Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Геноцид армянского народа 1915-1922 года (Армения, Россия и Турция)


Выполнила: Мартиросян Лариса
МБОУ ДОД ДООЦ №1, 11 «А» класс

Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна
МБОУ ДОД ДООЦ№1,педагог дополнительного
Образования, Почетный работник общего образования РФ

Введение

Весь наш народ в безысходной беде,
Вся наша жизнь — безысходное горе.
Как же нам в песнях своих не стонать,
В песнях, что так на рыданья похожи?
Ваан Терьян

Историки часто любят повторять, что наука история не любит сослагательного наклонения: «Было так, как было». Однако, сегодня в исторической науке мы часто встречаем «новые» подходы к событиям, которые, казалось известны всем. Существует много причин для этого: открываются неизвестные ранее факты; большую роль играет сиюминутная политическая конъюнктура, а некоторые исследователи выдвигают утверждения в погоне за «фейерверочными» гипотезами по выражению академика Д. С. Лихачева.

Некоторые современные политологи считают, что «исторические вопросы поднимаются и резко актуализируются, когда появляется потребность либо легитимизировать, либо делегитимизировать власть и ее действие» [6]. И вот уже по улицам прибалтийских городов гордо вышагивают благообразные старички на груди которых сияют гитлеровские награды времен Второй Мировой войны, а в латвийских учебниках истории всерьез называют детский лагерь смерти Саласпилс, что под Ригой, лагерем отдыха для детей в 1941 году. И немногие мои сверстники знают, что милые старички с фашистскими наградами были признаны Международным трибуналом в Нюрнберге в 1945 году военными преступниками. Тогда они вряд ли гордились своими «подвигами».

Интернет пестрит публикациями, в которых утверждается, что Холокост всего лишь фантазия воспаленного воображения евреев [14]. Все понимают, что речь идет не о восстановлении истины, а о современной политике. Разве можно всерьез воспринимать сегодня тезис о превосходстве одной нации над другой, ведь особенности наций « связывают народы друг с другом, заставляют полюбить народ, которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшим их созданию, помогают нам понять другие народы» (Д. С. Лихачев) [9]. Только по такой схеме, как мы считаем, может существовать сегодня наш разноэтнический мир.

Мы выбрали данную тему, так как согласны с тезисом о том, что история сегодня выступает служанкой политической ситуации, когда она может на что-то повлиять, так как «информация больше чем когда-либо способна подвигать людей либо на действие, либо на бездействие» [6]. Доказательством служат события в сегодняшнем мире: революции на Ближнем Востоке, свержение политических лидеров. Ситуации, когда часто информация перемешивает очень искусно ложь и правду и манипулирует массами.

Наша работа посвящена теме, в которой сегодня огромное количество разных точек зрения. Актуальность нашей работы мы видим в том, что - это попытка представить одну из страниц истории армянского народа без вранья, опираясь только на документальные свидетельства. Мы взяли в своей работе только один год из страшного периода геноцида армян – 1915 год.

Целью нашей работы является рассказ о событиях 1915 г. в Турции – первого года периода турецкого геноцида против армянского населения, проживающего на территории Османской империи. А так же, мы постарались показать роль российского государства, которому были не безразличны события в Западной Армении. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1. Изучение различных источников (монографии, сборники документов, интернет – ресурсы) разных периодов, посвященных теме геноцида армян.
2. Беседы с людьми, в чьих семьях сохранились воспоминания очевидцев тех событий.

3. Использование фотоматериалов современной Турции, которые были сделаны по нашей просьбе.

Главная трудность в работе с источниками заключается в том, что сегодня существуют диаметрально-противоположные точки зрения на эти события. Их авторы приводят весомые аргументы. Очевидцев происходящего уже нет в живых. Поэтому мы старались опираться на документы, собранные в сборнике М.Г. Нерсесяна «Геноцид армян в Османской империи», а так же на свидетельства людей, чьи семьи пережили те страшные времена.

Кроме того, мы использовали не только турецкие источники, которые отрицают существование геноцида, но видеоматериалы на которых запечатлены демонстрации и митинги турецкого населения, требующего признать вину Турции в уничтожении армянского населения в 1915 году. Мы использовали материалы, которые были предоставлены нам выпускником исторического факультета университета Санкт-Петербурга Саркисяна Николая, совершившего путешествие по Западной Армении в 2010 году.

Понимая, что создать целостную картину тех событий, рассматривая только 1915 год, нам не удастся, мы вынуждены были иногда выходить за эти хронологические рамки и рассматривать события вплоть до 1922 года.

Анализируя разные версии геноцида армянского народа в начале XX века, мы пришли к выводам, которые изложим в нашем заключении.

Современная Турция о геноциде армян

«В октябре 2011 года служба новостей «Голос Америки» опубликовала следующую информацию: «Правительство Турции осудило заявление президента Франции Николя Саркози, призвавшего Анкару признать геноцид армян».

Турецкий Министр Е. С. Эгемен Багиш назвал слова Саркози «неуместными», отметив, что оценивать историю – не дело политиков.

Французский лидер, находясь с визитом в Армении заявил, что все великие страны – в том числе и Турция – поступают благородно, пересматривая собственную историю. По словам Саркози, парламент Франции может ввести закон, согласно которому во Франции отрицание геноцида будет считаться преступлением, аналогично отрицанию Холокоста (сегодня мы знаем, что этого не произошло).

В ответ на это Министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглы заявил, что бывшие колониальные империи не вправе учить Турцию тому, как обращаться с собственной историей…

Большинство историков считают, что за время Первой Мировой войны турки-османы уничтожили около 1,5 млн армян. Турция отрицает это, утверждая, что большинство армян погибли в ходе беспорядков, связанных с гражданской войной». [12]

Эта информация подтверждает тезис о том, что сегодня историю используют как инструмент политики. Всем известно, что Турция давно стремится стать членом ЕС. Поводом для отказа сегодня служит решительное непризнание Турцией факта геноцида армянского народа. Поэтому и турецкие историки, и политики стремятся всеми силами представить судьбу армян в начале XX века либо как «гражданскую войну», либо как «мирную депортацию» народа.

Более того, утверждают, что это армяне развязали «гражданскую войну», в ходе которой «погибли миллионы» турок и некоторое число армян (при этом турок якобы погибло в несколько раз больше). Армян считают виновными даже в поражениях турецкой армии в наступательных операциях против России во время Первой Мировой войны.

Тщательно подготовленная поголовная резня не имела ничего общего с гражданской войной. Из документов можно видеть, как покорно армяне принимали все карательные действия турецких властей.

Об абсолютной лживости ссылок на «гражданскую войну» говорят и конечные результаты реальной этнической чистки: армянское население полностью исчезло, а турецкое выросло в несколько раз.

Утверждения турецкой стороны о том, что депортация осуществлялась с комфортом – ложно, об этом тоже говорят документы.

Даже союзники Турции – Германия и Австрия оставили документы, из которых следует, что уничтожение армянского населения было преднамеренным.

Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него подтверждает в статье I, что геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права. Поэтому утверждение турецких властей о том, что уничтожение армян шло в ходе гражданской войны не может быть оправданием тех колоссальных жертв, которые понес армянский народ [15].

Предпосылки геноцида 1915-1922г.

История армянского народа никогда не была легкой, но, по мнению многих современных исследователей, таких как М. Г. Нерсесян, Д. Мартиросян, самым тяжелым периодом армянской истории были события 1915-1922 годов. Именно в этот период осуществлялось массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи. Для этого были следующие причины: 1. ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи то есть значение имели религиозные расхождения мусульманского и христианского населения Османской империи, воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов; 2. Турки избавлялись от экономической конкуренции армян; 3. вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. Германский посол в Константинополе доносил канцлеру Бетману – Гольвегу 17 июня 1915 года: «Порта хочет использовать мировую войну для того, чтобы окончательно расправиться с внутренними врагами (местными христианами) не будучи отвлекаемой при этом дипломатическим вмешательством из-за границы». [10]

Уже в конце 1913 года русская газета «Новое время» сообщала: «Жестокости учиняемые над армянами, несомненно поощряются или даже, может быть, организуются младотурками, то есть центральным правительством» [10]. У русского правительства не было сомнений, что беды, обрушившиеся на армянское население Турции спровоцированы на уровне государственной политики.

Доказательством того, что турецкие власти задумали уничтожение армян как нации является турецко-аджарский мятеж, спровоцированный турками в мирное время в Батумской области Российской империи. В результате мятежа в селении Танзот было уничтожено 150 человек. Этот факт мы взяли из статьи кандидата исторических наук Д. Мартиросяна «Трагедия батумских армян: просто «резня» или предвестник армянского геноцида?» Данный факт опровергает утверждение современных турецких историков, что уничтожение армян было наказанием за измену армян Турции в Мировой войне [13].

Геноцид армян в 1905 году

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.

4 января 1914 года русский генеральный консул писал из Эрзерума: «Здешние армяне пережили в пятницу настоящую панику…и ждали с минуты на минуту нападения». [10] Опасения были не напрасны: армян вызывали из армии, разоружали; в Алашкертской долине отряды турецких и курдских четников вырезали армянские деревни. А правительство смотрело на это спокойно.

Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 г. военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. Из письма Патриарха западных армян в октябре 1915 года: «Все солдаты - армяне были разоружены и теперь работают на строительстве домов. Из источников, заслуживающих доверия, известно, что солдаты – армяне из провинции Эрзерум были все убиты. 1800 солдат – армянских юношей убиты в окрестностях Аргана» [10].

С мая - июня 1915 г. началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (провинции Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Из отчета иностранного очевидца 11 июля 1915 г.: «Я посещал стоянки армян, которых переселяли. Все они оборванные, грязные, голодные и больные» [10]. Из заявления немца-очевидца резни армян в Муше: «В Битлисе были перебиты все, и внимание турок переключилось на Муш. Теперь начали убивать людей без какой – либо причины, ради удовольствия» [10]. Из письма западных армян Архимандриту Вегуни в Америку:


Экспонат из музея Памяти
жертв геноцида

«В Трапезунде все армяне вырезаны или утоплены. Из Балу и Кеги мы не имеем сведений о спасении хотя бы одного армянина. В Арацане все заживо похоронены» [10]. Сами немцы были потрясены зверствами турецких властей – своих союзников. Из обращения немцев, проживающих в Конии, в Посольство в Константинополе: «Мы, немцы, вынуждены каждодневно наблюдать возмутительные бесчинства, которые сводятся к полному уничтожению армян. Мы берем на себя смелость отправить императорскому посольству сообщение об этих ужасах» [10].

Католикос Геворг V, посол Вангейнгейм пишут в июле 1915 года, что преследования армян начались одновременно в Киликии, Трапезунде, Себастии и других провинциях. Генеральный консул Адамов сообщает 15 февраля 1914 года в Константинополь, что в Эрзеруме бесчинствуют хулиганы, которых поддерживает местная власть и даже основан специальный клуб, который называется «Сила турок». 15 марта тот же Адамов пишет русскому послу, что напряжение в Эрзеруме нарастает. Происходят постоянные провокации, в которых обвиняют местных армян. Все это должно было найти выход и 5 мая 1914 года в Эрзеруме вспыхивает настоящий бунт: «Турецкие издевательства вызвали взрыв негодования среди армян, которые открыто говорили, что власти задались целью заставить армян покинуть Эрзерум, к которому двигались русские войска» [10]. В это же время началась депортация армянского населена Зейтуна; в первых числах апреля началась резня в армянских деревнях Ванского вилайета. Все это вызывает сильную обеспокоенность католикоса Геворга V, который обращается к наместнику Кавказа Воронцову-Дашкову: «Я от имени всех армян обращаюсь с просьбой к всемилостивейшему государю нашему оказать помощь армянскому народу» [10]. Сообщения из турецкой Армении на протяжении всей весны приходят все более тревожные. Население Армении, входящей в состав Российской империи обращается через своего духовного главу к министру иностранных дел Сазонову: «… происходит резня беззащитных обезоруженных армян в Эрзеруме, Держане, Зейтуне; кровавые столкновения – Битлисе, в Ване, Муше; насилие, грабежи, убийства – Эгине, Киликии, экономическое разорение всего армянского населения» [10].

В середине апреля 1915 года в город Ван прибывают беженцы из окрестных сел сообщая о происходящих там кошмарах: приглашенная на переговоры с администрацией вилайета, армянская делегация была уничтожена турками. Узнав об этом, армяне Вана приняли решение защищаться, и ответили отказом на требования турецкого генерал-губернатора немедленно сдать оружие. Турецкие войска осадили город, но в мае армянские добровольцы отбросили турок и сняли осаду Вана. Такие успехи были крайне редкими. Итальянский консульский агент в Ване писал итальянскому послу в Петрограде 31 мая 1915 года: «У армян не было пушек, а бойцов у них было от 100 до 120. Несмотря на ежедневные успехи армяне осознавали, что для дальнейшего сопротивления им нужна помощь со стороны. И эту помощь оказали армянским добровольцам части русских регулярных войск». [10]. Таким образом, обращение к русскому правительству было услышано, хотя Россия в 1915 году ведет тяжелейшие бои против Германии. Русские не сомневались, что виновниками трагедии Вана были турецкие власти: «Армянами получено письмо из Вана, следующего содержания: в провинции убито до 16 тысяч человек» [10]. « Нет сомнения, что восстание армян в Ване вызвано резнёй, а не наоборот». [Это взято из русской дипломатической переписки 1915 года] Министр иностранных дел России писал русским послам в Париже и Лондоне: «Получены новые сведения о резне армян турками и курдами. Прошу опубликовать совместно с Англией и Францией обращение к Порте, в котором ответственность за избиение возлагалась бы на всех членов турецкого правительства» [10]. Такое обращение стран Антанты было опубликовано. В мае передовые отряды русских войск и армянских добровольцев сняли осаду Вана.

В начале лета 1915 года началась массовая депортация армянского населения в пустыни Междуречья. Почти во всех случаях власти действовали по одинаковой схеме: в самом начале мужчин отделяли от женщин и детей и при первом же удобном случае расправлялись с ними. Женщин и детей отправляли дальше: в дороге многие погибали от голода и болезней, постоянно подвергались нападениям курдов. Тех, кто пытался сопротивляться, убивали не раздумывая.

Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.

Воющая Россия, не смотря на свое тяжелое положение, пыталась всеми силами помочь турецким армянам. Из письма члена Государственной думы Пападжаняна министру иностранных дел Сазонову: «На содержание беженцев затрачено до сего времени более полутора миллиона рублей. В пределы России прибыло более 200 000 беженцев, голодных, больных, терроризованных. Шли они по ужасным дорогам, через труднопроходимые перевалы, устилая путь трупами. Все женщины и дети. Необходима широкая помощь со стороны государства, нужны миллионы, чтобы не погибли обездоленные на наших глазах. Законопроект о мерах по обеспечению участи беженцев уже внесен в Думу, и я принимаю участие в обсуждении и скорейшем проведении его» [10].

Нельзя думать, что армянское население покорно отдавало себя на заклание: об этом говорят документы. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 г. - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.

В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 г. министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует" [10].

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении.

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-1916 г., погибло 1,5 млн. человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-1916 г. и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. В 1918-1920 г. ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 г. турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентября 1918г. Турецкие войска заняли Шуши. В июне 1919 г. Произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 г. Турецко – мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.

Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22 г. В августе-сентябре 1921 г. Турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…

Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в. Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

Последствия геноцида

В определении геноцида, данного специалистом по международному праву Р. Лемкиным, отмечалось что геноцид – это не только уничтожение этнической или религиозной группы путем физического истребления, но и путем разрушения ее национальной духовной культуры. Погромщики руководствовались приказом Талаата, направленного в Комитет по делам высылки в Алеппо, где было сказано: «...настоятельно рекомендуется... всячески стараться уничтожить само название «Армения» в Турции» [10]. В настоящее время об этом свидетельствуют разрушенные памятники культуры Армении. В средневековой столице Армении – Ани камни нижних рядов стен сооружений вырваны и использованы для возведения жилых домов в окрестных деревнях.

В 1915-1922 г. и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

Чем дальше события от нас, сегодняшних, тем большую ценность имеют свидетельства людей, то, что мы называем сегодня «устной историей». Конечно, очевидцев геноцида 1915 года сегодня уже вряд ли найдешь. Но живи внуки и правнуки, в чьих сердцах не утихает боль того страшного времени. Они передают эту боль своим внукам, словно драгоценное наследство. Что бы помнили!

Я приведу в качестве примера только два свидетельства, которые сохранились в моей семье. Они передаются из поколения в поколение. Мой прадед Григорьян Аракел Самвелович, 1909 года рождения проживал в селе Кешкурт. Он пережил турецкую резню, когда ему было 6-7 лет. Он остался живым, благодаря тому, что пошел вместе с отцом на гумно в ту ночь, когда турки напали на армянское селение.


(Мартиросян Лариса Аракеловна)

Когда рассвело, отец и сын увидели, что люди убегают. Отец и сын тоже бежали. Аракел споткнулся и упал в яму. Он поднялся и увидел вокруг змей, но мальчик решил, что смерть от укуса змеи легче, чем от руки турецкого убийцы. Так он провел два дня среди змей. На третий день ему чудом удалось выбраться из ямы. Вокруг он увидел мертвых людей. Все уцелевшие дети, в том числе и Аракел, были собранны в американском Красном Крестом в городе Баку. Там он встретил двух двоюродных братьев. Затем, за ними приехал отец Аракела, которому, к счастью, удалось уцелеть.

Из большой семьи Григорьянов остались отец, сын и два племянника. Пока обстановка не успокоилась, они жили у знакомого азейрбаджанца Бахрама Киши. (рассказано Мартиросян Ларисой Аракеловной, по словам ее отца Григорьяна Аракела Самвеловича.)


(Оганнесян Геворг Сааки)

Мой дед Оганнесян Геворг Сааки рассказывает: « Когда я был ребенком, мой дед Оганнесян Падвакан Геворги много рассказывал о том, как турки убивали армян. Это было в то время, когда он служил в войсках Андраника. Он говорил, что уничтожали все армянские деревни. В тот дом, где жил Падвакан зашли азейрбаджанцы и предупредили, что армянское население убивают и помогли ему и еще некоторым солдатам бежать. Получился маленький отряд, который сопротивлялся туркам. Во главе с Падваканом его сослуживцы не давали нападать на армянское население. Головорезы – турки были выгнаны из села».

Воспоминания моих родных доказывают, что уничтожение армянского населения происходило не только на территории, непосредственно, самой Турции. Как не поверить тем историкам, кто утверждает, что цель турецкого правительства в начале XX века заключалась, не только в физическом уничтожении армянского народа, но даже упоминание «Армения» должно было исчезнуть из памяти человечества. Результатом этой политики стали огромные потери в интеллектуальном наследии армянского народа. Во время геноцида в годы Первой Мировой войны погибли выдающиеся заподноармянские писатели, поэты и публицисты Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Севак, Зардарян. Великий армянский композитор Комитас, уцелевший случайно, после тяжелых переживаний лишился рассудка.

Некоторые турецкие историки сегодня объясняют эту людоедскую политику патриотизмом турок, горячей любовью к своей Родине. Но, как писал академик Д. С. Лихачев: «Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народа» [9]. Нам кажется, что второе определение больше подходит к действиям турецких властей по отношению к армянскому народу.

Некоторые историки считают, что определяющим фактором ненависти турок к армянам, был фактор религиозный. Но документы говорят обратное. Из письма населения Гармасана генеральному консулу в Эрзеруме Скрябину от 1 апреля 1907 года: «Угнетениям подвергают даже те семьи, которые отказались от веры своих отцов и приняли мусульманство» [10].

Таким образом, мы смеем утверждать, что отношение между турецким и армянским населением Турции, были враждебны почти всегда. А особенно 1915-1922 году. Этому подтверждение:

1. Физическое истребление не только взрослых мужчин, от которых можно было ждать сопротивления, но и беззащитных детей;
2. Лишение армянского населения всех прав, имущества, что обрекало эту часть населения Турции на экономическое вымирание;
3. Уничтожение армянской культуры.

Армения, Россия и Турция сегодня

Почти сто лет минуло с тех пор, когда на армянской земле проливались реки крови, а маленькое армянское государство защищалось от многочисленных врагов. Сегодня в мире существует огромная армянская диаспора, разбросанная почти по всему миру. Современная Армения переживает сегодня тоже не легкие времена, но нас интересовало положение армян, которые живут в современной Турции. По нашей просьбе летом 2011 года студент Санкт-Петербургского университета Саркисян Николай проехал по тем местам, которые часто упоминаются в нашей работе: Карс, Эрзерум, Ван. Фотографии, которые были им сделаны являются ярким доказательством того, что турецкие власти сегодня ничего не делают для сохранения остатков армянской культуры: памятники архитектуры часто используются не по назначению: бывшая армянская церковь может быть превращена в мусульманскую мечеть.

Древние строения либо превращены в руины, либо находятся в плачевном состоянии. В городе Карс церковь Святых Апостолов, построенная между 930 и 937 годом армянским царем Аббасом I превращена в мечеть.

На острове Ахтамар, расположенном на озере Ван находится Церковь Святого Креста, построенная в X веке. Власти Турции до сих пор отказывают вернуть ее Армянской Апостольской Церкви.

Эрзерумская крепость сегодня является музеем, в котором расположены экспозиции, в которых представлены предметы мусульманской культуры.

Развалины крепости зарастают травой, осыпаются стены. А часть, расположенной здесь бывшей армянской церкви окружена мусульманскими минаретами.
В современном турецком городе Диярбакыр (древний армянский Тигранакерт) наш путешественник встретился со смотрителем музея, расположенном в Армянской церкви, которую сегодня турецкие власти, якобы, реставрируют.

Это был единственный армянин, которого встретил Николай Саркисян за время своего путешествия по городам Западной Армении. И это подтверждает еще раз утверждение армянских историков о том, что коренное население Западной Армении почти полностью было уничтожено в годы геноцида. Сама церковь представляет собой жалкое зрелище. Реставрационные работы в ней ведутся уже 10 лет, но от этого церковь не стала лучше. Только усилия её смотрителя позволяют, пока сохранить древние камни.


Современная Россия еще с 1965 года признала события, которые происходили в годы Первой Мировой войны с армянским населением в Турции, геноцидом. Сегодня на территории Российской Федерации проживает обширная армянская диаспора. Российские ученики, изучая на уроках истории события Первой Мировой войны, могут услышать о геноциде, что называется, из первых уст, так как почти каждая армянская семья хранит воспоминания о тех страшных временах.

Историческая боль армянского народа, который некогда являлся частью огромной страны СССР, не может оставлять равнодушными россиян и сегодня. В этом мы и убедились, когда автор работы летом 2012 года посетила в Ереване аллею Памяти, где посажены деревья руками первых лиц Российской Федерации.

Заключение

Выводом нашей работы является твердое убеждение в том, что в начале XX века впервые в истории человечества был осуществлен массовый геноцид против конкретного народа. Еще в июле 1965 года на Всемирном конгрессе мира в Хельсенки эта страница в истории человечества была осуждена как геноцид армянского народа. Первым на законодательном уровне геноцид армян был признан в 1965 году Уругваем. Историческим фактом геноцид признан Германией, Италией, Ватиканом.

Проводя свое расследование, мы доказали, что Россия никогда не была равнодушна к судьбе армянского народа. Долгая история, на протяжении многих веков связывает наши страны. История России знает имя великого армянского поэта Аветика Исаакяна, политического деятеля времен Александра II М.Т. Лорис-Меликова. Земля Армения щедро полита кровью русских солдат, защищавших ее в XIX веке от турецких завоевателей. Более близкая к нам история: страшное землетрясение в армянском городе Спитаке в 1988 году отозвалось болью в сердцах миллионов жителей СССР. Разве все это не является доказательством того, что исторические судьбы России и Армении всегда были близки. Мы надеемся, что они останутся близки и сегодня. Автор работы является сегодня членом армянского культурного общества «Ехпайрутюн» («Братство») г.Красноярска, в котором она будет заниматься культурно-просветительской работой, целью которой является ознакомление с армянской культурой нашего многонационального города.

Еще одним выводом является убеждение в том, что признание своих ошибок государством, имеют огромное значение. Ведь недаром в 1992 году нынешний король Испании Хуан Карлос принес извинение от имени своей страны евреям и арабам, которые подвергались гонениям Инквизиции в XV веке.
Когда государство признает свои ошибки, это служит уроком для последующих поколений. Когда такого урока нет появляется политический деятель, который может использовать кровавый опыт в своих интересах: «известно, что Гитлер готовясь осуществить свою программу геноцида поляков и других народов, как-то вспомнил о резне армян. В августе 1939 года на совещании в городе Оберзальцбурге он уверял, что не надо обращать внимания на общественное мнение, так как никто не вспоминает об истреблении армян»[10].

Давность событий, по-нашему мнению, значения не имеет. Важно, что современная молодежь учится различать плохое и хорошее. Чтобы молодые люди понимали, что «каждое индивидуальное восприятие национального не противоречит другому его индивидуальному восприятию, а скорее дополняет, углубляет. И не одно из этих личных восприятий национального не может быть исчерпывающим, бесспорным, даже просто претендовать на то, чтобы быть восприятием главного» Д. С. Лихачев [9].

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абаза В.А. История Армении.- СПб: Типография И. Н. Скороходова, 1888.
2. Центральное статистическое управление при Совете Министров Армянской ССР. – Армения в единой семье народов СССР. – Ереван: АН Армянской ССР, 1972
3. Амирханян М. Д. Русская художествення литература и геноцид армян. – Ереван: Айастан, 1988
4. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян – преступление против человечества. – Ереван: Айастан, 1990
5. Ананян Ж. А., Хачатурян В. А. Армянские общины России.,-Ер., Варданян, 1993
6. Мединский В. Р. О русской демократии, грязи и «тюрьме народов». М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010
7. Мединский В. Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010
8. Лихачев Д. С. Земля родная, - М.: Просвещение, 1983
9. Лихачев Д. С. Раздумья о России, - СПб.: 1999
10. Нерсесян М. Г. Геноцид армян в Османской империи, -Ер.: Айастан, 1982
11. Басовская Н. И. Человек в зеркале истории. Возрождение и новое время, -М.:Астрель:Олимп,2009

Интернет - ресурсы:
12. HTTPS://www.point.ru
13. HTTPS://www.miacum.ru/
14. HTTPS://journal-neo.com/ru
15. HTTPS://www.armenian-genocide.org/index.htm
Полевые исследования автора:
16. Интервью с Мартиросян Ларисой Аракеловной, 04.06.2012
17. Интервью с Оганнесяном Геворгом Сааки, 16.12.2011

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Гора Арарат


Анийский кафедральный собор, Ани

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Церковь Святого Григория, Ани


Церковь Святого Гагика, Ани

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Автор фотографий Армин Вегнер Теофил, немецкий писатель-антифашист. В период пребывания в Турции Вегнер стал очевидцевидцем геноцида армянского народа.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»