Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Через тернии к звёздам. По мемуарам моего дедушки в историю Отечества


XIII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ.  РОССИЯ - XX век»

номинация: история семьи

Работу выполнила: Гончарова Вероника
Место учебы: МБОУ Лицей № 1 , 11 «А» класс

Научный руководитель: Петина Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания.
МБОУ Лицей №1

г. Норильск 2011 г.

Оглавление

Введение
Глава 1. Семья Розановых в годы голода 1930-1934 годов
Глава 2. Семья Розановых в годы Великой Отечественной войны
Глава 2.1 Семья Розановых в годы оккупация г. Харьков
Глава 2.2 Влияние патриотического воспитания на сознание граждан СССР
Глава 2.3. ст.58 УК РСФСР в жизни семьи Розановых
Глава 3. Жизнь после победы. Становление Народного артиста
Глава 3.1. Культура – средство политического влияния на сознание граждан
Глава 3.2. Культура – инструмент стабилизации отношений с Западом
Глава 4. Упадок элитарной культуры в 1990-х годах XX века
Заключение
Библиографический список
Приложения

 «Каждый мыслящий и чувствующий человек просто обязан сохранить память о тех, кого он знал. Только когда будут известны многие жизни людей, можно написать историю народа и человечества»
А.А. Зимин

Введение

В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос патриотизма, любви к Родине, уважения к своим корням. Недаром все чаще современные издательства стали обращаться к исторической литературе, воспоминаниям и дневникам, публиковать мемуары. Например, издательство Зебра-Е1 за 2010 год выпустило более 180 наименований книг, тиражом более 1500 тысяч экземпляров, которые посвящены воспоминаниям отечественных деятелей культуры. А издательство АСТ2 осенью 2011 года объявило о выпуске книги «Я видела детство и юность XX века», которая основана на дневниках и воспоминаниях Ирины Эренбург. Ожидается, что эта книга будет одной из самых популярных в 2011-2012 годах.  Вместе с этим, за последнее десятилетие в России было снято огромное количество исторических фильмов, мультипликационных и документальных сюжетов, цель которых привлечь молодежь к истории своей страны («Звезда», режиссер: Николай Лебедев, «На безымянной высоте», режиссер: Вячеслав Никифоров, и др.) Государство тоже не остается в стороне и активно содействует патриотическому воспитанию молодежи (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»3)

Не смотря на это, к сожалению, далеко не многие семьи помнят и чтят события прошлых лет (приложение 1). А ведь двадцатый век – век перемен, кровопролитных сражений, смены режимов. Он оплакан слезами детей и женщин, ознаменован громкими победами и достижениями, которые отразились на каждом гражданине по-своему. Именно поэтому мы решили рассмотреть, промежуток времени – 1932-2000 годов.

Нам повезло знать людей, которые пережили установление советской власти, страшный голод 1932 года, Великую Отечественную войну, перестройку и увидели новое столетие. Эти жизни тесно сплетены с социальной и политической жизнью страны. Их, порой буквально леденящие душу, повествования и яркий калейдоскоп картин сразу же погружают нас в самую гущу невероятных – но, тем не менее, абсолютно достоверных – событий. Полные живописных подробностей рассказы бабушек и дедушек, а так же знания, полученные из исторической литературы и на уроках, позволяют составить наиболее полную и верную картину событий, которые происходили в стране еще до нашего рождения, но оставили свой след и на современном поколении.

Актуальность работы: в век установления прозрачных границ между государствами у молодого поколения нашей страны ослабевает чувство любви и привязанности к Родине (приложение 1). Поэтому необходимо пробудить интерес у подростков к утраченному идеалу, который воплощен в судьбах многих наших соотечественников.

Немногие современные школьники могут составить личное мнение об исторических событиях, это вызвано тем, что их ориентиром является лишь школьная программа, а ведь она дает нам только факты и данные, которых недостаточно для благоприятной почвы, на основе которой формируется гражданская позиция каждого отдельного человека. Данная работа призвана побудить молодые и пытливые умы к собственным расследованиям в истории своей семьи, проводя параллель с историей родного государства

Цель работы: изучить взаимосвязь между социально-политической ситуацией в нашей стране в 1930-2000-е года XX века и историей одной отдельно взятой семьи в тот же исторический период

Отсюда вытекают задачи:

1. Проанализировать историческую литературу, дневники, письма и воспоминания Розанова В.П. и его современников, для того чтобы выявить силу влияния социально-политической ситуации в стране на историю одной семьи
2. Определить, существует ли закономерность между историей рода далекого от власти и историей государства в целом

Методы исследования:

1. Анализ архивных и исторических источников
2. Метод описания
3. Сравнительный анализ всей совокупности сохранившейся информации

Объект: данные архивов, исторических музеев г. Магадана, г. Харькова, мемуары Розанова В.П., воспоминания его современников, историческая литература.

Предмет: взаимосвязь между историей страны и отдельных ее граждан

Гипотеза: если проследить исторический путь одной семьи, то можно проследить историю страны в разных ее ракурсах – в определённый период времени.

Практическая значимость: наша работа исследует историко-биографическую проблематику и может быть востребована в образовательных и просветительских учреждениях: школьных и краеведческих музеях, лекториях, средствах массовой информации, а самое главное – очень важна для меня лично и для моей семьи.

Глава 1. Семья Розановых в годы голода 1930-1934 годов

Долгие годы мой дедушка, Розанов Виктор Петрович, вел дневники, любил писать письма маме, друзьям, любимым. На страницах этих старых тетрадок, ветхих листочках вся его жизнь: порывы юного мальчишки, подвиги советского солдата, воспоминания Народного артиста России. Подводя итоги своего пути, дедушка написал книгу «И жизнь, и слезы, и любовь…» в которой и отразил все свои мысли и чувства, свои решения и страхи. Одним из таких детских страхов стал голод 1930-1934 годов, который дедушка описал очень подробно и между строк видно, что он так и не смог понять, почему одним давали пайки, а другим нет, почему одни умирали на улицах, а другие могли «вдоволь есть каши и меда» («И жизнь, и слезы, и любовь… В.П. Розанов).

Впервые о «продовольственных затруднениях» в Украине было сказано 2 мая 1930 года в специальном сообщении начальника Секретно-оперативного управления Государственного политического управления Украинской ССР Добродицкого4 (приложение 2). Повторно сообщение № 88871 о грядущем голоде в Украине было отправлено 26 июня 1930 г. (приложение 3).

Известно, что на ноябрьском Пленуме ВКП (б) был взят курс на ликвидацию кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Зимой в стране стали спешно создаваться колхозы. Повсеместно нарушался принцип добровольности. Крестьяне зачастую вступали в колхоз под угрозой раскулачивания. Начались массовые волнения крестьян, прежде всего середняков. Крестьяне повсеместно вырезали скот и птицу. Последствия этих действий ярко проявились во время голода 1932-1933 годов. Он охватил зерновые районы Украины, Южного Урала, Казахстана с населением 25-30 миллионов человек.

Сталинское руководство увеличивало планы хлебозаготовок5 (приложение 4), вывозя из пострадавших районов практически все запасы продовольствия, зерно из семенных и фуражных запасов (за границу было вывезено 18 миллионов центнеров зерна с целью получения валюты для нужд индустриализации)6 . Отряды внутренних войск не выпускали голодающих крестьян. Правительство несмотря ни на что не снижало уровень необходимых заготовок.

Все просьбы и прошения отклонялись7 (приложение 5). Люди продолжали голодать. Умирать. В результате голода в Украине погибло около 4 миллионов человек8.

Семью дедушки голод застал в городе Мариуполь, Украина. В то время его отец, Петр Ильич Розанов и дед, Валериан Хрисанфович Викул (1869-1935) работали на «заводе им. Ильича, а потом и на «Азовстали»». Из воспоминания Петра Ильича: «Мы с женой и маленьким сынишкой из Дебальцево перебрались в Мариуполь. Квартиру нам, как мастерам, выделили большую (7комнат). Зарабатывали хорошо, и в доме было все что нужно».

 Из истории Мариуполя9, известно, что в конце 1932 года в результате голода, охватившего всю Украину, его начали активно заселять крестьяне, которые часто умирали на улицах. Людям нечего есть. Негде взять еду. Прохожие падали на глазах и больше не поднимались. В эти страшные годы проходило детство моего дедушки, позже, он вспоминал: «Но наступил страшный 1932 год – год голода. Люди опухали и часто умирали прямо на улицах. Я, еще маленький, этого не знал, так как родители старались кормить меня нормально. Но сами перебивались кое-как, хотя завод старался помогать продуктами своим работникам». Опираясь на мемуары дедушки, можно сделать вывод, заводы, фабрики и другие учреждения старались помогать своим сотрудникам10 (приложение 6). В книге дедушка также рассуждает о крестьянах, он пишет, что их положение было более бедственное.

Слова В.П. Розанова подтверждает воспоминания крестьянина С. Латышева, который жил в Украине в период голода: «В эту весну 1933 года не было двора, где от голода кто-то не умер. Умирали целыми семьями, некому было рыть могилы. Домашних животных в селах не было. Все было съедено. На полях, после того как растаял снег, вылавливали сусликов, кротов, мышей и прочих грызунов» 11

Все это связано с тем, что в результате коллективизации хозяйство приходило в упадок, а всевозможные гонения только усугубляли ситуацию. Крестьянам не было оказано продовольственной или материальной поддержки. Сопоставив эти два факта, можно сделать вывод, что в отличие от крестьян, квалифицированные работники производственной сферы были для страны на вес золота, что логично в эпоху индустриализации.

XVII конференция ВКП (б) в Директивах к составлению второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1933 – 1937 года указала12: «Развернутая в первом пятилетии работа по превращению СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, самостоятельно производящую машины и оборудование, будет завершена и окончательно обеспечит за СССР «экономическую самостоятельность»». Из указа следует, что правительство, преследуя поставленную цель: превратить СССР в «экономически самостоятельное» государство, не остановилось и перед социальным, продовольственным кризисом.

По данным архивов города Мариуполь13 завод им. Ильича и «Азовсталь» играли огромную роль для машиностроения, и работали на полную мощность. Вероятно, именно поэтому руководство поддерживало сотрудников во время голода. Нужна была «квалифицированная рабочая сила» (приложение 6а).

Таким образом, в истории семьи Розановых, в отличие от многих тысяч людей, голод не поставил точку, благодаря продовольственной помощи завода. В своей книге дедушка подробно описал, каким тяжелым был труд на этих заводах, что работали по 12 часов без перерывов, дабы выполнить пятилетку как можно скорее: «отец приходил все позже и позже, дедушка вовсе «жил» на работе, зато нам давали хлеб, порой молоко».

Проанализировав все факты, можно сделать вывод, что «глобальная» политика государства, направленная на будущее (индустриализация), оказывает самое непосредственное влияние на судьбу каждого отдельно взятого человека.

Глава 2. Семья Розановых в годы Великой Отечественной войны

Много страниц книги «И жизнь, и слезы, и любовь…» посвящено войне. Ее начало, оккупация, фронт, сражения, победа – через все это прошли Розановы.

22 июня 1941 года – официальная дата начала Войны. В истории СССР много белых пятен, эти годы суровых испытаний – не исключение. Воспоминания о начале войны в книге дедушки очень резко вклиниваются в мирное и размеренное детство. Видно, что беды не ждали. Никто не знал о надвигающейся угрозе. Начало этих страшных лет семья Розановых встретила в городе Хариков, Украина, куда они перебрались из Мариуполя после увольнения с завода Петра Розанова и Валериана Викул. По воспоминаниям дедушки, ничто не предвещало трагедии. Виктор Петрович Розанов в своей книге много страниц посвящает школе, учителям, довоенному времени, и почти в каждой строчке в скобках стоит «те, кто выжил», «тот, кто вернулся», «не пришел с войны».  «Безмятежно прошли семь лет учебы в школе. И вот – ВОЙНА! На газонах появились окопы и щели. Люди как-то притихли. Не слышалось ребячьего крика и шума». Несмотря на начало боевых действий рано утром, до Харькова весть о войне дошла лишь днем. Дедушка писал, что «люди стояли на улице и не могли поверить в сообщение Молотова. Все молились, чтобы это оказалось ложью. Народ не хотел воевать». Весь город с замиранием сердца надеялся, что это всего лишь провокация. Когда войска противника подошли к Киеву (Киевская операция,1941)14, а потом и к Харькову15, жители уже просто не успевали эвакуироваться. Помимо дедушкиных мемуаров очень ярко о начале войны описано в книге «Харьков 1941. На краю грозы» историка-педагога В. Вохмянинова. На страницах автор размышляет о действиях советских властей на 1939-1941 года. Историк утверждает, что именно радикальные изменения в строю армии (репрессии военных кадров), кровопролитная война с Финляндией, отсутствие опыта «современных военных действий» и привели к страшным поражениям первых дней.

Из воспоминаний Г.К. Жукова также видны причины первых поражений: «Ресурсы нашей страны в то время (осень-зима 1941 года) были ограничены. Потребности войск еще не могли удовлетворяться так, как этого требовали задачи и обстановка. Дело доходило до того, что каждый раз, когда нас вызывали в Ставку, мы буквально выпрашивали у Верховного Главнокомандующего противотанковые ружья, автоматы ППШ, минимально необходимое количество снарядов и мин. Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму расхода…боеприпасов – 1-2 выстрела на орудие в сутки. И это, заметьте, в период наступления!»

А поражения начала войны - к сдаче Харькова практически без боя. Таким образом, решения властей в самом начале войны решили судьбу семьи Розановых и судьбы других семей, обрекая их на гибель в Харькове. Такая же ситуация была и во многих других городах Союза, которые были оккупированы фашистами в первые дни войны.

Глава 2.1 Семья Розановых в годы оккупация г. Харьков

По воспоминаниям моего дедушки В.П. Розанова оккупация Харькова – самое страшное испытание. «Более страшного и тяжелого периода в моей жизни не было. Огромный город как бы вымер. Жители старались сидеть по своим домам, так как часто бывали облавы, т.е. оцеплялась какая-нибудь улица и всех, оказавшихся в тот момент в этом месте, арестовывали. На улицах ходили патрули, стрелявшие в людей без предупреждения. Я уж не говорю, что во всем городе не было электричества, воды, не действовало отопление и канализация» – вспоминает он на страницах своей книги. Много людей не пережили этих страшных лет, кто-то умер от голода, кого-то расстреляли, других забрали в плен.

Оккупация Харькова армией III Рейха началась 24 октября 1941, а окончательное освобождение произошло только лишь 23 августа 1943 года16. Для семьи Розановых, в составе двух женщин и мальчишки, эти годы могли стать роковыми, но они решили бежать из Харькова, потому что в городе жить было просто невозможно: «В конце концов, мы решили уходить из Харькова, где смерть от голода была неминуема. Определенно, куда идти – мы не решили. Оделись потеплее, заперли квартиру и ушли в неизвестность». Дедушка вспоминал, что бежать из города было практически невозможно, улицы и границы патрулировались, комендантский час наступал в 16:00, кто оказывался на улице – расстрел. В книге дорогу подробно дедушка не описывал, просто сил не было вспоминать: «Сколько мы шли, я не помню, но не менее 10-12 дней…Мама похудела до неузнаваемости. Кое-как добрели мы до деревни Глинское». В селе Глинское и остановилась семья Розановых, дедушка устроился на работу, его мама шила одежду, а бабушка работала по хозяйству. По воспоминаниям Виктора Петровича, женщины этого села часто помогали беженцам то хлебом, то молоком, иногда даже салом. Казалось, что все наладится. Но беда не заставила себя ждать: «уж не знаю, по какой причине, полицай стал цепляться к нам: будто мама – партизанка. Обвинение было опасным». Дальше семья скиталась по деревням и селам, остановились в селе Опошно, где дедушка помогал в работе «бочкарю», это улучшило их положение и позволило купить дров и какой-то еды. Так они жили до весны 1943 года, советские войска приступили к освобождению Харькова, шли бои, некоторые части города были отвоеваны, некоторые наступления оказывались неудачными. Так, «в марте 1943 года, когда Красная Армия неудачно наступала на Харьков, а немцы срочно отступали, забирая людей в Германию, мне снова пришла повестка явиться на следующий день для отправки. И мама с болью в душе предложила мне обварить ногу кипятком! Я согласился, и мать своими руками вылила мне на ногу целую кастрюлю кипятка. Боль была жуткая! Утром мать пошла на сборный пункт и сказала, что я готовился к отправке, купался в корыте и случайно опрокинул на себя кипяток. Ей не поверили. Пришел немецкий военный врач. Увидев ногу, махнул рукой и, ничего не сказав, ушел» (В.П. Розанов).

641 день длилась оккупация Харькова. Только с четвёртой попытки, 23 августа 1943 года, город был окончательно освобождён. Семья Розановых вернулась на свою малую Родину: «После неудачного весеннего наступления на Харьков, предпринятого по настоянию Сталина и повлекшего за собой разгром частей Красной Армии на «Барвенковском выступе», летом 1943 года наступил полный разгром немцев под Курском и Белгородом, а затем и освобождение Харькова» (В. Вохмянинов).

Таким образом, решение сдать Харьков обрекло тысячи людей на смерть, фашисты прочно занимали позиции, и освобождение города советским войскам далось большими людскими потерями. Население сильно сократилось (к августу 1943 года составило всего около 190 тысяч человек (приложение 7)17), Харьков стал самым разрушенным из всех крупных городов СССР после Сталинграда. Первые неудачные бои за освобождение города стали причиной того, что многих людей спешно отправляли на работы в Германию, а Виктора Розанова мать спасла, рискуя его здоровьем и даже жизнью. Следовательно, стратегические решения главнокомандующего, военное положение страны, решения властей самым непосредственным образом отразились на людях, далеких от власти и решили их судьбу.

Глава 2.2 Влияние патриотического воспитания на сознание граждан СССР

Вероятно, нет солдата, который бы не гордился своей воинской частью. Дедушка не исключение. В его мемуарах немало страниц посвящено именно службе. Он служил в 1-й отдельной гвардейской железнодорожной бригаде. Все крупномасштабные операции Красной Армии обеспечивались именно этими войсками. С этой бригадой дедушка и встретил 1945 год, победу (приложение 8): «Да, война закончилась нашей Победой! Я счастлив, что в этой победе есть и моя крохотная доля участия. Из всей 1-ой Гвардейской бригады наибольшего успеха в Берлинской операции добился наш 20-й батальон. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования при вторжении в Брандербургскую провинцию он был награжден орденом Боевого Красного Знамени»

Исполненный патриотическими чувствами Витя стремился защищать свою страну, Москву, родной город Харьков, маму. Эти чувства и упорство мальчишки не знали пределов, он ходил в военкомат каждый день и, получив отказ, с нетерпением ждал следующей попытки. В дневнике дедушка написал: «Как горячо, с какой страстью я доказывал ему, что после всех бед и мук оккупации я не могу иначе, я должен быть на фронте. Я хочу воевать, хочу мстить немцам за все их злодейства. Что я еще ему говорил, уж не помню, только видимо, он понял мое состояние и сказал: «Подожди немного, а пока разноси повестки. Ведь тебе еще только 16 лет! Но все же я попытаюсь тебе помочь, так как часть, где служит отец, формировалась в Харькове»». Настолько сильной была вера юноши в свою страну. Немалую роль в этом сыграло патриотическое воспитание. Дедушка вспоминал: «На стене разрушенного дома я увидел фразу «А чем ты помог фронту?»18 и в этот же день пошел в военкомат, я должен был что-то сделать!» Получается, что политика властей, направленная на формирование гражданского самосознания населения имела определенные успехи, заставляя людей задуматься и принять те или иные решения. «В тот период настроение солдат было приподнятое, ведь наша армия, хоть и с тяжелыми боями, но все же продвигалась вперед. В бригаде появилась даже своя песня, написанная каким-то солдатом. Я помню только один ее куплет, но он очень точно передавал наши настроения:

На подвиг, гвардейцы, на подвиг, герои!
Без страха под вражьим огнем
Мы связь, и мосты, и дороги построим
И к фронту пути проведем!

Рассматривая 40-е годы, дедушка в своей книге в каждую строчку вложил чувство любви к Родине, к государству, к стране. Именно агитационная политика тех лет и воспитала в нем столь сильное патриотическое самосознание. И такое же сознание воспитано в десятках тысяч других людей, которые и по сей день испытывают любовь к уже не существующему СССР.

Глава 2.3. ст.58 УК РСФСР в жизни семьи Розановых

В своих воспоминаниях дедушка часто упоминал имена людей, которые помогли им в оккупации, в бегах, после возвращения в освобожденный Харьков и в конце войны. Однако многие эти люди впоследствии оказались в тюрьмах и ссылках. Так, доктора Карпенко, которая помогала юношам и девушкам избежать угона в Германию, в конце 1946 года обвинили в работе на немцев. Дедушка писал: «Я пишу это так подробно, чтобы читающий мог представить себе это страшное время. В общей сложности я пять раз правдами и неправдами избежал угона в Германию, четыре из которых с помощью доктора Карпенко. Кстати, уже после войны ее судили как работавшую на немцев, и она какое-то время была в заключении. А то, что она, кроме меня помогала еще многим людям избежать каторги и смерти, это не учли! Ее давно уже нет в живых, но я всегда буду помнить доброе дело, которое она для меня сделала». Такая же участь постигла Ваню Ширай, мальчишку, семья которого и приютила Розановых. И «зубного врача, женщину», имени которой дедушка вспомнить не смог, но и она была расстреляна: «Это была месть ничтожного человека по фамилии Билык. Он возжелал любви красивой женщины, нашего стоматолога, а когда получил отказ, донес на нее, тем самым отомстив за «поруганные» чувства». Получается, что без детального следствия, без разбора «кто прав, кто виноват» людей расстреливали и сажали в тюрьмы по обвинению в очень тяжких преступлениях. Эти люди не имели никакого отношения к власти, Ваня Ширай даже толком читать не умел. Почему на их плечи пало столь серьезное обвинение? – Донос.

Политика государства была такова, что «карательные» службы рассматривали каждое анонимное письмо, но подробно никто не разбирался. Обвинение выносилось буквально мгновенно – тюрьма или расстрел. По этой страшной дороге ушли тысячи граждан СССР, как виновных, так и ни в чем не виноватых.

В книге, помимо воспоминаний детства, дедушка рассуждает об актере магаданского государственного музыкального театра Н.В. Шуйкене: «Николай Васильевич более 10 лет был в заключении, где познал все прелести быта заключенных. Причина ареста в том, что он был сыном совладельца какого-то ресторана в Москве. И таких, пострадавших ни за что людей, в Магадане проживало множество. О каждом из них можно написать повесть. Повесть о том, как были исковерканы и сломаны человеческие судьбы не только самих пострадавших, но и их близких».

Известно, что в начале войны при приближении немецких войск подозреваемые или обвинённые в «контрреволюционной деятельности» зачастую расстреливались во внесудебном порядке. Подобная практика продолжалась и в течение 1941-1945 годов, и позже. Особенно много обвинений по политической статье пришлось на послевоенные годы (С января 1939 г. по июль 1953 г., было осуждено 1115427 человек (54295 из них - к выс­шей мере наказания ))19. Дедушка писал: «таких  мерзавцев, как Билык, в то время было немало. Все они пытались приспособиться, пригреться при неразберихе».

Получается, что лично семьи Розановых страшная 58 статья не коснулась, но пострадали их друзья и близкие, люди, которые были дороги. Проследив путь этих людей можно выйти на политическую структуру страны и сделать вывод о том, что доносы были своеобразным радикальным средством взаимодействия политики и граждан. Каждая анонимная записка с обвинением рушила судьбу целой семьи. Для властей такое «стукачество» имело своеобразную выгоду. Люди находились в постоянном страхе, а это в свою очередь позволяло легко управлять и манипулировать населением страны, потому что каждый боялся за своих близких и в каждой семье находился свой «враг народа».

Глава 3. Жизнь после победы. Становление Народного артиста.

После победы страна по-прежнему оставалось в бедственном положении, люди много работали, чтобы восстановить города, солдатам, вернувшимся с фронта, было необходимо лечение. Послевоенное время стало временем репрессии и ложных обвинений, граждане, хоть и обрадованные победой, по-прежнему оставались в страхе, только уже перед своим правительством. Конец 40-х начало 50-х стало сложным временем для страны в целом.

Учитывая, что дедушка ушел на фронт в 17 лет, то до войны не получил никакого образования и после возвращения домой направился учиться в военно-медицинское училище. В книге он описывал это время, как непростое, но очень интересное: «Жизнь в училище была строго регламентирована: подъем, зарядка, в столовую только строем, и не дай Бог сесть за стол до команды старшины. До обеда занятия в классах, обед и снова занятия. Затем ужин, время самоподготовки, свободный час и отбой. Большинство курсантов, как и я, были участниками войны. Сначала мы пробовали возражать против такой не привычной для нас дисциплины, но вскоре поняли бесполезность протестов. Училище есть училище, и требования здесь особые. Преподавали нам опытные военные врачи, и лекции были очень интересными». Война  научила людей стремиться быть ближе друг к другу, помогать и поддерживать товарищей: «Все мы, курсанты, жили очень дружно. Если была необходимость, помогали друг другу в учебе, даже шли в наряд вместо товарища, когда тому по какой-либо причине нужно было быть свободным. Допустим, свидание с  девушкой». В 1948 году дедушка окончил училище в звании сержанта медицинской службы и был направлен в железнодорожные войска, которые дислоцировались в Харькове. Таким образом, он оставался дома. Именно в этот год и произошло главное событие, которое решило всю судьбу моего дедушки. В книге он много строк посвятил именно этому волшебному дню: «Однажды, покончив с делами, я пришел домой, а затем решил навестить мою школьную соученицу – Милочку Лапину. Зашел, посидели, поболтали – пора и честь знать. В хорошем настроении, спускаясь по лестнице, напеваю. Навстречу мама Милочки. Она была доцентом консерватории по классу вокала.

— Витя! Это ты пел?

—Я

— Ну-ка, идем обратно»

Именно этот момент и стал переломным в судьбе молодого фельдшера. Пройдя собеседование у  профессора Харьковской консерватории Михаила Игнатьевича Михайлова, дедушка стал учиться в вечерней вокальной школе: «И вот так я разрывался между службой и учебой, и, если я добросовестно исполнял свои фельдшерские обязанности, то пению отдавался всей душой».

Его командир только поприветствовал стремление юноши и разрешил ему посещать занятия 2 раза в неделю. Вскоре дедушка понял, что пение – это его призвание и после окончания службы все свои силы отдал вечерней школе при Харьковской консерватории: «Сбылась мечта! Я свободен, дальнейший путь ясен, а пока, хоть на месяц, можно расслабиться. Но не тут-то было. Мой профессор строго мне сказал, что времени я потерял более, чем достаточно. А поэтому ни одного дня на раскачку! На третий день моей «свободы» я уже был артистом хора в оперной студии при Харьковской Государственной консерватории». Так и начал свой путь, будущий народный артист РСФСР (1979) (приложение 9).

Шли годы, дедушка учился, получил аттестат зрелости (закончил 9,10 классы), продолжал занятия вокалом у профессора М.И. Михайлова, постигал нюансы хореографии и актерского мастерства: «Работали мы с увлечением, до поздней ночи. Режиссером нашим был артист Харьковского театра им. Шевченко Заслуженный артист  УССР Виктор Никитич Мизиненко. С ним мы постигали сценическое движение, умение общаться с партнерами на сцене, что пригодилось нам в последующей работе. Даже учил нас незаметно для зрителя следить за рукой дирижера. Так постепенно накапливался опыт, с которым пятеро из нас в 1953 году стали студентами Харьковской консерватории». В своей книге «И жизнь, и слезы, и любовь…» он много страниц посвятил своим соученикам, педагогам и наставникам. Дедушка, описывая время обучения в консерватории, не знал предела для слов благодарности: «Как я благодарен Михаилу Игнатьевичу за его муштру, большие нагрузки, даже за взбучки, что частенько доставались мне. У него я получил хорошую школу. Позже меня перевели в класс очень опытного педагога Людмилы Евгеньевны Куриленко, основным ее достоинством было то, что она давала возможность голосу постепенно, без нажима с ее стороны, осваивать вокальные трудности и развиваться естественно. В этом ее огромная заслуга, и я бесконечно благодарен ей».

Глава 3.1. Культура – средство политического влияния на сознание граждан

В нескольких главах своей книги дедушка подробно описал как их, студентов, приглашали с концертами в колхозы, и руководство театра, под нажимом цензуры, очень тщательно подбирало репертуар, отдавая предпочтение патриотическим или комедийным операм,  темы которых не захватывали коммунистический строй или правительство. Понятие «цензура» прошло через всю сценическую жизнь моего дедушки. После выхода на большую сцену за каждым вокалистом внимательно следили, а на выездных спектаклях (даже на территории СССР) давление усиливалось. Актерам было необходимо следить за каждым своим словом, а режиссерам и сценаристам очень осторожно и тщательно подбирать репертуар. Перед выпуском на каждого студента составлялась характеристика, которая и определяла его дальнейшее будущее. Вокалиста с плохими отзывами не рискнет взять ни один театр. А ведь оценивались далеко не морально-нравственные качества актера или его навыки, а то, как он следовал уставу и каких политических взглядов придерживался. Дедушка писал: «меня вызвали в бюро  комсомола и сказали, что на меня пришла плохая характеристика, якобы я оторвался от коллектива. Меня это взорвало! Ведь остальные члены нашей делегации нигде рта не раскрыли, а грамоты я им заработал». Пройдя непростой путь, чтобы оправдаться (разговоры с педагогами о причине такого отзыва), дедушка все-таки уехал с хорошей характеристикой, но ведь помимо его были другие талантливые студенты, которые не нашли в себе сил сопротивляться клевете и предвзятому отношению.

После выпуска дедушка работал в Харьковском, Новосибирском, Воронежском, а позже и в Магаданском оперных театрах. Именно с Магаданом и связаны основные творческие победы лирического тенора, оперного певца Розанова Виктора Петровича.

Работу в Магаданском театре дедушка начал 16 августа 1963 года.  В этот год театр собирался на гастроли во Владивосток.  И опять повторилась история с «цензурой». Она повторялась каждый раз, когда театру нужно было ехать в города СССР со своими спектаклями. Для любых гастролей темы подбирались очень кропотливо, каждую строчку цензоры проверяли: нет ли в нем скрытого смысла, завуалированного антисоветского призыва и т.д.  Наиболее приветствовались спектакли, которые пропагандировали коммунистическую власть, верность своей стране, любовь к Родине, отважность и самоотверженность советского народа в годы войны из которой  люди вышли победителями. Дедушка писал об этом, но негативных эмоций у него подобное не вызывало: «Стране необходимо укреплять свое сознание, хоть и прошло уже более 10-ти лет со дня победы, люди до сих пор не смогли оправиться от потрясений и не нужно добавлять им новых переживаний. Хотя заставить народ думать – основная задача театра». Прав он или нет – каждый имеет право на свое мнение, но из событий, происходивших с запланированными гастролями, можно сделать вывод, что культура СССР – одно из средств политического влияния на сознание граждан. С помощью искусства, театра в частности, власти стремились «упорядочить» мысли народа, направить их в «нужное русло». Например, наиболее активно пропагандировался народно-бытовой жанр, потому что страну нужно было поднимать и восстанавливать. Позже,  на смену военных картин и этюдов пришли умиротворенные оперы, которые показывали гармонию человека с природой, благодатность земли и счастливую жизнь. Одним из таких «политических» спектаклей была оперетта Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке», которая показывала смекалистость и разумность красной армии и в юмористических нотках осмеивала любого неприятеля страны советов. Весь спектакль игрался в народном ключе, что привлекало внимание населения и вызвало популярность спектакля.

С гастролями труппу направляли и в удаленные уголки, например в Чукотку: «Чукотка велика, сообщение только самолетами, а потому с минимальным багажом мы отбыли в гастрольное турне, начав его с Певека, тогда еще поселка на берегу Ледовитого океана. В каких только точках нам не приходилось выступать! Обычно это были поселковые клубы с ужасно расстроенными фортепиано. Но и здесь мы нашли выход, настраивая их самостоятельно. Концерты были ежедневными, а иногда по два-три раза в день». Помимо этого еще и тщательный надзор руководства, чтобы актер не сказал лишнего слова. Наиболее популярными и востребованными были оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», где дедушка пел партию Мистера Икс (спектакль проходил 100 раз), «Баядера» – Виктор Петрович Розанов исполнял партию принца  Раджами – (прошла 128 раз) и  «Сильва» – дедушка пел партии князя Эдвин (прошла129 раз) (из записей Розанова В.П.)

Каждый новый спектакль находился под контролем, особенно это касалось гастролей. Таки образом, можно сделать вывод, что для правительства искусство и культура были удобными и важными инструментами для управления населением страны, потому эти области оказывают самое непосредственное влияние на подсознание человека.

Глава 3.2. Культура – инструмент стабилизации отношений с Западом

Помимо влияния на советских граждан искусство и культура использовались для стабилизации отношений с Западом и повышения престижа СССР на международной арене. Об этом говорит вся строгость спектаклей, которые имели право на выезд, тщательность, с которой подбирались актеры и репертуар. Спектакли, представленные на суд иностранным гражданам, должны были пропагандировать хорошую жизнь в стране советов и всеобщее счастье населения. Ответственность, которая ложилась на плечи исполнителей была очень велика – одно неверное слово и актер мог попасть в тюрьму. Это связано с тем, что Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода – снижение противостояния между Востоком и Западом. Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными. С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др. Помимо государственных соглашений, заключались негласные договора с население зарубежных стран. В этом и состояла основная задача искусства: поразить и заинтересовать иностранного зрителя и тем самым поднять престиж СССР.

Таким образом, можно сделать вывод, что зная о проблемах одного человека, который связан с культурой (цензура, запрещенные произведения, сложность выезда и т.д.) есть возможность проследить политику государства, причем как внутреннюю, так и международную.

Из дедушкиной книги следует, что подконтрольной партии оставалась гуманитарная наука. История советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. Попытки более объективной трактовки исторического процесса с помощью театра и других видов искусств вызывали ожесточенную реакцию со стороны партийных. Зная это, мы можем прийти к выводу, что государству было необходимо стабилизировать отношения между СССР и иностранными государствами на уровне простых граждан, далеких от власти и политики.

Глава 4. Упадок элитарной культуры в 1990-х годах XX века

В своей книге дедушка подробно описывал каждый спектакль, людей, с которыми стоял на сцене, закулисные события. Падения и взлеты сопровождали его на протяжении всей жизни. Один из самых главных полетов осветила газета «Советская культура» от 19-го января 1979-го года. Редакторы опубликовали Указ Президиума Верховного Совета РСФСР  «О присвоении почетного звания Народного артиста РСФСР за заслуги в области музыкального искусства солисту Магаданского музыкально-драматического театра им. Горького Розанову Виктору Петровичу» (приложение 9). Этот день дедушка вспоминал всегда с юмором, дело в том, что он понятия не имел о присвоенном ему звании: «19-ого числа, рано утром я, как обычно, собрался идти на репетицию, но телефон разрывался от звонков, а времени на ответ не было. Так я и оставил без внимания звонившего. Когда, наконец, я пришел на репетицию, в фойе театра уже висел плакат с сообщением о присуждении мне звания и второй плакат – поздравление дирекции и профсоюзов, а актеры и работники театра встречали меня аплодисментами. Это было впервые  на всем Крайнем Севере, звания Народного еще не удостаивался никто. Конечно, все это было очень приятно и волнительно, а главное, неожиданно. Потому что до этого момента я и понятия ни о чем не имел». Дальнейшие годы дедушка посвятил любимой работе, жене, уже взрослому сыну, новорожденному внуку Сереже. До 1990 года продолжались спектакли, гастроли, выезды, концерты, он исполнил огромное количество арий из опер и оперетт, был любим публикой и любил публику, любил Магадан, который успел стать родным, любил людей, свою семью.

Правительство по прежнему уделяло внимание театру, у актеров были неплохие зарплаты (по воспоминаниям В.П. Розанова) и, несмотря на всю строгость по отношению к репертуару, вокалисты исполняли прекрасные оперы и оперетты.

Но в 1988 году началось падение производства в сельском хозяйстве и промышленности20. Кремлевское руководство подверглось критике как со стороны ортодоксально-марксистского крыла КПСС, так и либералов-реформаторов. О недовольстве горбачевской политикой высказывались лидеры союзных республик. К 1990 году стало ясно, что идея перестройки себя исчерпала21. Разрешенная и поощряемая частная инициатива превратилась в кампанию по отмыванию денег, появилось огромное количество некачественных товаров и т.д. Гласность обернулась развенчанием КПСС, падением ее авторитета и, как следствие, появлением партий антикоммунистического толка и развитием националистических движений. Центральная власть стала терять возможность управления страной. Назревал политический кризис.

Все это повлекло за собой культурный кризис. Государство перестало уделять какое-либо внимание искусству, и деятели культуры пострадали от понижения заработной платы, а с отменой цензуры, молодые сценаристы стали создавать спектакли антисоветского характера, что только способствовало политическому кризису.

СССР распался, республики получили самостоятельность, и страна вошла в новый этап.22 Политическое влияние ослабло, большое внимание уделялось не духовной сфере жизни общества, а материальной. В итоге, вседозволенность, упадок культуры населения, а особенно поколения, которое росло и развивалось в 90-е годы XX века – последствия того, что власть перестала использовать искусство, как способ создания нравственно и духовно богатого населения.  Уже в 2000 году, после того, как дедушка эмигрировал в Германию, он написал: «Всех советских людей объединяло, как минимум, одно – День Победы! Выстояли люди, выстояла страна! Это было, действительно, всеобщее ликование. Только в 1979 году оно еще было всеобщим. А что мы видим теперь, после развала государства, которое по крупицам собирали князья и государи московские? Теперь республики разобщены, и если случится подобное нашествие, то конец заранее предрешен. Горько и страшно даже думать об этом».

Проследив путь народного артиста, любимого в молодости публикой, путь его театра, можно прийти к выводу, что элитарная  культура в 90-е годы пришла в упадок. Дедушка, ощутив все это на себе, очень волновался, что его маленький внук Сережа попадет в «дурную компанию» или увлечется современными на тот момент течениями: «Я, прежде всего, хотел, чтобы мальчик привыкал к хорошей музыке, а не к модным эстрадным шлягерам с разнузданными, лохматыми электромузыкантами, а во-вторых, он был занят и на уличные «развлечения» времени не оставалось. Ведь, кроме школы и хора, он занимался дома английским языком и бегал в баскетбольную секцию». Уже из этих переживаний видно, что массовая культура преобладала над классическим искусством, что привело к упадку общей культуры молодежи 90-х годов.

Дедушка описывал эти годы в основном в бытовом ключе: о жене, о детях, о внуках, о друзьях и т.д. Про свою профессиональную деятельность обмолвился: «Если быть откровенным, то касаясь последних лет, мне не о чем больше писать, кроме описания довольно регулярно проходивших частных концертов в действительно прекрасном зале Успенского собора, превращенного в 1986 году в Органный зал». Получается, что концерты были, но были «частными» для небольшого круга друзей, знакомых и поклонников оперного искусства, а их с годами становилось все меньше и меньше. Но дедушку публика не забывала, из Магадана приходили поздравления с праздниками, шуточные стихи и подарки от добрых друзей. Одним из таких подарков было стихотворение, которое ему посвятили магаданские друзья, в нем были строчки:

И с пожеланьем долгих лет
Актеры шлют Вам свой привет!
За Ваши пламенные чувства,
За Ваше тонкое искусство,
За бесконечный стук сердец –
Спасибо, добрый наш певец!
(1996 год)

Таким образом, проследив путь актера в 1990-е годы можно сделать вывод, что государство более не было заинтересовано в поддержании идеологии и нравственного порядка в стране, отмена цензуры повлекла за собой всплеск популярности массовой культуры, которая способствовала упадку духовного уровня человека. Получается, что в эти годы воспитание юного поколения стало делом только родителей и взрослых, которые стремились приобщать ребенка к элитарным искусствам. Но, известно, что массовое влияние сильнее, а концертные залы становились все менее заполненными восхищенными зрителями. Не выдержав такой обстановки в стране, дедушка с бабушкой уехали жить в Германию, сыграв в Харькове свой последний прощальный концерт: «Я думаю, меня поймет любой артист, если бы, как и я, заканчивал этим выступлением свою творческую жизнь. Поймет мое волнение и те чувства, с которыми я вышел на сцену перед переполненным залом. Я волновался, но это не было волнением, как перед любым выступлением. Нет! Я прощался со своим зрителем, со своим городом, со своим любимым искусством. В заключительной части концерта я спел несколько романсов, среди которых были и «Две розы», удивительные своей глубиной, образностью и изысканностью». Ночью, после этого прощального концерта, дедушка написал строчки:

Жизнь певца – метеор, что сгорает вдали,
Не успев долететь от небес до земли.
Так же ярка на миг, так же быстро горит...
Звук исчез, отзвучал, и певец тот забыт…
»

Однако певца не забыли, и дедушка, уже на пенсии, продолжал выступать с концертами в городах Германии и Франции, в Израиле и, однажды, даже в городе-государстве Люксембург. Много в его книге описаний прекрасных городов, красивых храмов, концертных залов. А на его Родине постепенно начинается новая жизнь, уже отдельной страны Российской Федерации. Граждане встречают новый, XXI век. Продолжается борьба за власть, за деньги. Культура и искусство по-прежнему не удостоены внимания. И, несмотря на то, что сейчас политика государства направлена на поддержание деятелей культуры и образования, должно пройти еще много лет, прежде чем элитарная культура займет первенство по сравнению с массовой культурой.

Заключение

В жизни моего дедушка Розанова Виктора Петровича было много потрясений, таких как голод, оккупация, фронт, 8-милетняя служба в армии, упадок культуры 90-х годов. Все эти крупномасштабные события для страны отразились и на его семье. Он все очень подробно изложил в своей книге, не приводя каких-либо официальных данных, но рассказывая о том, очевидцем чего стал. Поэтому можно сделать вывод, что книга «И жизнь, и слезы, и любовь…» имеет духовное и историческое значение, как и любые мемуары, описывающие события прошлых лет.

Дедушка написал, что во время страшного голода, его родителям заводы помогали продовольствием. Нас это навело на мысль, что стране был нужен металл, а металл является основным ресурсом при развитии тяжелой промышленности. В свою очередь активное развитие тяжелой промышленности подразумевает всеобщую индустриализацию. Этот вывод подтвердился документом, который утверждал план по окончанию индустриализации в пятилетку 1933-1938 годов. Таким образом, зная путь одного человека, можно сделать вывод о глобальной политике.

Помимо этого, в годы войны семья Розановых не успела эвакуироваться и попала в немецкую оккупацию. Это связано с засекреченностью информации, которая до простых граждан, далеких от политики, дошла с большим опозданием. Исследуя этот факт, мы пришли к выводу, что власти СССР в годы войны вели засекреченную политику, что привело к увеличению числа жертв. Наши предположения подтверждают данные архивов города Харькова, где сказано, что сообщение о вторжении пришло с 12-тичасовым опозданием.

Решение главнокомандующего сдать Харьков практически без боя обрекло тысячи людей на верную гибель, но было стратегически верным ввиду того, что силы советской армии на тот момент не смогли бы отстоять город. Дедушка, как пострадавший в оккупации всё это подробно описал и пришел к такому же выводу.
После оккупации в 16 лет Розанов В.П. решил отправиться на фронт, такое же решение приняли и многие другие мальчишки. Проанализировав этот факт мы пришли к выводу, что агитационная политика того времени была на очень высоком уровне. А это в свою очередь сказалось на гражданском самосознании людей, что придавало им сил бороться дальше.

После победы некоторые граждане были осуждены по ложным обвинениям. Конкретно семью Розановых это не затронуло, но коснулось дорогих им людей.  В основном аресты были по доносам. Проанализировав это, мы пришли к структуре правления и сделали вывод о том, что государство держало граждан в постоянном страхе, для того чтобы легко управлять страной.

Положительной чертой коммунистического строя являлось то, что большое внимание уделялось культуре и образованию. Этот вывод мы сделали исходя из того, что, несмотря на службу в армии моего дедушку отпустили учиться в вечернюю музыкальную школу, а после окончания службы дали рекомендации на поступление в консерваторию.

Так же государство использовало искусство, как инструмент поддержания идеологии. Такой вывод связан с усиленным контролем за «выездными» спектаклями и актерами, что тоже описал дедушка.
После распада СССР элитарное искусство, к которому относится и театр, терпит кризис. Этот вывод следует из небольшой зарплаты актеров, малом количестве гастролей и каких-либо  «выездных» спектаклей. Из упадка интереса населения к искусству можно сделать вывод о том, что людей в этот период куда больше интересовала наука и материальные блага, чем обогащение духовного мира. Преобладание массовой культуры, отсутствие  интереса молодежи к театральному и музыкально искусству способствовало упадку духовно-нравственных идеалов, что привело к беспорядкам 90-х годов. Из вышесказанного следует, что правительство перестало уделять особое внимание культуре и использовать ее в качестве инструмента для поддержания  идеологии.

По итогам нашей работы следует, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Решая поставленные задачи, мы выявили силу влияния социально-политической ситуации в стране на историю одной семьи и доказали что проследив путь одной отдельно взятой семьи, далекой от политики, можно проследить путь государства в целом: от социально-экономических решений до крупных внешнеполитических событий.

Ссылки

1 – www.zebrae.org
2 – www.ast.ru
3 – www.government.ru/gov/results/12530/4 – ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 834. Л. 975, 975 об., 976.
5 – РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.868. Л. 5. П. 13/7
6 – Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XXв. М.: Центр гуманитарного образования, 2005. С 216.
7 – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 913. Л. 7. П. 26/6.
8 – Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XXв. М.: Центр гуманитарного образования, 2005. С 215.
9 – www.marsovet.org.ua
10 – РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 918. Л. 24. П. 112/95.
11 – Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XXв. М.: Центр гуманитарного образования, 2005. С 217.
12 – Промышленность СССР. Статистический сборник. М.: 1936.С 17.
13 – www.hitforum.net.ua
14 –  Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XXв. М.: Центр гуманитарного образования, 2005. С 261.
15 – www.soldat.ru/force/sssr/rkka.html
16 – www.memorial.kharkov.ua/history
17 – ГАХО.- Ф.Р. 2982.- Оп. 1.- Д. 201.- Л. 62, HTTPS://boti.ru/node/66294
18 –  плакат, Моор (Орлов) Д. С., 1941
19 –  HTTPS://warrax.net/89/10/repress.html
20 –  Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XX в. М.: Центр гуманитарного образования, 2005. С 404.
21 – HTTPS://bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/17.htm
22 – www.actualhistory.ru

Библиография

Литература:
1.     Розанов В.П. И жизнь, и слезы, и любовь…Германия. Оснабрюкк: 2002.
2.     Львин М.Л. Мемуары. Харьков:1970.
3.     В.К. Вохмянинов Харьков 1941. У края грозы…Харьков: Райдер. 2008
4.     Н. Кулешов История разбитых судеб. М.: 2000
5.     Л.Н. Жарова, И.А. Мишина История Отечества XXв. М.: Центр гуманитарного       образования, 2005. С 215, 216, 217, 261, 404
6.     Промышленность СССР. Статистический сборник. М.: 1936.С 17.
7.     Звуковые файлы с записью выступления на радио «Новая волна» историка-педагога В.К.Вохмянинова – (май-июнь) 2010.

Интернет-ресурсы:
1.     www.zebrae.org
2.     www.ast.ru
3.     www.government.ru/gov/results/12530/
4.     www.marsovet.org.ua
5.     www.hitforum.net.ua
6.     www.soldat.ru/force/sssr/rkka.html
www.memorial.kharkov.ua/history
 HTTPS://boti.ru/node/66294
HTTPS://warrax.net/89/10/repress.html

HTTPS://bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/17.htm

www.actualhistory.ru

www.magadan.ru
– портал администрации Магаданской области
www.otvoyna.ru
– сайт, посвященный Великой Отечественной войне
www.magpravda.ru
- сайт газеты «Магаданская правда»
www.mmdt.ru
– официальный сайт Магаданского государственного музыкального и драматического театра
Данные архивов:
1.     ГАХО.- Ф.Р. 2982.- Оп. 1.- Д. 201.- Л. 62,
2.     плакат, Моор (Орлов) Д. С., 1941
3.     ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 834. Л. 975, 975 об., 976.
4.     РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.868. Л. 5. П. 13/7
5.     РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 913. Л. 7. П. 26/6.

Приложение 1

Вопрос: Знаете ли вы историю своей семьи?

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6а

Активные темпы работы завода им. Ильича и увеличение производства видно из таблицы выполнения промышленного плана:

Год Процент по выполнению годового плана Количество сотрудников
    рабочих служащих
1929 95,6 %, 8 150 714
1930 97,5% 8 160 714
1932 98,2% 8 160 712
1934 98,4% 8 147 710

Анализируя приведенные данные можно сделать вывод, что к 1932 году производство возрастало, строительство и модернизации продолжались, следовательно, рабочая сила была необходима.

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»