Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дети во время войны и других локальных конфликтов


Министерство образования и науки РХ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Выполнили: Медведская Ольга Сергеевна,
учащаяся 10 «А» класса,
Клименко Юлия Дмитриевна,
учащаяся 10 «А» класса,
МБОУ «СОШ №20»

Руководитель: Якушкин Игорь Станиславович,
учитель истории и обществознания

Абакан – 2011

Содержание

Введение
1. Документы, защищающие права детей во время военных действий
2. Из истории концентрационных лагерей
3. Дети блокадного Ленинграда
4. Беслан и его история
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2010 году исполняется 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.

Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.

Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.

Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось больше узнать и составить цельное впечатление о детях военной поры. Поставила перед собой задачу, выяснить какова судьба детей в годы войны и провести параллель между участием детей локальных войнах в современное время.

Цель моей работы:

- выяснить условия, в которых оказались дети во время Великой Отечественной Войны.
- Сделать сравнительный анализ положения детей в 1941-1945 и во время локальных конфликтов в современном мире.

Задачи:
- изучить теоретический материал по данной проблеме,
- анализ имеющихся данных по гуманитарной катастрофе в разные исторические эпохи,
- провести анкетирование подростков по гуманитарному праву.

Объектом исследования является: исторические условия, повлиявшие на жизнь детей во время ВОВ и современных конфликтов

Предметом исследования является: положение и защищённость ребёнка во время войны

Гипотеза: защита детей во время войны: миф или реальность?

Методы, используемые мной в работе:
- теоретический;
- эмпирический.

1. Документы, защищающие права детей во время военных действий

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ, международная общественная организация.

Движение Международного Красного Креста, главной целью которого является предотвращение и облегчение страданий людей, объединяет независимые организации: Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК.

Комитет был создан в феврале 1863 и состоял из пяти человек. Идейным вдохновителем движения был швейцарец Анри Дюнан, ставший свидетелем сражения итало-французских и австрийских войск при Сольферино (Италия). В опубликованных им воспоминаниях «Память о Сольферино», он впервые поднимает вопрос о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Эта идея нашла развитие в дальнейшем обращении Дюнана к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически закрепить основные международные договоренности, регламентирующие деятельность таких организаций. Юридически эти договоренности были зафиксированы в Женевских конвенциях (1949).

Принципиальные для движения решения (о создании подобных организаций в каждой стране, их нейтральном статуса и о единообразном отличительном знаке, идея которого также принадлежит Дюнану) были приняты на Международной конференции в Женеве в октябре 1863; Комитет был переименован в «Международный комитет помощи раненым». Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.

Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами..

Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, кроме того помощь гражданскому населению, также нуждавшемуся в помощи Комитета, к тому времени еще не была закреплена на международном уровне. Подписание в 1949 Женевских конвенций о защите жертв войны значительно расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.

В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Позже она была переименована в Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного полумесяца. Ее постоянный Секретариат находится в Женеве (Швейцария).

Высшим органом Международного комитета Красного Креста является Ассамблея. Она формирует политику МККК, определяет основные задачи и стратегические планы, принимает бюджет и финансовые отчеты, осуществляет контроль деятельности МККК.

Коллегиальным органом по принятию решений является Совет Ассамблеи. Он обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи и разрабатывает основные направления деятельности Комитета. Президент Международного Комитета Красного Креста одновременно возглавляет также Ассамблею и Совет Ассамблеи Комитета.

Исполнительным органом Комитета является Дирекция. Она несет ответственность за выполнение и обеспечение поставленных Ассамблеей и Советом Ассамблеи общих задач и осуществление стратегии организации.

Высшим совещательным органом МККК является международная конференция, проводимая раз в четыре года с 1867. В ее работе принимают участие Международный Комитет Красного Креста, представители национальных организаций Красного Креста, Международная федерация Красного Креста и Красного полумесяца и делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции.

Российское общество Красного Креста было основано 3(16) мая 1867 под покровительством императрицы Марии Александровны (жены императора Александра II) как «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 оно было переименовано в «Российское общество Красного Креста» (РОКК). Его первым шагом на международной арене стало оказание помощи раненым во время франко-прусской войны (1870-1871). Во время русско-турецкой войны (1877-1878) РОКК взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии (организация лазаретов, санитарных поездов, перевязочных пунктов и др.).

С 1872 РОКК начал оказывать помощь гражданскому населению, пострадавшему при стихийных бедствиях (землетрясения, пожары, наводнения, эпидемии, голод и др.); с 1882 — мирному гражданскому населению (бесплатное лечение, обучение ремеслам, строительство детских приютов и др.).. В 1904 РОКК открывает Центральное справочное бюро о военнопленных.

В 1923 после подписания председателями национальных обществ Красного Креста России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Красного полумесяца Азербайджана декларации об объединении был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (Советский Красный Крест).

Во время Второй мировой войны РОКК готовило медицинский персонал для работы на фронте; шефствовали над госпиталями и детскими домами; собирали продукты для эвакуированных; шили белье; организовывали санитарно-эпидемиологические отряды для работы на освобожденных районах Украины, Белоруссии, Молдавии и др.

В последующие годы РОКК принимал участие в ликвидации эпидемий в Монголии, Польше, КНДР; открывал больницы в Китае, Эфиопии, Иране, Алжире; оказывал помощь пострадавшим в Чернобыльской аварии (Украина, 1986). В 1990 была основана Спасательная служба РОКК; ее первый отряд из добровольцев был сформирован в 1989. Поводом для этого послужило землетрясение в Армении (1988). С 1999 РОКК оказывает помощь вынужденным мигрантам из районов военных действий (Северный Кавказ) и стихийных бедствий (Якутия, Восточная Сибирь, Краснодарский край и др.).

После распада СССР правопреемником Советского Красного Креста стало Российское общество Красного Креста (1992).

В своем современном мире теория прав человека сложилась после Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека.

Всеобщая декларация прав человека-документ, провозглашающий и защищающий права человека,- была принята на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.

Интересно, что при голосовании Всеобщей декларации на Генеральной Ассамблее ООН делегация Советского Союза воздержалась, а сам текст впервые был опубликован в СССР через 41 год после принятия этого документа, лишь в 1989 г.

Однако, основным источником защиты населения во время военных действий является Международное гуманитарное право (МГП).

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.

Основные положения МГП:

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности.

2. Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.

3. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.

4. С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или другие защитные знаки, и объектам, обозначенным такими же эмблемами.

5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

Но есть особый документ-Конвенция о правах ребенка.

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Не смотря на огромное количество принятых документов в реальной жизни положение населения оказавшегося на территории военных действий было ужасным.

2. Из истории детских концентрационных лагерей

Равенсбрюк.

Первоначально в лагере содержали немок «позорящих нацию»: «преступниц», женщин «асоциального поведения» и представительниц свидетелей Иеговы.[3] В июне 1939 года из Бургенланда (Австрия) в Равенсбрюк были депортированы 440 цыганок с детьми. С сентября по ноябрь того же года в лагерь прибыли около 60 полек из так называемой «имперской области». К декабрю 1940 года в 16 жилых бараках жили около 4 200 женщин, в том числе из Австрии, Польши и Чехословакии.[1]

В апреле 1941 года в Равенсбрюк прибыли 3 500 новых заключённых, в том числе женщины из Нидерландов, Польши и Югославии. В марте 1942 года на строительство лагеря смерти Освенцим из лагеря Равенсбрюк были отправлены около 1 000 женщин. 14 июня 1942 года из ликвидированной чешской деревни Лидице прибыли 182 женщины. В октябре 1942 года Главное управление имперской госбезопасности (РСХА) отдало приказ, сделать лагерь «свободным от евреев». Более 600 заключённых, в том числе 522 евреек, были депортированы в Освенцим. К декабрю 1942 года количество заключённых в лагере достигло численности 10 800 человек, в том числе женщин из Франции, Бельгии, Норвегии, Люксембурга и Румынии.[1]

В феврале 1943 года в Равенсбрюк привезли 536 советских военнопленных: женщин-врачей, медицинских сестёр и связисток, участвовавших в боях за Крым. Первоначально их блок был отделён ото всех остальных колючей проволокой.[4] В том же году из Парижа прибыл транспорт с 1 000 француженками. К декабрю 1943 года в подчинении комендатуры СС лагеря в самом Равенсбрюке и во внешних лагерях находились 15 100 женщин-заключ Всего с 1939 по 1945 год в лагере Равенсбрюк было зарегистрировано в качестве заключённых 132 000 женщин и детей, 20 000 мужчин и 1 000 девушек «лагеря охраны прав молодёжи Уккермарк».[1] В Равенсбрюке содержались узники более 40 национальностей. Заключённым выдавалось полосатое платье и деревянные колодки-шлёпанцы.[2] На левом рукаве был лагерный номер и винкель — знак в виде треугольника, нашивавшийся выше лагерного номера и окрашенный в зависимости от категории: в красный цвет — для политических заключённых и участников движения Сопротивления, жёлтый — для евреев, зелёный — для уголовных преступников, фиолетовый — для свидетелей Иеговы, чёрный — для цыган, проституток, лесбиянок и воров; в центре треугольника стояла буква, указывающая национальность. Русский винкель представлял из себя красный треугольник с буквой «R». Советские военнопленные, по прибытии в лагерь, отказались пришивать его к своей форме. В результате они получили красные винкели с буквами «SU» — Советский Союз, позиционируя себя, таким образом, как особую категорию советских узниц.

Среди узников лагеря были дети, прибывшие с матерями или родившиеся уже на месте. Первая немногочисленная группа была составлена из цыганских детей, привезённых с матерями из Бургенланда (Австрия). В июле 1942 года несколько детей привезли из ликвидированной чешской деревни Лидице. Число детей значительно увеличилось между апрелем и октябрём 1944 года. Одна группа состояла из цыганских детей, привезённых в лагерь после закрытия лагеря для цыган в Освенциме. Другая — состояла главным образом из польских детей, отправленных в Равенсбрюк вместе с матерями после подавления Варшавского восстания 1944 года, и еврейских детей из закрытого Будапештского гетто. Большая часть этих детей умерла от истощения. Всего в период с 1943 по 1945 год в концлагере находилось 863—881 ребёнка в возрасте от 2 до 16 лет представлявших восемнадцать наций.

С 5 по 26 апреля 1945 года совместными усилиями Международного, шведского и датского «Красного Креста» была проведена акция «Bernadotte» по эвакуации заключённых из Равенсбрюка в нейтральные страны. Акция освободила около 7 500 женщин, которых вывезли в Швейцарию, Данию и Швецию.

По различным оценкам, в концентрационном лагере Равенсбрюк скончались от 50 000 до 92 000 человек.[3] Главными причинами смерти являлись недоедание, изнуряющий труд, очень плохие санитарно-гигиенические условия, вызванные размещением узников в количестве, многократно превосходившем допустимое и систематические грубые издевательства над узниками со стороны штата лагеря. Узников, признанных неспособными к работе, ликвидировали выстрелом в затылок.

С марта по апрель 1942 года около 1600 «отсортированных» женщин-узниц Равенсбрюка были уничтожены в газовых камерах в Бернбурге.

Помощник коменданта Шварцгубер, описывал операцию в газовой камере следующими словами:

… 150 женщин одновременно загоняли в газовую камеру. Гауптсгарфюрер Молл приказал женщинам раздеться, ведь их нужно было избавить от вшей. Затем женщин увели в газовую камеру и заперли двери. Заключённый-мужчина забирался на крышу и бросал газовый баллончик в камеру через трап, который сразу же закрывал. Я слышал стоны и хныканья внутри. После двух-трёх минут всё замолкало. Я не могу сказать, были женщины мертвы или без сознания, поскольку не присутствовал, при уборке камеры.

С 1 августа 1942 года в лагере начали проводить медицинские эксперименты над заключёнными. Опытам подверглись по крайней мере 86 узниц, 74 из которых были польками.

27 апреля 1945 года началась эвакуация лагеря. За исключением 3500 оставшихся на месте слабых и детей, «маршем смерти» в западном направлении погнали более 20 000 человек

Освобождение лагеря.

30 апреля 1945 года соединениями Советской Армии было освобождены около 3 000 больных женщин, а также обслуживающий медицинский персонал из числа заключённых в концлагере Равенсбрюк. До 3 мая 1945 года соединениями 2-го Белорусского фронта были освобождены заключённые внешних лагерей Равенсбрюка.

ОЗАРИЧИ, Калинковичский р-н

Одна из трагических страниц истории белорусского народа - испытания, выпавшие на долю узников Озаричского лагеря.

Кровавый след преступлений, связанный с созданием и функционированием лагерей смерти оставил на земле Беларуси и вермахт.

В 1944 году командование вермахта широко применяло практику использования гражданского населения в качестве прикрытия (заслона) на пути наступления советских войск. Как правило, у передней линии обороны гитлеровцы обносили колючей проволокой в несколько рядов большие участки земли, загоняли туда женщин, детей, стариков и держали их под сильной охраной без крова, пищи и воды. Преднамеренно сюда помещали больных сыпным тифом и другими инфекционными болезнями.

В марте 1944г. в соответствии с приказами и распоряжениями командующего 9-й армией генерала Иозефа Харце, командира 56-го танкового корпуса генерала Фридриха Госсбаха и командира 35-й пехотной дивизии генерала Георга Рихерта у переднего края немецкой обороны были созданы три лагеря.

Один из них находился на болоте у поселка Дерть, второй - в двух километрах северо-западнее местечка Озаричи, третий - в двух километрах западнее деревни Подосинник в болоте. В конце февраля - начале марта 1944 года гитлеровцы согнали сюда более 50 тысяч нетрудоспособных граждан Гомельской, Могилевской, Полесской областей Беларуси, а также Смоленской и Орловской областей России. Эти три лагеря получили название «Озаричского лагеря смерти». Лагеря представляли собой ничем не оборудованные редколесные заболоченные территории, обнесенные колючей проволокой. Подходы минировались, вокруг стояли пулеметные вышки. Люди размещались на земле. Какие-либо постройки отсутствовали, элементарных приспособлений для жилья не было. Строить шалаши, разводить костры категорически запрещалось. В лагерях людей ничем не кормили, не давали питьевой воды. Узники не получали никакой медицинской помощи. Напротив, в лагеря из близлежащих населенных пунктов свозились больные сыпным тифом. Их перебрасывали на территорию лагеря. Каждый день, а тем более ночь уносили сотни человеческих жизней. С изуверской жестокостью уничтожали детей, в числе узников их было больше половины. Они гибли первыми. Умершие оставались незахороненными.

18-19 марта 1944 года войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из Озаричских лагерей 33480 человек, из них 15960 детей в возрасте до 13 лет.

Подобный лагерь был создан в июне 1944 года на восточном берегу Днепра, в нем находились свыше 3000 человек мирных жителей, согнанных из Могилева и близлежащих населенных пунктов. Такого типа лагерь смерти был создан юго-восточнее Витебска, из которого воинами 3-го Белорусского фронта были освобождены около 8 тысяч мирных жителей.

Создавая концлагеря у переднего края обороны, фашисты преследовали несколько целей. Они выбирали такие места, где не надеялись удержать свои позиции, используя лагеря в качестве заслона при наступлении Красной армии, заразив узников лагерей сыпным тифом преследовали цель распространить эпидемию в передовых частях Красной Армии и сорвать ее дальнейшее наступление.

Освенцим

Освенцим был крупнейшим лагерем уничтожения, его называли фабрикой смерти, конвейером смерти, машиной смерти. Как и всякое определение, эти - далеко не полные. Прежде всего Освенцим населяли люди. Фактически в польской Силезии на нескольких тысячах гектаров было построено самое чудовищное государство в мире с населением в несколько миллионов человек, из которых уцелели менее трех тысяч, со своей системой ценностей, экономикой, органами управления, иерархией, правителями, палачами, жертвами и героями. Кем же были люди, организовавшие это государство смерти, и кто противостоял им?

Свидетельство польской акушерки пани Станиславы Лещинской, бывшей узницы фашистского концентрационного лагеря Освенцим.

«Из тридцати пяти лет работы акушеркой, два года я провела как узница женского концентрационного лагеря Освенцим-Бжезинка, продолжая выполнять свой профессиональный долг. Среди огромного количества женщин, доставлявшихся туда, было много беременных. Функции акушерки я выполняла там поочередно в трех бараках, которые были построены из досок, с множеством щелей, прогрызенных крысами.

Внутри барака с обеих сторон возвышались трехэтажные нары, на которых размещались на грязных соломенных матрасах по три или по четыре женщины. Солома давно стерлась в пыль, и больные женщины лежали на почти голых не струганных досках, к тому же с сучками, впивавшимися в тело.

Посередине, вдоль барака, тянулась печь, сложенная из кирпича, с топками по краям. Она была единственным местом для принятия родов, так как другого сооружения для этой цели не было. Топили печь изредка. Поэтому донимал холод: мучительный, пронизывающий, особенно зимой, когда с крыши свисали длинные сосульки.

О необходимой для роженицы и ребенка воде я должна была заботиться сама, но для того чтобы принести одно ведро воды, надо было потратить не меньше двадцати минут.

В этих условиях судьба рожениц была плачевной, а роль акушерки — необычайно трудной: никаких асептических средств, никаких перевязочных материалов. Сначала я была предоставлена сама себе; в случаях осложнений, требующих вмешательства врача-специалиста, например, при отделении плаценты вручную, я должна была действовать сама. Немецкие лагерные врачи — Роде, Кениг и Менгеле считали, что, оказывая помощь представителям другой национальности, они «унижают» звание германского врача, поэтому взывать к их помощи для меня было исключено. Позже я несколько раз пользовалась помощью польской женщины-врача, Ирены Конечной, работавшей в соседнем отделении. А когда я сама заболела сыпным тифом, большую помощь мне оказала врач Ирена Бялувна, заботливо ухаживавшая за мной и за моими больными.

О работе врачей в Освенциме не буду упоминать, так как-то, что я наблюдала, превышает мои возможности выразить словами величие призвания врача и героически выполненного долга. Подвиг врачей и их самоотверженность запечатлелись в сердцах тех, кто никогда уже об этом не сможет рассказать, потому что они приняли мученическую смерть в неволе. Врач в Освенциме боролся за жизнь приговоренных к смерти, отдавая свою собственную жизнь. Он имел в своем распоряжении лишь несколько пачек аспирина и огромное сердце. Там врач работал не ради славы, чести или удовлетворения профессиональных амбиций. Для него существовал только долг врача — спасать жизнь в любой ситуации.

Женщина, готовящаяся к родам, вынуждена была долгое время отказывать себе в пайке хлеба, за который можно было достать простыню. Эту простыню она разрывала на лоскуты, и они служили пеленками для малыша. Стирка пеленок вызывала много трудностей, особенно из-за строгого запрета покидать барак, а также невозможности свободно делать что-либо внутри него. Выстиранные пеленки роженицы сушили на собственном теле.

До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, были зверским способом умерщвлены: их топили в бочонке. Это делали медсестры Клара и Пфани. Первая была акушеркой по профессии и попала в лагерь за детоубийство. Поэтому она была лишена права работать по специальности. Ей было поручено совершать то, для чего она была более пригодна. Она была назначена старостой барака. Для помощи к ней была приставлена немецкая уличная девка Пфани. После родов младенца уносили в комнату этих женщин, где детский крик обрывался и до рожениц доносился плеск воды, а потом… роженица могла увидеть тельце своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами.

В мае 1943 года положение некоторых детей изменилось. Голубоглазых и светловолосых детей отнимали у матерей и отправляли в Германию с целью денационализации. Пронзительный плач матерей провожал увозимых малышей. Пока ребенок оставался с матерью, само материнство было лучом надежды. Разлука была страшной.

Еврейских детей продолжали топить с беспощадной жестокостью. Не было речи о том, чтобы спрятать еврейского ребенка или скрыть его среди нееврейских детей. Клара и Пфани попеременно внимательно следили за еврейскими женщинами во время родов. Рожденного ребенка татуировали номером матери, топили в бочонке и выбрасывали из барака.

Судьба остальных детей была еще хуже: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости.

Среди многих пережитых там трагедий особенно живо запомнилась мне история женщины из Вильно, отправленной в Освенцим за помощь партизанам. Сразу после того, как она родила ребенка, кто-то из охраны выкрикнул ее номер (заключенных в лагере вызывали по номерам). Я пошла, чтобы объяснить ее ситуацию, но это не помогло, а только вызвало гнев. Я поняла, что ее вызывают в крематорий. Она завернула ребенка в грязную бумагу и прижала к груди... Ее губы беззвучно шевелились, — видимо, она хотела спеть малышу песенку, как это иногда делали матери, напевая своим младенцам колыбельные, чтобы утешить их в мучительный холод и голод и смягчить их горькую долю. Но у этой женщины не было сил... она не могла издать ни звука, — только большие слезы текли из-под век, стекали по ее необыкновенно бледным щекам, падая на головку маленького приговоренного. Что было более трагичным, трудно сказать — переживание смерти младенца, гибнущего на глазах матери, или смерть матери, в сознании которой остается ее живой ребенок, брошенный на произвол судьбы.

У меня до сих пор не было возможности передать Службе Здоровья свой акушерский рапорт из Освенцима. Передаю его сейчас во имя тех, кто уже никогда не сможет рассказать миру о причиненном им зле. И если в моем Отечестве, несмотря на печальный опыт войны, могут возникнуть тенденции, направленные против зародившейся жизни, то я надеюсь на голос всех акушеров, всех настоящих матерей и отцов, всех порядочных граждан в защиту жизни и прав ребенка».

3. Дети блокадного Ленинграда

Ни меньшей угрозе подвергались дети находившиеся и на оккупированных территориях и в зоне блокады.

Из воспоминаний детей блокадного Ленинграда.

Мария Матвеевна Тепляшина.
«… довоенные воспоминания очень теплые, яркие. Я была рослая, бойкая, а еще не русская, финка. Язык плохо знала, зато отчаянно дралась с ребятней, если они дразнились, пытались обижать меня и сестру.

Начала войны мы по-детски как-то не заметили. Но тучи стремительно сгущались. А осознание войны как трагедии пришло, когда через нашу деревушку стали возить раненных солдат. Они кричали «пи-и-ть», стонали, и мы с ребятами неслись сломя голову, чтобы успеть быстрее всех напоить бойцов, угодить им, облегчить страдания.

Но и наши страдания были ужасны: голод, холод косили людей семьями. Наверное, многие видели документальные кадры, на которых улицы полны трупов. К этому привыкали, потому что деваться было некуда, это стало жуткой реальностью.

Мои родители что-то носили менять на крупу, а однажды я увидела, как взяли мою любимую куклу, большого пупса, и унесли. Не знаю, что на нее выменяли, но слез у меня было-с полную реку. В общем жили тяжело.

Но в марте 42-го по льду нас эвакуировали. Страху натерпелись! Водители ехали в сумерках, без фар, боялись провалиться в полыньи. Все знали, как много машин вместе с людьми под лед ушло.

Возле поезда нас накормили гречкой. Помню, взрослые после долго вздыхали по тем, кто у этого состава и остался - обычные порции оказались для голодных огромными, для некоторых- смертельными.

Нам повезло, встретили таких сердечных сибиряков, что одно только это компенсировало трудности, нехватку продуктов…»

Из воспоминаний Лидии Васильевны Каменчук:
«… в сентябре 41-го уже бомбили, причем методично, расчетливо. Взрослые приходили по вечерам с предприятий - и начиналось. Выла сирена, всем нужно было прятаться. В результате, бояться просто надоело.

Мы жили в Володарском районе (сейчас Невский). Его бомбили постоянно, поэтому мама, когда у нее сдали нервы, увезла меня к родственникам. Но очень хотелось домой. И вот мы решились отправиться домой. Не успели сойти с трамвая, как начался обстрел. Попал снаряд в наш дом, практически у нас на глазах. Вернулись называется!

Помню, как родные ждали вестей с фронта, как им хотелось узнать, что же происходит с Ленинградом. Но никакой конкретной информации не было.

Для нас слово «эвакуация» было страшным. Ехать неизвестно куда, да еще и испытание Ладогой. Наш черед настал в июне 42-го. Повезли на катере. А он возьми и заглохни посреди Ладоги. Ночь, вода сливается с небом, ничего не видно-жутко было. Мотор удалось наладить где-то через полчаса.

Подвезли нас к составу с товарными вагонами и перед отправкой накормили рисовой кашей с мясом. Вот это счастье было!

Уже на новом месте был период, когда ужасно скучала по Ленинграду. Собралась, поехала. Иду по улицам, но как вспомнила о том, что здесь везде лежали трупы, которые нужно было перешагивать… и всё, у меня как отрезало! Захотела домой, в Черногорск, подальше от этих воспоминаний, от ужаса, от голода, от страха».

4. Беслан и его история

Несмотря на то, что со времён второй мировой войны прошло 65- лет. И сегодня дети оказываются в ситуациях, где их жизнь подвергается прямой опасности. Таким наглядным примером являются события в Северной Осетии.

1 сентября в городе Беслан была захвачена школа террористами. В 9 часов утра вооруженная группа боевиков, в составе которой были и женщины, подъехала к школе, где в это время заканчивалась торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Большинство детей и родителей были загнаны ими в помещение школы, а затем в спортзал, подходы к зданию заминированы. Школа была оцеплена частями внутренних войск, милицией, армейскими подразделениями.

Официально было объявлено, что в заложниках находится 350 человек (на самом деле их там было более тысячи). Террористы потребовали освободить арестованных за нападение на Ингушетию боевиков в июне 2004 года и вызвать на переговоры президента Северной Осетии А. С. Дзасохова, главу Ингушетии М. М. Зязикова, доктора Л. М. Рошаля (но только только Рошаль оказался готовым вступить в контакт с террористами). Боевики, заминировав спортзал, угрожали взорвать здание в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого уничтоженного террориста. Но вскоре они выдвинули новое требование: вывести войска из Чечни.

При этом они отказались обменять детей-заложников на высокопоставленных осетинских чиновников, а также передать заложникам воду, продукты, медикаменты.

2 сентября доктор Рошаль установил контакт с террористами, но на все его предложения боевики отвечали отказом. Во второй половине дня к переговорам подключился экс-президент Ингушетии Р. С. Аушев, которому удалось добиться освобождения шести заложников (трех женщин и трех детей). Затем террористы отпустили еще 12 детей и 8 женщин.

3 сентября возобновились переговоры, оперативный штаб смог договориться об эвакуации из школы тел убитых. К захваченному зданию приблизились сотрудники МЧС с носилками. В спортзале неожиданно сработало одно из установленных боевиками взрывных устройств, взрывной волной была приведена в действие другая бомба. Прогремевшие взрывы, повлекли за собой бегство заложников, огонь по ним террористов и ответные действия спецназа. Начался пожар, рухнула крыша над спортзалом. Операция по спасению заложников была затруднена из-за сильного пожара (часть заложников сгорела заживо). В результате ожесточенной перестрелки спецназ занял здание школы, началось тушение пожара. Вечером начались работы по разбору обломков.

В результате теракта погибло 323 человека, в том числе 156 детей (позднее в больницах скончалось еще восемь человек), более 700 было ранено. Кроме того, погибло 11 спецназовцев (впервые в России во время терактов).

Вскоре после теракта была создана парламентская Комиссия по расследованию теракта в Беслане, а в самом городе — общественная организация «Матери Беслана», принявшая активное участие в расследование и судебном процессе по событиям в Беслане.

Заключение

Благодаря, проведенной мной работе я пришла к заключению, что дети попавшие во время войны на территорию где проводятся военные действия, практически являются беззащитными, несмотря на множество принятых международных документов, существующих международных организаций тому свидетельство множество документальных свидетельств о тяжёлой судьбе во время войны.

Сегодня в мире огромное количество военных конфликтов, при проведении которых огромное количество детей оказывается в зоне военных действий, и говорить о безопасности детей не представляется возможным. Наглядным примером являются события в Осетии в городе Беслан, где дети стали заложниками террористических актов.

Материал моей работы может применяться на уроках обществознания, классных часах, посвящённых проблемам гуманитарного права и по изучению тем Великой Отечественной Войны.

Литература

1. Конвенция о правах детей.
2. В.В. Лазарев Основы права. Международное гуманитарное право. М, 2003.
3. Ш. Мюллер Слесарная команда Равенсбрюка: воспоминания заключённой № 10787. Пер.с нем. - М.: Политиздат, 1985. - 174 с.
4. Освенцим: фабрика смерти. М., 1986.
5. Освенцим. БСЭ.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
7. Газета «Черногорский рабочий » от 04.02.2010 г.
8. HTTPS:// www.pravdabeslana.ru /
9. HTTPS:// pradneyshaya-rada.narod.ru/lager.html

Приложение

Просмотрев все изложенные факты, мы решили провести небольшой социологический опрос, насколько данная тема актуальна сегодня и как мои сверстники относятся к ветеранам ВОВ.

Результаты анкетирования:

Знакома ли Вам данная тема?

1. Опрос учащихся (8-11кл) и учителей нашей школы показал, что большая часть опрошенных (43%)- осведомлены о жизни детей во время войны. 17% первый раз об этом слышат.40% в курсе вопроса в целом.

2. Что ВЫ знаете о гуманитарном праве?
21%- знают все его положения
23% с трудом понимаю вопрос.
56% имеют общее представление.

2. Как вы думаете, является ли актуальной данная тема сегодня? 67% Да, множество военных конфликтов как в мире, так и России. 10% Нет, это в основном, касается действующих армий. 23% эта проблема актуальна только для некоторых регионов.

6.Как вы относитесь к ветерана ВОВ? 94%-С уважением и пониманием их подвига.0%-Как к старикам, прожившим своё время, 6%-как к людям, требующим уважения, а я не понимаю за, что.

7. Хотел бы ты сделать (или делаешь сейчас)что ни будь приятное или полезное для участников ВОВ?
3%-нет, мне это не интересно, 34%- считают что государство и так сегодня оказывает им достаточную помощь и внимание.63%- помогают ветеранам и просто пожилым людям.

По результатам анкеты можно сделать некоторые интересные выводы, существующие на данный момент в обществе с одной стороны 94%- с уважением и пониманием относятся к подвигу ветеранов и в то же время 54%- требуют уважения.
34%- полагают, что ветераны получают достаточную помощь от государства.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»