Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Опаленное детство


МБОУ « Козульская средняя общеобразовательная школа №1».

Выполнила: Вениченко Алёна Алексеевна

МБОУ «Козульская средняя
общеобразовательная школа №1».

Руководитель: Домрачева Римма Леонидовна.
учитель географии.

Козулька. 2012.

Цель: изучение истории военного детства двух женщин, которые в годы войны были детьми, в разных регионах нашей страны.

Объектом исследования являются истории жительниц нашего поселка, чье детство прошло в страшные годы войны, в зоне оккупации и в тылу.

Актуальность.
Сегодня, дети войны становятся последними свидетелями того страшного периода для нашей страны. Знать и сохранить для истории правду тех лет наш святой долг.

Практическая значимость.
Мы должны знать историю людей, которые нас окружают, как много им пришлось пережить, какую трудную и нелегкую жизнь они прожили, ценить важность этих событий.

Содержание

1.Вступление.
2.История детства Котовой Н.И.(Лебедевой).
3.История детства Дацюк Ш.Г. (Ахметовой)
4. Заключение.
5. Использованные источники .
6. Приложение.

1. Вступление

С каждым годом все дальше в историю уходит Великая отечественная война, все меньше остается ветеранов , которые бы могли рассказать о страшных событиях тех лет. Но остаются еще те, кто был ребенком во время войны, они последние свидетели, могут рассказать нам о войне глазами детей. В своей работе я хочу рассказать о судьбах двух девочек одного возраста, которых война застала на разных территориях ,но как много общего в пережитом! Одна оказалась на территории оккупированной немцами, другая далеко от линии фронта в тылу. Но война лишила детства обоих, подвергнув их суровому испытанию, заставив пережить голод, холод, непосильный труд, испытать горечь утраты близких. Как мало мы, знаем о тех, кто рядом с нами живет на одной площадке, на одной улице. Каждый пожилой человек рядом с нами свидетель истории нашей страны!

«Война в жестокой слепоте своей соединяет и несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.

Дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, пыль дома и горят детские кроватки. Потому что и сегодня хочется кому-то большой войны, вселенской Хиросимы, в атомном огне которой дети испарялись бы, как капли воды, засыхали бы, как страшные цветы.

Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной?» (из книги Светланы Алексиевич «ДЕТИ ВОЙНЫ».)

2.История детства Котовой Н.И.(Лебедевой)

Котова (Лебедева) Нина Ивановна родилась12.12.1934г. в д. Желтавцы Оленинского р-на Калининской (ныне Тверской) области в 60 км от г. Ржева.(См.Приложение.)

«Деревню немцы оккупировали в начале зимы 1941г. С самого начала войны отец – Лебедев Иван Степанович был мобилизован на фронт. И мать – Лебедева Домна Кузьминична осталась одна с 4 детьми- старшая Нина (1934), Рая (1936), Анатолием (1938), и маленькой годовалой Людой . И в каждом доме поселились ненавистные «квартиранты». Дети жили на печке , мать за печкой, а оккупанты чувствовали себя полными хозяевами. В конце зимы район стал похож на чистилище. Обозленные, измученные холодной зимой немцы, гонимые советскими войсками стали отступать. Засобирались и гости нашей деревни. Взрослых, в том числе и мою маму, Домну заставили рыть окопы для линии обороны. А я с тремя маленькими детьми осталась одна. Все дома фашисты подожгли, детей , стариков правда вывели из домов. Деревня полыхала, и дети побежали спасаться к окопам. Свистели пули, но это было не страшно , казалось, что это летят мухи. И чудом мы добрались до спасательных окопов. Пришли советские солдаты деревню освободили. Детей вывозили в г. Калинин. При переезде машина попала под бомбежку, младшую Люду ранило, она умерла. А нас троих оставшихся распределили по разным детским домам. Меня в с. Павлово Ярославской обл., Раю- в Кесаву Гору, а Толика в Калинин. У меня 2 свидетельства о рождении в детском доме в 1943 году мне выдали новое свидетельство (См. Приложение.). В детском доме пошла в школу.

Вернулась Домна Кузьминична в свою деревню – все сожжено дотла, детей нет и неизвестно где они. Начались долгие мучительные поиски. Только через 3 года отыскала Домна Кузьминична меня, позже- Раю, а Анатолий был уже взят на воспитание другой семьей и ей пришлось отсуживать сына. До конца войны жили в деревне Высокое в семье у сестры Домны Кузьминичны-Анастасии большой дружной семьей в 10 человек. Картошку варили в гильзах от снарядов, но делили все поровну. Как все в тот период жили трудно, в основном питались травой.
В 1953г закончили Торжокское мед.училище и проработала мед. сестрой до 2000г.в нашем поселке Козулька.

В след за сестрой Лизой, которую после окончания аграрного техникума по распределению отправили осваивать Сибирские просторы. Я вместе с мужем и сыном тоже отправилась за романтикой, где и остались по сегодняшний день.»

3. История детства Дацюк Ш.Г. (Ахметовой)

Дацюк Шакира Гатиновна родилась 01.01. 1935г. в деревне Нижние Чершилы, Шугуровского р-на, Татарской АССР.

« Когда началась война, в 1941осенью отец ушел на войну, тогда я пошла в 1 класс, осень была сырая, хмурая, казалось природе тоже не нравилось то ,что происходит. В школе хорошо топили, было тепло, я любила ходить в школу. В школе была одна книга на весь класс. Первый год еще давали тетради. Во 2-м классе из сельсовета дали старые бумаги, писали сажей, зеленкой, свеклу пробовали вместо чернил, но она быстро засыхала, сажа тоже долго не держалась, и на следующий день снова писали на тех, же листах. В 3 классе было несколько учебников, у ребят от старших в семье. Первые два класса я ходила с тряпочной сумкой, которую сшила мама, а потом мой младший брат, который тоже без дела не сидел, смастерил мне деревянный портфель. Учителя были хорошие, но каждым годом становилось тяжелее. Мама растила нас одна, а нас было четверо, младшая сестра умерла в 1944г. Была корова, куры, но ни молока, ни яиц не видели, все нужно было сдать в качестве продовольственного налога. Самое страшное было, когда немец подошел к Москве. Обязали спать одетыми с вещмешками, каждую ночь приходили, проверяли, спим мы одетые или нет, чтобы по тревоге могли уйти в лес, это длилось неделю. Дом был большой, соседи приходили в наш дом на вечерку, вязали, пряли, приносили по ложке керосина, чтобы жечь лампу. Хлеба не было. Весной, лопали гнилую картошку, которую толкли в ступе, пекли лепешки, ели, потом переходили на траву, пучки, медуницу, крапиву, лебеда была нашим «спасителем»- самая вкусная. С той поры я не люблю и ни ем щи из крапивы, все это напоминает то время. Чай пили заваренный травой. Вместо сахара иногда была сушеная сахарная свекла, но её тоже надо было сдавать. Отец погиб на территории Германии 26.01. 1945. Было тяжело, приходила помощь, давали солдатские ботинки, за погибшего отца пенсия на 3-х детей 38 руб. Мама работала в колхозе. Я доила корову, потому что мама рано уходила на работу доила с 8 лет, вязала носки, чулки, рукавицы соседям, за работу давали два вареных яйца. Обувь заменяли лапти. Для фронта сушили картошку ,10 кг каждому двору нужно было сдать. Училась в школе до 5 класса. В школе на всех были лыжи, ходили каждую зиму, физкультуру любили больше всего. Во время войны для стирки варили щелок, руки от него не заживали, мыла не было, а моя задача была стирка. Мама в 1946г. заставила бросить учебу, идти работать в колхоз. Мне было 11 лет. Зимой собирали по дворам золу, чтобы посыпать поля вместо удобрений. Парни на подводах, девчонки ведрами. Летом на покосе собирали граблями сено, пропалывали пшеницу, рожь, в ручную. Потом стало немного легче, потому что мы росли. Но учится уже не пришлось.

Самое тяжелое - это голод, нищета. Очень обидно было, когда не вернулся отец, там, где отцы вернулись им было полегче. Мама обиду вымещала на нас. Работали в колхозе, домой спать не пускали, спали в поле, всю летнюю страду.

Однажды, чтобы посмотреть кино «Тарзан» сломали молотилку, на следующий день, нас сильно ругали, наказали, а было нам всего по 14 лет, такие же подростки, как и сегодняшние. Один раз мама заболела не пошла на работу, давали 100 гр.муки за рабочий день, муки не получили, в тот день мы легли голодными. Так как я была старшей, жаловаться мне нельзя было, братья были на два и четыре года младше, так я научилась преодолевать трудности, терпеть. Война, голод, научили нас многому. Главное, чтобы не было войны, чтобы дети никогда не испытывали беды и горя.»Я никогда не думала о том, что мне досталось больше чем другим, была война, которая испытывала всех. Мы просто были детьми. И когда накануне юбилея Победы меня вместе с другими пригласили на комбинат «Чулым», где я проработала до ухода на пенсию, в качестве ребенка пережившего войну на открытие памятного знака, была очень растрогана проявленным вниманием. Впервые мне напомнили, что мы живые свидетели прошедшей войны и нам тоже есть, что рассказать.

4.Заключение

Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.

«У каждого из нас своя военная судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения. Мы - дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года», - говорят сейчас наши ветераны Великой Отечественной войны.

Детство кончилось и у женщин, рассказавших свои истории, в полной мере принявших и испытавших на себе груз лихого времени. Мне ученице, которая сейчас старше их тех маленьких, напуганных, голодных трудно даже представить всю тяжесть испытаний. Велика сила духа человека, даже такого маленького, беззащитного, они выжили, выросли, продолжили дело своих родителей и создали для нас все условия, окружив всех заботой, теплом и вниманием. Любимая фраза этих женщин «лишь бы не было войны», звучит особенно, предупреждающе, для нас сегодняшних, чтобы помнили, ценили, хранили и оберегали все , что отстояли такой ценой. «Последние свидетели войны» хотят одного мира для всех людей и детей, чтобы страшная война 1941-1945 действительно была бы последней.

История двух женщин – это история нашей страны, рядом с нами много пожилых людей, которых также испытала на прочность жизнь, в разных ситуациях будь то война, восстановление разрушенного хозяйства, освоение целины и т.д. В отличие от нашего поколения они не жалуются на пережитые трудности и не ищут виновных, так было и все. Как многому мы можем научиться у тех, кто рядом! Мы многого не знаем, и не узнаем, если останемся равнодушными к судьбам людей, которые живут рядом с нами.

Мы живы, пока мы помним!

5. Использованные источники

1.Воспоминания жительниц нашего поселка.(Котовой Н.И. , Дацюк Ш.Г.)
2. Материалы семейных архивов.

6. Приложение


Фотография, сделанная перед войной в деревне, будущая свекровь Котовой Н.И.


Первая фотография после войны. Котовой Н.И.


Домна Кузьминична и ее сестра Анастасия. Вместе пережили оккупацию и спасли своих детей.


Дацюк Ш.Г. с младшими братьями первый снимок после войны 1949г.


Дацюк Ш.Г. 15 лет. Война позади.


Дацюк Ш.Г. 1951г. Впереди мирная жизнь.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»