Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

След человека


Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческое библиотечное объединение» Нижнеингашского района
Центральная межпоселенческая библиотека имени Н.С.Устиновича

«100-летию со дня рождения Н.С. Устиновича посвящается…»

Токмакова Мария, 17 лет
студентка Сибирского государственного технического университета

п. Нижний Ингаш

2012 г.

“А жизнь его продолжается,
И свет его миру светит!
И правда с неправдой
сражается
И книги читают дети”
Марина Маликова

19 мая 2012 года в п. Нижний Ингаш проходил литературный фестиваль «Устиновичевские дни на Нижнеингашской земле». Можно без преувеличения сказать, что это мероприятие стало одним из самых масштабных и красивых праздников, организованных по случаю 100-летнего юбилея Николая Станиславовича Устиновича.

Моя бабушка Данкова Екатерина Сергеевна видела знаменитого сибирского писателя Николая Станиславовича Устиновича. По моей просьбе она дала вот это небольшое интервью.

«- Бабушка, это правда, что ты когда-то знала писателя Устиновича?

- Я была совсем маленькой девочкой, когда моя семья жила в селе Соколовка Нижнеингашского района. Мне было в ту пору 10-11 лет, но детская память очень устойчивая, и я до сих пор помню этого человека. Николай Станиславович Устинович несколько раз приезжал в Соколовку к своему другу детства Тимофею Кирилловичу Мушкину, который жил со своей семьей недалеко от нашего дома.

Мой отец Сергей Константинович Данков в ту пору был директором машинно-тракторной станции, которая находилась в Соколовке, очень большом и богатом, красивом селе. Он тоже дружил с Тимофеем Кирилловичем Мушкиным, да и работали они вместе. И поэтому когда Устинович приезжал в Соколовку, он общался и с моим отцом. Между ними завязалась дружба. Мой отец часто бывал у Устиновича в городе Красноярске, Устинович подарил ему несколько своих книг с дарственными надписями.

- Ты помнишь, какой Устинович был внешне?

- Он был невысокого роста, очень худой, с внимательными и добрыми серо-голубыми глазами. Очень интеллигентный, воспитанный, приветливый. И что я помню очень хорошо, поскольку присутствовала при всех его встречах с моим отцом (отец всегда брал меня с собой), - он был очень скромным человеком.

Вспомним, что это были послевоенные годы - 1956, 1957 годы. Совсем недавно закончилась Великая Отечественная война, о которой еще свежа была память у фронтовиков. А мой отец и Тимофей Кириллович были фронтовиками, им было о чем вспомнить. Устинович из-за своей болезни на фронте не был, поэтому он внимательно и очень уважительно слушал воспоминания фронтовиков. Как будто впитывал, вбирал в себя эти воспоминания.

- А он сам о чем-нибудь рассказывал?

- Да. Устинович в то время работал корреспондентом в газете «Красноярский рабочий» и собирал материал об уничтожении красивейшего леса около своей родной деревни Горелый Борок. Его глубоко печалило уничтожение березового леса.

- А что-то чисто человеческое помнишь?

- Конечно, помню. Не забывай, что я была маленькой деревенской девочкой, мало что еще видела в своей жизни, и поэтому меня в Устиновиче поразила его красивая шелковая рубашка. Ни у моего отца-механизатора, ни у кого-либо другого в деревне такой замечательной рубашки не было. Люди в то время одевались не очень хорошо. И вот однажды, когда все стояли и разговаривали на улице перед домом Мушкиных, я встала между отцом и Устиновичем и тихонько дотронулась до обшлага его рубашки. На моих пальцах долго еще оставалось ощущение мягкой шелковой ткани, незнакомое до того времени. Он был горожанином, занимал высокий пост в Красноярской писательской организации, и поэтому должен был, конечно, хорошо одеваться.

Но у меня осталось впечатление необычного, чуть ли не иноземного человека. Под стать красивой рубашке, было его поведение - вежливое, внимательное ко всем, предупредительное и скромное. Это был, как я поняла уже много лет спустя, настоящий русский интеллигент.

- А где сейчас те книги, которые писатель подарил твоему отцу?

- После смерти моего отца я отдала книги Устиновича, подаренные моему отцу, в центральную районную библиотеку, которая сейчас носит имя Николая Станиславовича Устиновича, замечательного писателя и скромного, обаятельного человека. Таким он и остался в моей памяти - больше слушал людей, и меньше всего говорил сам».

А ведь жизнь этого человека была не простой, извилистой.

Н.С.Устинович родился в д. Горелый Борок Нижнеингашского района. Пристрастился к сочинительству. Писал небольшие рассказы об охоте, рыбалке. Написал стихотворение в прозе «Листопад». На горьком примере своего дяди Петра он знал, что чувствует раскулаченный крестьянин, которому не так жаль лишаться нажитого, наработанного тяжелым трудом, как друга дорогого – коня, выращенного, как дитя из неуклюжего жеребенка... Написал когда работал в газете на стройке в Хабаровском крае, а «возвратясь на некоторое время в родную деревню, отдал свое стихотворение товарищу...» Все шло хорошо до зловещего 1937 года. В это время он работал в районной газете «Победа» (тогда «Колхозник»). Его неожиданно арестовали за события почти пятилетней давности и отправили в Канскую тюрьму. При обыске изъяли все документы, письма, рукописи. «За что? В чем моя вина?» - терзался в догадках писатель. На первом же допросе выяснилось: «Следствию известно, что Вы занимались изготовлением контрреволюционной антисоветской литературы. Своими произведениями Вы мобилизовали людей на борьбу с существующим строем...»

В первый раз Николай Устинович протокол допроса не подписал. Следователь сказал: «Это все равно, подпишешь ты или не подпишешь, 10 лет все равно получишь. Его держали полуодетого в камере при 40º морозе, довели до состояния полного безразличия. Он был сломлен морально и физически и подписал то, что ему подсунул следователь. Приговор гласил: 10 лет в исправтрудлагере. В 1942 году, учитывая состояние его здоровья, Устинович был освобожден условно-досрочно. Но пятно так и осталось на всю жизнь. Всего 4 месяца не дожил Николай Станиславович до своей полной реабилитации. В ноябре 1962 года скончался, а в феврале 1963 года на свет появился документ, свидетельствующий об «отсутствии в его действиях состава преступления...»

В 1992 году Красноярским отделением общества «Мемориал» был опубликован материал К.Попова, старейшего журналиста «Красноярского рабочего» «Роковой Листопад», с архивными документами по делу № 653789, с фамилиями доносчиков и записью допросов, с постановлением об осуждении на 10 лет. Получилось, что Н.Устинович и в этом своем жизненном испытании оказался «внутри» того, что происходило со многими его земляками. И в этом испытании он сумел сохранить цельность, сумел сохранить себя.

Прочитав впервые рассказы Николая Устиновича, в начальной школе, я подумала как это ни современно, ни актуально. И только спустя несколько лет, размышляя о ситуации в нашем обществе, об отношениях людей, о несправедливости я вспомнила, о рассказах Устиновича, о его повестях. И вот почему - в его рассказах, когда-то показавшихся мне отголосками прошлого века, я вдруг увидела настоящих людей. Не пафосных, отравленных пошлым гламуром, от которого порой сводит скулы, как от лимона. Не надменных нуворишей, смотрящих свысока на простой народ и, не замечая его. Да и простой народ нынче стал более агрессивным, недоверчивым, озлобленным. Редко кто в наше время без оглядки протянет руку помощи, не то что постороннему человеку, а своему близкому.

Очень жаль, что мое поколение мало читает его произведения, может быть, ушла бы жестокость из наших сердец, вспомнили бы мы, что носим гордое звание «Сибиряк». А ведь во все времена сибирякам более всего были присущи мужество, стойкость, развитое чувство товарищества и собственного достоинства.

Вот и герои произведений Н.С. Устиновича молчаливые, не разговорчивые, но всегда готовые прийти на помощь, выручить, им можно доверять, на них можно положиться.

Вот только несколько таких примеров из книг Устиновича.

В рассказе «След человека» гидрограф Леонид Зырянов не успел вернуться из тайги до ледостава на реке. Лодка его получила пробоину. И вот, имея только малокалиберную винтовку с двенадцатью патронами, походный топорик, складной нож и неполную коробку спичек, Зырянов вынужден пешком добираться до жилых мест. И он не погиб в зимней тайге. Охотник Егор Кочергин, догадавшись, что человек, оставивший в реке пробитую лодку, терпит беду, двинулся за ним. Егор понял, что впереди него идет мужественный человек, умеющий побеждать мороз, голод и смертельную усталость. Гидрограф был спасен.

В этом рассказе можно отметить естественное для зрелого Устиновича изображение более сложных взаимоотношений человека и природы, чем в его ранних произведениях. Природа здесь и друг, и враг человека одновременно. Это сложное единство решается героями в зависимости от их способности быть борцом и победителем. Природа нейтральна — поведение человека по отношению к ней делает ее или противником, или помощником.

Егор Кочергин в конце произведения, вспоминая пережитое молодым гидрографом в тайге и побежденное его мужеством, «снова смотрел на знакомые пустынные места, которые вдруг озарились теплом человеческих сердец».

Герои рассказов Н. Устиновича в любой ситуации оставляют «след человека, совершают поистине героические поступки, но делают это просто, как что-то обычное, само собой разумеющееся. В самолете, совершившем вынужденную посадку в тундре, замерзал бортмеханик Роман Ушаков. Спасла его женщина из оленеводческой бригады Мария Лампай. После на воротнике спасенного обнаружили кровь. «Мария, нанизывавшая на нитку бисер, подняла голову.

— Это не худой кровь, — тихо сказала она. — Из моей рука кровь.

— Из твоей руки? – удивился Михаил. — Как же ты ее поранила?

— Немножко резала ножом. Oй, какой непонятливый голова, — засмеялась женщина. — Оленчик надо было резать, теплой кровью товарища поить. У меня оленчик не был. Своя кровь поила…» («Сестра Маша»).

Влас Ткачев из рассказа «Недалекий путь», оказавшись среди болот и трясины, думает в первую очередь о том, чтобы сообщить людям об обнаруженном им выходе свинцовых руд.

Пожилой человек Ефим Осипович Егоров, не боясь смертельной простуды, ныряет в замерзающую воду, чтобы спасти затонувшую печатную машину. Он понимает, как необходима типография в глухом районе эвенкийской тайги. («Первопечатник»).

Робкая девушка-метеоролог из рассказа «Экзамен» в минуту смертельной опасности для товарища сама делает ему ампутацию раздробленной кисти. Заканчивается рассказ следующими словами: «Метель мела с прежней силой. В горах темнело от надвигавшихся сумерек. Где-то протяжно, тоскливо скрипело надломленное дерево. Но все это уже не было таким чужим и мрачным, как несколько часов назад. Гале казалось, что она перешагнула невидимый рубеж, за которым приходят к человеку уверенность и бесстрашие».

«Перешагнуть через невидимый рубеж» — это очень важно для Устиновича. Его герои, сталкиваясь с трудностями, побеждая их, нравственно растут, духовно обогащаются. Исследовательница творчества писателя О. Пелымская справедливо отмечает: «Во многих рассказах Н. Устиновича человек раскрывается у решающей черты, где характер его проверяется на излом и на прочность».

Писатель ставит героев своих произведений в сложные, часто трагические ситуации, когда человек не может солгать, когда его суть проявляется обнаженно и четко. Это один из важнейших приемов психологического анализа у Н. Устиновича.

Оказавшись с другими геологами на несколько часов в замерзшем шурфе, разоблачает себя Антон Дергачев из рассказа «Пуд соли» — он потихоньку от товарищей съедает припасенные на всякий случай сухари. Бросает в тайге человека Тимофей Кислов («Отверженный»). Однако большинство героев Устиновича с честью выходят из самых сложных, самых опасных положений, в такие минуты душа их раскрывается самыми светлыми гранями.

В творчестве Устиновича важнейшее место занимает природа. Вот одна из ранних миниатюр «Аромат земли»: «Буйно кустится трава, шумит зелеными ветвями лес. К солнцу тянутся клейкие побеги. В воздухе плавает тонкий запах цветов и черемухи. Дикие валуны покрываются мохом, колья пускают корни, на мертвом валежнике растет молодняк… Все живет, суетится, борется. Все молодо, сильно, весело. И все это тонет в пьянящем аромате плодородной земли, в сладком запахе ее соков.

Я брожу по полям, по лесу, и мое сердце, хмельное от весеннего угара, бьется в унисон с миллионами жизней в разных ее формах и проявлениях. И я счастлив, как счастлива молодая, вновь рожденная земля!»

Н.С.Устинович прославляет в мире животных верность, товарищество, взаимопомощь. Символом этих качеств давно стали лебеди. Одним из любимейших произведений писателя стал рассказ «Лебединая дружба». Это трогательное повествование о лебеде, который остался зимовать на севере, так как его подруга, повредив крыло, не могла улететь; от лютой пурги птицы прячутся в камышах, но всё-таки замерзают. Раздумывая о том, почему не улетел здоровый лебедь, бакенщик, сочувственно наблюдавший за птицами, сам себе отвечает одним словом: - Дружба!..

Это произведение типично для писателя, который главную свою задачу видит, конечно, не в изображения особой жизни меньших братьев – животных и птиц, а в анализе человеческой души. История лебединой дружбы в рассказе – это высокий нравственно-этический идеал, к которому «примеряется» человеческий характер.

Время уносит в вечность нашу память, стирает из неё некоторые события и факты, в том числе и из жизни известного писателя, певца природы Николая Станиславовича Устиновича.

Я надеюсь, что книгам этого писателя суждена долгая жизнь. Их нравственная ценность очень велика. Любовь к природе, пронизывающая каждую строку автора к нашим меньшим братьям, обилие тонких наблюдений над жизнью растительного и животного царства помогают воспитанию патриотов Сибири, любящих и оберегающих природу, способных мужественно преодолевать трудности.

По случаю 100-летнего юбилея писателя его земляки вновь возвратились к его творческому наследию, его личности, его любви к людям, природе и его огромной доброте, нашедшей отклик во всех его литературных произведениях. Но как же хочется чтобы о нем вспоминали не только раз в пять лет накануне юбилеев, а постоянно. И это не должно быть застывшей памятью. Личность должна жить, ее творчество – рождать сотворчество, ее идеи – осуществляться...

В определенной мере нам в Нижнеингашском районе пока удается такая живая память.

Информационные источники:

1. Устинович Н.С. След человека: Рассказы, письма/сост.Н.Н.Устинович.
Красноярск: кн. изд-во,2002.-256 с., ил.
2. Малютина А.И. Н.С.Устинович. Красноярск: Кн. изд-во, 1979.-128 с., ил.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края: кн.2.-
Красноярск: издательские проекты, 2005 г..-448 с., ил.
4. Истоки. Литературно-художественный и публицистический журнал, 2012,
№ 19, 180 с., ил.
5. Антонова Л. Свет человека: Дети открывают Устиновича. - Победа, 2012.-20 июля.
6. Рупп И.Л. Все краски праздника: 100-летие Н.С.Устиновича. - Победа,
2012. – 1 июня
7. Енцова Л.А. Свет человека. – Победа, -2012.-15 июня.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»