Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
Выполнила:
Добрынина Дарья
Руководитель: Кундрюков Владимир Михайлович
Красноярск, 2012
I. Введение.
II. Глава 1
1.1Объединяющая сила семейных традиций
1.2 Династия Терских
III. Глава 2
2.1. Значимые исторические события в стране и крае (репрессии)
2.2 Первая волна реабилитации
IV. Заключение
VI. Литература
VII. Приложение
Данная работа является осмыслением материала собранного в музее школы МБОУ СОШ№ 4 по династии Терских и проработки экспозиции на её основе, подготовки экскурсии для использования на разных уровнях.
Объект исследования:
История страны, края, города
Предмет исследования:
Памятные вещи семьи Терских, семья
Методы исследования;
1.Интервьюирование; [14.1]
2. Анализ; [3.1]
3.Синтез; [12.1]
4.Аналогии; [11.1]
5.Классификации;[13.1]
Цель исследования:
Выявить, какие исторические события оказали влияние на династию семьи Терских.
Гипотеза:
историческая память должна удерживать в сознании людей основные исторические
события прошлого и оказывать влияние на семью, человека и общество
Задачи:
1. Провести интервьюирование с представителем династии Терских Александром
Николаевичем.
2. Выявить, какие значимые исторические события оказали влияние на династию
Терских.
3. Изучить значимые(для династии Терских) исторические события на уровне страны,
края, города.
4. Выявить степень влияния значимых событий на династию Терских
5.Разработать на основе данной работы экскурсию ««История семьи в контексте
истории страны, края, города» и подготовить экспозиционный материал в
электронном виде для дальнейшего использования в музейной работе.
Семейные традиции – повторяющиеся понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколение в поколение. Важно, чтобы смысл традиций был понятен всем членам семьи: и взрослые, и дети должны чувствовать объединяющую силу семейных традиций.
Семья основана на традициях.
Достаточно не соблюдать традиции, отталкивать их, насмехаться над ними, чтобы разрушить семью. Если в семье нет порядка, традиций, ситуацию не спасет даже любовь, которая может существовать и вне уз Гименея.
Традиции являются своеобразным залогом семейного счастья, если в их основе лежит здравый смысл и опыт прошлых поколений.[1.1]
Семейные традиции и ритуалы: позволяют ощущать стабильность жизненного уклада:
Существует традиция хранить семейные реликвии, памятные вещи.
Медниковы | |
Кручинин Петр Адрианович Кручинина Ксения Матвеевна 1892 года рождения (мама Галины Петровны) |
Терских Лев Павлович
(Основатель рода) |
Терских Софья Александровна Терских Лев Львович |
|
Терская Галина Петровна (в девичестве Кручинина) (2 мая 1922г-18 июня 1965г.) |
Терских Николай Львович 22мая 1922года рождения. г. Красноярск |
Терских Александр Николаевич Учился в школе №4 с 1- го по 10класс |
Корни Терских с Кольского полуострова
Основатель рода - Терских Лев Павлович [1]
Родом из Емельяновского района
Занимался юридической практикой.
В городе Красноярске построил деревянный дом
(ул.Ленина-65. В настоящее время снесен.)
Рассказывает Терских Александр Николаевич : «По линии отца был репрессирован Терских Лев Львович [2], а по линии мамы, Терской Галины Петровны( в девичестве Кручинина), Кручинин Петр Адрианович [3] ( оба в 1938г). Реабилитированы (посмертно) в 1956г.[4]
Их дети признаны в 1991 г. пострадавшими от политических репрессий: сын Льва Львовича- Терских Николай Львович[5] и дочь Петра Адриановича-Кручинина Любовь Петровна. Моя бабушка, Кручинина Ксения Матвеевна, являлась труженицей тыла и была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне»[6] в 1947 г. В семье сохранили фотографию, где она на курсах счетоводов.[7] Начала она свою трудовую деятельность в том же 1938 г., когда был репрессирован Кручинин Петр Адрианович. Мой отец, Терских Николай Львович,[8] 22мая 1922года рождения, родился в г. Красноярске. Военную службу проходил в Вооруженных Силах СССР с 07 1941г. по 5.08.1947г. Перед войной окончил Аэроклуб (осуществлял пробные полеты). После начала войны(22июня 1941г.) поступил в Оренбургское летное училище, которое было переформировано в артиллерийское училище. По окончании училища в 1943г. был назначен командиром огневого дивизиона реактивных огнеметов (КАТЮШ). Дошел до Берлина без ранений. Был награждён орденом и медалями.
После окончания института Красноярский Государственный Педагогический Институт факультет «История», заочно–диплом с отличием, работал в Институте повышения квалификации.
В 1987г. 28 октября (протокол №12) ему присуждена ученая степень Кандидата педагогических наук, а в1991г. ему было присвоено звание ДОЦЕНТА (приказ от 25 апреля за №4-620-д по кафедре научных основ управления школой).
Старейший столбист, [9]ученый, педагог, воин, интеллигент. Входил в круг друзей Е. А. Крутовской, был бескомпромиссным защитником «Живого уголка» , «Столбов», столбизма. Николай Львович много размышлял о духовных корнях столбизма, о феномене «Столбов».
Терский Н.Л. Красноярский Пединститут «Столбы и национальная культура»
Газета «красноярский Рабочий» от 07.06.1988г. «Кто в лесу хозяин».Автор Н. Терский –член совета объединения столбистов.
Полностью работы Николая Львовича опубликованы на сайте «Красноярские Столбы» - создатель сайта. [4.1]
«Моя мама, Терская Галина Петровна, начала свою трудовую деятельность в Великую Отечественную Войну в1942г ., а в 1945 году окончив музыкальное училище, она поступает на работу в женскую школу № 4 (ныне МБОУ СОШ № 4, ул. Горького 97) в качестве преподавателя пения. В 1941г. окончила годичные курсы подготовки учителей неполной средней школы и средней школы по отделению английского языка и временно была допущена к преподаванию английского языка в 5-7кл. неполной средней и средней школы.
В 1963г. получила инвалидность 2 группы, но продолжала трудовую деятельность. За свою трудовую деятельность неоднократно была отмечена благодарностями. Моя мама Галина Петровна с отцом Николаем Львовичем были заядлыми столбистами. Она была увлечена музыкой (струнный оркестр), умела играть на струнных, фортепьяно. Училась в школе № 10».
В заключении Терских Александр Николаевич коротко рассказал о своей учёбе в МБОУ СОШ № 4 (раньше женская школа):
Из Интервью)…В 4 школе учился с 1 по 10 класс. Классным руководителем была Тихомирова. В старших классах было автодело и школьный автомобиль Зис-5 (полуторка).
Спортзал строился силами учеников (с 8 по 10 класс) . Строили его 3 года. В 1967 году уже положили перекрытия. В10 классе выкладывал углы.
В это время директорами были Валентина Назаровна Маковеева, потом Ломакин, который ушел в 70 школу».
Подводя промежуточный итог исследования обозначим значимые исторические события у династии Терских.:
1. Репрессии 1938 г.
2. Великая Отечественная Война
3. Самоотверженный труд людей в тылу в годы Великой Отечественной Войны.
4. Вклад в развитие края, города, школы (МБОУ СОШ №4)
Изучим эти исторические события в стране и крае (репрессии кратко).
Репре́ссии (лат. repressio - подавление, угнетение) — преследование отдельных
людей или групп по политическим мотивам, в особенности для ограничения или
предотвращения их возможности принимать участие в политической жизни общества,
применяемое государством.
Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических
репрессий» от 18.10.1991 № 1761-1, — это меры принуждения, применяемые исходя из
политических мотивов, такие как лишения жизни и свободы, помещение на
принудительное лечение в психиатрические учреждения, высылка, ссылка, лишение
гражданства, привлечения к принудительному труду, лишение или ограничение прав и
свобод лиц, которые были признаны социально опасными или неблагонадежными по
классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
В мировой истории хорошо известны:
Репрессии периода византийского иконоборчества (VIII — начало IX веков)
Опричнина (1564—1572, Россия);
Варфоломеевская ночь (24 августа 1572, Франция);
Якобинский террор (1793—1794, Франция);
Белый террор и красный террор (1917—1923, РСФСР);
Раскулачивание (1917—1923 и 1928—1932, СССР);
Расказачивание (1919—1920 и 1930—1931, СССР);
Политические репрессии 1920-х годов в СССР);
Сталинские репрессии (начало 1930-x—1953, СССР);
Подавление инакомыслящих в СССР (середина 1950-х — конец 1980-х);
Маккартизм (середина 1950-х, США);
Культурная революция (1966—1969, КНР);
Диктатура Пиночета (1973—1990, Чили);
Красные Кхмеры (1975—1979, Камбоджа);
«Грязная война» аргентинской военщины (1976—1983)[5.1]
С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы, когда только органами НКВД (без милиции) было арестовано 1,58 млн человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек[6.1].
Преобразования, требовавшие предельного напряжения всех сил общества, шли болезненно. Трудовой энтузиазм, вызванный идеей построения общества социальной справедливости, уже не помогал так, как прежде, в преодолении трудностей. И постепенно все проблемы стали подаваться властью через призму борьбы с «врагами народа». Она явилась средством разрядки социального недовольства.
По всей стране начались кампании по разоблачению всевозможных «заговоров» и «саботажей»
В течение 1937—1938 гг. было арестовано более трети членов крайкома ВКП(б).
Репрессии не обошли и немногочисленный отряд деятелей науки и культуры. В 1937
г. было заведено дело на профессора В. П. Косованова.
В 1938 г. в тюрьме погиб видный общественный и политический деятель, врач,
ученый В. М. Крутовский.
В 1930-е годы была расстреляна большая часть оркестра городского театра
им. Пушкина. Тогда же отправили в Вятлаг основателя заповедника «Столбы» А. Л.
Яворского.
В 1930-е годы в край хлынул поток жертв политических репрессий. Для их
содержания была создана целая сеть лагерей. Историкам еще предстоит
восстановить объективную картину системы ГУЛАГа. Некоторые из них
считают, что в целом она являлась не «фабрикой смерти», а средством
обеспечения дешевой рабочей силой промышленных строек. Иначе власти
просто не удалось бы поднять такие стройки, как Норильский комбинат. Как и по
всей стране, большинство репрессий в Красноярском крае были необоснованными. К
2002 г. в крае реабилитировали 40 тыс. человек. Через систему ГУЛАГа прошли
сотни тысяч людей, среди которых были и враги новой власти, и те, кто
самоотверженно сражался за нее. Не всем удалось подняться над личной обидой. Но
для людей высокой духовности пе¬ренесенные испытания не стали причиной
озлобленности на весь народ и страну.[7.1 ]
Первая волна реабилитации, начатая после 20 съезда КПСС, сняла ярлыки “врагов народа” с сотен тысяч безвинных жертв. Но она только приоткрыла чудовищную картину репрессий. Постепенно реабилитация затормозилась. С 1961 года пересмотр дел велся лишь по личным заявлениям репрессированных или их родственников. В 1987 году процесс реабилитации под давлением общественности возобновился.
26 апреля 1991 года был подписан Закон РСФСР “О реабилитации репрессированных народов”. В нем признается существовавшая ранее политика произвола и беззакония. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозгласил отмену всех незаконных актов и принял настоящий закон о реабилитации народов.
А чуть позже, 18 октября 1991 года был подписан Закон “О реабилитации жертв политических репрессий”. Целью этого закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального и морального ущерба.[9.1]
Подводя итог отметим, что Историческая память обладает особенностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого. Следует отметить такую особенность исторической памяти, когда в сознании людей происходит гиперболизация, преувеличение отдельных моментов исторического прошлого, ибо она практически не может претендовать на прямое, системное отражение — она скорее выражает косвенное восприятие и такую же оценку прошлых событий.[8.1]
1. Репрессии отразились на династии Терских:
Были репрессированы, а затем расстреляны двое из династии (Кручинин Петр
Адрианович и Терских Лев Львович), а их дети были признаны пострадавшими от
политических репрессий (Кручинина Любовь Петровна и Терских Николай Львович в
1991г.). Также были выданы соответствующие документы [2,4,5]
2. Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие,
Это нашло подтверждение на примере следующих представителей династии Терских:
1. Николая Львовича– начальная военная подготовка на территории края. Перед войной окончил Аэроклуб (осуществлял пробные полеты). В 1943г был назначен командиром огневого дивизиона реактивных огнеметов (КАТЮШ). Дошел до Берлина без ранений.
2.Самоотверженный труд в тылу (на примере Кручининой Ксении Матвеевны)..
3.Вклад в развитие края, города, школы (МБОУ СОШ №4)
Наиболее ярко это проявляется на примере Терских Николая Львовича (создатель сайта о «Столбах» и др.) и Терских Галины Петровны (трудовая деятельность в образовании (Женская школа №4 и школа№10).
Таким образом, мы доказали гипотезу, что историческая память удерживает в сознании людей основные исторические события прошлого и оказывает влияние на семью, человека и общество.
Так и репрессии оказали трагическое влияние на двоих из династии Терских, но для людей высокой духовности перенесенные испытания не стали причиной озлобленности на весь народ и страну. Это видно на примере награждения медалью «За доблестный труд» Кручининой Ксении Матвеевны, а так же с честью пройденные испытания как на фронте, так и в мирной жизни Терских Николем Львовичем.
Собранные материалы по династии Терских используются как в МБОУ СОШ № 4 при проведении экскурсий и уроков, так и на уровне города, через участие в конкурсах.[10]
1.1 заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования НГМУ,
врач высшей категории, главный психотерапевт Новосибирской области, доктор
медицинских наук, профессор Владимир Юрьевич Завьялов.
Светлана Кухтерина HTTPS://www.sibdeti.ru
2.1 HTTPS://www.deti-66.ru/ Портал «Дети-66.ру» Всероссийский интернет-конкурс
«Детский исследовательский проект» © Copyright: Владислав Стадольник, 2011
3.1 ru.wikipedia.org/wiki/Анализ
4.1 www.stolby.ru/
5.1 HTTPS://ru.wikipedia.org/wiki/Репрессии
6.1 HTTPS://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинские_репрессии.
7.1 Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть II.-
Красноярск: группа компаний «Платина», 2006.-256с., с.60
8.1 Ж-л Новая и Новейшая история№ 4, 2000 г.
© Ж.Т. Тощенко
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
9.1 HTTPS://corbis.tverlib.ru/document/d-0438.htm
10.1 HTTPS://www.google.ru/search?
11.1 ru.wikipedia.org/wiki/Аналогия
HTTPS://www.google.ru/search?
12.1 ru.wikipedia.org/wiki/Синтез
13.1 ru.wikipedia.org/wiki/Классификация
14.1 socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=31
Терских Лев Павлович[1]
Терских Лев Львович- репрессирован в1938 г.[2]
Терских Лев Львович- реабилитирован в 1956 г. [4]
Кручинин Петр Адрианович[3]
Кручинин Петр Адрианович реабилитирован посмертно[4]
Терских Николай Львович в 1991г. Признан пострадавшим от политических
репрессий. [5]
Кручинина Любовь Петровна признана в 1991г. Пострадавшей от политических
репрессий.[5]
Кручинина Ксения Матвеевна [6]
1892года рождения.
Трудовая книжка.
Общий стаж работы по найму до поступления в Крайкоопинсоюз составляет 20лет 3
месяца
Принята в планово Производственный отдел на должность статистика в сектор учета
и отчетности. 13ноября1938г.
Переведена на должность старшего статистика-экономиста. Май 1939г.
Зачислена на курсы плановиков-нормировщиков при Уч. курс.базе ККс. 22июля 1939г.
Принята в Планово-учетный отдел на должность плановика-экономиста.10 ноября
1939г.
Переведена экономистом по ценообразованию, труду и зарплате. 1 мая 1940г.
Переведена на должность начальника планового отдела.7 октября 1942г.
Зачислена на должность экономиста торгово-заготовительного отдела. 21апреля
1947г.
Освобождена от работы по собственному желанию.15 февраля1948г.
Являлась слушательницей Естественного отделения Высших Женских Курсов в г.
Томске с 1915г.
Сведения о поощрениях и награждениях.
1.Награждена медалью за доблестный труд в Великой Отечественной Войне.
24 декабря 1947г.
Кручинина Ксения Матвеевна на курсах счетоводов. [7] (На фото отмечена
крестиком)
Терских Николай Львович [8]
Терских Николай Львович был заядлым столбистом[9]
Использование материала по династии Терских[10]
Городской конкурс Экспозиционистов 14 апреля 2010 г. ДК 1 мая.
Учащиеся школы города выступают с экспозицией на основе материалов музея МБОУ
СОШ №4
Использование материала по династии Терских[10]
Городской конкурс Экспозиционистов 14 апреля 2010 г. ДК 1 мая.
Учащиеся школы города выступают с экспозицией на основе материалов музея МБОУ
СОШ №4
Использование материала по династии Терских[10]
Экскурсовод музея МБОУ СОШ №4 Шевалов Семён проводит экскурсию для спортсменов.
«История через призму истории семьи» на примере династии Терских.
Использование материала по династии Терских[10]
Экскурсовод музея МБОУ СОШ №4 Шевалов Семён проводит экскурсию для начальных
классов «История через призму истории семьи» на примере династии Терских.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»