Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Исследовательская работа
Выполнили: Ахремичева Ксения,
Кубрак Анастасия, Петрова Екатерина
МОБУ «СОШ № 16»
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Прокопьева Елена Владимировна
г.Минусинск, 2011
1. Введение
2. Социологический опрос
3. Работник музея, научный деятель, педагог
просветитель.
4. Заключение.
Сторона – то ты, сторонушка,
Далекая, сибирская!
Лесами ты богатая.
Зверями непочатая.
Народ в тебе, сторонушка,
Со всей России – матушки:
С Волги, с Дона тихого
Шли люди духом смелые,
Удалью богатые!..
Старинная сибирская песня
Не Москвою единой земля Русская устраивалась. Не едиными богатствами недр прирастала Земля Сибирская к России. Междоусобные распри, набеги кочевников, завоевательные походы, народные бунты и восстания - вот лишь некоторые грани исторического алмаза, в которых, как в зеркале, отражается история государства Российского. По крупицам складывалась история Сибири, заметный след в ней оставил наш «тихий городок» - Минусинск. О возникновении Минусинска, его легендарном прошлом, мятежном настоящем можно говорить часами. Нас интересует культурно-просветительская деятельность в городе Минусинске в 30 -е годы 20 века.
Тема исследования: «Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края: Софронов И.А.»
Объектом исследования стали архивные материалы, предоставленные архивом Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова и городским архивом, газетные публикации 1930 – 1940 годов, посвященные минусинскому краеведческому музею Н.М. Мартьянова.
Цель исследования: доказать неразрывную связь между историей страны, историей одного города и историей одного человека.
Задачами работы являются:
1.Познакомиться с биографией и научной деятельностью И.А.Софронов.
2.Выяснить, какую роль сыграл И.А.Софронова в развитии минусинского
краеведческого музея Н.М. Мартьянова.
Методы исследования: аналитическое чтение архивных материалов, изучение архивных документов по данной теме, социологический опрос.
«Жизнь, как и река, - с истоком и устьем. У каждого – своя река. У одного – извилистая, петлистая, с мелководьем на перекатах, так что не плыть, а брести приходится; у другого – бурливая, клокочущая, несущая воды с такой яростью, будто она накопила силу, чтоб пролететь сто тысяч верст, и вдруг встречается с другой рекой, теряет стремительность, шумность, и начинается спокойное движение вперед, к устью». Эти строки из знаменитой трилогии Алексея Черкасова метафорично рассказывают о судьбе научного сотрудника педагога Иннокентия Афанасьевича Софронова.
К сожалению, мало кто из современников знает имена выдающихся научных работников Минусинского музея Н.М. Мартьянова. Лишь единицы проведут параллели между судьбами этих людей и историей нашего города. Таковы неутешительные выводы социологического опроса.
Нами были опрошены люди разных
возрастов и профессий. Все респонденты были разделены на 2 возрастные группы:
взрослые люди от 30 и старше и подростки, учащиеся, в возрасте 16-17 лет.
Из данных социологического мы сделали вывод, что люди как в возрасте 16-17,так и
в возрасте 30 лет и старше не знакомы с культурой нашего края. Знают о Софронове
И.А. лишь малое число людей, работающих в архиве и некоторые работники музея
Н.М. Мартьянова. К нашему сожалению, это лишь 5% респондентов.
Обидно и горько, потому что этот ученый внес огромный вклад в развитие музейного дела г. Минусинска и Красноярского края.
В «Книге памяти» мы находим скудные сведения о Софронове И. А. с допущенной орфографической ошибкой в фамилии: «САФРОНОВ Иннокентий Афанасьевич. Род. в 1886 в Забайкальской обл. Приамурской губ. из служащих. Осужден в 1931 за КРД на 3 года ссылки. Проживал в г. Минусинске. Заведующий отделом природы музея им. Мартьянова. Арестован 09.07.1937, содержался в Минусинской тюрьме. Обвинение в КРО. Приговорен 22.10.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН с конфискацией личного имущества. Расстрелян 31.10.1937 в г. Минусинске. Реабилитирован 09.06.1956 Красноярским крайсудом (П-4524)».
Из архивных документов стало известно, что Софронов И.А. являлся научным сотрудником краеведческого музея им. Н.М.Мартьянова с 1935 года. О жизни этого человека до ссылки сведений в минусинском архиве и архиве музея нет, хотя каждый сотрудник при приеме на работу должен был заполнять анкету. Вероятно, документы были изъяты при аресте Софронова И.А. и «потерялись» в архивах НКВД. Из анализа годовых отчетов краеведческого музея за 1935, 1936 годы (отчеты за 1937 – 1950 годы в городском архиве отсутствуют) нам удалось создать представление о личности и деятельности Иннокентия Афанасьевича Софронова.
Софронов Иннокентий Афанасьевич занимался переработкой и оформлением выставок отдела природы, характеризующих основные ландшафты Минусинского края, используя для этой цели как уже имеющиеся в музее материалы, так и вновь собираемые. На этих выставках по возможности представлял почвенное и геологическое строение данного ландшафта (разрезы, монолиты, рисунки и фото), состав флоры и фауны в биологических группах и систематических коллекциях, географическое расположение видов растений и животных, указывая значение отдельных видов в общей экономике, в природе, в хозяйстве человека и т.д. Вычертил план отдела и составил маршрут для осмотра коллекций посетителями музея. Причем выполнил это в кратчайшие сроки: к декабрю 1936 года был открыт выставочный зал «природы», о котором еще в апреле 1936 года говорили как о желаемом.
Помимо этого была проведена очень кропотливая работа, которая посетителям отдела не видна, но без которой невозможна организация выставки. Софронов И.А. закончил инвентаризацию, и составление карточного каталога выставочной части отдела; провел инвентаризацию и составил каталог черепов и костей млекопитающих, каталог для яиц и гнёзд птиц. Все это было выполнено к 1 мая 1936года. Закончил инвентаризацию и составление карточного каталога моллюсков, червей, иглокожих и других беспозвоночных, исключая насекомых к 1 декабря и сразу же приступил к инвентаризации коллекции по энтомологии, которую завершил к 31 декабря.
Среди задач, поставленных заведующим музеем Харчевниковым А.В. перед сотрудниками музея на 1936 год, мы находим те, реализацию которых поручили научному сотруднику т. Софронову И.А.:
1.Фенологические и орнитофенологические наблюдения в окрестностях Минусинска.
(март-сентябрь)
2.Сбор материалов для экспозиций в отделе по методу ландшафтов.
(июнь-август)
3.Обследование озёр Кизыль-Куль в гидробиологическом и рыбоводственном
отношении.
(июль-август)
4.Орнитологические сборы с целью пополнения выставочных и фондовых коллекций
отдела.
(в течение всего года)
5.Микромаммологические сборы.
(в течение всего года)
6.Камеральная обработка и определение собранного материала.
(октябрь-декабрь)
7.Обработка фенологических наблюдений.
(октябрь)
8.Привлечение учащихся города, сельского учительства, колхозников и охотников к
производству фенологических наблюдений в 1936 году.
(в течение всего года)
9. Содействие по организации хат-лаборатории.
(в течение всего года)
10. Содействие Хакасскому музею по вопросам, касающимся работы раздела природы
этого музея.
(в течение всего года)
Помимо этого необходимо «дать в экспозицию особые тексты, выражающие взгляды классиков марксизма в области материалистического понимания природы и диалектики в ее развитии. К настоящим экспонатам дать надписи и пояснительные тексты».
Колоссальный объем работы был выполнен в намеченные сроки. В статье, посвященной юбилейной годовщине минусинского краеведческого музея за подписью научной сотрудницы музея им. Н.М.Мартьянова В.Левашовой, мы читаем слова благодарности научному сотруднику Софронову И.А.: «С приглашением в 1935 году биолога И.А.Софронова возобновилась научно – исследовательская работа в области изучения местной фауны. В 1936 году И.А.Софронов производил орнитологические сборы и наблюдения и приступил к изучению местных водоемов с целью выяснения их рыбохозяйственного значения и возможности разведения новых пород».
За год Иннокентию Афанасьевичу удалось собрать 60 шкурок птиц, 26 яиц и гнезд; 90 водных беспозвоночных и позвоночных. Кроме перечисленных сборов на озере Большой Кизыль-Куль им производились наблюдение над температурой воды озера, некоторыми физическими свойствами (прозрачность, цвет), распределением водной растительности, а так же сделаны промеры глубины и собраны образцы ила.
Путем опроса рыбаков выявлены некоторые данные о жизни рыб, главным образом во время нереста и способов ловли. По обработке всего собранного материала и на базе его был намечен план более детального изучения некоторых водоёмов, в целях вычисления их продуктивности и хозяйственного значения.
И.А.Софронов являлся не только научным деятелем, но и педагогом.
Например, в течение всего года шла разработка типовых экскурсий и маршрутов в отдел природы для учащихся школ города Минусинска.
Софронов И.А. организовал кружок юннатов для школьников 3-8 классов при
Государственном Музее. Кружок посещали 42 учащихся преимущественно из
Минусинской полной средней школы № 1. Кружок юннатов делился на три группы: юные
зоологи, следопыты и разведчики. В первую и третью группы были привлечены
учащиеся старших 7-8 классов, во вторую – учащиеся 5 классов. Учащиеся не только
наблюдали и собирали природный материал, но и получали необходимые навыки работы
с собранным материалом.
В июне, а также во время летней работы, Иннокентий Афанасьевич Софронов вместе с
юннатами составил коллекции экспонатов дошкольной комнаты по методическим
работам 1935 – 1936 учебного года.
Кружок юннатов оказался вовлечён в исследовательскую работу музея по сбору
естественно - исторических коллекций. Результатом этой работы стала выставка,
организованная в сентябре 1936 года, на которой были представлены собранные
юннатами и ими же отпрепарированные шкурки птиц, яйца, гнезда, зарисовки следов
зверей и птиц. В живом уголке выставки были показаны пойманные юннатами
специально для выставки полоз узорчатый, ящерицы, голубой зимородок, суслики и
травяные лягушки. Во время экскурсий юннатами и руководителем кружка
Софроновым И.А. давались соответствующие объяснения посетителям экспозиции.
В сентябре Софроновым была организована школьная комната для лабораторных занятий с раздаточным материалом по естествознанию, Иннокентий Афанасьевич составил и предоставил для рассмотрения школьной комиссией Музея конкретный перечень лабораторных уроков, экспонатов и раздаточного материала на 1936-1937 учебный год.
Общие итоги работы кружка юннатов обрабатывались И.А.Софроновым для печати в двух статьях «Результаты фенологических наблюдений весной 1936 года в окрестностях г. Минусинска кружком юннатов при Государственном Музее им. Н.М.Мартьянова» и «Орнитологические сборы и наблюдения в 1936 году, проведенные кружком юннатов при Государственном Музее им. Н.М.Мартьянова».
Помимо всего выше перечисленного Иннокентий Афанасьевич совершал выезды в ближайшие колхозы для чтения докладов, популяризации научных знаний и привлечения колхозников к музейной работе. Так же он представляет доклады на научно – популярные темы на предприятиях и в доме колхозников. Организовал и провел 8 обзорных экскурсий по Государственному музею и 4 экскурсии по залу природы.
«Сонный, сонный до одури, город Минусинск!.. Пахнет блинами… На кладбище нашёл эпитафию: «Блин не клин! Брюхо не распорет! Мир вам, блинопеки!..» Посидел на могилке у этого чудака… Пусто без тебя!» - этими строками заканчивается одно из эпических повествований А.Черкасова о «людях тайги». Действительно, точнее слов и не подберёшь. Сонный город! Город, в котором поселилась дремота, живущая в нём и по сей день.
Минусинск сыграл немаловажную роль в жизни и судьбе И.А.Софронова. В нашем тихом городке ученому - биологу удалось реализовать свои научные мечты, заниматься любимым делом. Но, признаться, нелегко ему было поначалу в нашем «сонном городке»: были проблемы с работой и жильём, благо всегда помогали добрые люди, чаще соседи.
Большой вклад ученый внес в развитие нашего города, будто пытаясь разбудить сонных минусинцев, призывая к тому, что кроме блинов существует и духовная пища.
И.А.Софронов – удивительный человек. У него нелёгкая судьба, которая не сломала его, а наоборот крепко поставила на ноги, он выдержал и с достоинством прошёл через все её испытания, стремясь к жизни, не пал духом. У такого сильного человека есть чему поучиться. Так почему же в наше время мы о нем забыли?
Прошло больше полвека, а облик нашего города почти не изменился, люди забывают о каких - либо культурных ценностях – блинопеки! «Сонный до одури» народ равнодушен к истории.
1. В коллективе музея. // Власть труда. - 1937. - №78.
- С.2.
2. Левашова В. Научно – исследовательская работа музея
/ Левашова В. // Власть труда. - 1937. - №25. - С.3.
3. Работники музея премированы // Власть труда. – 1937.
- №28. - С.4.
4. Экскурсия учащихся в музей им. Н.М.Мартьянова
// Власть труда. - 1937. - №8. - С.2.
5. Штатное расписание и смета административно –
хозяйственных расходов, 1937 - Архив г.Минусинска фонд Р – 448 опись № 1 дело №
39
6. Ставка из штатного расписания. Смета административно
– хозяйственных расходов 1933 – 1934. - Архив г.Минусинска фонд Р – 448 опись №
1 дело № 32
7. Годовые отчеты о работе музея и библиотеки, 1935 -
Архив г.Минусинска фонд Р – 448 опись № 1 дело № 33
8. Краткий отчет о работе Государственного музея им.
Н.М.Мартьянова в г.Минусинске Красноярского края за 1936 г. - Архив г.Минусинска
фонд Р – 448 опись № 1 дело № 36
9. План работы и отчет о работе музея. Штатное
расписание 1936. - Архив г.Минусинска фонд Р – 448 опись № 1 дело № 36
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»