Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Репрессированные деятели культуры Абанского района


Исследовательский реферат

Выполнила Стручалина Ольга
МБОУ СОШ №4 п.Абан 10 «А»
п.Абан, образовательная программа клуба «Истоки»

Руководитель
Трощенко Галина Ефимовна учитель истории МБОУ СОШ №4
Научный руководитель
Григорьев Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент Красноярского гос. Педагогического ун-та им. В.П. Астафьева

Аннотация

Стручалина Ольга
П. Абан, МБОУ СОШ №4

«Репрессированные деятели культуры Абанского района»
Руководитель: Трощенко Галина Ефимовна учитель истории МБОУ СОШ №4
Научный руководитель: Григорьев Андрей Александрович, кандидат исторических        наук, доцент Красноярского гос. Педагогического ун-та им. В.П. Астафьева

Цель исследовательской работы:   Отражение вклада репрессированных в развитие культуры Абанского района.
Методы   исследования:  сравнительно-исторический метод,    метод изучения литературы и источников. 
Основные результаты: В работе рассмотрены архивные справки, фотографии спектаклей в театре. Доказательство вклада репрессированных в развитие культуры Абанского района.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение
II. «Репрессированные деятели культуры и искусства в  истории  Абанского района».
1.      Репрессии
2.      Театр Абанского района
3.      Островки ГУЛАГа
III.Заключение Жизнь продолжается 
IV. Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследовательской работы:  Путём раскрытия в полном объёме исторической информация о репрессиях и их жертвах должна быть доступна всем категориям граждан, а особенно мне хочется, чтобы о ней знали и мои односельчане.  Доступность правдивой информации о преступлениях  прошлого периода  происходившего в нашем государстве - это один из способов не повторения подобного в будущее. В истории нашего государства много ошибок, и все ли они исправлены?

Гипотеза:
Я думаю, что люди, которые по сложившимся обстоятельствам стали проживать на территории нашего района, оказали большое влияние на культурную и духовную сферу жизни поселка. Эти люди

Проблема: Путём раскрытия в полном объёме исторической информация о репрессиях и их жертвах должна быть доступна всем категориям граждан, а особенно мне хочется, чтобы о ней знали и мои односельчане.  Доступность правдивой информации о преступлениях  прошлого периода  происходившего в нашем государстве - это один из способов не повторения подобного в будущее. В истории нашего государства много ошибок, и все ли они исправлены?

Объект исследования:  Фотографии спектаклей Абанского драмтеатра, архивные справки, материалы старых газет.

Предмет исследования: судьбы актеров, репрессированных и ссыльных в 20-50-ые годы.

Новизна исследовательской работы обусловлена  тем, что данный материал   позволяет расширить представление о вкладе в развитие культуры Абанского района, пострадавшими от репрессий и ссылок  людьми.

В процессе исследования я опиралась  на следующие источники: «Сибирское краеведенье» (Андрюсев Б.Е.), откуда я узнала, как повлияли ссыльные на развитие культуры, быта на население в Красноярском крае. В документах и архивах Бугая Н.Ф.  нашла сведения о судебных процессах. Архивный справки, газетные материалы и фотографии   из районного краеведческого музея раскрывают социальную группу людей сосланных в Абан и их вклад  в развитие культуры Абанского района. Я использовала www.obd-memorial.ru,  www.vikipedia.ru  и воспоминания родственников и жителей  поселка Абан. Данный  материал   позволяет  оценить вклад репрессированных деятелей культуры в   духовную жизнь абанцев.

Цель исследовательской работы:   Отражение вклада репрессированных в развитие культуры нашего района.
  Для достижения указанной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

1.  Изучить и обобщить имеющийся материал по данной теме для реализации цели исследования.
2. Собрать информацию о судьбах репрессированных деятелей, проживавших в нашем селе, проанализировать и сделать соответствующие выводы.
3. Показать вклад репрессированных, ссыльных  в развитие культуры района

II. Репрессированные деятели культуры и искусства в  истории  Абанского района

1. Репрессии

Почему интересует эта тема?

Путём раскрытия в полном объёме исторической информация о репрессиях и их жертвах должна быть доступна всем категориям граждан, а особенно мне хочется, чтобы о ней знали и мои односельчане.  Доступность правдивой информации о преступлениях  прошлого периода  происходившего в нашем государстве - это один из способов не повторения подобного в будущее. В истории нашего государства много ошибок, и все ли они исправлены?

Прослеживаются следующие этапы работы:

1. изучение исторических источников, газетных материалов о репрессированных анализ материалов с  воспоминаниями  жителей п. Абан;
2. работа  с музейным  архивом.
3.Работа в библиотеках.
4.Сбор, систематизация и оформление накопленного материала в виде исследовательской работы.

В работе использовались различные методы  исследования:

Моё мнение:
Мне хочется попытаться доказать, что репрессированные деятели культуры смогли выжить, сохранить свой внутренний человеческий стержень. Их  гнула судьба, но они не сломались, смогли отстоять свое право на жизнь, сохранить свою культуру и самобытность. Они не испугались трудных условий сибирской жизни, сумели быть полезными в жизни. Стоит только позавидовать их стойкости и выдержанности, не каждый может вытерпеть все то, что они вынесли и при этом остаться ЧЕЛОВЕКОМ в полном смысле этого слова. Они не просто сумели выжить, но и заслужить почет и уважение окружающих.

Сталинские репрессии

В основе доклада Хрущёва лежат материалы, подготовленные комиссией Президиума ЦК КПСС, образованной 31 декабря 1955 года для «разбора вопроса о том, каким образом оказались возможными массовые репрессии против большинства всего состава членов и кандидатов ЦК ВКП(б), избранного ХVII съездом партии». [1]В комиссию входили Поспелов, Комаров, Аристов, Шверник; к работе привлекались сотрудники КГБ и Прокуратуры СССР (в частности, председатель КГБ генерал И. А. Серов).

Выводы комиссии были представлены 9 февраля 1956 года на заседании Президиума ЦК. В многостраничном документе содержались только сведения о репрессиях в отношении партийно-советского руководства, не затрагивались коллективизация и «раскулачивание», проблема советских военнопленных, репрессированных после возвращения из немецкого плена. Тем не менее, в докладе чётко вырисовывалась картина массовых репрессий. Названия некоторых рубрик доклада говорят сами за себя: «Приказы НКВД СССР о проведении массовых репрессий», «Искусственное создание антисоветских организаций, блоков и различного рода центров», «О грубейших нарушениях законности в процессе следствия», «О „заговорах“ в органах НКВД», «Нарушения законности органами прокуратуры в надзоре за следствием в НКВД», «Судебный произвол Военной Коллегии Верховного Суда СССР», «О внесудебном рассмотрении дел».[2]

Из выводов комиссии следовало, что в 1937—1938 годах было репрессировано более 1,5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 680 тысяч расстреляно. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК КПСС было расстреляно 89. Из 1966 делегатов XVII съезда было репрессировано 1108 человек, из них расстреляно 848. XVII съезд ВКП(б) был выбран в качестве точки отсчёта, так как считался «Съездом победителей», утвердившим победу социализма в СССР.

В документе ясно устанавливалась персональная ответственность Сталина за применение пыток на допросах, внесудебные расправы и расстрелы. По мнению членов комиссии, «возможность для массовых нарушений социалистической законности» открыло Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., принятое с нарушениями процедуры в первые часы после убийства С. М. Кирова и подписанное А. С. Енукидзе. Массовые репрессии резко усилились с конца 1936 года после телеграммы Сталина и Жданова, в которой говорилось о необходимости назначения Ежова на пост наркома внутренних дел, так как Ягода «оказался не на высоте своей задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока. ОГПУ опоздал в этом деле на 4 года».

Доклад комиссии вызвал бурное обсуждение на Президиуме ЦК. [4] Тем не менее, 13 февраля, за день до начала XX Съезда, Президиум ЦК решил вынести на Пленум предложение о том, чтобы «на закрытом заседании съезда сделать доклад о культе личности и утвердить докладчиком Н. С. Хрущёва».

Ста́линские репре́ссии — массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период. Многие исследователи относят к жертвам сталинских репрессий осуждённых по ст. 58 УК РСФСР 1926 года («контрреволюционные преступления»), а также жертв раскулачивания (начало 1930-х гг.) и депортаций народов.

Ряд исследователей левых политических взглядов, марксистов, считают сталинские репрессии извращением политики большевиков. При этом подчёркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями, с подавления которых подавление и контроль за гражданами СССР приобрели систематический характер. Они полагают, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в условиях Гражданской войны, которая способствовала ожесточению всех политических сил (Белый террор). При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне.

Некоторые историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники.

Репрессии проводились не только по социальному признаку (не только против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей), но и по признаку "ментальности". Политические репрессии продолжились и после окончания гражданской войны. Уже тогда, как стало известно впоследствии, большинство дел о политических преступлениях были в действительности построены на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).

С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы (Большой террор), когда органами НКВД было арестовано 1,58 млн человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек (часть приговоров была вынесена по уголовным статьям).

С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.

2. Театр  Абанского района

В 1970 году был выпущен в эксплуатацию  наш РДК. Причиной его строительства был пожар, в котором сгорел прежний. Старый клуб, приспособленная под него церковь, сгорел в 1964 году по невыясненной причине. Здание старого клуба было большое деревянное с высоким крыльцом, толстыми деревянными колоннами, огромным фойе и зрительным залом. Здесь проводили свой досуг абанцы 40-ых, 50-ых, начала 60-ых годов.

Играли в бильярд, занимались в различных кружках, смотрели кино, концертные программы, смотрели спектакли. Спектакли в Абане любили. Их выпускалось много, так как в поселке работало сразу несколько театральных коллективов (в РДК, в больнице и бывшем клубе ЛПХ). Спектакли выпускались к праздникам и партийным конференциям. Особенно головокружительным было развитие театральной культуры и искусства в конце 40-ых и в начале 50-ых годов. Абанцы обязаны этим ссыльным режиссерам, актерам, операторам, музыкантам Москвы и других городов России.

50-ые годы. Сильными режиссерами Владимиром Про и Зоей Соколовой рождены музыкальные спектакли (оперетты) «Роз Мари», «Свадьба в Малиновке», «Площадь цветов», «Наталка-Полтавка», и способные, увлеченные, преданные театру актеры: Тамара Апалосова, Анна Ровинец, Иван Макеев,Евдокия Гостинцева. Театр помог объединиться в супружеский союз Е. Гостинцевой и И.Макееву. И сегодня в их доме живет сердечное тепло и уют.

Конец 50-ых годов. Яковом Хороном, кинооператором Мосфильма, его супругой М.Снеговой – актрисой, режиссерами Н.Н. Королевым и Н.П. Осколковым поставлены спектакли: «Без вины виноватые», «Не все коту Масленица», «Последняя жертва» Н. Островского, «Платон Кречет», «Калиновая роща» Корнейчука.

На театральные подмостки поднялись новые актеры, новые имена: Александра Макеева, Тамара Кильмухалитова-Монид, Варвара Черкасова, Любогощенски, Павел Шимонович, Михаил Посох, Виктор Кузьмин, Е. Шумкова, М. Люто, А. Цветкова. Новое режиссерское имя М.Рутгорца, молодого красивого человека, еврея по национальности. Он закончил Московский ГИТИС, режиссерское отделение.

В. Про, Соколова, Королев, Снеговая, Хорон. Они привили вкус, любовь к театру, научили понимать театральное искусство и искусство с большой буквы. Они учили своих питомцев не только ходить, говорить, жить на сцене. «Они из нас людей сделали!»[3]- вспоминала Макеева – актриса самодеятельного театра.В темный глухой «медвежий угол» приехали настоящие художники и преобразовали его до неузнаваемости. Абан стал духовным, театральным уголком. Их питомцы – наши земляки и сейчас живут рядом снами: это супруги Макеевы. Театр помог найти им друг друга, они счастливая супружеская пара и пронесли свою любовь до сегодняшнего дня. Т.Р. Монид, А. И. Шамшутдинова, Е.А. Остапенко. Их воспитанников Про, Соколовой, Королева, Харона, Снеговой, Гутгорца, было очень много. Желающие сами приходили  просили их занять в спектаклях. С набором на мужские роли проблем не было. Это В. Кузьмин, Н. Пименов – умница, красавец мужчина, которому поручали роли героев любовников. Сергей Печерин, который из мальчишки сапожника превратился в преуспевающего, профессионального актера Алма-Атинского театра. Михаил Люто ради сцены оставил службу КГЮ и стал  актером и режиссером.


«Калиновая роща». 1946-1950 год.
Постановка Харона и его жены Снеговой, по словам  участницы театра – Макеевой Евдокии Александровны


1946-1950 год. постановка Харона и его жены Снеговой

3. Островки ГУЛАГа в Абанском районе

История Абанского района – часть российской истории, в ней не могли не отразиться и сталинские репрессии.  Мы систематизировали собранный в течении ряда лет членами краеведческого клуба «Земляки» материал о Денисовской колонии и репрессированных, попытались определить потоки спецконтингента и его роль  в истории Абанского района. Ввиду отсутствия архивных материалов и их недоступности мы попытались восстановить историю Денисовской колонии по воспоминаниям старожилов.
Денисовка получила свое название по имени братьев Денисовых, имеющих там заимку. Копай-город – одна из улиц деревни, возможно, что здесь были первые землянки братьев Денисовых. История деревни также связана со сталинской эпохой, временем репрессий, ссылок. Об этом свидетельствуют названия улиц: Немецкая, Конвойная (так называют иногда старожилы Центральную улицу). В период существования колонии в Копай-городе селились конвоиры с семьями.

Абанский район -  место ссылки.

Абанский район сформировался как многонациональный в столыпинскую аграрную реформу. Но рост населения наблюдался и в годы сталинских репрессий, когда здесь оказались в ссылке люди различных национальностей. В период «Олимпиады-80»,  из Москвы высылали лиц «неблагонадежных и сомнительного поведения».

Спецконтингент рассеяли по деревням и лесоучасткам. Судьба каждого из них трагична.

Фильберт Вера Фридриховна с годовалого возраста испытала на себе «сталинскую политику». Ее семья была депортирована из Поволжья в 1942-м. Отца арестовали сразу, а мать умерла по пути в Казахстан. Ее, грудного ребенка взяла женщина, которую отправили в Сибирь. В чужой семье жила в Березовке Абанского района, потом переехала в Денисовку. Вера Федоровна (так ее у нас  называли) была уважаемым человеком, знатной свинаркой (дважды была участницей ВДНХ), она вырастила троих детей, помогала внукам. У нее была удивительная черта – любому поступку она пыталась найти оправдание, и сама никому не делала зла, но до конца дней не могла понять, за что ее лишили детства и родных. И только в 80-ых узнала о судьбе своих родных. Удалось съездить к брату в Казахстан и позже – к братьям в Германию, но переехать к ним жить отказалась: «Не моя там Родина, здесь живут мои дети, и внуки, здесь и мне помирать».[4] И стоит на местном православном кладбище на ее  могиле  католический крест, с написанной готическим шрифтом  немецкой фамилией, как напоминание о жуткой несправедливости власти.

В Денисовке была бойня для забоя свиней и быков, здесь же находилась коптильня. В этой части колонии была столовая для конвоиров и вольнонаемных и магазин. Мальцев И.Г. рассказывал, что конвоиры с семьями жили рядом – в Копай-городе, держали свиней, коров (сено им заготавливали зэки), получали паек на себя и 50% на иждивенца, бесплатно питались в столовой. Служить, к ним в те голодные годы шли охотно, с наймом вольнонаемных, проблем не было   - паек выдавали с приварком (во время массового забоя скота ливер, головы раздавали бесплатно). Думаем, что льготы зависели от социального статуса каждого. Есть у нас свидетельство Силаевой Марии о том, что она заключила фиктивный брак, чтобы ее отпустили из колхоза.

Судя по объему производства, разнообразию производимой продукции, здесь работали высококлассные специалисты: агрономы, зоотехники. Все современники вспоминают хорошую, четкую организацию труда, введение селекционной работы.

Люди были различных национальностей: зоотехник Лелаус Эдуард Яковлевич – латыш, бухгалтер Бернадский Александр Фадеевич, зоотехник – еврей Мазин Федор Иванович, немец Люфт Константин Андреевич – главный экономист, немец Вейнерд Эрнст Богданович – ветврач, а первым директором назначен был украинец Барбанюк Иван Евдокимович. Они продолжали научно-исследовательскую работу и в совхозе. Так как в начале 60-ых годов совхоз специализировался  на свиноводстве, здесь выведена была своя порода свиней путем скрещивания пород «сибирская белая» и «большая белая».  Свинарки должны были  вести записи в специальных тетрадях, отдельно на каждую племенную свиноматку, где записывались сроки и результаты  опроса (и др.).

Мне также хотелось бы уделить внимание селу Ношино

В 1940-1950 годы в с. Ношино жили политические ссыльные. Многие из них были образованные и работали в школе. Соколовская Зинаида Михайловна, актриса московского Малого театра, работала в учителем, руководила драмкружком. Гольдентрахт вел химию, а Люся Львовна – физику. Ссыльные принесли много культуры в село. Особенно велико было их влияние на молодежь через школу.

Эрдель Николай Карлович, профессор Ленинградского педагогического института имени Герцена. Был он небольшого роста, коренастый, физически развит. Лицо круглое, черные усы, пенсне, на голове шляпа, одет в черный костюм, белую рубашку, черный галстук.

Николай Карлович знал пять языков (по другим источникам – 12): английский, немецкий, французский, русский и др.?

В 1941 году всех немцев высылали из европейской части СССР на восток в целях безопасности. Не избежал этой участи и Эрдель Н.К. Ночью, без всякого предупреждения, постучали в дверь люди из НКВД и арестовали. У Николая Карловича была большая библиотека, ему разрешили взять несколько книг с собой. Дочь Николая Карловича была замужем за военным, и, чтобы ее не сослали,  отреклась от отца.

После амнистии в 1954 году Николай Карлович пытался найти дочь, узнал ее адрес, ездил в 1956 году на какой-то форум в Ленинград, но дочь отказалась его признать. Видимо, был страх новых репрессий. Николая Карловича после амнистии пригласили работать в Ленинградский педагогический институт, но он отказался, говорил: «Меня Сибирь хорошо приняла, и я умру на пороге той школы, где меня приютили в мое трудное время жизни».

В Ношинской школе Николай Карлович работал завучем и преподавателем немецкого языка 10 лет. С 18-ти часовой учебной нагрузкой он говорил, что получает здесь за эту работу (две ставки) копейки, по сравнению с тем, что он получал в Ленинграде. Он оказывал помощь некоторым  нуждающимся способным  учащимся. В то время (1946 – 1954 гг.) учащиеся 8 – 10 классов должны были платить 150 рублей за год. Занимал учителям-молодоженам на приобретение покупок.

Николай Карлович обладал хорошей памятью, аналитическим мышлением, хорошо владел психологией и применял ее в учебном процессе. Учеников старших классов называл на Вы. На вечерах отдыха танцевал с учениками очень легко и весело, проявляя джентльменский такт и осыпая партнершу комплиментами.

Николай Карлович очень радовался успехам учащихся, и если ленивый ученик ответит на 4 или 5 , то он по всей школе хвалит и славит его. За урок мог поставить три оценки. Учащиеся очень его побаивались, так как Николай Карлович требовал давать полный ответ, причем в разных вариантах. За год каждый ученик раза по четыре бывал у Николая Карловича дома, выполняя соответствующие задания по карточкам. У него было особое расписание для учащихся (консультации на дому), с указанием фамилии и времени, оно висело в школе и дома.

 Из воспоминаний Петушинского Владимира Ивановича, выпускника 1955 года. «Наш класс был невелик: всего 16 человек. Химию и биологию преподавал Игнат Наумович Гольдентрахт, из репрессированных в сталинское время. Какой замечательный был человек и педагог. До него у нас в школе химия не велась: в село ведь не всегда с охотой ехали учителя. И только благодаря ему наш класс и два предыдущих догнали пропущенное  и освоили программу полностью».[5]

 

Заключение:  Жизнь продолжается…

Итогом данной исследовательской работы является философское осмысление причин и последствий репрессий. Я  попыталась рассказать об этом страшном периоде в истории нашего поселка, страны...

Шпиономания, доносы, всеобщая подозрительность, готовность поддержать генеральную политику партии - стали главной целью каждого советского человека. Кроме того, массовые репрессии обеспечили страну бесплатной рабочей силой за счет арестантов, трудившихся в лагерях и зонах. Более 27 миллионов безвинных людей потеряли лучшие годы своей жизни в тюрьмах. Разыскать таких людей, записать их рассказы - задача большой исторической важности.

С болью они вспоминают этот период своей жизни, но никто из них не озлобился и не имеет обиды на советскую власть. Люди, перенесшие страшные годы репрессий, не сетуют ни на прошлое, ни на настоящее. Они добры и внимательны. И очень часто в тяжёлую минуту первыми приходят на помощь. Как правило, они редко говорят о том времени даже с родными. Часто о многом из тяжёлого прошлого не знают даже их дети.
Люди, прошедшие через ад репрессий, не ожесточились, не потеряли веру в добро.
Ведь известно, что если историю забыть, она когда-нибудь повторится. Жертвы террора не понимали, за что их убивали. Не понимаем до сих пор и мы.

Литература и источники:

Архивные документы из фондов районного краеведческого музея (Архивные справки, Фотографии театра и спектаклей, материалы газеты «Красное знамя»).
Архив школьного музея Ношинской школы.
Андюсев Б.Е., «Сибирское краеведенье», Красноярск, 2001.
 Бугай Н.Ф. Документы из архива: «Депортация: Берия докладывает Сталину / Коммунист». 1991. № 3.
«Красноярский край в истории Отечества». Книга вторая,  Октябрь 1917-1940. Красноярск, 1996.
Куртуа С., Верт Н., Панне Жан-Луи, Пачковский А., Бартошен К., Марголен Ж.Л. «Черная книга коммунизма», М, 2001 г.
 Т. Кулиш  ”Репрессии. Как это было?”.
  www.vikipedia.ru   универсальная электронная энциклопедия



[1]   www.vikipedia.ru
[2] www.vikipedia.ru
[3] Из воспоминаний Макеевой Е.А.
[4] Из воспоминаний Фильберт В.Ф.
[5] Из воспоминаний Петушинского В.И.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»