красноярского края, Красноярского краевого краеведческого музея, Исторического музея «Мемориал Победы», ещё как-то изучаются. И есть надежда, что они сохранятся для потомков. Небольшие исследовательские работы представлены научными сотрудниками этих учреждений: Галиной Чиханчиной в краевой книге «Никто не забыт…» т.8, с.520-525 и Анной Доброновской «Никто не забыт…» т.10, с.188-190.

Больше беспокоят фронтовые письма, которые хранятся в школьных музеях, где условия сохранности не соответствуют нормам.

II. ПИСЬМА С ФРОНТА

С чего мы начинаем работу над письмами? Обязательно снимаем копию, чтобы сохранить оригиналы. Письмо внимательно читаем. Как показывает практика, хранили в первую очередь письма погибших воинов как память о них. Часто встречаются случаи, когда об авторах или ничего не известно или известны только его биографические данные. Поэтому первой задачей исследователя является выявление личности автора письма, его судьбы.

1. Солдатское письмо – живой источник

Изучение субъективной реальности войны возможно, главным образом, на основе источников личного происхождения. К ним относятся письма, дневники, воспоминания.

В процессе работы было исследовано более ста фронтовых писем, единичных и представляющих целые комплексы, опубликованных, выявленных в архивах, музейных фондах, частных коллекциях. Около 30 из них опубликованы в 18 томах Краевой Книги Памяти. Однако при изучении писем следует помнить, что в сознании советского человека устойчиво присутствовал элемент самоцензуры, складывающийся из внешних (государственных) и внутренних (этических) ограничений. И все же, при анализе писем можно прочувствовать войну, проникнуть в человеческое подсознание, попытаться понять духовный мир индивидуальности.

На примере писем выпускников школы № 19 Игоря Ивановича Широкова, Александра Андреевича Визнера, Анатолия Васильевича Седельникова показать, что каждое письмо несёт в себе важную информацию. Меня не столько сейчас интересуют боевые действия, сколько поведение и образ жизни, круг общения и интересы бойцов на фронте.

Ветераны - это живая история, понимать которую молодежь должна лично общаясь с каждым из них. Письмо, как отпечаток той же истории, поможет наладить контакт и позволит вспомнить старикам о «военных треугольниках».
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.

Какие они разные — солдатские треугольники, почтовая карточка с изображением плаката, призывающего к разгрому врага, воинский конверт с иллюстрацией на тему фронтовой жизни. (Приложение 1)

Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».
Конвертов не хватало и с фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.

В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение находчивых воинов) занимают особое место.

Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. (Приложение 2)

Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

Фронтовые письма как луч солнца носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в победу, вдохновляли на труд.

А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии.

О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени.

Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла.

В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов.(Приложение 3)

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей.

А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!

Письмо – документ военной эпохи. Среди писем выделяют частную и официальную переписку.

2. «Письма во власть»

Официальная переписка фронтовых частей с предприятиями и организациями края сохранилась в документах партийных органов власти всех уровней. Посредством писем можно проследить взаимоотношения между фронтом и тылом. Это общение принимало определенные формы. Были распространены письма-призывы, письма-обращения. Многие письма содержали слова благодарности жителям края за заботу о фронтовиках, родителям воинов за то, что вырастили достойных защитников Отечества.

Такая корреспонденция отражала официальную точку зрения на происходящие события. Феномен «организованной» памяти был неразрывно связан с работой военной цензуры и составлением своего рода «подсказок»: указаний о том, что и как следует писать. Требования организовать «непрекращающийся, здоровый, бодрящий поток писем», что зафиксировано в распоряжении командования Сибирского военного округа от 9 мая 1942 года, распространялся не только на письма с фронта, но и на фронт. (6)

Конечно, письма такого рода были порождены идеологической необходимостью и являлись результатом партийно-воспитательной работы в военных частях. Солдаты, авторы писем, были искренни, они старались донести фронтовые новости, показать свою уверенность в скорой победе, убедить жителей тыла в совершении героических деяний, необходимости подвига и жертвенности не только на фронте, но и в тылу.

Тоска по Родине, по родным и близким, вера в близкую победу – вот те качества, которые прорывались и в официальной переписке. Такие письма могли адресовать не только местным органам власти и управления, но и сослуживцам или просто соотечественникам. Ведь почта являлась для фронтовиков своего рода связующим звеном с тылом, позволявшим им почувствовать коллективную взаимопомощь.

Письма нередко направлялись в местности, где были сформированы те или иные части, а также по месту жительства основного воинского контингента, служившего в боевом подразделении. В этом отношении характерны переписка командований 392-го корпусного пушечного артиллерийского полка, 78-й добровольческой стрелковой бригады, 140-й отдельной стрелковой бригады, 22-го гвардейского авиационного полка с военным отделом крайкома партии. (2)

3. Частная переписка

Частная переписка близких людей военной поры перестала быть личным делом. Это уже история.

И все-таки, чтобы понять, какая чудодейственная сила заложена не только в танке или ракете, но и в каждом человеке, необходимо обратиться к личной переписке. Эти письма разные и очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Многие из этих посланий не доходили до адресатов, терялись на фронтовых дорогах и изымались военной цензурой. «Пожелтевшие от времени», они написаны разными чернилами, а чаще простым карандашом, на бумаге, бланках и даже на газетных передовицах. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боев их автору. Истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков, свернутые треугольником, прямоугольником или вложенные в конверты (часто незапечатанные), со штампами полевой почты и военной цензуры…

Именно в личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало между собой различные поколения людей, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья, местное сообщество становились для них моральной опорой и поддержкой. В данном случае личная корреспонденция несла культурно-транслирующую нагрузку, что позволяло не прерваться связи поколений, причем не только в военное, но и в послевоенное время. Ведь письма нередко были единственной памятью семьям о погибших и пропавших без вести на фронтах войны.

«Непрекращающийся, здоровый, бодрящий поток писем», был порожден идеологической необходимостью и являлся результатом партийно-воспитательной работы в военных частях. Солдаты, авторы писем, были искренни, они старались донести фронтовые новости, показать свою уверенность в скорой победе, убедить жителей тыла в совершении подвига не только на фронте, но и в тылу. Но и в официальной переписке звучала тоска по Родине, по родным и близким, вера в близкую победу.

Из письма Анатолия Васильевича Седельникова жене Нине.

27 июля 1941 года:
«Здравствуй моя милая, дорогая!
Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелом зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я ещё жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын.
Фронтовая жизнь моя, конечно, тяжела и сурова. Часто приходится быть под обстрелом вражеских самолётов. Они бомбят и обстреливают нас из пушек и пулемётов. Но и им, этим стервятникам, достаётся от нас.

11 августа 1941 года:
Пиши, моя милая роднуля, не забывай меня в суровые фронтовые дни. Весточка от родных сейчас, здесь – это выше всякой радости. Пиши много, о Вадике, о себе, о родине, о городе, о друзьях. Как твоё здоровье и Вадика? Пиши всё. Если думаешь много обо мне, особенно не убивайся – я скоро вернусь цел и невредим. Целую вас крепко, крепко и милого сына. Анатолий. Приложение 4)

Именно в личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало между собой людей, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья становились для них моральной опорой и поддержкой.

Боль, пережитая нашей страной, стала болью нашей памяти. И ещё страшнее вспоминать, что война заставила внезапно повзрослеть бывших школьников.

Широкову Игорю 21 июня 1941 года исполнилось 18 лет.
Выпускник школы № 19, как и все его сверстники, рвался на фронт.

Из письма Игоря родным. Венгрия 30 октября 1944 г.

«…Прошли Румынию, Трансильванию, а сейчас вошли в Венгрию. Мой путь вы можете знать после больших удачных операций по благодарностям т. Сталина конникам Горшкова. Пока всё идёт удачно. Представлен к третьей правительственной награде. Скоро и Будапешт будет наш, хотя очень и тяжелая война с венграми. Воинственный и храбрый народ…». (Приложение 5)

Обратите внимание, как уважительно отзывается Игорь о солдатах противника.

В нашем школьном музее «Память» хранится «Дневник» мальчишек, которые в 1941 году сразу после окончания девятнадцатой школы ушли на фронт. Их называют «Огненный выпуск». Из восьми ребят, ушедших на фронт, не вернулись пять. Среди них Визнер Александр.

Я заинтересовалась биографией Александра Визнера.

Кроме дневника, у нас есть альбом, который Саша велел хранить, пока он воюет, и его письма.

Сравнивая записи дневника и писем, видишь, как быстро повзрослели мальчишки в военное время. Саша гордился, что стал офицером: «Я молод, моё будущее – это военная карьера.» пишет он родным с фронта.

Не только гордость, но и забота о младшем брате звучит в его письме брату Вениамину: Август 1942г.

«Здравствуй, братишка!
Шлю тебе свой горячий командирский привет!
Обижен, что мой младший брат забыл меня и не пишет ни слова.
Пошли мне своё фото. Учись. Не давай ни кому спуску. Помогай матери. Не давай себя в обиду. Коньки к зиме, если велики мои, купи, лыжи тоже. Денег я вам послал…
»

Вчерашний десятиклассник, который радовался, что нет урока литературы, в своём письме к родным обращается с просьбой: «Пришлите книженку Лермонтова или Пушкина, газету Красноярский рабочий.» (Приложение 6)

В данном случае личная корреспонденция позволяла не прерваться связи поколений, причем не только в военное, но и в послевоенное время. Ведь письма нередко были единственной памятью семьям о погибших и пропавших без вести на фронтах войны.

III. ЧТО ПОДСКАЖЕТ ПОЧТА ПОЛЕВАЯ

Анализ писем, хранящихся в архиве нашего музея, показал, что около 70% они относятся к пропавшим без вести воинам. Количество людей, желающих узнать судьбу своих родных и близких, не вернувшихся с минувшей войны только растёт.

Номер полевой почты сейчас порой единственная зацепка в поисках места гибели воина. И мы, активисты музея «Память», стараемся помочь всем, кто к нам обращается.

Номер полевой почты на конверте даёт очень важную информацию. В посылаемых на фронт почтовых отправлениях 1941 года указывался номер ППС, действительный номер и наименование части: 1431 ппс, 1269 сп.

Приказом НКО № 0105 от 6 февраля 1943 года «О порядке адресования корреспонденции в Красной Армии и правилах сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами» была введена новая система условных наименований управлений, объединений, соединений, частей и учреждений Действующей Армии, а также строевых частей военных округов.

С этого момента условное наименование указанных формирований стало таким — «Войсковая часть полевая почта» с добавлением неповторяющегося пятизначного числа. Например: «Войсковая часть полевая почта 64064» соответствовала 4 истребительной бригаде. (7) Так мы определили, где и в какой части воевал Александр Визнер. (Приложение 6)

Юрганов Юрий: под номером пп 18551 была учебная рота 109 СД (7). Юра погиб 27 ноября 1943 г. и похоронен на Пискарёвском кладбище в г. Ленинграде. (Санкт-Петербург). (Приложение 7)

При прежнем порядке адресования корреспонденции часто раскрывалась настоящая нумерация и дислокация воинских частей, что всегда являлось «хлебом» любой разведки. После многочисленных фактов захвата немцами десятков тысяч писем с фронта и на фронт наша агентурная разведка выявила прецедент использования немцами тех самых писем и адресов с незасекреченными номерами воинских частей. Установив номер полка и, сверившись с составленными ими справочниками, немецкие разведчики получали место дислокации и номер дивизии (корпуса, армии, фронта) со всеми вытекающими последствиями.

Много наших бойцов пропало без вести на полях сражений Великой Отечественной войны. Родные до сих пор не могут поклониться праху своего защитника, найти его место захоронения.

Номер полевой почты сейчас порой единственная зацепка в поисках места гибели воина. И мы, активисты музея «Память», стараемся помочь всем, кто к нам обращается.

Сафроненко Алексей Герасимович воевал в 1246 полку 374 стрелковой дивизии. Его дочь, Валентина Алексеевна, в ноябре 2009 года впервые побывала на могиле отца на воинском мемориальном кладбище «Любино поле» в Новгородской области. (Приложение 8)

Мой прадед Шкодин Моисей Гаврилович, 1904 г.р. воевал в составе 186 стрелковой дивизии. Погиб 3 февраля 1942 года, похоронен на опушке леса д. Жуково Молодо-Тудского р-на Калининской области (сейчас Тверская обл.). ЦАМО РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Письма с фронта не только позволили создать временной фон для осмысления войны, но и рассматривались как одна из попыток человека уйти, вырваться из экстремального пространства к нормальной жизни. Они помогли раскрыть внутренний мир солдата, узнать, какими они были там, на большой войне, представить частную жизнь человека, демонстрирующую одновременно целый ряд типичных ситуаций. В проанализированных письмах зачастую прослеживается сходство мыслей, переживаний, оценок, чувств.

Основные результаты научного исследования:

- фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи;
- фронтовые письма являются источниками информации, по которым (пусть не всегда), но можно определить судьбу солдата, найти его место гибели.

Это сыграло очень важную роль при издании книг памяти Красноярского края.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема эта неисчерпаема и материалы могут быть использованы в исследовательской работе для дальнейшего изучения историко-психологических и социальных аспектов истории Великой Отечественной войны. Материалы могут быть основой музейных экспозиций, использованы в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики.

Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

Берегите фронтовые письма!

Читайте и изучайте их!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фонды Центрального архива МО РФ, г. Подольск
2. Фонды Государственного архива Красноярского края
3. Фонды Красноярского краевого краеведческого музея
4. Фонды народного музея «Память» МОУ СОШ № 19
5. Булыгина Т. А. Письма с фронта как источник истории повседневности в годы Великой Отечественной войны // Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. – Ставрополь, 2005 – С. 530 – 540.
6. Никто не забыт … Красноярский край, том 10, 2008 г. стр. 188-190
7. Интернет ресурс: HTTPS://www.obd-memorial.ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Количество почтовых отправлений в годы Великой Отечественной войны (в млн штук)
Наименования направления С фронта - в тыл Из тыла - в фронт Всего
Простых писем 2 794 3 000 5 794
Заказных отправлений 17.9 34.5 52.4
Ценных писем 4 0.5 4.5
Посылок 9.9 5.6 15.5
Переводов 35.5 5.8 41.3
Газет - 1 306 1 306

Приложение 4

Приложение 5
Письмо Игоря Широкова

Приложение 6
Письма Александра Визнера

Приложение 7

Приложение 8


Алексей Сафроненко


Дочь, Валентина Алексеевна, у могилы отца на мемориале «Любино поле» в Новгородской области 2009 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»