Кочелева Наталья
11 класс
Муниципальное бюджетное учреждение
Машуковская средняя
общеобразовательная школа
Мотыгинского района
Красноярского края
Руководитель: Захарцов
Михаил Георгиевич
учитель истории
Заслуженные художники Чувашии Людмила и Аркадий Акцыновы родились в 1910 году. Он - в Петербурге 5 мая, она – в Волгограде (Царицыне) 9 сентября. Они встретились в 1937 году в пересылочном лагере в Находке и до 1997 года не расставались. Она попала туда на восемь лет как жена врага народа, не подписав отказную на своего мужа, которого расстреляли сразу без суда и следствия. Она узнает об этом только через восемь лет. Людмилу и Аркадия должны были направить в ГУЛАГ, но оставили в Находке благодаря их таланту: они были так преданы своему творчеству, что даже заказы лагерного начальства выполняли на высоком уровне.
Акцынов А.В. родился в семье офицера-пограничника. Еще в детстве он увлекался рисованием. Начальное художественное образование получил в Строгановском художественно-промышленном училище. Затем жил за границей, учился в Лозанне (Швейцария), Художественной академии Антверпена (Бельгия), Парижской Академии художеств.
Супруга Аркадия Всеволодовича Л.М. Акцынова родилась в высокообразованной, интеллигентной семье. Страсть к рисованию у нее появилась рано, когда палитрой начинающей художницы были трава и прибрежный волжский песок.
В 1929-1931 гг. Людмила Акцынова обучалась в Царицынском художественном училище. Окончив его, уехала в Грозный, где преподавала в художественных студиях и кружках при Дворце пионеров. В 1936 г. на выставке народного творчества она была удостоена первой премии и получила направление для обучения в художественном институте.
Но жизнь внесла суровые коррективы. В 1939 г. ее отправили на Колыму, где она и встретила свою вторую половину.
В годы войны в лагере Аркадий Всеволодович написал 2 большие работы «Партизаны» и «Зоя Космодемьянская». Но бывали минуты, когда становилось невыносимо тяжело, душа рвалась на части, и тогда Людмила Михайловна писала проникновенные стихи.
Сюда солнце не заходит,
Ветра не унять.
Вот бумага, уголь, холстик, -
Нарисуй меня!
Не рисуй меня пассивной
В рубище моем.
Нарисуй меня красивой,
В платье голубом!
Не спеши ты, ради Бога!
Не волнуйся зря!
У меня в груди тревога –
Влажные глаза…
В них вопрос, и боль и горечь,
Радость и мольба.
На беду ль в лихие годы
Нас свела судьба?!
Вот подарочек, мой милый!
Ходит часовой,
Ты рисуй меня счастливой,
Рядышком с тобой!
Она не была профессиональным поэтом, но стихи прошлых лет и сегодня подкупают искренностью, остротой чувств, раскрывают тонкий внутренний мир личности порывистой, эмоциональной, ранимой. Поразительно было то, что в невыносимых, нечеловеческих условиях лагеря, при ежедневных моральных и физических унижениях она могла сохранять веру и любовь к жизни. Когда не было бумаги, она писала свои стихи углем на тряпочках.
От судьбы - злодейки
(люди рассудили)
Мне, как канарейке,
пропадать в Сибири.
Не зови бедою, не умру
от скуки
У меня с собою разум,
сердце, руки.
Обо мне не думай, что сижу
да плачу,
Я напрасно жизни своей
не растрачу.
Золотые звезды в небе
добываю.
Я из льдинок нежных
вазы отливаю.
И леплю, и строю устали
не зная,
Согласись со мною, что
живу не зря я.
После окончания первого срока в 1945 году Акцыновы, имеющие ограничения в выборе места жительства, поехали к родителям Людмилы в голодный послевоенный Ставропольский край. Как она позже вспоминала, это была счастливая и горькая встреча, ее старшая дочь с трудом узнала мать, а младшая, оставшись грудным ребенком, впервые знакомилась с нею. Дети хорошо приняли нового отца и, казалось, что жизнь входит в свое нормальное русло. Аркадий Всеволодович включился в работу по организации Союза художников Ставрополья, а в 1947 году вступил в члены Союза художников СССР. Он пишет здесь работы «Первый хлопок Ставрополья», «Буденный на Терконзаводе», портреты передовиков сельского хозяйства.
Когда Аркадий Всеволодович в 1950 году был арестован повторно, Людмила Михайловна с двумя детьми – общим сыном Всеволодом (ему было больше двух лет) и дочерью от первого брака Людмилой, с которой она рассталась, когда ей было 9 месяцев, отправляется за ним. Так эта удивительная семейная пара оказалась у нас в районе.
Жизнь в Сибири была очень трудной, но семью спасала дружба всех членов, любовь, взаимопонимание и поддержка. Это был уже не лагерь, и они имели относительную свободу передвижения в окрестностях села. Из их воспоминаний о второй ссылке. «Сибирь, вопреки ожиданиям, пленила нас своей могучей девственной красотой. А люди – подстать природе – с крепким корнем, неговорливые, суровые на вид, но такие гостеприимные и радушные». Акцыновы быстро «обросли» друзьями, они были искренни и открыты с людьми, а слово «ссыльный» здесь никого не пугало с царских времен. Обуреваемые жаждой творчества, они, вскоре после приезда и обустройства, соорудили себе походные этюдники и самодельные кисточки, с которыми регулярно стали выходить на пленэр в лес в любую погоду, где «жадно накинулись на работу».
В Сибири поселились в бане, которая служила и мастерской. Здесь же лечились раненые животные, которых дети приносили из тайги - оленята, медвежата, птицы. Излеченные звери выпускались на свободу. Красотища!
А мороз дурманит.
Чудо окружает,
Не уйти!
Кисточки
Обласканы дыханьем,
Краски
Обогреты на груди.
Аркадий Всеволодович руководил художественной мастерской Удерейского района, вел изокружки в школах, выполнял монументально-декоративные работы. «Только тот поймет прелесть свободы, кто изведал неволю», – часто говорил он. Познав и «беду, и тюрьму, и войну», они на всю жизнь сохранили «веру в сказку и любовь», поэтому их своеобразным девизом стали строчки.
Не живите уныло,
Не жалейте, что было,
Не гадайте, что будет,
Берегите, что есть.
В 1956 году после окончания ссылки в селе Мотыгино Акцыновы по приглашению старого друга В.Л. Горина приехали сначала в Новосибирск, затем выбрали местом жительства Новокузнецк. Его жена, работавшая начальником новосибирской железнодорожной клиники, используя свои связи, помогла им устроиться на работу и получить квартиру-мастерскую в Кузнецком районе. А директора заводов и шахт города выделили художникам приличную сумму на благоустройство в новой служебной трехкомнатной квартире.
В 1968 г. Акцыновы решили переехать в Чебоксары и остаться здесь навсегда. Они всецело посвятили себя творчеству, писали живописные полотна – десятки работ посвятили Акцыновы Чебоксарам. Нашли признание серии картин, посвященных реке Волге, полюбились и «Старые и новые Чебоксары». Особую известность получили следующие картины: «Ленинские места в Шушенском (1961), «Есть на Волге утес» (1975), «Сказ о Саянах» (1979), «Начало начал» (1982), натюрморт «Фантазия природы» (1984), гобелены «Русское кружево».
Все картины написаны ими в четыре руки, поэтому они всегда ставили подпись Акцыновы. Благодаря бесконечным путешествиям они открыли удивительную технику: картины писали на масляно-восковой основе. Благодаря этому сочетанию краска очень быстро высыхала, поэтому через несколько часов можно было положить этюд в папку и идти дальше. Эта техника требует виртуозного письма.
Аркадий Всеволодович и Людмила Михайловна постоянно были заняты на Чебоксарском агрегатном заводе, создавали художественную историю предприятия, галерею портретов его лучших людей, организовывали множество выставок. Их квартира и мастерская были своего рода музеем и галерей, радушно открытыми для всех, кто понимает и ценит красоту.
С триумфом проходили выставки Акцыновых в Кемерово и Новокузнецке, Красноярске и Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве, в космическом Звездном городке, в заводских клубах и студенческих аудиториях.
«Как на праздник приходили всегда люди на акцыновские вернисажи, «подпитываясь» здесь их доброй огненной энергией, - писала председатель Общества Друзей Акцыновых Валентина Иванова. - Самый разный люд тянулся на огонек к Акцыновым домой и в мастерскую, и для каждого становилось «своим» их жизненное кредо: «Не глядите уныло. Не жалейте, что было. Не гадайте, что будет. Берегите, что есть». Поразительной силой притяжения людских сердец обладали они, воспринимаясь всегда как единое и неделимое целое и в творчестве, и в жизни…» (Советская Чувашия. - 1997. - 18 ноября).
В январе 1986 года в Художественном музее в Чебоксарах прошла персональная выставка супругов под названием «Сказ о Байкале». В этой серии были представлены шестьдесят живописных работ - как отчет об их творческих поездках на озеро Байкал.
Супружеская чета художников была отмечена высокими правительственными наградами. За заслуги в развитии изобразительного искусства и в связи с 70-летием со дня рождения Указами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 30 апреля и 22 октября 1980 года Аркадий Всеволодович и Людмила Михайловна были награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР. В 1984 году им было присвоено звание «Заслуженный художник Чувашской АССР», а в 1997 году - «Заслуженный художник Российской Федерации».
Большой радостью для всей Чувашии стала новость о том, что в мае 2000 г. во Вселенной появилась маленькая планета «Акцыновия», названная в память о заслуженных художниках России и Чувашии Людмиле и Аркадии Акцыновых.
В фондах РГУ «Государственная книжная палата Чувашской Республики» хранится немало статьей и очерков о жизни и деятельности замечательных художников Акцыновых, опубликованных в газетах «Советская Чувашия», «Чебоксарские новости», «Республика», «Чăваш ен», в журнале «Моя империя». В 2000 году отдельной книгой была издана документальная повесть «Пароль – Акцыновы», автором которой является заслуженный работник культуры России и Чувашии Валентина Иванова.
Они прожили вместе 50 лет. Ушли из жизни в один год, их разделили 80 дней. Аркадий Всеволодович говорил всегда, что каждый день, прожитый без Людмилы Михайловны, для него - год бесцельно прожитой жизни. Она умерла 24 августа, он – 14 ноября. История их любви не смогла оставить равнодушными людей. В честь них была названа малая планета Солнечной системы, ее нарекли Акцыновия.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»