Исследовательская работа
«ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА»
Выполнили: Власюк Дмитрий, учащийся 9 класса,
Уткина Ира, учащаяся 10 класса,
Свириденко Галина, учащаяся 11 класса
Руководитель: Крапивкина Н.А. – учитель истории
Красноярский край, Дзержинский район
c. Орловка,
МОУ Орловская СОШ
Введение.
1. Характеристика сельского сибирского поселения .
Происхождение слова «деревня».
Местоположение деревни.
Время основания деревни.
Происхождение названия деревни.
Тип застройки. Улицы деревни.
Административные здания .
Орловка – деревня разнопородная.
Орловка - поселение многонациональное.
Численность населения деревни.
2. Немного истории…
Орловка до Октябрьской революции.
Установление Советской власти в деревне.
Орловка в годы Гражданской войны.
Деревня в годы НЭПа.
Организация колхоза в деревне.
Отечественная война в истории деревни.
Орловка в 60-80 годы.
Мастеровые люди села.
Село в начале нового тысячелетия.
Россия деревнями славится,
В Сибири деревни светлей.
Но только скажу вам уверенно –
Нигде нет прекрасней моей.
В 2010 году нашей таежной сибирской деревне исполнилось 100 лет.
Возникла она в годы осуществления столыпинской аграрной реформы.
Члены Совета старшеклассников, учителя школы обратили внимание на потерю интереса к истории своего поселка.
В результате специально организованных экскурсий по школьным музейным экспозициям и проведения анализа проблем учащиеся школы определили ПРОБЛЕМУ своего микросоциума: потеря у учащихся школы, у современного поколения интереса к своей малой Родине. В результате обсуждения выяснилось, что и дети, и взрослые мало знают об истории своего поселка. Никаких печатных изданий, специально посвященных нашему селу, не существует, а накопленные в течение многих лет материалы по истории села находятся в стенах школы. Решили начать с обобщения разрозненных сведений о селе, а затем создать электронную книгу о селе, включив в нее все имеющиеся в школе материалы.
При написании своей работы использовали материалы школьных музейных экспозиций, данные анкет старожилов, архивные материалы, статьи из местной газеты «Дзержинец», воспоминания жителей села.
Мы называем малой Родиной то место, где родились, живем. Для нас такая Родина - Орловка. У каждого из нас тут отчий дом. Раньше наше поселение называлось «деревня», а сейчас оно называется «село». Нас заинтересовало, чем же различаются эти названия? Поработав со словарем, мы выяснили происхождение слова «деревня».
Слово «деревня» появилось, вероятно, от древнерусского «деру, драть» - расчищать землю от леса, распахивать целину.
В узком значении термина — это небольшое земледельческое поселение.
В широком значении понятие «деревня» охватывает не только все виды постоянных поселений, но и весь комплекс социально-экономических, культурно-бытовых и природно-географических особенностей и условий.
Название «деревня» бытовало в Северо-Восточной Руси в XIV веке и оттуда распространилось по другим областям Средней России.
В отличие от села, деревня как тип поселения представляет собой небольшой поселок, состоящий из нескольких дворов с жилыми и хозяйственными постройками. Расположена среди участков земли с пашнею, лугами, пожнями и со всякими угодьями.
Специфика деревни как типа поселения определяется непосредственной связью её жителей с землёй, хозяйственным освоением территории и использованием её природных ресурсов путём направленной, преобразующей деятельности в различных отраслях сельского хозяйства.
Отсюда рассредоточение деревни, сравнительно небольшие размеры населённых пунктов, приспособление к природной среде по основным видам занятий, сезонной цикличности работ, расселению и многим другим сторонам жизни.
Орловка, исходя из специфики поселения – деревня. Это поселение не имело и церкви, что также подтверждает ее статус как деревни.
В момент возникновения наша деревня находилась в Енисейской губернии (сейчас – это Красноярский край), Канском уезде, Рождественской волости ( сейчас – это Дзержинский район): 57° северной широты и 92° восточной долготы. Расстояние от Орловки до ближайшей железной дороги и города Канска - 104 км., до Красноярска - 351 км., до Москвы - 4704 км.
Деревня расположена на берегу озера Балтырь, (или Усть-Балтырь) и вытянута широкой полосой вдоль его берега. Рельеф местности в районе д. Орловка – равнинный, с небольшими уклонами к озеру. Растительная зона – тайга с примесью мелколистовых пород. В тайге основная порода – сосна. Вокруг деревни березовые рощи, прекрасные луга и пастбища. По берегам озера растут влаголюбивые растения. Имеется ельник. Южный берег озера - болотистый, мшистый.
В пределах Орловки имеется только один водоём – озеро Балтырь, а без воды основать поселение в этом месте было бы проблематично. Получалось, что лучшего места для поселения и не найти! Окопались люди, зажили: всего вдоволь. Жили по принципу: « Не трогай нас, и мы не тронем никого».
«Да, из края людского, голодного нужда пригнала нас в Сибирь.
А здесь, смотрите - земли плодородные. А сколько воли!!!
Даль и ширь!
Куда ни глянь – кудрявые березы. И сосны стройные.
А травы, травы выше нас с тобой. Какой кругом покой!
А небо, небо синевой залито. Кругом безветрие.
Дымком все пахнет. И запах издает полынь.
А поглядите, мужики, ведь рядом и вода озерная
А уж, какая тишина спокойная.
Ну что же, мужики, наверное, здесь нам воля божья остаться жить.
Рубили избы, дебри корчевали. Осваивали земли - даль звала…
Свое селенье Балтырем назвали, по озеру, на берегу которого деревня расцвела»,
примерно так, наверное, думали наши предки, когда выбирали место для поселения.
По данным районного краеведа А.С. Чупрова и по воспоминаниям старожилов, наша деревня была основана в начале двадцатого века, а точнее в 1910 году. Она возникла, как и многие другие деревни нашего района, в результате планового заселения жителей, приехавших из центральных областей России.
В 1906-1916г. в связи с реформой П.А.Столыпина переселение в Сибирь приобрело массовый, целенаправленный характер.
За это время в Енисейской губернии возникло 671 новое поселение и переселилось сюда 274516 человек.
Подавляющее число «столыпинских» деревень относится к зоне тайги. В начале XX в. наиболее широко осваивался Канский уезд, в него входили Рождественская волость, а также Тасеевская, Абанская.
С 1901 по 1911 годы приток населения усилился из западных губерний: Курской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и других, а также с Украины, Поволжья. Многие из переселенцев оседали в уже существующих деревнях. Но большинство образовывали новые деревни. Орловка - из их числа. Как показал наш опрос и анкетирование старожилов, она образована переселенцами из Орловской, Смоленской, Тверской, Псковской и других губерний, много переселенцев и из Белоруссии.
Животова Мария Петровна вспоминает: «Наша семья одна из первых поселилась здесь. Переехали мы с отцом сюда из «Рассеи». Жили до приезда в Ростове. Семья была бедная. В семье было пятеро детей. Я была старшая. Матери не было – умерла. Отец работал в шахте, работа очень трудная. Трудно было прокормить такую семью, вот и решился поехать в Сибирь, надеялся здесь разбогатеть. Когда мы переехали в Сибирь , мне было десять лет, все легло на мои детские плечи. В 11 лет я уже умела шить, прясть, вязать и всю домашнюю женскую работу выполняла, потому что отцу некогда было. Отец занимался землей. В 12 лет я уже косила, снопы вязала.»
Кабанцова Вера Васильевна: « Моя мама родом из Белоруссии, но откуда я не помню. Приехала с семьей в Сибирь примерно в 1905-1906 году. У нее было еще два брата: Петр и Дмитрий. А семья мужа переехала сначала в Алтайский край в 1904 году, затем во Власовку с Брянщины и позже поселилась в Орловке. Семья у них была большая: пять сыновей и две дочери. Жили единолично.»
Макаренко Екатерина Яковлевна: «В Сибирь наша семья переехала из Орловской губернии. Семья была большая. В семье было четыре брата, пять сестер – девять детей. Подробностей не помню, была еще мала.»
Инозенцева Александра Андрияновна: «Я была еще небольшая, когда задумал отец переезд в Сибирь. Мама не хотела очень уезжать из «Рассеи», умоляла отца не трогаться с насиженного места. Отец не уступил и повез нас на край света. В дороге было трудно, ехали долго. А когда приехали на место, мама все плакала, тосковала по родной сторонушке. «Сгорела как свеча» говорили про нее бабы. Умерла она рано. Жизнь и здесь была трудная. Жили бедно. А наши родственники из Абанской волости жили побогаче, мы ходили к ним пешком. Кое чем помогали: муки давали.»
Чтобы основать селение, подыскивали подходящую большую лесную поляну, «елань», «еланку» по-сибирски, расширяли ее, вырубив лес, кустарник. Затем готовили пашню и одновременно рубили жилье. Сеяли вначале немного, чтобы проверить какой урожай уродиться на этой земле.
Если «земля хлеб худо родила», то место меняли. В нашем случае деревню основали сначала поодаль от озера, а затем переселились на берег озера ( примерно на 3 км ближе к озеру).
Фотографии из
Семейного альбома
Семьи Инозенцевых
Топонимика изучает происхождение, содержание и закономерности развития географических названий. Выясняя происхождение названия нашего поселения, мы узнали, что название поселений зависит от различных обстоятельств и критериев. На территории нашего края и района есть:
1. Топонимы, происходящие от имен собственных: Макарово, Ивановка,
Кондратьево, Денисово, Георгиевка, Власовка.
2. Топонимы, происходящие от занятий и промыслов жителей: Гвоздево, Коромыслово.
3. Топонимы, указывающие на размеры и время возникновения этих поселений:
Великое, Новоселово, Ново-Ивановка.
4. Топонимы, происходящие от названия сельских церквей - село Пятницкое,
Христорождественское.
5. Топонимы, названные по особенностям их возникновения, по своеобразию
природных условий: Нагорье, Заозерка, Поречье, Усть-Балтырь.
6. Топонимы, с использованием слова «Красный» характерны для первых лет
советской власти: Красный пахарь.
7. Топонимы, связанные с загадками истории: Берендеево, Итларь, Богоявленка.
8. Топонимы, связанные с видными историческими деятелями или важными событиями:
Дзержинское.
9. Топонимы Сибири связаны с названиями тех мест, откуда
пришли переселенцы: Харьковка, Орловка.
На территории нашего сельского совета когда-то существовали эти деревни, их названия подтверждают все выше сказанное. Нам было интересно, все это узнать. (Таблица «Годы образования переселенческих участков»)
Годы образования переселенческих участков
№ | Название переселенческого участка. | Годы образования | № участка на карте | Годы ликвидации |
1 | Ванюшино (Ново – Ивановка) | 1897 | № 190 | |
2 | Асанск | 1897 | № 197 | |
3 | Агальча | 1908 | № 398 | |
4 | Усть- Шветик (Харьковка) | 1910 | № 631 | |
5 | Учунача (Богоявленка) | 1910 | № 632 | |
6 | Верхнее - Шветиков | 1910 | № 633 | |
7 | Грязный (Грязное) | 1910 | № 634 | |
8 | Усть – Налимий (Георгиевка) | 1910 | № 635 | 1969 |
9 | Вершино - Грязный | 1910 | № 636 | |
10 | Балтырь – озеро (Орловка) | 1910 | № 637 | |
11 | Усть - Балтырь | 1910 | № 638 | |
12 | Елаголь(Власовка) | 1910 | № 639 |
Топоним нашей деревни связан со своеобразием природных условий и с названием тех мест, откуда пришли переселенцы. Первоначально (до 1920) наше поселение называлось Усть-Балтырь (по названию озера Усть-Балтырь) и находилось километрах в двух-трёх от настоящего места деревни. Затем деревню переименовали в Орловку, так как большинство основателей поселения были переселенцами из Орловской губернии.
Типы застройки селений зависели от многих факторов: времени возникновения, ландшафтных особенностей, ветров, степени родства.
На тип возникновения нашей деревни повлиял первый фактор.
У нас в деревне – уличная застройка. Это тип улицы из двух рядов домов с постройками, обращенными фасадами друг к другу. Данные селения были характерны для начала 20 века. Дома стоят вдоль улицы на определенной грани, в глубину дворов не уходят. Через 5-6 усадеб есть переулки на Центральной улице, но только примерно у половины улицы. На остальных улицах переулков нет, но примерно в середине улиц есть один прогон или переулок.
Всего в селе сейчас существует пять улиц. Самая первая улица по времени возникновения – это Центральная, она дала начало нашей деревне. Она широкая, ровная, ухоженная и самая длинная из всех улиц (2-2,5 км). Дома этой улицы не похожи друг на друга, бревенчатые в основном, украшенные наличниками, палисадниками (они появились намного позже, чем была основана деревня).
Старейшее здание деревни
Дом, построенный в 50-годы
Параллельно Центральной улице расположена улица имени Дзержинского, первоначальное ее название - Новая улица. Она полностью состоит из двухквартирных брусовых домов, похожих друг на друга. Свое название она получила, наверное, от названия района, в котором расположена.
Параллельно улице Дзержинского расположена еще одна более новая - улица Победы. У нашего народа есть самый главный праздник - праздник Победы, и, наверное, в каждом поселении должна быть такая улица. Дома на этой улице тоже двухквартирные , но только квартиры более просторные и имеют более удобную планировку. Эти две большие улицы примерно равны по длине.
Четвертая улица расположена поперек этих трех улиц, она связывает две новые улицы и выходит на Центральную. Она значительно короче, на ней вперемежку стоят брусовые и бревенчатые дома. Она была образована, переехавшими в нашу деревню удмуртами из города Глазово, примерно в 60 годы. Она так и называется – Глазовская.
Самой молодой и самой маленькой улицей считается – улица Школьный городок, она состоит всего из 5 домов. На этой улице стоит школа, здание бывшего интерната, где сегодня размещены начальная школа и детский сад. Отсюда и ее название – Школьный городок. Здесь же проживают некоторые учителя школы.
Старожилы не вспомнили ни одного административного здания села. Они назвали только школу, да лавку. В более позднее время в селе появился сельский совет. Нам удалось установить, где размещался он в разные годы своего существования, осуществляя власть на территории нескольких деревень.
Здание с/совета в 30-40годы
Современное здание сельской администрации
Помещение сельского совета в 1957-1967годах
Важной для села была еще одна власть – Правление колхоза, а колхозная контора, где находилось правление колхоза, было одним из самых посещаемых зданий села. Сюда приходили люди, чтобы выяснить самые разные вопросы, решить колхозные проблемы. Здесь находились основные документы по колхозу, заседали члены правления, находился председатель, счетовод.
В 80 годы было построено новое кирпичное двухэтажное здание для правления колхоза, в нем были предусмотрены отдельные кабинеты для главных специалистов хозяйства: председателя, агронома, главного инженера, ветеринара, зоотехника. Отдельные кабинеты были выделены для колхозной бухгалтерии, кассы колхоза и для парторга. На первом этаже находился актовый зал, где можно было проводить собрания колхозников, расширенные заседания правления колхоза. На первом этаже здания разместили почтовое отделение, радиоузел. В годы перестройки колхозы пришли в упадок, нечем стало заниматься главным специалистам, из них остались только бухгалтерия, ветврач, да инженер. Отопление в здании разморозили, а восстановить его - нет средств.
Современное здание конторы.
В жизни деревни всегда большую роль играла школа. Сначала была открыта начальная школа, затем семилетняя, восьмилетняя и средняя. До наших дней сохранилось только здание восьмилетней и средней школы, построенное в 1967 году.
Когда-то в деревне маленькие дети не ходили в детский сад, а оставались дома с бабушками, старшими детьми, а зачастую и одни без присмотра, потому что родители должны были работать. В 1974 году в Орловке был открыт сад-ясли, а в 1975году было построено типовое просторное здание детского сада. Детям в детском саду было интересно и весело, а родителям спокойно и надежно.
В 1989 году родители и дети были очень рады, потому что в деревне появилось добротное новое здание детского сада, где детям было очень уютно и комфортно. Детский сад находился в лесочке в окружении берез, сосенок, в окружении природы. Было здорово!
Детский сад - 1975 год
Детский сад - 1989 год
В деревне самым любимым и посещаемым местом является клуб или Дом культуры (современное название). Когда был первоначально клуб открыт в деревне, установить не удалось. Но в 30-40 годы он уже в деревне имелся и размещался в неприспособленном здании, затем было построено специальное здание, в настоящее время ДК размещается в прекрасном, двухэтажном кирпичном здании.
Клуб - 40-50 годы
Клуб – 60-80 годы
Современный Дом культуры
Были времена на деревне, когда больные обращались за помощью к знахарям, травникам, а роженицы - к бабкам-повитухам. Народная медицина, да заговоры, молитвы были единственным средством лечения и профилактики заболеваний. Наверное, так было и в нашей деревне, пока не открыли здесь больницу. Сначала она размещена была в простой избе, затем было построено специальное здание больницы. В современное время фельдшерский пункт сначала находился в здании детского сада, а затем в здании Дома культуры. Это сделано сельской администрацией в целях экономии на содержание административных зданий.
Здание больницы в 80-е годы
В правом крыле ДК размещена больница в 2005 году
Деревня Усть-Балтырь основана семьями разных родов. Она стала малой родиной Животовым, Савенковым, Леутовым, Шаталовым, Бурыкиным, Иноземцевым, Баргамотовым, Кривцовым и другим.
Весной 1910 года Животов Никита, Кривцов Гурьян, Рябцев Егор, Золотухин М., Струков, Романцов со своими семьями прибыли на поселение в места, где расположена теперь деревня, остановились метров 300-400 от озера Балтырь и стали строить жилье. Сто лет прошло со времени заселения наших земель переселенцами из западных губерний России, много воды утекло. Но потомки крестьян, приехавших обживать эти места, живут и по сей день. Сегодня в нашей деревне есть фамилии: Животовы, Шаталовы, Кривцовы ,Золотухины – они потомки тех первопроходцев. Нами были составлены анкеты для старейших жителей деревни, их осталось совсем немного.
Мы работали в сельской администрации со списками жителей села и выяснили, что в Орловке в разное время проживали и проживают представители нескольких национальностей: русские, удмурты, немцы, чуваши, украинцы, литовцы, латыши, белорусы, башкиры, финны. За долгие годы совместного проживания у нас в селе никогда не было конфликтов на национальной почве даже между соседями. Все живут дружно, обмениваются рецептами приготовления национальных блюд, а во время сельских праздников поют и слушают песни разных народов. В 2010 году нашей деревне исполнилось сто лет. По этому случаю был большой, дружный, веселый и радостный праздник. Каждая улица подготовила свою презентацию, оформила свое подворье, приготовила различные блюда, в том числе и национальные, а также номера художественной самодеятельности. Люди угощали друг друга с прибаутками и присказками, обменивались рецептами приготовления национальных блюд. Звучали стихи и песни на русском, удмуртском, немецком языках, много было воспоминаний, поздравлений.
Не обошлось, конечно, и без состязаний в силе, ловкости, мастерстве. В фойе ДК была оформлена фотовыставка «Деревенские династии». Около фотографий постоянно были посетители: узнавали друг друга, смеялись, любовались, радовались, гордились…
В актовом зале ДК разместили выставку, где были представлены работы деревенских умельцев. Здесь же был оформлен уголок «Бабушкин сундук». Вокруг сундука были развешаны платья разных фасонов 50-80 годов, а также стояла обувь этих лет. Рядом стоял круглый стол, а на нем красивая скатерть с вышитыми на ней узорами, на столе – большая собака из гипса, перед столом висела гипсовая картина овальной формы с изображенными на ней цветами ( это было модно в 60-70 годы). Эти экспонаты навеяли различные воспоминания, а желающие могли даже сфотографироваться в «модных платьях» разных лет.
Модницы 50-60 годов
По документальным источникам нам удалось выяснить
численность населения нашей деревни в различные годы ее
существования:
1917 год – 500 человек
1932 год – 528 человек
1952 год – 210 человек
1980 год – 692 человек
1989 год – 701 человек
1995 год – 981 человек
2002 год – 824 человека
2003 год – 768 человек
2004 год – 722 человека
2005 год - 543 человека
2010 год - 465 человек
В конце20 века – начале 21 население деревни было наиболее многочисленным, а затем начался спад. Многие стали уезжать из села, потому что не стало работы. Смертность начала превышать рождаемость. Население деревни стареет, так как молодежь старается уехать из села – основная причина в том, что нет работы. Сказывается и то , что жить в деревне очень трудно.
Плодородные земли в окрестности деревни способствовали быстрому росту населения; уже к 1917 году в деревне насчитывалось около 100 дворов с населением около 500 человек. Культура деревни была низка. Была одна начальная школа, открыта она была в 1912 году. Учились в основном дети состоятельных семей, а остальные дети не имели возможности учиться, так как им приходилось с ранних лет работать в поле и в домашнем хозяйстве. Клубов, библиотек, изб-читален сначала не было. Был магазин, в котором продавали товары первой необходимости: соль, «ситку» ( ситцевую ткань), сахар, дёготь, спички, мыло и прочие товары. Сукно, шёлк, с\х инвентарь и другие дефицитные товары в этом магазине не продавались. Всё это покупали в Рождественском (так называли с. Дзержинское) у купцов. Купцы часто давали товары в долг, который можно было отдать несколько месяцев спустя, но зато купцам приходилось отрабатывать. Главным занятием жителей до революции было сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), занимались также собирательством, охотой, рыболовством. Ягод, грибов было много, и далеко ходить не надо было. Засаливали грибы бочками, ягоды также засыпали в бочки, а зимой мороженые ягоды были настоящим лакомством. Начиная с осени, готовили еще одно лакомство для детей и взрослых – это пареная в русской печке брюква, морковь, свекла, а затем в этой же печке и высушенная. Это было вкусно и полезно. Бабушка называла их «овощные конфетки». Этим лакомились дети и в более поздние времена.
Советская власть в деревне установилась в 1918 году. Первым председателем был Гришанов Н., а в 1919 году председателем стал Кривцов Иван Петрович. Кроме этого активными участниками становления Советской власти были такие жители деревни, как Понамарёв Дмитрий, Животов Фёдор и др. Советы оказывали большую помощь в улучшении жизни жителей деревни. Буквально за 2-3 года деревня стала неузнаваемой: были построены новые жилые дома, магазин. Продолжила свою работу и начальная школа, учителем которой был Захаренко Василий. Специального здания для школы построено не было, она находилась в простой деревенской избе. Изба состояла из двух просторных комнат, где и были размещены классы.
Советы оказали большую помощь в приобретении с\хоз. инвентаря: плугов, молотилок, литовок и т.д. Легче стало на земле работать, а люди все вспоминали былые времена – это когда сами на земле хозяйствовали единолично, когда все было свое.
1919 год – год ожесточенных боевых столкновений белых и красных. Центром борьбы с колчаковцами на севере Канского уезда было село Тасеево. Здесь находился военно-революционный штаб Тасеевской партизанской республики.
В деревне Асанск ( это территория нашего с/ совета) в 1919 году находился партизанский штаб, был образован Асанский фронт – восточный форпост партизан.
Начальник Тасеевского военно-революционного штаба В.Г.Яковенко бывал в Орловке с целью организации партизанских отрядов.
« Когда колчаковцы проходили по нашим местам, это было в 1919 году, Орловка была уже большим селом. Колчаковцы появились со стороны села Рождественское. Центром белых было село Рождественское, там располагался штаб бригады атамана Красильникова. Посещение Орловки колчаковцами сопровождалось грабежами и погромами.
Вначале они налетали небольшими отрядами. Вели себя нагло, отбирали у населения лучших лошадей, повозки, продукты и т.д. Однажды в село пришёл конный отряд колчаковцев в 200 человек. Они были хорошо вооружены. Расставив посты в селе, колчаковцы начали громить его, потом приказали Животову Никите организовать подводу для того, чтобы увезти награбленное добро.
Вскоре в село прибыли представители от красных партизан - Яковенко и Бунин. Они рассказали о том, что враги Советской власти – белогвардейцы, они снова хотят вернуть прежние порядки, уничтожить Советскую власть. Рассказав о трудностях, в которых приходилось отстаивать народу свою власть от белогвардейцев, Яковенко и Бунин страстно призвали помочь Красной Армии отстоять власть народа в молодом Советском государстве. Они призывали жителей вступать в партизанские отряды для борьбы с бандами Колчака. И мужчины уходили в партизаны. Первыми, кто ушёл в партизаны, были: Кривцов И.П., Дудочкин И.М., Савин Ф., Понамарев Д., Животов Ф., Животов И. Отряд, куда пошли орловские мужчины, располагался в асанских лесах под деревней Фаначет. Женщины д. Орловка и д. Асанск тайком носили продукты своим мужьям. Много раз белогвардейцы небольшими отрядами заезжали в село, чтобы награбить продуктов и кормов для лошадей. Свои грабежи они сопровождали бесчинством: избивали женщин, насиловали девушек. Особенно от этих набегов страдали семьи партизан. Как только отряды «белых» въезжали в село, семьи партизан убегали за озеро или прятались в огороде в коноплях, а в дома врывались колчаковцы и грабили, брали всё, что им нравилось», все это мы узнали из воспоминаний старожилов села. Так как в наших местах не происходило каких-либо значимых событий, мы заинтересовались Гражданской войной. В нашем распоряжении оказались архивные документы, они присланы нам красноярским писателем В.С. Боровцом из Красноярского партархива. Из этих документов мы узнали, что в июле 1919 года Орловка была сожжена отрядом войск, стоявшим в селе Рождественском. Тогда же были сожжены деревни Денисово, Колон, Канарай, а наши старожилы об этом в своих воспоминаниях не упоминали. Среди всех архивных документов нам особенно был интересен документ , а точнее дневник командира партизанского отряда - Исаака Ануфриевича Строганова, действующего на территории нашего сельского совета в годы Гражданской войны в деревне Асанск ( в то время – это была Фаначетская волость). Группа ребят старшеклассников «перевела», а точнее прочла страницы этого дневника с большим интересом, а двое из ребят написали исследование на основе его данных. Учащиеся нашей школы участвовали в походе по местам партизанских боев и установили памятный знак на берегу реки Абан, где шел бой в годы Гражданской войны.
Работая в архиве, мы познакомились с интересным документом, но только он относится к другому с/совету нашего района. Этот документ рассказывает о выполнении государственной разверстки в нашем районе: каковы были ее размеры, чем ее надо было платить и в какие сроки. Анализ документа показал, что налог по продразверстке в годы Гражданской войны платили по следующим нарядам:
- хлебный наряд 202 п.15 ф., пшеницы 263 п. и 4 ф., овса -632 п.,ячменя -26п.
- наряд скотом;
- наряд на сено – 176 пудов;.
- наряд на продукты – картофеля 458 п., капусты 14 п., свеклы 7 п., моркови
5 п.,лука 20 ф., ягод брусники 4 п., брюквы, репы, редьки 2-90 пудов на
единоличных граждан нашего общества.
- наряд на солому – пшеничной 200п., овсяной 287 п.,
- наряд на кур -20 штук.
Еще в этом документе сказано о разверстке собак: «Мы, граждане, обязуемся каждый в своем хозяйстве уничтожить собак. Шкуры, собачьи тушки обязуемся сдать к 1 декабря с.г. в центральную лавку села Рождественского. Покончить с собаками наша задача». Этот наряд нам остался непонятен. Еще на основе этого документа мы выяснили: что некоторые продукты можно было заменить, например, «свекла, морковь заменена капустой», что можно было не все сразу сдать, если не было в наличии и, что наряд по хлебу производили после обмолота хлеба, примерно к 1 декабря. Вот такие интересные факты удалось выяснить при помощи документа, а старожилы в своих воспоминаниях говорили о больших налогах, но чем и сколько надо было платить не помнят. Животова Мария Петровна вспоминает: «Помню, что планы на все давали, если план не выполнишь, то все отбирали. Однажды мы не выполнили план. У нас забрали отца, отобрали коня, овцу и выгребли весь хлеб. Матери у нас не было, а детей было пятеро. Я была им за мать, потому что была самая старшая. Я сильно плакала, просила вернуть хлеб, чтобы детей кормить. Сжалились - хлеб вернули».
В годы НЭПа крестьяне в Сибири стали жить лучше. Изменилось немного в лучшую сторону и положение в нашей деревне. Увеличилось поголовье коров, лошадей, возросло число овец, свиней, птицы. Теперь тот, кто много трудился, имел шанс разбогатеть. Продналог был ниже разверстки в 1923 году в три раза по сравнению с 1920 годом. В 1922-1924 гг. в стране была проведена денежная реформа, после завершения которой с/х налог стал взиматься только в денежном выражении. Архивные документы свидетельствуют, что предприимчивые зажиточные крестьяне получали доходы не только от хозяйства, но и от сдачи в аренду техники, от торговли, от с/х машин, а также от крупорушек, мельниц, кузниц и др. Это, наверное, для крестьян было неплохо. Протокол заседания районной по единому с/х налогу комиссии свидетельствует, что единоличный крестьянин Шалимов В.В. из Орловки «до 1929-30 года имел крупорушку, от последней учтено неземледельческого дохода в 1929-30 году- 385 рублей», единоличник Горбалысов Кондрат « имел сельхоз-машины, их эксплуатировал на стороне, имел батраков». Васильев Василий из деревни Богоявленка Орловского сельского совета «имел молотилку, от которой получал нетрудовой доход». Щербаков Иван тоже из деревни Богоявленка «имел молотилку, от которой получал нетрудовой доход, занимался спекуляцией». В 1924 году налог у бедняков составлял 7% от чистого дохода, у середняков – 14%, у зажиточных крестьян - более 20%. В 1925 году средний годовой налог на бедняцкое хозяйство составлял 15 рублей, на середняцкое – 44 рубля, на кулацкое – почти 100 рублей. Зажиточных крестьян отрезали от с/х кредита, они не имели юридических прав и гарантий. Зажиточный крестьянин, много и честно трудившийся был превращен пропагандой в «мироеда», «эксплуататора». Число бедняков в годы нэпа сокращалось, число кулаков росло медленно, деревня становилась все более середняцкой. В 1927 году в Сибири на долю бедняков и батраков приходилось около 30% хозяйств, середняков – 63%, кулаков – 7%. Прослойка зажиточных крестьян в Сибири была выше, чем в целом по стране, но главную роль в аграрном производстве играл середняк. Сколько в нашей деревне было кулаков, середняков и бедняков нам выяснить не удалось. Но при помощи документов удалось выяснить – кого же в нашем районе, в нашей деревне считали кулаками, что можно было иметь в хозяйстве, чтобы тебя причислили к кулачеству. Оказывается, кулаками считали «крепко зажиточных мужиков», имевших:
- пашни от 4,5 до 9 га земли, возможно и более;
- с/х машины (молотилки, сеялки, веялки и др.);
- кузницу, мельницу и др.;
- батраков или эксплуатировавших сезонных поденных рабочих в своем хозяйстве.
Из этого же документа стало известно, какими налогами облагались зажиточные
мужики. Так Шалимов В.В. из деревни Орловки платил: сельхоз- налог – 407 рублей,
самообложение -407 рублей, страховые платежи
- 46 рублей 90 копеек. Всего- 860 рублей 90 копеек. Фактическая доходность его
хозяйства была в 1929-30 г.г. -1254 рубля. Получалось, что самому хозяину
оставалось всего 394 рубля от всего дохода. Нам, кажется, что это было
несправедливо. Вот почему крепкие зажиточные мужики часто не выполняли
обязательства по посеву и другим видам, умышленно сокращали посевы, продавали
скот, растранжиривали свое хозяйство. Этот вывод мы сделали также на основе
этого документа: «Капшуков Абрам умышленно сократил хозяйство», «Комаров Степан
продал последнюю лошадь, сам скрылся», «Щербаков Иван не выполнил план весеннего
сева, «Васильев Василий при наличии всех возможностей план весеннего сева
злостно не выполнил» . Из этого же документа стало понятно, что даже если план и
срывали мужики, их все равно облагали налогом в индивидуальном порядке, а
хозяйство считали кулацким. Из «Сводки о числе кулацких хозяйств, обложенных с/х
налогом в индивидуальном порядке и взыске платежей 1 июня 1931 года» мы
выяснили, что число единоличных хозяйств исчислялось в районах тысячами, а число кулаков – десятками, в нашем районе более половины
кулаков было раскулачено к 1931 году, а в некоторых районах были раскулачены
все. Данных по нашей деревне обнаружить не удалось.
Большинство крестьян вело нелегкую жизнь: трудились с помощью примитивных орудий труда, были в основном неграмотны, низка была и общая культура в деревне. Крестьянство упорно не желало расставаться со своим хозяйством, убедить крестьян-сибиряков в необходимости серьезных изменений их жизни было очень сложно. Старейшая жительница - Кривцова Н. В. вспоминает: « Наша семья в колхоз вступила в 1931 году. Люди в колхоз вступать не хотели. Надо было сдавать семена, плуги, скот. У нас за огородами были выкопаны большие ямы, туда и прятали зерно, чтобы только не отдавать в колхоз. На своих коровах боронили землю колхозную. Мои родители добровольно вступили в колхоз, а кто не хотел, сопротивлялся – тех раскулачивали». Кабанцов Василий Давыдович рассказывает о том времени: «В колхоз вступили в 1930 году. Отдали в колхоз два коня с сельхозинвентарем. В личном хозяйстве остались корова, овцы, свинья, куры. Было очень тяжело. Особенно было тяжело в 1933 году, потому что был голод.»
Н. Рясков, бывший комсомолец-активист, вспоминает, как велась агитация за колхоз:
«В августе 1927 года почти всех комсомольцев села Рождественское срочно вызвали в райком комсомола. Оттуда направили в райком партии на инструктаж по поводу проведения сплошной коллективизации. Вопрос перед нами ставился так: не отступать от поставленной задачи и не выезжать с мест до тех пор, пока не будут организованы артели. Тут же были созданы группы. Каждая из них состояла из трех человек, за которыми были закреплены по две- три деревни. Старшими в группе назначали коммунистов, некоторые из них прибыли из Канска. Когда приехали в Орловку, то собрали жителей в одной из хат. Было тесно, и все собравшиеся не вошли в помещение, половина осталась во дворе. Все притихли, слушают нас, иногда переглядываются. На докладчика не смотрят. А если кто-нибудь задавал вопрос, все разом оборачивались и смотрели на человека. И снова -тишина. Первый день агитационной работы не дал никаких результатов. Желающих вступить в колхоз не было. Никто не голосовал ни «за», ни «против». Второй день начали с того, что вызывали через посыльного людей по одному. С каждым главой семьи говорили персонально. Но людей явилось очень мало. К вечеру мы чертовски устали и не знали, что еще можно и нужно говорить. А в колхоз никто так и не вступал. На третий день на беседу явилось еще меньше людей. Никого не зазвать. Решили, что самим надо идти к людям. Сказано – сделано. В основном нам говорили, что « надо подумать, с домашними посоветоваться, что не враги мы Советской власти, куда все, туда и мы». В некоторых домах хозяин прятался, а жена отвечала: «Хозяина нету. Куда девался не знаю». Пробыв в деревне три дня и ничего не добившись, мы оставили мужиков «думать и мозговать» до нашего возвращения».
Вторая попытка организовать колхоз в Орловке была в 1928 году. Первым председателем колхоза был Разенков Григорий. Сплошная коллективизация закончилась в Дзержинском районе в 1930 году.
Наряду с коллективизацией в те годы решали еще одну важную задачу – ликвидация неграмотности. Народ был малограмотный, а то и совсем неграмотный. Райкомом комсомола направлялась молодежь в деревни для обучения взрослого населения. Цель – научить жителей писать, читать, считать. «Помню к нам ходили учиться пожилые и молодые. А Аня Максимова приходила на занятия с грудным ребенком, не пропускала ни одного урока. Такое было у людей стремление к занятиям. Помощь и поддержку нам оказывали инспектор РОНО Виноградов и инструктор райкома комсомола Яков Данилов. Часто они бывали на занятиях у нас, проверяли нашу работу», -вспоминает бывший комсомолец А. Селявко.
В 1928 году согласно плану в районе в наиболее крупных деревнях должны были построить избы-читальни. Среди этих крупных деревень значилась и Орловка. В 1929 году в Орловском сельском совете общее собрание граждан решало вопрос о самообложении. Жители соседних деревень Харьковки и Богоявленки решили строить «красные уголки», Нижнее-Грязное – народный дом, Власовка – отдельную избу-читальню. В 1945 году в районе было 23 избы-читальни и 5 библиотек. Была открыта библиотека и в нашей деревне, правда библиотечный фонд ее был мизерным. «Библиотекарь на селе в те годы - это один из немногих грамотных людей и занимался он не только выдачей книг. В его обязанности входило: писать заявления, письма, выдавать справки. Занимался библиотекарь и агитационной работой. Библиотека находилась в доме, состоящем из двух комнат. В одной комнате был читальный зал, настольные игры, а в другой - книжный фонд», вспоминает старейший библиотекарь деревни - Мясоедова Т. А.
Начальный период войны был особенно трудным для страны и для Сибири. В армию было мобилизовано большое количество сибиряков, в том числе и наших односельчан. Мы провели сравнение, и оно оказалось не в пользу наших земляков: в крае в целом вернулось домой более половины мобилизованных, в районе – примерно половина от всех ушедших на фронт, а в нашу деревню возвратилась лишь четвертая часть фронтовиков. Такую цену заплатили наши земляки за Победу.
Красноярский край
• Ушло на фронт – 465 тыс. человек.
• Вернулось домой – 285 тыс. человек.
Дзержинский район
• Ушло на фронт – 5100 человек
• Вернулось домой – 2468 человек
Орловский сельсовет
• Ушло на фронт – 400 человек
• Вернулось домой – 94 человека
Наши земляки воевали на многих фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в различных крупных битвах, освобождали города и села своей Родины и участвовали в освобождении от фашизма стран Европы. В память о своих земляках, учащиеся нашей школы, создали свою Книгу Памяти, в которую включили материал о фронтовиках. Она состоит из двух разделов: «Они не вернулись с войны» и «Они сражались за Родину».
Встреча с фронтовиком Никифоровым И.С
Встреча с фронтовиком Кирпиченко И.В
Учащиеся нашей школы встречаются с ветеранами войны, слушают их рассказы о войне. Особенно запомнилась встреча с ветеранами и тружениками тыла « Чтобы помнили… Чтобы поняли…»
Тяжело было работать в годы войны в деревне. Бабушки рассказывали, «что приходилось выполнять всю мужскую работу и женскую. Нередко приходилось плуги и бороны вместо коней тягать на себе. Тяжелые мешки вынуждены были на себе таскать 14-летние девчонки во время посевной или уборочной страды. А баба Нюра Кирпиченко работала даже на тракторе. Начинали работу в колхозах с восходом солнца, а заканчивали ночью, а после колхозной работы трудились в своем хозяйстве порой и глубокой ночью, даже косить приходилось в темноте для своей коровки.»
Учащиеся нашей школы участвовали в поисковой экспедиции по обнаружению документов военной поры, фронтовых писем. В ходе этой операции были обнаружены фронтовые письма. Письма военной поры по своей структуре очень похожи, но их можно условно разделить на две группы: письма, написанные на фронт и фронтовые письма.
Странное чувство охватывает человека, когда прикасаешься
к этим пожелтевшим и
истлевшим от времени листкам,
потому что держишь в руках «историю»
Передо мною два письма с фронта. Одно написано в начальный период войны (1942 год), а второе в конце войны (1945 год). Написаны эти письма разными людьми: одно Инозенцевым В.Г., а другое – Вьюрковым А.С.
В начале писем передаются солдатские фронтовые приветы всем свои родным и близким: маме, братьям, сестрам, дядям, тетям; а затем приветы передаются знакомым, друзьям.
Далее в письмах просят писать новости из дома. В заключение фронтовики писали: «жив, здоров, чего и вам желаю». Содержали письма также и некоторые факты. Например, в своем письме В.Г.Инозенцев сообщает свой фронтовой адрес и рассказывает о том, когда он прибыл на фронт.
В другом письме солдат Вьюрков А.С. сообщает, что послал домой 300 рублей в помощь своей семье. Вот такова тематика писем, присланных с войны: ничего лишнего, а только приветы и сообщение о том, что «жив, здоров, чего и вам желаю».
Письма, которые отправлялись на фронт из дома, имели другую структуру и содержали намного больше различных сведений о жизни в тылу. Передо мной два письма, одно написано мужу на фронт, другое сыну. В начале письма перечислялись поклоны: от жены, от детей или от матери, братьев, сестер; затем идут пожелания всего хорошего в жизни, в службе, а также пожелание скорее вернуться домой. После пожеланий «во – первых строках» сообщали о получении писем с фронта и благодарили за них. Затем подробно излагалась картина жизни дома. Сообщалось про домашние дела, про работу в колхозе, сколько трудодней заработали, какие цены в тылу на продукты; сообщали также о том кто ушел на фронт, кто ранен.. Заканчивались письма просьбой писать домой с фронта.
О чем же писали на фронт из дома? Из писем можно узнать, как трудно было жить без мужчин в деревне, приходилось работать и дома, и в колхозе. Денег в колхозе не платили. На работу в колхоз выходили каждый день, а за отработанные дни проставляли «палочки» (трудодни), по которым, потом начисляли заработанный хлеб и другие продукты. В письме сыну мать сообщает, что вместе с детьми заработали 250 трудодней – это мало, так как перед войной сын столько зарабатывал один. «Хлеба и муки на трудодни как и в те годы дали». Пишет также, что получили 30 кг. муки, а так ели еще хлеб, заработанный до войны мужем и сыном. Эти факты свидетельствуют о том, что кто не ленился, тот по трудодням неплохо зарабатывал до войны.
«Кроме муки получили 600г мёду» сообщает мать, значит, в колхозе во время войны и до войны имелась пасека, и мёд тоже выдавали по трудодням. Сообщает мать и о том, что картошки меньше накопали, чем в прошлом году. В письме мужу она пишет, что «хлеб есть, а так же картофель», что «огородные овощи растут хорошо», что за 1 центр картофеля купила поросенка. Значит, картошки все же хватало, а ведь именно она была основным продуктом питания. Бабушка рассказывала, что в войну ели и мёрзлую картошку. Как только сходил снег, на полях, огородах собирали мерзлую картошку. Промывали её, сушили, толкли и пекли из нее лепешки. Весной и летом ели черемшу, крапиву, саранки, лебеду, щавель. Вот так и выживали в тылу.
Из письма сыну можно узнать также о том, какие были цены на муку в годы войны и сравнить их с ценой на картофель, а ведь именно они были основными продуктами питания. Так, например, пуд пшеничной муки стоил 600 рублей, а картофель – 120 рублей.
В письме описывается, как идут дела в колхозе во время уборочной страды. Письмо написано было в октябре, и уборка еще не закончилась.
«В колхозе еще не убрались, овса гектар 50 в нашей бригаде осталось и в другой гектар 40. Молотьба идет слабо. На жатках работают Червов и Ротэрмель. Жнут плохо, не так как вы с Гороховым». Наверное, эти ребята были подростки и навыков работы еще не имели, получалось у них хуже, чем у старших. Мужчин осталось мало в колхозе, вот уборка и затянулась.
А в письме к мужу, оно написано, скорее всего, было летом, Александра Андриановна сообщает, что « в колхозе работаем на сеноуборке. Скосили 250 га по 10 июля. Игнат (сын) пашет пары. Трактора все не работают, Весной НАТ (это гусеничный трактор) 150 га спахал, а 30 га – колесный трактор». Получается, что и в годы войны работали по технологии - ведь пахали даже пары.
В письме сыну мать рассказывает, что получила от него сразу 3 письма, скорее всего, почта работала с перебоями, и с фронта письма шли с задержкой. Пишет она, что давно нет писем от отца, а ее письмо отцу, вернулось назад с пометкой: «Выбыл неизвестно куда».
Дважды в письмах встречается сообщение о том, что семьям домой с фронта солдаты присылали деньги.
В письме Вьюркова сказано, что выслал 300 рублей домой из Венгрии, а в письме матери сыну сказано; «получили открытку, в которой пишешь, что выслал денег, но деньги пока не получили».
Вот такова примерно была тематика писем, написанных на фронт.
Такова тематика и история фронтовых писем – свидетелей той войны. Время не щадит не только людей, оно не щадит и этих свидетелей.
Потускневшие пожелтевшие листочки – не всё написанное можно легко прочесть в них уже сейчас, а чтобы ещё долго можно было другим поколениям читать эти письма, учащиеся нашей школы восстановили написанное. В ходе поисковой операции были обнаружены извещения о смерти, книжка красноармейца и другие документы. Все они собраны в отдельную папку, и учащиеся школы знакомятся с ними на уроках по Великой Отечественной войне.
Когда мы задавали вопрос: «Какие события из истории страны, деревни особенно запомнились?, то получали в основном ответ: «Война, послевоенное время».
Животова Мария Петровна : «Запомнилось военное и послевоенное время, когда одна поднимала детей. Муж мой – Животов Макар погиб на фронте, на него получила похоронку. Работала много: пахала, зароды метала, вручную дрова пилила, землю для стройки таскала, косила вручную… Домашнюю работу ночами делала. Дома в огороде растила лук, чеснок, подсолнухи, а потом продавала в Дзержинске, пешком на себе все носила. Иногда ездила и в Канск с обозом на базар. Детей поднимать надо было. Налоги еще платили. За год сдавала 10 кг масла, 10 кур, 100 яиц, 2-3 кг шерсти с каждой овцы.
Период расцвета нашей деревни приходится на 70-80 годы. В эти годы колхоз «Красный маяк» был одним из лучших в районе. Много сеяли, земли не пустовали, урожаи были хорошими. Росло число животноводческих ферм, а значит и поголовье крупнорогатого скота, свиней. Машинами из Каннского мелькомбината возили комбикорм. На свинофермах для откорма свиней постоянно использовалась свежая или соленая рыба, сухое молоко, витаминная мука. Поросят и телят продавали жителям района и колхозникам. В те годы улучшилось снабжение села строительными материалами, топливом, с/х техникой, удобрениями. Колхозники получали неплохие для того времени зарплаты.
В то время много строили, летом приезжали строительные бригады из Белоруссии, Украины. Они работали добросовестно, не гуляли, дисциплина была в бригадах строгая.
В эти годы были построены: здание правления колхоза, торговый центр, здание ДК, детский сад, интернат (это были кирпичные двухэтажные здания), а также новая восьмилетняя школа на 320 мест.
Появились новые улицы: ул.Дзержинского, а затем - ул.Победы. Дома строили двухквартирные, каждая квартира имела три комнаты, кухню и коридор.
В конце 70-х годов деревня была газифицирована (газ привозили в баллонах). Каждый колхозник тогда получил бесплатно газовую плиту. Газовый баллон стоил три рубля. Это было дешево и доступно каждому. Те газовые плиты до сих пор используют колхозники, а газовый баллон стоит уже 200 рублей.
Бытовая техника входила в обыденную жизнь: холодильники, телевизоры, стиральные машины.
Была осуществлена телефонизация деревни.
Улучшилось транспортное обеспечение жителей деревни. Почти в каждой семье были мотоциклы, стали появляется и машины.
Первая машина принадлежала Рачковскому Василию, затем по лотерейному билету машину выиграл Мишкин Иван Иванович. Так как многие виды бытовой техники, ковровые изделия были дефицитом, то приобрести их в первую очередь могли передовики производства.
За хорошую работу они получали талоны на дефицитные товары. В 70 годы несколько выросла заработная плата, и это позволило людям даже откладывать часть денег на сберкнижки, тогда это было не опасно, так как никакой инфляции не было.
Рабочие места в деревне были в колхозе, в школе, в магазине и фельдшерско- акушерском пункте.
В эти годы улучшилось медицинское обслуживание. В сельской больнице появился кабинет физиотерапии. Фельдшером долгое время работала Шаталова Мария Ивановна, а затем ее сменила Горохова Екатерина Сергеевна.
В 1967 году в д. Орловке была открыта новая восьмилетняя школа на 320 мест, ее директором продолжала работать Никифорова Мария Ивановна до избрания ее председателем сельского совета. В 1974 году восьмилетняя школа была преобразована в среднюю. С 1974 по 1989 год руководил работой школы Горохов Аркадий Степанович. Затем А.С. Горохов избирается председателем сельского совета, а на посту директора его сменила Степанова Полина Давыдовна.
Расширена была сфера услуг населению.
В здании торгового центра, которое находилось в центре села, некоторое время работал небольшой цех по пошиву легкой одежды (можно было заказать платье, блузку, брюки и др.) Здесь же можно было взять напрокат телевизор, холодильник.
Рядом находился приемный пункт, где можно было сдать тряпье, макулатуру, лекарственные травы, березовые почки в обмен на хорошие книги, дефицитные товары. Заведовал приемным пунктом Дворяткин Михаил, он же раз в неделю принимал мясо по государственной цене из подсобного хозяйства жителей деревни. Людям это было удобно и выгодно.
Орловский Приемный пункт. Парикмахер, швея, закройщик размещались в этом
здании
В деревне было два магазина: «Продукты» и «Промышленные товары».
Продавцами в продуктовом магазине работали Своевская Мария, ее дочь – Антоненко Наталья Геннадьевна, Шабеко Зоя Михайловна, а в другом магазине – Васильева Валентина Васильевна.
Жители очень гордились своим Домом культуры, он был одним из лучших в районе. В то время в деревню часто приезжали артисты Канского драмтеатра, артисты Красноярской филармонии, цирковые артисты. Каждый день были детские и взрослые киносеансы в зрительном зале. Кинофильмы были тогда интересными, добрыми.
Директорами Дома культуры поочередно работали: Тарак Любовь Григорьевна, Федюкин Николай Петрович, Степанцова Валентина Ивановна, Иванова Людмила Леонидовна.
Орловцы тогда не только славно работали, но и умели хорошо отдыхать. Устраивали веселые праздники. А какая замечательная самодеятельность была! Занимали призовые места в районе, выезжали на смотры самодеятельности в другие районы. Вокальной группе «Сударушки» было присвоено звание «народного коллектива».
Жизнь людей улучшалась с каждым годом. Они работали, радовались жизни, растили
детей, не боялись за будущее, многие молодые люди оставались в деревне, работы
хватало всем. За хорошую работу людей в те времена награждали орденами и
медалями, Почетными грамотами, ценными подарками, а в более позднее время и
талонами на дефицитные товары.
В ходе поисковой операции «Награда в моей семье» учащиеся нашей школы выяснили,
какими наградами и в какое время были награждены наши односельчане.
Участники экспедиции «Награда в моей семье»
На территории Орловского сельского совета орденом Ленина были награждены:
Орден Трудового Красного Знамени получили:
Ордена Дружбы народов удостоен всего один человек:
Ордена «Знак Почёта» удостоены:
Орден Трудовой славы 3 степени получили
Орден Трудовой славы 2степени -
Медалью «За трудовую доблесть награждены:
Медаль «За трудовое отличие»получили:
Крапивкина Клавдия Владимировна
Эти награды свидетельствуют о том, что в то время люди добросовестно относились к своей работе, к своим обязанностям, и за это их морально поощряли. Во время наших встреч все с гордостью показывали нам свои награды, отвечали на наши вопросы для заполнения анкеты.
Во все времена и в любой деревне были мастера своего дела. Не обделена и наша деревня такими людьми – мастерами своего дела. Данный талант идет от природы, от умения постичь душу дерева, металла, от трудолюбия и увлеченности. Этим умениям учились с детства, перенимая их от отца и деда, от мастерового родственника, соседа.
Доживают свой век редкие свидетели прошлого, амбары, старинные избы снарядными наличниками. А в чем же секрет старых мастеров? Продолжают ли традиции русских зодчих? Положительно на эти вопросы может ответить Мишкин Иван Иванович. Он с детства любил работать с деревом, считает его самым теплым и благородным материалом. Когда был лесником, увлекался резьбой по дереву, в бесконечные зимние и осенние вечера занимался этой работой.
Сначала рисовал трафарет на бумаге, потом вырезал рисунок из дерева, тщательно выбирая древесину. Он счастлив, что, дерево продолжает оставаться одним из основных поделочных материалов.
Выжа Иван Михайлович – лучший в деревне скорняк, выделывает шкуры любых животных, у него есть свои секреты на этот счет. . И.М. любит работать с мехом, говорит, что от него идет тепло, и это тепло согревает сердца всех тех, кто обращается к мастеру. Выделывает И.М. шкуры лис, норок, ондатр, соболя, кроликов. Однажды приходилось работать со шкурой медведя.
Макаренко Алексей Михайлович – деревенский умелец, своими руками собрал трактор и работает на нем в своем хозяйстве. А когда ушел на пенсию, то решил освоить бондарское мастерство, и у него это получилось.
Несмотря на то, что сегодня не составляет труда приобрести для хозяйственных нужд ведра, бочки, кастрюли, все же многие предпочитают изделия, сделанные из самого здорового материала – дерева. Таким мастером бесспорно является - А.М. Макаренко. Его бочонки, квашенки, туеса есть в каждом доме. Интерес к этому виду искусства пришел к нему, когда он однажды увидел, как делает бочку для воды мастер бондарного дела В.А. Альховко из соседней деревни Асанск. Несколько дней мысленно «создавал» кадушку. Самостоятельно изготовив инструменты, сделал свои первые изделия. Со временем появились навыки в работе, а с каждым новым изделием шлифовалось мастерство. Учащиеся нашей школы на раз побывали в его мастерской и с удовольствием наблюдали за его работой. Получали ответы на многие вопросы. И даже попробовали себя в роли деревянных мастеров.
Машуков Виктор Прокопьевич – мастер по железу. Может делать лопаты, совки, грабли, может вить веревки, но больше ему по душе работать с железом.
В деревне есть и свои печники: Сергеев А.С., Байтель Я. Без работы они не бывают.
Рулькевич Виктор Константинович запросто может сделать лодку, несколько их уже плавает по озеру.
Плотницкое дело по плечу многим жителям деревни, но лучшими из них являются Близнюк Алексей, Чуприс Иван.
Есть в деревне человек, который не утратил мастерство пимокатания – это Козейников Николай Яковлевич. Он катает теплые, мягкие и красивые валенки. Работа эта тяжелая и сложная, не всякому под силу. Н.Я. мечтает, чтобы ремесло это продолжало жить, надеяться, что кто-нибудь захочет познать секреты этого древнего сибирского мастерства
Все меньше остается в деревне женщин, владеющих ткацким мастерством – это Теряева Евгения Тимофеевна, Попова Лидия Сергеевна, Вологдина Рита Васильевна, Крапивкина Клавдия Владимировна.
Рачковская Тамара Петровна – учитель технологии, учит девочек вязать, вышивать и многому другому. Она настоящая мастерица своего дела. Настоящие шедевры создаются руками ее учеников.
Надеемся, что не оскудеет земля орловская народными талантами и в будущем.
Наступил 1985 год – год начала «перестройки», год смены власти в стране. Перестройка и последующие годы привели к полному развалу сельского хозяйства, деревни.
Сократилось поголовье скота, раньше их считали тысячами, сейчас десятками. Фермы опустели, многие из них были растащены на строительство бань, стаек и просто на дрова.
Поля заросли сорняками, а кое-где и мелколесьем. Обрабатываются только пашни расположенные вблизи деревень.
Разорен машинно-тракторный парк колхоза. Многое устарело, а то, что осталось, работает на износ.
Люди годами не получают зарплату, средств хватает только на хлеб и зерно. Зерна в конце года дают мало, так как сеют тоже мало. Выживают колхозники за счет продажи мяса перекупщикам, которые стараются купить его как можно дешевле.
Трудовая дисциплина почти отсутствует, работают больше по привычке, много пьют.
Земле нужен настоящий хозяин, а его нет.
После смерти М.М.Туровца, председатели сменяли друг друга (Ураков С.М., Оль Е.Е., Туровец Г.М, Мясоедов В.А., Костюнин А.Б., Павлова Т. Н.), менялись названия хозяйства, а ситуация в колхозе продолжала ухудшаться вслед за ухудшением ситуации в стране.
Фермерство в деревне не прижилось, так как для этого инеобходимы были: либо первоначальный капитал, либо связи и какие-либо знания. Только В.М.Зинкевич ( главный инженер колхоза) стал фермером и пока держится, но землей занимается мало, в основном выживает за счет заготовки и продажи леса, как и многие в нашем районе.
Строили мало, а ломали, разоряли гораздо больше. Разобрали торговый центр,
многие фермы, травяную сушилку, большой крытый навес под комбайны. Не работают
мастерские гаража, разобрали даже забор.
Правда, в начале перестройки кое-что делалось. Было построено здание
администрации сельского совета, несколько жилых домов, проводили водопровод, но
до конца работу не довели. Появилась в деревне своя пекарня, благодаря которой
колхозники имеют возможность брать хлеб под зарплату и немного дешевле, чем в
магазине. При Е.Е.Оль были заасфальтированы три улицы: Центральная (частично),
Глазовская и Дзержинского. Построен гараж, но его до конца также не доделали (не
провели отопление). В 2003 году при с/ совете был открыт небольшой столярный
цех.
На месте развалин торгового центра был построен частный магазин. На улице Победы продолжает работать магазин, который сначала принадлежал Радкевич, а теперь Сивцовой Галине. На улице Дзержинского и Центральной работают магазины Салдиной В.В.
Уровень жизни в деревне низкий, большая часть населения не имеет работы
Запомнили навсегда в деревне и талоны на сахар, мыло, конфеты, и ограбление
сберкнижек, и «шоковую терапию» с безумным ростом цен. Все вытерпели, пережили.
Живуча российская деревня.
Прошло несколько лет нового тысячелетия, а деревня на глазах умирает. Не осталось почти жителей в Асанске, только несколько пенсионеров доживает свой век в богом забытой деревне. Не лучше обстоит дело в деревне Харьковка и Чемурай. Работы нет ни в одной деревне, выживают за счет натурального хозяйства, да за счет пенсионеров. Это последние три деревни из тех, что когда-то находились в этой стороне и в последние годы входили в Орловскую сельскую администрацию. В настоящее время практически исчезли последние деревни Орловского сельсовета: Харьковка, Асанск, Чемурай.
Плохи дела и в самой Орловке. От колхоза ничего почти не осталось, на фермах несколько десятков голов скота. Трактора и машины доживают свой век. Все старое, нового за последние годы не покупалось, так как не на что. Люди продолжают ходить на так называемую работу. Работает контора, да десяток-другой человек на фермах и в гараже. Руководит хозяйством Павлова Татьяна Николаевна. В последние годы хозяйство занимается заготовкой леса, это дает небольшой доход хозяйству.
Дисциплина очень плохая, люди разучились работать, даже свои рабочие места запустили до неузнаваемости. Растащено и разрушено все в мастерских колхоза, которые когда-то были не хуже чем в других хозяйствах. Холодно и голодно на фермах.
Нет никакой надежды на улучшение, нет заинтересованности у людей в результатах труда.
В стране очень быстро растет золотовалютный резерв, в столице люди богатеют, а в деревне уже десятки лет выживают. Районное руководство ведет политику, направленную на сокращение рабочих мест, организаций.
Основными занятиями населения являются земледелие, скотоводство, лесозаготовка и домашнее подсобное хозяйство.
Была проведена реорганизация предприятий на территории сельсовета: детский сад переведен в здание пришкольного интерната; фельдшерский пункт перемещен в здание ДК; поменяла свое местонахождение сельская библиотека.
В 1989 году было построено прекрасное здание детского сада. Коллектив под руководством Ивановой Антонины Иннокентьевны сделал все возможное чтобы детский сад был не хуже детских садов района: чистота, порядок, уют, красота! Но в 2005 году было принято решение здание законсервировать и перевести детский сад в интернат при Орловской средней общеобразовательной школе. Сделано это в целях экономии на содержание здания, так как в детском саду осталась всего одна группа. Проделана огромная работа, оставшимися после сокращения, работниками детского сада под руководством Антонины Иннокентьевны Ивановой. В детском саду сейчас находится 10-15 ребятишек.
Несколько лет в здании детского сада находился фельдшерский пункт нашей деревни, в котором продолжает работать Горохова Е.С. и начала работать Лазарева С.С. с 2005 года. В связи с реорганизацией в 2005 пришлось перенести фельдшерский пункт в здание Дома культуры на первый этаж. В здании очень холодно и работникам, и больным, но это никого не волнует. Перестал работать кабинет физиотерапии.
Сельскую библиотеку так же пришлось потревожить, и весь книжный фонд работникам Дома культуры надо было перенести с первого на второй этаж, чтобы освободить место для фельдшерского пункта. Сколько труда вложено в эту работу хорошо знает и надолго запомнит сельский библиотекарь - Татьяна Владимировна Власюк.
Вот такая реорганизация произошла в деревне в 2005 году.
В деревне за эти годы не уменьшилось только количество магазинов. Их у нас 4: на улицах Дзержинского и Победы по одному, а на Центральной – два. Эта тенденция наблюдается по всей стране: торговля процветает, а «цены растут не по дням, а по часам».
Перестало вещать радио, не работает давно радиоузел, а ведь когда-то можно было услышать по радио и деревенские новости. Во время посевной и уборочной страды сообщались вести с полей, назывались имена передовиков хозяйства.
Телевидение работает – сначала работало две программы: первый канал и второй,
затем начал работать и третий канал «Енисей-регион»; многие в деревне имеют
«тарелки» и смотрят большее количество каналов. Первая «тарелка», позволяющая
ловить другие каналы, была установлена у Салдиной В.В., сейчас их в деревне уже
более десятка. Хозяева, имеющие уличные антенны, могут также смотреть
дополнительно еще и другие каналы.
Деревня телефонизирована хорошо, но связь очень плохая, так как аппаратура очень
старая. В 2005 году стала работать «восьмерка», т.е. соединение идет
автоматически, без телефонисток. Это удобно, но «восьмерка» почти всегда
перегружена. Уже в 2006 году в деревне появилась сотовая связь, но она есть в
отдельных местах, а их немного в деревне. Деревенские жители хорошо знают эти
«сотовые точки».
Неплохо идут, пожалуй, дела в Орловской средней школе. Коллектив во главе с директором - Крапивкиным В.Е. старается работать качественно и увлеченно. Школа считается одной из лучших в районе.
Наша школа – одна из многочисленных школ российской глубинки. А в современных условиях школа на селе выступает стабилизирующим фактором сельской жизни и отражает все её социальные и экономические проблемы. Сельская школа определяет выживание села – и демографическое, и экономическое. В сфере культуры школа является центром интеллектуальной жизни села, а зачастую единственным очагом культуры.
Орловская школа находится в 20 километрах от районного центра. Школа без всяких «модных статусов», но работающая в творческом поисковом режиме и, по сути дела, обеспечивающая выживание всего села и социализацию своих воспитанников. Школа имеет свои добрые традиции и сохраняет их в течение многих лет. В школе работает стабильный педагогический коллектив, который большое внимание уделяет повышению профессионального мастерства, преемственности в обучении. В школе сложилась своя система методической работы, дающая неплохие результаты. Школа пользуется авторитетом у родителей и учащихся.
Двухэтажное деревянное здание школы расположено в центре деревни. Рядом здание начальной школы и интерната. В нашей школе по-домашнему уютно, всегда чисто. Всё оформление школы сделано руками её учеников и учителей из природного материала (солома, берёста, флористика) – это придаёт ей особый колорит и неповторимость.
Школа располагает 16 учебными кабинетами, компьютерным кабинетом, спортивным залом, мастерской (столярно-слесарной), столовой, спортивной площадкой, пришкольным участком. Школа имеет 43 га земли, где на 1,5 га выращивается картофель, а на остальной площади пшеница. Школа имеет множительную технику (1 ксерокс), видеотехнику (1 видеокамера, 3 цветных телевизора, видеомагнитофон), аудиотехнику (музыкальный центр, магнитофоны). Все это приобретено школой на деньги, заработанные ученической бригадой и коллективом мужчин. Но сегодня – этого мало. Хочется иметь компьютерный класс, современную технику и многое другое. Оснащённость учебных кабинетов школы - удовлетворительная, методическое обеспечение сделано учителями школы. Школьная библиотека пополняет свои фонды.
Деревенские дети приучены к работе, поэтому при школе в течение многих лет
работает пришкольный участок, на котором выращиваются все необходимые овощи.
Школьная столовая ими полностью обеспечивается
В районе постоянно поговаривают о реорганизации средних школ. В 2005 году были
закрыты все интернаты в районе, остался только интернат в Орловке благодаря
стараниям директора, но детей в нем проживает мало, всего 13 человек.
Стареет население деревни, сокращается количество детей в школе, смертность превышает рождаемость и у нас.
Закончилось первое десятилетие нового века. Сохранилось наше хозяйство. Оно продолжает заниматься растениеводством, но всего обрабатывалось в 2010 году 1000 га земли, держится пока и животноводство (более 400 голов крупнорогатого скота, есть и свиньи). В хозяйстве СПК «Красный маяк» трудятся около 60 человек.
Продолжают свою работу пока средняя школа (45 учащихся), Дом культуры ,
фельдшерский пункт, сельская администрация, да четыре магазина на село.
Вот и живем надеждой на лучшее будущее.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»