Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Возвращая имена… Наш первый учитель


Акция о репрессированных деятелях культуры и искусства, проживающих на территории муниципального образования.

Острикова Лилия
ученица  9 класса МКОУ «Верхнекойской основной общеобразовательной школы № 17»

Руководителb:
Чиркова Надежда Григорьевна
Заведующая Верхнекойской поселенческой библиотекой,
МБУК «МБС» Минусинского района

Жуланова Лидия Михайловна
учитель русского языка и литературы
Верхнекойской основной общеобразовательной школы

Наша школа

Нет краше уголка той малой Родины,
Что затерялся в глубине лесов.
Прославился делами и победами
На много лет, а, может быть,  веков.

Читая листики архивных документов,
Упоминание о школе прочитали.
В 17 году о грамоте здесь все мечтали.
 
Священник местный школу создавал.
С соседних сёл ребят он созывал.
Голодные, раздетые, пешком
В лаптях и даже босиком.
В метель, и слякоть, и в пургу.
Никто не слышал «не могу».
 
И ветер по дороге листья мёл,
И маленький народ упорно шёл.
Священник их встречал и у порога
Расспрашивал: «Ну, как дорога?»
 
Продрогшие они молчали,
Худые плечики слегка дрожали,
Но к знаниям душа стремилась,
И всё у них ведь получилось.
 
Учили аз и буки,
Чтоб помнили их дети, внуки.
И славится теперь их именами
Тот уголок, что Коя все назвали.

Страницу памяти открыли мы, друзья.
Об этом забывать нельзя!
2004 год

Политические репрессии – одна из самых трагических страниц летописи страны и края. Эта трагедия не обошла стороной ни один населённый пункт.

В 1937 – 1938 годах на территории южных районов Красноярского края было репрессировано около 6 тысяч человек, из них почти 3 тысячи по Минусинску и Минусинскому району.

Репрессии 1920- 1950-х годов охватили самые разные слои населения крестьян и рабочих, бывших партизан, интеллигенцию, священнослужителей. Среди многих, невинно пострадавших, был житель села Верхняя Коя Минусинского района Красноярского края учитель и священник Георгий Георгиевич Прожилов.

Очень важно восстановить честное имя человека, открывшего в селе школу, устранить белое пятно в истории села. Для этого необходимо изучить исторические источники, выявить место проживания, узнать биографию, записать воспоминания старожилов, собрать достоверную информацию о жизни и деятельности Г.Г. Прожилова, о судьбе его семьи.

Церковь до 1920 года являлась официальным органом, регистрирующим рождение, бракосочетание и смерть православного населения государства.

А священник на селе был чуть ли не единственный грамотный человек, который мог и прошение составить, и на путь истинный наставить.

В 1908 году в селе Верхняя Коя основан молитвенный дом Дубенско -Николаевского прихода, выделившегося из Шушенского в 1882 году.

С этого времени деревня стала называться селом.

Церковно-приходская школа 1 ступени открыта в 1917 году, имела 2 группы и до 30 учащихся. Здание школы построено в 1907 году, для школы не пригодно. Занятия начались 1 сентября. Учитель – священник Георгий Георгиевич Прожилов.

Больше никаких сведений нет.

Сбор информации продолжили с опроса старожилов села Верхняя Коя. Нас интересовало всё, что известно об открытии школы, о работе молитвенного дома, о священнике и его семье, дальнейшей судьбе.

Попова Анастасия Тихоновна, 1937 года рождения. Проживает: с. Верхняя  Коя

«Нет, ничего не помню, родилась в 1937 году, а родители ничего не рассказывали. Меня тайно крестили, говорят, но возили в Минусинск. Мама была глубоко верующим человеком, все посты соблюдала»

Широкова Валентина Николаевна, 1937 года рождения.
Проживет: с. Верхняя  Коя

«Ничего не знаю, спросите у Ябурова Григория Никитовича, он старше меня.
У меня, кажется, папа работал у священника. Больше ничего не знаю»


Смердов Николай Иванович (стоит в центре), отец Широковой В.Н., возможно работал у священника,
 Степанида Андриановна (справа) с дочерью Раей – мама Валентины Николаевны
(Фото начала 30-х годов  20 века, из семейного архива Широковой В.Н.)


Ябуров Григорий Никитович,
1931 года рождения.
Проживает: с. Верхняя Коя
«О священнике ничего не знаю, в 1937 году мне было 6 лет, не помню  ничего.
Вот сестра моя, Ульяна, она с 1910 года,  пока жива была, ухаживала за могилками, они без крестов,
 просто холмики, говорила, что здесь дети Батюшки похоронены».

Вспоминает Ермолаева Нина Валентиновна, 1946 года рождения.
Проживает: с. Верхняя Коя
 
«Моя бабушка, Петухова (Нестерова) Екатерина Сергеевна, в церкви работала, или помогала, точно не знаю. Но священник, отец Георгий, был крёстным отцом моей мамы, Василисы Антоновны.
Когда церковь в 1937 году закрыли, священника арестовали, книги выбросили, хотели сжигать, бабушка собрала и сложила в подполье в большой короб. Книги эти долго хранились там, какого содержания они были, я не знаю. Только помню, что часть забрала родственница, а куда делись остальные, неизвестно. В то время, наверное, даже книги эти было опасно хранить, а о священнике и вообще никогда не разговаривали.

Не помню, в каком году, приезжал его сын, разыскивал дом, где они жили, брал землю с того места, где была церковь.

Петухова (Нестерова) Екатерина Сергеевна
(1877 – 1966г.г.)
 
Я могу познакомить вас с моей тётей, Петуховой Антониной Григорьевной, она в 1920 году родилась, должна много чего помнить, только она живёт в г. Минусинске».

Петухова Антонина Григорьевна
.1920 года рождения.
Проживает г. Минусинск

Наше знакомство с Антониной Григорьевной Петуховой началось с курьёза. Нина Валентиновна представила нас, попросила дать интервью.

Бабушка растерялась, даже, как нам показалось, испугалась:

«А нету у меня ничего, где я им возьму?»

Категорически отказывалась с нами разговаривать, ссылаясь на плохую память, на то, что уже «сто лет» в деревне не живёт, в церковь никогда не ходила, но постепенно «оттаяла». Вспомнила, что училась в Черноусовской школе (т.е. школа находилась в доме раскулаченного жителя Черноусова) вместе с детьми отца Георгия. Старшую из них звали Конда, были ещё Валя и Миля. Антонина Григорьевна училась с Милей, окончила 4 класса.

А сын, Прожилов Володя, уже не учился в то время, почему, не помнит, может быть, он всё-таки был самым старшим. Возможно, он и приезжал в деревню, когда был уже взрослым.

 


Черноусовская школа, 2011 г.- магазин

Ещё она помнит, что в доме Прожиловых сейчас живёт Чугина Мария Фёдоровна. А вот куда делась  семья священника, Антонина Григорьевна не знает.

 
В этом доме жила семья учителя-священника Георгия Георгиевича Прожилова

« Я была колхозница – «тысячница», - вспоминает Антонина Григорьевна,-Нам с Чугиным Гошей первым самым дали большую медаль, потому что за день мы успевали связать одну тысячу снопов хлеба».

Мы попрощались с Антониной Григорьевной, пожелали ей здоровья.

Украдкой сфотографировали Антонину Григорьевну на  сотовый телефон, но он сломался, поэтому не удалось сохранить и диктофонную запись нашего разговора…

Нам предстояло посетить Спасский собор, чтобы встретиться со священником Отцом Сергием.

Спасский собор, г.  Минусинск.

В Спасском соборе мы встретились со священником Отцом Сергием (Кругловым), который занимался изучением истории Спасского собора.

В 2003 году в газете «Власть труда» вышла его статья «Спасскому собору -200 лет», в которой упоминается имя Георгия Прожилова.

Отец Сергий просматривал материалы уголовного дела № 06988 протоиерея Николая Комарова, служителя Троицкой церкви города Минусинска, там упоминались имена и других священнослужителей.

 

Отец  Сергий: «Никаких церковных архивов у нас, к сожалению нет.

Какие - либо документы вы можете найти в архиве г. Минусинска и в библиотеке музея имени Н.М. Мартьянова. Я изучал доклад в г. Красноярске, когда работал над статьёй о Спасском соборе. Отца Георгия мы помним, всегда упоминаем его имя в молитвах, а вам я желаю успеха в ваших поисках».

Архив г. Минусинска

 

Чащина Людмила Павловна – ведущий специалист архивного дела:

«Мы, пожалуй, ничем помочь вам не сможем, так как документов за этот период времени в архиве нет, посмотрите архивные дела, может быть что - нибудь найдёте».

Мы запросили следующие дела:

1. «Об открытии школы в деревне. Из журнала регистрации 1904 год»
Фонд 17, опись 1, Ед.хр. 456, лист 76.
2. «О жителях деревни Верхняя Коя (список трудоспособного населения)»
ФР – 92, опись 1, Ед. хр. 14, лист 9 – 14.
3. «О принятии сельсовета от райисполкома В-Койского молитвенного дома с богослужебными предметами (договор) + опись церковного имущества»
ФР – 92, опись1, Ед. хр. 35,Ю лист 12.
4. «О лишении избирательских прав (списки, характеристики, выписка)
ФР – 92, опись 1, Ед. хр. 40, 58.

 

Просматривая дела  «О лишении избирательских прав 1933-1938 г.г.», мы узнали, что в 1936 году раскулачиванию подлежало 28 семей, а в 1938 их было уже около сорока. Нашли характеристики жителей, лишённых избирательских прав Петуховой Елены, Казанцева Николая, Муковниковой и других.


Список кулацких хозяйств Верхнекойского сельсовета Минусинского района

 Наконец, в тоненькой потрёпанной папочке обнаружили листочки, из которых узнали, что молитвенный дом был закрыт в 1925 году, но осталась церковная община, которой передали церковное имущество. Жители села Дубенского просили разрешения на проведение церковных обрядов священником о. Георгием. РИК (районный исполнительный комитет) не разрешил совершать обряды, о чём свидетельствуют документы:

 

 

 

Мы нашли свидетельства последнего года жизни Георгия Прожилова.

До последнего дня он занимался духовной деятельностью, это подтверждают записки, распоряжения, акты.  Мы предположили, что основанием для ареста мог послужить акт от 30 июля 1937 года, в котором сообщается о том, что Прожилов Г.Г. продолжает проводить богослужения и совершает на дому религиозные обряды, тем самым, нарушая законодательство, обвиняется в расхищении церковного имущества.

 
Акт от 30 июля 1937 года.

На обороте акта - объяснительная записка, написанная Прожиловым Г.Г., в которой он  объясняет, что «церковное имущество взято из молитвенного дома церковным Советом, при закрытии молитвенного дома в присутствии председателя Сельсовета Сиротинина передано мне. Совершение религиозных обрядов на дому верующих на основании статьи 26 инструкций СНК за 1932 год. Богослужений на дому не совершалось…».

 

Чугина Мария Фёдоровна,
1935 года рождения
Проживает: с. Верхняя  Коя
 
«Дом нам колхоз выделил, после того, как прежние хозяева уехали. Я знала, что это дом священника Прожилова Г.Г. Его сын Володя (Владимир Георгиевич) был другом моего покойного мужа, Ивана Никитовича, они росли вместе. Иван Никитович родился в 1927 году, наверное, и Володя с этого же года. Володя приезжал к нам в гости, свекровь моя, Екатерина, была рада, угощала его. Пятьдесят шесть  лет  (1955 г.) прошло с тех пор, не знаю, жив он или нет. А жил в г. Абакане, жена врачом работала, сын у них больной был, инвалид. Больше детей не было.
Две Володины сестры жили в г. Красноярске».
 

Краткую биографию мы нашли в «Книге памяти жертв политических репрессий»:

Прожилов Георгий Георгиевич родился в 1883 году в Царицынском уезде Саратовской губернии. Образование среднее. Православный священник, протоиерей. Проживал в с.Верхняя Коя Минусинского района Красноярского края. Открыл церковь и школу в селе, служил в церкви и учил детей. Арестован в 1932 году, провел полгода в Минусинской тюрьме. Церковь закрыли, преподавать запретили. Арестован 17 сентября 1937 года по обвинению в контрреволюционной организации, правотроцкистской агитации, проходил соучастником по делу  за номером 06988 служителя Троицкой церкви протоиерея Николая Комарова. Всего было арестовано 32 человека, 27 из них расстреляно. Георгий Прожилов приговорён 27 ноября 1937 года тройкой УНКВД Красноярского края к высшей мере наказания. Расстрелян 6 декабря 1937 года в г. Минусинске.
Реабилитирован 10 февраля 1959 года военным трибуналом Сибирского военного округа.

Заключение:

Учитель – священник Георгий Георгиевич Прожилов открыл школу в селе Верхняя  Коя, учил детей и из окрестных сёл, способствовал ликвидации неграмотности среди взрослого населения, был хорошим семьянином и хозяином, честным человеком, достойно прожившим не долгую жизнь.

Дети Георгия Прожилова выросли добрыми, достойными, трудолюбивыми людьми, хотя и на их долю выпало не мало жизненных испытаний.

 
Здание школы  постройки 1907 года

 
Молитвенный дом, после закрытия, сельский клуб
Здание  уничтожено пожаром в 1985 году

 
Протокол общего собрания бригады №2  об открытии 5 класса школы в помещении церкви

Литература:

1.   В память о невинно погибших [30 октября – День памяти жертв политических репрессий]/ По материалам краеведческого музея//Власть труда: общественно - политическая газета г. Минусинска и Минусинского района.-2008.- 30 октября. - стр.5
 
2.   История без купюр.[ Минусинский некрополь]/Материал подготовили  сотрудники архива В.Нагорных, Н.Михайлова//Надежда и мы: общественно – политическая газета.- г. Минусинск.-  2008.- 20 ноября.- стр.4.
 
3. Круглов, Сергей
       Спасскому собору – 200 лет/ С.Круглов// Власть труда: общественно - политическая газета г. Минусинска и Минусинского района. -2003 - 9 сентября. - стр.3.
 
4.Фищева Н.Пострадали тысячи лучших людей России [30 октября – День памяти жертв политических репрессий]/ Н. Фищева// Власть труда: общественно - политическая газета г. Минусинска и Минусинского района.-
2009.- 30 октября.- стр.1
 
5. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 6(Н-П).- Красноярск: ОАО «ПИК «Офсет»,2008, -стр.411.
 
6. Краткое описание приходов Енисейской епархии. Репринтное воспроизведение издания 1916 г., Красноярск,1995, стр.146-147 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»