XIV ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК»
Тема: Свои - чужие
Автор: Базыкина Светлана
МБОУ «Лицей №1», 11 класс
Научный руководитель:
Петрушенко Лариса Прокопьевна,
доцент ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт»
г. Норильск, 2013 год
1. Введение
2. Сравнительная характеристика культуры Таймырских ненцев и немцев
а. Ненцы
б. Немцы
в. Диалог культур
3. Заключение
4. Источники
5. Библиографический список
6. Приложения
Так теперь всегда у нас:
Общий труд и общий пляс.
Сыновья большой страны
В дружбе стали мы сильны.
Хейро! Хейро!
Любовь Ненянг [8, с. 15]
Название нашему полуострову «Таймыр» дал великий русский путешественник и учёный российский немец Александр Фёдорович Миддендорф, «Таймыр» в переводе с тунгусского – «дорогой, ценный, богатый». [4, с. 72] На сегодняшний день на Таймыре зарегистрировано 155 диаспор, есть среди них и представители коренного населения – ненцы, и потомки спецпереселенцев – российские немцы. Названия этих народов созвучны, хотя имеют разное происхождение. Нас заинтересовало, как складывались отношения этих двух этносов.
Цель работы: найти точки соприкосновения культур ненцев и немцев, на примере их взаимоотношений выявить факторы, помогающие и препятствующие диалогу культур.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать литературу о таймырских ненцах и немцах; 2. провести сравнительный анализ культур таймырских ненцев и немцев; 3. выявить факторы, сближающие и разобщающие этносы.
Объект исследования: культура таймырских ненцев и немцев. Предмет исследования: устные и письменные источники о ненцах и немцах. Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, интервью
При работе над темой мы изучали материалы научной библиотеки Норильского индустриального института, материалы библиотеки Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района (г. Норильск), ознакомились с экспозициями Музея истории и освоения Норильского промышленного района и Таймырского краеведческого музея (г. Дудинка), взяли интервью у Почётного гражданина города Дудинка, ненки Анны Ивановны Дюкарёвой, взяли интервью у Голиженко Натальи Владимировны (дед – немец-спецпереселенец), а также взяли интервью у Добжанской Оксаны Эдуардовны (исследователь самодийской культуры на Таймыре).
В учебных пособиях «История и культура коренных народов Таймыра» и «Культура, традиции и обряды коренных народов Таймыра» кандидата исторических наук Хакимулиной Ольги Николаевны мы прочитали о этногенезе, культуре, традициях и быте таймырских ненцев. В хрестоматийной части пособия мы нашли литературные отрывки из исследований Сибири прошлых веков известных историков-сибириоведов (Олеария А., Миллера Г. Ф., Миддендорфа А. Ф., Кастрена М. А., Чудновского С., Ядринцева Н. М.,). Об особенностях взаимоотношений между пришлым населением и ненецкими племенами (самоедами) на севере Сибири, на «Мангазейском море» написано в статье кандидата исторических наук Анатолия Шашкова в статье «Журавлиные люди» и государевы слуги», опубликованной в журнале «Родина».
Об истории и современности ненецкого народа, его фольклоре мы также прочитали в книгах ненецкой поэтессы Любови Ненянг «Моя снежная родина» и «Ходячий ум народа». Материальная и духовная культура ненцев описана в книге Л. В. Хомич «Ненцы». Материал о современных этнических процессах, идущих на Таймыре и затрагивающие жизнь енисейских ненцев, мы нашли в монографии В. П. Кривоногова «Народы Таймыра»
С документальными свидетельствами очевидцев, посвященными российским немцам-спецпереселенцам, которые в 1941-1944 годах были эвакуированы на Таймыр, мы познакомились благодаря книге Лео Оттовича Петри «Немцы Таймыра», его статьям и статьям Эрны Швиндт, Иды Зайберт, опубликованным в сборнике работ конференции «Таймырские чтения» в 2010 и 2011 годах (в настоящее время Лео Оттович, Эрна Швиндт и Ида Зайберт живут в Германии, но принимают активное участие в восстановлении и сохранении памяти о спецпереселенцах Таймыра).
Трагическим событиям, связанным с существованием ГУЛАГа на Таймыре посвящены сборник воспоминаний «Свеча памяти» и книга бывшего политзаключенного Александра Сновского «Выжить и помнить».
Об особенностях характеров ненцев и немцев мы прочитали в книге Е. В. Мельниковой «Культура и традиции народов мира».
В октябре 2012 года в Норильске прошла презентация новой книги таймырской журналистки Ирины Аплесневой «Рябиновое счастье» (сборник очерков о Таймыре разных лет). Один из очерков «Снежный рай Наташи Вэнго» посвящён истории семьи ямальских ненцев, обосновавшихся в п. Диксон. Из очерка мы почерпнули особенность характера ненцев, их отношения к жизни.
Ненцы относятся к самодийской группе уральско-юкагирской языковой семьи. В переводе с ненецкого языка «ненец» означает - человек, мужчина. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных – более 41 тысячи. Образ жизни народов Севера требует от них специальной выучки, раннего включения в трудовой процесс, формирования выносливости, воли, самостоятельности, товарищества, неприхотливости в быту, умения хорошо переносить любые тяготы и лишения. Представители ненецкой национальности физически хорошо развиты, старательны в трудовой деятельности, бережно относятся к природе, ведут кочевой образ жизни, самостоятельны и находчивы, аккуратны. Немногословность и сдержанность – характерные качества в межличностных отношениях. Отношения между людьми в тундре складываются на принципах доверия, взаимовыручки, поддержки. [7, с. 23-24] Для ненцев в прошлом был характерен отцовский родовой строй. Ненцы в наибольшей степени, чем другие коренные малочисленные народы Севера сохраняют приверженность традиционному религиозному мировоззрению – анимизм. Многие из них до сих пор исповедуют шаманизм, часть совмещает православие и шаманизм, среди молодёжи сейчас встречаются неверующие. (Приложения 3, 4)
Ненцы пришли на Таймыр, к Енисею с запада в XVII в., и постепенно здесь сложилась новая территориальная группа этого народа. Так как в рамках ненецкого народа она обладает некоторым своеобразием, поэтому енисейских ненцев можно определить как особую этнографическую группу. До XIX в. ненцы концентрировались в основном на левом берегу Енисея. Но уже к концу этого века многие ненцы поселились на правом берегу вместе с энцами. К этому времени сложилось четыре группировки кочевий ненцев, из которых две были в основном ненецкие, а оставшиеся – смешанные с энцами. Группа ненцев кочевала в северной части по левому берегу губы. Это была однородная ненецкая группировка. К востоку, по правому берегу, кочевала смешанная группа, куда входили преимущественно энцы (почти 50% численности), а так же ненцы (около 28% численности), нганасаны и долганы. Центральная группа состояла в основном из ненцев, в ней было лишь несколько энецких семей. Лесотундровая, южная группа была смешанной, ненцы составляли 41,7%, а остальное количество были энцами. [6, с. 73]
В 1938 году начались репрессии среди зажиточных тундровиков. Кроме того, арестовывали шаманов и оправданных в 1933 году участников восстания весной 1932 года против усиленных мер коллективизации в Авамской и Хатангской тундры. Народы Таймыра, в том числе и ненцы, пополнили бесчисленный список пропавших без вести, сосланных, расстрелянных. О судьбах многих из них до сих пор никто ничего не знает. В книге «Свеча памяти» мы нашли упоминание о двух из них: ненец охотник-промысловик 1978 г. р. Лырмин Кузьма Ефимович расстрелян 9 мая 1938 года; ненец охотник-единоличник 1883 г. р. Тоги Яси расстрелян в Дудинке 17 мая 1938 г.
Немцы относятся к германской группе индоевропейской языковой семьи. Слово
«немец» имеет древнерусское происхождение и первоначально означало «немой», так
русские назвали называли всех иностранцев. Из всех цивилизованных наций немцы
легче всего и дольше всего способны подчиняться правительству, под властью
которого они живут. У них нет страстной привязанности к родине, они легко
переселяются в другие места. В чужих землях, где поселяются немцы, они скоро
заключают с местными народами нечто вроде гражданского союза, который благодаря
единству языка, а отчасти и религии превращает переселенцев в небольшой народ,
который под началом высших властей при спокойном, выгодном управлении выгодно
отличается от других народов прилежанием, чистоплотностью и бережливостью. [7,
с. 97-98] Семья германца издревле держалась на власти отца семейства или его
ближайшего родственника. С детства германцы приучали свое тело к труду и
лишениям. Верующие немцы – христиане: протестанты (в основном, лютеране) и
католики.
4 декабря 1762 года правительство России выпустило Манифест, в котором
приглашало иностранцев поселиться в новых степных районах. 22.07.1763 года
Екатерина II выпустила Манифест, обещающий колонистам свободу религии,
освобождение от налогов на 30 лет и другие льготы. Тысячи немцев приняли
приглашение, покинули Германию и приехали в Россию: в Санкт-Петербург, в
Поволжье. Католики селились отдельно от протестантов, не было деревень со
смешанной религией. [19, с. 83]
6 января 1924 года в России была создана Автономная Республика Немцев Поволжья. В 1928-1932 гг. произошла насильственная коллективизация, лишение собственности зажиточных крестьян и ссылка их на Крайний Север и Сибирь. С этого года на Таймыре не по своей воле начинают появляться для постоянного места жительства российские немцы. В 1937-38 гг. начались массовые аресты так называемых «врагов народа». Большинство из них были без суда и следствия расстреляны и заключены в лагеря. В 1941 г., в связи с войной, издан Указ Президиума Верховного Совета, по которому всех немцев из Поволжья депортировали в Сибирь, на Север, в Среднюю Азию и т.д. [19, с. 86]
В годы репрессий, в течение 1942-1943гг. в Долгано-Ненецкий автономный округ было завезено более восьми тысяч спецпоселенцев: поволжских немцев (Приложение 1), латышей, литовцев, эстонцев, румынов, финнов. Из терминов энциклопедического словаря и из словарного набора в реабилитационных справках МВД следует, что приставка «спец» означает, что лицо репрессировано по политическим мотивам и национальному признаку. Термин «спецпоселенец» в 40-е годы распространялся не только на высланных в Сибирь и на Таймыр российских немцев, но и на другие народы. В 1942-1944 годах из-за непосильного труда, голода, холода, цинги погибло не менее 70% доставленных на Таймыр российских немцев: женщин, подростков, детей и стариков. [19, с. 86]
По-разному попадали российские немцы в лагеря. Из воспоминаний Натальи Владимировны Голиженко: «Мой дед – Альбинус Иосифович Обгольц был арестован перед началом Великой Отечественной войны и осуждён по 58 статье, отправлен отбывать срок в п. Норильск. До ареста жил с семьёй в г. Марксе Саратовской области, работал начальником отдела ОГПУ. Завёл дело на председателя колхоза за торговлю «налево» колхозным скотом, за это на него написали ложный донос. У деда осталась в Марксе семья – мать, жена и четыре дочери (в том числе и моя мама – Евгения Альбинусовна). Вскоре, после ареста деда, прабабушку, бабушку, маму и тёток посадили на баржу и отправили в Красноярский край, в п. Караул. Прабабушка не перенесла дорогу и умерла. Жили все вместе в одном бараке. Дома между собой говорили на немецком языке. Дети многого не понимали, т.к. не знали немецкого языка. Бабушка и тёти рыбачили, работали на мельнице, в зверосовхозе, учительствовали, разводили норок. Старшая из дочерей тётя Гертруда замёрзла в снегу по дороге домой. Тётя Эрна попала в жернова мельницы и умерла. Тётя Ангелина вышла замуж за Рудольфа Кох, у них родились трое детей. Её муж Рудольф дожил до 54 лет и умер в начале 50-х гг., так и не дождавшись реабилитации. Моя бабушка и мама получили вызов от деда, которого расконвоировали, и переехали в п. Норильск. Моя мама в Норильске вышла замуж за моего отца Владимира Васильевича Маркова – фронтовика, коммуниста. Отца выгнали из партии, перевели на положение спецпереселенца. Из Норильска на «материк» семья смогла выехать только в 55 году. Среди детских воспоминаний, помню, как в начале 50-х гг. мы ездили на катере в п. Караул, сильно укачало в дороге, помню деревянные настилы тротуаров, большую бочку с рыбой». [2]
Интересный случай из своего детства об одной из первых встреч на таймырской земле ненцев и немцев рассказала нам ненка Анна Ивановна Дюкарева. (Приложение 2) Произошёл он примерно в 30-40-х годах XX века. В её стойбище прослышали о том, что к ним на лодках зачем-то плывут немцы. Всё женское население стойбища вместе с детьми попряталось в кустах. Анна Ивановна была бойким и любознательным ребёнком. Она спряталась недалеко от берега реки и оттуда наблюдала за происходящим. Взрослые мужчины настороженно ждали «непрошенных гостей». Наконец гости появились, но не торопились близко приближаться к берегу и с реки о чём-то кричали ненцам. Наконец, ненецкие мужчины, видя, что нет агрессии со стороны гостей, решились подплыть к ним на лодке. Немцы что-то говорили на своём языке - немецком, а ненцы что-то говорили на своём языке – ненецком. Не те, не другие не знали русского языка. Немцы не подпускали к себе хозяев ближе вытянутого весла. После такого длительного противостояния, во время которого, женщины и дети оставались в тундре («Почему-то, - вспоминает Анна Ивановна, - ненцы решили, что немцы хотят украсть у них детей».) наконец-то с помощью языка жестов немцы выменяли у ненцев рыбу на хлеб и чай. [1]
Сама жизнь, совместный труд сближали разные народы – долган и калмыков, ненцев и немцев, нганасан и латышей. Бывали случаи, когда на помощь спецпоселенцам приходили местные жители и принимали в свои семьи осиротевших детей. Как вспоминает Фрида Генриховна Мусс, случилось это в страшную зиму 1942-1943 года. К умирающей от голода женщине в землянку зашел, оленевод, эвенк, Николай Николаевич Куропатов. Увидев бедственное положение женщины, он сказал, что возьмёт её дочку себе. Мать девочки только и успела, что кивнуть головой в знак согласия. Маленькой Марии повезло. Она выжила, прижилась в необычных условиях кочевой жизни. Новый отец относился к ней с большой нежностью, заботой и любовью. Многие спецпоселенцы стали героями очерков ненецкой писательницы Любови Ненянг. «Земляки – немцы теперь и мои земляки, потому что я с ними росла, училась, жила и живу на таймырской земле, ставшей многим из тех, о ком я пишу, малой родиной» - писала она в предисловии к своему очерку «Жизнь ветерана», в котором она рассказала о судьбе российского немца Левина Левиновича Лоха.
Помнят на Таймыре и бывшего спецпереселенца немца Александра Фёдоровича Паули. Ненцы любовно звали его «нгарка ерв» («большой начальник»). Четырнадцатилетним подростком с сестрой и матерью он был выслан в посёлок Толстый Нос. Носил почту за 7 километров. Иногда приходилось проделывать этот путь по два-три раза в день. В 1944 году его зачислили учеником счетовода в моторно-рыболовецкую станцию, а в 1948 году направили бухгалтером в ненецкий колхоз «Новая жизнь». Через год колхоз стал миллионером. Его любили как человека и уважали как умного, строгого и рачительного хозяина. [13, с. 17-18]
Десятилетия совместного труда народов Таймыра и спецпереселенцев на рыбном и пушном промысле, а также в огородничестве, животноводстве и клеточном звероводстве стали весомым вкладом в развитие экономики Таймыра военного и послевоенного времени.
Из интервью с Оксаной Эдуардовной Добжанской: «В 1992 году во время этнографической экспедиции по Таймыру, в п. Потапово мы познакомились с ненкой Ашляпкиной Александрой Фёдоровной. Александре Фёдоровне (в девичестве – Лырмина) было тогда около 69 лет. Её муж – энец Ашляпкин Илья Николаевич в годы Великой Отечественной войны работал бригадиром немецкой оленеводческой бригады в колхозе «Северный путь». Александра Фёдоровна работала чумработницей в этой же бригаде: обшивала бригаду одеждой из оленьих шкур. По воспоминаниям Александры Фёдоровны, немцы были самыми лучшими оленеводами: не пили спиртных напитков, ничего не забывали сделать, их все хвалили». [3]
В завершение работы мы пришли к следующим выводам:
1. Ненцы и немцы относятся к разным языковым группам, отличаются
вероисповеданием; имеют разный этногенез и историю; у них различны традиции;
ненцы и немцы по-разному попали на Таймыр. Но следует также отметить и некоторые
общие черты характера, некоторое совпадение судеб, связанное с проживанием в
одной стране, труд в одинаковых условиях;
2. Среди факторов, которые объединяют представителей разных культур и этносов
можно назвать совместное переживание трудностей, одинаковые духовные ценности,
совместный труд;
3. Среди факторов, которые разъединяют культуры и этносы можно назвать
целенаправленную политику властей по разобщению этносов (в условиях Норильлага
власти платили местному населению за поимку или уничтожение сбежавших
заключенных, уголовники жестоко мстили за это аборигенам: без разбора уничтожали
стойбища вместе с людьми), незнание языка.
1. Интервью с почётным гражданином города Дудинка, ненкой Анной Ивановной
Дюкарёвой;
2. Интервью с доцентом кафедры философско-исторических и социально-экономических
наук Норильского индустриального института, потомком по материнской линии немцев
Поволжья, Натальей Владимировной Голиженко;
3. Интервью с профессором, доктором искусствоведения Оксаной Эдуардовной
Добжанской;
Библиографический список:
4. Барболина А.А. Топонимика Таймыра/Барболина Анна Алексеевна. – Дудинка,
Красноярск: ООО «Издательский Дом «КП плюс»,2006.–96 с.
5. Зайберт И. Прибыть, чтобы творить// Таймырские чтения – 2010: сб. докладов.
Ч. 2/ науч. ред. О. Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ,
2010. – с. 38-43
6. Кривоногов В. П. Народы Таймыра (современные этнические процессы):
Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 264 с.
7. Мельникова Е. В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический
аспект). Изд. 2-е. – М.: Диалог культур, 2009. – 304 с.
8. Ненянг Л. Моя снежная родина. Стихи и поэмы, легенды и песни. – Красноярск:
Изд-во «Офсет», 1994. – 128 с.
9. Ненянг Л. П. Ходячий ум народа. - Красноярск, Фонд северных литератур
«ХЭГЛЭН», 1997 – 240 с.
10. Петри Л. О., Петри В. Т. Немцы Таймыра. – М.: ЗАО «МСНК-пресс», 2005. – 100
с.
11. Петри Л. О. Память, памятник, напоминание//Таймырские чтения – 2010: сб.
докладов. Ч. 2/ науч. ред. О. Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. –
Норильск: НИИ, 2010. – с. 85-95
12. Петри Л. О. Проигранная победа – это ещё не трагедия в жизни//Таймырские
чтения – 2011: сб. докладов. Ч. 1/науч. ред. Е. В. Майорова; Норильский индустр.
ин-т. – Норильск: НИИ, 2011. – с. 116-121
13. Свеча памяти. Таймыр в годы репрессий. Воспоминания/составитель Н. А.
Предтеченская, ред. А. П. Паращук. – Дудинка: ООО «издательский Дом «КП плюс»,
2006 – 104 с.
14. Сновский А. Выжить и помнить. – Красноярск: ООО «Издательский Дом «Новый
Енисей», 2008. – 104 с.
15. Хакимулина О. Н. История и культура коренных народов Таймыра: 10-11 кл.:
Учеб. пособие для общеобраз. учрежд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
– 288 с.
16. Хакимулина О. Н. Культура, традиции и обряды коренных народов Таймыра: учеб.
пособие/О. Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2006. – 159
с.
17. Хомич Л. В. Ненцы. – Санкт-Петербург: «Издательство «Дрофа», 2003
18. Шашков А. «Журавлиные люди» и государевы слуги//Родина – 2002, № 3, с. 42-45
19. Швиндт Э. Народ в пути //Таймырские чтения – 2011: сб. докладов. Ч. 1/науч.
ред. Е. В. Майорова; Норильский индустр. ин-т. – Норильск: НИИ, 2011. – с. 83-87
20. Аплеснева И. П. Рябиновое счастье: сборник очерков / И. П. Аплеснева. –
Норильск: АПЕКС, 2012. – с. 63-71
Спецпереселенцы. Станок Малышевка, Дудинский район. 1946 г.
Почётный гражданин города Дудинка, ненка Анна Ивановна Дюкарёва
Ненецкий клуб «Майма» дома в Дудинке
Ненецкий клуб «Майма» в гостях в Норильске
Виктор Яптунэ (внук ненецкой поэтессы Любовь Ненянг) на первом празднике
национальных культур в Норильске «Большой Аргиш»
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»