Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Оборвавшаяся струна


Выполнила: Гусева Юлия
МБОУ ДОД ДООЦ № 1 (СОШ № 64)

Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна; МБОУ ДОД ДООЦ № 1, учитель истории.

Красноярск, 2012.

Оглавление.

I. Введение
II. Основная, часть
1.Сибирский украинец
2. Горнило войны
3. «Искусство – народу!»
4.Великорусский оркестр Георгия Трошина
5. Музыкант – просветитель
6. Любимый наставник
7. Общественная деятельность Г.И. Трошина
8.Трагедия
III. Заключение

Введение

«Балалайка и орган… равны перед музыкой» (Ф. Леонидов)

Звуки музыки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Сначала это колыбельная, которую поёт мама, потом незамысловатые детские песенки, их любят все малыши. Затем, чем старше становится человек, тем отчётливее обозначаются его музыкальные предпочтения: классика, эстрада, народные песни. Словом, каждый выбирает себе то, что ему по душе. Наш город славен своими музыкальными традициями. Сегодня всем известно имя выдающегося певца Дмитрия Хворостовского, а самые продвинутые из нас, назовут имя, которое гремело в начале ХХ века – Петр Иванович Словцов, получивший прозвище « сибирский соловей».

Сибиряки всегда любили музыку, творцами которой, зачастую, становились неизвестные авторы из народа. Долгими зимними вечерами звучали протяжные девичьи песни за прялкой; казак Енисейского войска, покачиваясь в седле, отправляясь в поход, напевал о родной суровой тайге, о могучем Енисее. Всем известно, что сибиряки – сплав народов, которые ехали сюда в поисках счастья и везли они с собой частицу Отчизны, которая изливалась из самых недр души родными песнями.

Поэтому в нашем городе издавна уделяли особое внимание коллективам народной музыки. Так было в прошлом, так сегодня возрождается давняя традиция. О народной музыке мы заговорили не случайно – наш герой имеет к ней самое непосредственное отношение.

Почему - то принято считать, что в страшные годы сталинских репрессий пострадали те, кто имел отношение к политике или экономике. Или открыто оказывали противодействие властям, как сотни тысяч крестьян в период коллективизации. Репрессиям подвергалась интеллектуальная элита, которая хорошо понимала смысл всего происходящего. Но причём здесь музыканты?! Музыка вне политики.


Трошин Георгий Ильич

Мы тоже так думали, пока не взялись за своё исследование. Оно касается известного музыкального деятеля города Красноярска Георгия Ильича Трошина. Судьба этого человека похожа на миллионы судеб его сограждан тех лет, но и отличается, как судьба любого человека от всех других. В ней много тёмных страниц, на которые нам хотелось бы заглянуть. Беда в том, что написано о Георгии Ильиче, до обидного, мало. Следственное дело сегодня недоступно исследователю для изучения. Хотя мы попробуем это сделать, потому что подружились с семьёй музыканта Трошина и сумеем уговорить их сделать запрос в соответствующие органы. А пока главным источником информации для нас стали рассказы единственной дочери музыканта – Волковой Марины Георгиевны.

Мы сидим в обычной красноярской квартире, которую заливает осеннее солнышко. Кажется, что золотистый свет исходит не только от проникающих в комнату лучей, но и от белоснежных волос пожилой женщины, которая разместилась напротив. Ей уже 85 лет, ей трудно вспомнить какие – то детали, но когда она начинает говорить об отце, создаётся впечатление, что для неё всё это случилось ещё вчера. Голос её дрожит, она снова переживает те далёкие события: «Мой папа был необычайно талантливым человеком. Его репертуар составляли 126 произведений русской и украинской народной музыки, зарубежной и русской классики. На концерты оркестра народных инструментов, который он создал при клубе «Красный Октябрь», приходил весь народ. В этом оркестре играли такие виртуозы, как Борис Степанович Феоктистов, который в дальнейшем стал солистом Краснознаменного ансамбля имени Александрова. Мы встречались с Борисом Степановичем незадолго до его кончины, и Феоктистов дал высокую оценку таланту моего отца». Так начинается наша история о замечательном виртуозе – балалаечнике Г. И. Трошине, чья судьба оборвалась так трагически. Наша цель рассказать всё то, что нам удалось узнать.

Основная часть

Сибирский украинец

Трошин Георгий Ильич родился в 1896 году в г. Павлограде Екатеринославской губернии, в семье торговца. Семья перебралась с благодатных украинских земель в суровую Сибирь, когда Георгию исполнился всего один год. На сибирской земле семья Трошиных прижилась сразу. Четверо детей стали считать Красноярск своей родиной. О музыке в семье даже не думали: трудиться – вот что было главным. Можно сказать, что Трошиным повезло. Вскоре отец стал доверенным лицом известного красноярского коммерсанта Гадалова. Мать занималась домашним хозяйством и детьми, но Илья Дорофеевич Трошин, рано овдовел. Оставшись один, он стал много внимания уделять детям, стараясь дать им, по возможности, достойное образование. О раннем детстве Георгия Ильича больше ничего нельзя сказать наверняка.

Но вот наступила пора получать образование. Георгий Ильич закончил 4 класса городского училища и поступил в престижное по тем временам заведение - землемерное училище. Училище считалось в Красноярске серьёзным учебным заведением. Город не имел собственного университета, поэтому училище давало серьёзные познания прикладного характера, которые так необходимы были в хозяйстве, растущего в начале ХХ века, Красноярска. Они не уступали университетским знаниям. Обучению уделялось огромное внимание, причём по всем направлениям. Например, в стенах училища был создан оркестр народных инструментов из учащихся и педагогов, отличавшийся большим профессионализмом. Достаточно сказать, что оркестр играл перед будущим царём Николаем II, который посетил Красноярск в 1891 году. Такая честь могла быть оказана не каждому самодеятельному коллективу.

В стенах этого учебного заведения Георгий Ильич впервые проявил свой интерес к музыке. В 1916 году он закончил городское начальное и землемерное училище, получив совсем не музыкальную профессию землеустроителя. Юность Г.И. Трошина закончилась тогда, когда его призвали в армию.

Горнило войны

В 1916 году Георгия Ильича забирают в армию. Он направляется в Иркутское военное училище. Идёт Первая мировая война, и по окончании училища в чине прапорщика он отправлен в июне 1917 года в действующую армию на Западный фронт. Но воевать ему долго не пришлось. В феврале 1917 года в России грянула революция. В суматохе тех кровавых событий молодой офицер был демобилизован и сумел вернуться домой в Красноярск.

Следующие три года его жизни были нелёгкими, как и для всей страны. Мы знаем, что в этот период большая часть Сибири была захвачена войсками Колчака, в которую мобилизовали сибирское население, не интересуясь желанием человека. Адмиралу Колчаку нужны были образованные люди, которые имели опыт военной службы. Так Георгий Ильич в 1918 году был мобилизован в Белую армию (младшим офицером роты). Но уже в 1919 году он покинул ряды колчаковцев и вернулся домой в Красноярск. Утихли кровавые бури над нашей страной, и с 1920 года открывается новая страница в жизни Георгия Ильича.

« Искусство – народу!»

Мирная жизнь для Георгия Трошина началась самым обыденным образом. Он работает по полученной специальности землемером. Этим же делом занимается и его младший брат. Удачно сложилась и судьба сестёр Георгия Ильича: одна работала преподавателем химии в педагогическом институте Красноярска, зато другая сестра полностью разделяла интерес брата к музыке. Наше утверждение о том, что в семье Трошиных не было музыкальных людей, Марина Георгиевна опровергла в два счёта.

Сестра Георгия Ильича, Антонина Ильинична, окончила Народную консерваторию в Красноярске и стала профессиональной певицей. Её педагогом по вокалу была знаменитая Маргарита Николаевна Риоли–Словцова, которая подготовила со своей любимой ученицей партию «Снегурочки» в опере Римского-Корсакого. С 1930 года Антонина Ильинична часто выступала на Красноярском радио.

Необыкновенная музыкальная одарённость и трудолюбие быстро выдвинули Георгия Ильича в число видных деятелей музыкальной культуры Красноярска. В его репертуаре русская и украинская народная музыка, зарубежная и русская классика.

Сам же Георгий Ильич, по воспоминаниям, дочери «где-то выучил нотную грамоту, играл красиво, виртуозно». 1920 год стал началом музыкальной деятельности Трошина. В марте месяце в городе возобновил свою работу оркестр струнных народных инструментов, который был создан ещё в 1910 году В.Е. Авксентьевым, он назывался « Великорусским». 25 января 1921 года оркестр отметил торжественным концертом свой 10 – летний юбилей. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Рубинштейна и др. На концерте присутствовала вся культурная часть населения города. Выступать в концерте была великая честь. Молодой, ещё мало кому известный, музыкант Трошин, этой чести удостоился.

Вот что писала печать Красноярска того времени: «Игра оркестра отличалась богатой и тонкой изобразительностью. Большим успехом в оркестре пользовался солист – балалаечник Георгий Ильич Трошин». С этим оркестром в 1922 году Георгий Ильич выступал по заданию управления Восточно – Сибирской железной дороги с коллективом агитпоезда на многих станциях, проводя многочисленные концерты для жителей губернии. Несмотря на тяжёлое положение в стране, концерты проходили с большим успехом. Но в этот момент средств на содержание оркестра перестало хватать, и он временно прекратил свою деятельность.

В декабре 1921 года в Красноярске действует агитационно-концертная группа. Её задача – проведение лекций-концертов и концертов-митингов (была такая форма концертной деятельности в 20 – е годы). Георгий Ильич принимает самое активное участие в деятельности этой группы. Так 22 января 1922 года он вошёл, как лучший солист-балалаечник города, в концертную группу, которая выступала в День памяти жертв Кровавого воскресенья.

В начале 20-х годов музыкальная жизнь в нашем городе была довольно насыщенной, но музыкальные коллективы были разобщены, и, чтобы их объединить и в дальнейшем направлять их деятельность, в 1928 году было создано филармоническое общество. Его создателями стали:

В.П. Косованов - первый председатель общества,
Г.И. Трошин - секция народных инструментов,
А.Л. Марксон - секция симфонической музыки,
С.Ф. Абоянцев - хоровая секция.

На собрании актива был утверждён устав и созданы 3 секции: хоровая, оркестровая и камерной музыки. Вся деятельность общества была направлена на широкую пропаганду музыкального искусства. Разве мог кто-нибудь предположить трагическое будущее этих людей, для которых величайшей страстью в их жизни была музыка. Но об это мы скажем позже.

Великорусский оркестр Георгия Трошина

Необыкновенная музыкальная одаренность и трудолюбие вскоре расширили деятельность Георгия Ильича. Много сил и энергии Трошин отдал созданию в городе оркестров народных инструментов. В 1923 году Трошин возрождает оркестр народных инструментов под названием «Великорусский» при клубе «Красный октябрь». Его дебют состоялся 3 ноября 1928 года, когда Красноярск отмечал своё 300 – летие.

Оркестр даёт разные концерты. Он сыграет важнейшую роль в личной судьбе Георгия Ильича. На одном из концертов, который пророчески назывался «Музыка связала семью», он встречает свою будущую жену – Наталью Григорьевну Голицыну. Семью Натальи Григорьевны забросила из Киева в Красноярск Гражданская война. Хорошо образованная дворянка из древнего княжеского рода, она была соратницей Георгия Ильича и опорой. В юности Наталья Григорьевна училась петь. А семье до сих пор хранится история о том, как прабабушка Натальи Григорьевны едва не сбежала в Италию, учиться пению, едва удержали князья – родичи. Вот и Наталья Григорьевна получила в наследство от бабушки прекрасный голос. И полностью разделяла пристрастия своего мужа. В лице жены, Георгий Ильич нашёл родственную душу, понимающую его увлечения музыкой. Поженились они в 1922 году, а в 1928 году родилась их единственная дочь – Марина. Вся семья Трошиных счастливо жила в одном доме, на улице Сурикова.

В 1924 году был расширен состав оркестра струнных народных инструментов под руководством известного уже по всей Сибири солиста-балалаечника Георгия Ильича Трошина — продолжателя в Красноярске дела Авксентьевых. Оркестр был организован, как любительский, при клубе «Красный Октябрь» (теперь пр. Мира, 67).

Принято считать, что оркестр народных инструментов исполняет только народную музыку. Снобы скажут, что примитивным домрам и балалайкам доступны только мелодии в стиле «Во саду ли, в огороде». Но это не так.

Исключительно большое внимание уделял Г. И. Трошин репертуару оркестра. В программы концертов входили классические произведения русских композиторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина, Рахманинова, Глазунова (из балета «Раймонда»). И западных композиторов: Грига (сюита «Пер-Гюнт»), Сен-Санса («Пляска смерти»), Бизе (увертюра и антракт к опере «Кармен»), Гуно (вальс из оперы «Фауст»), Россини (фрагменты из оперы «Севильский цирюльник»), Зуппе (увертюра «Поэт и крестьянин»). Стоит только удивляться, как столь сложные произведения звучали уместно на струнных инструментах, о которых, отзываются некоторые так пренебрежительно.

Но не только классические произведения исполнялись оркестром. В его программах звучали русские народные песни: «Ивушка», «Калинка», «Ай, утушка луговая» и ряд других, которые в прекрасной обработке Г. И. Трошина покоряли слушателей своим исполнением. Этому немало способствовало большое разнообразие включенных в состав оркестра инструментов, не только струнных, начиная от балалайки-пикколо до контрабаса и полного домрового состава, но и целого ряда народных инструментов (гуслей, свирелей), духовых и ударных инструментов. Все это придавало особую окраску исполняемым произведениям и позволяло включать в программы оркестра народных инструментов произведения симфонической музыки. Состав оркестра был далеко не однороден: здесь и учащиеся, и преподаватели школ, и техникумов, рабочие и служащие предприятий. Как вспоминает современник Г.И. Трошина: «Являясь современником этого оркестра и слушателем его замечательных концертов, я видел, с каким удовольствием шли оркестранты (в том числе и мои два брата — Александр и Владимир) на репетиции и, особенно на концерты, которые являлись для них большим праздником. И не удивительно. Человек большой культуры, энтузиаст и знаток своего дела Георгий Ильич сам страстно любил музыку и сумел привить эту любовь своим товарищам».

Музыкант – просветитель

Но не только в этом была заслуга Г. И. Трошина. Он стремился к более широкой пропаганде музыкальной культуры, привлекая к этому делу как можно больше молодежи. Им был создан еще один оркестр — в кооперативной школе №3. Он же помог своему ученику Г. Зарубо создать оркестр в политехническом техникуме.

А в особо торжественные дни три оркестра (клуба «Красный Октябрь», школьный и техникумовский) объединялись в один, и праздничные концерты, проводимые увеличенным составом оркестра, доставляли большое эстетическое наслаждение его слушателям.

Сам Трошин много занимался общественной и культурно-просветительской деятельностью. Часто бывая в Москве, он заключал договоры с известными исполнителями, которые приезжали в далёкий Красноярск, который многим казался краем света.

Занимался он и педагогической деятельностью в красноярском музыкальном техникуме( одновременно не забывая своей специальности в земельном управлении). Значительное место в жизни Трошина занимала общественная работа на музыкальном поприще: он был участником губсъездов работников искусств, работал в правлении Красноярского отделения Всероссийского профессионального союза работников искусств.

Большое внимание уделял Георгий Ильич обучению молодежи, буквально заражая ее своей любовью к народной музыке. Его самой большой мечтой было создание большого оркестра народных инструментов на базе объединения клубных оркестров. Осуществлению ее мешало отсутствие помещения и финансирования. Возможно, со временем он и осуществил бы эту мечту.

Любимый наставник

Ещё одно направление многогранной личности Г.И. Трошина – педагогическая деятельность. Ему очень хотелось создать в Красноярске настоящую самобытную исполнительскую школу. И это ему удалось.

Несколько лет он вёл класс балалайки в Красноярской народной консерватории, а затем в музыкальном техникуме.

Многие из учеников Трошина сами стали руководителями оркестров. Так, Г. Зарубо стал руководителем малого состава симфонического оркестра Иркутского радиокомитета; Д. Горбунов много лет проработал руководителем оркестра народных инструментов в Красноярском железнодорожном клубе им. К. Либкнехта; И. Гнетулло и А. Раззоренов руководили оркестром в Красноярском политехническом техникуме. Находясь на военной службе, дирижировали оркестрами народных инструментов Б. Богатский и Е. Бродов. Большую любовь к музыке пронесли через всю свою жизнь М. Эткин, С. Хейн, В. Янисов, А. Задоя, Е. Полякова, В. Моложанов, В. Киселевич, В. Ляпунов и многие другие.

Из недр этого оркестра вышел и наш земляк Борис Феоктистов, который еще в шестилетнем возрасте поразил слушателей своим исполнением на балалайке «Камаринской», выступив на концерте в одном из клубов Красноярска.

Борис Степанович — солист-балалаечник оркестра Краснознаменного ансамбля им. Александрова (в то время Ансамбля красноармейской песни и пляски), впоследствии заслуженный артист РСФСР. Он часто бывал в родном Красноярске, выступал здесь с концертами, встречался со своими старыми друзьями, часто вспоминая молодые годы и своего наставника Георгия Ильича Трошина. Марина Георгиевна говорила нам, что последний раз Борис Феоктистов приезжал в год своего семидесятилетия и как всегда посетил семью своего любимого учителя и наставника.

Общественная деятельность

Будучи несколько лет председателем правления городского отдела Всероссийского профессионального союза работников искусств (Всерабис), он занимался широким спектром вопросов, связанных с развитием культуры в городе и губернии.

И всё-таки главным и любимым в его жизни была музыка. Благодаря высокому исполнительскому мастерству и виртуозности, он стал лучшим балалаечником в Красноярском крае, ещё в ранней молодости. С годами сфера его деятельности растёт постоянно. Солист-балалаечник, организатор, дирижёр, педагог, он внёс значительный вклад в музыкальную жизнь Красноярска и занял достойное место в ряду его музыкальных деятелей.

Велико было влияние личности Георгия Ильича на окружающих его музыкантов. Он заражал их своей любовью к народной музыке стремлением к совершенству.

Марина Георгиевна вспоминает, как ходила на концерты отца вместе со всей семьёй. В детской памяти отложились такие мелочи, как дирижёрская палочка, которую с таким изяществом держал отец, алая рубаха в русском стиле из тонкой шерсти, в которой он выходил концертировать на сцену. Жизнь – тяжёлая штука: исчезли концертные костюмы Георгия Ильича, а чудо–балалайку изъяли при аресте. По слухам её присвоил себе, кто-то из следователей. Может быть, думал, что заполучив уникальный инструмент, тоже станет гениальным музыкантом. Напрасно! Исчезли нотные записи, о которых Марина Георгиевна помнит лишь то, что были они испещрены не нотами, а цифрами. И ещё одно воспоминание осталось с ней на всю жизнь: спина уходящего отца по длинному коридору их квартиры. Так он исчез из её жизни.

Трагедия

В начале своей работы мы задавались вопросом: « Как связаны музыка и политика? За что может быть репрессирован человек, который посвятил свою жизнь прекрасному?» Оказывается это вполне возможно.

Жизнь Георгия Ильича оборвалась летней августовской ночью 1937 года, когда он был арестован органами НКВД. Последние дни перед арестом, вспоминала жена музыканта, он был очень подавленным и расстроенным. Она не задавала вопросов. И так было понятно! Один за другим арестовывались знакомые, сослуживцы, друзья. Георгий Ильич предчувствовал, что настала его очередь. Как это обычно бывало, к нему пришли ночью два человека, проводили обыск, но ничего не было найдено.

Это не помешало сфабриковать дело №4435, по которому проходил Трошин Георгий Ильич. Нам удалось посмотреть несколько записей сделанных от руки в толстых общих тетрадях, куда переписывались следственные дела в начале 90-х годов сотрудниками Мемориала. Следственного дела Трошина там нет, но есть короткие упоминания. Мы знаем, что Георгий Ильич был привлечён по делу Рахлецкого. Короткие записи дают следующую информацию. В деле содержалась анкета арестованного, протокол допроса от 07.09.37., в котором он якобы перечислял своих сослуживцев по землеустроительному комитету, которые как и он были объявлены врагами народа.


Выписка из следственного дела Г.И.Трошина.

Ещё одна запись гласит, что в 1929 году Г.И.Трошин был завербован бывшим белым офицером Смолехо, а затем в свою очередь он сам завербовал людей по фамилии Усольцев и Шиханов. Следователь пишет, что Г.И.Трошин признал себя виновным.


Выписка из следственного дела.

Марина Георгиевна знакомилась со следственным делом отца в своё время. Людей обвиняли в том, что они состояли в одной контрреволюционной организации, готовили вооружённое восстание с целью свержения Советской власти, террористические акты над руководителями ВКП(б). Набор обвинений не нов, если открыть следственное дело любого обвиняемого того времени, всё это можно найти. А ведь некоторые люди, которые проходили по делу Рахлецкого даже не были знакомы друг с другом. В том числе и Г.И. Трошин не знал многих, кто по версии следствия были его подельниками в страшных преступлениях.

По странной трагической логике все четыре основателя филармонического общества погибли в 1938 году в застенках НКВД. Все они были объявлены шпионами, врагами советского народа. Нет нужды, повторять лишний раз, как выбивались признания вины, люди сами подписывали себе смертный приговор.

16 августа 1937 года Георгий Ильич был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации, а 20 октября 1937 года тройкой УНКВД КК был приговорён к высшей мере наказания и через 6 дней расстрелян.

Марина Георгиевна тяжело вздыхает: « Вместе с папой по делу проходили ещё 53 человека. Их обвинили в подготовке вооружённого восстания, 37 из них были расстреляны. Нам сначала сообщили, что отец осуждён на 10 лет без права переписки. Со временем мы поняли, что это означало на самом деле. Даже когда он был реабилитирован, нам объясняли, что он умер от острого воспаления почек». Повальные аресты среди интеллигенции Красноярска продолжались. Наталью Григорьевну уволили сразу после ареста мужа. Подхватив дочь, она поспешила покинуть город и уехала в Ростов-на-Дону. Там им пришлось пережить немецкую оккупацию и только после этого вернуться домой.

Осенний день короток, быстро он катится к вечеру. Наша собеседница устала, и мы заканчиваем разговор. Воспоминания – тяжёлый груз, а человеку, прожившему сложную жизнь, они тяжелы вдвойне.

Ведь Марина Георгиевна помнит, как сжималась она в комочек от страха, когда в школе спрашивали: « Не дочь ли она того самого Трошина?». Как её не приняли в педагогический институт, потому что она считалась дочерью «врага народа». Как в первую очередь увольняли с работы её мать, если начинались новые волны репрессий.

Наверное, только пережив всё это, можно в полной мере понять всю глубину горя, которые несут по жизни люди, ставшие жертвами репрессий. Но Марина Георгиевна обиду в душе не лелеет. Жизнь её была посвящена другой, более благородной цели. Перед нами лежит толстый кожаный альбом, в котором бережно собраны сведения о Красноярских музыкантах, погибших в той кровавой мясорубке. Здесь собраны фотографии, копии документов, рассказы родных. Бесценный труд, ставший памятником не только её любимому отцу, но и многим другим красноярским музыкантам, о которых сегодня мало кто помнит.

Заключение

Каждый год, участвуя в конкурсах, конференциях, мы обязательно сталкиваемся с темой репрессий. Кажется о ней написано всё, но появляются всё новые и новые факты, истории. И кажется нам, что тема эта неисчерпаема.

Позвольте нам в заключении немного пофилософствовать. Удивительны человеческие ненависть, зависть, глупость. Работая с материалами следственных дел, поражаемся, как умудрялись наряду с серьёзными обвинениями использовать полную чушь. Наверняка Георгию Ильичу следователи припомнили его службу у Колчака, но и партитуры музыкальных произведений, записанных цифрами, были восприняты, вероятно, как шпионские шифровки. Как легко сломать человеческую жизнь и не одну!

Сегодня мало кто знает имя Георгия Ильича Трошина. Но в нашем городе за последние годы резко увеличилось число коллективов, которые исполняют народную музыку. Может быть музыка, как и мысль материальна, витает в информационном поле нашей планеты и заставляет нас, потомков, хоть и не осознанно, продолжать дело тех, кто давно ушёл.

Но наш долг не только помнить, но и говорить об этих людях, ведь они наш бесценный генофонд, оставивший потомкам великое сокровище – народную культуру. Главное его не растранжирить!

Библиография:

1. Енисейский энциклопедический словарь, под. ред. Н.И. Дроздова, Красноярский край, 1998 год.
2. Т.В. Никандрова, Красноярский край и политические репрессии в 1920-1950 – е годы ( рукопись).
3. Музыкальная жизнь Красноярска, под. ред. Б.Г. Кривошеи, Л.Г. Лаврушевой, Красноярское книжное издательство, 1938 год.

Полевые исследования автора:
1. Интервью с Волковой Мариной Георгиевной от 23.09.2012.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»