Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Мой дед - Владимир Георгиевич Мишухин


Работу выполнил ученик 7 класса:
Мишухин Юрий
Красноярский край Канский район
с.Таежное МБОУ «Таеженская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель:
Сидоренко Дмитрий Владимирович, учитель истории.

с.Таежное 2012

Введение

Я люблю природу, люблю гулять в лесу, вдыхать запах леса. Мне нравится собирать ягоды, грибы, охотиться.

В последнее время я стал задумываться о причинах своей любви к природе. И понял, что такое отношение возникло под влиянием моего деда - Мишухина Владимира Георгиевича. Владимир Георгиевич - заядлый охотник со стажем более 50 лет. С детства я хожу с ним на охоту, за ягодами, грибами, в походы.

У моего деда интересная судьба. Как и миллионы парней, он в своё время, служил в армии. Но не где-нибудь, а в Германии. Работал в милиции, затем в школе учителем технологии и социальным педагогом.

Во время походов он часто рассказывает, сидя у костра, о том, как они жили в детстве, службе в армии, своей работе, об интересных случаях на охоте. Что-то запоминается, что-то нет. Поэтому я решил написать небольшую биографию своего деда. Эта работа - большой опыт для меня. Ведь нужно продумать вопросы, задать их, внимательно выслушать ответы, задать уточняющие вопросы.

Но всё это стоит затраченных усилий - ведь теперь в нашей семье есть подробная биография об одном из её членов.

Эта работа может перейти моим детям, внукам. Таким образом, Владимир Георгиевич будет всегда с нами, ведь человек жив, пока жива о нём память.

Детские годы

Мишухин Владимир Георгиевич родился 2 мая 1948 в деревне Георгиевка Ирбейского района Красноярского края.

Деревня стояла на берегу реки Арангаш, вся окружена тайгой. Вместе со своими друзьями Карнауховым Витей и Горбачевым Вовой купались на реке, руками ловили рыбу (хариус, налим), которой в то время было очень много. Из этой рыбы потом варили уху. Леса были богаты ягодами, грибами, кедровыми орехами, которые они с удовольствием собирали. Зимой было тоже много забав - катались на самодельных лыжах, коньках, ледянках.

В 1955 мой дед пошел в 1 класс. Хотя с тех пор прошло много лет он до сих пор помнит первую учительницу- Горбачеву Таисию Васильевну. Она прививала любовь к Малой Родине, научила писать, читать. Школа была маленькая, но уютная. В ней было только 7 классов. В коридорах стояли печи, которые топились дровами. В школе всегда было тепло. Мама моего деда сшила ему сумку, купила тетрадей (их всегда не хватало). Чернильницу- непроливайку носили каждый день в специально сшитом мешочке. Иногда в сильные морозы чернила замерзали.
Класс был не большой (12 учеников), но дружный. Часто с учительницей ходили в поход, разводили костры, жарили сало и пели пионерские песни.

В 1953 году родилась сестра - Валя. Мать Мария Григорьевна и отец Георгий Степанович часто находились на работе, и мой дед с сестрой сами управлялись с хозяйством: кормили кур, доили козу Машку. Мама прививала любовь к порядку, её дети сами убирались в доме, варили еду, встречали родителей с работы.

Отец деда работал заведующим клуба, в котором проводились праздники, показывали кино 2 раза в месяц. И тогда вся деревня, от мала до велика, со своими стульями, шли в клуб, мест часто не хватало и большинство зрителей стояло.
Тайга была богата зверями, водились: козлы, лоси, лисы, зайцы, медведи. Отец был заядлый охотник, он привил моему деду любовь к охоте, чем тот увлекается до сих пор.

Переезд в Таежный

В 1960 году переехали в п. Таёжный - родину отца. Много родни в селе Таранчет, который располагался примерно в 10 километрах.
В 5 класс пошёл учится в Таёженскую среднюю школу. Лучший друг Кожемятов Толик. Классный руководитель Махненко Любовь Ивановна, директор Лымпио. В 8 классе вступил в ряды ВЛКСМ. Жизнь комсомола была интересной, насыщенной. В дедовском классе было 26 учеников. В 1966 году в школе был выпуск двух 11 классов и трех 10, всего было выпускников - 150 молодых людей, большинство из которых нашли свой путь в жизни.

После школы со своим одноклассником Сашей Титенковым поступил в Рыбинское сельхозучилище, на отделение пчеловод. Стипендия бала маленькая, приходилось подрабатывать: кололи дрова, приходилось убирать урожай. За работу их хорошо, по-домашнему, кормили, давали деньги, продукты.

Работы дед не боялся, потому что родители с детства приучили к труду. С 6 лет каждое лето работал на покосе, на волокушах возил сено. Собирал дрова для костра. Очень нравилось сидеть с родными у костра, есть печёную картошку, сало, жаренное на костре, вдыхать запах свежего сена, дыма от костра, слушать шум листвы, наблюдать за бабочками. Однажды на покосе, сгребая сено, дед нашёл гнездо земляных ос, ох и дали они им жару, кое-как отбились!

Служба в армии

В ноябре 1966 года перед армией приехал из Рыбинска в родной посёлок, устроился слесарем на РМЗ, проработал месяц и получил повестку в армию. В ноябре новобранцев привезли на карантин в Юргу (недалеко от Томска), там их распределили по частям. Вместе с дедом там был его одноклассник Миша Антонов. Конечно, им хотелось попасть в одну часть ВДВ. Но командование сделало по своёму. 25 ноября в 4 часа ночи посадили в поезд до Бреста. Там рассортировали по другим вагонам и через Польшу повезли в Германию. Приехали в Потсдам, затем в Кадбус в сержантскую «учебку» на 9 месяцев. В «учебке» встретил земляка Курченко Владимира, очень обрадовались друг другу, поговорили о Сибири. После «учебки», получив звание младшего сержанта, был направлен в 6-ую танковую дивизию в Виттенберг во взвод регулирования. В 1968 году в 8 часов утра по тревоге деда направили на границу с Чехословакией, защищать интересы братской страны. Стояли в 4 километрах от Праги. Вся Чехословакия была наполнена войсками СССР. Усмиряли неправомерные действия. Были захвачены стрельбища, но из наших ни кто не пострадал. Через 20 дней вернулись в Германию. Немцы относились к ним дружелюбно, женщины приносили еду, кофе, рассказывали о своей стране, расспрашивали о России, о Сибири. В Виттенберге рассматривали достопримечательности города, а это был очень старинный город. Деда возили на экскурсию в Берлин на мотоциклах «Урал», в кирзовых сапогах, Туда же привезли американских солдат на «Икарусах», в чистой форме, в ботинках. Они осмотрели Трептов- парк, фотографировались у памятника русскому Воину-Освободителю. Ездили в Потсдам, где была резиденция Гитлера. В то время там был уже музей, где был подписан пакт о капитуляции фашисткой Германии.

Очень богата природа, в генеральском парке, где дед нёс дежурство, кормили с рук козочек. В Германии много зелени, цветов, всё ухожено, дома красивые, нигде нет ни одной бумажки. В1969 году маршал Гречко подписал приказ о частичном увольнении солдат ГСВГ (группа советских войск в Германии). В конце ноября 1969 года дед был дома, рассказывал родным о службе. В 1993 году по пригласительной визе систры едет в Германию, побыть в местах, где прошли молодые солдатские годы. Всё очень изменилось, но стало легко на душе, вспомнил однополчан, командиров.

После демобилизации. Возвращение в Таежный

В ноябре 1969 года демобилизовался и приехал на Родину - в Сибирь. Отдохнув три дня, устроился на завод токарем. 29 декабря пришел в школу, где отмечался Новый год. Было очень весело, интересно. После окончания вечера мой дед увидел, как из дверей школы вышла девушка, которая несла большую сумку и валенки. Он предложил ей свою помощь. Она приняла эту помощь, и таким образом, он познакомился со своей будущей женой - Насильниковой Галиной Михайловной. В то время она работала старшей пионервожатой в восьмилетней школе.

В августе 1970 года они вступили в брак. Владимир Георгиевич устроился работать в восьмилетнюю школу учителем физической культуры и трудового обучения. В то время наш поселок был большой. В школе училось много ребятишек. Были даже ребята, которых привозили в Таежный из соседних сел и деревень. Они жили в интернате, располагавшемся рядом с восьмилетней школой. Мой дед работал в интернате воспитателем. Он занимался организацией свободного времени учеников, следил за выполнением домашних заданий, за порядком в комнатах.

По воспоминаниям деда, ребята были дружные, инициативные. Часто сами придумывали игры, конкурсы. С ними было интересно работать.

В 1971 году по направлению директора школы Бузилова Якова Ефимовича и завуча Войцеховского Иосифа Герасимовича, Владимир Георгиевич поступил учиться в Красноярский педагогический институт на учителя географии. Закончил заочно. Учиться было трудно, но дедушка все преодолел. В их группе было 20 студентов, большинство женщины. На летней сессии ездили на полевые занятия в Хакасию. Там изучали флору и фауну, собирали гербарии коллекции камней.

В 1975 году деду предложили работать в милиции инспектором по делам несовершеннолетних. Территория была большая - все школы по левому берегу канна - Краснокурышинская, Мокрушенская, Георгиевская,

Сотниковская, Николаевская, Анцирская и другие. Приходилось каждый день ездить по школам, беседовать с учениками, родителями.
Запомнился такой случай - 12-летний мальчик кинул камнем в свою мать, попал в висок и она умерла. Родных у мальчика не было, и его определили в детский дом в поселке Березовка. Но мальчик был грязный, у него порвалась одежда. Поэтому дед вначале привез его домой, мальчик вымылся в бане, и дед дал ему одежду своего сына. Мальчик был сильно напуган тем, что сделал, бежать он не пытался. Они приехали в Березовку, но оказалось, что в детском доме идет ремонт, и детей разместили в другом детском доме. Пришлось ночевать у дедушкиных друзей, а утром ехать в Канск. В городе мальчика определили в детский дом им.Ю.Гагарина.

Хотя дедушка не был участковым, он носил форму, поэтому жители Таежного часто обращались к нему со своими проблемами. Один раз по телефону сообщили, что на одной из улиц (Березовая) далеко от дома, где жил дед, произошла семейная размолвка. Было это 31 декабря в десять часов вечера. Деду пришлось идти на вызов. Придя на место, он увидел, что супруги уже помирились, сидят за столом и встречают Новый год. Дедушка отправился домой. Новый год он встретил, конечно, на улице при 30- градусном морозе.

В милиции Владимир Георгиевич прослужил 16 лет, вышел в отставку в звании «капитан», награжден двумя медалями за отличную службу.
После увольнения он устроился социальным педагогом и учителем трудового обучения в Таеженскую среднюю школу, где работает и сейчас.
За время своей работы дед встречался с разными людьми и разными жизненными ситуациями. Он вспоминает, что по сравнению с 1970-ми годами стало работать труднее: желание работать, изучать новое уменьшилось. Учебная дисциплина снижается.

Охотничьи рассказы деда

Владимир Георгиевич вспоминает, что его отец привил любовь к охоте, воспитал бережное отношение в природе, ее богатствам.
Первый раз он отправился на охоту, когда ему было 7 лет. Его отец (и мой прадед) нес ружье, а он - рюкзак. Дед вспоминал, что чувствовал себя настоящим охотником. Они долго ходили по тайге, пили чай у костра. К вечеру убили глухаря и пять рядчиков. Отец прикрепил их в рюкзаку дедушки, и он шел по деревне гордясь своей добычей.

С тех пор он увлекся охотой, полюбил тайгу и каждую неделю, в любую погоду, идет в тайгу. Часто ночует в построенных охотниками избушках, слушает природу, пьет чай, приготовленный из чистой родниковой воды. Дед говорит, что такие походы дают ему заряд бодрости на долгое время.

Раньше тайга была богата дичью. Случалось добывать и двадцать рябчиков. А теперь редко можно видеть не только глухаря, но и того же рябчика.

Дед рассказывает много интересных случаев, произошедших на охоте.

Хочу рассказать один. Однажды дед с друзьями обнаружили берлогу медведя. Окружили ее, приготовились. Ждали когда же медведь вылезет. И тут охотничьи собаки разодрались, сцепились и кубарем покатились прямо к медведю в берлогу. Это напугало «лесного хозяина» и он выскочил из берлоги. Тут его и убили. Это был самый большой медведь, которого деду приходилось убивать.

Дед много рассказывает о правилах охоты. Так я теперь знаю, что сохатого обычно поджидают на лабазе (досках, настеленных между деревьями на высоте 2-3 метра).

Здесь хочется привести еще один рассказ Владимира Георгиевича: однажды он сидел на лабазе, ждал сохатого. Вдруг слышит - кто-то идет. Медведь! Он схватился за ружье, а его нет! Оказывается, дед забыл его на земле. Медведь подошел к ружью, обнюхал его и ушел.

Или другой случай - ехали они с покоса. И на одной поляне увидели, как примерно 20 молодых глухарей клюют клубнику. Дед не смог выстрелить в это чудо, он смотрел и любовался.

Любовь к природе и охоте передалась и мне - я часто хожу с дедом в лес, и на охоту.

Выводы

В данной работе я рассмотрел биографию моего деда Мишухина Владимира Георгиевича.

По ее результатам я получил бесценный опыт: научился составлять вопросы для проведения бесед, вести беседы-опросы, оформлять итоги бесед, слушать рассказчика.

Несмотря на то, что Владимир Георгиевич - мой дед и часто рассказывал мне истории из своей жизни, провести опрос оказалось не так просто. Нужно было составить вопросы, задать их и успеть записать ответы. Владимир Георгиевич рассказал очень много, но все невозможно включить в работу (по причине большого объема). К тому же, он рассказывал много интересного, и мне было тяжело слушать его и записывать одновременно.

Данная работа останется в нашей семье. Я не считаю ее законченной. В ходе ее написания я заинтересовался историей своей семьи. У моих родных интересная судьба. Вот одна проблема, которая меня заинтересовала - мой прадед по линии мамы в одной из Книг памяти указан как участник Великой Отечественной войны и штурма Кенигсберга ,однако в разговоре с родными, выяснилось, что он не участник войны. Как так? Кто прав, а кто нет? Это, а так же многое другое будет рассмотрено в следующей работе.

Поэтому, я считаю, что ставить точку в данной работе рано. Постараюсь продолжить ее и расширить до истории семьи Мишухиных- Маньковских.

Приложения

Приложение 1. Семья Мишухиных


Слева - мать деда Мишухина Мария Григорьевна, сестра Валентина, Владимир (мой дед), Георгий Степанович.

Приложение 3. В Виттенберге, сентябрь 1968 г

Приложение 4. Работая в милиции

Приложение 5. На охоте


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»