Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

И ещё раз про любовь


КОПЬЁВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АВТОР:
Чернов Семён Алексеевич
с. Копьёво, МБОУ «Копьёвская сельская средняя
общеобразовательная школа», 9 класс

РУКОВОДИТЕЛЬ:
Андрианова Лидия Васильевна –
учитель истории высшей категории,
Хрипакова Марина Леонидовна –
зам. директора по воспитательной
работе МБОУ « Копьёвская сельская средняя общеобразовательная школа»

С. Копьёво, 2014 г.

Оглавление

1. «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
2. И ещё раз про любовь.
1) Прадедушка Хрысантий Демидович Ошаров.
2) Женитьба председателя сельсовета на дочери
зажиточного Евдена Иванова.
3) Ссылка в Томскую область в с. Узень.
4) В войну и после неё.
5) Из жизни моих бабушек и дедушек.
6) Моя семья.
3. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит.
Приложение

Родословная семьи Черновых по линии отца и матери (составлена мной)

Родословная семьи Черновых, составленная моей сестрой Полиной в её представлении о семейных узах, основанных на взаимной любви

Любовь - это неведомая страна, и мы все плывём туда
каждый на своем корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль своим собственным путём.
М. Пришвин.

1. «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

В художественной и научной литературе раскрываются разные формы любви, особенности этого всеобъемлющего чувства. Земная любовь многолика. Это чувство предполагает и ответственность, и заботу, и уважение, и знание другого человека, желание ему помочь. Именно о такой любви говорится в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
С разговора о любви, настоящей, человечной, я начал свой реферат не зря. Именно любовь двигала поступками моих предков, моих родителей, помогала выживать в самых трудных обстоятельствах. Она была выше всего, что происходило вокруг них.

2. И ещё раз про любовь.

1) Прадедушка Хрысантий Демидович Ошаров1 .

В сибирской тайге, Красноярского края Идринского района, среди густых еловых лесов есть деревня под названием Зезезино. В этой деревне когда-то жила семья моего прапрадедушки, крестьянина-труженика. Ошарова Демида Илларионовича. Была у него жена Валентина и пятеро детей. Старшим ребёнком в семье был сын Хрысантий (мой прадедушка), рождённый 1 апреля 1900 года, затем шли Василий, Демьян, Тихон и младшая сестрёнка Устинья.

Хрысантий в дошкольном возрасте уже помогал родителям по хозяйству - летом что-то делал на покосе, к концу лета осенью вместе с отцом в лес то на охоту ходили, то дрова на зиму заготавливать, а возили на единственном коне, который был незаменимым помощником для столь большой семьи. Когда же Хрысантий стал ходить в школу, его стали заменять по работе Василий и Демьян. Но учёба старшего сына долго не продлилась, ему довелось проучиться всего два года, три последних месяца из которых он доучивался в церковно-приходской школе, находящейся в соседней деревне. И на этом учёба закончилась.

В дальнейшем жизнь его повернулась не в лучшую сторону. Теперь, в свои десять лет ему приходилось работать ещё больше, чтобы семья жила в достатке; вместе с братьями и отцом нужно было добывать орехи, пушнину и продавать всё заезжим к ним в деревню закупщикам из города. Пока сыновья были с отцом то в лесу, то на покосе, мать сидела дома с недавно родившейся Устиньей, которой был всего месяц от рождения. Когда девочка спала, мать успевала и на огороде всё сделать, и в доме прибраться, хотя, что там убирать, в доме только и было, что один деревянный стол, лавки, печь, на которой спали дети, и самодельная деревянная кровать для родителей, на полу были постелены холщовые дорожки. Самый младший из братьев Тихон, когда ему было всего полтора года, заболел корью, и как ни старались его лечить, ничего не помогло. Мальчик, мучаясь и страдая, умер через пять дней. Отец сам сделал для сына гробик, положив в него Тишку (так ласково называли его домашние), похоронили его на кладбище, посадив подле могилки маленькую берёзку.

Хрысантий в 17 лет попал на гражданскую войну и был зачислен в ряды Красной армии. В ходе войны, армия, в которой находился этот юноша, гнала войска Колчака, вскоре успешно разгромив их. Но эти сражения принесли урон здоровью Хрысантия, он был серьёзно ранен в ногу, что и повлекло за собой ампутацию конечности чуть выше колена.

Вернувшись с войны, домой на костылях, он увидел, что его бедная мать была готова на руках носить своего сына за то, что вернулся домой живой. Отец Хрысантию сделал деревянный протез для ноги, и сын, как и прежде, стал ходить, но уже без костылей, а по походке было заметно, что он хромает.

До 1933 года Хрысантий работал в колхозе простым рабочим. Благодаря его стремлению помочь улучшить сохранность и качество зерна зимой и количество сборов осенью, Хрысантия заметили и предложили стать председателем сельского Совета, при этом он мог бы управлять всем, что есть в деревне. И Хрысантий решился на то, чтобы попробовать себя в новом деле. С первых дней, конечно, было тяжело всем распоряжаться, делать правильные шаги для развития и процветания колхоза, но он всё-таки добивался того, что задумывал. Люди любили его, доверяли ему как себе, и у них было полное взаимопонимание в решении того или иного дела

2) Женитьба председателя сельсовета на дочери зажиточного Евдена Иванова 2.

В этой же деревне жила семья зажиточного крестьянина Евдена Иванова. В его семье было тоже пятеро детей, как и у семьи Демида Ошарова. Старший сын Лазарь был на три года старше моей прабабушки Марфы, затем сестра Валентина, брат Андрей и младшая сестра Матрена. Так как семья Ивановых была хорошо обеспечена, то дети ничем, практически, не занимались, только бегали, играли, им не нужно было работать так, как в то же самое время работали сыновья из семьи Демида. Но в одном дети преуспели - они все учились в школе, но не все её закончили. Один брат Андрей окончил семилетнюю школу, а после выучился в техникуме. Марфа, проучившись пять лет, сидела дома, помогая матери по хозяйству: доили коров, пасли гусей и овец, варили обед, стряпали разные сладости.

Когда же управление страной перешло в руки Советской власти, и начали создаваться колхозы, а людей стали гнать на работу, в это время для семьи Евдена Иванова начались трудные дни. Все рабочие, которые работали на него, ушли работать в колхоз, так как у них ничего не было: ни дома, ни хозяйства, и, уходя, они ничего не теряли, даже, наоборот, в дальнейшем приобрели. Сам же Евден не хотел идти в колхоз работать и запретил это своим уже взрослым сыновьям. Если бы работали, то пришлось бы половину своего хозяйства отдать для работы в колхоз, ведь у Евдена было много всего: и кони, и коровы, и овцы, богатая утварь была как для хозяйства, так и для дома: комолы, стулья, столы с резными ножками, кровати, украшенные красивыми козырьками и многое другое. Самого же Евдена признали кулаком и должны были раскулачить. Но тут в это дело вмешался председатель сельского Совета Ошаров Хрысантий Демидович, так как ему нравилась старшая дочь Евдена Иванова Марфа. Если Хрысантий работает председателем, то он может помочь своей любимой и её семье, чтобы их не раскулачили и не сослали.

Марфе же этот человек был не особо симпатичен, но деваться было некуда, пришлось соглашаться на его условия.

Свадьба была по всем правилам и обычаям. Сначала приехали сватать Марфу - на лошадях, но по-тихому, чтобы народ особо не баламутить, а уж свадьба и не свадьба была, а какой-то всемирный праздник устроили на всю деревню. Жених, по обычаю, приезжает за невестой и платит за неё выкуп, далее молодые, на тройке запряжённых, красиво украшенных лентами, колокольчиками, лошадей едут в церковь, чтобы помолиться и зажечь там свечи. В течение всего дня песни, пляски, гулянки, поздравления, подарки, а на следующий день продолжение «банкета».

Родители молодожёнов купили здесь же в деревне им домик однокомнатный, что-то из мебели досталось от родителей, что-то потом сами покупали. Хрысантий по-прежнему работал председателем сельского Совета, и у него ладилось и на работе, и дома. Марфа стала заниматься домом, завели кое-какое хозяйство: коровёнку, лошадёнку да курочек.

3) Ссылка в Томскую область в с. Узень 3.

Через год Марфушка стала мамой. Своего первенца они назвали в честь отца Хрысантия Демидом. Теперь молодому папе приходилось чаще бывать дома, помогать жене по хозяйству или сидеть с ребёнком. Но такому человеку, с такой работой нужно было заниматься работой, обеспечивать всем необходимым колхоз и людей для работы в нём. Поэтому Хрысантий приходил домой поздно и очень уставший, а с ребёнком Марфе помогали сидеть бабушки и дедушки.

Молодая семья жила в однокомнатном домишке ещё два года, а потом, подкопив денег, купила двухкомнатный дом, к тому же у Марфы родилось ещё два ребёнка-близнеца: мальчик и девочка - Виктор и Галина, поэтому места в домике с одной комнатой стало мало. Не успев переехать со старого места на новое, Марфа потеряла первого сына Демида, которому было уже три года, он умирает неизвестно из-за чего - это так и не было установлено. Мать, у которой умер ребёнок, да ещё и маленький, не могла долго спать спокойно: ей часто снилось, как она и маленький Демидка бегали по зелёному лугу и играли, от этого она в ужасе и слезах просыпалась среди ночи и не могла больше уснуть до рассвета.

Но тут случилось то, что чуть не произошло до женитьбы. Хрысантий продолжал работать председателем уже пять лет, он начал замечать, что у него ухудшается зрение, ведь ему приходилось работать с бумагами каждый день, что-то подсчитывать, подписывать, составлять какие-то планы, договоры и т.д. - это всё утомительная работа для глаз. Но он никак не решался съездить в город и провериться у врачей. В последствии Хрысантию пришлось оставить свой пост и передать другому человеку, который приехал из города и ранее работавший тем, кто раскулачивал и ссылал в ссылки кулацкие семьи.

Теперь, когда он узнал о том, что семью Евдена Иванова раньше не раскулачили только потому, что ему помог в этом зять Хрысантий Ошаров, решил вновь заняться этим делом. Председатель донёс об этом в нужные органы в городе, и через несколько дней к Евдену прибыли люди в военной форме. Вся семья была ошеломлена, жили спокойно и обеспеченно, а теперь у них всё отняли и сослали в Томскую область, станция Тайга, село Узень. Здесь же осталась только Марфа, т.к. уже была замужем, а все остальные: два брата и две сестры были сосланы вместе с родителями.

Там, где теперь пришлось жить родным Марфы, им всё пришлось начинать заново, хорошо только то, что Ивановы быстро подружились с местными жителями, людьми отзывчивыми и добродушными. Они помогли построить дом и все надворные постройки, из вещей и мебели было то, что успели захватить с собой, но теперь дом был не такой как раньше заставленный богатой утварью, он больше напоминал пустой домишко, с нищенской обстановкой. Здесь в возрасте 18-ти лет умирает младшая сестра Матрёна. Больше ничего Марфе было неизвестно. Но иногда мать ей писала письма о том, какие хорошие люди живут в этом селе, помогают им во всём. А Марфушка со слезами на глазах читала эти письма и сразу же писала ответ матери.

4) В войну и после неё 4.

В 1943 году, когда уже шла ВОВ, родилась моя бабушка Нина. Всего же у Марфы Евденовны родилось десять детей, но в живых осталось только шестеро: Виктор. Геннадий, Нина, Николай, Екатерина и Леонид. Леонид умер, когда пришёл с армии, попав под колёса трактора. А те четверо умерли ещё в детстве - Демид, про которого я писала выше, Анфиса, Анна и Устин, но моя бабушка их даже и не помнила.

Во время войны в селе был голод, всё, что доставалось от хозяйства, шло в помощь другим голодающим, у которых вообще ничего не было. Бабушка рассказывала, что, порой, до того доходило, что приходилось варить крапиву, лебеду, копать корни, чтобы не умереть с голода. Некоторые же люди всё-таки умирали от недостатка пищи. Женщинам приходилось самим обеспечивать себя топливом на зиму и кормом для скота, т.к. почти все мужчины ушли на фронт, а в деревне остались только одни старики и дети. Ездили в лес, сами валили деревья, распиливали и на конях развозили по домам. Женщины ухаживали не только за своими маленькими детьми, но также помогали, чем могли, престарелым людям, у которых сыновья оказывались на войне.

Но всё-таки на войну шли и женщины тоже, чтобы сражаться за свою землю, за свою Родину. Женщины использовались везде: в полевых госпиталях, были разведчиками, пулемётчицами и даже летали на самолётах, обстреливая вражеский фронт. Так, например, несколько молодых девушек из деревни ушли на войну - две из них были в разведке, остальные лечили раненых солдат в полевых госпиталях. Одна из девушек, служившая в разведке, была замечена немецкими солдатами, и при попытке убежать её просто расстреляли. После того, как её пожилая мать узнала из телеграммы, присланной с фронта, о смерти своей дочери, её сердце не выдержало, ведь кроме дочери у старушки никого больше не было.
Хоть моя бабушка в то время была маленькой, ей так или иначе рассказывали про жизнь во время войны, какой адский труд женщины выполняли без мужей, чтобы остаться в живых.

5) Из жизни моих бабушек и дедушек 5.

Когда бабушка подросла и пошла в первый класс, её старший брат Виктор уже в свои 15 лет работал в колхозе, ему доверяли работать на тракторе. В селе была только младшая школа с 1-4 класс, закончив 4 класса, бабушке пришлось ездить в с. Никольское, находящееся в нескольких км. от Зезезино. Ездили на коне, садилось на телегу до 15 человек, 1 сопровождающий, а вечером также возвращались.

Когда бабушка закончила 7-летнюю школу, ей было всего 14 лет, дальше она никуда не пошла учиться, да ей и не хотелось отрываться от дома. В возрасте 16 лет пошла работать в колхоз дояркой. На одного человека приходилось по 15-20 дойных коров. Пришлось привыкать вставать рано утром, идти на работу, а поздно вечером возвращаться домой и уставшей без чувств падать на кровать и засыпать.

Время шло, а Нина все работала на коровнике. Молодая, красивая девушка нравилась многим парням, но не многие нравились ей. Как бабушка рассказывала, она дружила со многими, но голову не теряла, если один парень чем-то не понравился, все, на следующий день уже с другим гуляет. Но это длилось не долго. Стал к Нине приезжать красивый парень из соседнего с. Никольское, а звали его Александром. Сам Александр в 1941 году, когда ему было два года, вместе с родителями, тремя братьями и ещё двумя сестрами бежали от войны из Смоленской области в Сибирь, в Идринский район, в с. Никольское. Здесь и осели. Отец Александра Кузьма был потомственным пчеловодом, и он стал работать в Никольском колхозе - разводить пчёл. Сын Александр пошел по стопам отца. Через два месяца, после знакомства с Ниной, Саша решил жениться на ней. Поговорив дома с родителями, на следующий день он решил ехать свататься. Родители моей бабушки встретили будущего зятя хорошо, потому что ни разу, сколько их дочь дружила, никто еще о свадьбе не говорил. Да вдобавок ко всему Саша очень понравился родителям Нины своим характером, внешностью, душевной открытостью. Недолго думая, единогласно решили устроить свадьбу осенью 7 ноября. А пока еще только была середина августа, время, когда уже пора заниматься заготовками на зиму: сборами орехов, грибов и ягод. Но время пролетело быстро.

Свадьбу отпраздновали скромно. Да и зачем столько шуму создавать из-за ничего - решили они. Некоторые пары и без свадьбы живут хорошо. Так и мои бабушка Нина и дедушка Саша, посидели вечером семьями, поговорили, спланировали, где и как будут жить молодые, и разошлись.

Дед Саша с самого детства был трудолюбивым, любил что-то строить, пилить, строгать. Он сам построил дом себе и своей семье. Через год бабушка родила сына, и назвали его в честь отца Сашей. А еще через 5 лет родилась моя мама - Наташа. Саша учился в школе нормально, окончив школу, поступил в Черногорский горный техникум на шахтера-горняка. Познакомился со своей будущей женой Ниной, у которой от первого неудачно сложившегося брака был сын Саша. Женился и остался жить в Черногорске. Через год у т. Нины родилась дочь, назвали Кристиной. Когда родилась Кристина, д. Саша заканчивал 3 курс. После техникума, когда он проработал два года по специальности, д. Саша был убит. С тех пор уже прошло почти 24 лет, и до сих пор убийцу так и не нашли, кто-то говорил, что видел, как двое людей душили кого-то на пустыре, а может и не его. Даже если кто-то и знает, кто убил д. Сашу, то все равно не сказал бы, опасаясь за свою жизнь. Похоронили его гам же, в Черногорске. Саша и Кристина сейчас уже взрослые, Александр окончил Абаканский политехнический институт, а Кристина сначала окончила техникум в Черногорске, а потом тоже, как и Саша, политехнический институт по специальности электроэнергетик в Абакане. Замужем.

6) Моя семья.

Моя мама училась в школе хорошо, окончив 4 класса в Зезезинской школе, она уехала доучиваться в школу-интернат в Идру. Оттуда на выходные детей привозили на автобусе. Школу закончила на все 4. В 16 лет поступила в Красноярский сельскохозяйственный институт на ветеринарного врача, через год познакомилась с моим папой Черновым Алексеем Петровичем, он учился на 3-ем курсе того же института и тоже на ветврача.

Сам же папа и его родители жили в с. Сарала, что в 50-ти км от нашего села Копьево. Ещё у папы есть родные брат Андрей и сестра Анна. Андрей живёт на севере, а Анна на востоке рядом с Владивостоком. Папины родители Тамара Григорьевна и Петр Исаевич всю жизнь прожили в Сарале . Бабушка кем только ни работала: и в сельсовете, и воспитательницей в детском садике, даже окончила Абаканский техникум бухгалтеров и работала в магазине. Дедушка до 70-ти лет работал гидрометнаблюдателем на Саралинском посту, и некоторое время бабушка с ним тоже работала. Сейчас деда и бабы уже не стало.

Мама и папа познакомились в июне 1986 года, мама тогда только первый курс закончила, подружив всего лишь наделю, решили пожениться. Свадьба состоялась 8 августа этого же года, маме оставалось до 18-тилетия два месяца, а папе уже было 23 года. Поженились в Сарале. 1 мая 1987 года родилась Полина, в Красноярском роддоме. Родителям было тяжело одновременно учиться и её растить. Когда она подросла, с ней сидели мамины и папины друзья, у которых было свободное время, брали с собой на учёбу или отправляли к бабушке в Саралу. Но в Сарале она жила чаще и дольше. Даже сейчас родители говорят, что её вырастили не они, а баба Тома и деда Петя.
В 1988 году папа, закончив институт, получил высшее образование и приехал сюда, в с. Копьёво, устраиваться на работу в совхоз «Орджоникидзевский». Здесь ему дали квартиру (в которой до сих пор и живём) и работу. Мама сюда приехала в 1990 год, тоже сразу после окончания института. Устроилась на работу в п. Копьёво на ветеринарную станцию, где по сей день и работает.

В 1998 году мама родила меня, Сёму. Я уже заканчиваю 9-й класс Копьёвской сельской средней школы. После окончания основной школы хочу поступать в городе Красноярске, а куда, пока ещё не определился точно.

3. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит.

Баба Нина и деда Саша переехали сюда в 1993 году. Бабушка стала работать здесь телятницей в совхозе «Орджоникидзевский». Всего за всю свою жизнь она проработала на этой работе 35 лет, и она страдала оттого, что не могла ходить: говорила, это потому случилось, что всё время, хоть лето, хоть зима, приходилось ходить в резиновых сапогах. Особенно зимой, когда морозы трещат. Мёрзли ноги и руки, а в старости это всё отразилось на здоровье. Деда Саша здесь продолжал заниматься пчёлами, у него их было семей десять, и одновременно работал сторожем на зернотоке. В 1996 г. дедушки не стало, он умер в больнице от сердечного приступа. Мама рассказывала, что дед всегда хотел умереть лёгкой смертью, чтобы не мучиться, так и получилось.

Бабу Тому и деда Петю перевезли к нам только два года назад. Купили им квартиру рядом с нашим домом. Баба целыми днями что-то шила, вязала, кроила. Деда тоже без работы сидеть не может; сразу, как переехали, его полдня нельзя было увидеть, так как он на коне объезжал все окрестности «знакомился с природой». Они чувствовали себя в д. Копьёво, как дома. Но теперь и эта баба умерла, а дедушку забрали жить к нам.

В заключении я хочу привести слова Л. Фейербаха: «Где нет любви, там нет и правды. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же». Только любовь способна на самопожертвование, это подтверждает моя родословная. Слова Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я...» выражают идею кровного и духовного родства людей, связанных одной нитью. Этой ниточкой является моя родословная. Но и не только она: «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей». Любовь - это самое крепкое человеческое чувство, помогающее преодолевать все жизненные препятствия, испытания и невзгоды, такой вывод я сделал из истории жизни моих близких.

Библиография

1. Воспоминания моей бабушки Нины Хрысантьевны.

2. Воспоминания дедушки Петра Исаевича Чернова.

3. Воспоминания моей мамы Натальи.

4. Маугли. Р.Киплинг.

5. Из семейного архива. Приложение.

 

Приложение (PDF)


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»