Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочергинская средняя общеобразовательная школа № 19
Исследовательская краеведческая работа в номинации «Человек и малая родина»
Участник конкурса: Картавая Татьяна
МБОУ Кочергинская СОШ № 19
Педагог - руководитель
Новосельцева Валентина Николаевна
Кочергино
2011
Картавая Татьяна Николаевна.
С. Кочергино, Курагинский район, МБОУ Кочергинская СОШ № 19, 11 класс
История Свято - Вознесенской церкви села Кочергино как исторического и
архитектурного памятника.
Новосельцева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ
Кочергинская СОШ №19
Цель исследовательской работы: исследование истории появления церкви в селе Кочергино и её судьбы как исторического и архитектурного памятника.
Методы исследования: анализ литературных источников, изучение архивных материалов, интервьюирование жителей села.
Основные результаты исследования: выяснены причина и дата появления Вознесенского храма, его строительства, закрытия и восстановления, а также cобраны сведения о распространении христианства на Руси.
Введение
1. Распространение христианства на Руси
2. История появления Вознесенской церкви в селе Кочергино
3. Судьба, постигшая храм
4. И вновь засияли золотые купола
Заключение
Список литературы
Приложения
У нас огромная страна. Она богата не только полезными ископаемыми, лесами, озёрами, реками, но и историческими и архитектурными памятниками, которые являются культурным и духовным наследием народа.
В каждом районе, городе есть свои духовно-исторические ценности: храмы, музеи, памятники. В реестре памятников истории и культуры нашего Курагинского района 243 объекта археологической и исторической значимости. 180 археологически ценных объектов, 35 памятников, 7 мемориальных досок и два храма – Кочергинский и Шалаболинский, символизирующие нашу историю и культуру. Под государственной охраной в районе находится 21 исторический памятник. Самое интересное, что одно поколение их возводило, а другое - разрушало и оскверняло. Так получилось и с нашим храмом. Те, кто оскверняли святыню нашего села, были уверены, что поступают правильно. А ведь Свято - Вознесенский храм, его судьба – это живые страницы истории моей малой родины.
Гипотеза: знать историю памятников культуры своей малой родины необходимо.
Объект исследования: Кочергинский Свято - Вознесенский храм.
Предмет исследования: события и люди, связанные со строительством храма, его закрытием и реставрацией.
Целью моей работы является исследование появления церкви в селе Кочергино и её судьбы как исторического и архитектурного памятника.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить материалы о появлении христианства на Руси.
2. Выяснить даты и ход строительства Свято -
Вознесенского храма в селе Кочергино.
3. Установить причину и дату закрытия храма.
4. Исследовать этапы восстановления храма.
Проблема исследования определяется недостаточной изученностью материала, в частности судьбы односельчан, принявших участие в строительстве, разрушении и восстановлении нашего храма.
Актуальность данной работы обусловлена вниманием к историческим и культурным памятникам не только в нашем крае, но и стране в целом.
Для исследования использовала следующие методы: анализ литературных источников, изучение архивных материалов, интервьюирование жителей села.
Работая над темой исследования, прочитала много газетных статей о нашем сельском храме. В одном из номеров газеты «Тубинские вести» сообщалось, что в нашем районе 243 объекта археологических и исторических памятников истории и культуры, в том числе упоминается наш Свято — Вознесенский храм, как исторический памятник культуры начала XX века. В газете «Заветы Ильича» за 1989 год была опубликована статья главного архитектора Л. Николаевой «Возрождение памятника старины», в которой сообщалось о дате закрытия храма в селе Кочергино — 1938 год, а так же о том, что для его реставрации выделены деньги в сумме 463 тысяч, о составлении проектно-сметной документации на его реставрацию. В статье «Когда стены плачут» (2004 год) Игоря Рака, корреспондента газеты «Красноярский рабочий», рассказывается о начале восстановлении Вознесенского храма, о появлении в селе женского монастыря. Из газеты «Православный Минусинск», статьи «Октябрьский ураган», которая составлена на основе доклада Ю. Киршина, доктора философских наук, узнала о том, что большевики стали бороться с религией даже не как с верой в Бога, с духовным явлением, а как с контрреволюцией. Поэтому многие религиозные деятели были репрессированы, церкви закрывались, грабились и даже разрушались. Из статьи «Светильник веры» В. В. Троценко почерпнула сведения о последнем настоятеле нашего храма, репрессированном Боркове В. Н., отбывавшем ссылку в Магадане. Чтобы понять, когда, как и почему строились в нашей стране храмы, прочитала книги о возникновении христианства на Руси. В книге И. А. Крывелева «История религии» сообщается, что основателем русской церкви был Ярослав Мудрый. В книге «Начало Руси 750-1200» С Франклина и Д. Шепарда говорится о том, что к концу XII века земли Руси преимущественно были христианскими, и уже в XI веке в пяти городах было построено 25 каменных церквей. Интересные сведения почерпнула из книги С. Т. Пушкарёва «Обзор русской истории». В ней повествуется о причинах принятия на Руси христианства Византии, о влиянии византийской культуры, идей и учреждений, о появлении письменности, основанной на славянском алфавите, составленном Кириллом и Мефодием. Именно церковь положила начало русскому искусству, - храмовой архитектуре и живописи. В книге З.И. Пастуховой «Шедевры русского зодчества» автор говорит, что русская архитектура – это рассказ о России, запечатлённый в дереве и камне. В книге 7 разделов, каждый посвящён определённому периоду жизни страны. В «Большой Российской Энциклопедии», в главе «Крещение Руси» и Школьной Энциклопедии «История России» также почерпнула сведения о принятии христианства, что крещение Руси связано с личным крещением князя Владимира, с его личными религиозными исканиями. А вот в газете «Курагинский курьер» № 40 от 28 09 2011 года сообщаются любопытные сведения о том же крещении Руси в статье «Что прикрыли татаро-монгольским игом». Оказывается, люди не хотели принимать христианство, оно было насильственным. В результате чего было уничтожено 9 миллионов человек, 270 городов разрушено. А чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, придумано татаро-монгольское иго. В «Книге памяти жертв политических репрессий», нашла сведения о последнем священнике нашего храма Боркове В. Н. и служителе Лобашове И.
Очень богатый и интересный материал содержит «Историческая справка о Вознесенской церкви» председателя комитета по охране и использованию памятников истории и культуры К. Ю. Шумова, в которой он даёт описание основных этапов истории памятника: сначала открытие Вознесенского прихода, затем - Вознесенской однопрестольной церкви на каменном цоколе, наконец - строительство каменного храма с 1900 по 1908 годы. Предположительно архитектором храма являлся Фольбаум.
В Курагинском архиве из описи имущества нашего храма узнала, что он был очень богатым: огромная библиотека на старославянском языке, много старинных икон и другой храмовой утвари, в том числе серебряной, изъятой в 1922 году. Из материалов Минусинского госархива нашла сведения о тех, кто служил в церкви с 1897 года и некоторые факты их биографии, кто принимал участие в сборе средств на возведение храма.
Когда начала изучать историю появления храма в нашем селе, возникла потребность изучить историю появления христианства на Руси, ознакомиться с информацией о храмовом искусстве. Первая книга, прочитанная мной – «Обзор русской истории». Автор Пушкарёв С.Г. пишет: «Русь приняла христианство Византии, которое открыло двери влиянию византийской культуры, идей и учреждений. Церковь явилась на Русь в «славянском облачении», со славянским богослужебным языком, понятным народу. Она принесла на Русь письменность, основанную на славянском алфавите, составленном Кириллом и Мефодием. Церковь положила начало русскому искусству, храмовая архитектура и живопись были его первыми созданиями, в которых под руководством мастеров начало развиваться художественное творчество» [5]. В Большой Российской энциклопедии, в главе «Крещение Руси» повествуется о том, что «по данным историческим источникам Крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри – внешнеполитическими причинами. В отношении обстоятельств и времён крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства» [1]. В Школьной энциклопедии «История России» сообщается, что «по летописным преданиям в 986 году к Князю Владимиру пришли разные посольства и стали склонять его принять их веру: волжские булгары – ислам, послы папы римского – западное христианство, евреи – иудаизм. Князь отказал. Явился к нему греческий философ и рассказал о христианской вере, исповедуемой в Византии. Князь отправил своих бояр в разные страны, узнать, чья вера лучше. Бояр поразила красота греческого богослужения. В 988 году князь отправляется в поход на византийский город Херсонес (Корсунь). Захватив его, просит византийских императоров отдать ему в жёны их сестру Анну. В ответ те потребовали, чтобы он принял крещение» [6], что тот и сделал. Таким образом, год 988 считается точкой отсчёта принятия христианства на Руси, тысячелетие которого праздновалось в 1988 году. Влияние византийской культуры наблюдается и при строительстве нашего Свято – Вознесенского храма.
В газете «Курагинский курьер» за № 40 от 28.09. 2011 года в статье «Что прикрыли татаро – монгольским игом?» говорится о крещении Руси, которое происходило далеко не мирным путём. «До крещения Руси люди были образованными, практически все умели читать, писать, считать. Крестьяне писали «берестяные грамоты» друг другу из одной деревни в другую. У наших предков было ведическое мировоззрение, которое не было религией. Оно давало людям понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что хорошо, а что плохо. Люди видели, что происходило после «крещения» в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в хаос и невежество, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все.
Все понимали, что несёт в себе «греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним, и не хотели принимать эту религию. В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено практически всё взрослое население Киевской Руси. Навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые в силу молодости не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов в духовном и физическом смысле. Кто не принимал веру, убивали. Это подтверждает тот факт, что до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушено, 9 миллионов людей было убито. Несмотря на это, на землях Киевской Руси установилось двоеверие, пока патриарх Никон не придумал, как можно всех обмануть.
Ведическая Славяно-Арийская империя не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, уничтоживших три четверти населения Киевского княжества. Но так как она была занята конфликтами на своих дальневосточных границах, ответные действия ведической империи осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде под названием татаро-монгольского нашествия орд хана Батыя на Киевскую Русь. Как было всегда, победитель пишет историю. И чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, пресечь всевозможные вопросы, придумано «татаро – монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии и переписали историю, где жестокость свалили на «диких кочевников». Появилась новая религия, стали строить храмы». [11] По мнению Пастуховой З.И. в 12 веке на русских землях сложилось особое архитектурное течение, создавшее православные храмы со стройными пропорциями, динамической, устремлённой вверх композицией и более богатым, чем в византийских образцах, убранством фасадов. «В начале 13 века русские архитектурные школ Новгорода, Смоленска, Владимира уже создавали местные варианты каменных сооружений, по уровню технических и художественных решений не уступавшие ни византийским, ни романским». [4]
В наши дни, благодаря сохранившимся архитектурным сооружениям, многое можем понять и узнать об истории своей страны, потому что памятники зодчества называют «каменными страницами истории». До сих пор стоят церкви на Руси. Многие из них считаются памятниками прошлого нашей страны, являясь связующими нитями нас с родной землёй и предшествующими поколениями.
Село Кочергино относится к числу старинных населённых пунктов нашего Курагинского района. Первые архивные данные появились в 1736 году. Его основателями были выходцы из северных губерний европейской части тогдашней России. Работая над темой исследования, прочитала в газетах немало публикаций о нашем сельском храме. В разных источниках называются различные даты появления церкви в нашем селе. Например, в газете «Тубинские вести» за 19 августа 2004 года в статье «Из тетради архивариуса» названа дата 1840 год, а в той же газете за 18 апреля 2003 года в статье «Вознесенская церковь», посвящённая Международному дню памятников и исторических мест, названа другая дата – 1857 год. Мне стало интересно, какая же дата верна. Поработав с архивными материалами, установила, что дата - 1857 год - верна, так как соответствует записям архива об этой церкви.
Из исторической справки о Вознесенской церкви села Кочергино, составленной председателем комитета по охране и использованию памятников истории и культуры К. Ю. Шумова узнала, что Вознесенский приход открыт в 1857 году. В его состав входили жители деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр. В этом же году была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная Вознесенская церковь, строительство которой завершилось 1862 году. Освятили церковь 8 января 1863 года. В 1879 году тесовую крышу церкви заменили железом. Церковь обнесли оградой. Она просуществовала до 1908 года. Сооружение каменной церкви шло по издавна заведённому порядку. В 1896 году прихожане во главе с церковным старостой А. Кулаковым обратились в Енисейское Духовное правление с просьбой разрешить им строительство каменного храма взамен обветшавшего деревянного. Получив разрешение, прихожане начали заготовку строительных материалов. В том же году 26 сентября по предписанию енисейского губернского землемера, «последовавшего с указа» енисейской казённой палаты, чертёжником енисейской губернской чертёжной коллежским асессором Соколовым был составлен «Геометрический специальный чертёж» с отводом земельного участка под предполагаемую к постройке каменную церковь. Место для строительства каменного храма в «чертеже» указано несколько южнее деревянного здания. С южной стороны проектируемой каменной церкви отводилась территория под «усадебное место притча». Это место как наиболее удобное для строительства нового храма подтверждено специальным актом, который составили Священник Вознесенской церкви Петр Суховской и заседатель второго участка Минусинского округа Дуреев. В октябре 1897 года состоялся приходской сход, на котором «поверенные» и жители всех выше перечисленных деревень рассмотрели представленный подрядчиком Г. Пахомыцким проект церкви. Проект одобрили с некоторыми замечаниями. Прихожане пожелали, чтобы вместо окон в стенах с северной и южной сторон были сделаны двери. С 1898 – 1900 прихожане заготавливали строительный материал и собирали средства. Церковь Вознесения заложили в 1900 году. Каменные работы осуществлял каменщик Назар Гора, житель Кочергино. Кровельные работы и настилку пола выполнял его земляк плотник Михаил Дербин. Кирпичи для здания делали в специально построенных для этой цели сараях, один из которых находился на том месте, где была мельница, а другой – около деревни Мурино. В 1901 году строительство было приостановлено, хотя здание возвели лишь до карнизов. В апреле месяце 1902 года попечителем для наблюдения за строительством назначен крестьянин деревни Белый Яр Евсей Сальников. Работая с архивными документами фонда 11, описью 1, делом № 69, 24, 27 в Минусинском Государственном архиве, выяснила, что «1902 апреля 3 дня, крестьяне Минусинского уезда, Курагинской волости, Белоярской сельской общины, в коей значится 123 домохозяина, имеющих право голоса на сходе общины были собраны сельским старостой Мироновым. На сход явились 82 человека, что составляет две третьих имеющие право голоса на сходе. Требуется избрать попечителя, который бы мог следить за постройкой в селе Кочергинском новой каменной церкви. Единогласно избрали из своей среды Евсея Кузьмича Сальникова. Сальников поведения укоризненного, под судом и следствием не был и ныне не состоит. Возложенную обязанность нести до окончания постройки церкви». Далее идут подписи старосты Миронова, Азанова Тараса, Астроханцева.
Такой же приговор Муринского сельского общества (120 домохозяев) Избирают они в трапезники Андрея Фёдорова. «1902 года 26 дня ноября, мы, нижеподписавшиеся крестьяне Минусинского уезда Тесинской волости села Кочергинского, в коем значится 196 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, собрались на сход по требованию сельского старосты А. Кулакова, где имели суждение о выборе сборщика пожертвований на постройку каменного Кочергинского Вознесенского храма. Посоветовались между собой и решили избрать в сборщики Егора Кузьмича Ровенского за пределами прихода. Весь сбор он должен передать председателю попечительства священнику Александру Арсентьевичу Муранову». Далее идут подписи: Г. Кулаков, т. Прокудин, Г Межов, П. Горбунов и другие. В декабре того же года по своему приходу жители села выбрали в сборщики крестьянина Романа Перфильева Шабалина.
В ноябре 1902 года на мирском сходе села Кочергинское в сборщики пожертвований за пределами прихода избран Егор Ровенский, а сборщиком по своему приходу избирают в декабре этого же года крестьянина Романа Шабалина. В 1903 году возобновились строительные работы. Здание возвели лишь до куполов. Не удалось завершить строительство и в 1904 году, хотя каменные работы были почти закончены. Достройка церкви продолжалась в 1905 - 1906 годах. Лишь в 1908 году после того, как здание оборудовали внутри, разместили иконостас, освятили церковь, она начала действовать. Весной 1913 года церковь огородили железной оградой. В 1914 году закончено строительство церковно-приходской школы. (Приложение 1).
«Первоначальная архитектурная композиция Вознесенской церкви представляла собой традиционный корабль: храм, трапезная, и колокольня вытянуты вдоль одной планировочной оси. К храму с востока примыкает прямоугольный с полукруглым выступом алтарь. Храмовый четверик несколько сближен с объёмом колокольни, отчего трапезная имеет прямоугольную форму. Четверик храма перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом с поставленным на него световым барабаном, грани которого прерваны восемью узкими арочными проёмами с невысокими надоконными распалубками. Барабан увенчан крупной шлемовидной главой. Ризалиты северного и южного фасадов храма завершены треугольниками с повышением щипцами» [8].
Колокольня трехъярусная, увенчалась стройным деревянной конструкции шатром. Шатёр венчала главка средней величины на гранёной шее. Ярус «звона» колокольни был прорезан арочными проёмами. Боковые фасады здания имеют по восемь осей. Оконные проёмы, в число которых входят небольшие оконца второго света храма и окна алтарной апсиды, ориентированны на юго – и северо – восток. Окна нижнего яруса колокольни и трапезной имеют лучковые перемычки, в храме и алтаре окна с арочным завершением. Все окна нижнего яруса здания с металлическими решётками. Входы в здание расположены традиционно. Северный и южный входы были сделаны по просьбе прихожан взамен предусматривавшихся проектом окон. С восточной стороны небольшая дверь для входа в алтарь для удобства пользования печью, находившейся в алтаре. Все наружные двери обиты железом. На колокольню можно было подняться по двухмаршевой деревянной лестнице, которая вела во второй ярус колокольни, с которого осуществлялся выход через проём в стене на «хоры». «Хоры» в виде балкона на консолях находятся над западным входом в трапезную. Со второго яруса колокольни три лестничных марша с промежуточными площадками поднимались на ярус «звона». В здании всегда были дощатые деревянные полы по лагам из крупных брёвен. Здание отапливалось металлическими на кирпичном основании печами. Одна печь размещалась на алтаре и две другие в западном и северо – западном углах трапезной. Церковь была покрыта металлической кровлей зелёного цвета. Кованые кресты на крупных «яблоках» имели простой рисунок и не были позолочены. Здание изнутри и снаружи белилось по штукатурке. Храм и трапезная сообщаются через широкую арку. На фоне общей простоты декоративного убранства церкви, выразительны детали северного и южного фасадов, в которых угадываются мотивы романско – византийского стиля. Арочные окна размещены в неглубоких впадинах и обрамлены по верху ажурным поясом лучковой формы. Одной из конструктивных особенностей здания весьма характерной для памятников архитектуры юга Красноярского края является кладка цоколя, который на всю высоту выложен из местного плитняка. Характер архитектуры здания заставляет предполагать, что его автором мог быть Фольбаум, занимающий тогда должность губернского архитектора. Значительная схожесть архитектурного облика Вознесенской церкви (монументальность форм, сухость и простота декоративных деталей) с другими современными ей постройками, приписываемыми Фольбауму (Спасская церковь в селе Малая Минуса 1906-1910гг., Богородице – Казанская церковь в селе Субботино начала 20 века) подтверждает наше предположение».
Работая с Клировыми ведомостями, мне удалось узнать некоторые сведения об истории Кочергинской церкви. Так из ведомости о церкви за 1897 год села Кочергинского Енисейской Епархии Минусинского округа за 1897 год выяснила, что:
1. Построена церковь в 1857 – 1862 годы на
пожертвованные деньги прихожан и доброхотного народа.
2. Здание деревянное на каменном фундаменте и деревянной
колокольней покрыто в 1879 году железом.
3. Обнесена деревянной крашеной оградой, освящена в 1863
году.
4. Утварь достаточна.
5. По штату положено священник, диакон, псаломщик с 1889
года.
6. Земли 3 десятины, епископской – 52.
7. Дома у священнослужителей от прихожан, а у священника
- свой.
8. Жалованье священнику 176 рублей 40 копеек в год, у
дьякона и псаломщика – 58 рублей 80 копеек.
9. Церковно – приходская школа одноклассная. Школа
находится при церкви, 24 мальчика и 4 девочки.
Далее в этих записях по годам записаны краткие сведения обо всех священнослужителях и их семьях, их жалование и церковный доход (Приложение 2).
Удалось выяснить практически обо всех священниках Кочергинского храма с 1897 года.
Первая запись была о священнике Петре Ефимовиче Суховском, уроженце Енисейской губернии Минусинского округа села Луговское, сыне псаломщика. По окончании курса Томской духовной семинарии причисленный к первому разряду, воспитанный в звании студента. Согласно приказу определён на должность учителя 1870 года 5 сентября по русскому языку и церковнославянскому языку по 30 июля 1872 года. 1876 года 14 февраля назначен учителем Каратузской сельской школы Минусинского округа и состоял в должности до 1878 года. 1884 10 июля рукоположен священником в Кочергинскую Вознесенскую церковь. Имеет семью: жена Антонина Антоновна 35 лет, сын Александр 15 лет, обучается в Красноярском духовном училище, Раиса 14 лет, Августа 4 года, Елизавета 2 года. Дьякон Иоан Михайлович Карнаушевский 31 год, сын священника Минусинского округа, обучается в Томской духовной семинарии, переведена дьяконское место в Кочергинское со званием учителя местной школы. Жена Ольга Николаевна окончила курсы Красноярской женской гимназии. Дети: Леонид, Ольга, Галина, Лизавета.
1898 год. Священник Иннокентий Николаевич Орфеев 33 года, уроженец Енисейской губернии Минусинского уезда села Аскызского, сын священника. Закончил Томскую духовную семинарию со званием студента. В 1897 году согласно прошению определён на должность псаломщика в Градо – Минусинский Спасский собор и работал до 7 января 1898. Затем рукоположен в священники в Вознесенскую церковь села Кочергинское. Жена Агния Фёдоровна, 18 лет, окончила курсы Минусинской прогимназии, дочь Нина.
Псаломщик Дятлев Михаил Александрович, 49 лет, уроженец села Курагинского, дьяческий сын, закончил Красноярское духовное училище. Дети: Анна – курсы местной церковно-приходской школы, Петр (15 лет) – учился в городском Минусинском училище, Алексий (12 лет) – в Красноярском духовном училище, Антонина -7 лет.
1890 год. Дьякон Александр Васильевич Подгойский 26 лет, уроженец села Каратузское Минусинского уезда, сын крестьянина ссыльно-политического. Обучался в Минусинском Городском трёхклассном училище в 1889 году. Дьякон Подгойский работал учителем во втором классе, где 22 девочки и мальчика, а Александр Орфеев - в одноклассной – 46 мальчиков и 12 девочек. Александр Васильевич имеет от Епархиального училища Благодарность за успешные занятия во втором классе двуклассной школы, за успешные занятия Закона Божия в первом классе. Он состоял учителем в Кочергинской двуклассной школе с 1900 по 1904 год. Имеет медаль за всеобщую народную перепись 1897 года, аттестат на звание учителя. Жена Екатерина Александровна, грамотная. Дети: Алефтина -7 лет, Феофания - 6 лет, Василий - 2 года, Марья – 1,5 года.
1901 год. Священник Александр Арсеньевич Муранов (32 года), сын дьякона Златоустовской церкви, окончил курсы Костромской духовной семинарии. Был сначала священником Троицкой церкви Галичского уезда, потом миссионером Николаевской церкви Туруханского края. Дети: Антонина -8 лет, Зинаида -7 лет, Варвара -6 лет, Георгий -1 год. Муранов награждён надбедренником за усердную и полезную службу церкви Божией. Имеет медали: серебряную в память Императора Александра 3 и тёмно-бронзовую за труды в переписи населения 1887 года и Грамоту. Муранов состоит заведующим 3-х церковных школ в приходе и законоучителем Кочергинской двуклассной школе и законоучителем в церковных школах с 1892 24 августа. С 1902 года 15 января утверждён Преосвященным Председателем приходского церковного строительного попечительства в селе Кочергинское. В январе 1903 года его назначают священником Вознесенской церкви (Приложение 3). В 1906 году Муранова за оговор священника Рождественского и голословный оговор протоирея Д. Вологодского указом 18 октября за № 8867 Указа Его Преосвященства запрещает священнослужение впредь до выяснения. Председателем попечительского совета для построения нового храма в 1900 году 16 августа выбрали Михаила Щербакова.
Священник Василий Иоакиманский родился в 1869 году. Окончил курсы в Иркутской духовной семинарии. В 1906 году переведён в Кочергинскую Вознесенскую церковь. Имеет Грамоту и Указ. Иоакиманский состоит председателем церковно-приходского попечительства. С 8 октября 1908 года преподаёт Закон Божий. В 1811 году Иоакиманский получил жалованье 300 рублей за преподавание Закона Божьего в Кочергинской школе и 200 - в Муринской.
Псаломщик Александр Петрович Ярцев родился 14 ноября 1887 года, сын дьякона. Окончил четыре класса Красноярской духовной семинарии. 1908 года 5 июля определён на службу в Кочергинский храм.
С 26 сентября 1908 года дьякон Алексий Иоанович Веселовский состоял учителем славянского языка и пения в Кочергинкой церковно-приходской школе. Имеет грамоту и Указ императора. Старостой при церкви состоял крестьянин села Кочергинское Артемий Демидович Кочергин с 5 мая 1908 года.
Очень ценные сведения удалось найти о священнике Всеволоде Николаевиче Боркове, который и был последним настоятелем нашего храма, а затем репрессирован. «Священник Всеволод Николаевич Борков родился в селе Искл-Ингульском Ачинского уезда 1891 года 25 января. Окончил курсы Красноярской духовной семинарии. Назначен в 1913 году в Кочергинскую церковь. (Приложение 4). Имеет Грамоту и Указ. Затем получает назначение законоучителем в Кочергинскую церковно-приходскую школу с 1 сентября 1913 года и Шошинскую двуклассную министерскую школу законоучителем с 1 октября 1913 года и работал по 1919. Жена - Мария Филипповна, сын Олег 1915 года. В.Н. Борков имеет серебряную медаль за деятельное участие в Красном Кресте в Японскую войну». Эти сведения о священнике Боркове записаны в Клировых записях, которые изучала в Минусинском архиве. Из метрических книг по Кочергинской церкви регистраций актов рождения, бракосочетания и смерти за 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919 годы, которые я просмотрела в Курагинском архиве, выяснила, что священник Всеволод Борков все эти годы служил в нашем храме, о чём свидетельствуют подписи в вышеупомянутых книгах. Из газеты «Православное слово Сибири» № 8 2003 года, где напечатаны воспоминания его дочери Валерии Всеволодовны Троценко, узнала, что общий стаж работы в нашем храме - 18,5 лет. Здесь проходят его самые лучшие годы. Семья священника большая – 8 человек. В двадцатые годы 20 века начинается гонение и моральное, и физическое. В это неспокойное время священник Всеволод ездит по деревням своего прихода с большим риском. В одной деревне, где он был вечером, в него стреляли. Чудом уцелел, пуля пролетела вблизи головы. Однажды подгулявшая молодёжь толпой с горящими факелами шла к церкви, с криками, антирелигиозными песнями. Начало 30 – х годов. У семьи отбирают сначала одну корову, затем другую, оставив детей без кормилиц. Потом выселяют из собственного дома сначала на квартиру к одним, затем в домик на пустыре, и вот совсем в маленькую избушку с заросшим крапивой двором. Так семья скиталась почти два года. Осенью 1931 года В. Боркова переводят в Минусинск. Семья живёт у Филиппа Спирина, отца его жены, по улице Большой № 70. Прошло чуть больше года, и священника арестовывают. «Перевернули весь дом, но ничего компрометирующего не находят. Заставив его сложить в мешки книги, уводят под конвоем. Отправляют на Дальний Восток. Так как он был грамотный, определили бухгалтером в «сельхозкомандировке» до 1940 года. Потом его в 1940 году этапом отправили с политическими на Колыму через бухту Находка, Охотское море, Магадан. Недоедание, тяжёлый физический труд, цинга, мороз (обморожение больших пальцев ног, их ампутировали), скотское обращение. Через 10 лет его освободили, дав скудное содержание. Проскитавшись до июня, с первым пароходом выбрался на материк. Два месяца добирался до дома. И вот в августе 1943 года приехал в Минусинск. С его приездом вокруг Спасского храма закипела работа: ремонт, обновление храма, возрождение православной общины. В храм несли люди всё, что имели, чтобы возродить к жизни Спасский собор. В июле 1945 года он был освящён. 8 лет служил Всеволод Николаевич в Спасском соборе. В 1953 году 7 сентября по болезни и собственному прошению протоиерей Борков ушёл за штат. Умер священник 14 марта 1963 года в Минусинске, где жил у дочери Валерии» [13]. Из воспоминаний престарелых односельчан, узнала, что он в пятидесятые годы приезжал в наше село крестить детей. Они очень ценили этого человека.
Коченкова Мария Степановна рассказала, что «этот священник вернулся из ссылки» (но она не помнит даты) и исполнял должность священника, приезжая из Минусинска. Только тогда церковь не работала, поэтому батюшка Всеволод служил в большой комнате первого этажа двухэтажного дома, где сейчас живут Коноваловы. Тогда этот дом был в два этажа. «До закрытия церкви в 30 – х годах священник жил в доме, где сейчас проживает Николай Юшков, жил бедненько. Очень хороший был человек. Священник уехал в Минусинск, но приезжал крестить, соборовать. Ему прислуживал Осип Лобашов, которого потом тоже арестовали. О нём ни слуху, ни духу».
Из «Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края» за 2004 год узнала, что священник арестован 26 февраля 1933 года. Обвинен в КРО, ПТА. Осуждён особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК 10 июня на десять лет ИТЛ. Реабилитирован 15 ноября 1989 году Прокуратурой КК (П – 15510). Вместе с Борковым В. Н служили диакон Оленич, псаломщик Шнырёв.
Штатным диаконом в Кочергинскую церковь Минусинского уезда рукоположен Архиепископом Серафимом. Грамоту, свидетельства и Указ имеет. Андрей Павлович Оленич в 1916 году. Ещё в 1907 году он выдержал экзамен на звание псаломщика в Подольской Епархии. Служил дьяконом по май 1918 года в Кочергинской Вознесенской церкви.
Псаломщик Валериан Саввич Шнырёв окончил курсы Красноярской духовной семинарии 1
апреля 1916 году и назначен законоучителем в Шошинскую двуклассную школу с
жалованием 220 рублей в год и псаломщиком в Кочергинскую Вознесенскую церковь.
Свидетельство и Указ имеет.
В Книге памяти я нашла некоторые сведения о Лобашове. «Иосиф Иванович Лобашов
родился 1874 году в
Снегирёве Тамбовской губернии, из крестьян – бедняков. Проживал в Кочергино Минусинского района, работал в личном хозяйстве. 7 февраля 1937 года в обвинении в КРО, осуждён 9 июля 1937 года выездной сессией Красноярского суда на 5 лет ИТЛ. Реабилитирован 28 марта 1962 года В. С. РСФСР (П – 20636).
Таким образом, Клировые записи, как я поняла, представляли собой годовой отчёт церкви. В них указывались записи обо всех служащих, количество прихожан (так мужчин 526 и женщин 546 в 1897 году), годовой доход, описание жилищ служителей церкви и в каком, например, состоянии крыша дома священника. Или, например, доход церкви за 1910 год составлял 1240 рублей 36 копеек. В иной год лишь чуть более 300. Эти записи дают характеристику работы священнослужителей церкви, что очень ценно. В Клировых записях последняя запись датируется 1919 годом. Значит, последним священником является Борков Всеволод Николаевич. Работая в Курагинском архиве с документами о передаче волисполкомом Вознесенской церкви с Кочергино в бессрочное пользование (Р. - 126, ОПИСЬ 1, ДЕЛО 7) узнала, что протокол об изъятии серебряных изделий в 1922 году подписывал священник В. Борков вместе с другими членами комиссии.
Когда нам любезно предоставила материал монахиня Ефросинья о последнем священнике нашего храма Боркове, мне удалось установить, что первый раз церковь закрылась в год отъезда Боркова. Официальное же ёе закрытие считается 1938год (со слов бывшего архитектора Курагинского района Л. Николаевой). Дело в том, что старожилы помнят, что церковь закрывали дважды, но даты они не помнят.
Работая с материалами о Вознесенской церкви в Курагинском архиве, ознакомившись с описью № 1, делом № 7 имущества и утвари церкви, сделала вывод, что наша церковь была очень богата: огромное количество старинных икон. По описи 107 записей, причём под одним номером значилось до семи икон. В ней была богатая библиотека:
1) журналы заседаний Петроградского Совета Духовной Академии за 1897- 1898 годы,
1876, 1877, 1878;
2) журналы съезда Енисейской Епархии с 1867 по 1899 годы;
3) сочинения Архиепископа Вениамина Нижегородского, Епархиальные ведомости с
1896 по 1910;
4) Церковные Ведомости с 1898 по 1910 по две книги;
5) Законы и Уставы;
6) Беседы - книги по несколько экземпляров;
7) Евангелие издания 1857 – 1892 по две книги и многое другое.
Все эти книги на старославянском языке (Приложение 5). Прочла инструкцию о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. Так 25 июня 1922 года комиссия из инструктора Т. Кладова, У. Тюшкевича, от волисполкома председатель Т. Лешков, член - Т. Султанов при участии представителей культа верующих: Ровенского, Дёмина и священника В. Боркова - изъяла серебряные вещи: «…две ризы серебряные с двух икон размером три – две одну вторую вершков, один серебряный сосуд, серебряную обложку Евангелия, серебряная Доброхранительница. Со всех поименованных предметов три фунта с четвертью» (Приложение 6). Ценности были изъяты якобы в помощь голодающим.
Статья «Октябрьский ураган» в газете «Православный Минусинск» от 3 ноября 2006 года, составленная на основе доклада доктора философии Ю. Киршина, многое мне помогла понять об участи нашего Кочергинского храма и последнего настоятеля В. Н. Баркова. В ней говорится: «В 1917 году в России, сердцевинном государстве православной цивилизации, произошла социалистическая революция по ленинскому сценарию. По его словам, она ломала «старое в самом основном и коренном» [12].
Сразу после захвата власти большевики повели борьбу с религией и Церковью. Она носила классово – политический характер. Борьба с религией считалась формой классовой борьбы за социализм. Все религиозные организации считались реакционными, враждебными рабочему классу. Верующие рассматривались как политические противники социализма. С религией стали бороться даже не как с верой в Бога, с духовным явлением, а как с контрреволюционной силой.
В 30-е годы, когда основные религиозные объединения стояли на позициях лояльности к советской власти, большевики закрывали и громили церкви. В 1936 году из используемых закрытых молитвенных зданий в СССР использовались под культурно-просветительские цели – 34, 9%, под склады – 33,3%, снесено 9,7%. Многие религиозные деятели были репрессированы. Один из марксистских идеологов, Н. Бухарин, в книге «Экономика переходного периода» (1920 год) дал классификацию социальных групп, подлежащих ликвидации в начавшемся строительстве социализма. Под № 9 было «духовенство, даже неквалифицированное». Борьбой с религией и церковью в СССР занимались различные организации. С 1922 года при ЦК работала Антирелигиозная комиссия. С первой половины 1920 года был создан Союз безбожников. В 1932 году воинствующие безбожники из Антирелигиозного комитета разработали поэтапный план по ликвидации религии в СССР к 1937 году. С 1932 – 1937 годы были объявлены антирелигиозной пятилеткой. Но в годы великой Отечественной войны Сталин был вынужден изменить политику в отношении к церкви, чтобы привлечь верующих на борьбу с фашизмом. Этому способствовала патриотическая позиция православной и других церквей» [12].
После октября 1917 года прошло 94 года, но они показали, что российская цивилизация обладает мощным потенциалом самосохранения, выживания, включая православие.
Кочергинский храм Вознесения Господня «белым лебедем» возвышался когда-то над всей округой. Колокольный благовест призывал прихожан на утренние и вечерние службы. Звон был слышен не только в Кочергино, но и сёлах Мурино и Шошино. Может быть, и продолжались молебны по сей день, но грянула революция, и храм нашего села постигла участь всех церквей по стране - он был разграблен. «Ломать - не строить, голова не болит», - гласит народная пословица. Те, кто объявил себя безбожниками, решили разрушить храм. По воспоминаниям старожилов, колокола снимали с помощью досок и верёвок. Но самый большой колокол всё же упал и чуть-чуть откололся, а вот кресты долго не могли сломать. Тогда комсомолец Александр Кочергин полез на крест и повис на нём. Но и после этого тот не сломался. Кресты были серого цвета и очень толстые. Тогда их начали подпиливать. Потом кресты с куполов унесли на погост, где они пролежали до восьмидесятых годов на могиле какого-то верующего. Куда они подевались впоследствии, никто сказать не может. Большой колокол увезли в Минусинск. Коченкова М.С. вспоминает: «Церковь наша была очень красивая. Много разных скатертей, икон. Три урночки с замочками для сбора денег были и стояли в ряд. Все, кто идёт в церковь, бросают деньги, кто сколько может. Когда церковь разоряли, то много икон сожгли, а многие женщины тайком домой уносили, чтобы не оскверняли эти святыни, потому что некоторые безбожники даже оправлялись на них. Кресты и колокол снимали подвыпившие комсомольцы: Гуленков Иван, Сидоров Александр, Коханский Петр, ребята Межовы, Карпов Данила. А Александр Кочергин лазил на крест и на нём качался, а все кричали: «Снеси тебя, господи!». В войну жесть ободрали с крыши, но кирпичи не смогли разрушить. Они были крепкими, так как, говорят, их замешивали на яйцах, золе, песке, глине и соломе. Пол в храме был такой крепкий, краска хорошая, что не сдиралась, хотя нам приходилось клейтон таскать по всему зданию. А как красиво звонил колокол в Пасху, Троицу, Рождество! Звонили и во время пожаров. В церковном дворе было много зелени. Были хоры в правом крыле и левом. В них пела наша молодёжь во время службы» (Приложение 7).
Во второй половине XX века, чиновники, понимая, что это здание – историческая ценность, принимали решение о реставрации. Л. Николаева, главный архитектор Курагинского района, в статье «Возрождение памятника старины» писала: «В этом году начинаются работы по реставрации церкви в Кочергине. Управлением культуры крайисполкома поддержана инициатива колхоза «Заветы Ильича» (находящегося на территории села Кочергино) по сохранению памятника, выделены средства: 463 тысячи рублей. Проект разработан авторским коллективом института «Агропромпроект». Основные цели проекта – это восстановление первоначального архитектурного облика памятника с воссозданием разрушенных частей и приспособление его под современные нужды села. Тщательно исследованы и изучены аналоги, фотографические снимки, выполненные в начале века. Проект предусматривает восстановление свода в монолитном железобетоне, кровля будет выполнена из стали, внутренняя отделка известковой окраской по штукатурке, ограждение из плитняка по чугунной решётке. Решено использовать восстановленное здание для дела: разместить в нём изостудию, музей истории села или народного творчества». Таким образом, в то время и не думали восстановленный храм использовать по его прямому назначению, не смогли тогда и отреставрировать его.
В 80-е годы выделили деньги, строители приступили к работе. Однако денег хватило лишь на возведение лесов (Приложение 8). С надеждой смотрели жители на эти леса, но восстановление исторического памятника на этом закончилось. Долго ждал храм своего часа. И вот в 2002 году в селе появляется женский монастырь в здании бывшего детского сада. Силами послушниц и некоторых жителей села храм очищен от мусора, навешаны двери, монастырь окружён новым забором. В 2003 году заказчиками реставрационных работ выступили краевое Управление культуры и Краевой комитет по охране и использованию исторических памятников. Они выделили на проектно-сметную документацию 500 и 600 тысяч рублей. Деньги были полностью израсходованы по назначению. Реставрацией должен был заниматься коллектив ООО «Экран» из краевого центра. Тогда жители поверили, что в Кочергинском храме вновь засияют купола, и он станет настоящим историческим памятником и одним из достопримечательностей нашего района».
Игорь Рак, корреспондент газеты «Красноярский рабочий» в своей статье «Когда стены плачут – душа оживает» пишет: «В селе Кочергино Курагинского района возрождается из руин Свято - Вознесенский храм. Храм в Кочергино расположен на распутье трёх дорог. Все, кто едет в Хакасию или Минусинск, Курагинский, Каратузский районы или далёкую Тыву – проезжают мимо. И много лет видели они здесь старинную разорённую церковь, измученные непогодой кирпичные стены, пустующие глазницы окон. Даже строительные леса почернели от времени: вроде бы хотели возродить церковь, воде бы начали что-то делать, но не хватило сил. Не знаю, как другие, а меня каждый раз в Кочергине охватывало щемящее чувство тоски и тревоги. Словно всё вокруг наблюдало, хватит ли сил у православной Руси приподняться с колен и возродиться. Всё изменилось, когда рядом с храмом появился Свято – Вознесенский женский монастырь. Несколько монахинь и игуменья Елисавета (в миру Светлана Усталова, бывший педиатр) стали обживаться на новом месте. Деревенские жители поначалу встретили их не очень приветливо потому, что не верили в перемены, не надеялись, что храм оживёт. «Понять людей можно. Чего ждать от слабых монахинь. Но мы ни на кого не обижались, а просто молились за возрождение веры и на земле, и в душах людей», - говорит строгая игуменья». Стройка началась. Средства нашлись. Строители старались, как могли, но время освещения храма ещё не пришло. Старые стены, простояв лихолетье под дождём и снегом, стали плакать – на свежей штукатурке ещё медленно подсыхают мокрые пятна. Однако когда церковные стены плачут живой водой, души верующих оживают. Вот и монахинь теперь зовут «нашими». Первый духовник вновь возрождённого храма, протоирей Георгий мечтал развести индюков. (В настоящее время священник умер от тяжёлой болезни). Весть о возрождении храма разнеслась окрест. Теперь в Кочергино отовсюду приезжают креститься, венчаться. В храм вернули древнюю икону Георгия Победоносца, тёмную, закопченную, но в родных стенах просветлела и выявила образ святого рыцаря, копьём побеждающего ересь. Не это ли истинное чудо возвращение силы её в нашу жизнь ради будущего России» [10].
Колокол поднимали 31 июля 2004 году, а открытие церкви состоялось 1 июля 2006 года. Было очень много народу. Из воспоминаний присутствующих жителей: «Все пришли посмотреть, как будут поднимать колокол. День стоял ясный, жаркий, но люди с интересом наблюдали это действо. Потом батюшка разрешил желающим позвонить. Как только колокол подняли и установили на колокольню, на безоблачном небе, откуда ни возьмись, появилось облачко, и некоторым показалось, что оно походит на ангела». Открытие церкви тоже походило в торжественной обстановке. В село приехало много гостей, представители администрация нашего Курагинского района, верующие с окрестных деревень, представители церквей (Приложение 9).
По словам монахинь, реставрировали церковь не по тому проекту, как построена, а с некоторыми изменениями. Вникать в это не стала, так как не разбираюсь в этом (Приложение 10). Узнав имена тех, кто причастен к возведению нашего храма, заинтересовалась их дальнейшей судьбой. Начала поиски тех, кто о них что-то знает, изучала архивные материалы. Мои поиски не совсем удачны, так как никаких материалов о роли Г. Пахомыцкого в строительстве храма найти не удалось, нет никаких документов. Ничего не нашла о плотнике Михаиле Дербине, потому что его родственников в селе нет, а односельчане, у кого спрашивала, не помнят. Зато узнала о резчике по дереву Михаиле Дергунове, который также строил церковь. Это был квалифицированный специалист, знающий тонкости своего дела. Именно он делал оконные рамы, клирос и многое другое. Жил он в доме, который семья снимала неподалёку от церкви, где сейчас живёт Надежда Урюпина (ул. Советская, дом № 9). Семья у него была большая. Его сын Валентин в годы Великой Отечественной войны был разведчиком, погиб. Дочь Клавдия работала начальником в госбанке города Минусинска. Сын Иван жил в г. Таллинне. Дочь Анна умерла в 1940 году молодой, ей не было и сорока.
В селе проживают потомки каменщика, выполнявшего каменные работы, Назара Гора, переселенца из Украины. Родители его жили в селе Новопокровка Курагинской волости. Гора Назар жил последние годы жизни у нас в селе по улице Ленина в доме № 110, где сейчас живут Кузьменковы, в семье своей дочери Марии Назаровны 1914 года рождения. Родился Гора в 1880 году. У него было шесть братьев. Своя семья у него была большая - шестеро детей. В 1914 году Назар Сидорович Гора участвует в первой империалистической войне с Германией и попадает в плен. Шесть лет о нём ничего не знала семья. Вернулся Назар Сидорович больным. Он, по словам родственников, не мог ходить – болели ноги. В семье имелась машинка «Зингер», которая и спасала от голода. Назар хорошо шил. Он шил на заказ шубы, тулупы, полушубки. До глубокой старости сохранилось хорошее зрение. У него было Евангелие на старославянском языке, которое он постоянно читал и учил свою внучку Лидию. Будучи старым, иногда ходил, опираясь на батожок, к храму посмотреть, как он говорил, на свои труды, вернее на то, что от них осталось. Умер в преклонном возрасте в 1976 году. Похоронен на местном кладбище. Дату рождения и смерти я узнала из «Похозяйственной книги» № 4 за 1976 год, которая есть в архиве Администрации сельского поселения. В ней записано, что Гора Н. С. – пенсионер, имеет начальное образование, грамотный, читает.
В результате проведённых мною исследований удалось собрать интереснейший материал об истории Свято – Вознесенского храма в селе Кочергино. Ведь история храма – это история моей малой родины. Работая над темой исследования, я изучала литературу о появлении христианства на Руси, о начале строительства храмов, о том, какая культура повлияла на храмовое строительство на Руси.
В то далёкое время наше село Кочергинское принадлежало Минусинскому уезду, поэтому изучала архивные материалы в Минусинском архиве. Работала с архивными материалами о Вознесенском храме и в Курагинском архиве. В окрестных сёлах и Кочергино было много людей верующих, меценатов, которые на свои деньги построили замечательное архитектурное здание, один из красивейших храмов юга Красноярского края, ставший историческим и архитектурным памятником в нашем селе после его реставрации. Журналист Елена Сухотина в своей статье «Судьба храма» назвала его жемчужиной архитектуры. И это справедливое утверждение. Удалось узнать о священниках, которые служили в нашем храме с 1897 года и руководили и строительством каменной церкви. Из бесед со старожилами узнала, как и кто разрушал святыню, как его восстанавливали. Сейчас он является украшением нашего села. В 2008 году наше село праздновало его столетие. В ходе исследования и анализа полученного материала мною сделаны следующие выводы:
1) Свято – Вознесенский храм – это исторический и
архитектурный памятник нашего села, в котором угадываются мотивы романско –
византийского стиля.
2) Будущим потомкам необходимо знать историю этого памятника,
построенного в 1908 году, чтобы никогда не повторить ошибок наших предков –
односельчан, которые осквернили в 30-е годы церковь, согласно постановлению 1932
года, и закрыли окончательно её в 1938 году, а восстановление произошло лишь в
2006 году.
3) История Кочергинского храма - это и история села, которую
дожжен знать каждый его житель.
Поставленной цели по сбору и систематизации материала по истории Вознесенской
церкви села Кочергино как исторического и архитектурного памятника я достигла.
Гипотезу считаю доказанной. Кроме того, мной собран материал о появлении
христианства на Руси и влияние византийской культуры на храмовое строительство.
Надеюсь, что моя работа будет интересна всем односельчанам, станет экспозицией школьного музея. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использовании при изучении предмета «История Красноярского края», «Художественная культура Красноярского края» и «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-5 классах.
Одним словом, работая с литературными источниками и архивными материалами, я обогатилась знаниями об истории своей малой родины. Многое осмыслила и пришла к выводу, что исторические памятники - это история нашего народа, которую обязательно должны знать все, кто живёт рядом с ними.
1. Клировые записи. Ф. 11 опись 1, дело 27, 95 с.
2. Переписка Епархии Ф. 11 опись 1, дело 69 120 с.
3. Списки переселенцев. Ф. 36 опись 1, дело 24, с. 18
4. Документ о передаче волисполкомом Вознесенской церкви жителям с. Кочергино в
бессрочное, бесплатное пользование Р – 126 опись 1 дело 7 75 с
5. Р – 126 опись № 7 Опись имущества и утвари Кочергинской Вознесенской церкви,
Инструкция об изъятии церковных ценностей; Протокол № 1 Комиссии по изъятию
ценностей в селе Кочергинском 25 июня 1922 года 35 с.
6. Метрические книги по Кочергинской церкви регистрации актов рождения,
бракосочетания, смерти Ф. 175 опись 2 дело 16, 17, 18, 19, 20, 115 с. каждая
7. Похозяйственная книга №4 с. Кочергино за 1976 год страница 71(Лицевой счёт
3 306 Список членов семьи) 73 с.
1. Большая Российская энциклопедия в томах. Том 16.
Крещение Господне – Ласточковые: Большая российская энциклопедия 16
/научно-редакционный совет, председатель Ю. С. Осипов, ответственный редактор С.
Л. Кравец -М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2010. – 751
с.
2. Книга памяти жертв политических репрессий
Красноярского края том 1 (А - Б). - Красноярск: 2004 стр. 416;
3. Крывелев И. А. История религий. Очерки в 2-х томах.
Том 1. - М.: Мысль, 1975. - 415 с.
4. Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества.- Смоленск:
Русич, 2000. – 240 с.
5. Пушкарёв С.Т. Обзор русской истории, - Ставрополь:
Кавказский край. 1993 – 416 с.
6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9-17
в в: / редактор С. Секалов - М. : Олма-Пресс Образование, 2003. – 784 с.
7. Франклин С., Шерпард Д. Начало Руси 750 – 1200 /под
редакцией Д. М. Буланина. С- П, 2000. - 622 с.
8. Шумов К. Ю. Историческая справка о Вознесенской
церкви в селе Кочергино, Красноярск, Комитет по охране и использованию
памятников истории и архитектуре – председатель комитета, 1986. - 11 с.
9. «Заветы Ильича» от 5 августа 1989 года статья Л.
Николаевой «Возрождение памятника старины»
10.
«Красноярский рабочий статья И. Рака «Когда стены плачут»
11.
«Курагинский Курьер» №40 от 28 09 2011, рубрика «Факты истории» Статья «Что
прикрыли татаро-монгольским игом?»
12.
«Православный Минусинск» № 15 от 3 ноября 2006 год стр. 2, 5. «Октябрьский
ураган»
13.
«Православный Минусинск» от 17 апреля 2009 «Из летописи Спасского собора»
«Светильник веры» В. В. Троценко.
14.
«Православное слово Сибири» № 8 2003 глава «Храмы и судьбы» 8с.
15.
«Тубинские вести» от 18 апреля 2003 года «Вознесенская церковь»
16.
«Тубинские вести» от 19 августа 1989 «Из тетради архивариуса»
Фото 1910 г. неизвестного автора.
Клировые записи. Фото Новосельцевой В.Н., 2011 г.
Клировые записи. Фото Новосельцевой В.Н., 2011 г.
Фото В.Н. Боркова из архива В.В. Троценко. 1956 г.
Список церковной библиотеки из описи № 1Курагинского архива.
Фото квитанции об изъятии ценностей из Кочергинского храма. Фото 2011 г.
Новосельцевой В.Н.
«Урночка» для сбора пожертвований. Фото Картавой М. Н. 2011 г., ноябрь.
Икона «Георгий Победоносец», принадлежавшая храму, сохранившаяся до наших дней.
Фото Новосельцевой В.Н., ноябрь 2011 г.
Фото 1989 г. из архива монастыря.
Фото 2004 г., июль, из семейного архива Наконечной Т.П.
Фото 2009 г. из архива МБОУ Кочергинской СОШ № 19.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»