Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Корейская диаспора в Хакасии


Министерство образования и науки РХ
Муниципальною бюджетной образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Исследовательская работа

Выполнила:
Сизова Ксения
учащаяся 10 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 20»

Научный руководитель:
Якушкин Игорь Станиславович
Учитель истории, обществознания и права

Абакан 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1. История появления
2. Депортация
3. Культура
Заключение
Список литературы

Введение

Состоялось празднование трехсотлетия присоединения республики Хакасии к России. Хакасия является национальной республикой, линия её этногенеза необычайно богата и насчитывает более 100 различных народов. Республика Хакасия стала практически вторым домом для многих, оторванных от родной земли народов. Безусловно, освоится в иной культуре, приспособиться к иному жизненному укладу, сохранив при этом самобытность своей этнической культуры, человеку очень сложно в одиночку. Как следствие, происходит образование определенных этнических и религиозно-культурных диаспор. Основными целями таких диаспор является не только сохранение собственной культуры и национальных традиций, но так же изучение культурных традиций местного населения, что можно рассмотреть на примере хакасской региональной общественной организации “Ассоциации корейской диаспоры” и истории её формирования на территории республики Хакасии.

1. История появления

История появления первых корейцев в Хакасии начинается в 1932 году, во время вторжения японцев на территорию северного Китая. Одним из очагов сопротивления становится китайская провинция Яньбинь, в которой на тот момент времени проживало достаточно много этнических корейцев. Создав партизанские отряды, они начинают борьбу против японских самураев. Однако в 1933 совместные отряды китайских и корейских патриотов после тяжёлых боёв были вынуждены перейти границу с СССР на Дальнем Востоке, и временно поселиться в районе Уссурийского края. Оставив там свои семьи – детей и жен, отряды возвращались назад на родную землю, где большая часть воинов погибала. В это же время японские власти начинают требовать у СССР выдачи партизан и их семей, поэтому Советское руководство принимает решение о переселении корейцев на юг Сибири. Таким образом, семьи корейских и китайских партизан оказались на юге Красноярского края, то есть в Хакасии. Всего было переселено около 600 человек, большинство которых поселили и в посёлке Чёрные копи, современный город Черногорск, где они стали заниматься сельским хозяйство и работать на угольных шахтах. Для того чтобы адаптация вновь прибывших прошла как можно быстрее, местные власти принимают решение об открытии корейской школы-интерната. Дети и взрослые обучались не только русскому языку, но и другим предметам. Примечательно, что часть учебников была на корейском языке. По сведениям полицейского управления Тоехара, численность корейцев в период с 1920 по 1934 г. увеличилась более чем в шесть раз и корейские иммигранты размещались к середине 1930-х гг. следующим образом: Сикука (Поронайск) - 1439 человек; Эсутори (Углегорск) -1815; Сиритори ( Макаров ) - 783; Мототомари ( Восточный) - 302; Томариори (Томари ) - 227; Маока ( Холмск )- 133; Хонто (Невельск ) - 239; Отиай (Долинск ) -188; Отомари ( Корсаков ) - 44; Тоехара ( Южно-Сахалинск ) - 216; Рутака ( Анива ) - 90; Нода (Чехов ) - 71 человек. 1

2. Депортация

1937 г. вошел в историю советского периода как год массового террора и репрессий, обрушившихся на многие миллионы людей всех национальностей, населявших одну шестую часть земной суши. Этот год явился в летописи корейцев бывшего СССР самой трагической главой. Главой, содержание которой заключается в одном слове - депортация. Самому понятию "депортация" придавалось однобокое толкование: "[ лат. deportatio ] - изгнание, высылка из государства как мера уголовного и административного наказания" 2. (В американском энциклопедическом словаре Вебстера, для сравнения, под "депортацией" понимается следующее: 1. вывоз или высылка из страны нежелательных людей, 2. принуждение специальным правительственным указом (иностранцев) покинуть страну, 3. изгнание нежелательных иностранцев из страны.) 3

Безоблачное существование корейцев, как в прочем и остальных народов проживающих в России, заканчивается в 1938 году. Решение Коммунистической партии и Советского правительства о депортации корейцев, нашло свое логическое и закономерное развитие в объединенном постановлении № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) от 21 августа 1937 г. "О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края", подписанным В. Молотовым и И. Сталиным. Согласно краткой преамбуле этого постановления депортация корейцев была запланирована в "целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край". 4

28 сентября 1937 г. Совнарком СССР за подписью В. Молотова и Н. Петруничева принял дополнительное постановление за № 1647-377 сс "О выселении корейцев с территории Дальневосточного края" о тотальной депортации корейцев со всех без исключения территорий ДВК, включая непограничные, глубинные районы и соседние области 5. На основании этого правительственного решения в спешном порядке выявлялись, задерживались, подвергались арестам и депортации корейцы, проживавшие или проходившие учебу в городах центральной части России, где корейцев с таким же успехом могли подозревать в шпионаже в пользу нацистской Германии, фашистской Италии и т.д. Основополагающую причину депортации корейцев и всех последующих спецпереселений следует искать в самой сущности тоталитарного режима, сложившегося в СССР к концу 20-х гг. и проявившегося в полной мере в 30-40-х гг. Советская власть, в действительности выродилась в орудие обеспечения господства нового, иерархически строго структурированного чиновно-бюрократического правящего класса, во главе с генеральным секретарем, персонифицирующим тоталитарный режим партийной диктатуры, режим диктатуры Сталина. Среди других причин депортации корейцев, сложившихся внутри страны, но игравших второстепенное значение, упоминаются следующие:

1. К 1937 г. корейское население было в значительной степени интегрировано в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь Дальневосточного края. Однако характер их пространственного размещения - довольно компактные районы со значительным или преобладающим удельным весом корейского населения, вызывал беспокойство. 6

2. Образование в 1934 году в районах их проживания Еврейской автономной области, по мнению некоторых зарубежных исследователей, мог бы повлечь за собой требования корейского населения Дальневосточного края создания своей национально-государственной автономии. Как известно, наличие национальной государственной автономии советских немцев не явилось каким-либо препятствием для Указа от 28 августа 1941 года, ликвидировавшего Волжскую автономную немецкую республику, на основании которого сотни тысяч советских немцев были депортированы в Казахстан, в Сибирь, на Алтай и другие регионы страны. 7

3. Насильственное переселение корейцев вглубь страны на тысячекилометровое удаление от границ с Кореей и Маньчжурией преследовало также определенные политические и экономические цели. Можно предположить следующее: во-первых, переселение в Среднюю Азию и Казахстан, площадь которых в десятки раз превышала территорию Дальневосточного края, означало автоматически дисперсию и раздробление групп корейского населения в районах вселения. Во-вторых, в Казахстане и Средней Азии в результате преступных методов форсированной, сплошной коллективизации без учета специфического уклада хозяйствования погибли миллионы людей, а сотни тысяч откочевали за пределы своих республик и страны. Прямые потери в 1931-1933 гг. от голода, эпидемий и других лишений только в Казахстане составили 1 млн. 700 тыс. человек. За пределы республики мигрировало 1 млн. 030 тыс., в том числе 616 тыс. откочевали безвозвратно8. Таким образом, здесь возник острый дефицит трудовых ресурсов, который частично восполнялся переселенцами, в данном случае корейцами. Можно среди прочего предполагать, что размещение переселенцев преимущественно в южных областях Казахстана и республиках Средней Азии предусматривало занятие ими традиционной сельскохозяйственной деятельностью: рисоводством и овощеводством9.

Однако эти причины, как уже оговаривалось, не являлись главными. Основополагающая причина состояла в осуществлении великодержавной линии как во внутренней, так и внешней политике тоталитарного режима.

Долгое время тема депортации народов СССР оставалась закрытой. Фактически следствием репрессий, депортации, обвинений во вредительстве и связях с японской разведкой катастрофично уменьшилось количество корейского населения (практически на одну четвертую часть), возросла смертность, во многом причиной стала резкая смена природно-климатических условий. Потери были колоссальны. Насильственное отторжение корейцев из районов своего обитания, разрыв их семей, ущерб, нанесенный их культуре, национальному сознанию, традициям, сложившимся взаимоотношениям с другими народами заметно задержали развитие корейской российской общности. В результате деструктивной политики советского государства этническое сознание корейского народа претерпело кардинальные изменения. Общеизвестно, что нация – это исторически сложившаяся форма общности людей, которая приходит на смену народности. Нации свойственна, прежде всего, общность материальных условий жизни, территории и экономики, общность языка, известных черт национального характера, проявившихся в национальном своеобразии ее культуры.

Депортированные корейцы, оказавшись в иных условиях проживания, изменяли свои привычки, навыки, обычаи и традиции, приспосабливались к другой социальной среде, они как бы «достраивали» свою традиционную психологию, но не изменяли ее. И до сих пор они восстанавливают утраченное в национальном сознании и духовно-нравственном развитии.

Депортация нанесла корейскому народу как материальный, так и духовный ущерб. Среди потерь – разрушение сложившейся в Приморском крае территориальной общности советских корейцев, лишение бытовой, хозяйственной и культурно-образовательной среды, практически – исчезновение родного языка. Так же были разрушены все корейские общественные и культурные организации. Фактически вся корейская диаспора, находящаяся на территории республики Хакасии восстановится уже не смогла.

Современный состав корейской общины формировался уже после войны. Его основой являются выходцы из Казахстанской и Среднеазиатской корейской диаспоры, переселившиеся сюда в 70-90 годы. Также в последнее время корейскую диаспору пополняют "дикие переселенцы", нелегальные эмигранты, которые перебираются в Хакасию вместе с китайцами. Только к концу XX века возродилась корейская диаспора и началось постепенное восстановление культуры.


Переселение Автор - Федор Ким. Картина хранится в музее имени Цай Денхака Кызылординская область

3. Культура

Корейская традиционная культура включает в себя множество аспектов. Внутри диаспоры, да и у корейского народа в целом главная ценность - семья – как основа всех основ. В семье же все базируется на принципе уважения старших, беспрекословности и покорности родителям на протяжении всей жизни. В корейской семье невозможно увидеть как сын или дочь пререкается с родителями. Здесь берут свои корни основные церемонии, обряды и праздники. В жизни каждого корейца основными являются три праздника, каждый из которых семейный:

• А-Сян-Дин- год со дня рождения ребёнка, который празднуется не с момента рождения, а с момента зачатия.
• Тюньчи-помолвка, сама свадьба праздником не считается.
• Хан Габи 60 летний юбилей.

День рождения корейцы празднуют только один раз в жизни, это как раз год со дня рождения ребёнка. Во время празднования собираются родные и близкие, перед ребёнком ставится стол, на котором выкладываются различные вещи. Например, ножницы, ручка, деньги и так далее. Считается, к какой вещи ребёнок притронется в первый раз, такая судьба его ждёт во взрослой жизни. Взял в руки книгу, будет ученым, деньги богатым. Таким образом, сакральным путём определяется будущее ребёнка.

Второй стол ставится во время взросления, то есть в тот момент, когда ребёнок становится взрослым и собирается обзавестись семьёй. Главную роль в праздновании играет помолвка, когда родители жениха и невесты делают друг другу подарки. Интересно, что все подарки молодым дарятся только в денежном эквиваленте. Считается, что затраты на свадьбу должны не только окупится, но позволить молодым приобрести то, что им необходимо. После окончания празднования молодая жена должна была приготовить рисовую кашу и хлеб.

Третий стол - дети ставят своим родителям, по достижении ими 60 летия. В древности эта дата обозначала прекращение земного бытия для корейца. В обязательном порядке все дети должны были присутствовать на этом празднике, выказывая тем самым уважение своим родителям. Праздник проводится непременно при участии обоих родителей, если кто из супругов младше, то ждут достижения его 60-ти летия. С этого момента жизнь для них как бы прекращается, заканчивая жизненный цикл.

Заключение

Современные представители корейской диаспоры, сегодня неразрывно связаны с нашей республикой. С момента создания в 1994 "Культурно-просветительской ассоциации корейцев Республики Хакасия", у истоков которой стоял Кан Константин Харитонович, корейская община принимает активное участие в культурной жизни Хакасии. Председателем Хакасской региональной общественной организации “Ассоциация корейская диаспора” в настоящее время является Г.А. Цхай. На празднование Нового года по восточному календарю корейцы приглашают, и представителей других диаспор, не только знакомя со своей культурой, но и на собственном примере показывая насколько важно знать не только собственную культуру, но и по возможности знакомить с ней остальных. Всё это способствует как укреплению межнациональных отношений, так и формированию толерантности у жителей Республики Хакасия. Вклад представителей корейской диаспоры в развитие республики Хакассии огромен. За время её существования корейцы наряду с другими этносами вносили посильную лепту в развитие нашей Республики, не только поднимая угольную промышленность и сельское хозяйство, но и увеличивая ряды интеллигенции в Хакасии. Сейчас корейская община неразрывно связывает свою судьбу с Хакасией, полноправно ощущая себя жителями республики, для которых понятие малая родина значит многое.

Список литературы

1. Бок Зи Коу. Сахалинские корейцы: проблемы и перспективы. Южно-Сахалинск, 1989, с. 15.
2. Словарь иностранных слов. М., 1989, с. 159.
3. Websters New World Dictionary and Thesaurus. Macmilan, New York, 1995, p. 370.
4. Белая книга о депортации корейского населения России в 30-40-х годах. М., 1992, с. 64.
5. Белая книга о депортации корейского населения России в 30-40-х годах. М., 1992, с. 80.
6. Мен Д.В. История и культура корейцев Казахстана. Алматы, 1995, с. 8-9.
7. Ким Г.Н. Корейцы Казахстана и Средней Азии в зарубежных исследованиях. Реферативный сборник. Выпуск 32, Алма-Ата, 1990, с. 12-37.
8. Абылгожин Ж. Б., Козыбаев М.К., Татимов М.Б. Казахстанская трагедия.- Вопросы истории. 1989, Љ 7, с. 53-71.
9. Ким Г.Н. Социально-культурное развитие корейцев Казахстана. Научно-аналитический обзор. Алма-Ата, 1989, с. 10-11.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»