Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Заселение татарами территории Пировского района


Всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век»

Выполнила:
Екатерина Кудакина,
КГКОУ «Лесосибирский детский дом
им. Ф. Э. Дзержинского», 9 класс

Руководители:
Елена Алексеевна Прокопович,
Елена Борисовна Саттарова,
педагоги дополнительного образования.

Лесосибирск - 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей работы «Заселение татарами территории Пировского района». Эта тема нам интересна, так как мы тесно общаемся с татарским населением в период каникул, особенно летних, проживая в их семьях. Пировский район представляет собой место компактного проживания татарского населения, и там расположено много татарских деревень. Кроме того, татарское население в Лесосибирске тоже представляет достаточно многочисленную часть.

Целью работы мы поставили: выделить основные периоды заселения татарами территории Пировского района.

Соответственно, были намечены задачи:
1) Изучить литературу и другие источники по теме.
2) Провести беседы с жителями деревень Пировского района.
3) Сделать анализ полученных материалов и выводы.
4) Оформить работу.

Объектом изучения стало заселение татарами территории Красноярского края, предметом – заселение татарами Пировского района.

В работе над темой были использованы такие практические методы как беседа, интервью и теоретические - анализ, сравнение и обобщение.

Мы предположили, что основные периоды заселения татарами территории Пировского района и Красноярского края совпадают.

При написании работы были использованы такие источники, как учебные пособия по краеведению, научно-популярная литература, материалы Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского сельских архивов, Интернет-источники.

В учебном пособии «Красноярье: пять веков истории» (часть 1) дается географическая характеристика Красноярского края и его древнейшая история, которая повествует о периоде, начиная с эпохи палеолита и до XVI века. Дается характеристика этого периода с описанием основных народностей, населяющих Приенисейскую Сибирь.

В главе «Приенисейский край в XVII веке» рассказывается о присоединении Приенисейского края к России и формировании социальных, экономических и культурных отношений населения. В последующих главах характеризуется экономическое, социальное и политическое развитие Енисейской губернии до начала XX века.

В хрестоматии «Красноярский край в истории Отечества» (книга первая, 1890 – 1917) подобраны документальные источники по истории указанного периода. Это самые разнообразные документы: отчеты должностных лиц, переписка, справки, донесения, протоколы дознаний, следственные бумаги, прошения, обращения, листовки, таблицы и т. д.

В книге первого губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова содержатся разнообразные материалы по географии, статистике, истории, этнографии, археологии, промышленном развитии и об администрации Енисейского края. Степанову с помощью сотрудников аппарата управления губернии удалось собрать большой и ценный материал о Енисейской губернии XIX века.

В брошюре Р. К. Яруллиной «Сибирская Икшурма – несомненный успех Столыпинской аграрной реформы» дается описание основных мер, проводимых в её рамках. Также рассказывается о возникновении икшурминского поселения, образованного выходцами из центральной части России в Енисейском уезде в начале XX века. Автор повествует также и о культуре, быте и обычаях переселенцев, обосновавшихся на территории Пировского района. В брошюре имеются воспоминания, фотографии, генеалогические древа некоторых татарских семей.

В материалах Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского сельских архивов имеются сведения о том, когда образовались эти села и кто были их первые поселенцы. Есть краткая история развития этих поселений.

Просматривая Интернет-источники, мы основное внимание уделяли вопросам поселения татар в Сибири до присоединения её к России и после присоединения. В этих источниках имеются сведения о предках сибирских татар, о формировании татарской народности на территории Сибири, а также о том, как и в связи с чем на протяжении нескольких веков осуществлялись переселенческие процессы татарского населения из центральных районов России в Сибирь.

ПРЕДКИ СИБИРСКИХ ТАТАР

Изучив источники по теме, мы узнали, что в VI-IX веках происходит смешение местных сибирских племен с пришельцами - алтайскими и центральноказахстанскими тюрками. В XIII веке сформировавшиеся было культурно-этнические группы опять изменяются, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и под влиянием самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. Так к XV веку формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами (приложение 1, рис. 1)

Сибирские татары имели сильную феодальную верхушку, поэтому уже в XV веке здесь образовалось первое политическое объединение - княжество Великая Тюмень с центром в городке Чинги-Тура (будущий г.Тюмень) (приложение 1, рис. 2). При распаде Золотой Орды в ХV веке земли Великой Тюмени вошли в состав нового политического объединения - Сибирского ханства, состоявшего из мелких улусов. Также в результате распада Золотой Орды образовались отдельные ханства: Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Ногайская Орда (начало XV века), Большая Орда и другие [3].

В татарских ханствах сохранились традиционные порядки Золотой Орды – ханское управление, основные правящие роды (Аргын, Барын, Кыпчак, Ширин), административно-территориальное деление (улусы), сословное деление на эмиров, беков, мурз, уланов и «чёрных людей» (тат кара халык) [9]. В них сформировались основные группы татарского народа: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары.

Сибирское ханство получило название по главной ханской ставке Сибирь (Кашлык) (приложение 1, рис. 3). Татары, населявшие ханство, вели полукочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили лошадей и овец. Несмотря на это, в пойме рек Тобола и Иртыша существовали небольшие очаги земледелия. В оседлых поселениях развивалась домашняя промышленность: гончарное производство, ткачество, плавка и обработка металлов. Административными и военными центрами были городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура (Ялуторовск) и др.

Сибирское ханство граничило с Пермской землей, Ногайской Ордой, на севере территория достигала низовьев Оби, на востоке его границы были размыты. В состав Сибирского ханства в XV-XVI веках также входили земли башкир, живущих на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй. Сибирские ханы совершали набеги на северо-восточную и центральную Башкирию, а также Уфимскую крепость. Ханство населяли тюркоязычные племена: татары, аргыны, башкиры, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы и др. Во главе государства стоял хан. Административными центрами ханства являлись укрепленные городки.

В 1555 году хан Едигер признал вассальную зависимость от Москвы, которая была разорвана в 1572 году ханом Кучумом. В 1582 году Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI века (приложение 1, рис. 4). На территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдарск (1595) и др. [8]. Кучум со своими войсками откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года.

До 1629 года территория современного Красноярского края входила в обширный регион с центром в г.Тобольске (приложение 1, рис. 5). Позднее остроги Енисейск, Красноярск и Канск с прилегающими землями были причислены к Томскому разряду. В дальнейшем, в связи с административно-территориальными преобразованиями, в 1797 году все территории бассейна реки Енисей были причислены к Тобольской губернии - до 1804 года; затем - до 1822 года они входят в состав Томской губернии.

В 1822 году, проводя ревизию сибирских владений, Александр I подписал указ об образовании Енисейской губернии в составе пяти округов: Красноярского, Енисейского, Ачинского, Минусинского и Канского. Административным центром вновь образованной губернии был утвержден город Красноярск [6].

За 50 лет после создания Енисейской губернии в административном устройстве Российской империи прошли незначительные перемены: в 1879 году округа переименованы в уезды. Территория Енисейской губернии изменениям не подверглась и в основном совпадала с границами современного Красноярского края (приложение 1, рис. 6), который был образован Постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 года вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краёв [9].

Таким образом, мы видим, что в результате исторических процессов на территории Сибири, к XV веку формируется этническая группа сибирских татар, основное расселение которых происходило на территории Сибирского ханства, присоединенного в XVI веке к России.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Нужно отметить, что национальный состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием, ставшими результатом сложных этнокультурных, демографических и политических процессов.

В конце XVI - начале XVII веков в связи с освоением вновь присоединенных сибирских земель в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII века местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению. В первой четверти XVIII века в Приенисейский край попали шведские военнопленные.

В XIX веке национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Параллельно развивалась крестьянская миграция, особенно в период после реформы об отмене крепостного права 1861 года. Среди переселенцев оказалось много украинцев, татар, мордвы.

По переписи населения 1897 года на территории Енисейской губернии насчитывалось 570 тысяч жителей. Пришлых народов было: украинцы - 21,4 тысячи человек (3,75%), татары - 6,0 тысячи (1,05 %), поляки - 5,9 (1,04%), евреи- 5,1 (0,88%), мордва - 3,8 (0,66%), латыши и эстонцы - по 1,4 (0,25%), немцы и цыгане - по 1,0 (0,16%) [2].

Со строительством Транссибирской железной дороги (приложение 1, рис. 7) и введением в жизнь Столыпинской аграрной реформы в начале XX века в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, среди которых было много белорусов, украинцев, татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей. Татары ехали в Сибирь из различных губерний России, преимущественно из Казанской и Уфимской. Именно в этот период появилось большинство татарских деревень в Енисейской губернии. Например, с 1907 по 1910 год было образовано 5 татарских селений, в 1911-1912 годах - 47 [7].

На изменение национального состава Енисейской губернии 1920-х гг. повлияли репатриация иностранных военнопленных, отъезд российских граждан во вновь образованные государства — Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Финляндию, а также большой приток в Сибирь беженцев из национальных районов Поволжья, пораженных сильнейшей засухой. Это были татары, чуваши, марийцы и другие народности, населявшие места, охваченные этим страшным бедствием (приложение 1, рис. 8).

К 1926 году нерусское население Красноярского края насчитывало 185 тысяч человек, из них только треть (62 тыс.) приходилась на коренные народы [7]. К этому времени в регионе существо¬вало более 3,6 тысячи национальных селений. Так, хакасы проживали в 434 улусах; 313 сел, деревень и поселков имели белорусы, 119 — украинцы, 71 — татары, 26 — чуваши, 34 – народы Балтии [7].

С 1926 года по 1939 год татарское население выросло на 71,6 % [11]. Это было вызвано как естественным приростом, так и прибытием спецпереселенцев (раскулаченных, репрессированных и т.д.).

На этнический состав населения Сибири в 1930 – 1940-е годы повлияли сталинские репрессии. В край ссылались народы Балтии и поляки, немцы Поволжья, десятки тысяч человек, только потому, что оказались людьми «не той национальности». За ними последовали калмыки, крымские татары (приложение 1, рис.9), греки, болгары, представители кавказских народов. Надо отметить, что сибиряки принимали вынужденных переселенцев тепло. Многие из них были практически лишены средств к существованию, даже соответствующей одежды не имели. Им помогали построиться, встать на ноги.

Очередная волна продвижения татарского населения в Красноярский край произошла в период строительства крупнейших объектов народного хозяйства на территории края в 60-70 годы прошлого столетия С 1959 по 1979 годы татарское население в крае выросло с 40 тысяч до 50-ти тысяч [7].

Серьезные изменения в национальном составе региона произошли в трудные 1990-е годы, которые сопровождались жесткими реформами в политической и социально-экономической сферах, резким подъемом национального самосознания и образованием суверенных государств, повышенной миграционной активностью населения и кризисом демографического развития. Вместо того, чтобы снять накопившиеся противоречия, тогдашние политики из стран бывшего СССР подогревали националистические настроения в угоду своим сиюминутным интересам. Это очень болезненно сказалось на Сибири и Красноярском крае в частности. По Всероссийской переписи населения 2002 года численность татарского населения в крае составляла 49, 5 тысяч человек, в то время как в 1989 году – 55 тысяч [10 ]. Уменьшение произошло вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. То есть численность татар региона за последний период между переписями снизилась на 10% [8].

Среди татар, как и других национальных меньшинств, ускоренными темпами стали развиваться урбанизационные процессы. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания в сельской местности. На 2002 год в крае насчитывалось 132 подобных селения, в том числе у татар – 35 [5], (приложение 1, рис. 10), в то время как в 1926 году их было 71 [7].

В настоящее время татары проживают во всех районах края; их наибольшее количество в процентном отношении находится в Пировском районе – 29, 3% [10].

Таким образом, на протяжении нескольких столетий можно отметить несколько миграционных процессов татарского населения, которые связаны с общими социально-политическими событиями российского государства.

ТАТАРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПИРОВСКОМ РАЙОНЕ

Приступая к работе с источниками по Пировскому району, мы поставили задачу – выяснить, когда заселялись некоторые деревни Пировского района татарами и потом соотнести полученные данные с основными периодами заселения татарами территории Красноярского края. Мы выяснили следующее.

Татарские деревни Икшурма, Коврига, Долгово, Солоуха, Комаровка, Волоковое образованы в 1910 – 1912 годах в связи с мероприятиями Столыпинской аграрной реформы выходцами из разных районов Татарстана, ранее входивших в состав Казанской губернии. К началу ХХ века Казанская губерния, как и многие другие районы Центральной России, отличалась многочисленным населением и малоземельем. Поэтому многие уезжали в поисках больших земельных участков в Сибирь. Этому способствовали и обещаемые по реформе условия: увеличение отпускаемых кредитов, бесплатный проезд, выдача подъемных, предоставлялись «столыпинские» вагоны для перевозки скота и имущества и др.

В 1909 году в глухую тайгу приехали первые «разведчики» Сафин Сафа и Мухаматрахимов Хусаин. И уже в 1910 году из села Дусай Таканышского района Татарии приехали на постоянное место жительства семьи Сафина С., Мухаматрахимова Х., Гатина С., Гафарова У., Хисамутдинова Н., Мухамадеева Г.

Первое поселение должно было быть на речке Долгово, согласно отмеренному землемерами участку под деревню. Но переселенцев уговорил мельник Илья, у которого стояла мельница на реке Белая. Он жаловался, что его замучили частыми посещениями медведи.

1911 год – постройка мечети. Деньги на строительство мечети выделили богатый купец Хасан с сыном Габдуллой, которые жили в Томске. Они специально приехали, чтобы построить эту мечеть. Первым муллой в деревне стал Шайхетдин Шакиров. В настоящее время долговская мечеть – единственная в районе. Долгово всегда отличалось и отличается до сих пор тем, что здесь, несмотря ни на что, соблюдались культурные традиции татарского народа. Во время мусульманских праздников представители этого народа собираются со всего района.

Шли годы. Появлялись новые хозяйства. Вслед за первыми переселенцами приехали Мухутдиновы, Яруллины, Хакимовы.

Вторая улица деревни – ул. Качаево - образовалась во время войны, туда переехали Сафиуллины из д. Качаево Пировского района..

70 – 80-е годы – это годы развития деревни в области экономики, сельского хозяйства, культуры.

О том, как менялась численность населения Долгово, показывают цифры о количестве учеников в школе. В 1966 –1967 учебном году в школе обучалось 73 ученика, в 1979 – 1980 - 16 учеников, а сегодня в Долговской начальной школе всего один ученик [4].

На том месте, где сейчас стоит село Солоуха, был огромный сосновый бор. В 1910 году из Казанской губернии Петропавловской области Мамадышского уезда приехал ознакомиться с местностью Яхин Якуб Яхиевич. В 1911 году под руководством Яхина Я.Я. приехало ещё несколько семей: Мухаматрахимовы Ибрагим, Ульдан; Ульдановы Фасхутдин, Гайнутдин, Хисматулла, Насретдин и другие.

Землемеры сделали планировку будущего села. По преданию однажды сюда приехали из соседней деревни Кузнецово мужики за мхом. Недалеко от поселения у них утонула лошадь соловой масти, только уши одни были видны. Вот поэтому и назвали деревню Солоуха.

Новосёлы оказались в глухой, непроходимой тайге. Вначале на берегу реки Белая они сделали временные жилища. Это были землянки. Там они жили, пока строили дома. Строительство велось ручным способом. Строили из толстых деревьев. Дома были прочные, крепкие; даже сейчас сохранилось несколько домов, которые ещё будут стоять долгое время. Первым переселенцам пришлось провести трудную работу по раскорчёвке земель под поля. Первый посев они проводили на землях, которые им дали кузнецовские мужики из соседней деревни. В тот год рано ударили заморозки, и первый урожай полностью замёрз.

Неурожай первого года, бездорожье и комары многих напугали, и они уехали обратно. Оставшиеся расчищали небольшие земельные участки, вспахивали их сохой-американкой, которую прицепляли к передку телеги. Позднее из Татарии была привезена настоящая соха.

Перед Великой Отечественной войной колхозники стали жить зажиточно. Численность населения в деревне была около 600 человек [4]. Особо развивается деревня в 60 – 70 годы. В середине 90-х годов хозяйство пришло в упадок. Колхоз «60 лет Октября» был переоформлен в СПК «Рассвет». Сегодня предприятие выживает за счёт заготовки леса. Осталась одна ферма (5 коров, более 100 голов свиней) [4]

В 1910 году были образованы деревни Икшурма и Коврига выходцами из поволжских татар. Двеннадцать семей приехали из Сабинского района одноименной деревни Казанской губернии [5]. Это семьи Исмагиловых, Камалутдиновых, Нафиковых, Хабибуллиных, Фазлеевых, Иксановых, Латыповых, Шакировых, Галеевых, Самигуллиных, Галямовых и Хисматуллиных.

Семьи были обязательно многодетными, в каждой от 5 до 10 детей. Прибыли переселенцы через Ачинск на лошадях в Бельскую волость (ныне Пировский район) Енисейского уезда Енисейской губернии. На тот момент здесь проживали в основном русские, которые хорошо встретили переселенцев, и первое время помогли им. Выделенных по условиям реформы подъемных денежных средств едва хватило на переезд и покупку небольшого поголовья скота. На месте заимки Зыряновка, принадлежащей большекетским чалдонам, было определено место жительства прибывших татар [5]. Пока строили дома, жили в вырытых землянках. Типы домов и построек полностью совпадают с архитектурой домов Казанской губернии. Более этого, приехавшие переселенцы-плотники пользовались большим спросом у местных жителей соседних деревень. Такие дома и постройки получили широкое распространение по всей территории Пировского района.

Потомки вышеперечисленных семей составляют костяк нынешнего населения села Икшурма (приложение 2, рис. 1), т.е. многие жители носят ту же фамилию, что и прадеды-переселенцы. Население деревни быстро росло за счет смешения этих семей. Многие породнились и имеют глубокие родственные связи.

К Икшурминскому поселению относится деревня Коврига. В 1910 году шесть семей приехали в Сибирь из деревни Чути Кайбицкого района Татарии. Это семьи Низамутдиновых, Рахматуллиных, Файзовых, Шарафутдиновых, Валеевых и Альмаметовых [5]. Это место для поселения было предложено волостным переселенческим начальником. Коврига - небольшая круглая гора - являлась водоразделом. Места принадлежали сибирякам-чалдонам, крестьянам из деревни Большая Кеть, у них там находились рига и омшаник. Переименовывать название переселенцы не стали, решили, что слово неплохое, означающее круглый хлеб и утвердили его официально.

В 1920-е годы прибыли семьи Насыровых, Султановых, Таховеевых в связи с раскулачиванием. Больше, по воспоминаниям Рахматуллиной Бадэрхаят, переселенцев из числа татар в деревне не было [1].

Как отмечают респонденты, особое развитие деревень Икшурминского поселения наблюдается в 60 - 70 годы. Укрупняется колхоз, бессменным руководителем которого 30 лет был Рахманкулов Нагим Гарифович [1]. Колхоз им. Калинина был в эти годы самым крупным в районе, являлся колхозом-миллионером, что, конечно, сказывалось на развитии Икшурминского поселения. Семьи разрастались, появлялись новые дети и новые молодые семьи. За годы Советской власти в селе были забетонированы улицы, построены двухэтажный кирпичный детский сад, двухэтажное административное здание из железобетонных блоков, торговый центр со столовой, котельная, зерносушильный комплекс, молочно-товарный комплекс с германским оборудованием, 15 двухквартирных домов, центральные ремонтные мастерские. В 1975 году было построено здание средней школы. К 1986 году в селе Икшурма было 133 хозяйства. В колхозе имелось 75 тракторов, 60 автомобилей, 41 зерноуборочный комбайн [5].

С распадом СССР произошли большие изменения в жизни поселения. Колхоз распался, как и все остальные в районе. Именно этот период, как отмечают жители поселения, подорвал благополучие села, численность населения в этот период значительно уменьшилась. В деревне Коврига закрыли 2 года тому назад начальную школу. На первое января 2003 года здесь проживало 326 человек [5].

По результатам переписи 2010 года в Икшурме проживает 246 человек, а в деревне Коврига – 146 [5].

В один год с Ковригой и Икшурмой возникла деревня Комаровка (приложение 2, рис. 2). Первыми переселенцами были братья Ивановы, Кузьмины, Тарасовы, Терентьевы, Филиппов Григорий. Весной они приехали в разведку, выбрали и подготовили место, а осенью привезли свои семьи. Показал это место охотник из Пировска чалдон Величкин [4]. Так около реки Кеть на высоком месте появилась деревня Комаровка, одноименная с деревней Мамадышского района Казанской губернии. По воспоминаниям супругов Ивановых, Александра Герасимовича и Александры Александровны (приложение 2, рис. 3), подъемные давали в размере 40 рублей, на которые приобретались лошади, коровы и орудия труда [1]

В 1937 году деревня пополняется семьями, которые бежали от сталинских репрессий и раскулачивания. Прибыли семьи Таракановых, Григорьевых, Кузьминых с того же Мамадышского района. Они ехали уже в новые места к своим родственникам и знакомым. Как рассказывает Тараканов Федор Петрович (приложение 2, рис. 4): «Дед мой бежал с семьей в 37-м году от раскулачивания. Ему повезло в отличие от других, он смог все продать и бежать с семьей в Сибирь к родственникам»[1].

В последующие годы в Комаровку приехали с Таканышского района: в 1940 году семьи Глуховых, в 1955 году – Гавриловых [4].

Семья Михайловых в Комаровке с 1959 года. Как рассказывает Михайлов Александр Алексеевич (приложение 2, рис. 5), семья его деда прибыла в Бельскую волость в 1911 году из Кукморского района Казанской губернии [1]. С ним приехало шестеро детей со своими семьями (5 сыновей и одна дочь с мужем). Поселились все в Пировске на квартире у русских. Жен оставили, а сами строили дома в деревне Туруханка Большекетского поселения. Семья дочери поселилась в новых местах, недалеко от Пировска, где впоследствии образовалась деревня Волоковое. На высоком берегу реки жили четыре семьи марийцев. В поисках лучших мест они продвинулись дальше на север. А их земельные наделы по жребию разделили семьи Мальцевой Евдокии Григорьевны (приложение 2, рис. 6, 7), Михайловых и Гавриловых.

В 1929 году отца Александра Алексеевича раскулачили и посадили. Дом отобрали, а детей выгнали из деревни. Помыкавшись по деревням Пировского района, семья Михайловых в 1959 году осела в Комаровке.

В 1960-е годы, в связи с развитием народного хозяйства в Красноярском крае, наблюдается прирост населения за счет прибытия новых семей в некоторые деревни Пировского района: Комаровка, Волоковое, Усковское. Причин этого этапа переселения татар было несколько. По словам жительницы деревни Волоковое, Красновой А. (переселенки того времени), крестьянам в колхозах Татарии не выделяли покосные угодья, дров не было, пилить не разрешалось, зарплаты были низкие. В Татарии появились первые гости из Сибири, которые в ярких красках описывали свою жизнь: дома можно строить какие угодно, леса много, выделяются покосы [1].

В эти годы в Комаровку прибыли семьи Афанасьевых, Самсоновых, Васильевых и Журавлевых. В Волоковое приехали семьи Красновых, Грушевых, Фроловых. Все было в Сибири хорошо, только вот комары сильно одолевали.

Иванов А.Г., житель Комаровки, периодически ведет подсчет дворов деревни. По его словам, к 1980 году было 113 домов. За 20 лет было заброшено 50 дворов. Сейчас нет уже 60 дворов [1]

Таким образом, мы установили, что образование рассмотренных татарских деревень Пировского района происходило в период с 1909 по 1911 годы, и в настоящее время они отмечают столетие своего образования.

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование включало несколько этапов.

Первым был этап изучения вторичной информации. Источниками вторичной информации послужили литература, материалы Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского сельских архивов, а также материалы Интернета (приложение 3, рис. 1 – 3). На данном этапе предполагалось:

1) Изучить литературу по данной теме, чтобы получить интересующие сведения о заселении татарами Сибири и Красноярского края, в том числе Пировского района. Была изучена соответствующая литература (см. раздел «Литература и другие источники») и, таким образом, получены сведения, характеризующие процесс формирования татарской народности на территории Сибири и их продвижение на территорию Красноярского края и Пировского района.

2) Путем изучения материалов Интернета были расширены сведения по объекту и предмету исследования.

3) При изучении материалов Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского архивов были получены сведения по предмету исследования, а именно по вышеуказанным поселениям Пировского района.

Таким образом, были собраны материалы о формировании татарской народности на территории Сибири и заселении татарами территории Красноярского края, в частности Пировского района. Полученные данные должны были послужить составной частью сравнения, которое планировалось провести после получения и обработки первичной информации.

Получение первичной информации стало следующим этапом исследования. Первичная информация собиралась путем беседы с жителями сел Икшурма, Коврига, Комаровка и Волоковое в Пировском районе.

В основу беседы были положены вопросы, ответы на которые показывали, когда и в связи с чем та или иная семья прибыла в данное поселение.

В итоге были получены сведения от девяти респондентов.

На следующем этапе был проведен анализ полученной информации, в результате которого были сделаны выводы:

1) К XV веку формируется этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, которых называют сибирскими татарами.

2) К концу XV века сибирские татары проживали на территории Сибирского ханства, образованного в результате распада Золотой Орды. Ханство было присоединено к России в XVI веке.

3) В XVII - XVIII веках продвижение татар на территорию Красноярского края не наблюдается.

4) Переселение татарского населения из европейской части России в XIX веке было связано с крестьянской миграцией после реформы 1861 года об отмене крепостного права.

5) Следующий период продвижения татар в Красноярский край связан со строительством Транссибирской железной дороги и началом Столыпинской аграрной реформы в начале XX века.

6) В 1920-е годы татары оказались в числе беженцев, прибывших в наш край, из национальных районов Поволжья, пораженных засухой и охваченных голодом.

7) В 1930 - 1940-е годы в период сталинских репрессий в край прибыли крымские татары и татары Казанской губернии. (Крымские татары в 1944 г. Красноярский край на самом деле не выселялись, только в начале 30-х раскулаченные из ТАССР - Ред.сайта)

8) В 1960 – 1970-е годы в связи с развитием народного хозяйства в крае наблюдается пополнение региона татарским населением.

9) В 1990-х – начале 2000-х годов татарское население края уменьшилось в связи с распадом Советского Союза и последующими явлениями в обществе. Выделенные периоды заселения татарами территории Красноярского края обобщены в таблице (приложение 4).

10) В Пировском районе татарские деревни Долгово, Солоуха, Икшурма, Коврига, Волоковое, Комаровка были образованы в 1910 – 1912 годах.. Их образованию способствовали мероприятия Столыпинской аграрной реформы.

13) Периодов заселения татарами территории Пировского района можно выделить пять: первый – начало XX века: миграции в связи с проведением аграрной реформы Столыпина; второй – 1920-е годы: переселение татар в район в связи с раскулачиванием; третий - 1930-е годы: прибытие татарских семей в связи со сталинскими репрессиями; четвертый - 1960-е годы: пополнение селений Пировского района в связи с развитием народного хозяйства в крае; пятый – 1990 – 2000-е годы: убытие части татарского населения в связи с ухудшением социально-экономической обстановки в регионе.

14) Вышеуказанные периоды совпадают с такими же этапами, характерными для всего Красноярского края.

15) До начала XX века проживания татар на территории Пировского района нами не установлено.

16) Не наблюдается прибытия на территорию Пировского района в 1940-е годы крымских татар.

17) Заселение Пировского района происходило преимущественно татарами из Казанской губернии.

Таким образом, формирование татарского населения Пировского района происходило на протяжении последнего столетия и в нем отразились значимые исторические процессы, происходившие в этот период времени в развитии нашего государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя своё исследование, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели – выделили основные периоды заселения татарами территории Пировского района. Предположение о совпадении этих периодов с соответствующими периодами заселения татарами Красноярского края подтвердилось, хотя в край наблюдается миграций больше.

В дальнейшем мы планируем изучить и другие аспекты, связанные с проживанием татарского населения в Пировском районе. Это вопросы материальной и духовной культуры татар - занятия населения, праздники, семейные традиции, особенности национальной одежды, кухни, свадебная обрядность и т. д.

Материалы нашей работы можно использовать для проведения краеведческих мероприятий и другой внеклассной работы.

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Воспоминания жителей деревень Пировского района.
2. Красноярский край в истории Отечества: Книга первая. 1890 – 1917. Хрестоматия. – Красноярск: Кн. изд-во, 1996.
3. Красноярье: пять веков истории: учеб. пособие по краеведению. Ч. 1 / рук. Н.И. Дроздов. – Красноярск: Платина, 2005.
4. Материалы Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского сельских архивов.
5. Сибирская Икшурма – несомненный успех Столыпинской аграрной реформы / Под ред. Р. К. Яруллиной – Икшурма: МУК «Центр ремесел «Домострой», 2010.
6. Степанов А. П. Енисейская губерния / А. П. Степанов. – Красноярск: Горница, 1997.
7. HTTPS://www.krskstate.ru/society/nations/etnokart
8. HTTPS://sibforum.sfu-kras.ru
9. HTTPS://ru.wikipedia.org
10. HTTPS://www.tatar.ru
11. HTTPS://tatar-congress.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рис. 1. Сибирские татары


Рис. 2. Карта Тюмени 16 века


Рис. 3. Сибирь (Искер, Кашлык) – столица Сибирского ханства


Рис. 4. В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком


Рис. 5. Тобольск – столица сибирских татар


Рис. 6. Карта Красноярского края


Рис. 7. Строительство Транссибирской железной дороги


Рис. 8. Голод в Поволжье


Рис. 9. Крымские татары


Рис. 10. Татарская деревня

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Рис.1. Деревня Икшурма Пировского района


Рис.2. Деревня Комаровка Пировского района


Рис.3. Ивановы Александр Герасимович и Александра Александровна


Рис.4. Тараканов Фёдор Петрович


Рис.5. Михайлов Александр Алексеевич (справа)


Рис.6. Мальцева Евдокия Григорьевна (справа)


Рис.7. Дом Мальцевой Е.Г. в деревне Волоковое Пировского района, построен в начале ХХ века (фотография 50-х гг.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Рис.1. Брошюра Яруллиной Р.К. «Сибирская Икшурма – несомненный успех Столыпинской аграрной реформы»


Рис.2. Яруллина Р.К. – автор брошюры, директор Центра ремёсел «Домосторой» с. Икшурма


Рис.3. В Комаровской школе

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица . Основные периоды заселения татарами Красноярского края

Периоды Хронологические рамки периода Содержание периода
Первый XIII – XIV вв. Формирование этнической группы тюркоязычных татар Западной Сибири, которых называют сибирскими татарами.
Второй XV – XVI вв. Проживание татар на территории Сибирского ханства.
Третий XVII – XVIII вв. Продвижение татар на территорию Красноярского края не наблюдается
Четвертый Вторая половина XIX века Переселение татарского населения из европейской части России после реформы об отмене крепостного права.
Пятый Начало XX века Продвижение в край в связи со строительством Транссиба и Столыпинской аграрной реформой.
Шестой 1920-е годы Миграции в связи с голодом в Поволжье и раскулачиванием.
Седьмой 1930 – 1940 годы Прибытие крымских татар и татар Поволжья в связи со сталинскими репрессиями.
Восьмой 1960 – 1970 годы Миграции в край в связи с подъемом народного хозяйства
Девятый 1990-е – начало 2000-х годов Уменьшение татарского населения в связи с распадом Советского Союза и последующими явлениями в обществе.

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»