Массовым политическим репрессиям, прошедшим в военные годы, подверглись почти все жители Поволжья. В их числе и оказались мои дедушка и бабушка, Константин Антонович и Марта Михайловна Бехлер. Навсегда остался в памяти далекий 1941-й, когда вместе с родителями пришлось покинуть родные дома и оправиться на чужбину, в Сибирь. Всего лишь одни сутки были даны на сборы, по истечении которых большое село Реммлер Саратовской области будто вымерло. Вслед уходящим вдаль подводам горестно мычали коровы, пронзительно визжали свиньи, оставшиеся без хозяев. Впереди ждала неизвестность.
По словам моей бабушки Марты Михайловны, им на родине приходилось не сладко. Каждой семье независимо от того, сколько в ней человек, дозволялось держать лишь одну свинью, корову или коз, от колхоза выделялся небольшой клочок земли под огород. Но эта была родина. Здесь бабушка родилась и провела 8 лет своей жизни среди многочисленных братьев и сестер. Уезжать было страшно-Немецкие семьи распределяли по селам и деревням в г. Уяре. Родителей бабушки отправили в д. Павловку Саянского района. Дедушку Константина Антонович с отцом и матерью поселили в д. Пермяково. Сибирь встретила репрессированных неприветливо. Для местного населения они были всего лишь немцами, чужими, чьи собратья убивали русских солдат на полях сражений. С глубоким недоверием сибиряки отнеслись к вновь прибывшим. Дети, бывало, с кулаками кидались на сверстников. Некоторые моменты запомнились особо.
- Люди, наверное, думали, что черти приехали, - рассказывает дедушка. -Прибегали посмотреть, нет ли у нас рогов, как тогда изображали на плакатах фашистов.
Местные жители никак не могли понять, что они такие же люди, которые не меньше их самих ненавидели войну.
Русские женщины приходили посмотреть, как они устроились и очень удивлялись ватным одеялам. Здесь такого не было. Постельное белье, как и одежду, шили из обычной холщевой материи... Когда родные приехали, была осень. На полях еще не был убран хлеб. Поэтому старших сразу отправили на уборку урожая. Мужики косили, женщины вязали снопы. Отношение к ним стало мягче. Своим трудом они завоевали уважение и детей, и взрослых.
С обучение и тоже было трудно. Дедушка начальное образование получил еще на родине. Приехав в Сибирь, от посещения школы вынужден был отказаться, устроился на работу в колхоз. Бабушка в школу пошла уже здесь, но, окончив три класса, прервала обучение - не в чем было ходить. Так получилось, что вещи, привезенные с собой, выменяли на продукты практически сразу. Вот так и жили они - люди, которых сейчас принято называть «лицами, пострадавшими от политических репрессий».
Н. Бехлер.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»