КОНКУРС
исторических исследовательских работ
старшеклассников
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
РОССИЯ ХХ ВЕК
Человек и малая родина
Букотина Елена
Ученица 11класса МКОУ Суриковской СОШ
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
МОУ Суриковской сош
Гусева Елена Викторовна
Аннотация работа представляет собой исследование истории деревень Бирилюсского района Камышовки, Панково, Уланово. Работа построена на воспоминаниях бывших жителей этих деревень и данных районного архива.
Бабушка и дед Наливайко Александр Иванович и
Валентина Семеновна с мамой
«Скажи мне бабушка, а где теперь твоя деревня?»- спросила я рассматривая старые фотографии. На них совсем еще молодая бабушка держит на руках мою маму, ребенка лет трех. А стоя они на фоне бревенчатого дома, а бревна не обхватишь руками. Я удивляюсь дом построен вручную? Как можно ручными пилами спилить ТАКИЕ деревья? Как их вручную можно сложить в избу… И где теперь те дома-избы?
[1] Актуальность темы объясняется тем, что 2014 год - юбилейный год для Бирилюсского района. В этом году исполняется 90 лет со дня образования района. Большое внимание уделялось изучению истории нашего района : деревень, сёл, людских судеб, поэтому и работа отображает историю нашей малой Родины.
Предмет исследования – история исчезнувших деревень Бирилюсского района
Цель работы – восстановить историю исчезнувших деревень Бирилюсского района
Задачи исследования:
Изучить имеющиеся архивные документы, фотодокументы, дополнительную литературу,
воспоминания жителей деревни, находки с места бывших деревень.
Выяснить:
а) происхождение названия деревни;
б) к каким территориальным единицам она относилась;
в) численность населения в разные годы существования.
3. Описать хозяйство и быт.
В Бирилюсском районе мы, удмурты, появились в начале XIХ века, после столыпинской реформы, когда в Сибирь ехали самые бедные или отчаянные, надеясь на лучшую жизнь и землю.
От Козульки в сторону Пировска был построен переселенческий тракт[2]. Несколько в стороне от него на высоком берегу речки Никишанка в 1912 году появилась небольшая удмуртская деревушка Каташева.
Как и все переселенцы, мы сначала сроили полуземлянки, а затем ставили дома, корчевали под пашню таежные гари. Мы не жалели ни сил, ни здоровья: на новом месте нужно было все начинать с нуля. Ничего не было: ни лопат, ни пил, ни досок, ни кирпича, даже гвоздей. За раскорчевку десятины (1,09 га) государство платило 100 рублей. Но таежные почвы неплодородны , они быстро истощаются. …
Мой дед Леконцев Иван Васильевич и его жена Анастасия Яковлевна были переселенцами из Удмуртии. Они приехали в Каташево в 1911 году, у них было три сына: Семён, Василий и Фёдор. Кроме семьи моего деда в Каташево заселялись другие семьи.
Русские – Сахаровы, Корчмиты, Десяткины, Ильины, Клиновы.
Удмурты – Широбоковы, Зизяновы, Рычковы, Радычины, Шкляевы, Васильевы, Леконцевы, Григорьевы, Ложкины, Халеевы, Аверкиевы, Яковлевы, Галичанины, Корепановы, Турченко, Агафоновы, Князевы и Минаевы.
К 1934 году « земля родить перестала завсимь(совсем) И пришла дирекция из верху: надо идти и колхоз строить [3]». «Нашли место на большой гари за Суразовкой, там где еще лет 20 назад Сугак Яков устроил пал. Часть площадей заняли жители деревни Уланово.»[4]
Километрах в четырех от Верхнего Суразова (деревня Пчелы) в 1934 году началось строительство новой деревни.
Пока не раскисли дороги, каташевцы раскатывали дома и по два, а то и по одному бревну везли 12 километров до Давыдова, 7км. до Суразова и 4км. до нового места. Его обживали до самой войны. На гари летом все было ярко-розовым от цветущего кипрея. Бока у скота становились липкими от меда.
Урожай на новом месте был хорошим. Новую деревню назвали Камышовкой, а колхоз Имени Димитрова. Известно, что революционеров Димитровых в Красноярском крае было четыре брата, но по имени какого брата назван колхоз так и осталось загадкой. Ни старожилы, ни районный архив не помогли разъяснить загадку.
Скоро последнее название стало употребляться чаще. Так Камышовку переиначили в Димитрово. Но некоторые старожилы, считают, что Димитрово было расположено на одном берегу пруда, а Каташево на другом.
Моя бабушка Леконцева Анастасия Тимофеевна
Кроме каташевцев, на новое место приехали удмурты из деревень Яшкина, Кучугура, Тулата.
Нашли одного кулака – Федора Игнатьевича Галичанина. Семья Галичаниных считалась знахарями, они не только скот умели лечить, но и людей. Свои знания они передавали из поколения в поколение.(Меня в возрасте 3-х лет лечил правнук Галичаниных. Курсив автора).Все имущество у него отобрали и передали в колхоз. А его самого выслали с семьей.
В деревню ссылали раскулаченных. А.П. Малых впоминает: « Мама рассказывала. Нас сослали из Ижевска сначало в Тулат, а потом в Димитрово. Дед успел забрать солдатский сундучок, знаете, какие у солдат царской армии были. В этом сундуку лежали деньги царские бумажные и золотые монеты.Дед спрятал сундучок под крыльцо: выгонять будут всяко захватить успеешь! А крысы прогрызли его! И бумажные деньги по краям обгрызли. А золотые монеты страшно было кому-то показывать или менять. Так вот братья мамы их на самогон меняли, но сначала плавили..»
К 1939 году в деревне было два единоличных хозяина, это семья Халеевых и ?
В 1939 году, в ноябре, была открыта школа. В октябре дети учились еще в Каташевской школе, а в ноябре – уже в Камышовке
В Камышовке всегда была только начальная школа. И подросшие ребятишки маялись по квартирам. Дети учились в школе в деревне Междуречка. Жили на квартире у жителей деревни. На выходной день ездили домой, брали из дома продукты и хлеб на неделю. Камышовцы помнят поименно своих учителей: Нину Степановну Клинову, Анастасию Федоровну Ложкину, Екатерину Васильевну Крупскую, Михаила Даниловича Даньшина, Марию Андреевну Емелькину, Екатерину Васильевну Инякину, Алексея Семеновича Сандакова, Ситников Иван Егорович. Ситников занимался изучением орнитологией, и к нему со всей округи сносили окольцованных птиц, а однажды прилетел гусь закольцованный в Египте. Иван Егорович однажды встретил фламинго и чеграву, чучело фламинго хранилось в районном музее. Его мать, Анна Павловна, была фельдшером в деревне. Сибирский писатель Николай Устинович побывал в колхозе имени Димитрова. В сборнике «Таежные рассказы» он пишет о Иване Егоровиче Ситникове , рассказ называется «Учитель из Камышовки». [5]
Тяжело было обживаться на новом месте, но люди радовались удачному переселению, хорошему урожаю. Здесь, в Камышовке, стало выгодно заниматься пчеловодством. В колхозе появились пасеки, которые приносили хорошие доходы.
В деревню прибыл нарочный из Междуреченского сельсовета, он был очень взволнован и кричал: «Война! Война началась!». Война внесла свои изменения в жизнь Камышовки. Остались недостроенными дома, незагороженными огороды, пни на улицах. А основная рабочая сила – самые молодые и крепкие мужики – уходили на фронт.
Были призваны на фронт:
Шкляев Константин Яковлевич
Аверкиев Иван Егорович
Веретенников Михаил Константинович
Кузнецов Прохор Петрович
Яковлев Николай Тимофеевич
Перевозчиков Максим Николаевич
Широбоков Николай Павлович
Широбоков Михаил Павлович
Григорьев Михаил Федорович
Григорьев Федор Антонович
Аверкиев Николай Егорович
Галичанин Егор Игнатьевич
Галичанын Андрей Егорович
Зезянов Василий Дмитриевич
Зезянов Егор Дмитриевич
Веретенников Серафим Федорович
Гологеев Федор
Алексеев Афанасий
Десяткин Андрей
Десяткин Георгий Андреевич
Леконцев Василий Иванович
Леконцев Федор Иванович
Григорьев Сергей Антонович
Ефремов Николай
Клинов Семен Иванович
Корепанов Яков
Шкляев Аркадий
Агафонов Илья Васильевич
Ефремов Илья
Ефремов Павел
Перевозчиков Данил
Ложкин Павел
Галичанин Николай Игнатьевич
Григорьев Алексей
Перевозчиков Митрофан
Евдокимов Андрей
Захаров Семен
Остались в деревне старики, женщины и дети. На их плечи легли все заботы, колхозные и домашние.
Трудно жила деревня, но не голодала. Распахали несколько гарей, не сообщая о новых площадях в район, и потихоньку кормились урожаем с этих полей. В годы войны из других окрестных деревень ходили в Камышовку менять вещи на хлеб.[6] Но на димитровцев никто не доносил, так как удмурты придерживались строгого правила: пришел человек попросил - дай, не наживай себе врагов, а ты попросишь и тебе дадут.
Женщины и дети оказывали посильную помощь фронту: из шерсти овец вязали носки и варежки и варежки с указательным пальцем( чтобы не снимать во время стрельбы). А сами ходили в лаптях и ноги тряпьем обматывали старым. Резали картошку пластиками и сушили ее на печке, у каждой семьи была норма сдачи картошки. Потом приходили обозы и собирали продовольствие для фыронтасо всех деревень. Обозы шли через Петровку до Еловки.
В войну из Камышовки уходили не только на фронт, но и в трудармию, где было еще тяжелее. Леконцев Семён Иванович, мой дед, родился 14 сентября 1926 года. Во время Великой отечественной войны его забрали в трудовую армию, вагонного депо города Ачинск. По воспоминаниям моего деда: «Кормили очень плохо: в тарелке баланда - три-четыре кусочка кожуры от картошки и два-три шарика теста черного. Хлеба кусочек и вода горячая , с травой какой-нибудь или морковкой закрашенная, мы это чаем называли.» [7]
Вспоминает А.П. Малых: « Маму, Ельцову Евдокию Тимофеевну, с подружкой Селиверстовой Галиной Липатовной в 1941 году забрали в трудармию на реку Мана, они там грузили плоты с продовольствием. Работали там по 20 часов в сутки: таскали мешки с зерном, картошкой и т.д на плоты. Была с ними девушка одна, высокая сильная, крупная, так ей кинули на плечи мешок, а он 100 килограмм, и все внутренности у нее оборвались. Увезли ее в больницу, выжила? Мама не знает. Два года работала мама и подружка на Мане. И вот, в 1943 году, когда совсем голодно стало, решили они бежать домой. Добирались пешком, прятались, по дороге попадались хорошие люди, помогали, говорили: «Девчонки, попадетесь- расстреляют!» Но добрались до дома. Когда мама зашла в избу бабушка и прабабушка ее не узнали: кожа да кости. Выхаживали маму долго: сил хватило только до дома добраться. Спасли мед и молоко»
Закончилась война. Стали возвращаться фронтовики. Из 37 призванных вернулось лишь 9 человек: Григорьев Михаил,Григорьев Федор, Аверкиев Иван,Яковлев Николай, Десяткин Георгий Андреевич, Леконцев Василий, Леконцев Федо и Григорьев Сергей.
С трудом деревня залечивала раны. После войны сильно подняли налог на домашний скот : с одной овцы нужно было сдать 1.5 шкуры, обязательно свиную кожу, шерсть, масло нужно было сдать 9 кг 300 г с коровы, мяса – 53 кг , яиц – 75 штук, 3 центнера картофеля. За овец надо было тоже сдавать масло и полторы шкуры. Чтобы не платить налоги государству изобрели такой способ: выкапывали глубокое подполье в доме и опускали туда свиней и овец и кормили их там же. А кур держали дома в клетках. Коров выгоняли в лес на все лето и ходили их втайне доить. Платили еще налог деньгами, а за один трудодень в колхозе начисляли по 8 – 10 копеек.
В это время перестали пускать в дом соседей, выходили на улицу или во двор,
когда видели, что соседи идут. С соседями никто никогда не ругался- все жили
дружно.
И праздники отмечали вместе всем селом. Особенно любили праздник окончания
полевых работ. Его в деревне называли праздник русской березки. Наряжали березку
лентами, цветами самодельными бумажными и обходили с березкой все улицы с
песнями на удмуртском и русском языке. А потом ставили на улице стол, куда
каждая хозяйка несла свое угощение. На празднике много пели и танцевали под
гармошку. Парням и девушкам считалось стыдным употреблять спиртное, некоторые
пробовали спиртное первый раз у себя на свадьбе!
В деревню сослали военнопленного немца (фамилию забыли). По его чертежам построили зерносушилку, такой хорошей зерносушилки не было во всем районе(сгорела в 1970 году). Немец дружил с семьей Аверкиевых. Когда у Аверкиевых родился сын, его назвали в честь сына немца Рудольфом.
В 1954 году стали появляться дезертиры. Они обворовывали деревни, воровали мед на пасеке, зерно, скот. Еще в войну пропала в деревне Красная Елань девушка. Родные искали и не нашли. Когда организовали облаву в лесу наткнулись на землянку. Дезертир Л…( по просьбе рассказчиков не приводим полную фамилию. У них есть еще живые родственники…), на просьбу сдаться, он выстрелил в себя. Из землянки вышла женщина с двумя детьми. Она рассказала, что ее украл во время войны Л… и отвел в лес. Сначала грозил, что убьет, а потом сама боялась, что осудят и дети родились…
На территории села Камышовка располагались:
Контора колхозная ,фельдшерский пункт, телефон, школа, клуб, кузница, теплые мастерские, птичник, свиноферма, мельница, пруд рукотворный, кирпичный завод, магазин. В послевоенные годы в Камышовке построили детские ясли. Здание было двухэтажное, там работали Ельцова Евдокия Тимофеевна и Десяткина Татьяна Корниловна.
В начале мельница стояла на реке Суразовка в Володарке, водяная, затем, когда убрали птичник, на его месте построили новую мельницу ветряную . Первое электричество появилось у Леконцева Семена Ивановича, он купил движок, который он запускал, и свет был только в его доме, так как свет в деревне включали с 6 – 10 утра, и вечером с 18-22 часов.
Он же первым купил мотоцикл, вся деревня бегала смотреть на мотоцикл.
Местный радиоузел находился в доме моего деда Леконцева Семена Ивановича. В 70-е года появилась в деревне артель. Работники заготавливали дрючок, стойку для шахт, гнали пихтовое масло.[8]
Государство заставляло покупать облигации, чтобы повысить уровень жизни страны. Зарплату выдавали облигациями. Вспоминает А.П. Малых: « Мама не грамотная была принесла домой облигации и дала нам играть, мы с ними в магазин играли. Потом, когда государство стало выплачивать по облигациям деньги, их у нас уже не было- выкинули «бумажки»»
Колхоз до объединения был зажиточным, для скота были построены добротные строения, даже кони в зимние холода стояли в теплых стойлах, сено для скота находилось в крытом помещении. В колхозе было 6 пасек, которые давали мед, на пасеке работали Леконцев Василий Иванович, Григорьев Михаил Федорович, Клинов, Агафонов, Тимофеев.
В колхозе было дойное стадо коров, доярки сами снимали сметану, били вручную масло на маслобойне; выращивали телят, разводили свиней, был птичник, конюшня. Даже был свой небольшой кирпичный завод, где обжигали кирпич для своих нужд. Глину брали в горах, которые называли «Белые горы». Эти горы и сейчас видны с поезда, когда проезжаешь между Кытатом и Кипрейным.
После объединения с колхозом «им. XIX партсъезда», Димитровский колхоз впал в забвение: дойное стадо было угнано в Междуречку, в Камышовке некоторе время выращивали только телят. Лошадей тоже угнали в Междуречку, оставили лишь небольшой табун, птичник закрыли, забрали свиней, закрыли кирпичный завод. Народ стал разъезжаться, много семей уехали в Красноярск, Ачинск, позже, после объединения с колхозом им.Ленина, люди уезжали в Рассвет и Кытат.
После объединения колхозов в Димитрове колхозники в основном занимались заготовкой кормов для скота (закладывали силос, заготавливали сено, сажали картофель). Были свои посевные поля. Передовые позиции по обмолоту зерна из года в год занимал комбайнер Леконцев Семен Иванович, помощниками у него были Радыгин Петр Иванович и Корепанов Петр Михайлович.
В 1970 году в магазины стали привозить текстильные товары, для пайщиков они были бесплатные, т.к они платили взносы, а деревенские обменивали на что-нибудь. Однажды в продаже появились «дефицитные товары», деревенские жители таких еще не видели - гетры, и, чтобы купить своими дочкам пару оранжевых трикотажных гетр, Раиса Ивановна Леконцева несла целый мешок шерсти в Суразовку.
Воспоминания учительницы Кытатской средней школы Т.Чумаковой
«Летом 1979 года мы с друзьями поехали отдыхать на речку Суразовку. Наловили рыбы, наварили и наелись ухи. После чего кто – то предложил сходить в Камышовку. От речки до нее было километра два. Переговариваясь мы незаметно подошли к деревне.
Жуткая до слез картина предстала перед глазами. Мы шли по деревенской улице, как по кладбишу. Стояли дома, заборы, баньки. С виду все было хорошо. Но ни одной живой души: ни человека, ни кошки, ни собаки нам не встречалось. От ветра скрипели незапертые калитки. От этого скрипа по спине ползли мурашки!
Так мы прошли одну улицу, повернули на другую и увидели школу. Она голубела окнами и открытыми дверями. Зашли внутрь. Чистенькое уютное здание с голубыми партами, казалось, ждет ребятишек к 1 сентября – настолько все в нем было ухожено».[9]
Инвалид Григорьев Михаил Федорович на деревянной ноге и Леконцева Раиса Ивановна, моя бабушка. Они оставались в деревне до осени, и после уборки урожая их семьи должны были оттуда уехать. Леконцева Раиса со своей семьей уехали в сентябре 1982 году, и Камышовка прекратила свое существование.
Деревня Уланово получило свое название в честь первого поселенца Уланова Дмитрия Аверьяновича. Он поселился в 1918 году на отшибе, между соседними деревнями, где примерно в 1913 году Яков Сугак устроил пал., чтобы расширить посевные площади. Однако задуманному не суждено было исполниться.
Из воспоминаний дочери Якова Сугака Лобастовой Надежды Яковлевны.
«Якова Сугака в деревне Междуречка невзлюбили односельчане .Они обвиняли его в пособничестве белогвардейцам. Яков Сугак был старостой села Междуречка. По приказу Белогвардейцев объявил общий сбор. Белогвардейцы посекли собравшихся людей плетьми. Комиссар Красной армии приговорил его к расстрелу. По ходатайству родного брата расстрел заменили тюрьмой. Семью Сугака Якова раскулачили.»
Второй семьей, приехавшей в д.Уланово была семья Чекрыгина Якова. Затем стали приезжать Чирковы, Аверкиевы, Смоленцевы, Смирновы, Родыгины, Молчановы.
Дома строили на гари, потому что это было удобно: не надо расчищать место под новый дом, корчевать пни. Дороги между домами в привычном понимании не было, ходили тропками. Дома огораживали палисадниками. В палисадниках садили Черемуху, рябину и калину. Во время цветения этих кустарников аромат стоял на всю деревню. В Уланово стали съезжаться вотяки(удмурты) из маленьких деревнь Селиваново и Тайменка. .. Недалеко от деревни жители вотяки облюбовали рощу – кереметь. Из деревни Димитрова принесли земли и рассыпали. Осенью относили туда удмуры утку или курицу, или гуся и варили. Что дальше с мясом делали не знаю, рсских туда удмуры не пускали.[10]
Из электронной Википедии: «Кереметь - главная святыня удмуртов. Место под священную рощу выбирали тщательно, со знанием сакрального значения. Это священное место находится на взгорке между концом деревни и кладбищем. На керемети по сторонам света располагалась прямоугольная ограда с воротами на запад, посередине — дерево или столб. Если на учÿк должен был расти только дуб, то в центре керемети было любое дерево кроме дуба. Если в керемети было три входа, то с западного входа входили мăчавăр или кĕлĕ пуçĕ, старейшины деревни, мужчины и женщины; с северного входа в кереметь вносили жертвенное животное; с южного входа в кереметь заносили холодную воду. При образовании новой деревни с керемети материнской деревни для керемети новой деревни берется немного земли и воды, специальными обрядами приглашаются духи предков...»[11]
Уже к 1937 году кереметь утратило свое значение, и проведение обрядов прекратилось. Русские запомнили название кереметь, но ходить в рощу как-то опасались. Дети тоже ходили туда набегами, земляника там росла огромная, но собирать как-то боязно было.[12]
Уланово было построено вдоль речки Суразовка. Рядом с речкой каждая семья ставила бани, которые топились по- черному.
Для заработков жители деревни объединялись в артель и ехали на Кемчуг мыть золото.
В 1936 году артель стала государственной и получила название артель «Блюхера». От названия артели стали именовать и колхоз, который начали организовывать в деревне. Это название просуществовало не долго, уже весной 1938 года колхоз переименовали в колхоз «имени Чкалова», в связи с арестом Блюхера.
Из книги Чумаковой Татьяны Федоровны: «Первым председателем колхоза стал Чекрыгин Роман Яковлевич. Тех , кто не хотел вступать в колхоз арестовали и увезли в ачинскую тюрьму, это были: Чекрыгин Андрей Яковлевич, Аверкиев Захар Касьянович, Шкутник Нил, Дмитрий Аверьянович Уланов
Опасаясь ареста, уехал из Уланово Федор Дмитриевич Уланов. Но на него донесли, что он самопроизвольно распахал гарь и сеет хлеб. Федора тоже вскоре арестовали.»[13]
Роман Чекрыгин поехал в колхоз «Красная ветка»( деревня Спасовка) и уговорил жителей 7 дворов переехать в Уланово. Это были семьи Сташкевичей, Гвоздевых, Сиротовых. Переехавшие забрали с собой все колхозное имущество.
Чекрыгин был хорошим хозяином. Колхоз был богат. Производство деревни строилось на посеве хлеба. Держали свиноферму, птицеферму. В деревне было два табуна лошадей. И конечно, пасека, мед приносил ощутимый доход в казну деревни.
В 1938-9 году открывается школа. Первым учителем стал Смирнов Валерий
Гаврилович. Школьного здания не было, и школа размещалась в «Конторе». На первое
мая 1939 года он собрал учеников ( около 13 человек) и , взяв красный флаг,
распевая революционную песню «Мы наш, мы новый мир построим», в колонну по
два человека провел учеников по единственной улице Уланово. Это было
решение Междуреченского сельского совета. Этот случай запомнился многим
жителям, который заслышав шум, выглядывали в окна. «Надо же! Демонстрация».
Но воспоминания разнятся в деталях .
Из электронной Википедии: «Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе).
Было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.»[14]
В Уланово также организовали ликбез, куда обязали ходить всех неграмотных в возрасте от двенадцати до пятидесяти лет. ( По другим данным- у Чумаковой Т.Ф. «До 35 лет») Школа в Уланово состояла из четырех классов. Директора не было, но была заведующая школой Зинаида Никифоровна. Позже она вышла замуж за Юрпалова Афанасия Егоровича. И именно он добивался, чтобы школа включала в программу семь классов. И вот уже в 1954 году открылась семилетняя школа, директором которой был Юрпалов Афанасий Егорович. С 1955 по 1956 год Улановской семилетней школой стал заведовать Горбенко Николай Иванович.
Из Воспоминаний Демидовой Анны Васильевны « Когда директором Улановской школы работал Горбенко Н.И. вспоминается такой случай. Во время урока математики ко мне в класс свалился с чердака директор, как с небес спустился. Сначала все испугались, но после хохотали. Крыша здания прогнила.» [15]В 1956 году семилетнее образование возвратилось в Междуречку, а в Уланово осталось начальное.
К моменту начала войны в колхозе было два табуна лошадей, пасека, птицеферма, свиноферма, два стада коров, силосные ямы.
На войну забирали не только людей, лошади тоже служили, стали забирать лучших лошадей. На фронт жители сдавали зерно, масло.
По воспоминаниям Гвоздева Сергея Ивановича «На фронт забрали лучших лошадей. Остались клячи. На них и работали. Странно, но свиней тоже оставили, то ли боялись, что мясо испортится в дороге, то ли приказа не было. Я уже и не помню, но хорошо помню, что в конце войны свиньи еще были. Сначала мы возили сами масло и зерно в Еловку в заготзерно. Потом заготовители стали приезжать к нам в деревню.
Во время войны в Уланово строят мельницу на речке.
В 1943 году в деревню привозят танкиста после ранения и назначают на должность счетовода. Можно сказать, что при нем деревенские вздохнули свободнее. Из воспоминаний Гвоздева С.И. « Владимир Васильев был добрый человек. Он втайне от сельского совета Междуречки выдавал семьям хлеб, который должны были отправить на фронт. Конечно, уполномоченные доносили о нехватке хлеба в район, Васильева забирали, а через несколько дней он возвращался. Васильев обычно смеялся: н что они со мной сделают? Опять на фронт пошлют?
Делали еще так, засевали большие площади, а район докладывали о меньших, излишки прятали, потом делили по-честному».
Когда кончилась война, из 40 человек ( данные не уточнялись), призванных в Красную армию, не вернулось 26 человек: Аверкиев А., БелоусовВ., Гвоздев Н,.Гвоздев В., Гвоздев Е., Донгузов Т, Донгузов В,.Маштаков И., МолчановС., Петров К., Радыгин И. Радыгин Г., Смирнов П., Смирнов И., Сугак В., Сугак Н., Сугак И., Тимофеев И., Тимофеев П., Шарычев И. Шарычев П., Шкутник И., Шкутник М., Чекрыгин А., Чирков М., Юрпалов Е.
В декабре1947 года в Уланово вспыхнула эпидемия тифа. Из Бирилюсс вызвали двух медицинских работников врача Дергача Леонтия Никитовича и медсестру Бударину Ольгу. В Уланово не было больниц, но в соседней деревушке Междуречка находился медпункт, откуда фельдшер выезжал на вызов. Поэтому под больницу приспособили контору. Врачи прожили в Уланово до конца марта.
Из книги Н.А. Лактионовой « « По итогам работы за 1956 год пятеро колхозников из нашего района стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве . Среди них и житель деревниУланово Павел Матвеевич Белоусов.»
Из воспоминаний Лобастовой Н.Я. « Павла Матвеевича несколько раз отправляли в Москву на ВДНХ, но он не поехал, не на что было. За хорошую работу ему дали премию . А он взял и купил еще ульев много, наверное 40-50, точно не помню. И вы думаете куда дел? Колхозу подарил! А у самого семья –шесть детей!»[16]
А вот моему деду Леконцеву Семену Ивановичу в 1975 году удалось побывать на ВДНХ за отличный урожай меда. Ему выдали свидетельство
Из книги Н.А. Лактионовой «Поставьте памятник деревне» :
В 1958 году в Уланово пригнали трактор из деревни Кочетат. Мужики долго не соглашались на технику. Подключили к агитации учителей. Мужики два часа объясняли трактористу как пахать, как настроить плуг. Но когда он начал работать –обрадовались: хорошо пашет!» Когда Юрпалов Афанасий Егорович становится у власти начинается расцвет деревни он строит школу, . [17]
«В ноябре 1958 года приступили к оформлению документации по строительству железной дороги Ачинск – Абалаково. Она должна была пройти по территории трех колхозов: им. Чкалова, им. Жданова и им. ХIХ партсъезда.»[18]
Однако в связи с строительством железной дороги, работать стало почти некому: вся молодежь на стройке! Он решает закрыть нерентабельное производство: кроликов, кур, овец. Его исключают из кандидатов партии, снимают с должности и даже запрещают преподавать в школе. Семья Юрпаловых уезжает.
Свадьба Лидии Маштаковой, в центре Агафья Гвоздева
Из книги Н.А. Лактионовой «Поставьте памятник деревне»[19] : «Тормозом в развитии служили техническая неоснащенность и отсутствие электрификации. Натупающий 1960 год Уланово встретило с надеждами –провели электричество» .
Как колхоз Уланово прекратил свое существование в 1979 году.
На высоком берегу речки Суразовки в 1907 году появилась небольшая деревушка Панково.
Откуда появилось такое название? Возможно, от потомков поляков, переселенных глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.
В деревне Панково действительно жила семья Панковых, которые уехали в г. Ачинск
Как и все переселенцы, люди ставили дома, корчевали под пашню таежные гари.
Первые жители появились в 1907 году семья Смоленцевых: Егор Григорьевич-глава семьи, Евгения Афанасьевна-его жена и четыре дочери-Васса Георгиевна, Мария Егоровна, Лилия Георгиевна и Екатерина Егоровна. Затем стали приезжать другие семьи: Колучины, Котовы, Усковы, Курбатовы, Ажимовы, Ануфриевы, Овчинниковы, Шарычевы, семья Смоленцева Ивана-брата Егора, Ажмяковы, Поторочины, Агафоновы, Логиновы, Улановы, Озинник, Родыгины, Марченко, Ткачевы, Маленьких, Васильевы и др[20]
Колхоз в деревне Панково не организовывали из-за небольшой численности населения. К 1937 году насчитывалось 13 дворов единоличников.[21]
В 1937 году из Больше-Улуйского района переезжает семья Озинник, у которой было задание начать создание пассеки для Больше-Улуйского колхоза. Петр Степанович Озинник был смотрителем пассеки, а его жена Анна Артемовна была устроена сторожем. Семья поселилась не в самой деревне Панково, а за несколько километров. Больше-Улуйский колхоз выделил им улья с пчелосемьями и деньги на строительство колхозного дома, где проживают пасечники, и омшаника, где пчелы зимуют.
В нескольких километрах от деревни располагались пасеки жителей. Деревня Панково относилась к Междуреченскому сельскому совету, поэтому административных зданий - школы, фельдшерского пункта, в деревне не было.
Дети деревни Панково получали образование в деревне Уланово в начальной школе. На начало 1941 года было в Панково около 15 детей.
Расстояние до школы составляло около трех километров по лесу.
Из воспоминаний Озинник Клавдии Петровны.: «Из дома мы уходили на неделю и возвращались только на выходные – взять продуктов и одежду. Неделю учебы я жила в семье Улановых (наша семья была в хороших отношениях с ними). Мы с подружкой и ее братом ходили домой, в деревню, всегда вместе: брат подруги – на лыжах, а мы – вставали к нему сзади на лыжи и так добирались, полпути она, полпути я.
В Уланово до войны была только начальная школа с1 по 3 класс. Учительницу звали Зинаида Никифоровна, она жила в здании школы, вместе с ней жила еще одна учительница. Школы семилетки были в Междуречке и Петровке. Родители редко отправляли детей продолжать образование.
О начале войны жители деревни узнали от нарочных, первым был демобилизован в красную армию в начале июля 1941 года Петр Степанович Озинник, потому что он был колхозником Больше-Улуйского района. За ним на лошади приехал Михаил Яковлев и повез в Еловку. Отца провожала дочь Кланя – она забралась на крышу дома, чтобы дольше видеть подводу с отцом.
Так как пасечника забрали на войну, его семья была вынуждена оставить казенный дом и переселиться в маленькую избушку рядом с пасекой. Место пасечника занял Ткачев, а его жена стала сторожем на этой пасеке. Так что Анна Артемовна Озинник осталась с тремя детьми без средств существования и без работы. А вскоре, в 1942 году, она получила похоронку на мужа.
В 1942 году в Панкове начинается эпидемия тифа. В семье Озинник заболела Клавдия и ее сестра. Лечить было нечем, из лекарств только мед. Клавдия выжила, а ее сестра нет. Жителей навещает фельдшер из деревни Междуречка, но какое-нибудь медикаментозное лечение оказать не может, потому что нет лекарств. Данных о том, сколько человек погибло во время тифа- нет.
Письма с форнта в деревню Панково тоже не приходили. Все письма доставляли в Уланово, а уже жители передавали с кем-нибудь.
Интересен такой факт: Как правило, письма доставляли в крайний дом Якова Сугака. Семья Сугаков первой знакомилась с содержанием письма, а потом новости рассказывали всей деревне. К вечеру у Сугаков собиралось почти все Уланово и письма перечитывали по многу раз.
Зимой 1941-43 года в Панково появляются первые дезертиры. Они чувствуют себя свободно. По воспоминаниям Клавдии Петровны Озинник, они ходили небольшими группами по селу, держа ружья и винтовки, опущенными к земле. К матери Клавдии Петровне, Анне Артемовне, дезертиры приходили несколько раз, потому что у ее мужа была винтовка. Мать испугалась прихода дезертиров и сказала, что винтовку забрал свекор – Озинник Степан, который проживал в Кытате (он там содержал колхозную пасеку). Дезертиры отправились туда. Степан Озинник сказал, что винтовку разобрал, а из ствола сделал трубку для самогонного аппарата. Со словами: «Ты, дед, нас не видел, мы тебя -тоже!» – они исчезли.
Для поимки дезертиров отправлялись нарочные из Еловки и из Чипушево. Однако об облаве все узнавали заранее. В дни облав детей из деревни Панково в школу не пускали, потому что идти надо было по тайге. И жители деревни старались меньше выходить на улицу – было опасно, потому что стреляли.
Опрошенные нами жители стараются не называть фамилии дезертиров, ссылаясь на плохую память и давность времени.
Однако, мы узнали прозвище одного из них Панок (или Панков). Старожилы отмечают, что особой удачливостью отличался Панок (Панков): его три раза ловили, однако по дороге к месту заключения он все время сбегал, не доезжая до Чипушево. Когда в четвертый раз организовали облаву, он находился в деревне Панково у своей невесты, ему не удалось уйти, и его расстреляли прямо во дворе дома, хотя он поднял руки и сказал, что безоружный и сдается. Тело приказали захоронить невесте.
В 1946 году в деревне Панково появился колхоз «Победа», который входил в Междуреченский район. Колхоз был назван в честь победы в Великой Отечественной войне.
Первым председателем колхоза был Усков Григорий Андреевич, Представителем ревизионной комиссии колхоза был Степченко Степан Ильич.
На территории деревни Панково с 1940 по 1949 год располагались: конюшня, овчарня, зернохранилище, кузница, молотилка простая,
На балансе колхоза значились: сушилка, станки, плуги-3 штуки, бороны-4, было 3 повозки, 6 конных саней, 8 сбруй, одни весы и одна веялка.
В колхоз «Победа» в 1946 году вступило 13 дворов колхозников,
в 1947 – 16,
в 1948 – 17.
Трудоспособных колхозников в 1946 – 29,
в 1947 – 32,
в 1948 – 37,
в 1949 – 35.
Детей-подростков в 1946 – 10,
в 1947 – 13,
в 1948 – 6 и в 1949 – 4.
Лошадей 1946 – 3,
1947 – 2,
1948 – 3 и в 1949 – 4.
Коров в 1946 – 1,
в 1947 – 9, в 1948 – 12 и в 1949 – 15.[22]
[23]
В 1946-1949 г. увеличивается число овец и пчелосемей. На подворьях колхозников появляются свиньи и куры, однако, колхозники в усадьбе их не держат, они держат их на заимках, из-за больших налогов на домашнее хозяйство. Сеяли рожь, ячмень, овес, гречку, лён, горох, картофель.
Не смотря на громкое название колхоз «Победа» не справляется с государственным планом, о чем свидетельствует расписка, что колхоз имеет задолженность больше двух тысяч рублей. Денежные доходы в 1946 году не превышали и трехсот рублей, а в 1947-1949 гг. доход превышал тысячи рублей.
В начале 1951-53 года в деревне Панково начала свою работу начальная школа, которая была открыта в частном доме.
В 1958 году проходит укрупнение колхозов колхоз «Победа» расформировывают и объединяют с улановским, новый колхоз получает название «Имени XIX пратсъезда»
Жить в деревне становится непросто: нет электричества, нет почты, нет больницы, закрывают начальную школу. Жители начинают разъезжаться.
Кто в Петровку, кто в Уланово, кто в Междуречку.
Вскоре начинается строительство железной дороги Ачинск-Абалаково, многие жители начинают вербоваться на стройку- там платят деньги. А в деревне –трудодни.
Жизнь в Панково замирает.
В марте 1958 года приступили к оформлению документации по строительству железной дороге Ачинск – Абалаково. В колхозах Междуреченского сельсовета проводятся общие собрания колхозником, где рассматривается вопрос об отчуждении земель в пользу строительства железной дороги. Она должна пройти по территории трех колхозов: «имени Чкалова», «имени Жданова» и «имени XIX партсъезда». Колхозники дают свое согласие.
Наблюдается новая реорганизация в системе народного образования. Открывается начальная школа при железнодорожной станции Междуреченская ( С. Суриково), основанием для этого послужило то, что в поселке проживает 55 детей школьного возраста, до ближайшей деревни пять километров. Дирекция строящейся дороги Ачинск - Абалаково предоставляет для школы помещение, жилье для учителей, обязывается обеспечить школу топливом.
С появлением на карте новых поселков Суриково, Рассвет, а также таких организаций, как Пировский леспромхоз, СМП – 196 мехколонна – 21, стройуправление-39, дороги района подвергались постоянному испытанию. Обилие транспорта в этих организациях в полной мере послужило выводу из строя шоссе, соединяющие населенные пункты Орловку, Междуречку, Рассвет. Поэтому райисполкомом выносится решение о привлечении коллективов вышеупомянутых организаций к ремонту и отсыпке дорог, руководители же строительных и лесопромышленных организаций не спешат выполнять распоряжение районного исполнительного комитета, за что получают солидные штрафы, пополняющие районный бюджет.
14сентября 1979 года на заседании райисполкома утверждается решение «Об объединении сельсоветов». Происходит слияние Междуреченского и Суриковского Советов народных депутатов. Решено название новому сельскому Совету оставить Суриковский, с центром в поселке Суриково.
В Суриково начинают перевозить дома из Уланово, Панково, Междуречки, Суразовки, Димитрово.
[1] Бабушка и дед Наливайко Александр Иванович и
Валентина Семеновна с мамой
[2] Газета «Вести» К 80 – летию Большеулуйского района.
20 марта 2004 г. Статья: «Откуда пошли удмурты?» Автор: Т. Чумакова, учитель
Кытатской средней школы
По другой версии, более правдоподобной тракт был от Ачинска до Большого Улуя и
до деревни Петровка
[3] Корепанова А.П.(удмуртка)
[4] основывается на воспоминаниях жителей деревни
Уланово Лобастовой Надежды Яковлевны, Бурень Владимира Леонидовича, Демидовой
Анны Васильевны, Гвоздева Николая Ивановича, Гвоздева Сергея Ивановича.
[5] Моя бабушка Леконцева Анастасия Тимофеевна
[6] Книга «Поставьте памятник деревне» Автор:
Н.А.Лактионова
[7] Из воспоминайний моей
бабушки Наливайко Валентины Семеновны
[8] Газета «Вести» К
80-летию Большеулуйского района 27 марта 2004г. Автор: Т.Чумакова
[9] Газета «Вести» К 80-летию Большеулуйского района 27
марта 2004г. Автор: Т.Чумакова
[10] Из воспоминаний Гвоздева Сергея Ивановича.
[11]
ru.wikipedia.org
[12] Из воспоминаний Поповой (Гвоздевой) Галины
Сергеевны
[13] Газета «Вести» К 80-летию Большеулуйского района
27 марта 2004г. Автор: Т.Чумакова
[14]
ru.wikipedia.org
[15] Воспоминания храняться в Суриковской школе в
рукописной летописи
[16] Свидетельство участника высавки ВДНХ Леконцева
Семена Ивановича( из личного архива моей семьи)
[17] Свадьба Лидии Маштаковой в центре Агафья Гвоздева
[18] Лактионова Н.А.Поставьте памятник
деревне.-Красноярск, 2004
[19] Лактионова Н.А.Поставьте памятник
деревне.-Красноярск, 2004
[20] По данным Архива Бирилюсского района
[21] Выписка из фонда Архива Бирилюсского района
[22] Выписка из фонда Бирилюсского Архива
[23] Выписка из фонда Бирилюсского Архива
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»