Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»
исследовательская работа
Выполнила: Стрелкова Нина ученица 7 класса Нижнесуэтукской СОШ Ермаковского Района Красноярского края
Руководитель: Логинов А. В. Учитель высшей категории
Нижний Суэтук
2011 год
1. Введение
2. Из истории Ермаковской конфессии
3. Роковая судьба священнослужителя
4. Заключение
5. Библиография
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердие Бога.
А. Ахматова
Политические репрессии 20-50 годов XX века наложили большой отпечаток на Российскую историю. Из книг, из рассказов людей, свидетелей этих явлений, мы узнали, что это были годы произвола, беззаконного насилия.
Само понятие «репрессии» в переводе с латинского означает «подавление, карательная мера, наказание». Иными словами — подавление путем наказания.
На сегодняшний день тема политических репрессий является одной из актуальных тем, так как она коснулась почти каждого жителя нашей страны.
В 1917 году произошел октябрьский переворот, в результате которого к власти в стране пришло коммунистическое правительство.
Сильнее всего репрессии в стране задели Русскую Православную церковь, как доминирующую на территории России.
Несчастья и беды, обрушившееся на православное духовенство и верующих в период двух революций и гражданской войны (как, впрочем, и в последующие затем годы) были во многом подобны сошедшему с гор оползневому потоку, погребающему под собой все и вся.
Духовное состояние страны напрямую зависело от состояния церкви.
В моем исследовании я хочу узнать, на сколько политические репрессии в стране задели Русскую Православную Церковь и изменили судьбы священнослужителей на территории Ермаковского района.
Цель: Рассмотреть историческую особенность репрессий по отношению к Русской Православной Церкви на примере Ермаковского района.
Задачи:
Предмет исследования: Рассмотреть по мере возможности (на основании фактического материала) судьбы церквей и их служителей.
Методы исследования:
Я часто думаю, что годы истории все дальше уходят от нас, и только порой нам
кажется, что мы знаем много о тех событиях прошлых лет.
Чем больше я начинала работать над данной темой, тем больше убеждалась, что о своем Ермаковском районе я знаю мало, это вызывало во мне интерес к истории моей малой родины. Я поняла, что своим исследованием я не смогу освятить весь период репрессий, так как эта деятельность носит многогранный и плановый характер. Больше всего меня удивило, что многие люди до сих пор с неохотой и осторожностью говорят о том времени, и я их не осуждаю, а даже в чем-то понимаю и осознаю их подсознательный страх.
В своей поисково-исследовательской работе как бы приоткрываю завесу тайны не только для себя, но и для тех, кто будет интересоваться данной работой. Получая консультации из различных источников, я попыталась связать воедино звенья событий, которые носили различный характер и не укладывались в рамки учебника по истории. События и судьбы не просто переплетались, а носили какой-то хаотический, а с другой стороны закономерный характер. Многие факты оказалось проверить невозможно из-за отсутствия архивных документов и прочей информации. Поэтому мои исследования носят аккуратный характер, так как со временем возможно появятся другие исследователи, которые смогут внести новые факты.
В своей работе я хочу поблагодарить за предоставленные документы краеведов Ермаковского района Носова Владимира Ивановича и Носову Светлану Александровну.
«С неимоверным трудом, буквально по крупицам, приходиться ныне восстанавливать
картину поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в
России после 1917 года.
Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке.
Тем не менее работа продолжается.»
Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси
В XX веке Церковь в России подверглась самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на крестьян. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь.
Уничтожение Русской Православной Церкви было важнейшей идеологической задачей богоборческой власти. Тот факт, что Церковь выстояла и победила в этой борьбе, можно объяснить лишь с учетом Промысла Божия.
Помимо больших и известных храмов России полоса репрессий коснулась и небольших провинциальных храмов, например, Храм Трех Святителей в селе Ермаковское. Именно этот храм привлек мое внимание, и поэтому я решила узнать о нем побольше.
Храм строился с 1849 по 1856 год.
С открытием храма Трех Святителей духовная хизнь ермаковцев значительно активизировалась.
К концу 1856 года были решены основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся строительства новой церкви.
После строительства храма в селе Ермаковское поднялись храмы в соседних селах: Салбе, Мигне, Разъежем, Верхнеусинском и Нижнеусинском.
Большая церковь Михаила Архангела была построена в селе Нижний Суэтук, строила её всем миром крепкая казачья община. В престольные праздники собирался сюда народ из Ермаковского, Николаевки, Салбы, Павловки, Новополтавки, Ивановки.
Но к сожалению российская история хранит не только славные, но и жестокие,
неприятные страницы. С приходом советской власти отношения общества к религии
резко изменилось. Осквернение и разрушение Церквей стали обычным явлением. После
октябрьской революции Церковь была отделена от государства.
Храм Трех Святителей в Ермаковском простоял до 1936 года, а затем был разрушен
до основания. На его месте остались несколько могил священнослужителей, вековые
березы, ямы от подвалов.
Странно, что в то время молодое поколение, строя новую жизнь, создавая идеалы, не хранило то, что было сделано и создано до них. Уничтожая веру, и, воздвигая идеологию атеизма, они не задумывались, что ведут борьбу с вековой русской культурой.
Листая страницы истории Храма Трех Святителей, Троицкой церкви Солбинского прихода в селе Солба и Никольской церкви в селе Верхнеусинское, я убеждалась, как богата Ермаковская земля историей.
Особый интерес вызывает Тройцкая церковь, которая в 1910 году выделилась из Ермаковского прихода с. Солба. В приход вошли шесть деревень: Верхний Кебеж, Григорьевка, Черная Речка, Новополтавка, Новосаянская, Монзалык. Население прихода составило 4013 душ, из них 10 раскольников.
После октябрьской революции в 1934 году службу в церкви закрыли и сделали зерносклад. Иконы вывезли, сняли купола и колокола, здание покрыли по амбарному — на две стороны. Кресты положили на чердак, там они пролежали до пожара. После Великой Отечественной Войны склад перенесли в клуб. Он простоял до 1964 года, и в результате пожара сгорел.
Бывшая Троицкая церковь в с. Солба ( 1934 год)
Особый интерес в исследовательской работе хочется уделить Усинской церкви,
которая была построена по инициативе московского мещанина Николая Путилова.
15 марта 1881 г. совершилась торжественная закладка храма во имя святого Николая
Чудотворца, а 27 июня началась постройка церкви.
Весной 1882 г. Путилов едет в Красноярск, где 30 мая принимает сан священника.
В 1882 году в газете "Восточное Обозрение" в №№ 37 и 38 вышла статья известного красноярского археолога, этнографа и краеведа А. Адрианова "Раскольничьи общины в Сибири", в которой очень критично оценивается деятельность усинского миссионера и в которой наиболее полно отражены все обвинения в его адрес: "Неведомый ни для кого, не имеющий ничего общего со староверами, здесь поселился некий Путилов. Познакомившись с некоторыми монахами, а затем и с самим архиереем Антонием, бывшим в то время в Красноярске, он рассказал им о мало кому известной тогда колонии староверов на реке Усе, сумел внушить им мысль о развращающем влиянии старообрядцев на православный мир и даже китайских подданных сойотов и проч. Духовенство поддержало нового подвижника - добровольца на поселение в среде старообрядцев для борьбы с расколом, дало ему полномочия и звание миссионера.
Статья получила большую известность. Именно после ее выхода владыка Исаакий решает не ехать на Ус для освящения церкви, и только горячее оправдательное письмо Путилова спасает положение и заставляет владыку передумать.
Статья получила большую известность. Именно после ее выхода владыка Исаакий решает не ехать на Ус для освящения церкви, и только горячее оправдательное письмо Путилова спасает положение и заставляет владыку передумать.
31 января 1884 года закончилось строительство церкви.
3 февраля 1884 года началось освящение церкви, и уже освященная церковь получила название Никольской
Более того, после его отъезда церковь в Верхнеусинском действовала почти полвека и была разрушена в середине 30-х годов XX века, как и многие другие храмы.
Благодаря Путилову в этом диком крае появился очаг просвещения и культуры, что благоприятно сказалось на его развитии. Это был умный, грамотный, разносторонний человек и роль его в истории Усинского края нельзя недооценивать.
За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические, социальные, национальные и религиозные убеждения.
Гонения на церковь, начавшиеся по инициативе В. И. Ленина в 20-е годы, продолжались и в 30-е.
Как «социально — чуждые» элементы, не вписывающиеся в новую структуру общества, как носители враждебной большевикам идеологии, священнослужители по определению подлежали ликвидации.
21 ноября 1937 года измученным на допросах людям тройкой УНКВД КК был вынесен приговор: 11 священнослужителей были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, 3 человека — к 10 годам исправительно-трудового лагеря.
Сведения о людях, проходивших по этому делу, очень скупы — ограничиваются анкетами арестованных, узнать какие-либо подробности их жизни за давностью лет оказалось непросто. Но все-таки мне удалось кое-что узнать о Турском Александре Антоновиче, который родился в 1886 г. в деревне Седельниково Сухобузимской волости Красноярского округа. В 1907 г., после окончания учительской семинарии, был направлен на работу в село, недалеко от Большой Мурты. Женился на молоденькой учительнице Елене Абросимовне Санковской. Ей в ту пору было всего 15 лет. 1908—1913 годы оба работали в школе село Даурское.
В 1910 г. у них родился сын Александр, в 1914 г.— Виктор.
В 1915 г. Турский закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба была не простой, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске (Кызыл), в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края.
В 1919 г. в Туве начались межнациональные конфликты, местное население вырезало целые русские семьи от мала до велика. Елена Абросимовна, ждавшая в это время ребенка, вынуждена была одна, с маленькими детьми (мужа не было дома), через лес бежать в поселок Туран, где преждевременно родила дочь Наталью. Потом пешком с грудной дочерью и сыновьями лесом, через горы перебралась в село Ермаковское, там у них с мужем были знакомые учителя. Лишь через полгода встретилась она с мужем, когда он с двумя священниками приплыл на плотах.
Это был сложный период в жизни Турского. Время было смутное: колчаковщина, партизанское движение, бандитизм, все углубляющийся раскол в православной церкви, рост антицерковных настроений, гонения церкви властями.
В 1922—1924 годах Александр Антонович был протоиереем церкви села Ермаковское, затем с семьей переехал в Минусинск, где прослужил более 10 лет, сначала в сане протоиерея, затем был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии .
В эти годы в православной церкви начался раскол. Возникло новое течение - обновленчество (Живая церковь), его сторонники появились во многих городах России, в т.ч. и в Минусинске. Обновленцы предлагали изменить Устав церкви, вести службы на современном русском языке, сократить их по времени и многое другое. Пик их активности пришелся на 20—30-е годы. Власть относилась к обновленцам довольно лояльно, что явилось, видимо, одной из причин, вызвавших к ним недоверие со стороны верующих.
С 1924 г. Турский становится сторонником обновленческой церкви. Что толкнуло его на этот путь, трудно судить.
В 1927 г. он организовал в Минусинске свечное производство, доходы от которого использовались на содержание церкви.
В 1934 г. семья Турских переехала в Красноярск, поселилась в 3-комнатной квартире по адресу: Школьный переулок, 13—4.
В марте 1935 г. из Москвы пришел Указ первоиерарха Виталия о назначении Турского епископом Красноярской епархии.
Недолгой была служба Турского в Красноярске. 04.10.1937 г. он был арестован органами НКВД. Епископа обвинили в том, что он является руководителем повстанческо-контрреволюционной организации церковников, ведущих активную антисоветскую агитацию, призывающих к террору и свержению советской власти. Сбор различной информации и передачу ее японской разведке якобы осуществлял через бродячих монахов. Якобы сам вербовал и новых членов, осуществлял связь с первоиерархом Виталием, являвшимся главой всех контрреволюционных организаций церковников страны.
26 ноября 1937 года Турский А.А. был расстрелян.
На фотографии Турский А.А.
В своей поисково-исследовательской работе я попыталась на примере одной автобиографии и истории образования конфессии в Ермаковском районе показать механизм репрессий 30-х годов.
Работа позволила получить не только конкретные знания, но и дала глубокое понимание того сложного периода в жизни людей.
На этом этапе я не хочу завершать свою исследовательскую деятельность, которая предусматривает дальнейший сбор архивного материала о периодах того времени. В настоящее время я убедилась, что тема мало изучена. В результате появились «белые пятна», которые еще предстоит раскрыть через систему методологических исследовании.
Данная работа показывает только на нескольких примерах, как уничтожалась культурное наследие многих поколений. Старые уклады носили контрреволюционный характер, а новые приживались с большим трудом.
Поэтому многие священнослужители, пытаясь сохранить коренные истоки православия, шли в обновленческое движение. В сознании этим людям приходилось очень трудно, так как они были уже устоявшиеся личности.
Моя работа носит практический характер, так как ее можно использовать на уроках истории, классных часах, беседах и школьных конференциях.
1. Архивный материал семьи Носовых.
2. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края:
Кн. 2 — Красноярск: Издательские проекты, 2005.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края:
Кн. 9 — Красноярск: ПИК «Офест», 2010.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»