Управление образования Администрации Ачинского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Березовская основная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Балабанова Дарья
Красноярский край, Ачинский район, п.Березовый
МКОУ Березовская ООШ, 6 класс
Кружок «Помним корни свои»
Руководитель: Альбина Анатольевна Рубен,
учитель немецкого языка, руководитель кружка
«Помним корни свои»
2013 г.
Краткая аннотация
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
Приложение
В данной работе прослежены годы жизни двух ничем знаменитых людей, рядовых жителей нашей страны прошлого века на фоне фактов истории России: раскулачивание, стахановское движение в стране, трудодни в колхозах. Говоря о таких людях, понимаешь, кто делает историю – не одни лишь руководители и полководцы, а именно они. Изучая жизнь людей, можно изучить историю страны.
Не будь таких вот, пусть малообразованных, но красивых душой людей, тружеников, не было бы такой сильной нашей державы. И всем нужно знать о таких людях. Как и каждому из нас необходимо знать свою родословную.
6 сентября погибла наша подруга Катя Кукуль, проучившись в 7 классе всего 3 дня. Катя была членом нашего кружка «Помним корни свои». С прошлого года она начала собирать материал о своих прабабушке и прадедушке, хотела написать исследовательскую работу об их интересных судьбах, интересных не только для членов их семьи, но и для всех нас, потому что судьбы простых людей – это частички судьбы нашей страны. И мы должны помнить и чтить наших предков. Мы – их продолжение. Мы не можем быть «иванами, не помнящими родства», ведь, по словам А.С.Пушкина, «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
Материал был записан на черновиках. Мы с руководителем решили в память о Кате завершить работу и представить её на конференции. Для продолжения работы мы встретились с её бабушкой и бабушкиными сёстрами, братом, попросили их рассказать о своих родителях.
Цель исследования: Определить, какова роль отдельно взятой личности в истории нашей страны.
Задачи исследования:
1. проследить историю жизни двух людей и их вклад в историю страны;
2. восстановить связь времён между поколениями этого рода;
3. провести исследование явления стахановского движения в СССР;
4. изучить, что такое раскулачивание;
5. выяснить, что такое трудодень.
Объект исследования: советская история России.
Предмет исследования: история жизни двух ничем не примечательных людей и их роль в истории страны.
Гипотеза: Если человек и не совершил подвиг в жизни, то он все равно оставляет след в истории страны.
Методы исследования: беседы со свидетелями тех лет, изучение дополнительных источников информации.
Предполагаемый результат:
1. Увидеть роль каждого человека в жизни страны.
2. Учиться уважать близких нам людей и чтить память о них.
3. Популяризация науки генеалогии.
Емельяненко Андрей Павлович родился 12 ноября 1924 года в деревне Черёмушки Ачинского района. К слову сказать, ныне этой деревни не существует. А родители деда Андрея были первыми поселенцами в деревне Черёмушки. Они переселились на большие земли в Сибирь из Украины, вырубали лес и строили дома. Отец, Павел Маркиянович, 1902 года рождения, человек грамотный, работал счетоводом, был богатым. У него, по архивным данным, что нашли его внуки, было очень много земли в окрестностях Черёмушек.
Фёкла Лукьяновна, мать Андрея Павловича, родилась в 1906 году, имела образование 3 класса, читать и писать умела. В Сибирь её привезли девчонкой. Здесь они поженились с Павлом Маркияновичем. И было у них пятеро детей, старший – Андрей. Позже сёстры разъехались, а он так и остался с матерью до конца её дней.
Сразу после начала войны Павла Маркияновича мобилизовали. Он попал на Ленинградский фронт, был на охране «дороги жизни на Ладожском озере», там и погиб. Как говорила бабушка Фёкла: рыб кормить ушёл. Домой написал единственное письмо. Внучки помнят его, оно долго было в их семейном архиве, но потом затерялось где-то, к сожалению.
Когда отца призвали на фронт, Андрей на коне отвозил его на станцию Ачинск. Но всю жизнь не мог себе простить того, что не попрощался с ним: на момент отправки он отлучился ненадолго, и отец уехал. Как оказалось, безвозвратно. И ещё одна непоправимая ошибка: перед отправкой на фронт бабушка Фёкла, дед Павел и родственники Архиповы сфотографировались семьями, но эта фотография осталась у Архиповых, а в семье Емельяненко – только воспоминания о ней.
9 ноября 1942 года, когда Андрею было 18 лет, ему пришла повестка из военкомата. Но его не мобилизовали в действующую армию, не отправили на фронт, а направили в Кемеровскую область, город Прокопьевск, в шахту. Пройдя курс обучения, Андрей Павлович 24 марта 1943 года получил удостоверение взрывника. Смены были по 12 часов, работали, не выходя из забоя, не евши, не пивши. Часто случались обвалы, выделялся ядовитый газ метан. Работа была очень трудная. Зарплата была 5 тысяч рублей. В день выдавали 1200 граммов хлеба, на месяц – 4,5 кг мяса или рыбы, сахару – 1 кг, крупы – 3,5 кг.
Таисья Григорьевна Стрельцова, родилась 5 февраля 1925 года в деревне Стрельцовка Сорокинского района, Тюменской области. Родители Григорий Григорьевич и Лукерья Андреевна. У них было пятеро детей, Таисья предпоследняя, за ней была сестра Анна, которая сейчас одна осталась в живых. Отец был есаулом, очень грамотным, работал счетоводом. Семья была большая, как и все семьи в те времена, жили небогато. Но у них была своя мельница, на которой работал брат жены. За это их в 30-х годах раскулачили и сослали в Нижний Тагил. Там работали на лесоповале, отец простудился и умер. Сейчас потомки не знают даже, где покоится его прах.
Меня заинтересовало, что такое раскулачивание и почему высылали людей со своих мест проживания. По истории мы ещё такого не изучали. Я провела историческое исследование, изучила дополнительные источники информации и выяснила для себя этот момент истории нашей страны.
Так, я узнала, что раскулачивание, иначе раскрестьянивание – это политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКПб от 30 января 1930 года «О мерах по ликвидации кулачества как класса».
Власти не дали точного определения, кого нужно считать кулаками. Попасть в списки кулаков, составлявшиеся на местах, мог практически любой крестьянин. Традиционно кулаком считался тот, кто использовал наёмный труд, но на практике в кулаки могли зачислить и середняка, имевшего двух коров или лошадей, или хороший дом.
Меня поразило, что конфисковывали всё, включая маленькие подушечки, которые подкладывают под головы детей, горячую кашу в котелке, вплоть до икон, которые они, предварительно разбив, выбрасывали. Ссылали и арестовывали крестьян, имевших два самовара, а также таких крестьян, кто в сентябре 1929 года «убил свинью с тем, чтобы ее съесть и тем самым не дать ей стать социалистической собственностью». Собственность раскулаченных они просто присваивали или продавали её на торгах членам бригады по раскулачиванию по смешным ценам: избу за 60 копеек, корову за 15 копеек, что было в сотни раз ниже их реальной стоимости.
Когда я изучила информацию о раскулачивании, мне стало понятно, почему родители Таисьи Григорьевны были раскулачены, хотя они и не были богатыми. У них был работник. Но ведь он помогал им просто по-родственному. Я полагаю, что их отнесли ко второй категории, раз выселили в отдалённый район. К сожалению, нет сведений о том, когда были восстановлены в правах Стрельцовы, и была ли им выплачена имущественная компенсация. Как мы помним, отец так и остался там навек. А когда вернулась мать, неизвестно.
В сентябре 1942 года Таисью Григорьевну с подругой вызвали в сельсовет и дали путёвку в шахту г. Прокопьевска в Кемеровской области. Она оказалась на той же шахте им. Кагановича, куда позже приехал Андрей Павлович. Таисья тоже стала взрывником. Не женское это дело! Но в стране идёт война, мужчины на фронте, не хватает рабочих рук ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности – работают и женщины, и дети. Отработав в шахте два года, Таисья Григорьевна стала членом стахановской бригады, стахановцам давали дополнительный паёк.
Я заинтересовалась, кто такие стахановцы? Что это за явление в истории нашей страны?
Стахановское движение, массовое движение новаторов социалистического производства в СССР — передовых рабочих, колхозников, инженерно-технических работников за повышение производительности труда на базе освоения новой техники возникло во 2-й пятилетке, в 1935, как новый этап социалистического соревнования. Большинство стахановцев вышло из числа ударников. "Стахановским" движение названо по имени его зачинателя — забойщика шахты "Центральная — Ирмино" (Донбасс) А.Г.Стаханова, добывшего за смену 102 т угля при норме 7 т.
Стаханов Алексей Григорьевич родился в 1905г. в д. Луговая Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Батрачил, был пастухом. Три зимы учился в сельской школе, которую не окончил (в анкете в графе "образование" писал о себе "малограмотный"). Не имея возможности выбиться из нужды, в 1927 приехал на работу в г. Кадиевку на шахту, мечтая заработать деньги на лошадь. В 1977 г. Кадиевку переименовали в г. Стаханов. В 1935 г. парторг шахты К.Г. Петров предложил Стаханову отметить праздник Международного юношеского дня производственным рекордом. В ночь с 30 на 31 августа Стаханов добыл отбойным молотком за смену 102 т угля, перекрыв норму выработки в 14 раз и заработав 200 руб. вместо 25 - 30. Это стало возможным за счёт предварительной подготовки (людям поручили спуститься в шахту раньше, чтобы обеспечить работу забойщика) и правильной организации труда; Стаханов всю смену работал отбойным молотком, двое шахтеров крепили за ним уступ, а раньше эту работу делал один человек. Тем не менее, партком шахты, щедро наградив Стаханова, счёл необходимым "заранее указать и предупредить всех тех, кто попытается клеветать на товарища Стаханова и его рекорд как на случайный, выдуманный и т.д., что партийным комитетом они будут расценены как самые злейшие враги, выступающие против лучших людей шахты, нашей страны, отдающих всё для выполнения указаний вождя нашей партии товарища Сталина "о полном использовании техники".
Стахановское движение означает организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной подготовительной работы, лучшую организацию рабочего места, обеспечение быстрого роста производительности труда, обеспечение значительного роста заработной платы рабочих и служащих". Были пересмотрели проектные мощности предприятий, повышены нормы выработки. Создавались стахановские бригады, участки, цехи, достигавшие устойчивой высокой коллективной выработки. Развернувшееся Стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. Так, если за годы 1-й пятилетки (1929—1932) производительность труда в промышленности СССР выросла на 41%, то за годы 2-й пятилетки (1933—1937) на 82%. С новой силой творческая инициатива новаторов проявилась в годы Великой Отечественной войны. Стахановцам принадлежала инициатива движения "двухсотников" (две нормы и более за смену), а затем "тысячников" (1000% нормы), создания "фронтовых бригад". Опыт Стахановского движения сохранил своё значение и в послевоенный период, когда в условиях непрерывного роста экономики и культуры возникли новые формы социалистического соревнования.
Стахановское движение в Кузбассе началось во второй половине сентября 1935 г. Одними из первых в Кузнецком бассейне рабочие Киселёвского рудника провели стахановские сутки. В предвоенные годы был брошен клич «Превратить Кузбасс во второй Донбасс!». Прокопьевские шахтёры откликнулись размахом « стахановского движения », которое вскоре приобрело массовый характер. От отдельных рекордов шахтёры перешли к стахановским вахтам, бригадам, участкам. 28 июня 1940 г. забойщик шахты №5 В.Алёхин выполнил норму на 500 процентов. Каменщик шахты «Капитальная» т. Бурасов в результате упорной стахановской работы за октябрь месяц добился выполнения трёх месячных норм.
В 1936 году был выдвинут лозунг: «За стахановские шахты – за стахановский рудник!» Этим заголовком открылся первый номер газеты «В бой за уголь!». В корреспонденции «Вперёд, к новым победам!» говорилось: «Мы имеем уже факты, когда целый ряд стахановцев перекрывают нормы выработки. Так забойщик на участке №1 т. Суханов за шесть часов работы 16 февраля 1936 г. перевыполнил новую норму на 86 процентов. В 1937 году отмечается рост забойщиков-тысячников – тех, кто добывал за месяц 1000 т угля, бурильщик Шевкунов за два месяца дал 4225 н. Стахановцы шахты №5 забойщики Скударнов и Мельников за 4 месяца 1937 года выполнили 8-месячное задание.
Из учебника истории я узнала, что в те времена все свершения посвящались съездам руководящей партии, годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции.
10 марта 1939 года коллективы шахты угольного треста встали на стахановскую вахту в честь XVIII съезда ВКП(б) и в этот день дали невиданную в истории рудника угледобычу. В целом по тресту план выполнен на 135 процентов. 28 июня 1940 г. забойщик шахты №5 В.Алёхин выполнил норму на 500 процентов. Каменщик шахты «Капитальная» т. Бурасов в результате упорной стахановской работы за октябрь месяц добился выполнения трёх месячных норм. Следует отметить, что во многих случаях непосредственным толчком к высокой производительности труда являлся простой интерес к увеличению своего заработка. Именно этот интерес всячески подогревался - и печатью, и практическими мероприятиями по стимулированию стахановского движения . За один-два месяца заработки стахановцев вырастали в три-пять и более раз. Помимо высоких заработков стахановцы получали и натуральные привилегии – бесплатные квартиры, обслуживание без очереди, талоны на мануфактуру и т. д.
Мы не знаем, какую норму выдавала бригада, где работала Таисья Григорьевна, но, став стахановкой, она получала больше продуктов, её награждали разными подарками, платьями. Несколько таких платьев Таисья Григорьевна привезла с собой. По воспоминаниям дочерей, это были шикарные платья, немецкие или ещё какие. Детьми они любили их примерять, когда мамы дома не было. А мама их не носила, куда в деревне надевать?
В шахте они познакомились с Андреем Павловичем, поженились, так легче было выживать. Таисья была в Прокопьевске до марта 1947 года. У них родилась дочь Тамара, и Андрей отправил её в Черёмушки к своей матери. Там она и жила, растила дочку, ждала мужа. А он вернулся из шахты в августе 1947 года. И зажили они семьёй. Позже у них родилась дочь Катя, в 1949 и 1952 – два сына, которые умерли в детстве, в 1959 – Надя, в 1955 – Валя, в 1957 – Лёня, а в 1961 – двойняшки Люба и Витя. Таисья Григорьевна за воспитание 7 детей награждена орденом материнской славы III степени.
Поначалу жили со свекровью, потом им отделили амбар, из которого они построили себе дом. Но семья росла, и дом стал мал, сделали пристройку. Жили небогато, но дети были сыты, родители работали с зари до зари. Таисья Григорьевна работала с 1948 года продавцом. Интересны воспоминания дочери, что это означало - продавец в деревне. Она должна была принять у населения молоко (приносили им прямо домой, дети помогали, в окно принимали бидоны, измеряли литромером), потом увезти его в Ястребово, а там забрать почту и разнести её по деревне.
В 1961 году закончила курсы техников-осеменителей крупного рогатого скота при
Ачинском СХТ. За свой труд родители получали много хлеба на трудодни.
А что такое трудодни? Я опять обратилась к дополнительной литературе. Узнала,
что трудодень – это мера оценки и форма учёта количества и качества труда в
колхозах в период с 1930 по 1966 год. Каждый колхозник получал за свою работу
долю колхозного дохода соответственно выработанным трудодням. Перед трудоднём
все равны – и мужчины, и женщины. Кто больше трудодней выработал, тот больше и
заработал. Трудоднями колхоз освободил женщину и сделал её самостоятельной.
Впервые учёт и оценка работ в трудоднях стали применяться в отдельных колхозах в
1930 году. Это должно было устранить уравниловку в распределении доходов.
Фактически этого не произошло.
С началом Великой Отечественной войны сельское хозяйство страны было также
переведено на военное положение. Необходимость максимального изъятия зерна у
колхозов выразилась в минимизации или прекращении продовольственных выплат на
трудодни, особенно в 1941-42 годах.
А после войны, когда немного наладилась жизнь, колхозники стали зарабатывать лучше.
Таисья Григорьевна работает на ферме, Андрей Павлович – на тракторе. Вдвоём получали хорошо. Хватало и на зиму семье, и излишки даже возили в Ачинск на базар. Дети радовались, знали, что всем будут обновки. А ещё привозили хлеба городского. Какой он был вкусный! Надоел свой, что пекла мать. И хорошие калачи пекла. Хлеб был из чистой муки. Мололи на мельнице прямо в деревне. Печь приходилось часто, так как печка была только на 4 булки. Когда хлеб кончался, ели прямо из чугуна на печке картошку, что варилась свиньям. А у бабы Фёклы хлеб был наполовину с картошкой, она работала техничкой, получала на трудодень мало. Но у неё были очень вкусные шанежки. Большой семье за хорошую работу Таисьи Григорьевны дали талон на покупку первой в деревне стиральной машины в 1959 году, в 61-62 году - ножной швейной машины. Сейчас она хранится у Кати как семейная реликвия. Андрею Павловичу дали мотоцикл М-1-М (сын помнит марку). Андрей Павлович после войны возил с полей зерно на конных фургонах, потом закончил курсы, стал трактористом . Придёт с работы, поест, помоется и спать. Несколько лет работал бригадиром на овцеферме, с 1967 года - продавцом в деревне. В 1964 году ему присвоено звание «Ударник коммунистического труда». В 2005 году – «Ветеран труда». За годы работы в шахте во время Великой Отечественной войны Андрею Павловичу выдано удостоверение участника войны. Последние годы перед пенсией работал в лесничестве.
Пусть жили небогато, но к праздникам мать шила всем платья новые. Перешила дочкам те платья, что привезла из Прокопьевска. Катя вспоминает: «Нарядов было немного. Помню своё первое пальто. А второе купили, когда в техникум поступила». Позже Таисья Григорьевна работала телятницей, бригадиром животноводческой бригады. И здесь работала добросовестно, награждали коврами и другими подарками. Перед пенсией работала техничкой в библиотеке, сторожем в лагере и вспомогательной школе, что была в Черёмушках. А уже будучи на пенсии, отработала 5 лет почтальоном. Просто не могут такие люди сидеть, сложа руки! Всю жизнь трудились.
В середине 70-х годов ферму из Черёмушек перевели в Малую Покровку. Школу тоже закрыли. Люди постепенно уехали, кто в М.Покровку, кто в Берёзовку, а кто в Ачинск. «Такую красивую деревню уничтожили!» – говорят бывшие жители Черёмушек. Дети Емельяненко тоже разъехались, обзавелись семьями, звали и их, но родители не соглашались уезжать, ещё 4 года жили одни в деревне. И только в мае 1980 года решились. Им дали домик в д.М.Покровка. Домик маленький, а баба Тася всю жизнь мечтала иметь большой просторный дом, так как у них было 11 внуков, 12 правнуков, когда съезжались все, разместить было негде. Внуки ездили на парное молочко в деревню. Пенсионеры держали хозяйство: и коня, и корову, свиней, кур. И только последние лет пять отдыхали. К сожалению, говорить о них приходится теперь только в прошедшем времени. Деда Андрея не стало 31 октября 2006 года, а бабы Таси – 4 сентября 2008 года. Их дети ездят на родину, в Черёмушки. Там, конечно, всё поросло бурьяном, но по знакомым с детства холмикам они нашли могилки братьев, ухаживают за ними.
Вот такие красивые люди! Красивые не только на фотографии, но красивые душой. Люди военной закалки - труженики. Именно из этих людей состояла та броня, которая защитила страну от врагов в 1941- 45 -м, и та сила, которая вывела нашу страну в передовые, сделала нашу державу сильной в советские годы. Высказанная в начале работы гипотеза, думаю, нашла подтверждение. Каждый человек в жизни имеет своё место, каждый вписывает своим трудом страничку в историю страны. Мы, изучая эту историю по учебникам, должны помнить о них, людях, живших в разные времена. Прежде всего, мы должны быть внимательны к своим близким. Надо знать свои корни, не быть «иванами, не помнящими родства». Наш долг – запечатлеть в памяти и записать для своих потомков историю жизни наших предков. И важно успеть сделать это сегодня! Завтра может быть поздно…
Среди суеты и забот никто не должен забывать не только о своих родных людях, которым мы обязаны жизнью, но и о далёких предках.
На Руси, вплоть до 40-х годов 20 века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную. Сын знал не только отца и деда, но и пра- и прапрадеда. Генеалогическое древо висело на самом видном месте в знатных домах и являлось предметом особой гордости за свой род. Хотелось бы восстановить эту традицию в сегодняшних наших семьях.
Родословное дерево
Будет время, составлю.
Родословное дерево,
Его детям оставлю.
Чтоб светило и грело,
А на нём человеки
Те, что были когда – то
И пропали навеки
Будет время, на карте
Перемечу крестами
То что отчими люди
Называют местами.
Я под кроной коренья
Заплету в хороводе –
Племена, поколенья.
Наше место в народе.
Чтоб вовек не забылось,
Сколько веток сгубилось.
И кому с кем любилось,
Сколько деток родилось.
Дмитрий Сухарев
1. Беседы со свидетелями тех времён.
2. Семейные архивы Емельяненко.
3. А.А. Данилов.История России, XX – начало XXI века.
4. В.С.Мартышин. Твоя родословная. М., Школьная пресса, 2000
5. Н.А. Ивницкий, доктор исторических наук. Коллективизация и
раскулачивание, М, 1994, с. 32-49.
6. Н. А. Ивницкий. Судьба раскулаченных в СССР. М.: Собрание, 2004
7. Г. Ф. Доброноженко. «Кто такой кулак: трактовка понятия „кулак“ во
второй половине XIX — 20-х гг. XX вв.» // статья
8. Интернетресурсы.
Родители Емельяненко
Родители Стрельцовы
Таисия (стоит сзади) с матерью и сёстрами
Таисья Григорьевна (сидит в центре) с подругами из шахты
Таисья Григорьевна с маленькой дочкой приехала в Черёмушки
Техник-осеменител
Андрей Павлович на работе
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»