Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сибиряки поневоле


МОУ Козульская средняя общеобразовательная школа №-1.

Выполнила: Транчукова Мария Андреевна.-10 класс
МОУ Козульская средняя общеобразовательная школа №1.

Руководитель: Домрачева Римма Леонидовна.
учитель географии.

Козулька. 2010.

Цель: изучение истории депортированных калмыков, находившихся в условиях принудительного поселения на территории Красноярского края и Козульского района.

Задачи:
1. Установить географию размещения калмыков на территории Козульского района, выявить специфику их расселения.
2. Изучить условия жизни и процесс их адаптации в местах ссылки.
3. Судьба калмыков.

Объектом исследования являются группы калмыков, высланных в Красноярский край в 1940-1950-х гг., на территорию Козульского района и находившихся в нем на принудительном поселении в условиях особого режима содержания.

Методы исследования: беседы с местными жителями, работа с документами.

Актуальность.
Сегодня, когда историю пытаются трактовать кому как удобно мы молодое поколение должны знать историческую правду событий прошлых лет.

Практическая значимость.
Мы должны знать историю своей малой родины, уметь ценить, уважать людей не зависимо от их социального статуса и национальности.

Содержание

1. Вступление.
2. Депортация калмыков в Красноярский край.
2.1. Жизнь калмыков на территории Козульского района.
3. Заключение.
4. Использованные источники и литература.
5. Приложение.

1. Вступление.

Среди огромного количества постановлений и директив, указ от 28 августа 1941 года воспринимался многими как должное. В соответствии с Указом Президиума Верховного совета и Постановлением СНК СССР от 28 декабря 1943 г., НКВД СССР осуществлена операция по переселению лиц калмыцкой национальности в восточные районы... Всего было погружено в эшелоны 26 359 семей, или 93 139 человек переселенцев, которых отправили к местам расселения в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области.

2. Депортация калмыков в Красноярский край.

Согласно Указа Президиума Верховного совета и Постановлением СНК СССР от 28 декабря 1943 г., на территорию края стали прибывать эшелоны.

Эшелоны с основным спецконтингентом — калмыками — продолжали поступать в восточные районы. Затянулось их расселение в Красноярском крае. Сюда прибыли 7284 семьи (24054 чел). Калмыки продолжали прибывать в край до середины 1944 г. Как отмечалось в справке оперуполномоченного отделом спецпоселений НКВД СССР капитана госбезопасности Зубрикова "О трудовом использовании спецпереселенцев- калмыков, расселенных в Омской, Новосибирской областях, Красноярском и Алтайском краях" (19 мая 1944 г.), "в Красноярском крае трудоустройство переселенцев-калмыков проходит медленно. По имеющимся данным в 10 сельских районах расселенных 1486 семей калмыков, принято же в члены колхозов и промысловых артелей только 786 семей". Среди переселявшихся, как в пути следования, так и на местах прибытия была высокая смертность, о чем свидетельствовали беспристрастно документы НКВД СССР. Вот один из них:

Секретно
Начальнику УНКВД по Красноярскому краю полковнику госбезопасности тов. Семенову
№ 1/16334
10 августа 1944 г.
В отчете от 28 июля с.г. за № 475578 о движении спецпоселенцев-калмыков, расселенных в Красноярском крае, указано, что из числа последних умерло 826 чел., но причины смертности не освещены.
Прошу Вас расследовать причины большой смертности указанных спецпереселенцев и результаты расследования сообщить.

Зам. наркома внутренних дел СССР
комиссар госбезопасности 2 ранга Чернышев

 

«Калмыки привлекались на работы в колхозы. В связи с недостаточным объемом работ в колхозах в зимнее время значительная часть трудоспособных спецпереселенцев (особенно женщин) находится без работы.
Спецпереселенцы-калмыки, работающие в колхозах, леспромхозах и промышленных предприятиях, продуктами питания обеспечиваются по установленным нормам — наравне с другими рабочими. Размещенные же в колхозах в большинстве случаев никаких продуктов за счет колхозов не получают. В связи с этим имеют место случаи нищенствования и смертности. Поэтому высказываются и явно враждебные настроения”.
Семенов.

Драматичной стала депортация для калмыцких семей, которых доставили в Красноярский край в 1944 г. в самый разгар январских морозов. На спецпоселении оказались 24998 калмыков. К началу 1953 г. в регионе стояло на учете 16,3 тысячи калмыков. Быт всех спецпоселенческих групп долгое время оставался неустроенным, климатическая и хозяйственная адаптация протекала тяжело. Решение этих вопросов входило в сферу ответственности местных руководителей, которые в условиях военного времени не могли создать нормальных жилищно-бытовых условий. Основными проблемами для большинства переселенческих семей стали дефицит жилья, отсутствие одежды и обуви, голод, недоступность медицинской помощи.

После освобождения калмыков в 1956г. основная их масса стала возвращаться на родину. Этот процесс затянулся вплоть до конца 1960-х годов, после чего численность калмыцкой диаспоры Красноярья долгое время оставалась стабильной, на уровне 700 человек. В трудные 1990-е годы количество калмыков уменьшилось сразу на 35 % за счет уехавших в Калмыцкую Республику.

Принудительное переселение в Сибирь обернулось для многих переселенцев изменением их прежнего социального статуса и переходом в маргинальное состояние. Маргинальность поселенцев проявилась в утрате ими прежних профессий, привычной социокультурной среды, в разрыве семейных связей. Провозглашая социальное равенство, советское государство в действительности проводило дифференцированную политику в отношении социальных групп, что подтверждала и система спецпоселений в годы Великой отечественной войны.

2.1. Жизнь калмыков на территории Козульского района.

Эти события не обошли и наш район. Мы решили изучить историю пребывания депортированных калмыков на территории района. Для начала мы обратились в архив нашего района, информации о других народах много, но, а калмыках нет никакой информации, тем интереснее стало изучение этого вопроса.

Используя ресурсы Интернета получили общую информацию о пребывании калмыков на территории края, но эта информация ничего не говорила о судьбах людей, которые проживали в то время на территории нашего района.

Чтобы узнать о трагических событиях тех лет обратились к людям старшего поколения живым свидетелям истории. Именно благодаря их воспоминаниям мы получили интересную информацию, они рассказывали об этом тяжелом периоде своей жизни, удивляясь тому, что никто ранее не спрашивал их об этом.

Воспользовались записями беседы с Ириной Григорьевной Подгорной (Лупачевой) сделанные в 1996году.

« Первые эшелоны с калмыками стали прибывать холодной зимой 1943 года, расселили их на территории МТС, и на улице Иванова (ныне Комарова). Люди приезжали большими семьями ,а жилье было ветхое. Шла война было очень трудно, люди голодали, умирали. С приходом весны они впервые познакомились с нашей черемшой, которая стала для многих спасительным средством. Запах черемши стоял на всю улицу Иванова (ныне ул.Комарова), конечно черемша не могла полностью решить проблему голода. И до весны дожили не многие. С тех пор, собирая черемшу я все время вспоминаю те страшные годы и одновременно благодарю это скромное сибирское растение за чудо спасение людей от голода и болезней».

В Интернете мы нашли еще одно достаточно страшное свидетельство сделанное юными туристами из детского клуба "Стрела" города Красноярска в 1988 году:
Валентина Филипповна Голосова (1927 года рождения) жительница села Таможенки Назаровского района.

Голосова рассказала нам страшную историю: "Калмыков пригнали этапом под зиму, полураздетых, а продукты для них завезти "забыли". Местные жители ничем не могли им помочь. Наша деревня Таможенка маленькая - в горах, таежная, огороды небольшие, земля неплодородная. Мы сами в войну зимой ходили 12 километров за перевал, в деревню Аммала (Козульский район), чтобы купить ведро перемороженной картошки... Все калмыки в Таможенке умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки..."

Когда искали свидетелей того периода сказалось, что учитель нашей школы, педагогический стаж , которой 40 лет, Гуптор Галина Александровна стала для нас ценным источником необходимой нам информации. Она помогла найти тех людей, которые поделились с нами своими воспоминаниями и фотографиями из семейных архивов.

Гуптор Галина Александровна (Рейн)- Переселенцы приехали зимой 1943 года. Расселяли их в общежитии МТС и другое ветхое жилье. Весной кто мог начинал строить свое жилье правда из тонкого осинника, оно конечно было холодным. Мы вместе с их детьми учились в нашей школе. Хорошо Помню Машу Монухаеву ,её мама работала швеёй надомницей. После 1953 они вернулись на родину в Калмыкию.

Во время беседы с Г.А. Гуптор. (ноябрь 2009г.)

Г.А. Гуптор поделилась с нами фотографиями, некоторые из них дали ее школьные друзья. Фотографии уникальны, на одной из них сделана надпись на школьной доске, которая хорошо читается. Они росли и учились вместе, дружили на фотографиях видно, ничто не разделяло их, ни национальность , ни социальный статус. Трудное время они пережили вместе.

Ученики Козульской средней школы 1948 год. 2 класс.
1953

Дети репрессированных калмыков ученики Козульской средней школы.

Манджиев Алексей Цаганович - министр юстиции республики Калмыкия. 2001г.
(в центре фото) был депортирован вместе с родственниками проживал в п. Козулька. 

Манджиев Алексей Цаганович с друзьями детства. Козулька 2001 год

В июне 2001 года Манджиев Алексей Цаганович приехал в гости к нам в поселок. Вместе со своими родственниками он был департирован ребенком в Козульку. Посетил все знакомые места, улицу и дом в котором жил те годы. (Приложение №-1).Связь между людьми, которая установилась в те годы не прерывается до сих пор. В настоящее время Манджиев Алексей Цаганович проживает в республике Калмыкия г. Элиста, работал в министерстве юстиции республики.

Воспоминания Спириной Марии Ивановны: Мы немцы были сосланы в 194 Иоду, и к приезду калмыков уже обустроились. Они прибывали в 1943 году. Шла война ,тяжелое было время. Хочу рассказать какие были добрые люди. Меня отправили в город в больницу с подозрением на туберкулез. В военное время я никого не знаю. Узнав о моей проблеме калмыки пригласили к себе переночевать , уступив при этом единственную кровать в доме, заварив чай по-русски. Эти люди сохранили душевную теплоту несмотря на все лишения , которые выпали на их долю. 

Удалось найти еще одну семью, судьба которой оказалось связана с нашим поселком, районом. Это Балакаев Алексей Гуринович и его сестра Соня. В период депортации они оказались в нашем районе. Он стал писателем. В романе “13 дней 13 лет” писатель Балакаев Алексей Гучинович (род. в 1928 г.) повествует о горькой участи калмыцкого народа в годы сталинских репрессий. В 14 лет был привезен в Сибирь Балакаев вместе со многими калмыками. Отбывал ссылку в Козульском районе с декабря 1943 г. до 9 января 1957 г. Первое его произведение — очерк “Первые шаги” — было опубликовано в газете “Красноярский рабочий” в 1948 г.
Добрыми словами вспоминает Балакаев А.Г. местных жителей, благодаря которым выжили многие калмыки. Его сестра Балакаева Соня тоже училась в Козульской средней школе. (Приложение №-2).
Нам не удалось найти много информации , но мы хотим продолжить начатую нами работу. Судьба народа, которому пришлось покинуть родные места, оказавшемуся в суровом сибирском краю, в условиях идущей войны, никого не может оставить равнодушным. Они поневоле стали «сибиряками». И наверно сурово их встретила наша сибирская природа и проверила их на прочность, но люди , местные жители как могли поддерживали их в этом испытании.

За время пребывания калмыков на территории нашего района не было ни одного конфликтного случая. Вместе с местными жителями они работали , мечтая о победе , несмотря на историческую несправедливость по отношению к калмыкскому народу, люди сохранили добродушие, неожесточились. Калмыки стали сибиряками против своей воли, с честью выдержали испытания выпавшие на их плечи. Вернувшись на родину, с теплотой вспоминают людей из сурового сибирского края , разделивших с ними все тяготы войны. В этот юбилейный для нас год мы должны вспомнить и тех людей, которые как и все жители края ждали и приближали час великой Победы, внося своей вклад в общее дело даже в условиях депортации.

З.Заключение.

В результате выполнения этой работы можно сделать следующие выводы: Познакомившись с судьбой калмыков сосланных в Сибирь, я смогла не просто увидеть их участие в конкретных исторических событиях, но и почувствовать дух того времени. В процессе исследования мне стало более понятна историческая реальность. История простого народа тронула меня, вызывает огромное уважение. Понятие «сибиряк» стало для меня намного шире , оно связано не только с местом географического проживания.

Сибиряк для меня это человек несгибаемой воли, сильный духом, способный на подвиг и самопожертвование. Это особый характер людей, способных справится не только с суровым климатом, тяжелым бытом, но и сохранить все лучшие человеческие качества. И что не мало важно я горжусь жителями нашего района , которые в трудные военные годы , находили силы, чтобы помочь другим, поддержать людей, которым жизнь уготовила тяжкие испытания. В современном мире, где на первое место выходят материальные ценности, очень важным для нас являются знания о таких исторических событиях , пример старшего поколения, желательно прямое общение с нами. О своей работе я обязательно расскажу на страницах районной газеты «Авангард», чтобы люди знали о событиях тех лет, возможно кто-то еще откликнется, расскажет. И тогда общими усилиями мы ликвидируем отсутствие информации о судьбе депортированных калмыков на территории нашего района и в нашем архиве, и в истории Козульского района.

Использованные источники и литература.

1 .Интернет- ресурсы.
new.hist.asu.r
www.nutug.ru/biblioteka/bugau.
2. Воспоминание жителей посёлка Козулька.
3. Е.Л.Зберовская «Спецпоселенцы в Красноярском крае. (1940-1950-е)» Красноярск 2006г.

Приложение. 1.

На крыльце своего дома через 40 лет. Манджиев А.Ц.


Приложение 2.

Ученики Козульской средней школы. 1958г. 8 класс.

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»