Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Эхо Великой войны


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат «Канский морской кадетский корпус»

Область исследования: Краеведение
Исследовательская работа

Выполнил:
Смурага Артем
д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края
кадет 7 класса КМКК

Руководитель: Хорец Надежда Михайловна,
Учитель русского языка и литературы КМКК

ПЛАН

Введение
глава 1. Обзор литературы по теме
глава 2. Исторические предпосылки для создания в тылу авиационного завода
глава 3. История двух боевых самолетов Ил-4
3.1. Боевое задание «Причины крушения бомбардировщиков»
3.2. Их имена вписаны в историю
3.3. История имеет продолжение: работы по извлечению останков летчиков и обломков самолета
3.4. Траурный митинг, посвященный захоронению останков экипажей
глава 4. Поиски родственников летчиков
Заключение
Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы актуальна, так как, во-первых, дает возможность полнее изучить историю края, своего села, что позволяет судить о нашем прошлом, истории всей страны. Во-вторых, минуло уже 66 лет со Дня Победы, но война не закончена для вдов и детей военного времени, не знающих могил своих родных, не закончена для всего общества, не отдавшего последних почестей героям, завоевавшим победу. И сейчас, когда на наших глазах заполнена еще одна страница истории при непосредственном участии моих деда и отца, необходимо познакомить одноклассников, кадет, других школьников города с этим событием. Это надо не мертвым, а нам, живущим, не пережившим этого страшного времени.

Цель: исследовать историю двух боевых самолетов Ил-4 с 30 мая 1943 г по 28 августа 2011 г.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Исследовать факты гибели летчиков.
2. Познакомиться с материалами периодической печати, архивными данными по теме.
3. Провести сравнительно-сопоставительный анализ разных источников, рассказывающих об одном и том же событии.
4. Взять интервью у Михаила Филипповича Бирицкого, живого свидетеля тех военных лет.
5. Наладить переписку с Ларисой Рева, внучкой одного из погибших летчиков, с целью знакомства с историей их семьи, любыми деталями, которые касаются члена погибшего экипажа.
6. Привлечь внимание кадет к истории края.

Объект исследования: тыл в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: история двух боевых самолетов Ил-4.

Методы:
А) описательный;
Б) поисковой;
В) анализ;
Г) синтез;
Д) интервью;
Е) переписка.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Об истории двух боевых самолетов, погибших в 1943 г возле д. Петропавловки Ирбейского района, писалось уже не раз, есть статья в «Ирбейской правде» к 30- летию Победы в Великой Отечественной войне с письмом матери одного из погибших летчиков Л. Кизенковой. Она благодарит следопыта-краеведа В.С. Амосова за написанную им документальную новеллу «Шестеро из легенды», благодарит директора школы за то, что ученики шефствуют над могилой захороненных летчиков, присылают ей фотографии.

Статья в газете «Красноярский рабочий» фронтовика. Вл. Амосова, автора очерков «Шестеро из легенды», - это обращение к потомкам с благодарностью, что, наконец – то, спустя 68 лет после трагедии, тела летчиков обрели покой. Автор статьи рассказывает о своих поисках имен погибших, их родственников к 30 – летию Победы.

О. Подборская, руководитель школьного музея «Моя малая Родина» Красноярского лицея № 1, автор статьи «Военные летчики заслужили покой» в газете «Красноярский рабочий» повествует о самой катастрофе, ее причинах, ссылаясь на акт, составленный комиссией сразу по горячим следам от 1 июня 1943 г, где указаны имена погибших командиров и членов экипажей, номера Илов. Спустя 68 лет история получила свое продолжение: подняты останки четырех летчиков и крупные детали самолета.

Статья «Эхо великой войны» С. Селигеева в газете «Ирбейская правда» рассказывает о сложной работе поисковой группы и инициаторах раскопок.

В книге «Из святого колодца памяти» предоставлена социально-экологическая, политическая и духовная история района. В ткань повествования органично вошли и стихи местных поэтов, множество фотографий. Одна из глав «Героические дни войны» повествует об этих трудных годах в тылу, а также о фронтовиках – ирбейцах, среди которых есть и Герои Советского Союза. В разделе «Воздушная тревога» рассказывается о гибели летчиков над д. Петропавловкой. Летчики погибли, но их имена живы в памяти жителей таежной деревушки.

ГЛАВА 2. Исторические предпосылки для создания в тылу авиационного завода.

28 марта 1932 года Наркоматом тяжелой промышленности СССР был издан приказ № 181 о строительстве авиазавода в Иркутске. Завод получил название «Иркутский авиационный завод № 125».

Его появление обосновывалось растущей угрозой со стороны японцев. Боевые действия на реке Халкин - Гол и участие в них авиации подтвердили необходимость скорейшего создания крупного авиастроительного предприятия на востоке страны.

1943- завод приступил к постройке первого своего самолета-истребителя-моноплана Ил-14.

В октябре 1941 г на территорию Иркутского авиазавода был эвакуирован Московский авиационный завод № 39.

Издан приказ народного комиссара авиационной промышленности СССР № 1139 об объединении двух заводов - Иркутского авиационного завода № 39 имени В. Р. Менжинского. С 19 декабря 1941 г это было уже одно предприятие, которое стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 им. И. В. Сталина.

В годы войны предприятие выпускало бомбардировщики Ил-4, Ту-2, первые реактивные машины Ту-14.

Ил-4 оставался одним из основных самолетов авиации дальнего действия.

Фото № 1
Бомбардировщик Ил-4- двухмоторный дальний бомбардировщик, с экипажем 3-4 человека. Длинна: 14, 8 м. Максимальная скорость: 430 км/ ч. Дальность полета: 3800 км (с 1000 кг бомб). Потолок: 8900 м. Ил-4 стал первым советским самолетом, бомбившим Берлин.

Также самолеты Ил-4 использовались как разведчики и торпедоносцы. С 1936 по 1946 г. было построено 6784 самолета всех модификаций Ил-4 и поставлявшиеся по Лэнд-Лизу американские бомбардировщики. В – 25 составляли основу Авиации дальнего действия, а после ее расформирования -18-й воздушной армии. Окончательно Ил-4 сошел со сцены лишь с появлением в войсках четырех моторных Ту-4.

Эскадрилья бомбардировщика дальнего действия Ил-4 летела с Иркутского авиазавода прямо на фронт. В годы войны страна остро нуждалась в такой технике. На заводе работали в три смены и выпускали по одному самолету в день. Их уже ждали военные летчики.

Геннадий Хвощевский, научный сотрудник музея истории Иркутского авиационного завода писал: «Трасса была неизведанная, не было запасных аэродромов. И летчики тоже были фронтовые, трассы не знали. Поэтому перегон, конечно, был сложный».

За годы войны катастроф в лесах края, по архивным данным, было более двухсот. Самолеты собирали на заводах в тылу молодые парни без специального образования, поэтому летчики разбивались не только из-за непогоды. В последние десятилетия каждый год находят обломки самолетов Ил-4. Но половина бомбардировщиков так и пропала без вести.

Таким образом, в связи с возрастающей угрозой со стороны японцев решением народного комиссариата был издан указ о создании в тылу авиационного завода.

ГЛАВА 3. История двух боевых самолетов Ил-4

3.1. Боевое задание. Причины крушения бомбардировщиков

История века слагается из истории его отдельных лет. Разговор пойдет об одной из таких страничек, которая тесно связана как с историей страны, так и непосредственно с историей нашего села.

Дыхание Великой Отечественной войны почти не дотянулось до Красноярского края. Но есть места, которых самая жестокая война прошлого века все- таки коснулась. Одно из них - небольшая деревушка Петропавловка в Ирбейском районе Красноярского края - место довольно глухое. Две улицы, сотня домов, часть из них заброшены. Словом, деревня практически ничем не отличается от других населенных пунктов нашего края. Если бы не стоящий на бетонном постаменте посреди поселения танк.

Возле старого Т-34 возвышается стена памяти, на которой перечислены имена всех ушедших из деревни на фронт. (Фото 2)

Напоминает о войне отдельно стоящая большая гранитная глыба, на которой высечены имена семи человек. Это памятный знак летчикам, погибшим в небе над Петропавловкой 30 мая 1943 г. В этот день в окрестностях деревни разбились два бомбардировщика Ил-4.

С 1943 – по май 1943 на фронт ил-4 перегоняли гражданские летчики (12 –я авиагруппа ГВФ). Потом группу передали под крыло авиации дальнего действия - сформировали 73-ю вспомогательную авиадивизию. Только с мая 1943 г по май 1944г летчики этого формирования перегнали на фронт 2021 самолет. И не только наши «Илы», но и американские «Бостоны», «Митчеллы», «Дугласы», которые выпускали в Ташкенте под псевдонимом Ли-2.

В тот день, 30 мая 1943 г, шесть бомбардировщиков дальнего действия, получив задание доставить боеприпасы на фронт, поднялись в небо с авиационного завода в Иркутске. Курс - на Западный фронт, где шли бои. Видимо, в направлении на Курск, потому что именно там происходили решающие события и должен был завершиться перелом в войне.

Они летели к линии фронта, но попали во фронт грозовой.

Это был вечер воскресного дня. Жители, уставшие, возвращались с полевых работ. Где-то вдали виднелась полоса темного неба, приближалась гроза. Все было как обычно.

Внезапно тишину прорезал резкий гул моторов. Потом оглушительный взрыв заставил поднять головы. К деревне приближались самолеты. Их было шесть. На горе за деревней что-то продолжало громыхать, через дым, охвативший улицы, можно было различить пламя пожара и частые взрывы. На деревню, оставляя черный хвост дыма, шел самолет. Не пролетев и половины улицы, он резко приподнял нос, стараясь выровнять траекторию, но тут же с нарастающей скоростью пошел вниз.

Люди с ужасом наблюдали за приближающейся машиной. Самолет грозил упасть на один из домов, и все, затаив дыхание, ждали взрыва, не в силах ничего изменить. Но, видимо, самолетом управлял человек, горячо любящий жизнь и людей, поэтому самолет не упал на деревню, жители не пострадали. В последний момент летчик повернул вправо от деревни, к болоту, и, задев пузом крышу последнего дома, пройдя по макушкам деревьев, самолет с огромной силой врезался в топкую почву болота. Взрыва не было, лишь глухой тяжелый удар всколыхнул землю. Люди бросились к самолету. Над лесом поднимался зловещий дым, напоминающий о чем-то страшном: о войне, о смерти, на некоторое время забытых в трудовых буднях. Целых два дня не смолкали взрывы за деревней, где разбился самолет на поле. К тому, который врезался в болото, долго не решались подойти, лишь убедившись, что опасность не грозит, пробовали откачивать воду, так как самолет почти полностью был затоплен.


(Фото № 3)

Но что могли сделать женщины, и все же, желая отдать дань благодарности, они старались что-нибудь сделать, чтобы, как положено, похоронить неизвестных им людей. На поле они нашли изуродованную голову с ярко - рыжими волосами, руку и просто куски человеческого мяса. И вот так, собрав по кусочкам останки летчиков, сколотили ящик метр на метр и, как могли, похоронили. Живы еще свидетели этого происшествия. М. Бирицкому было тогда 11 лет.

Вот что он нам рассказал:

« Я с друзьями играл на улице, неподалеку, на западе, бушевала сильная гроза, но над самой деревней дождь не шел, не загонял домой. Вдруг сквозь раскаты грома услышали гул моторов, показалась эскадрилья из шести бомбардировщиков. За два года войны жителям Петропавловки уже приходилось видеть самолеты в небе над деревней, поэтому поначалу не особенно удивились. Но когда после сильного грозового разряда две машины задымились…. Раньше такого никогда не наблюдали и теперь смотрели во все глаза, как один самолет развернулся и пошел в обратную сторону, по направлению к полям. Скрылся за деревьями, и вскоре оттуда раздалось несколько взрывов. Другой бомбардировщик быстро терял высоту. Но потом выровнялся, отклонился в сторону - из кабины полетели вниз два каких-то предмета - и за околицей рухнул в болото.

Как завороженные, глядя на происходящее, мы, мальчишки, не сразу осознали, что если бы самолет не отвернул в последний момент - угодил бы прямо на дома.

-Вон туда падал, где сейчас школа стоит,- вспоминает спустя 68 лет после катастрофы Михаил Филлипович. – Так там, в болоте (да и в поле тоже) два дня что-то взрывалось, стреляло - не подойти!- полдеревни бы, наверное, разнесло, а другая половина потом сгорела. Спасибо этим ребятам, спасли они нашу Петропавловку. Ведь там еще оставались живые люди, раз сумели увести самолет в сторону и сбросить куртку и… парашют. Видимо, чтобы на земле узнали, какой это конкретно самолет - все вещи пронумерованы. И это вместо того, чтобы самим сразу спрыгнуть с парашютами».

После катастрофы в Петропавловку приезжала специальная комиссия, расследовала обстоятельства трагедии. Командующий Сибирским военным округом, узнав об авиакатастрофе, сразу же направил в Петропавловку представительную комиссию во главе с начальником комендатуры майором П. В. Стариковым. В комиссию вошли опытные люди: пилот, техник, помощник оперуполномоченного Ирбейского райотдела НКВД и начальник уборочно - восстановительной команды, фотограф. Уже к 1 июня картина произошедшего была восстановлена с максимальной степенью достоверности.

Собранные сведения засекретили. Для поисковиков советского времени добыть подробную, и достоверную информацию по этому поводу было очень непросто.

Вячеслав Филиппов, сопредседатель созданного в Красноярске общественного объединения «Солдатская слава», разыскал в архиве министерства обороны (г. Подольск Московской области) бесценные документы, проливающие свет на причины двойной авиакатастрофы в районе Петропавловки.

Акт 1.

Составлен 1 июня 1943 г. в д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края. Комиссия, назначенная командующим ВВС СибВО в составе: председателя - начальника комендатуры № 129 майора Старикова П. В., членов: начальника уборочно - восстановительной команды комендатуры 129 техника - лейтенанта Рябовола Н. Н, помощника оперуполномоченного Ирбейского РО НКВД Сухарева В. В., фельдшера ХВАШСБ лейтенанта м/с Молокова А. А., начальника фотолаборатории ХВАШСБ техника - лейтенанта Никитина., пилота 104- го ВАП лейтенанта Крупина В.

Составила настоящий Акт о катастрофе самолетов Ил- 4 № 5153911, пилотируемого лейтенантом Коноваловым, и Ил- 4 № 5153910, пилотируемого лейтенантом Соболевым, произошедшей 30.05.1943 в д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края.
« … Экипаж Соболева: найдены отдельные части тел. Самолет Коновалова врезался в болото отвесным пикированием и лобовым ударом (так как не повреждены окружающие деревья в месте падения самолета). При ударе самолет загорелся. Самолет разбит и сгорел. Отдельные части самолета и моторов ушли в трясину на 3- 4 метра.

Найдены отдельные части тел. На расстоянии в радиусе 400- 500 м от мест падения самолетов найдены отдельные куски и обломки моторов и самолетов…»

АКТ ОТ ИЮНЯ 1943 г1.

Стариков, Молоков, Рябовол, Сухарев, Никитин, председатель колхоза « 13- й год Октября» Смурага Антон Осипович, председатель сельсовета д. Петропавловка- 1 Рыжов М. В «Трупы погибших обнаружены отдельными частями тела между обломками самолетов, собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище д. Петропавловка.

На фото от 01.06.1943 г - место падения самолета Соболева - длинный ряд мелких обломков. Место падения самолета Коновалова: в болоте видны хвостовое колесо, остатки хвостового оперения, стабилизатор, смятый кусок, возможно, киля рядом с воронкой, залитой водой.
Поблизости больших частей самолета нет. Деревья не повреждены.

Состав летевшей эскадрильи ВАП: Коновалов, Соболев, Евсеев, Крупин, Животягин, Воробьёв, четверо оставшихся сели в Красноярске в 16. 15 мск 30 мая 1943 г.

Перечень документов и предметов, подобранных на месте катастрофы: распоряжение на перелет Соболеву, продаттестат, временное удостоверение № 64287 о награждении Соболева орденом Красной Звезды № 46004, обгоревший орден Красной Звезды № 46004, пилотское свидетельство Соболева, справки и военный билет Ерохина, паспорт, комсомольский билет, удостоверение личности, свидетельство бортрадиста Кизенкова, пистолет ТТ.№ 51229, кожаное пальто - реглан, инструкции 120 АГ ГВФ- 3 шт., фото разные- 12 шт., письма Коновалову- 2 шт.

30 мая 1943 г. 1- я эскадрилья 104- го ВАП 73- й ВАДАДД в количестве 6 самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова вылетела по маршруту Иркутск - Красноярск 12.00 мск. Погода, по метеосводке, соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240* с целью обхода грозы. Около д. Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180* и, отлетев от деревни на 1, 5- 2 км на высоте 800-900 м, мгновенно загорелся, после взрыва бензобака с пикированием в 90* упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250- 300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом вошел в отвесное пикирование с углом 85- 90*, врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

1._ ЦАМО РФ. Ф. 104-ГО ВА, от 2766064, д.6, л.16.

Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7662, 7032, вооружением БС - ХЕ- 771 и ШКАС № ВЛ.- 294 и ВЛ.- 369, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел.

Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева - погибли.

Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684, 7727, вооружением БС- СИ- 500 и ШКАС № ВЛ.- 378 И № ВЛ – 251, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел.

Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков – погибли.

Выводы:

1. Причиной происшествия послужили:

А) неоправдавшийся прогноз погоды, данный синоптиком завода № 39 Красновой, в котором не указывалось наличия мощных грозовых явлений на трассе.

Б) неправильно принятое решение командиром Коноваловым продолжать полет под мощной грозовой облачностью, в результате чего самолет Соболева взорвался в воздухе. А самолет Коновалова в турбулентных потоках вошел в отвесное пикирование.

Мероприятия:

1. Необходимо немедленно во всех аэропортах трассы иметь диспетчеров АДД, которые руководили бы движением перегоняемых самолетов.

2. Ходатайствую перед командиром 73- й ВАДАДД об отдаче под суд синоптика метеостанции завода № 39 Красновой.

3. Всем командирам эскадрилий 104- го ВАП строго придерживаться минимума погоды, установленного для перегонки самолетов АДД, и тщательно анализировать прогнозы погоды, получаемые на метеостанциях.

4. Все перелеты производить строго через контрольные пункты по трассе, при прохождении контрольных пунктов сообщать диспетчеру:
А) время прохождения;
Б) сколько в строю самолетов;
В) высоту полета;
Г) фактическую погоду.

5. При встрече на маршруте облачности с грозовой деятельностью местного характера ( термического) обходить таковую, сообщив о принятом решении диспетчеру. При встрече облачности с грозовой деятельностью фронтального характера прекратить полет и произвести посадку на аэродроме вылета или близлежащем аэродроме.

6. Диспетчерам АДД накануне вылета самолетов давать заявки на все радиостанции, находящиеся на маршруте полета, об обеспечении бесперебойной связью с самолетами. Срыв связи с самолетом рассматривать как ЧП, о котором немедленно доносить в штаб дивизии.

7. Настоящее заключение изучить всему летно-техническому составу 104- го ВАП АДД.

Итак, 6 бомбардировщиков дальнего действия 30 мая 1943 г вылетели с Иркутского авиазавода, получив боевое задание: доставить боеприпасы на фронт. Летели к линии фронта, но попали в грозовой. Один самолет, пилотируемый Соболевым, взорвался в воздухе, самолет под командованием капитана Коновалова врезался в болото. Спасая тем самым жителей деревни. На месте происшествия сразу работала комиссия, назначенная командующим ВВС и СибВО. В архиве Минобороны г. Подольска Московской области сохранены причины крушения самолета, установлены имена погибших летчиков. Командиру эскадрильи было всего 29 лет.

ГЛАВА 3.2. Их имена вписаны в историю

Из акта от 1 июня 1943 г.:

1. Старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович, 1914 г.р., пос. Общиренский Краснодарского края. Окончил в 1938 г Батайскую школу пилотов, с 1 мая 1943 г командир 1- й АЭ 104- го ВАП. Налет на Иле- 4 с 21.03.1943- 145 часов. Жена - Авгарова Нина Ивановна.
2. Лейтенант Соболев Константин Диевич, 1914 г.р., рудник «Коминтерн», Шахтинский район Ростовской области. Окончил в 1938г. Балашовскую школу пилотов ГВФ. С 1 мая 1943 г командир корабля 104- го ВАП. Налет на Ил- 4 с 24.03.1943- 145 часов. Жена - Лидия Михайловна Соболева, г. Свердловск, ул. Белинского, 169/3.
3. Без звания, бортмеханик 103- го ВАП Чиграй Григорий Андреевич 1908 г.р., с. Чиграй, Красногорский район Смоленской области. Жена - Татьяна Николаевна Базурова, колхоз «Краснострой», Зайковский район Свердловской области.
4. Без звания, борттехник Ерохин Михаил Георгиевич 1912 г.р., с. Весимошвейтанск, Нижнетагильский район Свердловской области. Холост. Мать - Анна Степановна, г. Свердловск, ул. 8 Марта, д.6.
5. Без звания, штурман Бакулин Валентин Петрович, 1914 г.р., г. Подольск Московской области. Жена - Ксения Дмитриевна Бакулина, г. Канск.
6. Без звания, стрелок - радист Кизенков Валентин Михайлович 1925 г.р., г. Пенза. Холост. Мать - Лариса Михайловна Кизенкова, г. Красноярск, ул. Лебедевой, д.96, кВ. 8.
7. Без звания, стрелок - радист Рева Григорий Петрович, 1915 г.р., г. Троицк, Степной район Актюбинской области. Холост. Мать - Пелагея Дмитриевна, г. Актюбинск, ул. Украинская, д. 76.

3.3. Работа по извлечению из болота

Вот такая трагическая история, но она получила недавно свое продолжение. Попытки достать обломки самолета из болота предпринимались еще в 80 – х. Владимир Филлипов, работающий тогда в Ирбейском районе старшим уполномоченным ОБХСС, вспоминал, что собралась группа людей, нашли мотопомпу, выделили для них два мощных КРАЗа с лебедками. И в Петропавловку. Болото тогда, считай, сухим было. Начали раскопки. Стены ямы крепили бревнами, вроде как сруб у колодца. Нашли много чего. Сумку с инструментами, инструкцию по эксплуатации пулеметов бомбардировщика Ил- 4. Подняли два парашюта и три сапога с мумифицированными человеческими останками. А потом подцепили тросы лебедок и решили дернуть. Только зашумели лебедки грузовиков, только самолет слегка подался вверх, как заработали мощные подземные потоки, и в сруб хлынула вода. В общем, было болото сухим, стало мокрым. А находки… Они быстро где- то затерялись. В итоге важное дело заглохло на долгие годы».

В начале нынешнего марта депутат районного совета, старожил деревни Петропавловки Дмитрий Алексеевич Смурага, обратился к своим коллегам - депутатам с просьбой оказать содействие в подъеме самолета времен Великой Отечественной войны из болота, ведь члены экипажа до сих пор находятся в упавшей с неба машине и нуждаются в достойном захоронении, хотя после их гибели прошло уже 68 лет.
Он сразу же получил реальную поддержку от председателя районного совета Антона Романовича Бооса, и работа закипела: нашлись и рабочие для распилки льда и рытья котлована, необходимая техника для откачки воды и современный экскаватор для того, чтобы выгребать из ледяной воды, смешанной с грязью, останки летчиков и самолета. ( Фото № 4)


Фото 5


Фото 6

Все это удалось сделать благодаря конкретной помощи жителей Ирбейского района - Алексея Дмитриевича Смураги - сына депутата райсовета и предпринимателя Василия Соколовского.

Три недели жители д. Петропавловка, можно сказать, не вылезали из болота. Они по частям доставали из трясины самолет времен великой Отечественной войны. Работали в очень тяжелых условиях: поисковикам пришлось вручную, в ледяной жиже вырыть яму четырехметровой глубины. Со дня катастрофы прошло почти 70 лет, и на месте падения до сих пор чувствуется сильный запах авиационного керосина.

Мой отец, А.Д.Смурага рассказывал:

«Вода все равно полностью не замерзла, откачивали машиной, но все без толку. Пришлось ковыряться в грязи. Доставали самолет из болота почти три недели. То ли от сильного удара, то ли из- за взрыва, большой двухмоторный Ил- 4 превратился в груду искореженного металлолома. Кое- где дюралюминий обшивки расплавился, потек каплями. Сравнительно хорошо сохранился лишь винт да пара шасси, а также крупные части мотора. По остальным частям даже и не скажешь, что это когда- то был самолет. Среди обломков искатели нашли оружие, боеприпасы, инструменты. Все сохранилось хорошо - бери и пользуйся. Оружие сдали в милицию. А куски искореженного дюралюминия отвезли в гараж.

Мы нашли тела погибших летчиков, вернее, то, что от них осталось, зрелище не самое приятное. Многим мужикам было плохо, когда вытаскивали останки».


( Фото 8)

Вместе с телом нашли и документы. Большинство из них от долгого лежания в воде пришли в негодность, поплыли чернила, растворились фотографии. Но определить, кто был в этом самолете, все- таки удалось: на одной из бумаг сохранилась надпись, сделанная карандашом и от этого сохранившаяся. Это оказался продовольственный аттестат на имя Павла Коновалова, командира одного из воздушных судов. Командиру эскадрильи было всего 29 лет».

Владимир Авдеев, начальник штаба ОВД Ирбейского района вспоминал: «Мы мелом надписи натирали, чтобы прочитать. Написано «Авиационный пулемет П426- Т, калибр 7- 62». ( Фото9)

Судебно- медицинская экспертиза подтвердила: в болоте найдены останки четверых человек. В состав экипажа входили командир Павел Коновалов, штурман Валентин Бакулин, инженер Григорий Чиграй и радист Григорий Рева.

Итак, спустя 68 лет после катастрофы в марте 2011 г. была проделана очень важная работа по извлечению останков тел летчиков из болота и частей обгоревшего самолета. Интузиасты этого дела работали в очень тяжелых условиях, но выполнили задуманное. Алексей Смурага в интервью сказал, что обидно за те экспедиции, которые начинали дело и не доводили его до конца. Уж если взяться за раскопки - завершить их с честью. В первую очередь, чтобы захоронить по- человечески останки погибших воинов, и долг памяти надо отдать нам, живущим.

3.4. Траурный митинг

Для жителей Петропавловки мемориальный комплекс односельчанам, не вернувшимся с войны, гораздо больше, чем символические памятники солдатам - освободителям в селах и деревнях. Здесь строгим ромбом расположены надгробные плиты с именами погибших петропавловцев. Напротив, на пьедестале установлен танк. Т- 34 (Фото 10), символизирующий технику военных лет, стенд «Никто не забыт, ничто не забыто» с увековеченными именами погибших за родину. (Фото 10)

А еще появился новый памятник - макет Ил- 4 из искореженных обгоревших деталей бомбардировщика, который достали из болота.
( Фото 11)

Здесь, на мемориальном комплексе села, прошел 28 августа 2011 г траурный митинг, посвященный захоронению останков летчиков.
Наш взвод был не только свидетелем этого события, но и участником траурной церемонии.
Военные летчики под траурные звуки оркестра вынесли из сельского клуба два гроба с останками погибших экипажей самолетов. Вместе они летали и погибли, вместе и похоронят. (Фото 12)


(Фото 12)

Военные, ирбейские казаки шли, чеканя, шаг. А по дороге на десятки метров растянулось траурное шествие. При входе на мемориал коридор славы из кадет, учеников школы, жителей села, гостей, приглашенных. Все с цветами. Остановка, последнее прощание с героями войны,
(Фото 13)

Митинг открыла глава сельсовета Т. Машкалева. Она поблагодарила всех, кто принял участие в восстановительно - реставрационных работах на мемориальном комплексе, отметила особую роль Дмитрия и Алексея Смураг. Благодарственные письма и фотоальбомы Петропавловского мемориала. На митинге выступили председатель районного совета А. Боос, начальник военного комиссариата г. Канска А.Кисилев, заместитель министра по социальной политике края И. Мирошникова.

Затем под звуки траурного марша военные опустили гробы в могилу, под марш «Прощание славянки» участники траурного события возложили на братскую могилу венки и живые цветы.


(Фото 14)

Прозвучал троекратный салют, произведенный из автоматов офицерами полиции..

Закрылась еще одна страничка истории.

Итак, мы проследили историю 2- х бомбардировщиков Ил- 4 с мая 1943, когда экипажи получили боевое задание, вылетев с авиационного завода Иркутска. Попав в грозовой фронт, летчикам не удалось выполнить боевое задание, но свой гражданский долг они выполнили: увели боевые машины, жертвуя своими жизнями, от деревни, от мирных жителей. Летчики погибли, но их имена живы в памяти народной. И спустя 68 лет, в августе 2011г., останки 2- х боевых экипажей с почестями были захоронены на мемориальном комплексе в д. Петропавловка.
Это благое дело. И спасибо тем людям, по чьему почину это свершилось.

Глава 4. Поиски родственников летчиков

Попытки найти родственников предпринимались не раз.

Хранителями памяти об упавших самолетах, прежде всего, стали учителя Петропавловской школы. Благодаря их усилиям нашлись родственники некоторых погибших летчиков.

Краевед Л. Василенко вспоминала, что из архивных документов они узнали фамилии летчиков, не было только понимания, какой экипаж упал на поле, а какой - в болото. Теперь все стало на свои места. Валентина Кизенкова, мать пилота самолета, рухнувшего на поле, учителя нашли сразу после войны: она неоднократно приезжала на место гибели бомбардировщика, встречалась с учениками. Ей отправляли фото братской могилы, школьники во главе с директором школы В.А.Ивановым рассказывали, как делали ограду своими руками, красили и убирали цветами могилу, поздравляли ее со всеми торжественными праздниками. В «Ирбейской правде» к 30 летию Победы была опубликована новелла краеведа Амосова «Шестеро из легенды». Погибшие войны никогда не исчезали из народной памяти. Правда, в новелле встречаются фактологические неточности, но обвинять автора в этом нельзя, так как в середине 70- х добыть подробную информацию было очень непросто. В этом ему помогла мать погибшего стрелка - радиста Валентина Кизенкова - Лариса Михайловна. В то время она работала в Красноярской краевой прокуратуре. Большую помощь оказали Герой Советского Союза Илья Мазурук генерал- лейтенант Никита Захаров, начальник штаба 73- й ВАД ДД Марк Шевелев, уральский журналист Роман Львов, главное управление кадрами Минобороны СССР. В результате были установлены все детали трагедии, были найдены родственники трех погибших героев, что позволило к 30 летию Великой Победы написать три очерка «Шестеро из легенды», которые с благодарностью принял в печать редактор газеты «Ирбейская правда» Леонид Осипович Дроздов.
И мать Кизенкова Лариса Михайловна прочла тоже это произведение, написала письмо в редакцию, где благодарила и ребят, и директора школы, и автора новеллы за то, что в такой юбилей- 30- летие Победы - не забыли отдавших жизнь и спасших Петропавловку ребят.
В Краснодаре живет внук командира эскадрильи Павла Коновалова. В семье сохранились письма, фотографии и даже шлем летчика. Точно такой же был обнаружен в Красноярском крае.

Александр Кашлаков, внук Павла Коновалова вспоминает: «Я, почему и помню, потому что шлем был в детстве любимой игрушкой. Как же пацану без военного шлема?»

Потом других погибших летчиков искали следопыты Красноярского лицея № 1, там открыт школьный музей «Моя малая Родина», руководит которым Ольга Леонидовна Подборская. Она положила много сил и времени, чтобы поставить точку в еще одной нераскрытой странице Великой Отечественной войны.

После репортажа по телевидению в 2011 г. моему отцу, А.Д.Смурага, позвонила еще одна родственница - Лариса Геннадьевна Рева. Внучка Рева Г.П. Она оставила свой телефон и электронный адрес. Мы с руководителем написали письмо с просьбой рассказать о своем дедушке, о любой детали, которую она помнит, о себе, все это нам было интересно. Она сразу же откликнулась. Вот что она написала: «Здравствуй, Артем.

Спасибо за твое письмо. К сожалению, за эти годы «ушло» три поколения. Моему папе было 11 лет, когда он узнал о гибели своего дяди Гриши. И в детской памяти осталось, что его дядя был летчиком, перегонял с дальнего востока на фронт самолеты. Пришло извещение, что он погиб в 1943 г, и было указано место захоронения. При этом считали, что Григорий захоронен в братской могиле в Петропавловске Камчатском. В семье сохранилась только одна фотография 1941 г. В 50- е годы моего папу призвали в армию, и он попал на Дальний Восток. В свободное время он искал братские могилы, обошел все дальневосточное побережье.

В мае этого года был показан репортаж на НТВ и была озвучена фамилия одного из погибших летчиков. Из красноярских газет я узнала личные данные всех погибших летчиков. И это убедило меня, что Рева Григорий Петрович - мой двоюродный дед.

К сожалению, мой папа умер 9 лет назад и знавших Григория Петровича нет.

Если тебе не трудно, постарайся прислать мне копию удостоверения Григория Петровича, о котором мне рассказал по телефону твой отец. Если тебе нужно, могу прислать сохранившуюся фотографию.

С приветом Лариса Геннадьевна».

Затем во втором письме она выслала нам это фото.

Больше сведений пока нет, но так хочется, чтоб хоть кто- то из родных побывал на могиле военных летчиков.

Таким образом, кое- кого из родственников погибших воинов за эти долгие годы удалось найти, благодаря людям с горячими сердцами, людям, которые считали сделать это своим долгом.

Мы надеемся, что, может, кто- то еще побывает на могиле погибших летчиков.

Заключение

68 лет минуло с того рокового дня, когда над Петропавловкой прогремели взрывы разбившихся самолетов. Тогда, 30 мая 1943 они летели прямо с Иркутского авиазавода.

Эти бомбардировщики Ил- 4 выпускали на авиационном заводе в г. Иркутске.

Итак, в 1932 г. в связи с возрастающей угрозой со стороны японцев решением народного комиссариата был издан указ о создании в тылу страны авиационного завода в г. Иркутске.

1934 г.- завод приступил к постройке первого самолета - истребителя Ил- 4.

1941 г.- произошло слияние двух заводов (Иркутского и Московского), предприятие стало называться ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени им. И.В.Сталина.

Прямо с завода бомбардировщики дальнего действия летели на фронт.

Так, 30 мая 1943 г., 6 бомбардировщиков с боевым заданием доставить боеприпасы летели к линии фронта, но попали во фронт грозовой. Один самолет, пилотируемый лейтенантом Соболевым, взорвался в воздухе, самолет капитана Коновалова врезался в болото. На месте происшествия работала сразу комиссия, которая составила акт, заключение по катастрофе. Были установлены причины крушения, а также имена погибших летчиков.

Попытки достать самолет, рухнувший в болото, предпринимались не раз, и только в 2011 г., благодаря инициаторской группе из жителей, людей не безразличных ,удалось достать останки тел погибших летчиков и части искореженного сгоревшего самолета.

В августе 2011 г. в д. Петропавловка состоялся траурный митинг, посвященный захоронению тел двух экипажей. Их имена увековечены по праву: попав в грозовой фронт, летчикам не удалось выполнить боевое задание, но свой гражданский долг они выполнили: увели боевые машины от деревни, жертвуя своими молодыми жизнями (Коновалову и Соболеву было по 29 лет, а младшему Кизенкову всего 17).

Закрыта еще одна страница истории. Мы, подрастающее поколение, должны помнить погибших, благодаря кому мирно живут наши родственники, мы можем мечтать, строить планы, учиться. Светлая им память!

Хочется надеяться, что после репортажей по телевидению, в газетах, нашей работе, найдутся еще родственники летчиков, которые побывают на могиле родных.

Литература

1. Аргументы и факты № 18 от 4 мая 2011 г.
2. Амосов В./Фронтовой поклон Вам, потомки!//Красноярский рабочий, 2011 г, апрель.
3. И каждый не будет забыт// Ирбейская правда, 2011 г.
4. Из святого колодца памяти// Очерки истории// Зеленогорск, 2011 г.
5. О. Подборская/ Военные летчики заслужили покой// Красноярский рабочий 16.03.2011 г, № 43.
6. С.Селигеев/ Эхо великой войны// Ирбейская правда, август 2011 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»