XIII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»
Тема: История семьи
автор: Ананина Елена Викторовна, 6 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Шарыповский районный детско-юношеский центр №
35,
Руководитель: Буркина Елена Васильевна, педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы.
2011 г.
1. Вступление
2. Назначение работы
3. Главное для государства — семья
4. Род моего отца Ананина Виктора Александровича
5. Ананины — защитники Родины
6. Род Андрея Михайловича Сороко — моего прадеда
7. Моя прабабушка Сороко Ольга Николаевна
8. Род моей матери
9. Заключение.
10. Приложение.
Звучат во мне потомков голоса,
Как клятва, под твоим высоким
небом.
И для меня – всем землям ты
земля,
А без тебя я ничего не значу.
Тема исследования об истории семьи выбрана мною осознанно два года назад. Считаю: эта работа поможет воссоздать повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, моих родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. В моей работе отразилось отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память.
Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. Они выяснили, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее влияет пятое колено – это деды и бабки прабабок. Мы так старательно ограничиваем собственный кругозор, мотивируя это переизбытком информации. Но на самом деле в большинстве случаев причина этого нелюбопытства – просто неумение отличать срочное от важного. Не знать свои корни – это беда! Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости за свой род.
Из трех делений времени – настоящее, будущее и прошлое – самое ответственное – настоящее, самое манящее – будущее, самое богатое – прошлое (Д.С.Лихачев). Изучая историю своей семьи, я знакомлюсь с историей всей России. В процессе работы припадаешь к такому истоку, который не иссякает со временем. Взрослые говорят, что всю жизнь будет неодолимо пробуждаться желание узнавать о своих родичах еще и еще, и так долгие годы, всю жизнь. И проблема в том, что при многих срочных делах, которые мы привыкли понимать, как важные, и при этом семья – не говоря уже про род – зачастую не входит в этот рейтинг важных дел. А родословная – это первый шаг к познанию себя. Странно? Вовсе нет. Мы всю жизнь познаём себя: сначала как самостоятельную часть своей семьи, потом – в контексте общества. А с возрастом нередко возвращаемся к самому важному – к познанию себя в контексте своего рода.
Конечно же, в этой работе мне помогали родители и мои родственники. Каждый из них рассказал свою историю. А это значит, что если мне посчастливится, то я смогу потом создать настоящую историю своего рода. Вы ведь замечали, что многие бабушки и дедушки начинают вспоминать давние времена? С возрастом приходит мудрость. А мудрость гласит, что человек, не знающий своих предков – что дерево без корней. Оно не может приносить достойные плоды, потому что ему просто не хватает устойчивости.
Задачи:
Гипотеза: Моя семья сплоченная и стабильная ячейка общества;
Объект исследования: истории семьи, семейные традиции, родословная.
Предмет исследования: судьбы моих родственников.
Методы исследования:
Теоретические: анализ устных и архивных документов; систематизация,
обобщение; эмпирические: беседы.
Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда. Моя семья – это не только мама и папа. Моя семья, наш род – это ещё и все те, кто был до нас. «Встраивание» их жизней в мое мировоззрение, делает мое положение в современном мире более устойчивым, а саму картину – более полной. Мы многое запретили бы себе сделать и немало бы сделали, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.
С рождением человека родится и его время. Время летит птицей и еще - времени свойственно уничтожать память, поэтому надо многое успеть, в том числе изучить историю моей семьи. Поиск предков – это поиск себя, поиск собственного места в мире, это мой путь в будущее. Все члены семьи имеют свою историю. Каждая семья связана с другими семьями, со знакомыми, со многими людьми, имеющими свою собственную историю.
Мой отец Ананин Виктор Александрович родился и всю жизнь живет в Ораках. Папа – это человек, на котором держится вся наша семья. Если бы не было папы, нам с мамой было бы очень трудно вдвоем. Я очень люблю своего папу за его доброту. Он сильный, ловкий, смелый и трудолюбивый, мастер на все руки. У нас с папой хорошие отношения, и я бы хотела, чтобы такие папы были у всех детей. У меня есть надежный и мудрый друг и советчик – мой папа! Поэтому мне так дороги имена моих прадедов, прабабушек. Мой прадед Михаил Ильич со стороны Ананиных родился в Ужуре. У его матери Натальи Лукиничны было трое детей. Михаил работал в Оракской МТС, женился на Гусаковой Ольге Антоновне. Родственники этой фамилии мною глубоко не исследованы, узнала все о дедушке и прадедушке, погибшем на войне. Прадед Михаил, призван в 1942 году, пропал без вести 9 августа 1944г., защищая нашу Родину от фашистов. Его жена Гусакова Ольга Антоновна была разнорабочей в колхозе «Большевик», ей доверялись самые трудные дела, ударница, имела много наград.
Мой дед Ананин Александр Михайлович — один из лучших механизаторов в нашем селе. Он рано остался сиротой, вырос в семье бабушки, тети со стороны отца. После школы выучился на механизатора, три года отслужил в армии. В колхозе работал механизатором, зоотехником, агрономом. Не боялся никакой работы. Ему были присущи такие качества, как: трудолюбие, ответственность, справедливость. Общительный, никогда не имел врагов, со всеми находил общий язык. Он награжден орденом Трудовой Славы, ударник 9 пятилетки, ударник коммунистического труда, победитель соцсоревнования. Его жена Антонина Егоровна Воробьёва — после окончания Оракской, затем Парнинской школ была приглашена в Ораки на работу в детские ясли, затем попросили пойти в телятницы, несколько лет была разнорабочей, потом семь лет буфетчицей в школе, два года работала кладовщиком на мелиорационной станции, директором которой был В.А. Сороко. Моя бабушка Антонина Егоровна — скромная сибирячка, все исполняющая с огромным чувством ответственности. Вместе с дедом они вырастили трех сыновей, достойных граждан страны. Старший сын воевал в Афганистане.
У моего отца два брата, оба живут в Шарыпово. Николай участвовал в войне с Афганистаном, Владимир служил в Москве. Николай после окончания школы вместе с другом поступил в Минусинский сельскохозяйственный техникум, но со второго курса был призван в армию. Сначала в узбекский город Термез, а оттуда в Кабул, где Николай был «придворным»: именно там, во дворце Амина (тогда был главой государства) он проходил полтора первых своих месяцев службы. А потом из дворца сделали штаб армии, да и власть переменилась. После того «дворцового переворота» у заместителя командира пулеметного взвода началась другая рейдовая жизнь. Рейды — это, говоря армейским языком – боевые операции. Рано на рассвете начиналось прочесывание гор, кишлаков. Впереди шла разведка, сообщая, где душманы готовят засаду, где орудует банда. Если враг не сдавался, его уничтожали. Сдавшихся брали в плен: война есть война, и у нее свои законы. Не все, с кем служил Николай, вернулись домой живыми и невредимыми. Судьба Николая хранила, а может, молитвы матери, которая ни минуты не могла жить спокойно: только постоянные мысли о Коленьке, спасли его. Дождалась Антонина Егоровна сына, в родные Ораки вернулся в мае 1981 года. Без единой царапины, все успели зажить в Афганистане, и рана затянулась, а контузия давала о себе знать. Дома ждала воина-освободителя Таня, они были знакомы с детства. Николай закончил техникум, три года отработал в Оракском совхозе, потом вместе с женой переехали в Шарыпово. На Березовскую ГРЭС устроился 6 марта 1995. Коллеги отзываются о нем как о скромном, очень трудолюбивом и много знающем человеке, заботливом семьянине. Он часто навещает мать, помогает обоим братьям во всех делах.
Удалось выяснить, оракские белорусы прибыли в Сибирь самовольно в 1930 годы, тем самым, представляя собой наиболее мобильную часть белорусского крестьянства, не побоявшегося проехать, пройти тысячи километров тяжелого, подчас полного лишений пути в поисках лучшей доли. Они переселялись из центральной густонаселенной Витебской губернии. Среди них были предприимчивые крестьяне среднего и малого достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях белорусской общины не могли улучшить свое положение. Самыми трудными были первые два года: не просто заново обзавестись хозяйством и прокормиться в течение двух лет, пока не будет получен первый урожай. Рассказы белорусов о себе, записи бесед представляют материал, который дает возможность проследить ценностные ориентации глазами людей того времени: информант расставляет акценты, дает оценки событиям и фактам, приводит мнения родных и просто людей, оказавшихся на тот момент в контакте с ним. Белорусы вынуждены были мигрировать в Сибирь по причине “малоземелья”. О тех далеких годах народный поэт Белоруссии Янко Купала писал с грустью: «Убогой сохою пески подымают, слезами, тоскою поля засевают». Во всяком случае, потомки рассуждают так: «Если б там хорошо жили, сюда бы не приехали. Моим родителям в Сибири понравилось, что лесу много, хлеб хороший родится». (Из воспоминаний Н.И. Синявской). Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство — устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через два года. Люди приехали сильные, трудолюбивые, они образовали тот человеческий потенциал, который вдохнул новую жизнь в деревню Ораки, начинающую строить колхозную жизнь. Переселенцы одной национальности – около 60 человек – сохраняли свою культуру, быт, обычаи. «Одновременно с севера Белоруссии из Витебской области Ложеской волости, из деревень Зайцево и Пустоши выехали семьи Сороко и Рудченко. До Июса ехали в одном поезде. Почему поехали? Места в Зайцево и Пустоши были болотистые, земли мало, но самое главное - граница рядом. После двух войн 1914г., 1917-1921г в селе не осталось коней, народ был разорен. Приехали с ручной кладью. И не зря уехали, в 1941 году деревню фашисты сожгли дотла, жителей расстреляли». (Из воспоминаний М.Г.Кореневской). В Ораках появились такие фамилии: Галузо, Храповицкие, Ющенко, Абраменко, Окуневы, Кореневские, Петровы, Сороко, Рудченко, Воробьёвы. Переходный период освоения сибирских земель сопровождался сильными стрессами, прежде всего, для людей старшего поколения, причиной тому было расставание с этнической территорий («родной землей», «батьковщиной»), приспособление к новым природно-климатическим условиям, вживание в новую социально-экономическую и этническую среду. Из рода Сороко приехали брат с сестрой Николай и Анна, дети Николая остались в Ораках, а он уехал на родину, все ему казалось чужим. Их брат Александр Николаевич остался в Белоруссии, в годы войны 1941-1945 он сам и его дети погибли. Земельные просторы, хорошие естественные кормовые угодья и наличие водопоев оказались весьма благоприятными для развития хозяйства. Все семьи белорусов купили коров, завели коней, свиней. Зная о своем белорусском происхождении, мои родственники ничего не могут рассказать о традициях своих предков, так как эти знания оказались окончательно утраченными с уходом из жизни хранивших их представителей старших поколений.
Моя прабабушка Ольга Сороко и ее муж Егор родились и выросли в Белоруссии. Вся их родня в 1930 годы переехала в Сибирь. В Витебской области в селе Зайцево жили Андрей Михайлович и Лукерья Сороко. Было в семье девять детей. Андрей Михайлович прожил 105 лет. В Сибирь приехали трое из девяти детей. Ольга приехала в Ораки позже всех. Сначала жила в Подмосковье, с началом войны приехала в Ораки в 1941 году и сразу окунулась в тяжелую трудовую жизнь колхоза, работая на животноводческой ферме. Женщина она была трудолюбивая, честно и добросовестно любую работу выполняла. И вскоре ее назначили старшей дояркой. Быть старшей дояркой – это работать круглые сутки. Доярка – главная фигура в производстве молока. Именно от ее умения и добросовестности в немалой степени зависит, сколько молока даст корова. Добавить нужно, что ее муж, Воробьёв Егор, отказался ехать в Сибирь и, растить единственную дочь пришлось одной. Хотя в те времена дети весь день были предоставлены сами себе — все взрослое население трудилось на производстве, заменяя мужчин. Расспросив своих родственников, я составила родословную от моего деда с тремя приставками «пра» Андрея Михайловича Сороко. От него сейчас выросло дерево в 250 человек, они расселились по всей России. Здесь шесть поколений Андрей, Николай, Ольга, Тоня, Виктор, я – Елена. А это веточка от моего деда с двумя пра Николая Андреевича Сороко. Сколько людей, столько историй. В общем можно сказать — мои родственники люди труда, они законопослушные, бесконфликтные, преданные своей семье.
Я только начинаю изучать род моей
мамы, она родом из Шушенского района, Красноярского края. И мне предстоит
исследовать фамилии: Карачаровых, Кучеровых, Изместьевых, Федосимовых. Самый замечательный человек, которого я когда–либо знала, это моя мамочка. Она
самая лучшая мама на свете. Она мне, как солнце, в жизни светит.
У нее много хороших качеств: трудолюбие, доброта, гостеприимство. Если мне
плохо, мама всегда придет на помощь. «И сейчас самая важная моя работа, -
говорит мама, - это образование моей дочки». Не найдешь теплее и нежнее маминых
рук, не найдешь на свете глаз, ласковей и строже. Я люблю свою мамочку и
стараюсь помогать ей во всем, не огорчать ее, чаще радовать.
Результатом моих исследований, стало составление французской кругообразной таблицы, по-оракски «Солнышко», на которой мои дедушки и бабушки. В
этом году я расчертила ее на ватмане и оформила в электронном
варианте. Набравшись смелости, нарисовала герб семьи. Оформить герб можно
только, изучив род. Причина простая: герб и фамильный девиз должны
отражать то, что больше всего подходит для вашей семьи. А узнать это можно, только изучив историю семьи.
Изучив историю своей семьи, я смогу объяснить происхождение своего рода и размышлять о его будущем. Мною сделаны такие выводы: в процессе исследования я изучила устные и письменные источники и воссоздала, в какой-то мере, повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, моих родных и близких. Создано родословное древо из шести поколений от Андрея Михайловича Сороко (1814-1919), построена родословная кругообразная французская таблица в форме «Солнышка». В конце своей работы я составила герб семьи. Почему же в конце работы? Причина простая: герб и фамильный девиз должны отражать то, что больше всего подходит для вашей семьи. А узнать это можно только закончив работу над родословной. Доказана гипотеза: моя семья ― это сплоченная и стабильная ячейка общества. В семьях нет разводов, дети вырастают достойными людьми. Все мои родственники умеют трудиться, заботиться о семье. Конечно, в этой работе мне помогали родители и мои родственники. Каждый из них рассказал свою историю. А это значит, что если мне посчастливится, то я смогу потом создать настоящую историю своего рода. Историю тем более полную, чем большее число родственников мне удастся привлечь к этому увлекательному занятию. Когда я вырасту, у меня будут свои дети, а у них свои дети… Продолжать начатую мной летопись семьи будут уже мои дети, внуки, правнуки и еще более далекие потомки.
Теперь я знаю: вечно можно жить.
Пусть не всегда в одном и том же теле,
Но всё же, смело вам могу я заявить:
В потомках можно жить на самом деле!
Один пусть жил давно, другой – недавно,
Но все они за годом год, день ото дня
Своей рукой историю творили,
Историю семьи писали для меня.
1. Архивы и фонды школьного музея Оракской школы
2. Воспоминания Синявской Н. И., Ананиной А. Е., Дмитриевой Н. Г., Храповицкой
Т.А.
3.
HTTPS://by.ethnology.ru/win/belinreg.htm - Белорусы в регионах России
4.
HTTPS://www.yabloko.ru/Themes/Belarus/belarus-32.html -Белорусы: становление этноса и национальная идея
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»