Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История одного экспоната - газета «Искра»


Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю

Исследовательская работа

Автор:
Андриенко Андрей
ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России
по Красноярскому краю,11класс.

Руководитель работы:
Еремкина Наталья Ивановна,
Куцепалова Лариса Анатольевна

2013

Введение

Тема исследования - «История одного экспоната - газета «Искра».

Предмет исследования - революционная газета «Искра» и ее роль в истории страны.

Объект исследования - проведение поисково - исследовательской деятельности, позволяющей более полному описанию экспоната школьного музея.

Цель исследования - история создания газеты и появления ее в качестве экспоната школьного музея.

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать исторический материал, касающийся издания газеты «Искра»;
2. прочитать и проанализировать текст газеты;
3. определить место издания газеты;
4. изучить вопрос, каким образом газета оказалась экспонатом в школьном музее.

Мотивация выбора темы - обусловлена тем, что мне хотелось более полно изучить экспонат школьного музея, рассказать об этом своим ровесникам.

Актуальность темы - заключается в том, что в условиях развития современного демократическогои информационного общества, многопартийности в России, важным остается деятельность средств массовой информации.

Практическая значимость - это исследование о малоизвестной сейчас для современной молодежи газете, деятельности В.И.Ленина по созданию газеты «Искра».

Гипотеза - я предполагаю, что газета «Искра» сыграла большую роль в политическом просвещении народа и переустройстве российского общества.

Основная часть

Являясь в школьном музее экскурсоводом, я обратил внимание на то, что очень многие гости нашего музея, в том числе иностранные, больше всего интересуются одним из экспонатов - газетой «Искра» за 1900 год выпуска и тем, как она оказалась в нашем музее.

На вопросы гостей я отвечал, что газету подарила нашему музею учитель истории школы Канской воспитательной колонии, а ныне находящаяся на заслуженном отдыхе и проживающая в Нижегородской области Базыльчук Светлана Васильевна, больше я ничего не мог сказать по этому вопросу.

Ценность экспоната мне была непонятна, хотя постепенно захотелось узнать о том, что это за газета, что в ней написано, где она была издана и как она сначала попала к Базыльчук С.В., а затем и в наш музей.

Свое исследование я начал с поиска материала в Интернете, исторической литературе и выяснил, что газета «Искра» - детище В.И.Ленина, социал - демократической рабочей партии, издавалась за границей, в Германии и Швейцарии, так как деятельность партии РСДРП была признана незаконной в царской России, партийцы подвергались гонениям и арестам.

Редакция «Искры» работала в Мюнхене. Её членами были Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Засулич, Парвус и Потресов. Первый номер газеты вышел в Лейпциге к 11 (24) декабря 1900 года. Начиная со второго номера газета издавалась в типографии, находившейся на квартире Парвуса. До 1902 года газета издавалась ежемесячно, а с 1902 — каждые две недели. Тираж составлял около 8 тысяч. В апреле 1902 года, после того как германское правительство запретило издавать газету на своей территории, редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а в 1903 году в Женеву.

Так я выяснил, почему немецкие и швейцарские делегации, побывавшие в нашем музее, больше всего интересовались газетой, ведь именно у них в странах, в типографиях, где печаталась газета, сейчас находятся музеи, и, несомненно, название «Искра» делегатам хорошо знакомо.

Мне показалось очень символичным еще и то, что идею создания РСДРП и ее печатного органа Ленин разрабатывал в сибирской ссылке, в селе Шушенском, в течение 3 лет.

После окончания ссылки Ленин посетил Уфу, Москву, Петербург, Н. Новгород, Самару, Сызрань, Подольск, Ригу, Смоленск для установления связей с социал-демократами и ознакомления их со своим планом.В апреле 1900 Владимир Ильич провёл Псковское совещание, на котором был одобрен его «Проект заявления редакции «Искры». После совещания Ленин проделал большую работу по организации повсеместной сети корреспондентов будущей газеты. В июле 1900 в Швейцарии Ленин начал переговоры с группой «Освобождение труда», совместно с которой было решено издавать газету. Он справедливо считал, что начать строительство партии нового типа следует с постановки общероссийской нелегальной политической газеты.

Эта газета призвана была стать главным средством идейного и организационного сплочения всех революционеров и народа в борьбе против царизма.

Газета «Искра» должна была пропагандировать учение Ленина и организовывать рабочее и демократическое движение. Главная ее задача - стать коллективным пропагандистом, коллективным агитатором и коллективным организатором.

Это и сейчас звучит актуально, так как СМИ, в частности печать, в современном мире имеет те же функции.

Второе, что я захотел выяснить, что за текстовый материал содержится в газете. Читать пришлось с трудом, так как он написан дореволюционным языком и устаревшими буквенными символами, а, как известно, после победы революции 1917 года в России шрифт был изменен на современный. Тем не менее, в газете я прочел, что В.И.Ленин идейно критикует всех тех, кто неверно трактует его социалистические идеи, кто принижает роль и значение рабочего класса в борьбе с царизмом, считая, что рабочие забитые и недалекие люди, и что у них нет хорошо сформированного политического сознания.

Газета разоблачает систему полицейского гнета и капиталистической эксплуатации народа тогдашней России. Материал содержит призыв к рабочему классу и крестьянству бороться за свои права и свободы, свергнуть монархию и установить демократическую республику.

В целом, главная мысль мне показалась довольно правильной, ведь и сейчас простые люди в нашей стране живут довольно тяжело, а с уроков истории я знаю, какая нелегкая жизнь была у народа до революции.

Что мне, современному молодому человеку, показалось еще интересным, что в то время Ленин использовал страницы газеты для политических дебатов со своими оппонентами.

Я узнал, что в следующих номерах газеты «Искра» публиковались и работы Ленина, и программа РСДРП.

Велика была заслуга газеты в пропаганде и внедрению в рабочее движение таких форм борьбы народа за свои права как, демонстрация, стачка, митинг.

Для помощи редакции «Искры » в России первоначально были созданы 3 группы содействия: южная (в Полтаве), северная (в Пскове), восточная (в Уфе). Они получали и распространяли газету и другую литературу, собирали деньги, посылали корреспонденции, организовывали явки, устанавливали связи с рабочими, отдельными социал-демократами, различными организациями. Затем был создан опорный пункт в Москве, возникли искровские группы в Киеве, Баку, Кишинёве и др. городах. В Россию «Искра» (печатавшаяся на тонкой бумаге) переправлялась: через скандинавские страны ‒ в Архангельск, через Кёнигсберг в Каунас, через Львов в Киев, через Румынию, Болгарию в Одессу, через Александрию в Херсон, через Марсель в Батуми, из Вены через Тебриз (Тавриз) в Баку. Способы транспортировки ‒ в чемоданах с двойным дном, в переплётах книг, в непромокаемых мешках, в бочках, которые сбрасывали с пароходов в русских портах и затем вылавливали, и т. п.

Были организованы 3 подпольные типографии ‒ в Кишиневе, Умани и Баку (так называемая «Нина»), которые перепечатывали отдельные номера «Искры» и материалы газеты, тиражи достигали 10‒12 тыс. экземпляров. Редакция установила контакт почти со 100 городами и населёнными пунктами. Небольшие искровские группы возникли во многих городах страны. В 44 номерах газеты, вышедших до 2-го съезда РСДРП, помещено около 500 корреспонденций рабочих из Петербурга, Москвы, Центрального и Южного промышленных районов страны. Постоянными отделами в газете были: «Из партии», «Из нашей общественной жизни», «Хроника рабочего движения и письма с фабрик и заводов», «Из деревни», «Иностранное обозрение», «Почтовый ящик».

Я был удивлен размахом деятельности редакции газеты.

Примечательно то, что газета «Искра» не была бесплатной. Местные российские социал-демократические организации выкупали часть тиража (правда, не всегда оплачивали покупку).

Создатели «Искры» (и партии, кстати) обладали достаточным интеллектом и литературными способностями, чтобы самостоятельно писать серьезные статьи, не прибегая к помощи каких-либо пиарщиков или нанятых журналистов. Многие ли нынешние партийные лидеры обладают такими способностями?...

«Искра» явилась выразителем революционных задач новой исторической эпохи. Эпиграфом газеты были слова, взятые из ответа декабристов А. С. Пушкину: «Из искры возгорится пламя». «Искра» разносторонне освещала внутреннюю жизнь России. Газета помогала рабочим, крестьянам, передовой интеллигенции правильно разобраться в событиях, происходивших в стране, воспитывала боевой, революционный дух, стала трибуной всенародных обличений самодержавного строя. «Искра» обратила серьёзное внимание на партийную работу среди крестьян и солдат, боролась с национализмом, национальной рознью, национальным гнётом, колониализмом, выступала пламенным проповедником идеи пролетарского интернационализма. Газета поддерживала и пропагандировала передовую демократическую культуру, осуществляла связь революции и прогрессивной литературы. Большое внимание газета уделяла важным событиям международной жизни, особенно международному рабочему и национально-освободительному движению. Вот какой материал, печатавшийся в «Искре», мне удалось найти:

Из корреспонденции со ст. Тихорецкой:
«Казаки, с обнаженными шашками и нагайками, врезались в лежащую груду людей, давя их копытами и рубя направо и налево. Рабочие голыми руками пытались защищаться, но все было напрасно: на месте бойни осталась масса отрубленных частей тела, куча раненых. В бегущую толпу дано несколько залпов. 5 убито, 17 тяжело ранено. Двое убиты так: один рабочий нес на коромысле два ведра воды домой: казак прицелился в несчастного и убил его наповал, а затем и жену, выбежавшую спасать мужа. Затем начался грабеж... Одна женщина пыталась оборонять свое добро: ей рассекли шашкой живот». «Казаки неистовствовали, как звери, врывались в дома рабочих, били всех — детей, женщин, стариков грабили. В одной квартире на полу найден ребенок, пригвождённый кинжалом»...

Из корреспонденции из Таганрога:
«Начальник Таганрогского округа Кадников вместе с своим помощником занимается торговыми операциями. Он покупает десятками тысяч пудов уголь на рудниках, и ему, как начальнику (курсив мой. П. Л.), делается скидка в 2—3 коп.с пуда против рыночной цены угля, и этот уголь продает на заводы вверенного ему округа по цене копейки на две выше рыночной цены». «Подведомственные начальнику округа полицейские чины — заседатели, надзиратели, урядники и пр. поступают уже гораздо проще: они ежемесячно от заводов и рудников получают жалованье и в получении такового расписываются, и с ними уже проще поступают; им платят и говорят приблизительно следующее: смотрите, никаких затруднений руднику не причинять, сор из избы не выносить, а то жалованья лишу и начальнику округа сообщу, — он вас уберет».

Из корреспонденции из Петербурга:
«Мучительно долго тянутся часы, когда приходится стоять перед пустыми тисками. Отойти нельзя; присесть невозможно: мастер пользуется всяким предлогом, чтобы потянуть к рассчету. Рабочий чувствует себя так, как будто он провинился в чем-либо перед мастером. Он не смотрит в глаза мастеру, он знает, что он не нужен более, что он бессилен, что мастер может, как ему угодно, издеваться над ним. Расценки понижаются: не выработаешь и половины прежней получки... А фабричным еще труднее: рвется гнилая нитка, ноет грудь от вонючей пыли, а выработаешь в месяц 8—6 рублей, иногда четыре, иногда еще меньше. Питаются одним «постным» чаем с черным хлебом, — хорошо, если можно луком скрасить эту, не идущую в рот, пищу. Но и здесь за воротами стоят кучами оборванные ткачихи, ожидая мастера, чтобы просить у него, как милости, хоть какой-нибудь работы. Исхудалые девушки просят у своих прежних товарищей «Христа ради», с завистью провожая их глазами до ворот фабрики».

Из корреспонденции с Урала:
«Впервые переживаемый Уралом острый кризис, сводящий заработок рабочего к голодному уровню 7—9 коп... и выкидывающий сотни и тысячи рабочих на улицу в распоряжение голодной смерти, ставит перед каждым рабочим мучительно неотвязный вопрос — как быть? Что делать?

Экономический террор, старое средство борьбы уральских рабочих, и теперь, конечно, употребляется еще в больших размерах — чуть ли не каждую неделю слышишь, что на том или другом заводе пущены в ход поджог, пуля, динамит или бомба... Но рабочая масса начинает сознавать, что этой борьбой отдельных лиц против отдельных проявлений гнета она не может хоть сколько-нибудь улучшить свое положение, как не избавились от голода алапаевские крестьяне и рабочие своим одиночным нападением на заводское имущество.

Действовать не в одиночку или разрозненными кучками, а всем вместе, дружно и солидарно — это первый урок, полученный уральскими рабочими от безработицы и кризиса.

Но что же делать? Просить? И рабочие обращаются с просьбами ко всем власть имущим, начиная с мелких полицейских властей как в Нижне-Салдинском заводе, и кончая... архиереем, как на Верхне-Уфалейском. Темные, напрасные надежды! Мелькает, как последняя надежда, стародавняя, времен крепостного права, надежда на самого на царя... И после полиции и администрации, после заводоуправления и архиерея, рабочие Соринского округа отправляют телеграмму царю, жалуясь на понижение на 20% заработной платы, требуя «хлеба и работы».

Время идет, растет голодная армия безработных, растут болезни и смерти (одних больных инфекционными болезнями в Пермской губернии было 13.800, в Уфимской губернии умирает 56% детей), призрак голодной смерти встает пред истомленным рабочим... А помощи все нет ниоткуда, ни от кого, ни от царя небесного, ни от царя земного...

И мучительно долгим путем вырабатывается в сознании рабочего убеждение, самопроизвольное или под влиянием неведомыми путями распространяющихся идей: «Если не могут нам помочь царь небесный и земной, так остается нам сами о себе помышлять.

Не просить, а требовать! Не жаловаться, а бороться! И бороться не стачками – на Михайловском заводе рабочие забастовали, но управление закрыло завод, и рабочие разбрелись, кто куда в поисках работы…

Не нужно экономической борьбы. Нужна революция». Это отрывок из письма осужденного на каторгу уральского рабочего Киселева, напечатанного в «Искре».

Газета своими статьями оказывала большое влияние на политическое сознание читателя и поднимала его на борьбу за свои права.

Самым сложным в исследовании узнать, как газета оказалась у Базыльчук С.В.? Для этого мне пришлось вместе с научным руководителем позвонить Светлане Васильевне. Мы выяснили, что газета «Искра» перешла по наследству Светлане Васильевне от ее отца - Кузьмичева Василия Ивановича, коммуниста, который работал главным редактором газеты «Власть Советов» в городе Гороховец Владимирской области. А вот как она оказалась у отца, Светлана Васильевна, к сожалению, не знает, но предполагает, что была просто подарена ему каким- то человеком.

Вот какой длинный путь проделал наш экспонат, прежде чем оказаться в школьном музее Канской воспитательной колонии!

Заключение

Таким образом, я завершил свое исследование. Все поставленные перед собой цели и задачи выполнил. Было приятно узнать, чтов настоящее время такое же название носят ковровская, интинская, лысьвенская, кунгурская, орловская и запорожская газеты. В СССР были выпущены почтовые марки, посвящённые газете. Имя газеты носит Искровский проспект в Санкт-Петербурге. Нашему экспонату 112 лет, но он в отличном состоянии, как, впрочем, и другие предметы нашего музея, ведь создавались они на совесть. Название газеты «Искра» и во мне зажгло искорку познания чего - то нового, интересного, полезного, что я могу рассказать своим ровесникам.

Список литературы

1. Волин М.С. Ленинская «Искра». М., 1980.
2. Костин А.Ф. Создание партии большевиков. М., 1982.
3. История России. Под ред. И.А.Федосова. -М. Высшая школа, 1999.
4. Переписка В.И.Ленина и редакции газеты «Искра» с социал - демократическими организациями в России. Сб. документов. М., 1989.
5. Ушаков А.В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. М., 1984.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»