Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческое библиотечное объединение» Нижнеингашского района
Центральная межпоселенческая библиотека имени Н.С.Устиновича
«100-летию со дня рождения Н.С. Устиновича посвящается…»
Токмакова Мария, 17 лет
студентка Сибирского государственного технического университета
п. Нижний Ингаш
2012 г.
“А жизнь его продолжается,
И свет его миру светит!
И правда с неправдой
сражается
И книги читают дети”
Марина Маликова
19 мая 2012 года в п. Нижний Ингаш проходил литературный фестиваль «Устиновичевские дни на Нижнеингашской земле». Можно без преувеличения сказать, что это мероприятие стало одним из самых масштабных и красивых праздников, организованных по случаю 100-летнего юбилея Николая Станиславовича Устиновича.
Моя бабушка Данкова Екатерина Сергеевна видела знаменитого сибирского писателя Николая Станиславовича Устиновича. По моей просьбе она дала вот это небольшое интервью.
«- Бабушка, это правда, что ты когда-то знала писателя Устиновича?
- Я была совсем маленькой девочкой, когда моя семья жила в селе Соколовка Нижнеингашского района. Мне было в ту пору 10-11 лет, но детская память очень устойчивая, и я до сих пор помню этого человека. Николай Станиславович Устинович несколько раз приезжал в Соколовку к своему другу детства Тимофею Кирилловичу Мушкину, который жил со своей семьей недалеко от нашего дома.
Мой отец Сергей Константинович Данков в ту пору был директором машинно-тракторной станции, которая находилась в Соколовке, очень большом и богатом, красивом селе. Он тоже дружил с Тимофеем Кирилловичем Мушкиным, да и работали они вместе. И поэтому когда Устинович приезжал в Соколовку, он общался и с моим отцом. Между ними завязалась дружба. Мой отец часто бывал у Устиновича в городе Красноярске, Устинович подарил ему несколько своих книг с дарственными надписями.
- Ты помнишь, какой Устинович был внешне?
- Он был невысокого роста, очень худой, с внимательными и добрыми серо-голубыми глазами. Очень интеллигентный, воспитанный, приветливый. И что я помню очень хорошо, поскольку присутствовала при всех его встречах с моим отцом (отец всегда брал меня с собой), - он был очень скромным человеком.
Вспомним, что это были послевоенные годы - 1956, 1957 годы. Совсем недавно закончилась Великая Отечественная война, о которой еще свежа была память у фронтовиков. А мой отец и Тимофей Кириллович были фронтовиками, им было о чем вспомнить. Устинович из-за своей болезни на фронте не был, поэтому он внимательно и очень уважительно слушал воспоминания фронтовиков. Как будто впитывал, вбирал в себя эти воспоминания.
- А он сам о чем-нибудь рассказывал?
- Да. Устинович в то время работал корреспондентом в газете «Красноярский рабочий» и собирал материал об уничтожении красивейшего леса около своей родной деревни Горелый Борок. Его глубоко печалило уничтожение березового леса.
- А что-то чисто человеческое помнишь?
- Конечно, помню. Не забывай, что я была маленькой деревенской девочкой, мало что еще видела в своей жизни, и поэтому меня в Устиновиче поразила его красивая шелковая рубашка. Ни у моего отца-механизатора, ни у кого-либо другого в деревне такой замечательной рубашки не было. Люди в то время одевались не очень хорошо. И вот однажды, когда все стояли и разговаривали на улице перед домом Мушкиных, я встала между отцом и Устиновичем и тихонько дотронулась до обшлага его рубашки. На моих пальцах долго еще оставалось ощущение мягкой шелковой ткани, незнакомое до того времени. Он был горожанином, занимал высокий пост в Красноярской писательской организации, и поэтому должен был, конечно, хорошо одеваться.
Но у меня осталось впечатление необычного, чуть ли не иноземного человека. Под стать красивой рубашке, было его поведение - вежливое, внимательное ко всем, предупредительное и скромное. Это был, как я поняла уже много лет спустя, настоящий русский интеллигент.
- А где сейчас те книги, которые писатель подарил твоему отцу?
- После смерти моего отца я отдала книги Устиновича, подаренные моему отцу, в центральную районную библиотеку, которая сейчас носит имя Николая Станиславовича Устиновича, замечательного писателя и скромного, обаятельного человека. Таким он и остался в моей памяти - больше слушал людей, и меньше всего говорил сам».
А ведь жизнь этого человека была не простой, извилистой.
Н.С.Устинович родился в д. Горелый Борок Нижнеингашского района. Пристрастился к сочинительству. Писал небольшие рассказы об охоте, рыбалке. Написал стихотворение в прозе «Листопад». На горьком примере своего дяди Петра он знал, что чувствует раскулаченный крестьянин, которому не так жаль лишаться нажитого, наработанного тяжелым трудом, как друга дорогого – коня, выращенного, как дитя из неуклюжего жеребенка... Написал когда работал в газете на стройке в Хабаровском крае, а «возвратясь на некоторое время в родную деревню, отдал свое стихотворение товарищу...» Все шло хорошо до зловещего 1937 года. В это время он работал в районной газете «Победа» (тогда «Колхозник»). Его неожиданно арестовали за события почти пятилетней давности и отправили в Канскую тюрьму. При обыске изъяли все документы, письма, рукописи. «За что? В чем моя вина?» - терзался в догадках писатель. На первом же допросе выяснилось: «Следствию известно, что Вы занимались изготовлением контрреволюционной антисоветской литературы. Своими произведениями Вы мобилизовали людей на борьбу с существующим строем...»
В первый раз Николай Устинович протокол допроса не подписал. Следователь сказал: «Это все равно, подпишешь ты или не подпишешь, 10 лет все равно получишь. Его держали полуодетого в камере при 40º морозе, довели до состояния полного безразличия. Он был сломлен морально и физически и подписал то, что ему подсунул следователь. Приговор гласил: 10 лет в исправтрудлагере. В 1942 году, учитывая состояние его здоровья, Устинович был освобожден условно-досрочно. Но пятно так и осталось на всю жизнь. Всего 4 месяца не дожил Николай Станиславович до своей полной реабилитации. В ноябре 1962 года скончался, а в феврале 1963 года на свет появился документ, свидетельствующий об «отсутствии в его действиях состава преступления...»
В 1992 году Красноярским отделением общества «Мемориал» был опубликован материал К.Попова, старейшего журналиста «Красноярского рабочего» «Роковой Листопад», с архивными документами по делу № 653789, с фамилиями доносчиков и записью допросов, с постановлением об осуждении на 10 лет. Получилось, что Н.Устинович и в этом своем жизненном испытании оказался «внутри» того, что происходило со многими его земляками. И в этом испытании он сумел сохранить цельность, сумел сохранить себя.
Прочитав впервые рассказы Николая Устиновича, в начальной школе, я подумала как это ни современно, ни актуально. И только спустя несколько лет, размышляя о ситуации в нашем обществе, об отношениях людей, о несправедливости я вспомнила, о рассказах Устиновича, о его повестях. И вот почему - в его рассказах, когда-то показавшихся мне отголосками прошлого века, я вдруг увидела настоящих людей. Не пафосных, отравленных пошлым гламуром, от которого порой сводит скулы, как от лимона. Не надменных нуворишей, смотрящих свысока на простой народ и, не замечая его. Да и простой народ нынче стал более агрессивным, недоверчивым, озлобленным. Редко кто в наше время без оглядки протянет руку помощи, не то что постороннему человеку, а своему близкому.
Очень жаль, что мое поколение мало читает его произведения, может быть, ушла бы жестокость из наших сердец, вспомнили бы мы, что носим гордое звание «Сибиряк». А ведь во все времена сибирякам более всего были присущи мужество, стойкость, развитое чувство товарищества и собственного достоинства.
Вот и герои произведений Н.С. Устиновича молчаливые, не разговорчивые, но всегда готовые прийти на помощь, выручить, им можно доверять, на них можно положиться.
Вот только несколько таких примеров из книг Устиновича.
В рассказе «След человека» гидрограф Леонид Зырянов не успел вернуться из тайги до ледостава на реке. Лодка его получила пробоину. И вот, имея только малокалиберную винтовку с двенадцатью патронами, походный топорик, складной нож и неполную коробку спичек, Зырянов вынужден пешком добираться до жилых мест. И он не погиб в зимней тайге. Охотник Егор Кочергин, догадавшись, что человек, оставивший в реке пробитую лодку, терпит беду, двинулся за ним. Егор понял, что впереди него идет мужественный человек, умеющий побеждать мороз, голод и смертельную усталость. Гидрограф был спасен.
В этом рассказе можно отметить естественное для зрелого Устиновича изображение более сложных взаимоотношений человека и природы, чем в его ранних произведениях. Природа здесь и друг, и враг человека одновременно. Это сложное единство решается героями в зависимости от их способности быть борцом и победителем. Природа нейтральна — поведение человека по отношению к ней делает ее или противником, или помощником.
Егор Кочергин в конце произведения, вспоминая пережитое молодым гидрографом в тайге и побежденное его мужеством, «снова смотрел на знакомые пустынные места, которые вдруг озарились теплом человеческих сердец».
Герои рассказов Н. Устиновича в любой ситуации оставляют «след человека, совершают поистине героические поступки, но делают это просто, как что-то обычное, само собой разумеющееся. В самолете, совершившем вынужденную посадку в тундре, замерзал бортмеханик Роман Ушаков. Спасла его женщина из оленеводческой бригады Мария Лампай. После на воротнике спасенного обнаружили кровь. «Мария, нанизывавшая на нитку бисер, подняла голову.
— Это не худой кровь, — тихо сказала она. — Из моей рука кровь.
— Из твоей руки? – удивился Михаил. — Как же ты ее поранила?
— Немножко резала ножом. Oй, какой непонятливый голова, — засмеялась женщина. — Оленчик надо было резать, теплой кровью товарища поить. У меня оленчик не был. Своя кровь поила…» («Сестра Маша»).
Влас Ткачев из рассказа «Недалекий путь», оказавшись среди болот и трясины, думает в первую очередь о том, чтобы сообщить людям об обнаруженном им выходе свинцовых руд.
Пожилой человек Ефим Осипович Егоров, не боясь смертельной простуды, ныряет в замерзающую воду, чтобы спасти затонувшую печатную машину. Он понимает, как необходима типография в глухом районе эвенкийской тайги. («Первопечатник»).
Робкая девушка-метеоролог из рассказа «Экзамен» в минуту смертельной опасности для товарища сама делает ему ампутацию раздробленной кисти. Заканчивается рассказ следующими словами: «Метель мела с прежней силой. В горах темнело от надвигавшихся сумерек. Где-то протяжно, тоскливо скрипело надломленное дерево. Но все это уже не было таким чужим и мрачным, как несколько часов назад. Гале казалось, что она перешагнула невидимый рубеж, за которым приходят к человеку уверенность и бесстрашие».
«Перешагнуть через невидимый рубеж» — это очень важно для Устиновича. Его герои, сталкиваясь с трудностями, побеждая их, нравственно растут, духовно обогащаются. Исследовательница творчества писателя О. Пелымская справедливо отмечает: «Во многих рассказах Н. Устиновича человек раскрывается у решающей черты, где характер его проверяется на излом и на прочность».
Писатель ставит героев своих произведений в сложные, часто трагические ситуации, когда человек не может солгать, когда его суть проявляется обнаженно и четко. Это один из важнейших приемов психологического анализа у Н. Устиновича.
Оказавшись с другими геологами на несколько часов в замерзшем шурфе, разоблачает себя Антон Дергачев из рассказа «Пуд соли» — он потихоньку от товарищей съедает припасенные на всякий случай сухари. Бросает в тайге человека Тимофей Кислов («Отверженный»). Однако большинство героев Устиновича с честью выходят из самых сложных, самых опасных положений, в такие минуты душа их раскрывается самыми светлыми гранями.
В творчестве Устиновича важнейшее место занимает природа. Вот одна из ранних миниатюр «Аромат земли»: «Буйно кустится трава, шумит зелеными ветвями лес. К солнцу тянутся клейкие побеги. В воздухе плавает тонкий запах цветов и черемухи. Дикие валуны покрываются мохом, колья пускают корни, на мертвом валежнике растет молодняк… Все живет, суетится, борется. Все молодо, сильно, весело. И все это тонет в пьянящем аромате плодородной земли, в сладком запахе ее соков.
Я брожу по полям, по лесу, и мое сердце, хмельное от весеннего угара, бьется в унисон с миллионами жизней в разных ее формах и проявлениях. И я счастлив, как счастлива молодая, вновь рожденная земля!»
Н.С.Устинович прославляет в мире животных верность, товарищество, взаимопомощь. Символом этих качеств давно стали лебеди. Одним из любимейших произведений писателя стал рассказ «Лебединая дружба». Это трогательное повествование о лебеде, который остался зимовать на севере, так как его подруга, повредив крыло, не могла улететь; от лютой пурги птицы прячутся в камышах, но всё-таки замерзают. Раздумывая о том, почему не улетел здоровый лебедь, бакенщик, сочувственно наблюдавший за птицами, сам себе отвечает одним словом: - Дружба!..
Это произведение типично для писателя, который главную свою задачу видит, конечно, не в изображения особой жизни меньших братьев – животных и птиц, а в анализе человеческой души. История лебединой дружбы в рассказе – это высокий нравственно-этический идеал, к которому «примеряется» человеческий характер.
Время уносит в вечность нашу память, стирает из неё некоторые события и факты, в том числе и из жизни известного писателя, певца природы Николая Станиславовича Устиновича.
Я надеюсь, что книгам этого писателя суждена долгая жизнь. Их нравственная ценность очень велика. Любовь к природе, пронизывающая каждую строку автора к нашим меньшим братьям, обилие тонких наблюдений над жизнью растительного и животного царства помогают воспитанию патриотов Сибири, любящих и оберегающих природу, способных мужественно преодолевать трудности.
По случаю 100-летнего юбилея писателя его земляки вновь возвратились к его творческому наследию, его личности, его любви к людям, природе и его огромной доброте, нашедшей отклик во всех его литературных произведениях. Но как же хочется чтобы о нем вспоминали не только раз в пять лет накануне юбилеев, а постоянно. И это не должно быть застывшей памятью. Личность должна жить, ее творчество – рождать сотворчество, ее идеи – осуществляться...
В определенной мере нам в Нижнеингашском районе пока удается такая живая память.
1. Устинович Н.С. След человека: Рассказы, письма/сост.Н.Н.Устинович.
Красноярск: кн. изд-во,2002.-256 с., ил.
2. Малютина А.И. Н.С.Устинович. Красноярск: Кн. изд-во, 1979.-128 с., ил.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края: кн.2.-
Красноярск: издательские проекты, 2005 г..-448 с., ил.
4. Истоки. Литературно-художественный и публицистический журнал, 2012,
№ 19, 180 с., ил.
5. Антонова Л. Свет человека: Дети открывают Устиновича. - Победа, 2012.-20
июля.
6. Рупп И.Л. Все краски праздника: 100-летие Н.С.Устиновича. - Победа,
2012. – 1 июня
7. Енцова Л.А. Свет человека. – Победа, -2012.-15 июня.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»