Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Офицерская честь


XIII ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Моторкин Игнатий
 Абанская СОШ №3
 11 класс

Краеведческий клуб «Земляки». Программа дополнительного образования «Белые пятна истории Абанского района»

Руководитель
Калякина Надежда Васильевна, руководитель клуба «Земляки», учитель истории Абанской СОШ №3

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение
2. Основная часть: Офицерская честь
 Глава 1. Понятие «офицерской чести» в разные периоды  истории России
 Глава 2.ДвесудьбыСтр.9-13
3. Заключение
4. Библиография
5.Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В поисках, не упомянутых  в Книге Памяти абанских имен участников Великой Отечественной войны, клуб «Земляки»  работает четвертый  год  в архиве Абанского  военкомата. Здесь хранятся документы: «Учетные карточки» военнослужащих и «Личные дела»  офицерского состава. Второй  год я тему исследования  связываю с историей Великой Отечественной войны. Первый год мы писали коллективную работу по истории 510 гаубичного полка, а в 9 классе я под руководством Калякиной Н.В. продолжил эту тему. В прошлом году источники  для исследования я нашел тоже в архиве военкомата.   Меня заинтересовали  два «личных дела» участников войны  с одинаковой судьбой. Они  родились в одно время, воспитывались в советской школе. Оба были офицерами Советской Армии.     Но, по-разному распорядились своими возможностями.Один сохранил честь офицера, другой –потерял ее.  Меня интересовал вопрос:при каких обстоятельствах может поменять человек свои убеждения,забыть об ответственности офицера?

Актуальность данного вопроса связана с негативными проблемами в  современной армии.   Вместо «боевого братства» в Армии правят тюремные отношения, садизм и суицид скрываются с целью защиты «чести мундира» воинской части.   И все это делается под присмотром «отцов-командиров». Уже в ходе работы  я утвердился в своем  убеждении, что реформирование Армии должно начинаться  в первую очередь  с субъективного  фактора.  Справиться с «дедовщиной» в нашей Армии можно только сменив сознание в первую очередь, офицеров младшего кадрового состава, которые непосредственно занимаются воспитанием солдат. Мой руководитель предложила взять объектом моего исследования понятие «офицерская честь».  Мы определили цель исследования: проследить изменение понятия «офицерская честь» в общественном сознании в разные исторические эпохи.

Задачи:

1.      Сравнить  понимание«офицерской чести »  в документах   разных исторических эпох
2.      На примере двух судеб времен ВОВ определить причины «измены» офицерской чести.

Метод сравнительного анализа я использовал.

Я взял понимание офицерской чести  в разные  эпохи: время Петра Первого, время царской России и время  Великой Отечественной войны  и сравнил  с современным общественным сознанием.

Моя гипотеза: Понимание менялось  в зависимости от изменений государственной власти.

Петр Великий, создавая  регулярную армию, записал в Воинском Уставе свое понимание офицерской чести: «Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь — его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою за други своя»[1].

Это понимание «офицерской чести» я взял за основу своего исследования. В моем понимании «честь офицера» заключается в самоотверженном, доблестном служении во имя высших государственных интересов и общего блага страны. Она выражается в преданности, готовности жертвовать жизнью во имя Отечества.  И «честью» для российского офицера должно стать создание российской армии нового образца на лучших традициях  былых времен, Армии – защитницы Отечества, которой будет гордиться  наш народ. 

Глава1.Понятие «офицерской чести» в разные периоды  истории  России

Начиная свое исследование,  я исходил из усвоенных на уроках истории знаний.

Воспитание офицерских кадров является частью военной реформы в любое время.

Программы  военных учреждений должны отражать цели и задачи государства, которому служит Армия.

История России  ХХ века – это две эпохи, два государства, разных по форме правления и по содержанию власти. Логично было предположить, что и Армии должны быть кардинально разными. Как воспитывали командный состав  в царской армии и в Красной армии  я начал с поиска информации в сети Интернет.

Военные учебные заведения царской России – пажеские и кадетские корпуса, юнкерские училища – учили и воспитывали будущих отцов-командиров в условиях строжайшей дисциплины и сурового казарменного режима. Но офицеры – люди, а не запрограммированные роботы.

И когда случалось кому-то из них оступиться, общество однозначно осуждало его. Дуэль в Х1Х веке, презрение товарищей к  тем, кто нарушил «словочести» - характеризовало дворянское общество царской России. Офицерская и дворянская честь в общественном понимании стали синонимами потому, что именно служба в Армии со времен Петра стала обязанностью дворянского сословия.

Важно и то обстоятельство, что сыновья русских императоров, как правило, служили в армии и воевали на фронтах. Когда в 1915 году сын Григория Распутина Дмитрий получил повестку о призыве на службу, всесильный царедворец употребил все силы и связи на то, чтобы… отменить наступление на фронте. Даже это было для него проще, чем «откосить» парня от военной службы. Что мог себе позволить купец или фабрикант, то не подобало персонам на высших уровнях власти. Даже таким, как Григорий Ефимович.[2]

В сети интернет я нашел два «кодекса чести» разных эпох: «Кодекс чести российского офицера» царской армии и «Кодекс чести члена Союза советских офицеров».  Второй документ появился после политического кризиса власти 1993 года.  Именно спасение отечества заставило тогда сплотиться в Союз офицеров Советской армии.  И в этом «самоотверженном служении России» я увидел сходство  в понимании  «офицерской чести» в разные исторические эпохи.

Меня поразило также сходство этих двух документов с  разработанным Петром Первым  еще в 1771 году  Воинским Уставом, который, получается, использовался не только в царское время, как основа воспитания офицеров, но и во времена Красной Армии и Советской армии. Я сравнил первую  и вторую главу этого устава:«1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз,» . 2. Сохранять верность Присяге, Знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства[3]…» и строки из клятвы «Союза Советских офицеров» :«Беззаветно служить Родине, быть верным воинскому долгу и единожды принятой присяге, с честью нести высокое звание офицера Русской и Советской Армии»[4].  Сразу заметно сходство этих уставов и  смысл они предполагают одинаковый  в предназначении офицера: служить Родине и с честью нести высокое звание офицера. Сравнивая эти документы, я пришел к выводу, что, несмотря на разрыв во  времени, честь, патриотизм, забота о ближнем - для офицера остаются приоритетными качествами.

Оба документа говорят о значении  такого понимания «чести» в воспитании офицера. «Стремление к чести побуждает офицеров быть цветом нации, воплощением аристократизма, дворянского духа и рыцарства, руководствоваться нормами высшей нравственности, приобретать особо ценные и ценимые качества»[5]- учили кадетов в царское время.  «Проявлять во всем и везде принципиальность и смелость; вести решительную и беспощадную борьбу с имеющими место в армии: коррупцией, протекционизмом, экономическими и должностными преступлениями, неуставными взаимоотношениями и коммерцией; способствовать созданию в воинском коллективе высокого нравственного климата, основанного на взаимном уважении и доверии между старшими и младшими, начальником и подчиненным, на товарищеской взаимопомощи и солидарности в офицерской среде[6] - призывали членов Союза советских офицеров в смутные для Росийской истории 90-е годы.

Общечеловеческие нравственные ценности лежат в основе понятия «офицерская честь» и именно этим объясняется сходство трех исследуемых мной источников. Второй причиной  сохранения сходства в понимании обществом понятия «офицерская честь» стало сохранение традиций воспитаниявоенной элиты во  все времена.

Достигалась эта элитарность через  корпоративность, сплочение «офицерского братства».

 «Офицерский корпус — особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями,  вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой.»[7];

И об этом же через столетие клянутся другие офицеры: « считать своим нравственным и профессиональным долгом восстановление интернационального братства, войскового товарищества и офицерской солидарности с теми товарищами по оружию, кто сохранил верность присяге, но по воле бездарных политиканов оказался в “ближнем зарубежье”, а не в нашем едином офицерском строю»[8].

Два разных времени, но смысл один: солидарность и верность присяге помогут выполнить профессиональный долг.

Сохранение традиций русского военного искусства от Петра, Суворова, Ушакова, Кутузова  было основой воспитательной системы и в царской армии и в Красной. В книжке красноармейца были записаны заповеди Суворова «Науки побеждать».  При всех отличиях Красной армии от царской красные командиры наследовали главные национальные традиции. Будь по-иному, Великая Отечественная война закончилась бы не нашей!

Эти  национальные традиции российской армии вискусстве управлять войскамираскрывают облик русского офицера,  являлись Кодексом  военной морали, делавшим русскую армию непобедимой в разные исторические периоды (см.  приложение 1):

Видимо это понимание «чести» заставило объединиться офицеров Советской армии и записать в  своем Кодексе чести: «Я презираю и никогда не встану в один строй с теми, кто средь белого дня расстреливал из пулеметов и танковых орудий безоружных защитников Дома Советов, покрыв себя позором братоубийства; кто носит погоны, но в своей трусости, нерешительности и приспособленчестве во имя карьеры и куска черного хлеба, освободил себя от присяги, от проблем, связанных с трагической судьбой отечества и, не брезгуя ничем, дошел до убожества и продолжает демонстрировать измену и предательство.  Я верую в возрождение Отечества, мощи армии, способной в любых условиях отстоять свою Родину. Я верую в единство и солидарность офицерского корпуса». (см.приложение 2).

Выводы к главе:

Честь - это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть.  В основе понятия «честь» русского офицера лежат общечеловеческие нравственные ценности, военная мораль, основанная на гуманизме. Одинаковый смысл   в предназначении российского  офицераслужить Родине и с честью нести высокое звание офицера, просматривается в военной литературе , несмотря на разрыв во  времени. В«Кодексах чести», «присягах» разных эпох честь, патриотизм, забота о ближнем - для офицера всегда оставались приоритетными качествами. Офицерский корпус — особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями,  вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой.

Достигалось  это сохранением  традиций русского военного искусства от Петра, Суворова, Ушакова, Кутузова,  ставших основой воспитательной системы и в царской армии и в Красной, а потом и в Советской Армии. При всех отличиях советской армии от царской красные командиры наследовали общие национальные традиции. Будь по-иному, Великая Отечественная война закончилась бы не нашей Победой!
 Мне не удалось доказать свою гипотезу, но я этому даже рад. Сохранение традиций «офицерской чести» - это залог   величия  российской армии, а значит, и России.

ГЛАВА 2:  ДВЕ СУДЬБЫ

Петр Первый  писал, что Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой.  Каждому ли офицеру Армии - Победительницы удавалось соответствовать  Кодексу офицерской чести? Работая в Архиве Абанского военкомата с Личными делами офицеров, я задумался о трудностях профессии военного.

Архивный документ – это папка со стандартными страницами, указывающими на профессиональные качества, заслуги, участие в военных действиях офицеров. Здесь  лежат «характеристики»  и «аттестационные  листы», заполненные  не только во время прохождения службы, но и трудовые, в мирное время написанные. Уже после демобилизации из армии с офицерами военком проводил беседы, текст которых   хранится в «Деле». Зачем было следить за «моральным обликом» бывшего офицера? Почему «личные дела» хранятся до сих пор, когда нет в живых этих людей?У меня и другие вопросы возникали, но не на все я собирался искать ответ.  Меня больше интересовала судьба конкретного человека.   Каким был офицер времен Великой Отечественной,  я пытался узнать из архивного документа. В одном личном деле мое внимание привлек необычный документ- приговор «Суда офицерской чести».

Из  «Личного Дела»Веревкина Филиппа Семеновича я узнал, что родился (23.06.19. г.р.)  и до войны он жил в деревне Ново-КандауровкаФедоровского района Башкирской АССР.  Отмечено в документе, что с 02.06.41 по 12.11.43 работал рядовым колхозником[9]. Можно только  предположить, как он оказался после демобилизации из Армии у нас в районе.  Бурное развитие лесной промышленности в 50-е годы требовало привлечения дополнительной рабочей силы. Основным методом стала вербовка, в том числе и демобилизованных и уволенных из Армии по сокращению. Многие руководители предприятий были из  бывших военнослужащих.  Возможно, было в то время и направление на работу « по партийной линии».  По этой причине, например, к нам был направлен директором Абанского леспромхоза Герой Советского Союза Сидоренко Александр Филиппович. Много в Абанском районе   было и ссыльных, депортированных, репатриированных после войны.

Послужной список Веревкина Филиппа Семеновича достоин уважения: С октября 1955 до декабря 1955 он работал начальником цеха, затем начальником участка, а с января 1957 по май1958 его назначают мастером деревообрабатывающего цеха[10]. Если учесть, что потом он стал начальником лесопункта и в этой должности проработал 6 лет, я сделал вывод, что этот человек обладал хорошими качествами руководителя и понижение его до мастера деревообрабатывающего цеха  связано скорее всего с производственной необходимостью.

В«листе беседы»  от 10.01.61 я прочитал, что  начальник лесопункта «характеризуется положительно», пользуется авторитетом у населения, но бывают случаи употребления спиртного».[11]

Эта вечная российская проблема испортила военную карьеру офицеру.

Филипп Семенович в военных действиях участвовал с 12.11.43 по 1.01.44 в составе 909 стрелкового полка 258 стрелковой дивизии 25 армии. С  1.01.44 по 1.09.44 – он курсант Владивостокского пехотного училища. Я предполагаю, что  служил на Дальнем Востоке.  А после, до 9.08.46 там же с августа 1946 по июль 1949 – командир комендантского взвода  войны с Японией  он служил в 45гвардейском стрелковом полку 39 армии. [12] Из документа я сделал вывод, что их часть располагалась  в Китае. Комендантский взвод предназначался для сохранения порядка в городе. С 23.07.49 по 21.10.52  он - командир пулеметного взвода.

«Аттестационные листы» дают представление о его профессиональном росте:  от 19 ноября – он лейтенант, а от 9 августа1946года – старший лейтенант.

В «Аттестационном листе» Веревкина Филиппа Семеновича от 17   1951 года записано:

« За время пребывания в 3 пулеметной роте старший лейтенант Веревкин Филипп Семенович показал себя недисциплинированным офицером(были случаи, когда опаздывал на занятия, систематически пьет).Вызывался на личные беседы, давал слово исправиться

Среди товарищей невежлив. Над повышением своих политических знаний не работает.

Вывод: занимаемой должности не соответствует, согласно приговору суда честимладшего офицерского состава».[13]  Подписали члены суда офицерской  честивоенной части(полевая почта 49927): председатель суда- капитан Демин,капитанКазатьян,младший лейтенант Шашков.

Здесь я увидел и текст  приговора, раскрывающий его вину. «По делу Веревкина , командира взвода пулеметной роты в\ ч 49927(образование 7 классов, в СА с 1944») указывалось следующее:

20 апреля 1952 года он пьяным пришел в китайскую баню,загрязнил бассейн,выгналкитайских граждан, устроил дебош, нанес ущерб в 75 тысяч юаней.

3 мая 1952 года напился, на служебное собрание не пришел.

На основании главы 9, Дисциплинарного Устава ВС СССР Суд Чести вынес приговор: «Возбудить ходатайство о снижении старшего лейтенанта ВеревкинаФ.С. в званиина одну ступень». Приговор Суда чести подписали: подполковник Козлов, майор Петров, капитан Демин, капитан Казатьян.[14] Этот документ утвердил мое мнение о том, что и в Советской Армии считали нарушение нравственности несоответствующим офицерской чести.

Видимо  безнравственное поведение героя  моего исследования, пьянство, халатное отношение к служебным обязанностям и послужили причиной его увольнения из армии. 

После демобилизации за нравственным состоянием офицеров следил военком. В Долгомостовском  райвоенкомате им был майор Хоматов. Именно он подписывал так называемые «Листы беседы». Анализируя 5 записей за период с 1955 по 1964годы, можно проследить  и продвижение по служебной лестнице Филиппа Семеновича, и оценку его морального уровня.  Он работал мастером цеха Долгомостовскогохимлесхоза, а в1964 году занимал уже должность начальника лесопункта.  Отмечалось в «листе беседы» от 13.08.57, что мастер цеха «газет не читает, так как считает себя загруженным»[15]. Эта запись повторялась каждый раз. Видимо ФилиппаСеменовича не очень интересовала политика, но для военной службы офицеру нужно было проводить политинформации, поэтому этот вопрос задавали каждый раз. Но все же всегда делался вывод: « в военное время может быть использован на должности командира стрелкового взвода». Вообще-то,  по работе Филипп Семенович характеризовался положительно. Так же отмечалось, что «среди населения пользуется авторитетом». Однако и пагубное пристрастие к алкоголю тоже отмечалось.

Еще Петр Первый предостерегал от пьянства, в кодексе чести русской армии записаны правила сохранения офицерской чести : « Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе».[16] Лейтенанту Веревкину это не удалось сделать.

Похожая судьба  была и у Глебко АндреяАрсентьевича(1909 г.р.)- нашего земляка. В 1915году  в  Нижнем -Ингашеон закончил 5классов и уехал жить в Хабаровск к брату. Там он заканчивает 7 классов и  ФЗУ полиграфической промышленности.  С  1926 года работает в типографии «Тихоокеанская звезда». С1930 по 1932год  служит в армии. После демобилизации вернулся к родителям и работал начальником снабжения Поймо-Тинского свиносовхоза. Его призывают из запаса и направляют вАчинском военно-пехотном училище (с октября 1932 по1936 год). После училища служил год в г. Канске командиром отдельного взвода 282 Канского территориального полка СибВо. Демобилизован в запас 1938 год. Работал в Абанском райпотребсоюзе, а затем ПечерЛаге начальником базы[17].

Кроме документов официальных в этом «Деле» есть и автобиография  от 3.06.52, которую удостоверил  подполковник Колосюк Рыбинского райвоенкомата.  Сопоставление разных документов дает большее представление о военной судьбе этого человека. Я заметил некоторые различия ее с официальными документами «Личного дела». Например, в ранениях указано, что тяжело ранен он был в сентябре 1943 под Невелем в бедро правой ноги, а сам Глебко называет дату 8.03.43 года и описывает, что лечился в госпитале города Боровичи. Я больше доверяю данным автобиографии. Не может человек перепутать дату ранения. А сентябрем его ранение, возможно, датировано в госпитале, когда его вылечили. А может быть это описка медиков. Но разные документы дополняют друг друга. Так при описании перечня ранений не указано, где он лечился, но автор биографии указывает. Военная биография Андрея Арсентьевича начинается с сентября 1941 года. В послужном списке называется его должность: командир лыжного взвода 112 отдельного лыжного батальона 40 бригады 20Армии Центрального западного фронта. Он - участник Московской битвы. В боях за с. Петушки, московской области 3.03. 42 года тяжело ранен в левую ногу, лечился в городе Аразамасе, потом направлен на курсы усовершенствования ком состава в г. Щелков. с Июля 1942г по авг. 1943 года Глебко в должности комроты ПТР 52 отдельного истребительно – противотанкового батальона воюет на Сталинградском фронте. А после ранения с августа по октябрь находится в резерве офицерского состава. Я заметил, сопоставляя записи в разных документах Личного дела, что после ранения отправляли офицеров на переподготовку, курсы командиров. В составе 2 Белорусского, затем 3 Прибалтийского фронтов Глебко в звании капитана участвовал в боевых действиях до 25.03.45 г. затем был послан на ликвидацию банд в Литве. Там 12.09.45 года получил  тяжелое ранение в живот и после лечения был уволен в запас по состоянию здоровья[18].

О боевых качествах командира я узнал из боевых характеристик и «аттестационных листов». В них отмечаются личные качества солдата: «в бою смел, отважен, храбр». Отмечено, что авторитетом среди подчиненных пользуется. Об этом же пишет в «наградном листе» полковник Николаев от 30.10.44 г: «за отличную подготовку курсантов…высокие личные качества Глебко награждается «Медалью за отвагу». Но у меня вызвало недоумение две характеристики, написанные одним человеком с разницей в два месяца. Майор Ужван, подписывая аттестационный лист в марте 1945 г отмечал положительные качества: «в бою смел, отважен, ориентируется быстро и правильно. Требователен к себе, у личного состава и командиров пользуется большим авторитетом». А 9.5.45 г тот же майор уже пишет: « в боевой обстановке разбирается слабо, часто теряется, решения принимает медленно».  И что совсем удивительно, пишет, что хорошо организовать подготовку подразделения не может[19]. И чему совсем не верится то, что упоминается о грубости в отношениях. Вывод в этой аттестации о несоответствии объяснялся болезнью: пороком сердца и туберкулезом. Может Ужван хотел демобилизовать больного подчиненного, но зачем тогда позорить плохой характеристикой. Другой вариант то, что между ними возник конфликт, и майор резко изменил свое мнение о капитане Глебко.

Характеристики в «Личном деле» – как документы сталинской эпохи: в них обязательно указывались качества: « политически грамотен, идеологически выдержан, к делу партии предан»

Все офицеры должны были состоять в партии.

Глебко Андрей Арсентьевич прошел всю войну,не уронив чести офицера . Об этом говорит его авторитет среди солдат. Так в «Наградном листе»  в «Личном деле» офицера  всегда есть описание подвига, за который он награждается.  В этом документе записано, что Глебко Андрей Арсентьевич был награжден медалью «За отвагу» «за высокие боевые качества…отличную подготовку курсантов «. Там же отмечено уважение к своему командиру курсантов и авторитет Глебко  у старших  командиров.

В судьбе Глебко Андрея Арсентьевича  тоталитарный режим Сталина тоже свою роль сыграл –он сидел в тюрьме.  После демобилизации он работал начальником ОРСа Абанского леспромхоза, а потом его направили председателем райпотребсоюза в Таймырский национальный округ. Такая практика перевода для коммунистов была делом обычным. Я  в документах райвоенкомата не нашел указания  причины ареста. По статье 109он  5 лет отбывал срок в НорилЛАГе. Но что удивительно,  после тюрьмы этого человека опять ставят на ответственные должности: в Бородино он работает завскладом,а в Абане работает в руководстве ОРСа.  Отзывы военкомов Рыбинского и Абанского военкоматов о Глебко  всегда положительные.

Мне не удалось найти родственников Глебко, нет в Архиве ЗАГС и сведений о его смерти.

Выводы к главе.

Анализируя судьбы этих двух военных людей-офицеров, я отметил, что жизнь ни для одного из них не сложилась легко, они жили в сложное время, но именно в такое время проявляются все истинные качества человека. Военное и послевоенное время было очень непростым для страны и людей, живущих в ней. ГлебкоА.А. и Веревкин Ф. С. были офицерами Советской Армии, каждый имел свои заслуги, но послевоенное время наложило отпечаток на них обоих:  Глебко был осужден на 5 лет по 109 ст., но после наказания смог вернуться к нормальной жизни, вернув честь офицера, а Веревкин после суда офицерской чести продолжал употреблять алкоголь, что его и сгубило. Он не оправдал себя, как офицер, не вернув себе ни чести, ни уважения.  Командный состав советской армии времен Великой Отечественной войны формировался наскоро, во фронтовых условиях. Командиров на таких скоротечных курсах «долечивали» после госпиталя и времени на воспитание понятия «офицерской чести» просто не было. Все зависело от нравственных качеств самого человека, которые формируются с детства. Воспитание   офицера нужно тоже начинать с юного возраста, внушая ему лучшие традиции Российской армии и доблести русской военной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как говорил герой кинофильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!»Профессия Офицера  всегда  считалась трудной, но и благородной. И сегодня выбирая ее, человек понимает, что она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Честь Офицера не допускает ставить  свою карьеру выше интересов России!

Воспитание  офицерских кадров на лучших традициях русской военной школы – стал залогом непобедимости нашей Армии в Великой Отечественной войне. Это понимали руководители Советского Государства. В период «Перестройки» это осознавали  лучшие из военных. Александр Лебедь в нашем крае открыл первые кадетские корпуса. И это было не просто старое название, а система воспитания в этих учебных заведениях была основана на традициях воспитания русских офицеров  в царское время. Примером борьбы за сохранение  традиций в воспитании офицерского состава, традиций сохранения офицерского братства может стать

Союз советских офицер, созданный после 1993 года  в переломный момент истории России. КОДЕКС ЧЕСТИ ЧЛЕНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ОФИЦЕРОВ – документ,не утративший своего значения для современной Армии.  «Свято соблюдать славные боевые традиции Русского и Советского оружия, гордиться историей своей страны, Проявлять во всем и везде принципиальность и смелость; вести решительную и беспощадную борьбу с имеющими место в армии: коррупцией, неуставными взаимоотношениями; способствовать созданию в воинском коллективе высокого нравственного климата, основанного на взаимном уважении и доверии между старшими и младшими, начальником и подчиненным, на товарищеской взаимопомощи и солидарности в офицерской среде. Помнить, что основными доблестями офицерского звания являются: любовь к своему Отечеству».

Высокое звание Русского Офицера - не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.

Справиться с «дедовщиной» в нашей Армии можно только сменив сознание высшего кадрового состава. Внушить нужно  заповеди Петра Великого:"Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок", учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, "но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства".  Герои моего исследования имели одинаковую  стартовую судьбу, но  не сохранил один свою офицерскую честь, потерял и уважение однополчан, хотя боевые качества сохранил.

Но без духовного стержня он потерял способность  и честь –«Родину защищать»

Об этом главном предназначении профессии офицера говорил Петр Первый: «Избравшим Государево Служение, будь необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что "не имеют в запасе второй Отчизны" и "присягают только один раз". Высокое звание Русского Офицера - не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.

Отечество - высшая ценность Русского Офицера. Главное - Россия, все остальное - преходяще:"Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству... Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины".[20]

Уже в ходе работы  я утвердился в своем  убеждении, что реформирование Армии должно начинаться  в первую очередь  с субъективного  фактора.  Справиться с «дедовщиной» в нашей Армии можно только сменив сознание офицеров младшего и высшего кадрового состава. Воспитание   офицера нужно тоже начинать с юного возраста, воспитывать на  лучших традициях Российской армии, внушая  доблести русской военной школы. Нужно убедить дорожить памятью воинов, павших в сражениях за независимость Родины, знать историю Отечества  и сохранять лучшие традиции Российской армии.

Офицер Чести не может уйти в запас или отставку. Он по духу, по мироощущению всегда останется защитником, человеком благородным, патриотом своей Родины.

Выбирая профессию офицера, нужно прожить жизнь так, чтобы иметь право в любой момент  с гордостью сказать : «Я, Русский Офицер. Честь имею!»

Библиография

1. Архив военкомата Абанского района,  «Личное Дело» Веревкина Филиппа Семеновича
2. Архив военкомата Абанского района,  «Личное Дело» Глебко Андрея Арсентьевича
3. HTTPS://militera.lib.ru/science/vs17/41.html (Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции)
4. HTTPS://sosof.narod.ru/links.html ( Кодекс чести Союза Советских офицеров)
5. www.rossija.info/docs/vdsr03.doc 
6. Костанов, Т.А. "Как честному верному и храброму офицеру надлежит"; [Кодекс чести российского офицера] : Военно-патриотическое воспитание / Т. А. Костанов.// Зарубежное военное обозрение. - 2002. - №2. - С.16-18.www.missiya.org.:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

HTTPS://militera.lib.ru/science/vs17/41.html
Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции)

Петр Великий: «Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь — его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою за други своя».

Правила для офицера русской(царской) армии

1. Знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних угроз, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями.

2. Сохранять верность Присяге, Знамени, ни при каких условиях не допускать измены и предательства; сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части, но и в целом за оборону государства, за победы и поражения, состояние вооруженной силы, развитие военного искусства, совершенствование военного дела.

3. Постоянно искать и добывать себе честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления армии, преемственного развития офицерского корпуса.

4. Неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», принципу «честь дороже жизни»; оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства; вкоренять у себя и своих подчиненных истинное и высокое честолюбие, побуждающее к преодолению трудностей и опасностей, к славе и подвигам; не позволять унижать себя, не раболепствовать, не прощать оскорблений.

5. Неустанно культивировать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, физическую ловкость и другие воинские добродетели.

6. Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных. [628]

7. Ведать законы государственные и уставы воинские, глубоко знать военное дело, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес — эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы (неприлично офицеру «отзываться неопытностью», нарушать субординацию, избегать долга службы).

8. Учить войска тому, что необходимо на войне; овладевать военным искусством в суворовском духе; непрестанно себя образовывать, ибо «науки армию питают», воюют прежде всего не силой, а умом, побеждают не множеством, а разумом, умением, искусством; «немогузнайство» и невежество не могут быть терпимы в офицерской среде.

9. Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро (не забывая о благоразумии); словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с честью и славой; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.

10. Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданных разрушений, мародерства, грабежей.

11. Войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти — трусость и малодушие должны быть чужды офицеру; влиять на подчиненных личным примером, быть для них авторитетом и образцом.

12. Искусно управлять войсками, сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, строить отношения с ними на основе доверия и взаимоуважения, во всем поступать по справедливости и долгу порядочности; не использовать служебного положения в личных целях; служить, а не выслуживаться; не создавать атмосферы страха, подозрительности и холопства; не допускать формирования и переноса в гражданскую среду негативного образа армии. [629]

13. Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных, но их идейным вдохновителем, властелином солдатских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих армию антигосударственных и пацифистских учений.

14. Крепить офицерское боевое братство, против неприятеля заодно поступать; ни словом, ни делом товарищам бесчестия не чинить, в неразрывной любви, мире и согласии пребывать, по достоинству респект (уважение) оказывать; проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков; почитать скорбной памятью и молитвой павших на поле брани и принесших таким образом жизнь свою на алтарь Отечеству, хранить воспоминания об их подвигах.

15. Неукоснительно соблюдать ритуалы и обряды, поднимающие престиж офицерского звания, содействующие воспитанию воинской чести: принятие присяги, посвящение в офицеры, торжественный вынос знамени, триумфальные шествия в честь побед, парады, отдание воинской чести, захоронение с почестями и другие; уважительно относиться к государственной и военной символике.

16. Свято чтить Боевое Знамя воинской части как «душу армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге; не забывать, что вручение знамен и штандартов — высшая награда, утрата Боевого Знамени — преступление и позор.

17. Почитать награды как отражение подвигов, боевых отличий и воинских заслуг; ревностно относиться к отданию воинской чести — символу единения военнослужащих, к мундиру и знакам отличия; гордиться формой одежды и принадлежностью к своему роду войск.

18. Соответствовать высокому этическому стандарту, заботиться о чистоте репутации личной и всей офицерской корпорации; дорожить своим добрым именем; говорить правду, не лгать, не давать опрометчивых обещаний; быть верным своему слову.

19. В гражданском обществе и в военной среде блюсти достоинство, приличие и правила этикета; не допускать бесчестных поступков; уметь вести беседу и спор; держаться просто, тактично, без фатовства, избегать скандалов; по отношению к дамам быть вежливым, внимательным, учтивым, галантным, как подобает офицеру — рыцарю и джентльмену. [630]

20. Воздерживаться от отрицательных привычек, могущих набросить даже малейшую тень на офицерское звание; считать несовместимым с ним доносительство, клевету, распространение слухов, бахвальство; избегать распутства, пьянства, бранных слов, азартных игр, участия в финансовых спекуляциях, политической борьбе.

21. И в мирное, и в военное время руководствоваться бессмертными суворовскими заповедями:

Субординация — послушание,
Экзерциция — обучение.
Дисциплина,
Ордер воинский — порядок воинский,
Чистота,
Здоровье,
Опрятность,
Бодрость,
Смелость,
Храбрость,
Победа,
Слава, слава, слава! [631]

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
HTTPS://sosof.narod.ru/links.html

Кодекс чести
Союза советских офицеров  ( когда принят  после 1993 года
 
КОДЕКС ЧЕСТИ ЧЛЕНА СОЮЗА СОВЕТСКИХ ОФИЦЕРОВ
Вступая в ряды членов Союза Советских офицеров, глубоко и осознанно воспринимая идеи Союза, его цели и задачи, свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа, обязуюсь:
 
Беззаветно служить Родине, быть верным воинскому долгу и единожды принятой присяге, с честью нести высокое звание офицера Русской и Советской Армии.
 
Свято соблюдать славные боевые традиции Русского и Советского оружия, гордиться историей своей страны, военной славой части, в которой служу или предписано будет служить, добытой на полях сражений с иноземными захватчиками и врагами Отечества.
 
Дорожить памятью воинов, павших в сражениях за независимость Родины и выполнявших свой воинский долг в мирное время; исполняя свой долг, неуклонно следовать идее, начертанной на боевых знаменах, с которыми шли в бой наши отцы и деды - “За нашу Советскую Родину”.
 
Самоотверженным ратным трудом, в своей сфере ответственности, восстановить боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, обеспечить мирный, созидательный труд и спокойствие своему народу. Создать конституционные и профессиональные гарантии Государству и обществу.
 
Честно выполнять свои служебные обязанности, быть правдивым, не злоупотреблять представленными правами: на службе и в быту не допускать случая высокомерия, быть выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде; во всех случаях оберегать свое достоинство и защищать свою честь - святыню офицера - всеми доступными средствами.
 
Проявлять во всем и везде принципиальность и смелость; вести решительную и беспощадную борьбу с имеющими место в армии: коррупцией, протекционизмом, экономическими и должностными преступлениями, неуставными взаимоотношениями и коммерцией; способствовать созданию в воинском коллективе высокого нравственного климата, основанного на взаимном уважении и доверии между старшими и младшими, начальником и подчиненным, на товарищеской взаимопомощи и солидарности в офицерской среде.
 
Быть требовательным, справедливым и гуманным, являться примером для подчиненных, проявлять о них заботу и уважать их личное достоинство.
 
С уважением относиться к людям различных национальностей; считать своим нравственным и профессиональным долгом восстановление интернационального братства, войскового товарищества и офицерской солидарности с теми товарищами по оружию, кто сохранил верность присяге, но по воле бездарных политиканов оказался в “ближнем зарубежье”, а не в нашем едином офицерском строю.
 
Понимая суть воинского труда, воспринимая уроки истории страны и армии, судьбу офицерского корпуса, видя бездарность настоящих руководителей страны, считать тезис “армия, офицерский корпус - вне политики” ложным и вредным для офицерского корпуса и Отечества, превращающим человека в слепое и бездумное орудие и заложника политических авантюр и преступлений.
 
Расширять диапазон своей военно-профессиональной культуры, овладевая глубокими политическими знаниями, навыками и умениями политического анализа, политического решения, позволяющими разбираться в политических ситуациях.
 
Строго следовать традициям воинских ритуалов и правилам воинского этикета; гордо, без боязни быть оскорбленным, носить военную форму одежды не только на службе, но и предпочитать ее гражданскому платью вне службы. В это трудное и преступное время незащищенный государством народ должен видеть офицера и полагаться на него.
 
Отдавая воинскую честь друг другу, считать этот ритуал не только требованиям устава и правилам вежливости, но и важнейшим элементом выражения профессионального и духовного единства офицеров, товарищества и взаимопомощи, ответственности друг за друга, выражением корпоративизма в лучшем смысле этого слова.
 
Помнить, что основными доблестями офицерского звания являются: любовь к своему Отечеству, верность воинскому долгу, готовность жертвовать собой для исполнения его, непоколебимое мужество, повиновение, безупречная правдивость, непреклонная решимость защищать страну и свой народ.
 
Я презираю и никогда не встану в один строй с теми, кто средь белого дня расстреливал из пулеметов и танковых орудий безоружных защитников Дома Советов, покрыв себя позором братоубийства; кто носит погоны, но в своей трусости, нерешительности и приспособленчестве во имя карьеры и куска черного хлеба, освободил себя от присяги, от проблем, связанных с трагической судьбой отечества и, не брезгуя ничем, дошел до убожества и продолжает демонстрировать измену и предательство.
 
Политическим амбициям и властным притязаниям я противопоставляю свой профессионализм, базирующийся на совершенном знании своего дела, политической культуре и социальной ответственности, высочайшей нравственности и жертвенности во имя Отечества и народа.
 
Я верую в возрождение Отечества, мощи армии, способной в любых условиях отстоять свою Родину. Я верую в единство и солидарность офицерского корпуса.
 
Мою веру, идеалы, цели, мой нравственный кодекс символизирует нагрудный знак с изображением красной звезды на фоне красного знамени, на котором слова “Союз советских офицеров”.

АННОТАЦИЯ

Моторкин Игнатий
Абан, муниципальное образовательное учреждение Абанская СОШ №3, 10 класс
«Офицерская честь»
Руководитель: Калякина Надежда Васильевна, Абанская СОШ №3, учитель истории и обществознания
 
Цель научной работы: показать отражение общественным сознанием понятия «офицерская честь» в разные исторические зпохи и преломление этого понятия в судьбах двух участников Великой Отечественной войны. Методы исследования использовались: биографический и сравнительного анализа. Различия поведения двух офицеров на фронте автор связывает с нравственными ценностями, сформированными с детства,   с притязаниями конкретной личности. Сравнительный анализ источников позволил  автору определить свое отношение к негативным проблемам в армии и сделать вывод, что воспитание   офицера нужно  начинать с юного возраста, воспитывая  на  лучших традициях Российской армии, внушая  доблести русской военной школы.
 
 Собран краеведческий материал о судьбах земляков.

[1]HTTPS://militera.lib.ru/science/vs17/41.html (Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции) 
[2] (www.rossija.info/docs/vdsr03.doc) 
[3]Костанов, Т.А. "Как честному верному и храброму офицеру надлежит"; [Кодекс чести российского офицера] : Военно-патриотическое воспитание / Т. А. Костанов.// Зарубежное военное обозрение. - 2002. - №2. - С.16-18.www.missiya.org.: 
[4] . HTTPS://sosof.narod.ru/links.html
[5](www.rossija.info/docs/vdsr03.doc) 
[6]HTTPS://sosof.narod.ru/links.html 
[7]www.rossija.info/docs/vdsr03.doc) 
[8]HTTPS://sosof.narod.ru/links.html
[9]Архив военкомата Абанского района,  «Личное Дело» Веревкина Филиппа Семеновича
[10]Там же
[11]Архив военкомата Абанского района,  «Личное Дело» Веревкина Филиппа Семеновича
[12]Там же
[13]Там же
[14]Там же
[15]Там же
[16]HTTPS://militera.lib.ru/science/vs17/41.html (Кодекс чести российского офицера (реконструкция традиции)
[17]Архив военкомата Абанского района,  «Личное Дело»Глебко Андрея Арсентьевича
[18]Там же
[19]Там же
[20]HTTPS://militera.lib.ru/science/vs17/41.html 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»