Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Выполнила: Дубровская Алена
Добросердова Анна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Карпенко Наталья Викторовна
г. Минусинск, 2011
1. Введение.
2. Социологический опрос
3. «Репрессированные деятели культуры и искусства в
истории Красноярского края: Олофинская Елизавета Андронниковна.»
4. Е. А Олофинская - заведующая библиотекой
музея имени Мартьянова, общественный деятель.
5. Заключение
6. Литература
Тема исследования: «Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края: Олофинская Елизавета Андронниковна.»
Объектом исследования стали архивные материалы, предоставленные архивом Минусинского регионального краеведческого музея имени Н.М. Мартьянова и городским архивом, газетные публикации 1930 – 1940 годов, посвященные минусинскому краеведческому музею Н.М. Мартьянова.
Цель исследования: собрать информацию о жизни и деятельности Олофинской Елизаветы Андронниковны с целью сохранения памяти об этом репрессированном деятеле культуры.
Задачами работы являются:
1.Работа с материалами городского архива и Минусинского краеведческого музея имени Н.М.Мартьянова, музейной и Центральной городской библиотек(поиск информации о биографии и деятельности Е.А. Олофинской в качестве заведующей библиотекой музея имени Мартьянова)
2. Анализ и обобщение полученной информации.
3. Выяснить уровень информированности граждан о деятельности Олофинской Елизаветы Андронниковны в городе Минусинске (социологический опрос).
Методы исследования: аналитическое чтение архивных материалов, изучение архивных документов по данной теме, социологический опрос.
Результаты социологического опроса.
Результаты социологического опроса показали, что:
а) Жители города не знают о том, что такой деятель культуры проживал и работал в
нашем городе.
б) Некоторые работники музея и архива тоже ничего не знают об Олофинской
Елизавете Андронниковне.
в) Многие из работников знают только то, что Елизавета Андронниковна работала
заведующей библиотекой музея имени Мартьянова.
Олофинская Елизавета Андронниковна(1877-1937) - заведующая библиотекой музея имени Мартьянова, общественный деятель.
Олофинская Елизавета Андронниковна – одна из миллиона жертв преступного режима, репрессированных во времена большевистского и коммунистического террора в СССР.
Родилась в 1877 году в селе Аскыз, Аскызской волости, минусинского округа, Енисейской губернии. По национальности русская. Родилась в семье священника, возможно, это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Получила среднее образование по специальности учитель. Педстаж - 8 лет, стаж на музейной работе – 10 лет (сначала библиотекарем 1 разряда, затем – заведующей библиотекой).
Арестована 09.07.1937 по делу Корсака Я.О. (4 чел.), содержалась в Минусинской тюрьме. Обвинение в КРО, участница эсеро-белогвардейского заговора (Елизавета Андронниковна, по материалам Минусинского городского архива, была беспартийной, но возможно, что ей «приписали» партийность. Так, в мартирологе Красноярского края содержатся сведения о том, что она состояла в партии социалистов-революционеров (эсеров), основной идеей которой являлась идея демократического социализма и перехода к нему).
Приговорена 22.10.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстреляна 31.10.1937 в г. Минусинске. Реабилитирована 09.06.1956 Красноярским крайсудом.
Елизавета Андронниковна в 30-е годы занимала должность научного работника и должность ученого библиотекаря с окладом 22 р.
Основными направлениями деятельности Елизаветы Андронниковны являлись формирование, анализ и комплектация библиотечного фонда; внесение предложений по формированию заказа на необходимую научную и художественную литературу; анализ читаемости конкретных образцов художественной и учебной литературы; проведение выставок литературы, осуществление разносторонней массовой просветительской работы, привлечение к участию в этой работе деятелей литературы, искусства.
Главными целями работы Елизаветы Андронниковны были обеспечение разрешенной необходимой справочной и художественной литературой («Очень ценная библиотека Музея крайне бедна литературой послереволюционной. Крайний недостаток в литературе по марксизму-ленинизму, экономике, вопросам социалистического, хозяйственного и культурного строительства. Из-за недостатка средств, библиотека музея своевременно не может подписаться на БСЭ, которой в настоящее время несмотря на все старания, приобрести не удается»). Но благодаря деятельности Олофинской Е.А., фонд библиотеки систематически пополнялся путем покупки и обмена (на1-е января 1933г в библиотеке на учете состоит 70306 экземпляров; в течение 1936г. поступило книг и журналов 1042 экземпляра) В обмен поступали издания от 85 научных учреждений СССР и 27 научных учреждений заграничных. В читальный зал выписывалось 10 газет и 40 журналов на сумму 527 руб. Ко всем хозяйственно-политическим кампаниям и революционным годовщинам в читальном зале библиотеки Музея устраивались выставки соответствующей литературы и давались рекомендательные списки книг.
Осуществление просветительской работы среди учеников, студентов, курсантов, жителей минусинского района, города, а также населения Хакасской Автономной области и Тувинской народной республики. («…Надо принять во внимание, что Музейная библиотека, развертывающая массовую работу и наиболее посещаемая в настоящее время учащимися педтехникумов, школ, курсантов и т.п. является единственной» и совершенно необходимой для советского работника особенно специалиста, причем библиотекой часто пользуются работники-специалисты не только всех районов бывшего Минусинского округа, но также Хакасской Автономной Области и Тувинской народной республики»). Масштабы деятельности Е.А. Олофинской и немногочисленных сотрудников библиотеки в этом направлении мы можем увидеть, например, в «Отчете о работе библиотеки за 1936 год»: «Общее количество посетителей-читателей в 1936 г. – 967 чел., сделавших в течение года 12222 посещения, более, чем в 1935 году, на 1654 посещения».
По социальному положению читателей библиотеки Музея распределяли следующим образом: учащиеся – 736 чел, служащих – 164 чел., рабочих – 56 чел, красноармейцев – 11. Как видно из этих данных, среди читателей библиотеки преобладающее место занимают учащиеся, что являлось прямым результатом деятельности Олофинской Е.А. и как педагога, и как заведующей библиотекой. Кроме того, посетители распределялись по партийности: «чл. ВКП(б) – 25, ВЛКСМ – 132, пионеров – 347, беспартийных – 464 чел.» Выдано книг читателям 18252 штуки, более, чем в 35 год на 1845 книг.
Работая с документами, ежегодными отчетами о работе библиотеки в 30-е годы, мы можем сделать вывод о самоотверженной работе Олофинской Е.А. и в области кадровой политики. В период деятельности Олофинской Е.А. в должности заведующей библиотекой библиотека Музея насчитывала до 70000 тыс. томов (с читальным залом и научным кабинетом, открытыми в вечерние часы, которые обслуживались одним старшим библиотекарем и одним помощником). В служебной записке Олофинская Е.А. указывала «…минимальное количество работников библиотеки, при котором может нормально идти обработка книг, обслуживание читателей дежурство в читальном зале с периодической печатью и научным кабинетом, наблюдение за сохранностью и т.п. определяется нами, как показала практика, в три человека: старший библиотекарь и два его помощника такое количество мы и испрашиваем в настоящей смете»
Кадровый состав библиотеки также являлся предметом забот Олофинской Е.А., вызывал обеспокоенность: «бибилиотека в музее научная, по какой причине от работающих в ней требуется более высокая квалификация, чем для библиотекарей типовых массовых библиотек»
В 30-е годы работниками библиотеки под руководством и при участии Олофинской Е.А. были заинвентаризированы обработаны по десятичной системе 56139 книг из всего количества книг.
Как работник Музея Е.А. Олофинская принимала участие в основных политических кампаниях (весенняя посевная, уборочная, хлебопоставки, выборы в Советы) «путем выезда сотрудников» - Олофинская Е.А. работала в с. Восточном; ею был проведен ряд бесед и читок на темы «Первое Мая», «Об участии в посевной», «Охрана материнства и младенчества».
Являясь по образованию педагогом, Елизавета Андронниковна и будучи сотрудником Музея осуществляла педагогическую деятельность. Ей поручали составление указателей литературы для учителей применительно к методразработкам по естествознанию, географии и истории в библиотеке Музея к 1936-37 уч. году к маю. А также она организовывала выставки по посевной кампании, посетителями которых были не только колхозники, но и учащиеся школ.
Нам удалось отыскать лишь малые свидетельства самоотверженного труда Олофинской Е.А., внесшей свой посильный вклад в развитие культуры, просвещения в нашем городе в 30-е годы.
«Народный Комиссариат Просвещения.
Музейный отдел.
Феликсу Яковлевичу Кону.
Минусинский Райлит в связи с полученными распоряжениями о ликвидации при библиотеках закрытых фондов наметил к изъятию из библиотеки Музея большое количество литературы, имеющей самое непосредственное отношение к истории местного края и совершенно необходимой в исследовательской работе Музея над подготовкой к экспозиции целого ряда тем.
Напр. Подлежит изъятию весь комплект журнала «Енисейские Епархиальные Ведомости», представляющие официальный исторический источник для отражения классовой роли религии, характеристики ее как орудия угнетения туземных народностей и т.п.
С изъятием таких материалов Музей лишится возможностей изучения и экспозиции целого ряда весьма актуальных тем» - это письмо написано Харчевниковым А.В., но речь идет о работе библиотеки, следовательно, напрямую имеет отношение к деятельности Е.А. Олофинской. Читая это письмо и другие, адресованные Кону Ф.Я., задаемся вопросом: «Что явилось причиной столь страшного приговора?» Ответ только один. Самотверженый труд. Активная гражданская позиция Олофинской Елизаветы Анндронниковны. Добросовестность. Ответственность.
Конец 30-х годов - один из самых драматических периодов в истории русской литературы. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения деятелей искусства и литературы – расстрелы или гибель в лагерях.
Интерес к этой странице нашей истории будет возрастать, я уверена, благодаря проведению подобного рода акций. Залог тому – пробуждение интереса к прошлому, большая доступность материалов, которые ранее были упрятаны в архивах.
Мы принадлежим к поколению, для которого страшные события 30-х годов это только история, известная из учебников, произведений литературы, кинематографии. И мы в долгу перед той частью общества, которая пострадала от политических репрессий, внесла огромный вклад в культурное развитие Красноярского края, нашего города Минусинска. Их подвиг должен занять в нашей памяти подобающее место.
1.Мартиролог Красноярского края.
2. Книга
памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Т.6 (Н-П) / – Красноярск : Офсет, 2008. – 480с.
3. Штатное расписание и смета административно –
хозяйственных расходов, 1937 - Архив г. Минусинска фонд Р – 448
опись № 1 дело № 39
4. Ставка из штатного расписания. Смета административно
– хозяйственных расходов 1933 – 1934. - Архив г. Минусинска фонд Р – 448 опись №
1 дело № 32
5. Годовые отчеты о работе музея и библиотеки, 1935 -
Архив г.Минусинска фонд Р – 448 опись № 1 дело № 33
6. Краткий отчет о работе Государственного музея им.
Н.М.Мартьянова в г.Минусинске Красноярского края за 1936 г. - Архив г.Минусинска
фонд Р – 448 опись № 1 дело № 36
7. План работы и отчет о работе музея. Штатное
расписание 1936. - Архив г. Минусинска фонд Р – 448 опись № 1 дело № 36
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»