Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Главная профессия в нашей семье


Человек в истории. Россия – XX век.

Белов Иван
7 класс
МУ «Централизованный Шалоболинский сельский Дом культуры, научно-краеведческое объединение «Моя Малая Родина», с. Шалоболино Курагинского района
Руководитель 662931, Семочкина Валентина Федоровна, руководитель научно-краеведческого объединения «Моя Малая Родина»

I Введение

Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями, и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих – будь они трижды… - детей.
(Р. Рождественский)

Я живу в селе Пойлово и учусь в 7 классе Пойловской школы. Это красивое старинное село, расположенное на берегу красавицы - Тубы. Мои родители педагоги, поэтому понятие школа вошло очень рано в мою жизнь. Меня совсем маленьким родители брали с собой на школьные праздники, классные часы, где надо сидеть тихо и никому не мешать. Книги родителей нельзя трогать, а тем более рисовать на них, рвать их. Вечно проверяющие тетради школьников родители, и им нельзя мешать. Часто их вечерами нет дома, они в школе. Семья педагогов накладывает на тебя особые обязанности: надо всегда вести себя прилично, хорошо учиться, и о твоих отклонениях в поведении родители узнают сразу же от других учителей, поэтому неприятного разговора не избежать. Когда я подрос, то понял, что мои бабушки и дед тоже педагоги. А по мере подрастания я знакомился со своими родственниками и узнал, что в нашем роду это самая распространенная профессия, что мои родственники работают учителями по всей России, и даже за ее пределами. Учительская среда – это особая среда. Я сравниваю ее с семьями друзей, которые растут в семьях, где родители заняты другой деятельностью, там другая среда обитания, другие ценности, часто другое мировоззрение. Мне есть с чем сравнивать. Но я живу именно в среде педагогов и решил изучить, почему в нашей семье так много педагогов, что повлияло на их выбор? Я не понимаю, почему, когда в нашей школе так часто меняются учителя, когда по месяцу и более не ведется какой-либо предмет, мои родственники работают в школе? Что заставляет их работать в школе? Я встречался со своими родственниками, беседовал с ними, работал в их семейных архивах. С некоторыми я связался по электронной почте, так как они далеко живут. После обработки материалов я решил написать эту работу.

II. Педагог – основная профессия в нашей семье.

Мои прабабушка Татьяна Ильинична и Кирилл Федосович Склянные.

Еще до войны работали учителями моя прабабушка Татьяна Ильинична и прадед Кирилл Федосович Склянные. Оба закончили учительский институт и работали в г. Ромассуха Брянской области. Кирилл Федосович преподавал русский язык и литературу, а также был директором школы, а Татьяна Никитична – учитель начальных классов. Оба они воевали : прадед - в действующей армии, а прабабушка – в партизанском отряде. Встретились они после войны в 1945 году, оба израненные, пережившие все тяготы войны. Дед и бабушка решили переехать в с. Милечь Брянской области, так как был голод, а в селе прожить легче. У них было двое детей: Владимир и Ольга. Долго жили при школе, поэтому воспоминания детства у Ольги связано со школой. «У нас была большая библиотека. Отец много читал. Он и меня рано пристрастил к чтению. В 5 лет я уже читала, а в 6 лет он привез мне в подарок «Рассказы» Чехова. Я плакала, когда читала про Ваньку Жукова, про Каштанку, смеялась над героем «Лошадиной фамилии». Потом, уже взрослая, я поняла, как с помощью литературы он формировал чувства у детей», - вспоминает его дочь Ольга2. Кирилл Федосович очень любил детей, поэтому у них в доме их всегда было много. Он любил театр, создал драмкружок в школе, где играли и дети, и взрослые. В доме была творческая обстановка, не смотря на то, что Кирилл Федосович был очень требовательный. Он и своих детей воспитывал в строгости. Когда он умер, то проводить его пришло много народу и среди них много его учеников. Мой прадед считал, что самая лучшая профессия на Земле – это Учитель.

Татьяна Ильинична - мягкая, добрая, трудолюбивая. Жители села ходили к ней за советом. Она умела прекрасно готовить, делать заготовки на зиму. «Она не умела людям ни в чем отказать. Несмотря на свою занятость, она выслушивала людей, когда они приходили к ней со своими проблемами, помогала, чем могла. Она очень любила свою работу, детей. Ее, уже взрослые ученики, всегда проведывали ее, когда приезжали в село, присылали ей открытки, письма. «Вообще мои родители были уважаемыми людьми на селе. Я всегда ими гордилась. Они и мне привили любовь к учительской работе, уважение к людям», - рассказывает их дочь 2. Так начинает складываться учительская династия.

2. Мои бабушка Ольга Кирилловна и дедушка Владимир Константинович Беловы.

Моя бабушка Ольга Кирилловна Белова (Склянная) родилась в 1946 году в с. Милечь Брянской области. Выросла в семье педагогов, влюбленных в свою работу. Педагоги школы пророчили Ольге Кирилловне работу учителя. «Тогда было принято помогать отстающим. Ко мне прикрепляли одноклассников, и я с ними занималась. У меня получалось неплохо», - рассказывает бабушка2. После окончания Смоленского педагогического института всей группой приехали в Сибирь. Многие вернулись обратно, а она проработала в Шалоболинский школе учителем математики 10 лет. Здесь она вышла замуж за учителя биологии Белова Владимира Константиновича, и опять создалась учительская семья, в которой воспитывалось 2 сына. А потом переехали в Яруль Ирбейского района, где она проработала еще 27 лет учителем математики. Трудно иногда ей было, особенно когда «доставалось» на педсовете, когда рутина заедала. Ушла Ольга Кирилловна из школы, год не работала, а потом затосковала. И вернулась моя бабушка в школу. «Нет профессии лучше учительской. Хотя эта очень трудная работа. Но, если уж «пошло», то навсегда. Отличается учитель тем, всегда на виду у детей, он должен показывать пример», - продолжает Ольга Кирилловна.2. Когда они уезжали из с. Яруль, то все село вышло их провожать. Дарили подарки, кто продукты на дорогу, а самое главное – это теплые, добрые слова. «С какой горечью я уезжала в Краснокаменск, плакала. Но добрые слова, слезы односельчан, убедили, что не зря я проработала столько лет», - вспоминает моя бабушка Ольга Кирилловна Белова2. Сейчас в Краснокаменске она занимается репетиторством, и некоторые ее ученики поступили на бесплатное обучение в университеты, чем она очень гордится.

Ее муж Владимир Константинович Белов, мой дед, родился в с. Шалоболино Курагинского района. Его отец участник войны, а мать - труженица тыла. Когда стал вопрос, куда идти учиться, то мой дед решил идти в Абаканский педагогический институт: учителей уважают на селе, да и Абакан близко, можно часто ездить домой. Он не собирался жить в городе, так как до сих пор привязан к селу. После окончания биологического факультета он проработал в школе 5 лет и ушел. «Не жалею об этом нисколько. Эта работа не для меня», - заявил он2. Он любит землю, работает на ней все лето, получает богатые урожаи. Владимир Константинович дает много советов, как лучше вырастить ту или иную культуру.

3. Моя бабушка Валентина Федоровна (Безручко) Семочкина.

Моя бабушка Семочкина Валентина Федоровна - тоже учитель. Она окончила Красноярскую школу № 47. Как вспоминает Валентина Федоровна: «Школа у нас была замечательная. С 5 класса русский язык и литературу у нас преподавала Софья Натановна. Как хорошо она преподавала! Часто мы не рады были звонку с урока2. С тех пор бабушка полюбила чтение настолько, что могла не пойти в школу, если книга не прочитана. Бабушка поступила в Красноярский педагогический институт на историко-филологический факультет. Составлять планы уроков, когда она была на практике, ей помогала Софья Натановна. До сих пор Валентина Федоровна ее помнит, ведь благодаря ей она стала учителем. «Я никогда больше не встречала такого уровня преподавания литературы, такого психолога», - добавляет она 2. Сорок четыре года проработала Валентина Федоровна преподавателем: сначала русского языка и литературы, а потом истории. Несколько раз по разным обстоятельствам уходила из школы. «Как только «запахнет» первым звонком, возвращалась я в школу, хотя и зарабатывала хорошо. Ведь нет профессии лучше учительской. Ведешь урок и по глазам детей видно, хороший урок или плохой. Учитель не только учит, воспитывает, он и артист, и психолог, и родитель», - рассказывает она 2. Много лет моя бабушка занимается краеведением. Ее ученики и сама она неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами. Вместе со своими краеведами-волонтерами она 2 раза ездила в Московскую область на Бутовский полигон (2008, 2010). Валентина Федоровна – основатель учительской династии по маминой линии. Ее дочь Наталья Викторовна Белова и внучка Семочкина Анастасия Александровна стали учителями. Внучка окончила педагогический колледж по специальности английский язык, работает секретарем - референтом в СФУ на факультете культурологии и искусствоведения и ведет несколько часов английского языка в красноярской школе. Ей нравится профессия педагога, но она не может работать учителем, т. к. учится заочно в СФУ, ей пока трудно будет работать в школе.

4. Мои родители Александр Владимирович и Наталья Викторовна (Семочкина) Беловы

Мой отец, Александр Владимирович Белов, из потомственной учительской династии. Как вспоминает моя бабушка Ольга Кирилловна: «К нему постоянно «липла малышня. Они буквально на нем висели, бегали за ним. А летом так много их собиралось у нашего дома, чтобы с Сашей поиграть, то шум и гам стоял невообразимый. Я глядела на него и вспоминала своего отца Кирилла Федосовича. В нашем дворе постоянно так было».2 Отец увлекался с детства пчеловодством, хотел быть либо учителем математики, как его дед и мать, либо пчеловодом. Поступил в Красноярский пединститут на физико-математический факультет. На втором курсе женился на Семочкиной Наталье Викторовне, через год родился ребенок. Это было время, когда не платили зарплату, стипендию. Уехали работать в Большие ключи Рыбинского района. С 20 лет мой папа – учитель, вел математику. У него уже стаж 17 лет. Закончил заочно педагогический техникум по профессии учитель черчения и труда. Сейчас учится в университете. Порой отцу очень трудно. «Не та сейчас школа, цели и задачи у нее непонятные», - говорит он» 2. Но он любит свою профессию, любит детей. Он по-прежнему увлекается пчеловодством, но профессия учителя для него – основное. Отец продолжатель учительской династии.

Наталья Викторовна Белова (Семочкина) родилась и выросла в с. Шалоболино. Училась хорошо, учителя отмечали ее старательность, исполнительность, трудолюбие. Валентина Федоровна Семочкина (моя бабушка) была у нее классным руководителем. Когда заговаривали о выборе профессии, то моя мама говорила, что учителем не станет точно. «Хватит того, что моя мать в школе чуть ли не ночует, нас детей почти не видит. Не хочу такой судьбы своим детям», - говорила она2. В 9-11 классах занималась математикой на довузовской подготовке в Красноярском пединституте, да еще 3 раза в неделю с учителем физики Стрелецким Александром Алексеевичем. Он оказал большое влияние на мою маму своими знаниями, тактичностью, интеллигентностью. А потом поступила на физмат в Красноярский педагогический институт. Вот уже 16 лет моя мама – учитель. Трудно ей, трое детей у нее, младший еще совсем маленький. Но я не представляю маму на другой работе. Она любит свою профессию. Мне всегда приятно, когда школьники с уважением отзываются о моих родителях.

5. Мои двоюродные родственники – учителя.

В Хакассии в п. У-Абакан, где живут мои двоюродные бабушки и дедушки, тети и дяди, в нашей семье 10 педагогов. По разным причинам они получили эту профессию, кто по призванию, кто случайно. Некоторые, поработав немного, ушли. Они занимаются другим делом. Но те, кто остался, не собираются уходить из школы. Они любят свою профессию. Бывают моменты, они хотят уйти или уходили, но возвращались. Моя семья может гордиться Березицкой Ниной Александровной, преподавателем русского языка. Она влюблена в свой предмет и считает его самым главным. Нина Александровна – требовательный, справедливый педагог. Она награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», она учитель высшей категории. Часто родители учеников просят директора школы, чтобы русский язык и литературу у них вела Нина Александровна.

Дом Детского творчества возглавляет Березицкая Дина Юрьевна, учитель по образованию. Со своими ребятами она выиграла несколько грантов, объездила с ними почти всю Россию.

Также мы можем гордиться Безручко Лидией Викторовной, учителем начальных классов.. Неоднократно она выступала со своими сообщениями в Москве на форуме гуманитарной педагогики. Ее работы напечатаны в международном журнале, тоже «Отличник народного просвещения», выиграла грант.

Мой двоюродный дед, Березицкий Валерий Васильевич, два года проработал учителем русского языка и литературы, а также директором школы в Ирбейском районе в с. Рождественка. Потом он работал в газете «Советская Хакассия» корреспондентом, где была страничка «На школьной орбите». Дед подарил мне подборку этих страниц, и я читая их, понял, что он хорошо знает школьную жизнь. Пять лет он работал главным редактором в районной газете в Бирилюсском районе Красноярского края, где тоже часто освещалась жизнь школы. Сейчас он писатель, у него есть интересные рассказы о школьной жизни.

Безручко Евдокия Петровна 40 лет проработала учителем начальной школы. Шесть лет в У-Абакане ведет математику Васильев Сергей Сергеевич.

В Красноярске преподавала экономику в Политехническом техникуме Вирясова Валентина Алексеевна. Она всегда хотела стать педагогом. Но сначала она возглавляла плановый отдел на ЦБК. К ней приходили на практику студенты из Политехнического техникума. Ей нравилось с ними «возиться», особенно, если ребята были «умненькие». Когда ее пригласили в колледж на должность преподавателя, то она ушла, хотя во многом потеряла. «Колебалась долго: идти или не идти. Жалко было расставаться с привычной работой, боялась, что не получится. А сейчас не жалею. Это мое», - рассказывает моя двоюродная бабушка2.. Очень требовательный педагог, труженица. С благодарностью вспоминают ее выпускники, т.к. она дает такие знания, которые нужны им в работе. Сейчас она на пенсии, но 25 лет, проработанные в колледже, считает лучшими годами своей жизни. «Эта профессия требует много творчества, тепла, понимания», - говорит она.
В Абакане 36 лет работала учителем биологии Валентина Константиновна Сорокина (Белова). Сейчас она на пенсии, но когда бывает у нас, то всегда советует стать учителем. В Саяногорске 46 лет проработала учителем начальных классов Надежда Константиновна Белова.

В Краснокаменке Курагинского района работает замдиректора по ИКТ и ведет черчение Елена Александровна Белова (Вишнякова). Дети уважают ее. Она прекрасно владеет компьютером.

Мы можем гордиться Березицкой Ольгой Геннадьевной, которая работает преподавателем русского языка и литературы, а также директором школы в Атаманово Красноярского края. Она - «Отличник народного просвещения», учитель высшей категории. Сейчас ей предложили должность заместителя главы района, но она попросила дать ей доработать до конца года, т.к. не хочет бросать своих учеников среди года.

Среди моих родственников есть и педагоги дошкольного воспитания. Уже 23 года проработала в детском садике г. Красноярска Кривовяз (Попова) Оксана Николаевна. Она закончила Красноярское педучилище, заочно – пединститут. Ей очень нравится ее работа. Вообще она добрая, веселая, к ней всегда тянутся дети. «Детям нужно дошкольное образование: они учатся жить в коллективе, получают много знаний, умений. Таким детям легче адаптироваться в жизни. Плохо, что многие дети лишены дошкольного воспитания», - считает Оксана Николаевна. Она неоднократно награждалась грамотами Управления образования г. Красноярска.

В У-Абакане уже 10 лет работает воспитателем в детском саду Березицкая Оксана Михайловна. Она учится заочно в ХГУ на дошкольном факультете. Очень любит маленьких детей.

Работают мои родственниками учителями в Москве, Набережных Челнах, в Адлере, на Украине. Многих я знаю только по рассказам родственников, с некоторыми связался по ИНТЕРНЕТ.

Основные предметы, которые ведут мои родственники, - математика (7), русский язык и литературу (9), начальные классы (5). Преподают также мои родственники биологию, историю, экономику, технологию, информатику.

Я подсчитал, что общий стаж работы у моих родственников, которых я знаю, 548 лет. В среднем каждый из них обучал в год по 88 учеников при среднем количестве учеников в классе 22 человека, а воспитатели детского сада в среднем в год воспитывают по 18 детей. За этот период учителя нашей семьи выучили и воспитали более 57088 детей. Неслучайно к праздникам им часто звонят ученики, отправляют много открыток и фотографий, дарят подарки. Ученики часто приходят к ним в гости. У каждого моего родственника-педагога есть ученики, которые стали известными людьми. Педагоги знают их с детства, помнят их и очень гордятся ими.

Я провел небольшое исследование среди двенадцати самых близких родственников-педагогов. Им был предложен вопрос: «Нравится ли Вам профессия учителя?» Только двое сказали, что нет. А остальные ответили положительно. Они считают, что это благородная и нужная работа, поэтому неслучайно в нашей семье профессия педагога самая распространенная.

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании собранного материала я сделал вывод, что самая распространенная профессия в нашей семье – это учитель. 26 человек в нашей семье в настоящее время работают педагогами, некоторые уже давно на пенсии, некоторые только учатся в педагогических ВУЗах. Разными путями мои родственники пришли к этой профессии. Основная причина – это понимание важности профессии учителя. В моей семье всегда уважительно относились к труду учителя. Другая причина та, что в семье сложились учительские династии, и для детей, выросших в учительской среде, родители были примером. И хотя дети учителей были знакомы с трудностями этой работы, но выбор свой многие делали в пользу учительского труда. Учителями они стали по призванию. Педагоги нашей семьи внесли большой вклад в обучение и воспитание детей.

Для себя я еще не определился с профессией и не знаю, буду ли я учителем. Но я с уважением отношусь к труду педагога, так как с детства вижу сколько сил, здоровья вкладывают мои родственники в свой труд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белова Мария. Перебирая наши даты. РНПК «Новое поколение». п. Курагино. 2010 г. с. 6-7, 9.
2. Воспоминания Белова А.В, Беловой Н.В, Беловой М.А, Беловой А.Л, Беловой О.К, Березицкой Н.А, Березицкого В.В, Кривовяз О.Н, Семочкиной В.Ф.
3. Семейные архивы (фотографии).
4. Рождественский Р. Ровеснику. Стихи. Издательство ЦК ВЛКСМ. «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ. 1971 г.

АННОТАЦИЯ

Белов Иван Александрович, Красноярский край, Курагинский район, с. Шалоболино,
7 класс.

ГЛАВНАЯ ПРОФЕССИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ

Семочкина Валентина Федоровна, руководитель научно-краеведческого объединения
«Моя Малая Родина» при МУ «ЦШСДК».
Работа Ивана Белова «Главная профессия в моей семье» - эта первая его работа. В ней он пытается разобраться, почему среди его родственников основная профессия – учитель. Он растет среди родственников – учителей, практически формируется в этой среде. Отсюда возникает много вопросов. При выполнении этой работы Иван проявил много самостоятельности: через ИНТЕРНЕТ он связался со многими родственниками, беседовал с родителями, бабушками, дедушками. Много времени он посвятил семейным архивам. Он очень скрупулезный, дотошный человек, и помещает в работу материал только после перепроверки. Конечно, у него еще маловато жизненного опыта, но он пытается все осмыслить. Его работа построена на воспоминаниях, рассказах родственников. Работу он построил корректно, хотя временами всплывали проблемы быта учителей, сложности этой профессии. Считаю, что для своего возраста в своей работе он достиг поставленной цели. Она будет интересна для тех, кто интересуется этой проблемой.

Руководитель Семочкина В.Ф.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»