Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №16»
Исследовательская работа
Выполнила
Бубнова Кристина
Учебное заведение:МОБУ «СОШ №16»,
9 Г класс
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Ульянова Т.Н.
Минусинск, 2011
1.Введение
2.Социологический опрос
3. Репрессированные деятели культуры и искусства Красноярского края: Оболенский
Леонид Леонидович - «последний князь кинематографа».
4. Минусинский период в жизни Л.Л. Оболенского.
5. Заключение.
6. Приложение.
7. Литература.
Цели исследования: сохранение памяти о деятелях культуры и искусства, пострадавших от политических репрессий в СССР, изучение их вклада в культурное развитие Красноярского края.
Гипотеза исследования: можно предположить, что Л.Л. Оболенский внёс неоценимый вклад в культурное развитие Красноярского края.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу, архивный
материал Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова, минусинского
архива.
2. Выявить сущность вклада Л.Л. Оболенского в культурную
жизнь г.Минусинска, Красноярского края на основе изученной литературы.
3. Провести социальный опрос, с помощью которого выявить
мнения жителей города относительно вклада репрессированных в жизнь города,
края.
4. Популяризировать имена репрессированных деятелей
культуры и искусства, показать значимость их влияния на жизнь края.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Работа с архивными материалами.
3. Социологический опрос.
Нами проводился опрос жителей города Минусинска разных возрастных категорий с целью выяснения информированности о репрессированных деятелях культуры и искусства Красноярского края. Результаты социологического опроса показали, что обычные граждане владеют информацией о репрессиях, но к сожалению, конкретные имена назвали единицы.
К большому нашему огорчению, имя Оболенского Леонида Леонидовича названо не было, хотя фамилии Черкасова, автора «Хмеля», Янчевецкого (Яна), автора «Чингиз-хана» звучали.
Репрессия (в переводе с латинского – подавление), карательная мера, наказание. Политические репрессии в Советской России начались после победы Октябрьской революции 1917 года и продолжались вплоть до 1953 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Всего в 1918—1953 гг., по данным анализа статистики областных управлений КГБ СССР, проведённого в 1988 г., органами ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ были арестованы 4 308 487 человек, из них 835 194 расстреляны. С 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества».
Одним из репрессированных был Леонид Леонидович Оболенский (1902 -1991), актёр, кинорежиссёр, сценарист, звукорежиссёр. Потомок древнейшего дворянского рода попал в водоворот событий после 1917 года, смог не только жить, но и выжить.
Оболенского называли и продолжают считать "Последним князем кинематографа". По фамилии и по благородному образу. Но сам он всегда с иронией относился к возможному родству с аристократами. Прямых доказательств этому историками не найдено. Ясно одно: Леонид Оболенский вырос в глубоко интеллигентной семье служащих. Все относились друг к другу с большим уважением и любовью. В автобиографии Оболенский пишет, что родился в 1902 году, в городе Арзамасе, в семье служащих. Отец его, Оболенский Леонид Леонидович, до революции служил по финансовому ведомству, был связан с большевиками. После Октября был на руководящей работе: зам. наркомфина РСФСР, работал в НКИД, был полпредом в Польше. Умер в 1930 году в Ленинграде, где работал директором Эрмитажа. Мать, Наталья Константиновна Оболенская – «незаконнорожденная», дочь крестьянина и помещика, умерла в 1941 году. На склоне лет Оболенский напишет жене: «Милая мама моя! Она научила меня целовать женщине руку, говоря, что это тоже мама. Или будет ею. Какое счастье так воспринимать человека-женщину, да еще обнаружив, что, кроме ее великой миссии, в ней духовно развито неистребимое чувство материнства, и оно всегда и во всем - в ограждении от беды, в утешении, заботе, умении жалеть (по-русски синоним любви)».
Учился в гимназии сначала в Горьком(Н. Новгороде), затем в Молотове (Перми). В 1918 году ушел на гражданскую войну в Красную Армию. В 1920 году был откомандирован своей частью в ПУР, где работал в культпросветотделе. В этом же году Оболенский дебютировал в роли молодого красноармейца в фильме Кулешова "На красном фронте", потом учился в его мастерской в Первой Госкиношколе (ВГИК). Однажды учитель Гардин сказал Оболенскому: « Ты молод, красив, но вид у тебя не для главных героев. Но к старости ты будешь успешно играть эпизоды. Только запомни: играть их нужно не из картины, а из своей жизни, Поэтому не читай сценариев».
Современники в один голос утверждали, что это был прекрасный танцор и лихой чечеточник. . Оболенский ставит танцы к спектаклю Мейерхольда "Великодушный рогоносец", преподаёт в киноактерской студии имени Б.Чайковского.Он был режиссером киностудии "Межрабпомфильм", ассистентом Л.Кулешова и С.Эйзенштейна, поставил картины "Кирпичики" (1925), "Эх,яблочко"(1926), "Альбидум" (1928), "Торговцы славой" (1929), снимался в фильмах "Необыкновенные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч света" (1925). Оболенский - пионер русского звукового кино! В конце 20-х годов он вместе с инженером-изобретателем Тагером разрабатывал звуковую технологию. На студии УФА (Германия) у Джозефа фон ШТЕРНБЕРГА на съемках фильма "Голубой ангел" познакомился с Марлен ДИТРИХ. В 1930 году с помощью Оболенского был создан первый советский звуковой фильм "Путевка в жизнь" (1931, реж. Н.В. Экк), затем - "Окраина" (1933, реж. Б.В. Барнет), "Марионетки" (1934, реж. Я. А. Протазанов), "Бежин луг" (1935, первый вариант, не завершен, реж. С. М. Эйзенштейн, "Мосфильм"), "У самого синего моря" (1936, реж. Б.В. Барнет).
В 30-х годах Оболенский снялся в фильмах "Потомок Чингиз - хана" (1928), "Праздник святого Йоргена" (1930) и других. Режиссировал "Побег Кропоткина" (1932). Леонид Оболенский на протяжении всей своей жизни оставался самим собой, яркой талантливой личностью. Советская власть не любила таких людей. В 1934-м он пострадал за фильм Льва Кулешова "Кража зрения". Оболенский не имел отношения к этой картине, но вину взял на себя. Он стал опасаться ареста, уехал в Ашхабад, работал на Ашхабадской киностудии, в Доме народного творчества. В 1938-м его все-таки арестовали, но в том же году он вернулся домой, работал художником-декоратором киностудии "Союздетфильм", стал доцентом ВГИКа, писал диссертацию о звуковом кино, но началась война, и Оболенский добровольцем ушел на фронт.
И в том же 1941-м попал в плен к немцам. Этот факт биографии стал роковым для Оболенского. Он три раза пытался бежать, но удалось это только в конце войны. Укрылся в монастыре, принял постриг. В 1943 году ушел из монастыря, сам пришел в особый отдел. Хотели расстрелять, но один из особистов узнал в нём актёра кино. Леонида Оболенского судили в 1945 году за предосудительное поведение в плену, но не расстреляли, а приговорили к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в ИТЛ, хозяйстве Барабанова, а так же работал по специальности в лагерных театрах Строек № 501 и 503 (Абезь, Ермаково) как режиссёр, актёр и художник. В 1952 году освобождён досрочно. После освобождения из лагеря ссылка в Черногорск, где работал маляром. Режиссёр Минусинского театра Н.К. Гудзенко пригласил в театр художником.
После ссылки, в середине 1950-х годов, он переехал в Свердловск, где заново прошёл все ступени режиссёрской профессии от ассистента до постановщика.
В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актер. Заполучить его к себе в фильм из городка Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый прутик»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). Его постоянно окружала молодежь, общаясь с которой он не имел право стареть.
В 1980 г. Оболенский был удостоен приза "Золотая нимфа Монте-Карло" за главную роль в фильме Рубена Мурадяна "На исходе лета".
Умер в Миассе 19 ноября 1991 года в возрасте 89 лет. В 1991 году присвоено звание народного артиста РСФСР.
О жизни и творчестве сняты документальные фильмы «Ваш уходящий объект – Леонид Оболенский», получивший главный приз на Международном фестивале неигрового кино в Швейцарии. 21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л.Л. Оболенского. В 2005 году (посмертно) он был реабилитирован.
Мною были исследованы материалы Минусинского городского архива и архивные материалы Минусинского краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова, с целью выявления какой-либо информации, касающейся Л.Л. Оболенского, его жизни и деятельности в г. Минусинске. Изучив литературу и архивные материалы, мы узнали, что Оболенский Л.Л., выбрав постоянным местом жительства Хакасию, работал в Черногорске в товариществе «Художник» маляром. Н.К Гудзенко, режиссёр Минусинского театра, приехал за ним в Черногорск, так как нуждался в художнике. Оболенский стал расписывать задники, разрисовывать бутафорию и мебель, а потом согласился оформить спектакль. Заехавший в ту пору в Минусинск художник Илья Глазунов признал его работу вполне профессиональной. Оболенский работал в Минусинском драматическом театре с 1953 по 1956 гг. художником-постановщиком разовых спектаклей, актёром.
Н. Гудзенко присматривался к новому человеку, обнаруживал в нём новые и новые таланты, о которых тот никому не рассказывал. Лишь со временем, постепенно, по просьбе Гудзенко, Оболенский приоткрыл в себе то, что могло быть полезно театру. Оказалось, что он владеет несколькими языками, играет на фортепьяно, превосходно танцует, знает так много, что в случае затруднения к нему можно прибегать как к энциклопедии. Оболенский стал играть на сцене, потом поставил спектакль сам. Гудзенко специально дал ему в группу молодых актёров, чтобы те учились у мастера и аристократа крови тому, что не могло дать ни одно театральное заведение. И не только светским манерам, но и умению терпеть и смотреть на жизнь добрыми и мудрыми глазами.
В те далёкие 50-е годы был случай, о котором вспоминают и сейчас с теплотой. Были актёры на сельскохозяйственных работах. Устали, замёрзли, проголодались. Вдруг видят: на дамском велосипеде к ним подъезжает Оболенский. Где - то взял картошки, напёк и всех накормил.
Алла Аверьяновна Гордон, заслуженная артистка России, на вопрос о том, каким же человеком был Леонид Оболенский в жизни, сказала с грустной улыбкой: «Это невозможно рассказать, как стихи. Нужно просто читать его письма, и вы почувствуете сами».
В Минусинском архиве хранятся письма Л. Оболенского к А. Гордон, актрисе театра, Н. Гудзенко, режиссёру театра.
Письма, это небольшая частичка того необычайного явления, которым был Леонид Леонидович Оболенский. Они наполняют нас мудростью, человечностью, любовью, которые необходимы всем и во все времена.
Минусинск – провинциальный, тихий городок, чью сонную жизнь «разбудили» люди, волей судьбы оказавшиеся здесь в политической ссылке, те, кому было не просто на новом месте, которые смогли не только выжить в таких условиях, но и внесли неоценимый вклад в культурное развитие Минусинска. Так Оболенский Л.Л. не только давал уроки актёрского мастерства, что очень помогло театру, но и самое главное - уроки жизни: оставаться самим собой в любой ситуации.
Исследуя найденный материал мы пришли к выводу, что яркая жизнь Оболенского Л.Л. достойна внимания и уважения. Леонид Леонидович верил в светлое начало человека, сам был добрым и солнечным человеком.
Уважаемый Николай Климентьевич!
Пишу вам из очень, очень дальних мест. Сижу уже больше двух месяцев в Геленджике, на берегу Чёрного моря. В погоде за солнцем. В Свердловске зима, в полной мере, а здесь осень. С просветами солнце. 8-го ноября последний раз купался в море. Одним словом это вынужденная «погоня за солнцем» в какой-то мере/кроме напряженнейшей работы по съёмкам/ ещё и отдых. Жаль, что фруктов нет: неурожай в результате летнего зноя. Но зато чудесное молодое вино! /Да ещё к шашлыку!/
Снимаем картину «Очередной рейс», из жизни шофёров, как они везут очень нужный и спешный груз, но с ними случаются разные беды, вплоть до того, что один влюбляется в сопровождающую груз девицу /тоже беда!/и всё кончается благополучно. Сценарий очень эклектичен, бесконфликтный. Соцреалистическое задание - показать хороших парней. Один - очень хороший, секретарь, другой - похуже, но тоже хороший / Подрастёт – будет вполне сознательным/ /. Вместо сюжета – солома. Приходится искать действие в «подводных» линиях отношений и поведений персонажей. Работаю в основном над этими поисками, над обнаружением несуществующих пружин. Сиречь – над их придумыванием. Я опять с Гольдиным. Он, при молодости, после первого фильма стал нахальным и «гениальным». От этого решил, что фильм снимется сам. / или людишки за него сделают/. Я это учёл, и продался за хорошие постановочные. Цинично, но ничего не пропишешь. Повторю, чтобы пробиться на постановку, нужно околачивать московские пороги месяца два, три. Да ещё и не с пустыми руками. Чёрт с ними. А в кино сейчас появились этакие «чернявенькие» молодые люди, кончившие ВГИК, которые удобны в качестве «юридических лиц». Вот такое «юридическое лицо» мой Гольдин. Картина делается вокруг него. Челядью. Он даже слово «Начали» не кричит. Плохо только - мешает. Есть такие, которые не мешают.
Одним словом, после минусинского хождения в народ, с нашим милым и честным театром, становлюсь дельцом. Надо. Скоро на пенсию. А это - средний заработок. К слову о пенсии – Архив Красной Армии подтвердил мою службу в Красной Армии в гражданскую войну. Старею, что ли? Должно быть так…
Скоро вы увидите на экране нашу работу « Во власти золота». Прошла хорошо все инстанции и министерские главки. Кино-экспорт берёт на заграницу. Картина получилась занятная. Правда, работа моя была не с актёрами. На моих плечах была скорее постановочная часть и консультация по быту. Постановочную, стильную вещь делали буквально «от сотворения мира». Ни мебели, ни реквизита, ни костюмов. А эпоха трудная - конец 19 века. Стиль не выраженный, зыбкий художник-мальчик, кончивший ВГИК, в эпоху»культа», воспитан на монументальных полотнах, либо Борлин, либо Ушаков со Скандерьеком… Кроме влезания в быт, в кадр, в обстановку был, конечно, и творческим собеседником Правова. «Третьим глазом». В частности предложил озорной метод монтажа, по которому Иван перекроил картину. Интересное окружение и переплетение сюжетных линий требовали свободного показа, без зажима в условно театральную логику развития действия. Что сейчас принято в кино. И я наметил план немого монтажа, в перебивку, в параллель. Фильм сразу ожил, сразу же, с первой сцены, «масляно», горы катушки, блинов под цыганский хор. Темповый скачок чуть ли не под потолок! Что вы делаете? Что дальше играть будете? Духу не хватит! Дальше за нас играл напряженнейший сюжет. Да ещё педалированный параллельными монтажными ходами. Картина получилась неожиданная и необычная. Говорит, что она с первого раза оглушает и нужно посмотреть ещё разок. Ещё бы: на фоне ширпотреба и бессюжетных лекций в лицах, Мамин Сибиряк и немоймонтаж.
Хочется, чтобы вы посмотрели актёров. Инна Кмит обманула пробой. Трудная актриса. Пришлось ставить всё, до движения пальца. Но великолепен Чекмарев. Вот вам провинция! Он актёр Пермского театра. Умный, колоритный актёр. В облике что то от гардинского Иудушки. Он мягче. Засылкина играл и на сцене. Роль сделана и отложена была в глубину сердца. В кино расцвела в сокровеннейших деталях. Хорош, по моему, адвокат Белоносов. Это актёр нашего ТЮЗа Белозеров. Колоритен Лавров – становой. Тоже ТЮЗ. Маркушка с женой ,тоже наш ТЮЗ. Судя по этому видите, провинция не хуже Москвы? Из Москвы Переверзев да Васька… Леночка не актриса. Она авиаконструктор. Снялась в роли Дульцинеи в «Дон Кихоте», теперь у нас. Мечтает стать журналисткой. Кино от этого не потеряет. И наконец музыка. Милый Женя Родыгин, наш уральский Дунаевский, автор Рябин и Новоселов, почти самодеятельность, написал мужественную и жестокую музыку. Даже что то современной левизной попахивает. А за тему смерти Меркушки, чистую и русскую, кинооркестр министерства поаплодировал смычками. Это «по гамбургскому счёту», лабухи не щедры на похвалы.
Одним словом, посмотрите. Это доброе старое кино. Правов мой коллега по курсу,
сверстник и товарищ по «судьбе». Вот старики и тряхнули стариной. А молодые
шипят: «Теперь так не снимают! Теперь иная форма!» сопляки. Да до такой «старой»
формы им ещё десять верст в собственном г…. плыть!
К новому году буду в Свердловске. И жду от вас письмеца. Подробного. Обо всём и
обо всех. Как работаете? Вы были на подъёме. Удержали ли его?
Желаю вам и всем, кто меня помнит всего, всего хорошего.
Ваш Леонид Оболенский.
Дорогой Николай Климентьевич, с Новым годом! Лучшие пожелания Вам и Вашей
супруге. Вспоминаю часто Минусинск. А время то немало убежало! Какой я стал
старик, Вы сможете посмотреть в фильме «Перекличка», в маленьком эпизоде немца
полковника. А в основном каждый день телевидение. Монтаж новостей и в субботу
кино очерк- сработался с очень талантливым сценаристом. Так и существую.
Размеренно, по часам. Участник всяческих городских комиссий и коллегий по
вопросам культуры. Всё это ужасно похоже на то, что уже было… Вплоть до гостей,
которые часты, со спорами о поэзии и театре, и ночных шлепанцев, когда остаюсь
один, чья-то уже прочитанная старость. Принимаю с благоговением. Получил письмо
от Мурской. Она в Одессе. Не у дел. Жалко, она способная. Но … одна. Одной
трудно.
Всегда с доброй памятью о вас.
Л. Оболенский.
Дорогой Николай Климентьевич!
Поздравляю вас с высокой наградой. Она заслужена. И дороже всяческих званий. Строитель овеществлён в дворцах, домах. Хлебороб – в хлебе. А труженик театра?- « … со слов видевших Варламова в Островском» или «участники репетиции Станиславского…» Кнебель была участницей, а спектакли рыхлые. Телешева была участницей, а её актёрские работки, в качестве режиссера «при Эйнштейне», - наложили на имя кинематографиста печать «экранизация оперных спектаклей»/ как пишут нелицеприятно на западе. Да и нам видно./ одним словом, труд актёра и режиссёра сцены эфемерен.
Я не вижу ордена на вашей груди, но теперь взглянув на любой,- задумаюсь, вот в таком же, сколько спектаклей, репетиций, выездов в непогоду, волнений борьбы, неудач и триумфов – жизнь на театре и жизнь самого театра.
А я «бегаю от кинематографа» после того, как вы знаете «был в тугом штопоре и чудом приземлился, но что-то в груди повредилось»- произошла какая-то потеря, может быть уверенности в себе?
Прав. Кинематограф не приемлет стариков! На моём веку возраст побивал попытки старцев удержаться около экрана. Последние фильмы Протазанова, гр. Александрова, Абрама Роома, да пожалуй и Куро Сава - / его Оскар скорее утешителен, не более/, это в лучшем случае ослабленная эмоциональность, а в худшем – маразм. Один из симптомов атеросклероз мозга – старик, пытавшийся быть молодым… по Мин. Кинематографии есть «подпольный приказ» таких ветеранов, как Роом, Рошель не провожать на пенсии, не обижать, но « в план не рекомендовать…». Юткевич и Райзман уже не могут «собрать» фильм:- разваливается.
А на театре, старик на сцене становится мудрым. И его слушают. Актёр говорит уже не от автора, а от своего житейского опыта. И он интересен. Поэтому люблю свои маленькие эпизоды в кино. Единственную живую связь с бывшей профессией нельзя же терять. Да и для «марки» надо. Расставшись с телевидением, в котором было интересно лет десять тому, по началу, я сейчас с любителями , как педагог и фантазёр. Возможности огромны, вне вмешательств. Люблю поэтическое выражение «любая проблема от сюжета труда до размышления на «кругах жизни». Только направить верно. И … «поехали!».
Ваш Леонид Оболенский.
Леонид Леонидович Оболенский
Алла Аверьяновна Гордон, заслуженная артистка России,
актриса Минусинского
драматического театра
Николай Климентьевич Гудзенко,
режиссер Минусинского драматического театра
Минусинский драматический театр
1.Из истории формирования лагерей на территории Красноярского края: НОРИЛЬЛАГА,
ОСОБЛАГА № 2 (ГОРЛАГА), КРАСЛАГА. Биографии известных людей – заключённых
Норильлага и Краслага [Электронный ресурс] / сост. Е.А. Рублева //
Главное управление федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому
краю: Официальный сайт. – Красноярск, 2011. – Режим доступа:
HTTPS://www.krasuis.ru/istoriya-uis/blog
2. Мартиролог Красноярского края.
3. Материалы о Л. Л. Оболенском – актёре, режиссёре, художнике Минусинского
драмтеатра. (1953-1958 гг.): Сборник г. – Минусинск. -19 л. -Архив
краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.
4. Оболенский Л. Л. Автобиография [Рукопись] / Оболенский Л.Л. - Минусинск,
1955. - Архив краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.
5. Савватеева Н. «Это невозможно рассказать» / Саватеева Н. //
Красноярский рабочий. – 1992. - 29 дек.
6. Шадрина И.Е. Имён связующая нить: История Минусинского театра в лицах /
Шадрина И. Е. - Красноярск: Буква. 2008. – 424 с.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»