Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Красноярские художники в участники Великой Отечественной войны. Борис Яковлевич Ряузов


МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69»

Исследовательская работа

Автор: Чекмасова Анна
Ученица 9«Б» класса МБОУ «СОШ № 69»,
член Совета музея А. Г. Поздеева.

Руководитель: Ваганова Татьяна Владимировна.
Руководитель музея А.Г. Поздеева

Красноярск, 2013

Содержание:

1. Введение
2. Глава «Время испытаний – время становления характера»
3. Глава II «О художнике должны рассказывать его картины»
4. Заключение
5. Примечания
6. Список литературы
7. Приложение

1. Введение

В нашем школьном музее художника Андрея Геннадьевича Поздеева несколько лет ведется работа над проектом «Красноярские художники участники Великой Отечественной войны». Проведена поисковая работа, написаны исследовательские работы о художниках фронтовиках Андрее Поздееве, Евгении Кобытеве. Эти исследования стали основой для создания новых экспозиций в нашем музее. По результатам краевого конкурса музеев дважды мы получали на хранение дубликат боевого знамени 78 добровольческой бригады сибиряков красноярцев и право участвовать в параде победы. При изучении военного пути сибиряков выяснилось, что, артиллеристом - разведчиком легендарной 78- добровольческой бригады сибиряков - красноярцев был красноярский художник Борис Ряузов. Изучению его биографии и творческого пути посвящено настоящее исследование и будущая, построенная на основе данного исследования, новая экспозиция школьного музея.

Проблема в том, что о жизненном пути Бориса Ряузова, одном из самых ярких сибирских художников, мало известно. Особенно, это относится к детству и юности художника. Сам художник, старался не вспоминать и не рассказывать об этом периоде своей жизни, поскольку это было связано с репрессиями и потерей отца. Однако период детства и юности много значат в формировании человека и художника и знать его необходимо, чтобы лучше понять его творчество.

Актуальность работы еще и том, что изучение творчества Б. Я. Ряузова, как и других красноярских художников, рекомендовано на уроках краеведения в качестве одной из тем регионального компонента. Для многих учителей истории и изобразительного искусства возникает проблема поиска материалов о художнике.

Целью настоящей работы является описание жизненного и творческого пути художника, обобщение собранных малоизвестных фактов биографии художника, связанных с нелегким детством, военной юностью и творчеством художника в послевоенные годы, которое станет основой новой экспозиции школьного музея.

Задачи:
• Записать воспоминания вдовы и друзей Бориса Ряузова.
• Изучить статьи искусствоведов.
• Проанализировать картины художника созданные в годы войны и в мирное время.
• Составить описание жизненного и творческого пути Б. Я. Ряузова, которое, должно стать основой новой экспозиции музея.

В работе использованы видеозаписи, интервью вдовы художника Нины Васильевны Ряузовой, работы искусствоведов И.А. Знак, М.В. Москалюк, Т.М. Ломановой, воспоминания художников Владимира Николаевича Свалова, Николая Иосифовича Рыбакова.

Исследование основывается на материалах школьного музея, архива союза художников, воспоминаниях друзей и близких художников. Особая благодарность сотрудникам музея 78 добровольческой бригады сибиряков – красноярцев красноярской школы № 85.

Настоящее исследование рассматривается автором, как часть большой работы по изучению творчества Красноярских художников, участников Великой Отечественной войны и созданию новых экспозиций школьного музея.

Глава I: Время испытаний – время становление характера.

Борис Яковлевич Ряузов родился 1 июля 1919 года в селе Бирючья Коса Икрянинского района Астраханской области в семье потомственных рыбаков.

Рассказывает жена Бориса Яковлевича Ряузова, Нина Васильевна Ряузова: «Село у них стояло на косе, в дельте Волги. Жили зажиточно в основном, потому что дед и три сына занимались рыболовством, держали две рыбницы (так назывались в Астрахани небольшие суденышки, на которых выходили в море и рыбачили).

Когда Борису было всего около двух месяцев, так случилось, кто-то донёс на его отца, что якобы он относился к Белому движению, и следовало бы их уничтожить. А отца как раз в тот момент не было дома, была путина, и он ушел в море, поэтому забрали его жену, Марию Семёновну, маму Бориса вместе с детём, это как раз был Борис. Марии Семёновне объявили, что её семья приговорена к расстрелу. У Марии Семеновны была сестра старшая, которая была секретарём у Красных, и когда сельчане увидели, что их повели расстреливать, побежали к его сестре и говорят: «Марусю в степь на расстрел повели!» Она всполошилась: «Как так! Они же за красных!», и тут видит: Мария Семёновна с Борисом идут через село, все смотрят, в окошки выглядывают, а она уже и с жизнью попрощалась». Но, благодаря заступничеству сестры Мария Семеновна и её сын были спасены.

Потом уже, когда 30-е годы наступили, очень суровые времена, началась коллективизация, и раз уж ты столько имеешь, конечно, ты - кулак. Поэтому и поехали на север, сослали, сгребли всю семью. После Астрахани на крайнем севере оказаться - это вообще страшное дело». [1].
Жить с клеймом сына врага народа было нелегко. Сколько раз Борису приходилось заполнять анкеты: Социальное происхождение? – сын кулака, где ваш отец?- арестован. На самом деле отец был арестован и сразу расстрелян, хотя в семье об этом не знали и долго надеялись, что он жив.

Борис Ряузов мечтал стать художником и в 1939 году поступил в Омское художественное училище, где проучился два года. В Омске он увлекался театром, играл в самодеятельности и даже писал пьесы.

Рассказывает жена Бориса Яковлевича Ряузова, Нина Васильевна Ряузова: «Борис участвовал в пьесах, и даже хотел их писать. У меня осталась всего одна пьеса, которую он посылал еще в 1938 году в редакцию газеты «Омская правда», и ответ ему пришел такой: «Высылаем обратно вам вашу пьесу, пошлите её на консультацию по адресу Москва, улица Горького, большой Гнездиловский переулок, дом 10, издательство «Советский писатель». Это, собственно говоря, была литературная консультация: они прочитали и не нашли ничего нужного. Не знаю, потом отправлял он её или не отправлял, насколько помню, он так и не сделал этого». [2]

В 1941 году Борис Яковлевич приезжает в Красноярск и работает в мастерских Союза художников. Приложение № 1. Художников не призывали на фронт. Правительство считало, что они должны «воевать» карандашом и красками. Рисовать военные плакаты, боевые листки. Искусство должно поднимать дух народа, вселять уверенность в победе. Правление Красноярского отделения Союза художников готовилось к проведению в 1941 году выставки, которая могла стать новым важным этапом в деятельности этой организации и творчестве многих ее членов – живописцев, графиков, скульпторов, но этим мирным замыслам не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война. [3]

Искусство военных лет выдвинуло на первый план плакат, который наиболее оперативно отражал жизнь фронта и тыла, призывая народ к подвигам, показывая героические дела воинов и тружеников города и деревни.

«Красноярское отделение Союза художников совместно с товариществом «Художник» организовало регулярный выпуск плакатов «Окна ТАСС», посвященных темам Великой Отечественной войны. Одновременно со сводками Совинформбюро плакаты ежедневно появлялись на рекламных щитах, в витринах магазинов, на стенах домов. Многие из них сопровождались стихами красноярских поэтов. Наиболее актуальные работы воспроизводились на открытках и «секретках», выпускавшихся массовыми тиражами местным издательством».[4]
Но художнику Борису Ряузову этого было мало – он хотел сражаться с врагами. В 1942 году преодолев бронь, художник уходит на фронт добровольцем, с оружием в руках защищать свою Родину.

Ряузов был зачислен в 78 добровольческую бригаду, которая формировалась в Красноярске. Несколько месяцев новобранцев обучали в военном лагере под Красноярском. (в настоящее время это район Красноярска «Зеленая роща».) За день отправления на фронт Борис верхом на лошади прискакал в Красноярск, попрощаться с друзьями художниками. Там он узнал о том, что за свою картину «Подвиг Гастелло» был принят в Союз художников. Позже, эта картина была напечатана на тысячах почтовых открытках. Бойцы с фронта писали на них весточки своим близким. Приложение № 1.

Рассказывает жена Бориса Яковлевича Ряузова, Нина Васильевна Ряузова: «Интересно тоже получилось, ребята – художники, когда провожали его на фронт, сунули ему завёрнутые в газету продукты. Борис Яковлевич разворачивает газету, а там написано, что Б. Я. Ряузов принят в союз художников! Так что он на фронт уехал уже живописцем». [5]

В солдатских окопах искусство так же становилось оружием. Фронтовые зарисовки Б. Ряузова – бесценные свидетельства тяжелых испытаний и великого подвига нашего народа. О зверствах фашистов на нашей земле, о мужестве народа, о сожженных селах и деревнях, о яростном сопротивлении, о расправах над мирными жителями фашистов. А в его рисунках - фронтовые будни наших солдат. Приложение №2

Письмо Бориса Ряузова с фронта:

25 января 1943 г.
Здравствуйте уважаемые живописцы-тыловики! Как ваша жизнь, к сожалению и посейчас не знаю. Писал вам короткие и длинные письма, от вас – только 1 от Ивана Ивановича.

Замолкли! Записались верно? Забываете своего добровольца, который защищает ваш творческий труд, ваш отдых; который в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, преодолевая и мороз и снега, нога в ногу со всеми бойцами выковывает победу, бьет кровожадного пса-гитлеровца.

Вы молчите, а я вам пишу и буду писать, потому, что это человечно, не забывать друзей. Не думайте, что у меня так много времени – времени очень мало, но я выкраиваю секунды из моих минут личного отдыха. Слипаются глаза, а я пишу, потому что мне приятно разговаривать с далёкими товарищами и друзьями, перебирая их в памяти.

Но…большая, говорят, радость получить письмо на фронте, вы же, лично вы – мой родной трудовой угол, лишаете меня этой возможности.
Писал письма любимой – отвечает, писал мамашке – пишет, даже хозяйка, полуграмотная старуха, соизволила тепло и ласково ответить, а вы, в кругу который каждый из нас робко начинал делать первые шаги в жизни, молчите; молчите упорно и неприлично. Как будто прогнали меня куда-то.

С кем мне делиться мыслями и интереснейших познаниях художника на фронте.

Впереди враг, сзади любимая Родина, вы… и в тот момент кипит в сердце самый благороднейший жар творческих порывов. Кажется, если бы люди видели их силу в красках, в рисунке, они бы почувствовали, с какой беспощадной ненавистью советский воин ненавидит врага и с каким патриотическим жаром любит свою милую Родину.

Безусловно, когда-нибудь, краски это скажут.

Извещаю вас, друзья и товарищи, сегодня я представлен к правительственной награде, Медаль «За боевые заслуги». Все с тем же горячим фронтовым приветом.[6]

В феврале 1943 года военная часть Бориса Ряузова первая вошла в деревню Чернушки, Псковской области, после отступления немцев. Там бойцы впервые узнали о подвиге Александра Матросова, по случаю которого Борис Ряузов сделал свой первый набросок. Приложение №3

Главный художественный материал Бориса Ряузова - карандаш и бумага. Иногда, очень редко, между боями, удавалось работать маслом. И тогда, сквозь задымленное, покрытое гарью небо, на холсте художника, появлялись невероятно красивые цветовые сочетания. Красота природы, уничтоженная человеком. Огромный талант живописца ясно виден в этих отравленных войной пейзажах. Приложение №4

Рассказывает жена Бориса Яковлевича Ряузова, Нина Васильевна Ряузова: «Про войну он вообще не любил говорить. Борис рассказывал, что многие солдаты бежали в атаку и кричали: «За Родину!», а еще чаще кричали « Мама!». Но он ни разу такого не слышал, чтобы кричали: «За Сталина!». Причем «мама» кричали не только девятнадцатилетние мальчишки, но и те солдаты, которым уже по сорок лет, потому что было действительно страшно.

Есть у него такая акварелька, где написано «Это был город Ржев, его сожгли и разграбили немцы». На подобие таких у него было рисунков много. Часть я оставила для дома для ребятишек, чтоб они тоже иногда смотрели, не забывали, что дед был фронтовик. Там такой был обстрел, просто не знали куда бежать.

Борис рассказывал: Прыгнул, чувствую мягко, но думаю: «Да черт с ним! Главное жив!» А когда бомбёжка закончилась, оказалось, что в брюхе убитой лошади пролежал.»

Два раза его засекал снайпер, но как-то он так исхитрился, что тот попал ему только в шинель, пробил её, где рука. Он писал маме об этот момент: «Мама, вы, наверное, сильно молились за меня в этот момент, что я остался жив. Мама у него была глубоко верующий человек».

Как – то раз, наши войска ушли уже далеко вперёд, а они шли следом за ними, прочёсывали местность, чтобы после наших солдат не оставалось ничего. И Борис рассказывает, что зашел в одну траншею, а там лежит книга, присыпанная чуть-чуть песком. Он до того поразился: «Как это так! Такая книга! С такими рисунками! Да еще с рисунками Гюстава Доре!» Он, конечно, обожал Доре, как рисовальщика совершеннейшего. Он был поражен, что вдруг тут, посреди войны и разрухи такой подарок. Борис как нашёл её, так и носил её в рюкзаке, даже рисунок изучал по ней, как правильно человека рисовать».[7]

«Я есть, Я остался» - написал художник на своей фотографии после войны в 1946 году. Приложение №5.

«С фронта кто, что вёз! Борис привез рисунки, длинные листочки-панорамы местности. Он рассказывал, что его главной задачей была ползти как можно ближе к линии фронта и засечь, зарисовать, все вот эти места. Ну и в боях, конечно, участвовал».[8]

Но и в этих зарисовках артиллериста – разведчика сразу чувствуется рука художника. Создавая их, он выступал, как пейзажист.

Вернувшись в Красноярск в 1947 году, Ряузов много работает в товариществе художников, путешествует по сибирским рекам (Обь, Иртыш, Енисей), Заполярью (Курейка, Туруханск), югу Красноярского края (Минусинск, Шушенское). Впечатления от этих поездок на долгие годы определили круг тем творчества художника.

На протяжении десятков лет Ряузов ведёт большую общественную работу: председатель правления Красноярской организации Союза художников РСФСР, 1948-1956, 1962-1965; член Правления Союза художников СССР, 1975-1988. В разные годы – член республиканских, зональных, краевых выставкомов. В 1953 он получил звание «Заслуженный деятель искусств» В 1973 году Борис Ряузов становится Лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, а в 1977 году Борис Яковлевич Ряузов - стал действительным членом Академии художеств СССР. В 1978 он первый среди красноярских художников получает звание Народный художник России. Скончался 13 августа 1994 года в возрасте 75 лет в городе Красноярске [9].

Жизненный путь Бориса Ряузова не был лёгким. Трагические годы Гражданской войны, когда семье едва удалось избежать расстрела, раскулачивание семьи в 30-е годы, арест и смерть отца, клеймо сына «врага народа», а дальше тяжёлые испытания в годы Великой Отечественной войны. В нелегких условиях коллективизации, индустриализации и войны формируется характер Бориса, а с художественной точки зрения это были поиски себя,

Его фронтовые наброски, полные ненависти к врагу и любви к Родине, становятся историческими источниками, которые на эмоциональном уровне помогают нам почувствовать, что такое война. Но как выдающемуся художнику Борису Ряузова предстояло родиться в Красноярске.

Глава II: «О художнике должны рассказывать его картины»

«От самого
Художника зависит,
Что он вставит
В кольцо своего
Творчества –
Драгоценный камень
Или подделку.
Печальное
в искусстве – яркая
подпись на тусклом
произведении.»
Ряузов Борис Яковлевич[10]

В послевоенные годы творчество Ряузова начиналось заново, многое надо было восстановить, еще большему научиться. С помощью Дмитрия Иннокентьевича Каратанова и Андрея Прокопьевича Лекаренко Борис Яковлевич приобрел навыки, без которых невозможно было становление художника.[11]

«Рост Ряузова как художника был исключительно интенсивным. Отказавшись от некоторой иллюстративной прямолинейности в передаче выбранного мотива, что было присуще самым ранним работам, он ведёт напряженные поиски собственных тем и средств выражения. Результатом не только природной одаренности, но и строгой требовательности к себе явилось то, что уже к концу пятидесятых годов он стал сложившимся мастером. К этому времени определился основной круг образов и индивидуальный живописный язык, которые в дальнейшем не будут значительно видоизменяться, лишь оттачиваться и совершенствоваться». [12]

Рассказывает красноярский искусствовед Тамара Ломанова: «Есть одна работа 1947 года, это было написано, когда он только приехал с войны, школы никакой нет на протяжении 8 лет, но, казалось бы, вот начинает потихоньку: вот сделал этюд один, два. Вот этот этюд 1947 года – начало своей Корейской серии, и он написан белое на белом. Это сложнейшая задача, тем более, когда узнаёшь, что это 1947 год и сопоставляешь факты (это его только-только первые шаги), то поражаешься вот этой смелости, причем смелости, которая достигает своего результата. У него не было периода ученичества! 1947-1948 годы - это уже его изумительное по живописной гамме полотна! Белые, зелёные, уже найдено своё начало, свои композиционные приёмы, то есть вот это загадка: как человек чувствовал, как видел каким-то внутренним зрением, тот самый колорит, который нужен на холсте».[13]

Первое участие Бориса Ряузова на Всесоюзной выставке 1951 года было удачным. Его творчество было представлено «Туруханской серией» (1949-1951), изображающей места ссылки И.В.Сталина. Это был заказ властей к 70-летию Сталина. Художники, члены Союза не были свободны в своем творчестве. Часто им приходилось писать на темы, предложенные им в качестве заказов. От таких, идеологических, тем, практически невозможно было отказаться. Иначе, под угрозу ставилось само членство в Союзе художников, а это мастерская, возможность покупать краски, а, главное возможность участвовать в выставках.

Однако, путешествуя по Сибири в поисках материала, делая наброски, работая над этюдами, Ряузов был покорен суровой красотой этого края, мощными, полноводными сибирскими реками, тайгой, огромными, ледяными просторами севера. «Сталинская» тема превратилась замечательные пейзажи «Туруханской серии»

После войны красноярский край превратился в огромную строительную площадку. От художников требовали воспевать стройки коммунизма. «Обращение к жанру индустриального пейзажа не так часто в практике мастера, но он видел особую красоту и в буднях речного порта («Пирс осенний».1954), и в стремительно возводящейся плотине ГЭС («ГЭС. Этап стройки».1964), и в панораме большого строительства, светящейся огнями мощных прожекторов («Ночная смена».1970-е годы). Жизненная достоверность оптимистического восприятия художником ритма своего времени, переданная на холстах праздничностью цветового строя и внутренней динамикой композиционных построений покоряет зрителя. Приподнятостью мироощущения свойственна и многим городским пейзажам. («Московская улица».50-е годы). Любовь живописца к своему городу, его образное восприятие и мастерство преображают знакомые многим мотивы. («В зимнем парке». 1976; «Сквер Сурикова». 1983-1986; «Красноярск. 1977 год. Ярмарочные дни». 1978).»[14]

Не раз возвращался в своём творчестве Борис Яковлевич Ряузов к военной теме. Не только сохранившиеся с войны наброски, но и страшные подробности, навсегда оставшиеся в памяти художника, постоянно перерабатывают в его воображении. Приложение №7
Борис Яковлевич Ряузов – художник, творческий путь которого посвящен одному жанру – пейзажу. Пейзаж для Ряузова это не только передача на холсте красоты родной природы. Всю свою творческую жизнь он раскрывал он перед зрителем на больших и маленьких холстах удивительный и непостижимый мир чувств, который рождает природа Творческий путь художника, начался с простого копирования природы. Во второй половине 60-х годов его пейзажи меняются, В них уже меньше повествования, литературы. Работы становятся строже, обобщеннее. Начинается новый этап его творчества.

70-е 80-е годы – вершина творчества мастера.

Я понял, что трудное дело – работа над композиционно-обобщенным, образным пейзажем. Куда легче написать любой этюд. А выразить свои чувства, облечь их в живую, жизнеутверждающую форму, не списать что-то с натуры, а, изучив натуру, высказать своё отношение к окружающему, стать художником-мыслителем, композитором, умно и выразительно сочинить, чтобы правда правдой была, чтобы от земли землёй пахло – оказывается, это трудно». ( Из записей Б. Я. Ряузова) [15].

«На протяжении всего творческого пути художник ставил перед собой задачи создания пейзажа-картины с обобщенным образом, синтезирующим всю полноту чувств, рождающихся при общении с природой. Программными для мастера станут пейзажи, заключающие в себе и острую наблюдательность, в полной мере присущую многочисленным натурным этюдам, и глубокие суждения, продуманные и выношенные всем жизненным опытом. («Сибирь. Вечность. 1965; «Стихия». 1972). В своих программных пейзажах Ряузов поднимает общечеловеческие проблемы осмысления вечных ценностей бытия, размышляет о месте и роли человека в общей системе мироздания. («В нелёгком пути». 1966; «Порыв ветра». 1977-1079; «Весны начало». 1970)» [16]

«Постоянная работа с натуры – важнейшее в творческом методе Ряузова. Небольшие, быстро написанные этюды воспринимаются как драгоценные жемчужины. Ряузов видел цветом, чувствовал цветом и умел это передать. В этюдах формируется живописное мастерство, нередко достигающее артистизма. Выразительно точные композиционные приёмы, неповторимо индивидуальная цветовая палитра, живое разнообразие фактуры от сплавленных единую материю до вязких, рельефно выступающих красочных поверхностей – вот профессиональный арсенал живописно-пластических средств мастера. Именно виртуозное использование данных средств позволяло Ряузову достичь главного – глубоких смыслов и неисчерпаемой одухотворённости живописного произведения, показать нам, как много может дать человеку природа с её вечным движением, обновлением, непостижимой мудростью».[17]

За свою жизнь Борис Ряузов получил самые высокие звания и награды. Он – самый титулованный из красноярских художников.
Он первый за Уралом получил звание академика и звание народного художника России. Уважаемый властями, он сам много лет стоял у руководства Красноярского Отделения Союза Художников. Долгие годы он был членом правления Союза. Теперь уже от него зависели, во многом, судьбы молодых художников Красноярска. Однако, в воспоминаниях о нем художники единодушны в том, что это был глубоко порядочный человек, на первом месте у которого всегда было искусство. Который умел ценить талант в других художниках. Именно годы его правления связаны с появлением такого феномена в красноярской художественно среде, как Андрей Поздеев. Непризнанный властями художник, позволявший себе не работать над заказами, имевший смелость отстаивать высшую ценность для любого художника – творческую свободу, не только не был исключен из Союза Художников, (как это случилось с художниками в столице и других городах) но и получил мастерскую, квартиру, имел возможность ездить на творческие дачи и просто покупать художественные материалы. Многочисленное свидетельство воспоминания художников говорят нам о том, что Ряузов много раз защищал Поздеева, а это большая редкость в советские времена.

Рассказывает художник Николай Рыбаков: «С Борисом Яковлевичем Ряузовым мы не были в близких отношениях. Так сложилось, что у нашей красноярской художественной среде возникла некая культурная оппозиция, на одной стороне которой стоял Андрей Поздеев, а на другой Борис Ряузов. И вот мы молодые художники, в конце концов, мы оказались между двух этих оппозиций, между творчеством Андрея Поздеева и Бориса Ряузова. Это очень интересно, поскольку эти два гиганта, в целом, олицетворяют нашу местную школу».[18]
Атмосфера товарищества в красноярском Союзе сама по себе была уникальной, для творческих союзов того времени. На встрече в нашем музее художник Владимир Николаевич Свалов рассказывал нам об атмосфере, сложившейся в Красноярском Союзе. «Когда мы узнали о том, что Ряузов получил в Москве звание Народного художника, мы решили встретить его новой стенгазетой. На огромном рулоне бумаги нарисовали копию картины А.Иванова «Явление Христа народу». На переднем плане, в виде рабов и рабовладельцев нарисовали себя и всех наших художников. А вместо Христа идет к нам Борис, в фуфайке, в руках сетчатая авоська, из которой торчит батон, хвост селедки и другая снедь. А мы все с надеждой смотрим на него».[19] Отвечая на вопрос об этой, не типичной ситуации товарищества, которая сложилась именно в Красноярском союзе, отвечал: «Это потому, что мы все были фронтовики». Приложение №8. Однако, о стороны Ряузова, это была даже не «толерантность» к иному искусству. Он был убежден, что художник имеет право на свой путь в искусстве. Возможно, такие взгляды были результатом его собственной судьбы, пережитые репрессии, и уроки полученные на войне. А, скорее всего, Борис Ряузов, будучи талантливым, большим, самодостаточным художником, не был завистлив, и по природе своей не имел желания проявлять власть над художниками, самоутверждаться за счет других.

Мы видим, что Борис Яковлевич Ряузов, как и многие красноярские художники фронтовики, не получил систематического художественного образования. Благодаря огромному таланту и упорному труду он становится одним из самых выдающихся художников двадцатого века. Как живописец, он прошёл путь от копирования природы до философского пейзажа «вне времени», где природа предстает перед зрителями как основа мироздания.

Заключение

В своем творчестве Борис Ряузов не был революционером, он не создавал новых течений в искусстве, не экспериментировал с формами и приёмами живописи. Он оставался верен суриковской школе и официально признанному реализму. Но его реализм совершенно уникален, даже в заказных «конъюнктурных» работах, такие как «Туруханская серия», посвященная Сталину, «Шушинские пейзажи», связанные со ссылкой Ленина, художник остаётся собой. Уйдет в небытие идеология, забудутся политики и останутся сибирские и туруханские пейзажи, Курейка и Вязы Шушинского, чистое искусство, без всякой политики.

Его сибирские пейзажи совсем не похожи на устоявшиеся стереотипы о героических сибирских пейзажах. Обычно это что-то могучее, огромное, монументальное, то, чем будет прирастать Россия. На вытянутых, эпических, панорамных холстах Ряузова мы видим мягкую, изысканную, тонкую разработку деталей: чем лаконичнее и проще становится его пейзаж, тем больше в них размышления о природе мироздания.

В этом заключается вклад Бориса Ряузова в Мировое искусство. Он создал лирический, сибирский пейзаж, который в конце жизни становится обобщенно-философским размышлением о природе мироздания.

6. Примечания

1. Интервью с вдовой художника Ряузовой Н. В..
2. Интервью с вдовой художника Ряузовой Н. В.
3. И.М. Давыденко. «Художники Красноярска». Издательство «Художник РСФСР», 1980, с.36-37.
4. Там же, стр.38.
5. Фильм «Б. Ряузов», Ирина Зайцева. Киностудия «Архипелаг», Красноярск 2011.
6. Романова В.А.«Майский Вальс 1945». Издательство «Арт-Галерея» Романовых. Красноярск, 2010 с.64
7. Интервью с вдовой художника Ряузовой Н.В.
8. Интервью с вдовой художника Ряузовой Н. В.
9. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996. с. 11.
10. Т.М. Ломанова. Художники Земли Красноярской. Красноярск 2007. с.140
11. Москалюк М.В «Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра». Красноярск, 2010. Издательство «Поликор». с.65
12. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996. 5.
13. Интервью Т. М. Ломановой.
14. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996. с.4
15. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996. с.10
16. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996. с.4.
17. Москалюк М.В «Все, что в сердце». Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра». Красноярск, 2010. Издательство «Поликор». с.69.
18. Интервью с художником Николаем Иосифовичем Рыбаковым.
19. Интервью с художником Владимиром Николаевичем Сваловым.

7. Список литературы

1. Знак И.А. Москалюк М.В. Альбом «Борис Яковлевич Ряузов». Издательско-полиграфический комплекс «Платина». Красноярск, 1996г.
2. Романова В.А. Альбом «Майский Вальс 1945».Арт-Галерея Романовых. Красноярск.2010г. Издательство Элпром-Принт.
3. Москалюк М.В «Все, что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра». Красноярск, 2010г. Издательство «Поликор».
4. Давыденко И. М. «Художники Красноярска». Издательство «Художник РСФСР», 1980 г.
5. Ломанова Т.М. «Красноярские художники – участники Великой Отечественной войны». 2000 г. ИПК «Платина».
6. ЛомановаТ.М.. «Художники Земли Красноярской». Красноярск 2007г. Издательство «Поликор».
7. Фильм «Б. Ряузов», Ирина Зайцева, киностудия «Архипелаг», Красноярск 2011г.

Приложение 1.


Перед уходом на фронт. Июнь 1941 г.
Товарищи по работе. Валерий Никифоров, Гавриил Попов, Борис Ряузов.
Красноярск.


Фронтовая открытка, на которой изображен подвиг Гастелло. Автор Борис Ряузов.

Приложение 2


Автопортрет. Рисунок, бумага, карандаш. Латвия. 1944г.


Фото 1944 г. «Дорогой, любимой мамочке, от горячо любящего
Вас сына Бориса». Фронт 1944г. Апрель.

Приложение 3


Фронтовые зарисовки Б.Ряузова.


Б.Ряузов. «Подвиг Александра Матросова». Рисунок, бумага, карандаш.

Приложение 4.


Фронтовые работы Б.Я. Ряузова. Картон, масло.

Приложение 5.


Борис Ряузов. Фото 1946 г. На обратной стороне надпись «Я есть, я остался».

Приложение 6


«Московская улица». 1950-е. Холст, масло.


«Пирс осенний». 1954. Холст, масло.


«Прозрачная осень». 1960-е Холст, масло.


«Ночная смена». 1970. Холст, масло.


«Пробуждение». 1970-е . Холст, масло.


«Шушенское. Озеро Перово». 1960-е. Холст, масло.


«Шушенское. 1898 год. Окно В.И.Ульянова». 1973-1978 Холст, масло.


«Весны начало». 1970г. Холст, масло.


«Лилии». 1976г. Холст, масло.


«В зимнем парке». 1976 г. Холст, масло.


«Красноярск. 1977 год. Ярморочные дни». 1978г. Холст, масло.


«Порывы ветра». 1977 г. Холст, масло.


«Заснеженная Бирюса». 1972 г. Холст, масло.

Приложение 7.


«У дорог Смоленщины». Конец 70-х. Холст, масло.


«Впереди Ельня». Конец 70-х. Холст, масло.

Приложение 8


В день вручения почётных грамот Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР Борису Яковлевичу Ряузову и Рудольфу Крустиновичу Руйге. 1958 Слева направо: К.Ф. Вальдмман, Б.Я. Ряузов, Р.К Руйга, Т.Я. Ряннель


Художники Красноярска – ветераны Великой Отечественной войны. Первый ряд слева направо: Я.С Еселевич, А.Х. Абдрахимов, М.Ф. Гладунов, Б.Я. Ряузов


Борис Яковлевич Ряузов. Живописец. Народный художник России. Действительный член Академии художеств России. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Артиллерист-разведчик 19-го Гвардейского сибирского стрелкового корпуса
Награды военных лет: орден «Красной Звезды», медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне1941-1945». Участник художественных выставок с 1941

Приложение № 9


Красноярский художник В.Н.Свалов, в школьном музее рассказывает о Борисе Ряузове.


Автор исследовательской работы, ученица 10 класса Чекмасова Анна, на выставке картин Бориса Яковлевича Ряузова.

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»